МО учителей русского языка и литературы

Попова Александра Валерьевна

Предварительный просмотр:

План работы районной ассоциации

учителей русского языка и литературы Елецкого района

Методическая тема:
 «Совершенствование ключевых профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения в условиях реализации ФГОС ООО»

Цель:
«Формирование открытой образовательной среды, ориентированной на повышение
качества и эффективности образовательного процесса, уровня саморазвития педагогов; создание единого информационно-методического пространства образовательных организаций Елецкого района».
Задачи:
- обеспечение постоянного профессионального развития педагогов;
- информационно-методическая поддержка педагогов в процессе реализации ФГОС через систему семинаров, мастер-классов и т.д.;
- обеспечение применения в образовательном процессе современных педагогических технологий;
- поиск и освоение эффективных методик подготовки обучающихся к
государственной итоговой аттестации, повышение ответственности за результаты своей педагогической деятельности;
- содействие раскрытию творческого потенциала обучающихся и педагогов;
- трансляция и распространение эффективного педагогического опыта;
- создание условий для сетевого взаимодействия педагогов района.


п/п

Содержание

Время и место проведения

1. Диагностико-аналитическая деятельность

Мониторинг
профессиональных и
информационных
потребностей,
выявление
затруднений
учителей русского
языка и литературы

Август, сентябрь

Анализ результатов
государственной
итоговой аттестации
в 11 и 9 классах в
2016-2017 учебном
году

Август, октябрь

Анализ результатов
школьного и
муниципального
этапов всероссийской
олимпиады
школьников по
русскому языку и
литературе

Декабрь

Анализ результатов творческих конкурсов

В течение года

2. Учебно-методическая деятельность

Составление и
обсуждение плана
работы ассоциации
учителей русского
языка и литературы на
год, основных
направлений, целей и
задач деятельности

Август, сентябрь

Участие в подготовке
и проведении
школьного и
муниципального
этапов всероссийской
олимпиады
школьников по
русскому языку и
литературе

Октябрь-ноябрь

Участие в работе заседаний методического объединения, презентация педагогического опыта, проведение мастер-классов

В течение года

3. Организационно-методическая деятельность

Корректировка базы
данных о педагогах

Сентябрь-октябрь

 

Семинар-практикум: «Грамматические задания на уроках русского языка: способы формирования грамотности и пути преодоления грамматических ошибок»

Октябрь

Семинар-практикум «Проблемы и перспективы личностно-ориентированного обучения на современном этапе».

Декабрь

Семинар-практикум «Контрольно-оценочная деятельность на уроке в условиях ФГОС»

Февраль

Практикум по
подготовке к
итоговой аттестации
обучающихся в 9, 11

Апрель

Подготовка
обучающихся к
муниципальному
этапу всероссийской
олимпиады
школьников по
русскому языку и
литературе

Октябрь-ноябрь

Подготовка
обучающихся к различным творческим конкурсам

В течение года

Обеспечение участия
обучающихся
образовательных
организаций района в
конкурсах различного
уровня

В течение
учебного года

Организация работы
по обеспечению
участия педагогов –
членов ассоциации в
конкурсах, семинарах,  вебинарах и
конференциях
различного уровня

В течение
учебного года

4. Информационная деятельность

Информирование
педагогов о
заседаниях, семинарах

В течение
учебного года

Информация о
результатах текущей
работы ассоциации

В течение
учебного года

Организация работы
по сбору материала
для создания банка
данных о
перспективном
педагогическом
опыте,
инновационных идеях

В течение
учебного года

5. Обобщение педагогического опыта

Презентация
педагогического
опыта

В течение
учебного года

Обобщение и
тиражирование
опыта педагогов
ассоциации

В течение
учебного года



Предварительный просмотр:

Заседание № 1

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей русского языка и литературы на 2018– 2019 учебный год».

Повестка:

  1. Анализ работы МО в 2017-2018 учебном году.(Попова А.В. )
  2. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ 2018 года. Выработка стратегии по преодолению обозначенных проблем. (Попова А.В., учителя)
  3. Анализ результатов проведения устного собеседования в 9 классах. Методика подготовки и пути преодоления трудностей. (Банных Г.М.)
  4.  Мастер-класс «Методические приемы обучения монологической речи на уроках русского языка и литературы» (МБОУ СОШ с.Каменское, Родионова А.И.)
  5. Предметная неделя русского языка и литературы как способ повышения учебной мотивации и развития читательской компетенции (Атарщикова Н.А.)
  6. ФГОС СОО: Индивидуальный итоговый проект по русскому языку и литературе. (Попова А.В. )
  7. Проведение Всероссийского конкурса сочинений.
  8. Обсуждение и утверждение плана работы районного отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы.
  9. План работы МО на 2018-2019 учебный год (Попова А.В.)

Заседание № 2

«    »  октября 2018г.

Место проведения:  МБОУ СОШ с. Талица – филиал ООШ с. Черкассы

Тема: « Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе».

План проведения:

  1.  Посещение и обсуждение открытого урока русского языка/ литературы.
  2.   Мастер-класс по русскому языку/литературе.
  3. Изменения в структуре ГИА по русскому языку и литературе, итоговом сочинении, устном собеседовании в 2018-2019 учебном году.

Заседание № 3

«   »  декабря 2018г.

Место проведения: МБОУ СОШ п. Соколье

Тема: « Уроки литературы как средство развития читательской компетенции».

План проведения:

     1.Обсуждение итогов школьного этапа олимпиад по русскому языку и

 литературе.

2. Посещение и обсуждение открытого урока литературы.

3. Мастер-класс по литературе.

Заседание № 4

«   »  февраля 2019 г.

Место проведения: МБОУ СОШ п. Солидарность  - филиал ООШ с. Б. Извалы

Тема: «Метапредметные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы».

План проведения:

     1.Посещение и обсуждение открытого урока русского языка/ литературы.

     2.Мастер- класс по русскому языку.

     3.Обсуждение статей предметных журналов, новинок методической литературы,  документов Департамента науки и образования.

Заседание № 5

«   »  апреля 2019г.

Место проведения: МБОУ СОШ п. Ключ жизни

Тема: «ФГОС: создание  образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся »

План проведения:

1.Анализ результатов диагностических работ по русскому языку. Пути повышения качества знаний учащихся по итогам государственной аттестации по русскому языку.

      2. Посещение и обсуждение открытого урока русского языка/ литературы.

      3.Мастер- класс по русскому языку.



Предварительный просмотр:

Методическое объединение

учителей

русского языка и литературы

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 2017/2018 учебном году деятельность МО учителей русского языка и литературы строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на достижение основной цели - обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки  образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области образования, включая переход к реализации ФГОС ООО, в развитии профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, с учетом  целей и задач, определяемых переходом к реализации стандартов второго поколения.  

Цели методической работы на2017-2018 учебный год:

- методическое сопровождение деятельности учителей, распространение педагогического опыта,

- формирование у педагогов умений проектирования и конструирования компонентов образовательного процесса в соответствии с современными требованиями,

- развитие профессиональной компетенции педагогических кадров,

- реализация системы методической поддержки педагогов, в том числе и в дистанционном режиме,

- организация и разработка методического и дидактического сопровождения реализации образовательных стандартов,

- оказание помощи педагогам в развитии творческого потенциала и профессионально-личностного роста педагогических работников,

- создание единой информационной среды, обеспечивающий широкий , постоянный и устойчивый доступ к информации,

- распространение инновационного педагогического опыта через систему сетевого взаимодействия, размещение опыта работы в печатных изданиях.

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

 - стимулирование педагогов к активному использованию информационно- коммуникационных технологий и системно-деятельностного подхода, способствующих формированию умений проектирования и конструирования образовательного процесса в современных условиях,

- сбор и обработка информации о результатах освоения  основных образовательных программ по  русскому языку и литературе на различных ступенях образования,

- создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога,

- внедрение в практику работы  учителей русского языка и литературы современных образовательных технологий,

- качественное освоение учебно-методических задач по русскому языку и литературе, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся.

     За прошедший учебный год  состоялось пять плановых  заседаний методического объединения, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей, итоги школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, результаты  и ход подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В МО учителей русского языка и литературы работают 35 опытных и высококвалифицированных специалистов. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к  уровню школьного образования. Учителя МО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:

- 22  учителей имеют первую квалификационную категорию, 8 – высшую, 5 соответствуют занимаемой должности,

- стаж работы: до 10 лет – 14%, от 11 до 20 лет у 20%  учителей, от 21 до 30 лет – у 31%,  больше 30 лет – 34%,

- 3 человека имеют нагрудный знак «Отличник просвещения РФ», 7 человек награждены почетными грамотами МО РФ, 1 – «Почетный работник образования», 6 учителей имеют грамоты Департамента образования и науки Липецкой области и Отдела образования Елецкого муниципального района.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе.

Основным ориентиром в определении содержания и форм образовательного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОО РФ.

По  предмету «Русский язык» учителя в 5-9 классах работают по базовым программам под ред. Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, В.В. Бабайцевой,  М.М. Разумовской, А.Д. Шмелева, в 10-11 классах – по программе Гольцовой, МБОУ СОШ п. Солидарность - Гусаровой что соответствует методическим рекомендациям о преподавании предмета «Русский язык» в 2017-2018 учебном году, разработанным  кафедрой гуманитарного образования ГАУДПО ЛО «ИРО». Выбор учебников соответствует  Федеральному перечню.  

В 2017-2018  учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования по учебному предмету «Литература» для учителей-словесников оставался:

• Федеральный базисный учебный план;

• Государственный стандарт основного общего и среднего общего образования по литературе;

• Федеральная программа по литературе, разработанная на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования.

В школах Елецкого района  литературное образование  в основной и старшей школе велось на базовом уровне ( в МБОУ СОШ п. Солидарность – на базовом и профильном (10-11 классы) уровнях) и осуществлялось по программам и учебно-методическим комплектам авторского коллектива Г. И. Беленького, Коровина, Г.С. Меркина, Лебедева.

Данные программы и учебники апробированы в течение многих лет и дают стабильные положительные результаты.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях районного методического объединения. В течение 2017-2018 учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:

-  «Грамматические задания на уроках русского языка: способы формирования грамотности и пути преодоления грамматических ошибок»,

- «Проблемы и перспективы личностно-ориентированного обучения на современном этапе»,

- «Контрольно-оценочная деятельность на уроке в условиях ФГОС»,

-  «Организация подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов по русскому языку. Система оценки результатов освоения основной образовательной программы».

Тематика заседаний определялась задачами методической работы в условиях реализации ФГОС ООО. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • методического сопровождения реализации ФГОС на уровне основного общего образования;

• качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;

• совершенствования технологии проведения современного урока и внеклассных мероприятий по этим предметам;

• организации учебной деятельности учащихся  и подготовки их  к итоговой аттестации;

• работа с одаренными детьми;

• повышения профессионализма учителей.

В течение учебного года на заседаниях методического объединения были продемонстрированы открытые уроки  и мастер-классы различной методической направленности. Основная цель данной формы работы – трансляция  передового педагогического опыта. Высокий уровень профессионального мастерства показали учителя: Родионова О.В. и Страхова Н.А. (МБОУ ООШ с. Лавы), Селякова М.А. (МБОУ СОШ п. Ключ жизни – филиал ООШ д. Хмелинец), Пашкина Е.В. и Милованова О.Н. (МБОУ СОШ с. Талица – филиал ООШ п. Елецкий), Алехина Н.А. и Кобзева Г.В. (МБОУ ОСШ с.Воронец ). Все педагоги продемонстрировали грамотное владение методикой современного урока, ИКТ-компетенцией, хорошие навыки педагогического общения и высокий уровень подготовки учащихся. Проведенные мероприятия были достаточно результативными в плане обмена педагогическим опытом, демонстрации авторских решений педагогических задач.

В течение всего учебного года одним из ведущих направлений работы учителей русского языка и литературы является подготовка учащихся к итоговой аттестации, итоговому сочинению в 11 классе и устному собеседованию в 9. В школах регулярно проводятся репетиционные работы по русскому языку в формате итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. В феврале-марте проводились районные репетиции.

Анализ работы МО над единой методической темой.

Основная методическая тема, над которой работает МО русского языка и литературы, - «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения в условиях реализации ФГОС ООО». Она и определяет стратегию работы МО и каждого учителя.

Успешная образовательная деятельность учителей русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной компетентности личности школьника, создает необходимые условия для развития мотивации учащихся и формирования благоприятного климата обучения.

Повышению профессионального мастерства и трансляции передового педагогического опыта способствует участие учителей Елецкого муниципального района в региональных семинарах различной тематики, проводимых на базе ЕГУ им. И.А. Бунина, ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», в работе ассоциации учителей русского языка и литературы Липецкой области. Так в 2016-2017 учебном году учителя методического объединения приняли участие в следующих семинарах:

- семинар «Когда ЕГЭ не за горами. Итоговая аттестация по русскому языку и литературе в 11 классе в 2018 году»;

 - межрегиональный круглый стол “Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ” в контексте реализации ФГОС с учётом регионального аспекта;

 - семинар «Актуальные вопросы организации итогового собеседования по русскому языку в 9 классе»;

- круглый стол для учителей русского языка и литературы «Методические аспекты изучения русского языка и литературы в современной школе»;

    - семинар для учителей русского языка и литературы «Итоговая аттестация по литературе в 9 классе в 2018 году»;

- межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного образования. Современное школьное филологическое образование: традиции и перспективы»;

-  областной семинар  «Конструирование современного урока русского языка и литературы» (совместно с корпорацией «Российский учебник»);

- семинар «Повышение качества преподавания русского языка и литературы в целях развития филологических способностей детей и поддержки (выявления) литературно одарённых обучающихся».

Следующий аспект работы МО учителей русского языка и литературы – использование современных образовательных технологий.  В 2017-2018 учебном году учителя МО продемонстрировали владение технологиями коллективного и развивающего способов обучения, интерактивными методами обучения, компетентностным и системно-деятельностным подходами. Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет приобретают особую актуальность для школьных предметов. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Это и было продемонстрировано в ходе открытых уроков.

Все уроки, проводившиеся в школах района, прошли на должном методическом уровне. Школьники проявили активность и заинтересованность в изучении предмета, владение основными компетенциями, продемонстрировали хорошее знание предмета.

  В течение года учителями района были подготовлены выступления, в которых они делились опытом своей работы по организации экзаменационной подготовки, методах и приемах работы с текстом, организации системно-деятельностного подхода в обучении и использовании ИКТ в учебном процессе.

   Все учителя района занимаются самообразованием, работают над изучением интересующих их проблем. Большое внимание уделяется обучению детей самостоятельному добыванию знаний на уроках, комплексному анализу текстов различных стилей.  Педагоги, принимающие участие в работе РМО, повышают свой методический уровень, используют современную научно-популярную литературу, электронные образовательные ресурсы.  

Преподаватели методического объединения привлекают детей к участию в различных творческих конкурсах, имеют призовые места как на муниципальном, региональном, так и на всероссийском уровнях. Наибольший интерес вызывают такие традиционные мероприятия, как конкурсы чтецов «Живая классика» и «И мы сохраним тебя, русская речь, живое великое слово…», конкурс творческих работ учащихся «Мой Пушкин», конкурс творческих работ «Шедевры из чернильницы» и т.д. Учащиеся школ района получили призовые места в региональном этапе конкурса по антикоррупционному воспитанию, проводимого прокуратурой Липецкой области, муниципальном  и региональном этапах конкурса «Я- будущий избиратель».

  Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе показал, что учителя проводят работу с одаренными детьми,  внедряют в этот процесс информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения. Так, обучающаяся 11 класса МБОУ СОШ п. Солидарность Горбунова Л. в 2017-2018 учебном году стала участницей регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе (учитель Макарова Т.М.). Но в работе с одаренными детьми можно выделить ряд затруднений, с которыми приходится сталкиваться педагогам:

- недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимаются во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях;

- разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.

Проанализировав работу районного МО учителей русского языка и литературы в текущем году, следует отметить, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль.

 На основе анализа работы МО в учебном году вытекают следующие задачи:

• создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;

• внедрять в практику работы учителей русского языка и литературы современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности  учащихся;

• качественно освоить учебно-методические задачи по русскому языку и литературе, усовершенствовать технологии проведения современного урока, организацию учебной деятельности учащихся, с целью обеспечения наиболее высоких результатов в реализации действующих Государственных образовательных стандартов и ФГОС ООО нового поколения в достижении новых образовательных целей;

• изучать, обобщать, пропагандировать и распространять  опыт работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;

• на основе оптимизации содержания образования его индивидуализации и дифференциации обеспечить вариативность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации к учению.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

Попова А.В.



Предварительный просмотр:

 Работа учителя               (ФИО) над темой по самообразованию

Общешкольная тема

Индивидуальная тема

Когда начата работа над темой

Когда предполагается закончить работу над темой

Цели и задачи самообразования по теме

Основные вопросы, намеченные для изучения

Этапы проработки материала

Литература по теме

Чей опыт предлагается изучить

Творческое сотрудничество по теме самообразования

Практические выходы (доклады, статьи)

Изучение передового опыта (посещение уроков, внеклассных мероприятий)

Представление собственного опыта (когда и где)

Итоги опыта

Учебно-методическое обеспечение учителя

Класс

Предмет

Программа

Планирование

Учебник  

Рабочая тетрадь, учебные пособия и т.д

Состояние преподавания и качество   знаний обучающихся

2017-2018 учебный год (по школам)

ФИО учителя

Предмет

Класс

Показатели

Уровень обученности в %

Качество знаний в %

Педагогические технологии

Предмет

ФИО учителя

Название педагогической технологии

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса

ОУ

Предмет

Количество сдававших

Средний тестовый балл

ФИО учителя

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса

ФИО учителя

Предмет

Количество сдававших

Уровень обученности

Качество знаний

Мониторинг результатов интересов, склонностей, мотивов к продолжению образования выпускников в аспекте предмета

2017-2018 уч.год.

 Класс

Количество

В 10 класс

В высшие учебные заведения

В средние спец. учебные заведения

В учреждения начального проф. образования

Внеурочная деятельность

Факультативы

ФИО учителя

Тема

Класс

Количество учащихся

 

Кружки

ФИО учителя

Тема

Класс

Количество учащихся

Элективные курсы

ФИО учителя

Тема

Класс

Количество учащихся

Участие обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях

2018-2019 учебный год - до 25.05.2019г.!

ОУ

ФИО учителя

Класс

Предмет

Олимпиады

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Повышение квалификации учителей МО

2018-2019 учебный год - до 25.05.2019г.!

ФИО учителя

Курсы

Изучение и распространение опыта

Форма представления опыта (указать название темы)

Заседание МО

Педсовет

Семинар

Состояние преподавания и качество   знаний обучающихся

2018-2019 учебный год (по школам) – до 25.05.2019г.!

ФИО учителя

Предмет

Класс

Показатели

Уровень обученности в %

Качество знаний в %

Итоги аттестации учителей 2018-2019 уч. год- до 25.05.2019г.!

ФИО учителя

Соответствие

I категория

Высшая категория

подтверждение

присвоение

подтверждение

присвоение

подтверждение

присвоение

Работа по методическому обеспечению образовательной деятельности- до 25.05.2019г.!

ФИО учителя / кабинет

Пополнение научно-методическими пособиями

Разработка дидактических материалов, оформление стендов

Учебное и учебно-наглядное оборудование, поступившее в рамках ПНПО