Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Елена Александровна Морозова-Винникова

Представлены материалы по рейтинговой системе оценки знаний обучающихся.

http://praktika.direktor.ru/archive/2013/3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.pptx61.25 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc38 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рейтинговая оценка знаний обучающихся Автор: Елена Александровна Морозова, учитель химии и биологии МБОУ Конзаводской СОШ. Высшая квалификационная категория 2015 год

Слайд 2

Требования к оцениванию результатов деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Введение Федерального государственного стандарта основного общего образования предполагает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию, то есть необходимы новые системы оценивания. Новые системы оценивания должны быть критериальными , заранее известными и педагогам и учащимся. В процессе контрольно-оценочной деятельности ученики должны приобретать навыки и привычку к самооценке.

Слайд 3

Задачи, которые позволяет решить рейтинговая система оценивания Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка; Позволяет объективно оценить достоинства каждого; Подталкивает ученика к научной, исследовательской деятельности; Стимулирует развитие ребенка.

Слайд 4

Что такое рейтинг? Рейтинг – числовой показатель успешности ученика. Система оценки накопительного типа, которая отражает рост ученика, его педагогическую и психологическую характеристику. В основе рейтинговой системы оценки знаний лежит система мотивационных стимулов, позволяющая ученику самостоятельно определить, как глубоко изучать тему, когда проходить тот или иной вид контроля.

Слайд 5

Использование рейтинговой системы при изучении химии в 10 классе Весь учебный материал разбивается на блоки. В течение времени, отведенного на изучение блока, ребенок сам определяет сроки прохождения контроля. По каждому виду контроля ученик получает определенное количество баллов, которое потом переводится в оценку. В каждом блоке выделены обязательные оцениваемые виды деятельности: домашняя контрольная работа, терминологический минимум, комбинированный зачет, релейная контрольная работа. Перед каждой темой называются примерные темы проектных, исследовательских работ, которые ученик может выполнить по данному блоку.

Слайд 6

Организация учебного процесса при рейтинговой системе оценивания Используется блочно-модульная система подачи учебного материала; Разрабатывается технологическая карта блока, в которой указаны сроки изучения материала, виды деятельности, сроки проведения промежуточного контроля; До сведения учащихся доводится шкала перевода баллов в отметку.

Слайд 7

Учет знаний обучающихся при рейтинговой системе В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.

Слайд 8

Технологическая карта блока «Теория строения органических соединений» № п / п № урока Дата Тип урока Вид деятельности Макс. число баллов Штрафные баллы ДЗ 1 1 Лекция. Введение. Теория строения органических соединений. конспект 5 баллов на уроке 2 2 Семинарское занятие по теме «Теория строения органических соединений». устный ответ 3 балла за ответ на уроке 3 3 Семинарское занятие. Решение задач. устный ответ решение задач терминологический минимум 3 балла 3 балла 5 баллов на уроке 4 4 Урок-обобщение. Решение задач. устный ответ решение задач самостоятельная работа 3 балла 3 балла 10 баллов на уроке

Слайд 9

Технологическая карта блока «Теория строения органических соединений» (продолжение) № п / п № урока Дата Тип урока Вид деятельности Макс. число баллов Штрафные баллы ДЗ 5 5 Семинарское занятие. Вклад ученых-основоположников теории строения органических соединений в развитие химии проектная работа решение задач 15 баллов 3 балла на уроке 6 6 Урок- обобщение. Решение задач устный ответ решение задач ДКР релейная к/р 3 балла 3 балла 10 баллов 6 баллов на уроке 7 7 Зачет по теме «Теория строения органических соединений» зачетная работа 15 баллов до 2-го урока следующей темы

Слайд 10

Накопление баллов при рейтинговой системе Учет баллов ведется в специальном журнале . № п / п ФИО Лекция Устный ответ Решение задач Самостоятельная работа Терминологический минимум Релейная кр Практическая работа Домашняя кр Проектная работа Зачет Тематическая кр Сумма баллов Отметка

Слайд 11

Накопление баллов и перевод их в отметку при рейтинговой системе Перед началом изучения блока ученик знакомится с видами деятельности, предусмотренными при изучении данного блока, максимальным числом баллов, которые можно заработать при изучении этого блока, а также переводом баллов в отметку. Например, при изучении первого блока «Теория строения органических соединений» можно заработать 84 балла. Перевод этих баллов в отметку осуществляется следующим образом: «3» 50-60 % «4» 61-75% «5» 76-100%

Слайд 12

Достоинства рейтинговой системы оценки знаний обучающихся Систематичность контроля; Критериальность оценивания; Дифференцированность подхода к каждому ученику Мотивация ученика на достижение необходимого для него результата.

Слайд 13

Недостатки рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.

Слайд 14

Направления совершенствования рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся Создание банка заданий (для домашней контрольной работы, зачета и т.д.), направленных на формирование универсальных учебных действий у обучающихся; Использование рейтинговой системы оценивания знаний на ступени основного общего образования.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Так, в разделе I Государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», то есть декларируется основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой четкие критериальные основания. Подобным образом описываются новые учебные результаты в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, которые соответствуют новому построению учебного процесса и новому подходу к оцениванию.

Школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.  Анализируя ситуацию с оцениванием знаний обучающихся, которая сложилась в школе на сегодняшний день, можно сказать, что инновации в этом направлении носят случайный характер. Несмотря на введение стандартов в начальной школе и активную подготовку к их применению в основной школе, педагоги по старинке используют пятибалльную оценку знаний своих учеников. Для меня всегда эта система была неудобной, ведь, по сути, она трехбалльная.

Несколько лет назад я заинтересовалась рейтинговой оценкой знаний обучающихся. Вначале был этап накопления материала по этой проблеме, затем появилась система рейтинга, адаптированная для общеобразовательной школы. У любой системы оценивания есть свои плюсы и минусы, но каждая из этих систем должна, на мой взгляд, стимулировать ученика к личностному росту, подталкивать к развитию. Рейтинговая система оценки знаний решает эту проблему, позволяя учесть достижения каждого ученика, сравнивая при этом не двух разных детей в классе, а сравнивая ребенка с самим собой на разных этапах обучения.

Рейтинговая система решает множество задач: учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет объективно оценить достижения каждого, подталкивает ученика к научной, исследовательской деятельности, стимулирует развитие ребенка. Важной особенностью рейтинговой системы является ее дифференцированный подход к ученикам, а, следовательно — создает условия для создания максимально комфортной среды обучения и воспитания, позволяя перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность.

Рейтинг — это числовой показатель успешности ученика, система оценки накопительного типа, которая отражает рост ученика, его педагогическую и психологическую характеристику. В основе рейтинговой системы оценки знаний обучающихся лежит система мотивационных стимулов, которая позволяет каждому ученику самостоятельно определить, как глубоко изучать тему, когда проходить тот или иной вид контроля.

Хочу представить вашему вниманию вариант применения рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по химии в 10 классе. На третьей ступени обучения вопрос дифференциации встает очень остро, как правило, ученики уже определились с предметами выбора, и каждый четко знает, на каком уровне ему нужен тот или иной предмет — базовом или углубленном. Использование рейтинга позволяет ребенку изучить химию на необходимом для него уровне, при этом освоение предмета на базовом уровне остается обязательным для всех учеников класса.

Весь учебный материал разбит на блоки, сроки изучения каждого блока ученик узнает из информационного стенда в кабинете химии. В течение всего времени, отведенного на изучение блока, обучающийся сам определяет время прохождения контроля. По каждому виду контроля ребенок получает определенное количество баллов, которое потом переводится в отметку. Таким образом, рейтинговая система является накопительной системой оценки знаний.

В каждом блоке выделены обязательные виды деятельности: обучающийся должен выполнить домашнюю контрольную работу, сдать терминологический минимум, комбинированный зачет, релейную контрольную работу. Особо выделены творческие работы учеников: перед изучением каждого блока называются примерные темы исследовательских работ, которые можно подготовить по данному блоку. Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются в конце изучения блока (накопительная система) и переводятся в отметку по пятибалльной шкале.

Для применения рейтинговой системы лучше всего использовать блочно-модульную систему подачи материала, когда весь теоретический материал дается на протяжении двух-трех лекций, затем идет отработка изученного на семинарских, практических занятиях. Такой подход позволяет оптимально распределить учебное время, уделить больше внимания на отработку практических навыков, решение задач.

Вначале разрабатывается технологическая карта блока, в которой показаны сроки изучения учебного материала, виды деятельности, время проведения промежуточного контроля. В технологической карте указано количество баллов за ту или иную работу, а также предусмотрена система штрафных санкций за несвоевременно сданный контроль, нарушение дисциплины. Перед изучением каждого блока обучающиеся знакомятся со шкалой перевода баллов в отметку, сроками контроля. Рейтинговая система оценки предполагает иной вид учета знаний обучающихся. В классный журнал не выставляются отметки во время изучения блока, ставится итоговая отметка за весь блок. В 10 классе учебный материал разбит на семь блоков, таким образом, ученик получит семь отметок в течение учебного года, по которым ему будет выставлена итоговая отметка за год. Такой подход требует изменения в нормативной базе, определяющей проведение промежуточного и текущего контроля знаний обучающихся, поэтому в школе должны быть приняты соответствующие локальные акты, регулирующие эту деятельность.

В качестве примера хочу привести технологическую карту первого блока «Теория строения органических соединений», рассчитанного на семь часов (Приложение 1). Максимальное число баллов за всю тему — 84.  Устный ответ оценивается в 3 балла, решение задачи — 5 баллов, домашняя контрольная работа — 10 баллов, зачет – 15 баллов, терминологический минимум — 5 баллов, релейная контрольная работа — 6 баллов, выполнение творческой, исследовательской работы — 15 баллов.

При изучении темы ведется учет знаний обучающихся в специальном журнале (Приложение 2). Одним из главных недостатков рейтинговой системы оценки знаний является необходимость «двойной бухгалтерии», то есть ведение второго журнала, где ребенку выставляются баллы, которые после переводятся в отметку. Однако этот недостаток можно превратить в достоинство — у каждого ученика есть возможность пересдать домашнюю контрольную работу, релейную контрольную работу, терминологический минимум до момента выставления итоговой отметки за блок в классный журнал.

Перевод баллов в отметку осуществляется в соответствии со шкалой, которая также заранее доведена до сведения обучающихся. В этом случае ребенок, либо его родители на каждом этапе изучения блока знают, сколько баллов набрал ученик и какой отметке это соответствует, что является дополнительным стимулом для учебы

При реализации рейтинговой системы на практике (с 2010 по 2012 год) я сделала вывод о том, что данная методика является эффективной. Как и любое нововведение, система была встречена неоднозначно как учениками, так и родителями. Проводились классные, родительские собрания, консультации для участников образовательного процесса с целью разъяснения сути рейтинга. Главное признание системы сделали выпускники теперь студенты ВУЗов. Практически во всех высших учебных заведениях, куда они поступили, использовалась рейтинговая система оценки знаний. В данный момент участники эксперимента являются студентами третьих курсов институтов, университетов. Все они успешны в обучении, активно занимаются исследовательской работой.

В 2013 году в №3 журнала «Практика административной работы» была опубликована моя статья «Рейтинговая система оценки знаний обучающихся», где подробно описывался опыт моей работы.

В настоящее время я работаю над усовершенствованием методики. Система остается прежней, но требуют переработки сами задания. Они должны соответствовать требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования и отслеживать формирование универсальных учебных действий у обучающихся.  Работа кропотливая, так как пока наработано очень мало заданий такого уровня.

Говорить о достоинствах и недостатках рейтинговой системы оценивания знаний можно очень много, но главное ее отличие от традиционной пятибалльной системы является систематичность контроля, его регулярность, диффенцированность подхода к каждому ученику. При традиционной системе оценивания ученик работает не систематически, а время от времени. При рейтинговой системе ученик стремится работать с дополнительной литературой, заниматься самосовершенствованием, что приводит к переводу ученика из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Блок 1. Теория строения органических соединений.

Общее количество часов 7, максимальное число баллов 84.

№ п/п

№ урока

Дата

Тип урока

Вид деятельности

Максимальное число баллов

Штрафные баллы, сроки

Д/З

1.

1.

10.09.2010

Лекция. Введение. Теория строения органических соединений.

конспект

5 баллов

на уроке

изучать стр. 3-22

2.

2.

14.09.2010

Семинарское занятие по теме «Теория строения органических соединений».

устный ответ

3 балла за ответ

на уроке

изучать стр. 3-22

3.

3.

17.09.2010

Семинарское занятие. Решение задач.

устный ответ

 решение задач

 терминологический минимум

3 балла

3 балла

5 баллов

на уроке

изучать стр. 3-22

4.

4.

21.09.2010

Урок-обобщение. Решение задач.

устный ответ

 решение задач

самостоятельная работа

3 балла

3 балла

10 баллов

на уроке

изучать стр. 3-22

5.

5.

24.09.2010

Семинарское занятие. Вклад ученых-основоположников теории строения органических соединений в развитие химии

проектная работа

решение задач

15 баллов

3 балла

на уроке

изучать стр. 3-22

6.

6.

28.09.2010

Урок- обобщение. Решение задач

устный ответ

решение задач

ДКР

релейная к/р

3 балла

3 балла

10 баллов

6 баллов

на уроке

подготовка к зачету

7.

7.

01.10.2010

Зачет по теме «Теория строения органических соединений»

зачетная работа

15 баллов

до 2-го урока следующей темы



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Учет знаний обучающихся

БЛОК 1

Теория строения органических соединений

№ п/п

ФИО

Виды деятельности

Сумма баллов

Отметка

Лекция

Устный ответ

Решение задач

Самостоятельная работа

Терминологический минимум

Релейная к/р

Практические работы

Домашняя к/р

Проектная к/р

Зачет

Тематическая к/р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Максимальное число баллов –84

Перевод в отметку:

«3»  50-60 %

«4»  61-80%

«5»  81-100%