Социальный проект "Наследие малой родины"

Протасова Роза Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеустинская основная школа

Тема проекта: «Погружение в старину»

Номинация: Экскурсионный маршрут

Работу выполнили учащиеся  

 детского объединения «Краевед»

Окашев Павел ученик 8 класса,

Крестьянинова Евгения-ученица 8 класса,

Охотникова Наталия-ученица 9 класса

тел., факс: (8831 55) 25-5-29

e-mail: ustschool2008@rambler.ru

Руководитель проекта -

Протасова Роза Михайловна,

учитель истории и обществознания

 МБОУ Большеустинская ОШ

 

с. Большое Устинское

2016 год 

                               Информационная карта экскурсии

Материалы, экспонаты

Время

Наименование подтем и вопросов

Организационные и методические указания

Место встречи с группой – школьный  краеведческий музей. Социальный проект: «Детское экскурсионное бюро»

Экспонаты школьного музея.  

Схема маршрута.

5 мин.

  Вступление.  

1.Тема, цель,  маршрут экскурсии.

Экскурсовод встречает группу у входа в школьный музей.

 Озвучивается тема, цель экскурсии,   продолжительность, организационные вопросы, правила поведения во время экскурсии.

  Дать определение понятий: маршрут, экскурсия, экспонат (если  экскурсанты на экскурсии впервые) Кратко охарактеризовать  этапы экскурсии и дать краткие сведения о мастерах, с которыми мы встретимся.  

Вариант логического перехода к подтеме: «Древнейшие поселения на территории  нашего края».

- Сегодня мы совершим экскурсию по родному краю. По окончании  экскурсии вы должны составить творческий отчет (презентация, кроссворд, викторина)   или написать сочинение: «Путешествие по родному краю: мои впечатления».

-Итак, мы отправляемся все вместе  в  красивые, покрытые тайной места.

 Высокогривский починок - древнейшее поселение на территории края (нач.1 тыс.)

15 мин.

 2. Древнейшие поселения на территории  нашего края.

 

 Показать значение  изучения исторического и культурного наследия малой родины. Высокогривский починок.  Древнейшие находки - свидетельства жизни на территории края.  

Вариант логического перехода к подтеме:  «Занятия предков».

 -Мы предлагаем вам встретиться с местными жителями, что  даст  нам возможность узнать, какие  ремесла они  помнят, как они  владеют ими, а также вы можете задать свои вопросы и даже попробовать свои  способности  в этом деле. Нас ждут «мастер-классы»!

 35 мин.

3.  Занятия предков

1.Старая мельница.

2.Встреча со старожилами -    В.Е Кузнецовым, В.Е. Маклашкиным.

3.1.Земледелие

3.2.Ремесло

3.3.Скотоводство

Рассказать о занятиях наших предков в древности.  Встретиться и познакомить ребят со старожилами. Показать, что в глубинке помнят и берегут  знания о ремеслах и древних занятиях предков.

Мастер-класс В.Е. Кузнецова по изготовлению деревянных граблей.

Прогулка на лошади в повозке с В.Е.  Маклашкиным

Вариант логического перехода к подтеме «Культурное наследие».

-Наша экскурсия необычна тем, что мы можем  не только  узнать, но и  попробовать что-то сделать своими руками.  Сейчас мы попросим  хозяйку показать и рассказать  нам как готовятся традиционные марийские блины - « коман мелна», конечно  попробуем их на вкус и  запишем рецепт приготовления.

 60 мин.

4. Культурное наследие.

Встреча со старожилами – И.И.Большаковой и Л.Г.Изъяновой

4.1.Национальный костюм.

4.2.Национальная кухня.

Познакомить с культурным наследием жителей. Рассказать и показать  национальный костюм, о некоторых обычаях и традициях  марийцев и национальной кухне. Мастер-класс И.И.Большаковой и Л.Г. Изъяновой по приготовлению марийских трехэтажных блинов.

Прослушивание марийских частушек.

Вариант логического перехода к подтеме: «Религиозные верования».

-Ребята! С принятием христианства у марийцев сохранились многие языческие традиции, но сегодня это не мешает им быть православными.

Воспоминания    старожилов В.Г.Маклашкина и Е.И.Ванюшина.  

Фотографии  храма середины 20 века, современные

40 мин.

5.Религиозные верования.

5.1.Священная роща.

5.2.  Православный храм Николая Святителя.

Рассказать о том, что наши предки когда-то были язычниками, о  значении  в жизни марийцев религиозных верований.  

Посещение священной рощи в д. Астанчурга. Посещение храма.

Встреча со священником- отцом Сергием, знакомство с внутренним устройством храма. Мастер-класс отца Сергия на колокольне.

Вариант логического перехода к подтеме: «Заключение».

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей экскурсии!

Обмен мнениями

Демонстрация найденных экспонатов    

Фотографии

5 мин.

6. Заключение

 Выводы, обобщения.  

-Сегодня, пройдя наш маршрут, мы чуть-чуть больше стали знать об истории нашего края,  каковы   корни,  традиции и обычаи наших предков.    

 - Только тесная связь со старожилами села с их знаниями и жизненным опытом, поможет нам не потерять культуру, веру своего народа.

Экскурсия по родному краю «Погружение в старину»

План экскурсии

 Введение

1.Высокогривский починок

2.Деревня Астанчурга -  древнейшее поселение на территории края

            2.1. Старая мельница

             2.2. Встреча с народным умельцем Кузнецовым В.Е.: мастер-класс - изготовление деревянных граблей

            2.3. Встреча со старожилом Маклашкиным В.Е.- «Лошадь в жизни крестьян»

           2.4.Встреча с И.И. Большаковой и Л.Г. Изъяновой: мастер-класс – «коман-мелна»

           2.5.Национальный костюм

           2.6.Кереметище - священные рощи марийцев

            2.7. Посещение Никольского храма в деревне Астанчурга и беседа с отцом Сергием

Заключение

Цель: развитие интереса  к изучению  исторического и культурного наследия наших предков, к забытым ремёслам через экскурсионную деятельность.

Задачи:

- расширить знания учащихся о народах, проживающих в родном крае,

-формировать умение проводить поиск и сбор информации;

-воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение других.

- учить навыкам экскурсионной работы.

  Экскурсовод:

- «Много чудесного и восхитительного таит наша Нижегородская земля. Этот край яркого мира народного искусства, многогранного таланта людей, в нём живущих. Как упоительны  необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими…». Эти слова принадлежат художнику И.Е.Репину.

-Давайте сегодня  мы  с вами отправимся в эти красивые места. Я хочу вас пригласить на экскурсию в места древнейших поселений на территории нашего края. Они появились здесь в начале 1 тысячелетия  н.э. Археолог А. А. Спицин  в начале  20 века писал: «Диоритовые и других горных пород каменные молоты встречены в починке Туманка, в починке Лоскутово, в починке Высокогривском…»  С Высокогривского кургана мы начинаем нашу экскурсию. Встретимся   со старожилами деревни Астанчурга,  от них мы узнаем о материальной и духовной культуре  коренных жителей края, забытых ремёслах, традициях и обычаях жителей деревни.  

Экскурсовод: - Мы находимся на Высокогривском починке, описанном археологом А. А. Спициным  в начале 20 века. « Около этого починка находится удлиненно – овальное возвышение, до 5 сажень высоты, называемое «Высокой Гривой» и имеющее 120 сажень длины, по ширине в 30 сажень. Оно состоит из глинистого материала. Русские поселенцы, появившиеся здесь в 1851 году, заметили на поверхности этой гривы следы прежней распашки. Здесь найдены предметы древней культуры: каменный молоток, железные кодочиг, скребки, которые использовались черемисами при выделке бортей. При раскопке этого возвышения местные жители заметили на глубине 2,5 аршина кости, похожие  на человеческие. Из этого вытекает, что на Высокой Гриве обитал народ – земледелец, ухаживавший за пчелами, умевший плести лапти - черты, которые свойственны нашим финнам.

Экскурсовод: - Посмотрите, как выглядит теперь это поселение: останки двух-трех домов, заросшая бурьяном дорога вдоль улицы. Деревня Высокая Грива исчезла с карты нашего района в 80-е годы 20 века. А примерно в  трех километрах от Высокогривского кургана  более 500 лет назад возникла  марийская деревня - Астанчурга.

Численность мари в стране 671 тысяча, из них 8 тысяч живут в нашем крае. Деревня, в которой мы с вами  побываем, также древнейшее марийское поселение. По рассказам местного старожила  Маклашкина Виктора Егоровича «…нашей деревне уже более 500 лет. Чаще всего располагались селения наших предков вдоль рек, озер и вековых лесов»
Марийские поселения были небольшими и состояли из 15-20 дворов. Основным строительным материалом для домов, дворов, колодцев являлось дерево. Эти удивительные люди на протяжении  веков остаются на земле своих предков, не покидают ее, несмотря на удаленность от районного центра и благ цивилизации, верно хранят традиции, обычаи.    
Марийцы замечательные охотники, всегда занимались рыбной ловлей, добывали мёд диких пчёл. Поля марийцев, с трудом отвоёванные у тайги, были невелики, но они обеспечивали хорошие урожаи. Разводили они и домашний скот.

Экскурсовод:  -Ребята! Мы переместились к старой, заброшенной мельнице. Вы видите деревянную ветряную мельницу, которая, к сожалению,  в  разрушенном состоянии: у нее уже нет крыльев, которые нужны для того чтобы ветер мог мельницу привести в движение.  Она крестьянам нужна была для обмолота зерна и получения муки. Наши предки с испокон веков занимались земледелием  и выращивали рожь, пшеницу, ячмень,  поэтому  их пища состояла из продуктов земледелия, а также, рыболовства  и охоты.
– Какие продукты использовались нашими предками в прошлом в пищу? (Примерные ответы ребят: каша,  хлеб, пироги, блины, лепешки)
Особенно широкое применение имела ржаная мука, которая шла на выпечку хлеба из кислого теста. Кроме того выпекались разнообразные мучные изделия, например, пироги.  Их готовили из ржаной, гречневой, реже пшеничной муки, с разнообразными начинками из овощей, мяса, рыбы.

Экскурсовод: - В этой деревне что ни житель, то плотник. Вот и нам удалось найти человека, владеющего этим ремеслом  «…Держать топор в руках я научился рано, в большой крестьянской   семье это должен уметь делать каждый мужчина»- поведал нам Виталий Егорович Кузнецов. В  жаркую сенокосную пору пользуются спросом легкие деревянные грабли. Для изготовления граблей обычно используется  древесина липы или осины.

 Теперь их можно купить в магазине, но жители в деревни и в округе предпочитают их заказать у Виталия Егоровича, причем бесплатно. Этот не многословный, добрый  человек рассказал, показал  и разрешил попробовать что-то сделать самим. Много чего он ещё умеет делать и учит этому своих сыновей, а ещё этот трудолюбивый человек вырастил девятерых детей. 

Экскурсовод: - А сейчас, ребята, нас ждет знакомство с Виктором Егоровичем Маклашкиным и его лошадью. В  деревне много уважаемых людей. Старожил Виктор Егорович замечательный человек всю свою жизнь прожил в родной деревне. Познакомившись с ним, мы узнали, что они со своей женой воспитали пятерых детей. Приходится много трудиться и вести большое хозяйство, в котором корова, поросенок, овцы, телята, куры, гуси и, к нашему  великому удивлению,  лошадь! Про лошадей он знает все - как ухаживать, чем кормить, поить и что характер у его лошади особенный, свой. «В деревне лошадь всегда использовалась как тягловая сила. На ней пахали, боронили, сажали картофель, возили дрова. Раньше в деревне была большая конюшня, а сегодня единственная лошадь в деревне -это моя Мечта» – так зовут лошадь Виктора Егоровича, которой уже 18 лет.  

Экскурсовод: - Деревня, в которой мы сейчас находимся, марийская – Астанчурга ( от имени первопоселенца - Аштан). Я  хочу вас пригласить в дом, где  мы с вами познакомимся с традиционной марийской кухней. Традиционным кушаньем народов  марийского края являлись блины. Ели их с конопляным или коровьим маслом, подавали обычно к завтраку.  Марийские  блины (коман мелна) отличаются от русских. При их приготовлении обязательно использовались пшеничная мука, простокваша, манка, яйца, сметана и топленое масло, а ещё  у  каждой хозяйки был свой  секрет. Пекли блины тонкими и  мягкими.

- Сегодня  хозяйки нам предложат  блины, приготовленные по старинному  марийскому рецепту, причем они будут печь  в присутствии  нас, а мы будем учиться и помогать им. Большакова Ираида Ивановна и Изъяновна Лидия Григорьевна сказали нам, что  этому рецепту уже  много лет, он им достался ещё от бабушек.

Экскурсовод: - Особой красотой отличалась национальная одежда.

-Давайте посмотрим на национальный  марийский костюм.
Комплекс национальной одежды  марийцев, характерный для 18 века сложился в основном на рубеже 1 и 2 тысячелетий. К 17 веку мужская одежда марийцев мало чем отличалась от русской. Большинство крестьян носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Верхняя одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Женская одежда продолжала сохранять разнообразие. Основным элементом  марийского женского костюма была рубаха (
тогор). На груди делался вырез, края которого скреплялись кольцевой застежкой. Рукава рубахи были прямыми. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали  отваром луковой шелухи, почек березы, коры ольхи и различных трав.
 Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми.

Носили марийки также холщевые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками. Они были известны под русским названием сорока.
На грудь надевали  бусы, ожерелья из монет, на руки медные и серебряные кольца, перстни, браслеты. Для традиционного женского костюма   характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, которые, кроме эстетической, выполняли охранительную функцию. Нередко металлические украшения делались таким образом, чтобы они при ходьбе производили шум. Это должно было отгонять злые силы от их хозяйки.

Обязательными для костюма   были пояса, которые вязали спицами или крючком, прикрепляя к нему многочисленные подвески. Сколько выдумки, старания, мастерства, терпения должна приложить женщина, чтобы сотворить то, что мы видим.     

Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами.  Повседневной обувью служили лапти.  Марийские лапти отличаются от русских тем, что они плелись на обе ноги. Носили лапти с портянками или суконными онучами.

Экскурсовод: - Нельзя обойти вниманием духовную культуру  марийцев и ее особенности.  Сейчас мы посетим священную рощу, но не забывайте о правилах поведения в ней. От  местных старожилов мы узнали, что рощи действующие, и мы можем туда войти,  но строго предупредили нас о том,  что там ничего нельзя трогать и тем более фотографировать. Наши предки когда-то были язычниками,  верования  в жизни марийцев  играли немаловажную роль. Природа не только кормила марийцев - она была для них объектом религиозного почитания. Их древняя традиционная религия- поклонение великому богу Кугу Юмо и целому пантеону меньших богов - богу зверей ( Ур Юмо), дождя(Юр), ветра (Мардеж) и др. Храмами для марийцев служат священные рощи- божьи леса, где весной и осенью, а в случае бедствий и летом, одетые в белые одежды жрецы- карты разводят жертвенный очаг и приносят своим богам подарки, обращаются к ним за поддержкой.  Марийцы были убеждены, что каждый лес, речка, поле имеют своего духа-хозяина, например, не разрешали сбивать сосульки, чтобы не сердить мороз, зато их древние леса сохранились, а реки чисты и полноводны. На территории нашего района сохранились 19 священных  рощ, в деревне Астанчурга их две. 

Побывав в роще,  мы будем иметь представление о внутреннем виде рощи.

Экскурсовод: - По рассказам старожилов на месте настоящего храма в начале 20 века   была найдена икона Божьей Матери и на этом месте была построена церковь.  Эта церковь,  единственная на территории Шарангского района церковь (из 6-и), не закрывавшаяся в годы Советской власти.  Местные жители называют свой храм «визитной карточкой деревни» и с особым уважением относятся к священнику – отцу Сергию.

-Сейчас нас ждёт встреча со священником Сергеем Николаевичем - отцом Сергием.

Экскурсовод: -Ребята! Наша экскурсия подошла к концу. В ходе экскурсии нам удалось найти интересную информацию о жизни наших предков, экспонаты, фотодокументы.

Побывав в этих местах, встретившись со старожилами и другими  местными жителями, мы поняли, что в нашей глубинке  бережно хранят традиции и обычаи своих предков и передают это последующим поколениям. Только тесная связь со старожилами села с их знаниями и жизненным опытом, поможет нам не потерять культуру, веру своего народа. Будущее  нашей России только в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой Родины!

Экскурсовод: -В заключении я напоминаю вам о полученном в начале экскурсии задании: по окончании  экскурсии вы должны составить творческий отчет (презентация, кроссворд, викторина)   или написать сочинение: «Путешествие по родному краю: мои впечатления».

Список литературы для учителя:

  1. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
  2. В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение.1988 г.
  3. А.В. Даринский. Краеведение. М. Просвещение. 1987 г.
  4. Д. В. Кацюба. Внеклассная работа по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
  5. Н.В. Морохин. Нижегородские марийцы. Й-Ола. 1994 г.-249с.