К вопросу преемственности между начальными классами и средним звеном при формировании культуроведческой компетенции на уроках русской литературы.

Хабибуллина Ирина Николаевна

Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

А.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.n.khabibullina_mbou_gimnaziya_125_kazan.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

    К вопросу преемственности  между начальными классами и средним звеном при формировании культуроведческой  компетенции на уроках  русской литературы.

И.Н.Хабибуллина

 учитель литературы МБОУ «Гимназия 125»,г. Казань, аспирант К(П)ФУ

Р.М.Юсупова

учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия 125», г. Казань

Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

А.Н.Толстой

План

  1. Обоснование необходимости в преемственности между начальными классами и средним звеном.
  2. Понятие  о культуроведческой компетенции.
  3. Основная часть:

3.1.  Работа с произведениями УНТ.

3.2. Работа с прозаическими текстами.

3.3. Работа с поэтическими текстами.

3.4. Словарная работа.

3.5. Работа с терминами.

3.6. Работа с иллюстрациями.

       4.    Вывод.

  1. Обоснование необходимости в преемственности между начальными классами и средним звеном.

       И вновь я иду на уроки в начальную школу, вглядываясь в лица моих будущих учеников. Какие они? Что их интересует? А какой они видят меня? Чего ожидают от нашего сотрудничества? Как сделать переход учащихся начальной школы в среднее звено безболезненным? И снова в памяти всплывает слово, которое часто употребляется на методических советах, в педагогической литературе. Преемственность.  Что же такое преемственность?

 «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала».

По мнению педагогов и методистов,  решение проблемы преемственности возможно при создании единого образовательного пространства в школе, сотрудничестве между педагогами младших классов и среднего звена, при хорошем знании программы по литературному чтению учителем-словесником и программы среднего звена учителем начальной школы.      
Но вот парадокс: при переходе начальной школы с предмета «Чтение» на «Литературное чтение»  школьники к уже имеющимся знаниям добавили ещё и определенный круг теоретико-литературных понятий,  познакомились с миром зарубежной литературы, а культуроведческая компетентность младших школьников по-прежнему  крайне низка. Выпускник начальной школы мало знает об обычаях, традициях, искусстве, музыке, нормах поведения своих предков. Так что же представляет из себя культуроведческая компетенция?

2.Понятие  о культуроведческой компетенции.

Под термином «культуроведческая компетенция» понимается комплекс знаний, умений , навыков и приёмов адекватного поведении в области родной культуры.

Проблемы культуры как фундаментальной человеческой формы деятельности находятся в центре внимания мирового сообщества. Следовательно, растет значение гуманитарных наук, что, в свою очередь, на передний план выдвигает проблемы образования, его содержания, методов и принципов организации. К их числу можно отнести и проблему культуроведческой компетенции школьников.

Этот процесс познания необходим для повышения самосознания подрастающей личности в обществе, для более глубокого понимания: что есть человек, как оценивается личность в современном мире, чем отличаются одни культуры от других культур, каковы особые смыслы искусства, науки, религии, устного и письменного слова. В культуроведческой парадигме образования исследуется духовный мир человека в его совокупности, рассматривается место личности в социокультурных процессах, анализируется духовная культура как сложный процесс создания и освоения человеком культурной реальности. Новая образовательная модель направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, реальных и конкретных способов достижения этой цели.

Проблему культуры с разных позиций освещали в своих трудах мыслители всех этапов исторического развития. И. Кант рассматривал «категорический императив» – всеобщий нравственный закон культурного развития. Г. Гегель считал духовную культуру ступенью в развитии абсолютного духа Смысл культуроведческой  компетенции  заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах.

3.Основная часть:

3.1.  Работа с произведениями УНТ.

Курс литературы начальной школы и средних классов  начинается с изучения произведений устного народного творчества. Так, в 3 классе учащиеся при изучении  былин  «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» получают первичные сведения о былине и богатырях, без деления на циклы. А уже в средних классах при изучении былин дети знакомятся с теоретико-литературными понятиями, тем самым соблюдая принцип преемственности.

3.2. Работа с прозаическими текстами.

Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности и в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Так, во 2 четверти 3 класса изучается «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, в среднем звене творчество А.С.Пушкина изучается в полном объеме.

3.3. Работа с поэтическими текстами.

В 3 классе изучается отрывок из романа «Евгений Онегин» и отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый», в 9 и 10 классе произведения изучаются полностью.

3.4. Словарная работа.

На уроках литературы  в начальной школе важны, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» прочитанное. Поэтому в начальных классах необходимо на уроках внеклассного чтения давать произведения, которые по своему словарному запасу будут максимально приближены к произведениям, изучаемым в 5 классах.

  1. Работа с терминами.

В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде. В начальных классах гимназии с русским этнокультурным компонентом  регулярно проводится словарная работа по одежде мужчин и женщин в Древней Руси, одежде воина, предметам обихода, названиям народных промыслов.  Это помогает глубже понять тексты произведений, начать формировать культуроведческую компетенцию.

  1. Работа с иллюстрациями.

Младший школьник  опирается прежде всего на зрительную память, и целесообразно проводить работу по репродукциям к произведениям УНТ. Так, при работе в 3 классе по учебнику литературы под редакцией В.А.Лазаревой «Литературное чтение» по картине В.М.Васнецова «Богатыри» идет разбор костюма, головного убора, предметов снаряжения лошади.

В 9 классе при работе по учебнику русского языка под редакцией С.Г.Бархударова происходит разбор репродукции картины В.М.Васнецова «Баян», где также показаны костюмы русских воинов, воинского оружия, через одежду можно проследить социальное расслоение народа, здесь же расширяются знания школьников о русских художниках.

4. Вывод.

Тем не менее, этого списка произведений для формирования культуроведческой компетенции явно недостаточно. Ведь эффективность педагогического процесса определяется  формированием единого образа культуры, целостной картины мира,  тесной взаимосвязи между начальными классами и средним звеном, поэтому должна осуществляться взаимосвязь гуманитарных предметов, кроме того, большую роль  играет внеклассная деятельность и дополнительное образование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.А.Шаталов. Статья «Л.Н.Толстой о национальных особенностях начального образования в России», журнал «Начальная школа», 1996 год, № 5,- с.70