Инновационная деятельность на базе КФУ

Нуриева Зульфира Зуферовна

Практико -ориентированный подход в обучении химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме

«Важнейшие классы неорганических соединений»

учитель химии

Нуриева Зульфира Зуферовна                      

Цель: научить распознавать вещества, подбирать необходимые реактивы, самостоятельно проводить химический эксперимент. Закрепить знания о правилах безопасности при работе  с растворами кислот и щелочей.

 Задачи: 

  •  систематизировать знания о составе, свойствах, получении и  применении важнейших классов неорганических соединений; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства.
  •  формировать навыки экспериментальной работы, умение строить логические связи, осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество - оксид - основание - соль.
  •  развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.
  •  выработать  умение самостоятельно применять знания в комплексе.

Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы, стеклянная палочка,штатив, прибор для получения углекислого газа

       

 Реактивы: растворы  хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния, вода; мрамор, гидроксида кальция (известковая вода). Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

Компьютерная презентация  к уроку.

Ход урока

Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте ребята!

Наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля.

«Ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знания на  деле». У нас  сегодня  с вами практическая  работа, на которой мы будем решать экспериментальные задания по важнейшим классам неорганических соединений.

I. Актуализация знаний

 Давайте вспомним, с какими неорганическими соединениями на прошлых уроках вы познакомились.

Слайд 2-3.

А теперь вспомните их состав и расположите данные формулы соединений по классам

Исходя из состава веществ, дадим определение каждому классу неорганических соединений.

Молодцы! Все классы неорганических соединений вы вспомнили и теперь мы можем приступить к практической работе. Но для начала вспомним правила техники безопасности при работе с неорганическими соединениями, в частности с кислотами и щелочами.

Слайд  4

II. Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами

- Работать в спецодежде.

-Не оставлять открытой посуду, в которой хранится кислота или  щелочь.

-При попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5%-ным раствором питьевой соды.

- При попадании на кожу раствора щелочи промыть проточной водой и обработать 2%-ным раствором уксусной кислоты.

- При разбавлении концентрированной серной кислоты сначала наливают воду, потом – кислоту.

III. Ход практической работы:

Слайд 5

Задание 1.  Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы:

                    А) хлорида натрия;

                    Б) гидроксида натрия;

                    В) соляной кислоты.

                  Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы.

Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях для практических работ (в произвольной форме)

Слайд 6

Задание 2.   В двух стаканах даны:

                    а) оксид кальция; б) оксид магния.  

                    Определите в каком стакане находится каждое из этих веществ.

                    - Почему оксид магния не растворяется в воде?

Учащиеся опытным путем распознают в каком стакане находится какой оксид. Уравнение практически осуществимой реакции и результаты эксперимента записывают в тетрадях для практических работ

Слайд 7

Задание 3.  Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция.

Учащиеся получают углекислый газ и пропускают его через раствор известковой воды. Записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадях для практических работ:

СаСО3 + НСL →

Са(ОН)2 + СО2 →

Итак ребята, чему мы научились сегодня на уроке? (Беседа с учащимися)

Проделав экспериментальные задания, мы еще раз вспомнили свойства неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей). Мы на уроках изучаем состав и свойства веществ, их превращения, а также явления, сопровождающие эти превращения, а в жизни, ребята, вы должны уметь правильно применять эти знания.

Внимание на экран.

 

IV. Применение неорганических соединений в жизнедеятельности человека.

Слайд 8

Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая сложнейшими биологическими процессами в организме.

V. Рефлексия

А теперь открываем конверты с картинками. Это картинки, иллюстрирующие применение веществ в жизнедеятельности человека. Внимательно рассмотрите эти картинки и распределите их по классам (на магнитной доске).

Итак, вы еще раз убедились, что все изучаемые нами вещества так широко применяются в нашей жизни.

VI. Домашнее задание. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) Сu → СuО → СuSО4 → Сu(ОН)2 

б) АL → АL2О3 → АLCL3 → АL(ОН)3 

Слайд 9

Итог урока

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью стикеров (на обложке тетради)

«Зеленый» - «Я молодец, у меня все получилось»

«Желтый» - «Мне надо еще поработать»

«Красный»- «Мне было трудно»

Спасибо всем за активное участие на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» Оборудования: прибор для получения углекислого газа, пробирки, штатив для пробирок, стеклянная палочка, химические стаканы, штатив Реактивы: растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния; вода, мрамор, гидроксида кальция; индикаторы: фенолфталеин , лакмус, метилоранж

Слайд 2

Cu(OH) 2 HCI SO 3 AL 2 O 3 NaOH MgO AL(OH) 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 NaCl K 2 S O 4 Na 3 PO 4

Слайд 3

Cu(OH) 2 HCI SO 3 AL 2 O 3 NaOH MgO AL(OH) 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 NaCl K 2 S O 4 Na 3 PO 4

Слайд 4

Правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами

Слайд 5

Задание №1 Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы: а ) хлорида натрия; б ) гидроксид натрия; в ) соляной кислоты. Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы. Гидроксид натрия 3 3 Соляная кислота 2 2 Хлорид натрия 1 1 САМОПРОВЕРКА

Слайд 6

2 1 Задание №2 В двух стаканах даны: а ) оксид кальция; б ) оксид магния. Определите, в каком стакане находится каждое из этих веществ. САМОПРОВЕРКА CaO + H 2 O → Ca (OH) 2 оксид гидроксид кальция кальция (щелочь) MgO + H 2 O → р еакция не протекает, т.к. Mg(OH) 2 – нерастворимое основание

Слайд 7

Задание №3 Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция. Ca (OH) 2 - и звестковая вода CaCO 3 - мрамор HCl - соляная кислота САМОПРОВЕРКА CaCO 3 + 2H Cl → CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O углекислый газ Ca ( OH) 2 + CO 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O известковая карбонат вода кальция

Слайд 8

Применение веществ в жизни ВОПРОС №1 ВОПРОС №2 ВОПРОС №3

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) Cu → CuO → CuSO 4 → Cu(OH) 2 б ) Al → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Al(OH) 3

Слайд 10

Оцени свою работу Я молодец, у меня все получилось! Мне нужно еще поработать Мне было трудно Зеленый Желтый Красный