Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности

Хабибуллина Ирина Николаевна

Работаю в школе 18 лет. Все эти годы являюсь классным руководителем. Считаю, что воспитание в школе должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка как одно из средств  успешной социализации личности

Работаю в школе 18 лет. Все эти годы являюсь классным руководителем. Считаю, что воспитание в школе должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Развиваясь и совершенствуясь как личность, со своими интересами, мнением, рано или поздно дети входят во взрослую жизнь, поэтому одной из главных целей своей работы в школе я вижу оказание помощи в социализации детей. Отношения со своим классом я строила в рамках треугольника «классный руководитель – учащиеся - родители», вся деятельность осуществлялась на базе «семейного клуба»», я считаю, что не ошиблась в выборе такой формы работы. Шесть лет нашей совместной деятельности - это большой жизненный опыт, который приобрели не только дети, их родители, но и я, как классный руководитель.

Классный руководитель

Учащиеся

Родители

Названия мероприятия

1

+

+

+

Родительское собрание совместно с учащимися

2

+

+

+

КВН м/у родителями  и детьми

3

+

+

(По возможности)

Посещение музеев, театров, выставок, зоопарка, цирка

4

+

+

+

«Мама, папа, я - спортивная семья»

5

+

+

+

«Мама, папа, я - читающая семья»

6

+

+

(По возможности)

«Мы едем, едем, едем в далекие края»-(путешествия по городам РТ и РФ)

7

+

+

+

Интеллектуальная викторина «Корни моей семьи»

8

+

+

+

Музыкальный марафон «Этих дней не смолкнет слава»

9

+

+

(по возможности)

Психолого-педагогические тренинги «Шаг в профессию»

10

+

+

Родители-врачи-лекции

Лектории «Особенности психофизического возраста учащегося»

В процессе нашей деятельности мы вышли на режим общения, диалога и сотрудничества взрослых и детей, главным элементом которого является педагогическая поддержка.

В моем понимании педагогическая поддержка-это система средств, которые обеспечивают помощь самоопределения, а также помощи в преодолении проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи, стоящие перед классным коллективом.

Например, в самом начале нашей работы в центре внимания была задача по развитию творческой активности личности, затем определилась задача по созданию позитивных межличностных отношений, а также интеллектуальному  развитию личности.

На одном из последних этапов в центре внимания встал вопрос по активному самопознанию и объективному самоопределения, а также формированию жизненной позиции. Не один из этапов нашей деятельности не обходился  без педагогической поддержки. Особенно она была необходима в ситуациях поиска и выбора, а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно.

Я считаю, что благодаря таким нормам отношений между детьми и взрослыми идет доминирующая ориентация на их свободное взаимодействие, на личностные продуктивно-практические достижения детей и индивидуальный рост. У детей появляется стремление к успеху. Являясь сотрудниками в учебном процессе

(вместе с учителем), у учащихся проявляется деловое отношение к ошибке(право ученика на ошибку как элемент опыта).

И самое главное, что в процессе такого сотрудничества у детей появляется чувство принадлежности к единому  детско-взрослому сообществу, чувство совместной ответственности за учебу и внеклассные дела.

Выходя на такой уровень общения с детьми, я в своей профессиональной позиции учителя и классного руководителя придерживаюсь следующих норм поддержки:

-любовь к ребенку и, как следствие,- безусловное принятие его как личности, отзывчивость, теплота, терпимость и терпение, умение видеть и слышать, умение прощать;

-приверженность диалоговым формам общения с детьми, толерантность;

-уважение достоинства и доверие, понимание интересов ребенка;

-ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;

-признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

-поощрения и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных строках и признание равноправия ребенка в диалоге;

-готовность и способность быть на стороне ребенка;

-собственный самоанализ, постоянный самоконтроль.

Эти же качества личности я пытаюсь воспитать в своих детях

Период взросления детей, их готовность войти во взрослую жизнь выдвигает на первый план очень важную проблему в процессе нашего взаимодействия - проблему самопознания. Чтобы быть успешным в обществе и реализовать себя как личность, каждый человек должен уяснить для себя свои слабые и сильные стороны.

Поэтому на данном этапе сотрудничества, я считаю, очень важным овладением самоанализом как одним из средств педагогической поддержки в ходе социального определения старшеклассников. Это помогает выпускнику школы сделать самого себя

(свои знания, чувства, отношение, поведение)  предметом специального рассмотрения и практического преобразования, а также самоанализ предстает как основа для жизненного самоопределения. В связи с этим я разработала в этом учебном году особую программу «педагогическая диагностика как средство личностного подхода в воспитательной системе класса и как средство исследования взаимоотношений в классном коллективе». Целью данной программы является обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе, ввод в управленческую культуру (умение жить в будущем), оказание помощи в успешном профессиональном определении. В процессе такого вида педагогической деятельности я использую различные упражнения и тесты на самопознание и самодиагностику, групповую и индивидуальную работу с последующим обсуждением результатов в группе, индивидуальные консультации с отдельными учащимися и обобщение итогов исследований в классном коллективе, изучая при этом индивидуальности учащихся, анализирую характер развивающегося коллектива и личности в нем. Организуя разнообразную деятельность учащихся, проводя индивидуальное воздействие на каждого ученика, я стараюсь содействовать также общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе.

В ходе работы по данной программе я провела дифференциально-диагностический опрос по основным типам профессий: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек», «Человек - Знаковая система», «Человек - Художественный образ». Оказалось, что 75 % учащихся класса отдали предпочтение типу профессии «Человек-Человек», на втором месте оказался тип профессий «Художественный образ».

На сегодняшний день 98% учащихся уже определились с выбором учебного заведения, где они будут продолжать учебы.    % учащихся посещают подготовительные курсы при ВУЗах.

Я также попытаюсь выявить степень сформированности побудительных умений учащихся. В ходе данного исследования ребята дали самооценку своим интеллектуальным умениям в учебном процессе, которая затем была соотнесена с оценкой педагогов.   % учащихся оценили себя вполне адекватно.

Тем не менее я я считаю, что проведенные исследования явились эффективным т необходимым условием осуществления самоанализа старшеклассников. Это, в свою очередь, направляет развитие их субъективной позиции на самоопределение.

Подготовка детей к вступлению в мир взрослого общества, способность и адаптироваться в нем – то длительный процесс, который проводился в моем классе все годы нашей совместной деятельности. Сначала это были попытки утвердить себя в рамках классного коллектива (5-6 классы) активным участием в различных конкурсах, концертах, вечерах. Затем, с 7 класса, ребята начали принимать участие в мероприятиях на уровне школы и района, где очень достойно показали себя. Далее пошли попытки заявить о себе в городе и даже области, где их достижения также оценили по заслугам. Активная жизненная позиция детей на уровне школы, района, города отложила свой отпечаток на отношение к учебе. По итогам прошлого учебного года (10 класс) качество знаний во II полугодии возросло на    % при   % успеваемости.   % учащихся приняли участие в районных предметных олимпиадах. Кроме того, они также участвовали в районных интеллектуальных конкурсах. В этом учебном году    % уч-ся приняли участие в районных, городских, республиканских олимпиадах, конференциях.

Я считаю, что главными условиями успешной карьеры и самоутверждения личности в современном обществе является наличие крепких базовых знаний, а также овладение компьютерной грамотностью, знание иностранного языка и овладение диалоговой культурой. Поэтому на сегодняшнем этапе результаты моих педагогических усилий таковы:

    %-таково качество знаний учеников моего класса по русскому языку (10 класса)

Одним из важных моментов считаю формирование состояния «успешности учащихся», настроя их на позитивный результат. Для этого с 9 класса учащимися под моим руководством созданы электронные портфолио, в основу которых положены портфолио, которые ребята вели, начиная с 5 класса. За 7 лет собраны и систематизированы все грамоты, олимпиады, участие в урочной и внеурочной деятельности. Портфолио не только систематизирует, но и заставляет задумываться над выбором профессии с учетом предрасположенности. В современной школе педагог играет 2 взаимосвязанные роли: учителя-предметника и учителя-воспитателя.

Глубоко убеждена, что роль учителя-воспитателя должен быть отдан больший приоритет, так как общеизвестно, что именно учитель-воспитатель выводит в современный мир человека, способного достойно занять свое место в жизни. Поэтому для успешного решения возложенных на него задач в современных условиях, классный руководитель должен также в совершенстве обладать методикой психолого-педагогической диагностики.

Оценивая свою работу как учителя и классного руководителя, считаю, что я во многом способствую успешной социализации своих учеников и дальнейшему их продвижению в жизни.