Краеведам

Протасова Роза Михайловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шарангский районный отдел образования

МБОУ Большеустинская основная школа

                                                                         

                   Утверждаю

 Директор школы ________________  

                           

 Решение педсовета протокол № ___

                                   от «____» ___ ________20___   года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ВЕЧНЫЕ РОДНИКИ»

краеведческой направленности

Возрастная категория: 9-16 лет

                                          Количество часов - 108

                                          Срок реализации: 3 года

 

Программу разработала:

 Протасова Роза Михайловна

учитель истории и обществознания

 высшей категории

 

с. Большое Устинское

2011 год

Содержание

  1. Введение                                                                                              стр. 3-4
  2. Пояснительная записка                                                                      стр. 5-8
  3. Актуальность программы                                                                  стр. 9
  4. Цель и задачи                                                                                      стр. 9-10
  5. Ожидаемые результаты                                                                     стр. 10-11
  6. Учебно-тематический план                                                               стр. 12
  7. Содержание программы                                                                    стр. 13-18
  8. Условия реализации                                                                          стр. 19
  9. Список литературы                                                                           стр.  20-21

Приложения  


                                                                  Введение

Школа – отражение и выражение жизни общества. Если общество здорово и правильно устроено, то такова же и школа. Сегодня - день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня - день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа? Как воспитать патриотизм  и гражданственность.

В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться.

         В школе особого внимания заслуживают следующие принципы воспитания:

-нравственность и духовность как основа воспитания;

-патриотизм и любовь к Родине;  

-роль семейного воспитания;

-воспитание любви к малой Родине;  

-экологическое воспитание;

-воспитание эмоциональности и толерантности;

-воспитание коллективизма, взаимопомощи.

Русская национальная педагогика учит уважению к старшим, соблюдению принятых традиций народа, трудолюбию, любви к народному фольклору и песням. Осуществление патриотического воспитания предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению поставленных целей. Система средств патриотического воспитания  включает компоненты: материально-технический, учебно-воспитательный и организационный.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения. Всё это включает в себя наука о краеведении, которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг»; Областная программа «Моё Отечество 2997-2000гг»; Закон РФ «Об образовании»;  «Патриотическое воспитание в Нижегородской области: опыт, проблемы, перспективы» - 2002 год.

         Опыт работы в школе показал, что предмет краеведения должен иметь ступенчатую градацию. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к истории малой Родины, к традиционной национальной культуре, тем больше эффекта мы можем добиться. Но нет учебников, очень мало литературы о родном крае. Возглавляя работу краеведческого кружка, был собран по крупицам богатый материал, в работу вовлекалось всё больше детей и их родителей. Кружок имел успех, дети с интересом занимались: собирали экспонаты, готовили экспозиции и выставки, сочиняли, рисовали, инсценировали  , появилась лекторская группа и т.д. В 1985 году  школе был создан историко-краеведческий музей, и сегодня работа приобрела системный характер: заведена инвентарная книга, составлена картотека, определены направления деятельности, создан совет музея и т. д. В поисковую работу стали включаться учащиеся начальной школы, родители, установлена связь с детским садом (проводим экскурсии, беседы). Сегодня в музее около двух тысяч экспонатов.  Все это привело к мысли ввести работу музея и кружка в содержание учебно-воспитательной работы и сделать  нравственно-патриотическое воспитание приоритетным. Накопленный материал систематизируется путём создания проектов-презентаций по разным темам. Например, «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Победа ковалась в тылу», «Достойные награды земляки», «Деревенька моя», «Экскурсия в музей», «Народные умельцы», «Марийская культура»,  «Из истории наших церквей» и т.д.  Музей помогает учащимся постигать непреходящие ценности, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество. Одна из проблем музейного дела – поддержание и сохранение постоянного устойчивого интереса учащихся к музею и его деятельности. Главное, чтобы они видели и осознавали значимость своей работы, чтобы музей был источником новых знаний. Музей нужен каждому учебному заведению, чтобы сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Предлагаемая программа называется «Вечные родники», рассчитана на три года обучения и предназначена для работы в 4-11 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с далекого прошлого. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, однородной культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. По данной программе ведется работа краеведческого кружка на базе школьного музея (основан в1985 году). На кружок отводится 1 час в неделю (36часов в год).

Состав группы постоянный, посещать кружок могут все желающие дети в возрасте с 9 до 16лет и те, кто особо интересуется вопросами истории, краеведения, культуры. Программа кружка предполагает вовлечение родителей учащихся, работников образовательного учреждения.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края - марийцами, их самобытной  культурой, традициями, обычаями, узнают как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в исследовательской работе, в применении фольклорных знаний на практике, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строится методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: массовые, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий, проектный) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Изучение краеведения в школе будет способствовать развитию познавательного интереса, любознательности у  школьников к тому, что их окружает, кто их предки, каковы их корни, культура, т.е. к родному краю. Результативность воспитания нравственных начал, гражданственности, гордости за свою малую и большую Родину тем выше, чем раньше начнется работа по формированию у человека этих качеств.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии

- практическая работа;

 - работа с картой района;

      - работа с архивом школьного музея;

- сообщения уч-ся о  судьбах односельчан;

- заполнение таблиц;

- конкурсы, игры, праздники;

- исследовательские работы;

- конференции;

-встречи с интересными людьми;

- интервьюирование;

     -компьютерные презентации и др.

Ведущей идеей программы «Вечные родники» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Программа также направлена на самореализацию личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие организаторских способностей,  на духовно-нравственное становление личности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

                 Она успешно осуществляется на протяжении последнего десятилетия и есть определенные результаты: призовые места  в районных, зональных и областных творческих конкурсах; призовые места в районных конкурсах школьных музеев; были победителями историко-краеведческих районных конференций. 2005г.- 1 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев; 2006г.- Диплом 2 степени в зональном фестивале фольклорных коллективов «Зеленые святки; 2007г.-1место в районном конкурсе «Моя семья в истории страны»; 2008г. - Диплом 2 степени в Областном смотре-конкурсе заочных экскурсий музеев 2009г - 1 место в районной историко – краеведческой конференции «Великие России имена».  

Актуальность и новизна предлагаемой программы:

  1. Формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, экологической культуры
  2. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими группами
  3. Воспитание патриотизма и гражданственности
  4. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села
  5. Представляется возможность обратиться к «устной истории», источниками которой для учащихся становятся родные, односельчане.

Отличительные особенности программы «Вечные родники», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, личностная направленность, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

Цель первого года обучения:

Вхождение в краеведение на примере изучения локальной истории и культуры предков, воспитание любви к малой родине, уважение к традициям предков.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к истории малой родины, эстетическую культуру через приобщение к народным промыслам и фольклору;

- учить осознанному восприятию содержания краеведческого материала, приобщать к культурным ценностям;

- воспитывать чувство любви к своему Отечеству, уважительное отношение к этнокультурному наследию.

Цель второго года обучения:

Воспитание чувства любви и патриотизма к своему Отечеству и ответственности за будущее.

Задачи:

- учить осознанному освоению содержания краеведческого материала, приемам работы с архивом музея, учебником-тетрадью, навыкам поисковой деятельности;

- развивать познавательный интерес к истории и культуре своих предков, историческое и образное мышление, удовлетворять образовательные потребности, способствовать развитию авторских идей через создание ситуации успеха;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Цель третьего года обучения:

Создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, формирование активной жизненной позиции, нравственной готовности служению Отечеству.

Задачи:

- учить поисково-исследовательским способом изучения материала, работать с источниками, архивом, делать презентации;

- развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческое воображение;

- воспитывать творческую личность.

Ожидаемые результаты:

К концу первого  года обучения дети должны уметь:

- формирование интереса к истории родного края и Родины;

- развитие инициативы и творческого потенциала учащихся;

- укрепление связи школы и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания;

- сохранение и преумножение традиций по патриотическому воспитанию.

К концу  во второго  года обучения дети должны уметь:

- повысится познавательный интерес к предмету;

-расширятся и углубятся знания и индивидуальные умения учащихся;

-возрастет чувство личной сопричастности и уважения к историко–культурному наследию края, ответственности за его сохранность - гражданственности и патриотизм.

 К концу третьего года обучения  дети должны уметь:

- формирование устойчивого интереса к предмету, расширение знаний;

- реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода;

- получение навыков исследовательской деятельности;

- практических и коммуникативных умений;

- воспитание гордости за свое Отечество, за свою семью и школу;

- формирование активной жизненной позиции.

В завершении хотелось бы сказать о завтрашнем дне общества, государства, человека.

Изучение краеведения, народной культуры даст возможность восстановить самую главную общественную ценность-семью. Ребенок, воспринимая на уроках поучительный материал, делится дома со своими близкими знаниями, что он получил. В свою очередь старшие в роду учат младших. Так соединяется в круг родословной и предки, и потомки.

         Эта программа способна возродить эти связи, возродить нравственность и подтвердить высокую культуру русского народа. Это путь захватывающий и интересный, но долгий и непростой, а для учителя - путь непрерывного повышения квалификации.


Учебно-тематический план

Введение в краеведение Первый год

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие

Моя малая родина - земля предков

Я – один из рода

Труд и быт наших предков

Народ-творец

У чистых рек среди лесов зеленых

Итоговое занятие

 ИТОГО: 36 часов

2

6

7

5

9

       4

3

1

3

3

3

5

2

1

1

3

4

2

4

2

2

«Жилище наших предков» Второй год

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие

Откуда есть пошла Шарангская земля

Пусть будет дом наш чистым и здоровым

Народная культура

История родной школы

Итоговое занятие

ИТОГО: 36 часов

2

10

4

12

6

2

1

4

2

6

4

1

6

2

6

2

2

                         «Исторические судьбы района-судьбы народные» Третий год.

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вводное занятие

Музейная педагогика

Районный краеведческий музей

Развитие духовности

Народное творчество

Земляки, оставившие след в истории края и страны

Защитники земли русской

Итоговое занятие

ИТОГО: 36 часов

1

11

3

2

4

7

6

2

1

5

1

1

2

2

2

6

2

1

2

5

4

2


 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕЧНЫЕ РОДНИКИ»

Введение в краеведение.  Год первый (36час)

Вводное занятие 2 час.

1. Моя малая Родина - земля предков  4 час.

Знакомство с понятиями «История». «Краеведение». «Моя малая Родина». «Родина». Потомки и предки. Наша родина - Россия. Историческая память народа. Коренные жители края – племена мари.

Практика 2 час.

Занятие с элементами тренинга. Викторина.

2. Я - один из рода  3 час.

Знакомство с понятиями «род», «народ», «генеалогия», «человечество». Место родного народа в мировой истории и культуре. Происхождение имен, отчеств, фамилий. Я и мое имя. Почему меня так назвали?

Родословное древо  семьи и место человека в системе «Предки-потомки». Родительский дом-начало начал. Традиции семьи и традиции народа. Воспитание мальчика - как будущей опоры рода, кормильца, защитника. Воспитание девочки как будущей матери, хранительницы традиций, нравственности. Семейные традиции.

Практика  4 час.

Работа с семейным архивом. Составление генеалогического древа.

3. Труд и быт наших предков 3 час.

Труд как источник существования человека. Земледелие основа жизни и быта крестьянина. Единство природного цикла и земледельческого календаря. Годовой земледельческий цикл от посевной-до сбора урожая. Орудие труда земледельца, основные земледельческие культуры. Тема труда и хлеба в устном народном творчестве.

Знакомство с понятиями «ремесло», «ремесленник», «мастер».

Практика 2 час.

Составление вопросов для беседы с односельчанами. Определение круга опрашиваемых. Обсуждение в группах опросников. Сбор экспонатов в школьный музей.

4. Народ – творец 5час.

Знакомство с понятиями «культура», «народное творчество». Народное творчество как часть материальной и духовной культуры общества. Народные обряды, обычаи, традиции. Народные праздники синтез всех видов народного искусства. Историко-культурная многослойность праздников, отражение в них языческих и христианских представлений наших предков. Коляды (Святки). Масленица. Сороки (Жаворонки). Пасха. Грозная неделя (Троица). Ивана Купала. Семик (марийский праздник). Устное народное творчество, его виды. Волшебная сказка. Былины - героический экос. Образцы героев-богатырей и их исторические прототипы. Пословицы и поговорки.

Практика 4 час. Экскурсия 1час.

Сбор фольклорного материала для поделок. Конкурс рисунков.

5. Природа края 2 час.

Знакомство с понятием «Экология», «флора», «фауна», Красная книга. Природные богатства края. Рельеф. Климат. Народный календарь, приметы.

Практика  2 час.

Экскурсия. Сбор природного материала для поделок. Подготовка фотовыставки. Написание мини-сочинения.

Итоговое занятие 1 час.

Что изучает краеведение. Место краеведения в современной жизни.

Практика 4 час.

Оформление выставок. Фольклорный праздник. Работа с архивом музея.

Жилище наших предков. Год второй (36 часов)

Вводное занятие  1час.

Знакомство с основными этапами исторического развития человечества. Письменные и вещественные исторические памятники. Знакомство с понятиями «хроника», «летопись».

Практика 1 час.

Составление плана работы. Викторина.

1. Откуда есть пошла Шарангская земля 4 час.

Знакомство с понятиями «археология», «этнография», топонимика», «патроним».

Версии происхождения слова «Шаранга». «Топонимика» родного края. История названия своей деревни, села. Почему наши деревни так называются. Географические термины - слова обозначающие определенные географические реалии: реку, озеро, болото, долину, омут, деревню, дубраву, и т.д. Историческая карта. Карта Шарангского района. Место края в истории Отечества. Археологические подтверждения о заселении края.

Коренные жители нашего края-племена марийцев.

Практика 6 час. 

Распределение обязанностей. Формирование микрогрупп по интересам. Мини-исследование о происхождении названий деревень. Подготовка фотовыставки. Тренинг. КВН.

2. Пусть будет дом наш чистым и здоровым  2 час.

Знакомство с понятиями «экология», «экологическая культура», «экология в нашем крае», «экологическое воспитание в семье», «Экология», «Культура личности», «Экология детства. «Кереметища - священные рощи марийцев. Карт. Килемарский заказник. Взаимосвязь принципов устройства традиционного жилища с ландшафтом и общественно-бытовой жизнью народа. Исторические типы жилищ. Изба крестьянина как пример традиционного жилья. Обряды и обычаи связанные со строительством  жилья. Архитектура и интерьер избы и подворья. Обереги дома. Декоративно- прикладное искусство в домашнем быту.

Практика  2 час.

Сбор материала о священных рощах. Составление карты священных рощ на территории района. Интерьер избы – конкурс рисунков.

3. Народная культура  6час.

Мировоззрение людей и народный календарь. Приметы. Пословицы. Народные праздники. Особенности народного танца. Национальный танец. Хоровод как обрядовый танец. Народные песни: игровые, плясовые, хороводные, колыбельные, шуточные. Частушки. Народные музыкальные инструменты (балалайка, свирель). Народные игры. Выражение  нравственно-этических норм в устном, песенном народном творчестве. Одежда наших предков. Народный костюм. Марийский костюм. Головные украшения. Головные уборы (сорока, кичка, волостник). Народные игрушки. Игрушка - «свистулька».

Практика  6 час.

Поиск и сбор письменных и вещественных доказательств в музей. Анализ и обобщение собранного материала. Оформление тематических выставок.

4. История родной школы 4 час.

Честь школы - моя честь. Знакомство с историей возникновения школ. Школьный архив. Судьбы выпускников - вами гордиться школа, Школьное образование в районе. Педагогические династии. Учителя-фронтовики.

Практика 2час.

Сбор материала о выпускниках и его систематизация. Работа с родителями - анкеты интервью.

Итоговое занятие 2 час.

Заключительное итоговое занятие. Выставка работ детей. Поем любимые народные песни. Играем в игры.

О тебе, родимая сторонка. Подготовка и проведение фольклорного праздника.

Исторические судьбы района - судьбы народные. Год третий (36час)

Вводное занятие  1 час.

Знакомство с понятиями  историческая эпоха, эра, век, измерение времени в истории, исторические судьбы страны, народа, человека, роль личности в истории. Знакомство с понятием столица, областной центр, районный центр.

1. Музейная педагогика 5час.

Знакомство со структурой поисково-исследовательской работы. Что такое исследовательская работа. Определение спектра тем для исследования и выделить из них наиболее актуальные. Компьютерная видео - и фотопрезентация. Составление текста презентации. Стили и виды оформления стендов в музее. Как работать с архивом музея. Как работать с эпистолярным материалом. Работа с инвентарной книгой, картотекой, фотодокументами. Требования к выполнению исследовательских работ.

Практика 6 час.

Краеведческие чтения. Проведение исследовательских конференций. Презентации.

2. Районный краеведческий музей 1 час.

Знакомство с организацией краеведческой работы  в районе. Музей-история слова. Школьный музей.  П. Осокин - местный краевед. Культурное наследие угро-финской ветви коренного населения края (мари).

Практика 2 час.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

3. Развитие духовности 1 час.

Из истории церквей на территории района. Строительство церквей и возникновение сел. Судьбы культовых сооружений в районе.

Восстановление храмов. Православие как основа культурной и духовной жизни людей. Воспоминания краеведа В.И. Старикова. Священные рощи марийцев. Священные рощи марийцев.

Практика  1 час

Посещение храма. Встреча и беседа со священником.

4. Народное творчество 2 час.

Знакомство с творчеством наших земляков. Хранительница старины глубокой – З. Подоплелова. «О тебе, родимая сторонка!» - творчество поэтессы Ф. Лежниной, Р. Царегородцевой, Ю. Николаевой.

Народный театр (рассказ участника З. Зарембо). Знакомство с понятиями устная история, фольклор, знакомство с фольклором марийского народа.

Практика  2 час.

Сбор и оформление материала о местных поэтах, художниках.

5. Земляки, оставившие след в истории края и страны 2 час.

Знакомство с понятиями гражданин почетный гражданин земляк, почетный гражданин района – Н.П. Ермолин, В.А. Решетов, С.И. Толмачева, И.А. Домрачев, П.В. Фаворский, А.С. Тихомирова, В.И. Куклина. Ученые. Художники. Писатели и поэты. Космонавты. Борец.

Практика  5 час.

Написание творческих работ о людях прославивших село и школу.

6. Защитники земли русской  2 час.

Знакомство с понятием патриот, ратный труд, тыл, фашисты, Великая Отечественная война, похоронка, обелиск, увозили солдат эшелоны. Участники крупных военных операций – наши земляки (рассказы очевидцев). Шарангцы – Герои Советского Союза: А.Г. Мягчилов, А.М. Рогожников, М.М. Кузнецов.

Судьба комдива П.В. Торощиина (1894-1940 гг.) женщины и война - судьба матери потерявшей 6 сыновей. Д.Г. Мансуров – участник каравана РQ – 17 памятники героям и участникам великой войны. Судьбы воинов-фронтовиков, выпускников школ района (из школьных музейных архивов) участник парада победы И.М. Старыгин. Победа ковалась в тылу. Обелиск - мы помним.

Практика  4 час.

Работа по исследовательским темам: «Боевой путь одного солдата», «История одной медали», «Судьба семьи в истории страны» и др.

Итоговое занятие 2 час.

Основные вехи истории края. Вы дети XXI века.

Краеведческая конференция.

Условия  реализации программы

 Деятельность кружка осуществляется на базе школьного краеведческого музея и кабинета истории. Для реализации программы имеется:

-необходимая  научно- методическая литература;

-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;

- школьный архив;

- семейные архивы;

- библиотека;

- компьютерный класс;

- фотоаппарат;

- магнитофон;

- актовый зал и др.

Педагогу необходимо:

-любить своё дело;

-обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;

-проводить работу в русле общей цели программы;

-уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;

-создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Список литературы для учителей

  1. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
  2. В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение.1988 г.
  3. А.В. Даринский. Краеведение. М. Просвещение. 1987 г.
  4. Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
  5. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г. 168 с.
  6. А. Гин. Приемы педагогической техники. М.: 2003 г.-88с..
  7. Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин. Материалы научно-практической конференции по истории и обществознанию. Н.Новгород, 2007 г.
  8. Е.Л. Родионова, Н.Т. Отделкина, М.В. Ушакова. «Патриотическое воспитание в Нижегородской области; опыт, проблемы, перспективы». Н.Новгород, 2002 г., 109 с.
  9. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, А.Д. Короткова. «Зимние праздники и забавы для детей». М.: Творческий центр Сфера. 2001 г. 122 с.
  10. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, А.Д. Короткова. «Летние праздники и забавы для детей». М.: Творческий центр Сфера. 1999 г. 127 с.
  11. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, А.Д. Короткова. «Весенние праздники и забавы для детей». М.: Творческий центр Сфера. 2000 г. 142 с.

Список литературы для учеников

1.Н.В. Морохин. Нижегородские марийцы. Й-Ола. 1994 г.

2.В.А. Шамшурин. Наш край. Издат. Книги. 2002 г

3.В.А. Шамшурин. Живи родник. Н.Новгород. 1996 г.

4.В.А. Софронова. «Все здесь сердцу знакомо и дорого» (поэтическое земляков). Р.п. Шаранга.-42с

5. «У чистых рек среди лесов зеленых» - альманах о Шаранге.

Н. Новгород.1997 г.-255с.

6.А. В. Седов Глядя с откоса. Рассказы о родном крае. Н.Н. 2009г.

7.О. А. Колобов Наш Край. Книга для учащихся школ, гимназией, лицеев. Н.Н. 2002г.

8.Ф.Лежнина,  Я.Гройсман. Победа. Правда. Память. Альманах о ратных и трудовых подвигах Шарангцев в годы Великой Отечественной войны. Н.Н. ДЕКОМ, 2005г. 217с.

9.Детская Библия

                                                                                                                                                                      Приложение №1

Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие Планирование работы

Выявление интересов

Коллективная

Инструктаж, беседа, игра ,диагностические методики

Папка с инструктажами

Итоговая беседа по технике безопасности

2.

Школьный краеведческий музей

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ, беседа, демонстрация экспонатов

Материалы школьного музея

Урок-экскурсия, контрольные вопросы

3.

Что изучает краеведение

Фронтальная, групповая

Рассказ, беседа, методы организации деятельности; воспитывающие ситуации

Подбор литературы, раздаточный материал, фрагменты рабочей тетради

Контрольные вопросы, тест-игра

4.

Моя малая родина

Фронтальная, коллективная, индивидуальная

Демонстрация, рассказ, работа с картой

Карта области и района, карточки-задания

Магнитофон

Работа с карточкой-заданием

5.

История заселения края

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, урок погружение, работа с картой

Карта области и района, фрагменты рабочей тетради

Рабочая тетрадь, конкурсы, соревнования

6.

История деревень

Коллективная, групповая, индивидуальная

Урок-погружение, работа с книгой, обсуждение

Фотографии по теме, архив музея, работа с книгой

Фотоаппарат

Выставка творческих работ

7.

Из истории родной школы

Коллективная, групповая, индивидуальная

Работа с архивными материалами, методы стимулирования деятельности: создание ситуации успеха

Работа с архивом музея, карточки-задания из рабочей тетради,

фотодокументы

Магнитофон, фотоаппарат

Тест-игра, творческая работа, фотовыставка

8.

Коренные жители края- марийцы

Фронтальная

Рассказ, урок-путешествие, беседа

Карта, раздаточный материал, фрагменты рабочей тетради

Контрольные вопросы, конкурс рисунка

9.

Знаешь ли ты свой край

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, создание ситуации успеха, игровые приемы; «Аукцион знаний»

Карта, раздаточный материал

Викторина, контрольные вопросы, кроссворд

10.

Выпуск краеведческой газеты

Коллективная

Беседа, практические методы

Материалы школьного музея

Магнитофон, фотоаппарат

Коллективная работа, выставка рисунков, фотографий

11.

Родной край в мировой истории и культуре

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ, работа с книгой, обсуждение

Карта области, района, страны; карточки

Контрольные вопросы

12.

От поколения к поколению твоя родословная

Индивидуальная, групповая

Беседа, демонстрация, практические методы, исследование

Фрагменты рабочей тетради, схема-образец родословной, методы воспитания

Индивидуальные работы схемы родословной

13.

Семейные традиции

Индивидуальная, групповая

Беседа, обсуждение, видеопрезентация, работа с архивом семьи, исследование

Создание ситуации успеха, методы воспитания

Магнитофон, фотоаппарат

Коллективная работа, творческая работа

14.

Семейный архив. Выработка навыков работы с семейным архивом.

Коллективная, индивидуальная

Рассказ, демонстрация, обсуждение

Памятка по работе с архивными документами

Контрольные вопросы

15.

Составление генеалогического древа

Индивидуальная

Беседа, демонстрация, показ, обсуждение

Выставочные работы, схемы, рабочая тетрадь

Схема

Составление древа, сравнение

16.

Занятия населения Орудия труда

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Рассказ, игровые приемы, показ, сбор экспонатов

Экспонаты школьного музея, подбор иллюстраций, рабочая тетрадь

Альбом, фломастеры, краски

Игры на усвоение материала, макеты, выставка рисунков

17.

Развитие ремесла Промыслы

Индивидуальная, групповая

Рассказ, обсуждение, игровые приемы, сбор экспонатов

Экспонаты и материалы школьного музея, подбор иллюстраций, макеты

Альбом, фломастеры, краски

Выставка рисунков, обсуждение, макеты

18.

Быт крестьянской общины

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, создание ситуации успеха, демонстрация, сбор экспонатов

Материалы школьного музея, раздаточный материал, рабочая тетрадь

Контрольные вопросы, конкурсы

19.

Работа в музее

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, демонстрация, упражнение, создание ситуации успеха

Материалы школьного музея, правила поведения в музее

Коллективная работа

20.

Народное творчество как часть материальной и духовной культуры

Фронтальная

Рассказ, урок-путешествие, беседа

Раздаточный материал, подбор иллюстраций и литературы

Контрольные вопросы

21.

Народные обряды, обычаи, традиции

Индивидуальная, групповая

Рассказ, встречи с односельчанами,

урок-игра,

мини-исследование

Подборка литературы, иллюстраций, творческих работ

Магнитофон

Творческие работы, рисунки

22.

Народные праздники

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, беседа, игровые приемы, обсуждения

Подборка народных праздников, игр, подборка литературы

Магнитофон

Выполнение рисунка, коллективная выставка

23.

Устное народное творчество

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, обсуждение, игровые приемы

Подборка литературы, раздаточный материал

Конкурсы, соревнования

24.

Сбор фольклорного материала

Коллективная, групповая

Встречи с односельчанами, беседа, обсуждение, сбор материала

Подборка творческих работ, литература

Фотоаппарат, альбом

Творческие работы

25.

Встречи и беседы с односельчанами

Групповая, индивидуальная

Беседа, обсуждение, сбор материала

Материалы бесед, фотоматериалы

26.

Оформление фольклорного материала

Коллективная, групповая

Практические методы, работа в музее

Материалы школьного музея

Альбом, фломастеры

Оформление материала в альбомах

27.

Районный краеведческий музей

коллективная

Урок-экскурсия, беседа, обсуждение

Коллективная работа, фотовыставка

28.

Флора и фауна края.

Красная книга района

Фронтальная, групповая

Урок-экскурсия, беседа, практические приемы, игровые приемы

Подборка литературы, образцы растений

Гербарий

Составление гербария, контрольные вопросы

29.

Священные рощи

Фронтальная, коллективная

Беседа, создание ситуации успеха, игровые приемы

Творческие работы, подборка литературы

30.

Мой край

Индивидуальная, групповая

Урок КВН, обсуждение

Материалы школьного музея

Коллективная работа, выпуск газеты

31.

Место краеведения в современной жизни

Фронтальная

Рассказ, обсуждение

Подборка литературы

Контрольные вопросы

32.

Работа в музее

Коллективная, групповая, индивидуальная

Урок-практикум, бесед, обсуждение

Материалы школьного музея

Бумага, краски

Контрольная работа, оформление

33-34.

Фольклорный праздник «Ярмарка талантов»

Коллективная, групповая

Игровые методы, урок-праздник, беседа

Подборка литературы, разработка праздника, материалы музея

Магнитофон, костюмы ,фотоаппарат

Конкурсы, выступления, контрольные вопросы, выставки

Второй год обучения

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Коллективная

Инструктаж, беседа

Папка с инструктажами

Итоговая беседа по технике безопасности

2.

Планирование работы

Формирование микрогрупп по интересам

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, беседа, игра

Диагностические  методики

Итоговая беседа

3.

Откуда есть пошла Шарангская земля

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, беседа, игровые приемы

Карта Шарангского района, книга о Шаранге, архив музея

Магнитофон

Контрольные вопросы, тест

4.

История названия деревень

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа, игровые приемы, конкурс ораторов

Карта района, фотодокументы, творческие работы

Фотоаппарат

Выставка творческих работ

5.

Место края в истории Отечества

Коллективная

Рассказ, работа с картой, обсуждение

Карта, карточки-задания

Контрольные вопросы

6.

 Племена марийцев – коренные жители края

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Рассказ, беседа, обсуждение, игровые приемы

Карта, творческие работы, архив музея

Фотоаппарат

Кроссворд ,презентация

7.

Моя малая родина

Индивидуальная, групповая

Беседа, практические методы, создание ситуации успеха, мини-исследование

Материалы музея

Выставка творческих работ

8.

Практикум: работа в музее

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, практические методы, обсуждение

Материалы музея

Альбом, ватман, фломастеры, краски

Фотовыставка

9.

Урок «Аукцион знаний»

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Создание ситуации успеха, игровые приемы

Карта, тесты, вопросы-задания

Контрольные вопросы

10.

Кереметища – священные рощи

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, рассказ, практические методы

Подборка материалов, творческие работы

фотоаппарат

Мини-исследование, творческие работы

11.

Исторические типы жилищ

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, практические приемы

Подборка литературы, иллюстрации

Выставка рисунков

12.

Интерьер избы

Индивидуальная, групповая

Беседа, практические приемы, игровые приемы

Подборка литературы, фотодокументы

Фотоаппарат

Выставка творческих работ и рисунков

13-14.

Урок-практикум

Коллективная, групповая, индивидуальная

Практические методы

Памятки для учащихся

Бумага, краски

Творческие работы, альбомы выставки

15-16.

Особенности национальной культуры

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Урок-погружение, обсуждение, игровые приемы

Материалы музея, подборка литературы

Контрольные вопросы

17.

Национальные костюмы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Рассказ, беседа, практические методы

Подборка литературы, материалы музея

Фотоаппарат

Выставка творческих работ и рисунков, макеты

18.

Народные праздники

Коллективная индивидуальная

Рассказ, беседа, практические методы ,интервьюирование

Подборка литературы, разработка сценариев

Магнитофон, фотоаппарат

Викторины, конкурсы

19.

Народные музыкальные инструменты

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, беседа прослушивание музыки

Подборка иллюстраций литературы

Магнитофон, DVD-плеер

Изготовление макетов

20-24.

Практические занятия

Коллективная, групповая, индивидуальная

Практические методы, создание ситуации успеха

Краски, ватман, альбом, компьютер

Коллективная работа, выставки

25.

Из истории родной школы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Практические методы, создание ситуации успеха, работа с книгой

Архив музея, творческие работы, фотографии

Фотоаппарат, магнитофон

Коллективная работа, тест-игра ,презентация

26.

Образование в районе

фронтальная

Рассказ, обсуждение, работа с книгой

Подборка литературы

Контрольные вопросы

27.

Педагогические династии

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Рассказ, демонстрация

Архив музея, творческие работы

Фотоаппарат

Оформление альбома,презентация

28.

Учителя-фронтовики

фронтальная

Рассказ, беседа, демонстрация

Архив музея

Магнитофон

Контрольные вопросы, минисочинение

29.

Судьбы выпускников.

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, беседа, демонстрация, встречи с выпускниками

Архив музея

Магнитофон

Коллективная работа, выставка

30.

Практикум: сбор материала о выпускниках школы

Коллективная, групповая, индивидуальная

Сбор материала, встречи с выпускниками, интервью

Альбом, компьютер, фломастеры, краски

Выставка творческих работ

31-32.

Народные песни и игры.

Индивидуальная, групповая

Практические приемы, беседа, сбор материала

Подборка литературы

Магнитофон

Коллективная работа

33-34.

Фольклорный праздник «Вечные родники»

Коллективная, групповая, индивидуальная

Практические приемы, создание ситуации успеха, урок-праздник, беседа

Подборка литературы, сценарии

Магнитофон, костюмы, фотоаппарат

Конкурсы, выставки, контрольные вопросы

Третий год обучения

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1

Введение 1 час.

Коллективная

Инструктаж, беседа

Папка с инструктажами

Итоговая беседа по технике безопасности

2-5

Музейная педагогика.

4 час.

Знакомство со структурой поисково-исследовательской работы

Фронтальная групповая, индивидуальная

Рассказ, беседа, создание ситуации успеха

Памятки, подборка литературы

Контрольные вопросы

6

Стили и виды оформления материала в музее

Коллективная, групповая, индивидуальная

Рассказ, демонстрация, обсуждение

Подборка литературы

7

Как работать с архивом музея (эпистолярным материалом)

Фронтальная

Рассказ, демонстрация, обсуждение, показ экспонатов

Материалы архива музея, подборка литературы

Контрольные вопросы

8

Требования к выполнению исследовательских работ

Коллективная, индивидуальная

Рассказ

Памятки, подборка литературы

Контрольные вопросы

9-13

Практические занятия 5 час.

Индивидуальная

Беседа, обсуждение

Архив музея

Компьютер

Выставка творческих работ, оформление

14

Районный краеведческий музей

Коллективная

Рассказ, беседа

Материалы музея

фотоаппарат

Экскурсия

15

Районный краеведческий музей

Коллективная

Урок-экскурсия

Материалы музея

Контрольные вопросы, интервью

16

Из истории церквей

Фронтальная групповая, индивидуальная

Урок-погружение, работа с книгой, обсуждение

Материалы музея, творческие работы, фотографии

Фотоаппарат, компьютер

Тест-игра, презентация

17

Внутренний вид храма: встреча со священнослужителем

Коллективная, индивидуальная

Урок-экскурсия, обсуждение

Фотоаппарат

Творческие работы,

18

Творчество наших земляков

Индивидуальная, групповая

Беседа, обсуждение ,интервьюирование

Материалы музея

Фотоаппарат

Выставка творческих работ

19

Фольклор

Индивидуальная, групповая

Беседа, обсуждение ,интервьюирование

Материалы музея

Фотоаппарат, видеомагнитофон

Оформление альбома

20-21

Практические занятия 2 час.

Коллективная, групповая, индивидуальная

Создание ситуации успеха

Памятки, литература

Компьютер

Коллективная работа, вышивки

22-23

Земляки, оставившие след в истории края и страны 2 час.

Фронтальная групповая, индивидуальная

Рассказ, работа с книгой, обсуждение ,интервьюирование

Архив музея

Фотоаппарат, компьютер

Контрольные вопросы, презентации

творческие работы

24-28

Практические занятия 5 час.

Работа над темами исследовательских работ учащихся

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, обсуждение консультации

Памятки, архив музея

Компьютер

Коллективная работа, выставка творческих работ

29

Наши земляки – участники войны 1941-1945 гг.

Фронтальная

Рассказ, демонстрация

Литература, материалы музея, компьютерная презентация

Компьютер

Творческие работы, презентация

30

Победа ковалась в тылу.

коллективная

Рассказ, беседа,

интервьюирование

Литература, материалы музея, компьютерная презентация

Компьютер

Выставка творческих работ

презентация

31-34

Практические занятия 4 час.

Работа по исследовательским темам

Индивидуальная

Создание ситуации успеха, консультации

Памятки, литература

Компьютер

Выставка творческих работ

презентация

35-36

Итоговое занятие: краеведение Конференция 2час.

коллективная

Урок-конференция

Компьютер фотоаппарат

Защита проектной работы

                                                                                                                 Приложение №2

Воспитательная работа

  1. С начала года проводить мероприятия воспитательного характера
  2. Проводить систематически  диагностику.
  3. Проводить тематические беседы с детьми
  4. Организовывать встречи с интересными людьми, старожилами села
  5. Организовывать выставки, экспозиции, персональные выставки
  6. Пополнять фонд школьного музея через индивидуальную, групповую работу и через работу с родителями
  7. Написание рефератов и исследовательских работ
  8. Подведение итогов работы по всем направлениям
  9. Награждение грамотами, подарками успешно проявивших себя в том или ином направлении деятельности, для дальнейшего развития  потенциала детей

Культурно-массовая работа

  1. Принимать участие в конкурсах исследовательских работ, тематических конкурсах, викторинах и фотоконкурсах
  2. Проводить краеведческие чтения, конференции, компьютерные презентации.
  3. Проводить фольклорные праздники, тематические утренники и вечера с привлечением родителей
  4. Принимать участие в выставках макетов, работ декоративно-прикладного творчества
  5. Посещать музеи, библиотеки в каникулярное время
  6. Оформлять тематические экспозиции
  7. Организация  туристско-краеведческих походов

План методической работы

  1. Оформить тематические папки по содержанию тем
  2. Участие в конкурсах методических разработок
  3. Оформить картотеку методических разработок, литературы, сценариев
  4. Продолжить работу над разработкой  планов занятий, тестовых заданий, вопросников, анкет, схем, контрольных упражнений, тем для экскурсий
  5. Работа на МО по вопросам реализации программы и обмен опытом роботы





Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

 

 

Межрегиональная научно-практическая конференция по музейной педагогике:  «Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы»

11-12 марта 2015 года.

Тема «Школьный музей как центр воспитательной работы»

 

 

Работу выполнила: Протасова Роза Михайловна

учитель истории и обществознания

 

 

Нижегородская область,

Шарангский район,

с.Большое Устинское, ул.Советская, д.12

телефон:8-831-55-25-5-49

с. Большое Устинское

 

Школьный музей как центр воспитательной работы в школе

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня  духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории,  углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. В нашей школе центром реализации такой системы стал школьный музей.

 Актуальность заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким  пониманием  особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с  историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах,  в приобщении к исследованию родного края в разных формах.

 Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и  обучение воспитанников на местном краеведческом материале.

Краеведческий музей в школе существует на общественных началах с 1985 года. Он был  официально паспортизирован 10 ноября 2011 года (Свидетельство №14004). На базе школьного музея осуществляет свою деятельность кружок «Краевед» для учащихся 5- 9 классов, на основе авторской программы по дополнительному образованию «Вечные родники», разработанной Протасовой Р.М.- учителем истории. На кружок отводится 1 час в неделю (34 часа в год). При школьном музее создано и реализует свою деятельность школьное экскурсионное бюро с 2011 года.

Специфика содержания краеведческого кружка характеризуется многопредметной направленностью – краеведение, история и культура края, села, района, история школы.

Цель: воспитывать человека, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Задачи: 

- формирование чувства гражданственности;

- пробуждение интереса к изучению истории и культуры родного края;

- приобщение детей к историческому прошлому родины, ее культуре, духовным ценностям;

- воспитание уважительного отношения к традициям родного края, формирование здорового образа жизни воспитанников с помощью различных форм туристско-краеведческой деятельности.

- формирование экологической культуры детей на основе непринужденного усвоения информации;

 

Основные формы и методы работы:

-музейные уроки;

 -встречи и беседы со старожилами, интересными людьми;

-тематические часы;

-экскурсионная деятельность;

- проектная деятельность;

-шефство над ветеранами войны и труда;

-круглые столы, предметные недели, конференции;

-проведение общешкольных мероприятий, праздников;

-оформление тематических выставок;

-викторины.

 В начале учебного года  формируются:

  1. Актив музея.
  2. Экскурсионно-лекторская группа.
  3. Творческо-информационная группа.
  4. Поисковая группа.

 В работе музея оказывают помощь:

 -родители;

-учителя;

-учащиеся.

Отделы музея: слайды с 9 по 14

Основные направления работы музея:

  1. Информационное, научно-исследовательское

         Занимающиеся в краеведческом кружке учащиеся 5-9 классов получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по  музейной  работе. Осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, также осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения  музейных предметов в установленном порядке. Путем поиска и сбора экспонатов проводится изучение, систематизация предметов фонда хранения, проводится изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляется научно-исследовательская работа в рамках, установленных целей, задач и предмета деятельности школьного краеведческого музея, обеспечивая впоследствии  экскурсионное  и лекционное обслуживание, познается прошлое, настоящее и бережно  хранятся эти исторические частички об истории и культуре своего родного края. Музей ведет летопись школы.

 2 .Поисково-исследовательская деятельность

В течение учебного года в школе ведется постоянная поисковая работа членами краеведческого кружка. Ребята собирают экспонаты, сведения, фотографии, воспоминания. Музей пополняется различными экспонатами. В этом году начата реконструкция «Крестьянская изба», поэтому особое внимание по сбору экспонатов уделялось этой теме. Собран материал и оформлен стенд по теме «Серебряные медалисты школы». Постоянно оформляются экспозиции, обновляются уже существующие. Большой материал собран по прикладному творчеству населения и о выпускниках школы.

Например, оформлена выставка «Народные умельцы», где собраны работы по шитью Салангиной А.Н., она свои работы передала в фонд музея. Работам более 50 лет.

3. Проектная деятельность

  Активом музея   инициируются и реализуются социальные проекты - «Наследие малой родины», «Школьный музей», «Детское экскурсионное бюро», «Школьный сад», «Мы вместе».

4.Участие учеников школы в районных  мероприятиях

Школа принимает активное участие в районных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию. В районной краеведческой конференции «История Шарангского района в лицах и событиях» 21 декабря 2012 года: исследовательская работа «Моя родословная» - Ермолин Илья (5класс), «Малиновские - земля моих предков» - Сорокина Катя (8 класс). В зональном семинаре-совещании 20 сентября – опыт работы по социальному проектированию, презентация проекта «Наследие малой родины» (Крестьянинова Лиля и Смирнова Дарья - 9класс).  Участие в творческом марафоне  славы  А.Невского – инценировка «Слава русской старине», в акции «Обелиск» и др. Члены кружка принимают участие в фотоконкурсах «Дети. Творчество. Родина», в конкурсе проектных работ «Край, мой Шаранга» занимая призовые места и др.

В школе стало традицией проводить историко-краеведческие конференции.

Ежегодно 30 мая проводится День открытых дверей в школьном музее  для учащихся, родителей и жителей села. Школьными экскурсоводами (Софронов  Андрей, Пестова Александра, Смирнова Дарья, Панпурин Валера)   проводятся  экскурсии. 

5. Сотрудничество  с организациями, осуществляющими задачи гражданско-патриотического воспитания

Школьный музей и ребята краеведческого кружка сотрудничают с районным музеем, с сектором краеведения в районной библиотеке, с сельским домом культуры, что отражено в плане работы музея. Постоянно поддерживает связь с председателем Совета ветеранов. Проходят встречи со старожилами, интересными людьми, со специалистами из районного музея.

6.Экскурсионная работа

В течение учебного года проводятся экскурсии в музее по музейным экспозициям в соответствии с перечнем экскурсионных тем. Экскурсоводы разрабатывают темы для учащихся, гостей, детей из детского сада.

1) Экскурсии по школьному музею.

Членами экскурсионно-лекторской группы разработаны и проводятся тематические экскурсии  по темам:

- «Коренные жители края-марийцы»(5-9класс)

-«История нашей школы»(1-9 класс)

- «Крестьянская изба» (1, 3 класс);

-«Мы помним наших ветеранов»(2,4 класс)

 -Презентация макета «Крепостная стена»(5, 6 класс)

-«История создания школьного музея» (5 класс)

-«Труд и быт наших предков»(7 класс)

 -«Выпускники школы - серебряные медалисты»(8 класс)

 -обзорная экскурсия в День открытых дверей 30 мая.

-обзорная экскурсия для гостей из детского сада «Рябинка» 30 мая

 

 2) Выездные экскурсии

В ходе реализации социального проекта «Наследие малой родины» была разработана экскурсия «Погружение в старину» и теперь ежегодно  для учащихся школы в период летних каникул проводится экскурсия  по местам древнейших поселений на территории нашего края.  Систематически мы выезжаем на экскурсии в районный краеведческий музей в р.п. Шаранга и Тонкино.

7 . Проведение занятий по музейной педагогике

Музейная педагогика – важнейшая составляющая часть работы с учениками в школьном музее. В течение  учебного года проводятся  занятия в соответствии с планом. Такие как:

Занятие  с творческо-информационной группой. 

 Методика проведения экскурсии в школьном музее.

Экскурсия как вид общения.

Требования, критерии оценки мастерства экскурсовода. 

Занятие проведено с экскурсионно-лекторской группой.

Методика создания макета.

Выбор сюжета, создание композиции, подготовка основы, материал для моделирования. 

        Подбор материала для подготовки информации.

       Периодически проводятся конкурсы рисунков и фотографий учащихся.

Заключение

Основная задача музея - формировать у школьников общее представление об истории родного края, однородной культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. Музей помогает учащимся постигать непреходящие ценности, осваивать новую информацию, включаться в социально-культурное творчество. Одна из задач музейного дела – поддержание и сохранение постоянного устойчивого интереса учащихся к музею и его деятельности. Главное, чтобы они видели и осознавали значимость своей работы, чтобы музей был источником новых знаний. Музей нужен каждому учебному заведению, чтобы сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

 



Предварительный просмотр:

Администрация Шарангского муниципального района

МБОУ Большеустинская основная общеобразовательная школа

Районный конкурс «Учитель года»

 

Описание инновационного педагогического опыта

«Использование элементов музейной педагогики в повышении познавательного интереса на уроках краеведения и во внеклассной деятельности»

Автор опыта: Протасова Роза Михайловна –

 учитель истории, обществознания и краеведения

 МБОУ Большеустинская основная общеобразовательная школа,

Шарангский район, с. БольшоеУстинское,

 ул. Советская, д.12

 тел: 8 831 55 25 5 29

г.п.т.Шаранга

2013 год

Описание инновационного педагогического опыта учителя истории, обществознания и краеведения МБОУ Большеустинской  ООШ, Шарангского района  Протасовой Розы Михайловны

Компетентностный подход в ГОССТАНДАРТе образования второго поколения четко обозначил целевые ориентиры педагогов современной школы в создании психолого-педагогических условий для становления компетенции в личностном, социальном, познавательном и коммуникативном развитии учащихся. Как региональный компонент предмет краеведение является важной частью образования и призван также решать основные задачи ГОССТАНДАРТа. Для развития познавательных универсальных учебных действий (общеучебных, логических и действий в постановке и решения проблем) считаю актуальнойтему моего опыта: «Использование элементов музейной педагогики в повышении познавательного интереса на уроках краеведения и во внеклассной деятельности»

Над данной проблемой работаю в течение нескольких лет. Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках краеведенияи во внеурочное время особенно заинтересовать ребенка и вызвать интерес к изучению истории родного края.

По рассказам старожилов Большеустинская школа основана в 1885 году. В школе накоплены определенные традиции, опыт краеведческой работы, касающиеся истории школы и села, представляющие общественную значимость и социальную ценность. Этот богатый материал требует анализа, систематизации, осмысления, обобщения и демонстрации. Но многие страницы малой родины -  села БольшоеУстинское, остаются еще неизученными в силу определенных трудностей. К сожалению, архивные церковные документы и архивы сельского совета, способные пролить свет на историю жизни местного населения и окрестных деревень в целом, не были сохранены в разные периоды советской власти. Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет восстановить по крупицам некоторые страницы истории родного поселения, развить интерес к истории малой родины, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет деятельность школьного краеведческого музея.

Включение музея в единое образовательно- воспитательное пространство необходимо для успешной реализации задач исторического и гражданского воспитания в школе. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, исследующая музейные фонды и коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам.

Актуальность заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким  пониманием  особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с  историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах,  в приобщении к исследованию родного края в разных формах.

 Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и  обучение воспитанников на местном краеведческом материале.

Как учитель истории и краеведения, целью своей работы считаю:создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством использования элементов музейной педагогики  и интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
  • поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, района, края;
  • учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
  • оформление и экспонирование материалов;
  • организация и проведение экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных;
  • организация научно-исследовательской работы;
  • развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

Из опыта могу сказать, что использование музейной педагогики позволяет значительно расширить возможности реализовать триединство образовательных задач, прописанных в Законе об образовании.Любовь к своему краю подтолкнула меня к созданию авторских программ по краеведению с учетом регионального компонента: для учащихся 5 класса – «Введение в краеведение. История Шарангского района» (http://festival.1september.ru)и программа дополнительного образования  «Вечные родники»(http://openklass.ru), а также на сайте НИРО – кафедра дополнительного образования) для учащихся 5-9 классов, которые используются  почти всеми учителями историиШарангскогорайона.

И среди всех возможностей особенно хочу выделить:

- в воспитательной области – приобретение положительного опыта гражданского воспитания в социуме в процессе поисковой и исследовательской деятельности;

- в развивающей – возможность самоутверждения и самореализации;

- в обучающей – становление мировоззрения.

Идея музея как инструмента «воспитания масс» сформировалась в умах передовых отечественных педагогов в середине XX века. В нашей школе музей я начала создавать с 1985 года. За это время мне удалось выстроить систему краеведческой работы, и  музей стал центром воспитательной работы в школе, поэтому в 2008 году при разработке программы развития школы была определена тема «Краеведение в социокультурном пространстве школы»http://ustinsk2008.narod.ru, разработчиком которой являюсь, в том числе, и я.

Наш музей осуществляет работу по следующим направлениям:  поисковое, исследовательское, пропагандистское, экскурсионное, оформительское, массовые мероприятия и важность образовательного направления в работе музея признается везде и всеми. Но, каким же образом достичь верного соотношения развлечения, просвещения и науки? На этот вопрос отвечает музейная педагогика, предлагая учащимся интерактивные музейные занятия. Условно в них можно выделить три уровня:

  1. эмоциональное восприятие экспозиции;
  2. понимание содержания экспозиции;
  3. объяснение и поиск информации;
  4. гражданское поведение учащихся как результат музейной педагогики и краеведческой работы.

Музей при таком подходе не может оставаться простой выставочной комнатой, а должен быть главным средством для повышения познавательного интереса учащихся на уроках краеведения и внеклассных мероприятиях.Музейная экспозиция отвечает необходимым требованиям, она содержательна, убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана (Приложение №1).

Разделы экспозиций  школьного музея:

1. «Боевая слава»;

2.«Листая школьные страницы»;

3.«Гордость школы»;

4.«Крестьянский быт»;

5.«Солдаты великой войны»;

6.«Орудия труда»;

7.«Народные умельцы»;

8.«Коренные жители края - марийцы»

9. «Офицеры – наши земляки»

В школьном музее воплотились мои замыслы как человека любящего свой край  и учителя краеведения. Разделы экспозиций, их названия разрабатывались совместно с учащимися. Несколько экспозиций посвящены ВОВ, и поэтому уроки в честь празднования Великой победы и не только обеспечены материалом, музейными экспонатами (Приложение 2)

Все разделы экспозиций школьного музея активно используются на уроках краеведения и внеклассных мероприятиях, и могу сделать вывод, что в создании экспозиции «Крестьянский быт» и реконструкции «Деревенская изба», которые используется чаще всего, приняли участие и педагоги, и учащиеся, и родители нашей школы (Приложение № 3)

Опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Обстановка музея «погружает» в культуру и быт наших предков, помогает усвоить такие например темы: «Особенности труда и быта наших предков»,«Пословицы, поговорки, загадки; местная фразеология», «Быт и культура марийцев – коренных жителей края», «История моей малой родины», «Великая Отечественная война –вклад в Победу наших земляков» и многие другие.В своей практике использую такие формы работы как:-тренинги, тематические часы, викторины,тест-игры, внеклассные мероприятия, праздники, краеведческие конференции, экскурсии, встречи и др.(Приложение № 4,5,6)

В рамках музейной педагогики использую следующие современные образовательные технологии:

1. Проектные технологии;

2. Игровые технологии;

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Проектная деятельностьв краеведческой работе служит в помощь учителю. Особенно большую роль проектная деятельность играет  в кружковой деятельности и  во внеклассной работе. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей, создаются условия для совершенствования умения детей адаптироваться в  изменяющейся окружающей среде.

Исследовательская, проектная практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Последнее время мы особенно увлечены социальным проектированием. Социальныепроекты инициируемые музеем"Наследие малой родины", «Школьный музей», «Детское экскурсионное бюро».Дети с удовольствием выбирают тематику творческих работ, собирают и обобщают материал, но при этом в своих работах ребята используют различные формы и методы: электронные носители, работа в Интернете, поисковая, исследовательская, работа с архивными материалами, работа с наглядными пособиями, встречи со старожилами, консультации со специалистами.

Результатами проектной деятельности в рамках музейной педагогики являются многочисленные экспонаты и оформленные разделы экспозиций школьного музея, а результатами реализации соцпроектов стали выпуск буклетов, календарей, листовок, разработка и реализация экскурсионных маршрутов, и конечно, опыт социализации (Приложение №5).

Игровая технология используется как средство для воспитания гражданской позиции и гражданского поведения учащихся.

 По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую следующие виды игр:

  1. ролевые игры;
  2. игровые анкеты;
  3. вопросники;
  4. конкурсы;
  5. викторины;

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широкоиспользуемых мной в практике преподавания средств обучения на уроках краеведения. Обучение в игре происходит незаметно дляобучаемого, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках.

Для применения информационно-коммуникационных технологийдолжны быть созданы определенные условия. В школе созданы хорошие материально-технические условия. Музей, помимо основных и вспомогательных экспонатов,  оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса:

1.ноутбуком;

2.мультимедийным проектором;

3.экраном.

На занятиях краеведческого кружка   использую разнообразные электронные носители информации (собственные презентации, презентации педагогов, презентации учащихся, видеосюжеты, фильмы и т.д.) В планах на будущее-создание электронной версии школьного музея.

Использование информационных технологий имеет свои преимущества:

  • повышение мотивации к обучению;
  • совершенствование практических умений и навыков;

Можно привести пример создания проблемной ситуации:

- Демонстрирую виртуальную экскурсию «Деревенька моя»,по окончании ребята должны ответить на вопросы викторины, узнать улицы прошлых лет на фотографиях, историю названия улиц, вспомнить имена старожилов.

Таким образом, применение информационных технологий  на уроках краеведения и во внеурочное время является актуальным и результативным, повышается уровень практического владения предметом, а главное, формируются навыки самостоятельной деятельности, инициативность, появляется возможность у учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Широко используются возможности музея и во внеклассной работе.В данном направлении работаю на основе авторской программы кружка «Вечные родники». Цели и задачи данной программы полностью соответствуют целям и задачам данного опыта.

Таким образом, использование элементов музейной педагогики, возможностей музея  в развитии познавательного интереса учащихся при изучении краеведения способствует:

1. Развитию мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, родной деревни, семьи.

2. Развитию способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.

3. Формированию жизненной позиции учащихся и мировоззрению.

4. Социализации личности школьника как гражданина мира, России, родного края.

Результативность опыта

Результатом использования музейной педагогики и краеведческой работы является активное участие учащихся во всех конкурсах, мероприятиях, олимпиадах по краеведению и достижение ими высоких результатов.Внеурочная работа по краеведению, работа в ДЭБ стали одним из любимых занятий в школе, а главным мотивом при изучении предмета стал познавательный интерес.

Данный опыт по повышению познавательной активности учащихся на уроках краеведения на основе музейной педагогики и внеурочной деятельности неоднократно получил   общественное признание на педсоветах, конференциях и  семинарахразличного уровня:

1. Зональный семинар- совещание«Состояние и перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей в образовательном пространстве Нижегородской области» 20.09. 2012 г (Презентация социального проекта «Наследие малой родины»)

          2.VIобластная научно- практическая конференция «Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин»21.03.2007г

(Тема выступления «Краеведение в системе начального образования»)

3.Участие в районной краеведческой конференции «История Шарангского района в лицах и событиях» 21.12. 2012 г.

4. Районный молодежный форум «Время жить в России»20.12.2010 г. (Тема выступления «Музей как центр воспитательной работы в школе»)

5. Выступления на районном методическом объединении учителей истории, обществознания  и краеведения:1) «Место и роль краеведения в системе воспитательной работы»;2)Презентация программы дополнительного образования «Вечные родники»; 3)Из опыта работы по созданиюДЭБ; 4) Роль музея в воспитании патриотизма.

6. Выступления на педагогических советах школы.

Данный опыт нашел отражение  в печати: районная газета «Знамя победы» № 57-2010 г.; сайт НИРО, кафедра дополнительного образования- публикация программы «Вечные родники» 2012 г.; Публикации в сборнике материалов районной конференции «История Шарангского района в лицах и событиях» Районная центральная библиотека. Шаранга, 2013

А также в сети Интернет, где я сотрудничаю со многими образовательными порталами («Открытый урок»,«Открытый класс»,«Летописи.ру»,«Педсовет. ру», «Социальная сеть работников образования»).

Результаты на зональном, областном и федеральном  уровне:

2008г- областной конкурс заочных экскурсий – диплом 2 степени;

2010 - учащиеся кружка « Краевед» заняли 4 место в межрайонном конкурсе компьютерных презентаций «Война. Победа. Правда»;

2011 г-диплом 1 степени в региональном этапе 11 Всероссийской акции « Я- гражданин России»  за разработку и реализацию социального проекта «Наследие малой родины»;

2011г - в областном фестивале музеев образовательных учреждений- 4-ый результат;

2011г -участие кружка « Краевед» в областной акции «Обелиск»;

2013г- областной фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» диплом 2 степени

Участие учеников в Интернет-проекте для одарённых детей социальной сети работников образования « Алые паруса» -3 публикации;

-Всероссийский фестиваль исследовательских  и творческих работ учащихся « Портфолио» - 1 учащийся стал лауреатом.

Результаты на районном  уровне:

2008 г- 1 место в районном конкурсе школьных музеев;

2009 г – 1 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод»;

2009г -1 место в районном конкурсе  исследовательских работ «Моя семья в истории страны» в номинации «Моя родословная»;

2009г -2 место в районном конкурсе  исследовательских работ «Моя семья в истории страны» в номинации» Я гляжу на фотокарточку»;

2010г – 2 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод»;

2010г – 3 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод»;

2011г -исследовательский конкурс«Путь на Москву. Подвиг Нижегородского ополчения»- коллектив детского объединения «Краевед»-3 место;

2012г – краеведческая конференция, посвященная году Российской государственности - 2 ученика стали  дипломантами.

Члены детского объединения «Краевед» участвуют  в Интернет-проектах «Мы помним», «Памяти исчезнувших деревень», «Школьная Атлантида».

Таким образом, данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики и краеведческой работы позволяет не только расширить, обобщить и углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящем Родину, человеком, за которым будущее России.Но никакая система приёмов обучения не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребятами. И именно краеведение даёт простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин, стереотипов.

Приложение № 1

Структура работы по краеведению в МБОУ Большеустинская ООШ


Комментарии

Титова Любовь Юрьевна

Работа проделана большая,материал интересный.