Олимпиадные задания
Подборка олимпиадных заданий по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 35.5 КБ |
7_klass.doc | 51.5 КБ |
10_klass.docx | 34.4 КБ |
10-11_klassy.docx | 16.55 КБ |
11_kl.docx | 22.03 КБ |
litrapoezia.rar | 17.55 КБ |
litraproza.rar | 31.48 КБ |
litrateoriya.rar | 34.44 КБ |
2019-2020-me-zadaniya-russkiy-yazyk-04-kl.pdf | 534.05 КБ |
2018-2019-me-zadaniya-russkiy-yazyk-04-kl.pdf | 162.13 КБ |
2017-2018-rus-munits-zadaniya-04-kl.pdf | 273.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку
5 класс
1. Расставьте ударение в словах.
Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]
[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный.
4. Продолжите предложения:
Морфема – это……………………………………………………………………………..
Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..
Синтаксис – это …………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
5. Подчеркните члены предложения.
Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.
6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:
Плачу………………………………………плачу…………………………………………..
Пили……………………………………….пили……………………………………………
Полки……………………………………....полки………………………………………….
Гвоздики…………………………………. гвоздики……………………………………….
7. Определи слово по его лексическому значению.
- водитель автотранспорта - …………………………………………………………………-
- изображение предметов неживой природы - ………………………………………………
- декоративное праздничное освещение - …………………………………………………….
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
-не видно ни зги - …………………………………………………………………………….
- спустя рукава -……………………………………………………………………………….
- жить душа в душу -……………………………………………………………………………
- за тридевять земель - …………………………………………………………………………
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ………………………………………………………………………...
Любишь кататься - ……………………………………………………………………………..
Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………
10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той. 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку
5 класс ( ключ )
1. Расставьте ударение в словах.
СИлосный, агЕнтство, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы.
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п] – циклоп
[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] - смеюсь
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Под/дел/к/а, обо/жж/ёт, камен/н/ый, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, вос/ста/ни/е, лимон/н/ый.
4. Продолжите предложения:
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.
5. Подчеркните члены предложения.
Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.
6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:
ПлАчу от радости; плачУ за покупки
ПИли молоко пилИ доски
ПОлки для книг; танковые полкИ
Мелкие гвОздики красные гвоздИки
7. Определи слово по его лексическому значению.
- водитель автотранспорта - шофёр
- изображение предметов неживой природы – натюрморт
- декоративное праздничное освещение – иллюминация
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
-не видно ни зги – хоть иголки собирай
- спустя рукава – засучив рукава
- жить душа в душу – как кошка с собакой
- за тридевять земель – в двух шагах
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Коня узнают по зубам, а человека – по делам.
10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.
Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.
Предварительный просмотр:
КОНКУРС «ГРАМОТЕЙ»
7 класс
Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________________________________
Школа________________________________________________________________________________
Блок 1. ФОНЕТИКА
1.1 Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
а) люк б) ожог в) араб г) краб
Ответ: а) ___________ б) ____________ в) _____________ г) ____________
1.2 В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) семь б) ёж в) прелестный г) боюсь д) сеют
1.3 Укажите слово, в котором не все согласные звуки звонкие.
а) сдал б) берёза в) мороз г) верба
Блок 2. МОРФЕМИКА
2.1 Укажите слово, образованное с помощью приставки.
а) восстановление б) подрубить в) пригорок г) отзывчивый
2.2 В каком слове нет суффикса –К-?
а) сварка б) припарка в) водомерка г) марка
2.3 Каким способом образовано слово БЕСПОЛЕЗНЫЙ?
а) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) приставочно-суффиксальный
Блок 3. ОРФОГРАФИЯ
3.1 В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
а) нагр…вать, стр…мление, соч…тающий б) под…рить, хв…стун, просл…вляя
в) переб…решь, к…варный, ст…рона г) об…яние, прик…снуться, л…скающий
3.2 Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.
а) заг…рится, оз…рение, подр…сли б) пл…вчиха, р…сток, вым…кнуть
в) предл...гать, отр…сль, прик…снуться г) забл…стеть, выж…гать, нат…рать
3.3 Укажите ряд, в котором во все словах пропущена одна и та же буква.
а) з…облачный, пр…должить, с…звучие б) непр…ступный, пр…открыть, пр…морский
в) бе...голосый, и…давна, не…говорчивый г) роз…ск, вз…скать, не…звестный
3.4 Укажите ряд, в котором во все словах пропущена буква О.
а) камыш…вый, волч…нок, деш…вый б) переш…л, клоч…к, ж…лтый
в) расч…ска, девч…нка, ш...рты г) морж…вый, книж…нка, ш…рох
3.5 Укажите ряд, в котором в обоих словах пишется буква Я.
а) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т б) стро…щийся дом, иголки кол...тся
в) крас…щие вещества, травы стел…тся г) пен…шиеся волны, соседи разбуд…т
3.6 Укажите ряд, в котором в обоих случаях пишется –НН-.
а) некоше…ая трава, соломе…ая шляпка б) жаре…ые в масле грибы, отчая…ый жест
в) книги прочита…ы, серебря...ые ложки г) прикова…ый узник, ветре…ый день
3.7 Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся раздельно.
а) задачи (не)решены, (не)кого спросить б) (не)широкая дорога), очень (не)ловкий
в) (не)выученное вовремя, (не)ответив на вопросы г) (не)изменяемые слова , сказал (не)громко
3.8 В каком примере выделенное слово пишется слитно?
а) Не делай (ТО)ЖЕ, что и все, если все делают плохо.
б) В дружбе доверие нужно (ТАК)ЖЕ, как надёжность.
в) Зайдёшь (ЗА)ТО серое здание и повернёшь направо.
г) Журналисты собрались в студии, (ЧТО)БЫ обсудить злободневную проблему.
Блок 4. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
4.1 Выберите пару синонимов:
а) сплющивать – расплющивать б) скачивать – раскачивать
в) скручивать – раскручивать г) спиливать – распиливать
4.2 В каком предложении есть антонимы?
а) Свежих газет в киоске не оказалось, только вчерашние.
б) К первому слагаемому надо прибавить второе слагаемое.
в) Ключом можно открыть замок, из ключа можно попить воды.
г) Не надо тратить время на пустые, бесполезные разговоры.
4.3 В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила ЭФФЕКТНАЯ девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в ЭФФЕКТНОЙ позе.
в) Для ЭФФЕКТНОЙ работы цеха необходимо отладить все механизмы.
г) ЭФФЕКТНЫЕ комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
4.4 В какой паре фразеологизмы не синонимичны друг другу?
а) тёртый калач – стреляный воробей б) что есть духу – во все лопатки
в) сесть на мель – сесть в калошу г) два сапога пара – одного поля ягоды
Блок 5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
5.1 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Набежали тучи, и хлынул ливень.
б) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей!
в) После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики.
г) «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» - спросила учительница.
5.2 Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствие в данном предложении: Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) сухие листья.
а) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
б) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
в) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
г) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
5.3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные снизу (4) ломаной линией (5) чернеющих низеньких кустарников.
а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3, 4, 5 в) 1, 2, 5 г) 1, 2, 3
5.4 Чем является инфинитив СПЕТЬ в предложении: Моё желание СПЕТЬ в хоре исполнилось.
а) сказуемое б) определение в) дополнение г) обстоятельство
Ключи
7 класс
1.1 а) куль б) кожа в) пара г) парк 1.2 Г 1.3 В
2.1 Б 2.2 Г 2.3 А
3.1 Б 3.2 Б 3.3 Б 3.4 Г 3.5 Г 3.6 Б 3.7 В 3.8 Г
4.1 А 4.2 А 4.3 В 4.4 В
5.1 Б 5.2 Б 5.3 Г 5.4 Б
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС Задание № 1 Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе? 1. [а] 2. [о] 3. [у] 4. [э] 5. [и] Какой ещё звук возможен в том же положении? Ответ. В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы]. Задание № 2 Объясните правописание выделенных букв в следующих словах: Исчезнуть, мешок, трущоба. В чем своеобразие этих написаний? Ответ. Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О). Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов. Задание № 3 Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так. А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?» Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?» Ответ. Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса. Задание № 4 В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как? Ответ. Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совестьили, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение. Задание № 5 В церковнославянской Псалтыри мы читаем: не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#) Что означает глагол смущаться в данном контексте? Ответ. Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении. Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение. Задание № 6 В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры? а) Народ был, народ есть, народ будет есть. б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя. 1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г? Ответ. 4) а, б, г. Задание № 7 Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый. Ответ. почти по-чт-и; ср.: почитай, чтить надсад-н-ый над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина достоверн-ый до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере жмот-ø жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид: 1) гулял по острию ножа; о философском диаманте; 2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха; 3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком; 4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки. Ответ. В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей: 1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа (ходить по острию ножа), о философском диаманте(философский камень); 2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп); 3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила(симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком); 4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко). Задание № 9 Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр? Ответ. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба:Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации… Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации… Задание № 10 Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий. Ответ. 1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный. В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми. 2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный. В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный). Задание № 11 Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов. де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х диабе́т [бье́] диа́гноз ! удар. диагно́з устар. диало́г ! удар. диа́лог устар. диане́тика [нэ] дикобра́з ! неправ. дикообра́з длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари? Ответ. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов? Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку. Как называются словари, из которых они были взяты? Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения Для чего предназначены такие словари? Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным. Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др. |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку. 9-10 классы.
1.Расставьте ударения в следующих словах:
Корысть, соболезнование, квартал, средства, красивее.
( по 0,5 баллов за каждое слово,
Всего 2,5 балла).
2.Определите лексические значения выделенных слов:
А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. ( А.П.Чехов, «Крыжовник»).
Б. Повсюду ткани парчевые, играют яхонты, как жар.( А.С.Пушкин, « Руслан и Людмила»).
В. У забора в тени деревьев, сняв фуражки, стояли два мальчика-реалиста. (Л.Н.Толстой, «Воскресение»).
( по 2 баллу, всего 6 баллов)
3. Определите значения заимствованных слов:
Водевиль, каламбур, маргинал, фуршет.
( по 1 баллу за каждое слово,
Всего 5 баллов).
4.Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Носки, киргизы, апельсины, домны, устья.
( по 1 баллу, всего 5 баллов)
5.Дайте развернутое определение терминов с примерами:
Неологизмы, синонимы, этимология.
( по 2 балла, всего 6 баллов)
6.Вставьте пропущенные буквы:
Аб…н…мент, б…таника, ви…л…нчель, имп…зантный, как…фония, п…норама, пр…тензия, с…р…нада, ярм…рочный.
( по 0,5 баллов, всего 4,5 баллов)
7.Объясните значения фразеологизмов:
А. Белая ворона.
Б. От альфы до омеги.
(по 2 балла, всего 4 балла)
8.Исправьте неправильное словоупотребление:
А. Шимпанзе на лету подхватила брошенный банан.
Б. Последних три месяца она чувствовала себя плохо.
В. В этой книге вы найдете ответы по интересующим вас вопросам.
Г. Ученик плохо отличал стихотворные размеры.
(по 1 баллу, всего 4 балла)
9.Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные словами:
Думать о 4567 поноше…ых шляпках, распрощаться с 389 песча…ыми пляжами, у нас нет 8933 деревя…ых балок.
( по 1 баллу, всего 3 балла)
10. От названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города, местности».
Москва – москвич,
Архангельск –
Одесса –
Кострома –
Киев –
Курск –
( по 1 баллу, всего 5 баллов)
11.Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз вести!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду,
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
( всего 3 балла)
12. Вставьте пропущенные буквы:
Москва – большой гости(н,нн)ый двор; Петербург – светлый маг…зин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою, над ее …ляповатостью, и (не)ловкостью, и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смеш(н,нн)о; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что, но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера!..(Н .В.Гоголь)
( всего 5 баллов)
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания, 11 класс
1.
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
2.
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье
3.
Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.
Определите это слово и поясните ваши аргументы.
4.
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
5.
Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.).
Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.
6.
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.
7.
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
8.
Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна - Архангельская тишина.
И. Северянин
9.
Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?
1). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
2). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.
3). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.
10.
В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?
1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».
Ответы к олимпиаде по русскому языку 11 класс:
1.
Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
2.
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм - представлен в современном русском языке в виде: - дм - дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. "надутый"). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении "горло" употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – "то, что вокруг горла". Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.
3.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...
4.
Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.
5.
В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.
Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.
После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.
Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.
Лис - множественное число от "лиса" (животное).
После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.
Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.
В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.
Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки - лис - точки.
6.
Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).
7.
МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,
пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.
10.
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.
Предварительный просмотр:
2009
Второй вариант
Интерпретация поэтических текстов
10 класс
Сопоставьте стихотворения Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт» (1852) и Н.А. Заболоцкого «Предостережение» (1932), используя предложенные вопросы или избрав самостоятельный путь анализа.
Подумайте, какова тема раздумий лирического героя?
Меняется ли его мироощущение?
В чём особенность лирических переживаний в данных стихотворениях?
Что общего и что различного находим мы в преложенных стихотворениях?
Н.А. Некрасов
* * *
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства;
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе –
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкого сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, –
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя!
1852
Н.А. Заболоцкий
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Где древней музыки фигуры,
Где с мертвым бой клавиатуры,
Где битва нот с безмолвием пространства –
Там не ищи, поэт, душе своей убранства.
Соединив безумие с умом,
Среди пустынных смыслов мы построим дом –
Училище миров, неведомых доселе.
Поэзия есть мысль, устроенная в теле.
Она течёт, незримая, в воде –
Мы воду воспоём усердными трудами.
Она горит в полуночной звезде –
Звезда, как полымя, бушует перед нами.
Тревожный сон коров и беглый разум птиц
Пусть смотрят из твоих диковинных страниц.
Деревья пусть поют и страшным разговором
Пугает бык людей, тот самый бык, в котором
Заключено безмолвие миров,
Соединённых с нами крепкой связью.
Побит камнями и закидан грязью,
Будь терпелив. И помни каждый миг:
Коль музыки коснёшься чутким ухом,
Разрушится твой дом и, ревностный к наукам.
Над нами посмеётся ученик.
1932
Полнота и содержательность письменного ответа участника олимпиады оценивается по следующим критериям.
Максимальная оценка этого задания – 50 баллов.
№ | Критерии оценки содержания работы | Баллы |
1. | Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) | 20 |
2. | Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства | 20 |
3. | Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность) | 10 |
Максимальный балл | 50 |
Предварительный просмотр:
2009
Первый вариант
Комплексный анализ текста
10 класс
Комплексный анализ рассказа К.Г. Паустовского «Соранг» (1933).
К.Г. Паустовский
СОРАНГ
Экспедиция капитана Скотта* к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.
Шесть человек вышли к полюсу на лыжах от ледяной стены Росса.
Шли больше месяца. До полюса дошло шесть человек. Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.
Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело. То была палатка, брошенная Амундсеном*. Норвежец опередил англичан.
Скотт понял, что это конец, что после этого им не осилить обратного пути в тысячу километров, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног. Тогда всем поровну был роздан яд.
На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс. У него начиналась гангрена обеих ног. Каждый шаг вызывал острую боль, сукровица сочилась сквозь потёртые оленьи сапоги и застывала на лыжах каплями воска. Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. И он нашёл выход.
В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:
«Одиннадцатого марта
За последние сутки мы сделали всего три мили. Несмотря на нечеловеческую боль, Отс не отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы. Вчера он попросил оставить его в спальном мешке на снегу, но мы не могли этого сделать и уговорили его идти дальше. До последнего дня он не терял, не позволял себе терять надежду. К ночи мы остановились. Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: «Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро». Мы молчали. Отс вышел из палатки и ушёл в метель. Он проваливался в снег и пачкал его кровью. Было два часа ночи. Он не вернулся. Он поступил, как благородный человек».
Перед дневником капитана Скотта вся литература кажется праздной болтовней – перед этим дневником смерти, дневником людей, безропотно гибнущих от гангрены, голода и потрясающей стужи в ледяных пустынях Антарктики.
В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами:
«Я обращаюсь ко всему человечеству. Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всём была неудача. Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясали бы каждого человека. Мы гибнем, но не может быть, чтобы такая богатая страна, как Англия, не позаботилась о наших близких».
Скотт ошибся: Англия не позаботилась о его близких. Записка лейтенанта Отса на имя Анны О’Нейль попала в руки русского матроса Василия Седых, участника экспедиции, нашедшей трупы Скотта и троих его спутников.
Анну О’Нейль Седых разыскал только после войны, в 1918 году, в приморском городке на севере Шотландии.
Было начало зимы. Снег, похожий на старое серебро, лежал на окрестных полях, и океан вздыхал у берегов, отсыпаясь перед зимними штормами.
Муж Анны, начальник рыбачьего порта, весь вечер курил трубку и молча угощал Седых кофе и твёрдым печеньем. Анна прочла письмо Отса, оделась и ушла в город, не сказав ни слова. Один только портовый смотритель, дедушка Гернет, друг мужа Анны, пытался рассеять смутную тревогу, как бы открывшую все окна в доме и наполнившую комнаты печальным запахом снега.
Гернет рассказывал сыну Анны, мальчику восьми лет, старую морскую легенду о ветре, носившем название «соранг». У моряков есть поверье, что среди бушующих нордов и трамонтан*, муссонов* и сокрушительных тайфунов есть жаркий ветер соранг, дующий один раз за многие сотни лет. Соранг приходит с южных румбов горизонта поздней зимой и обыкновенно ночью. Он приносит воздух незнакомых стран, печальный и лёгкий, как запах магнолий. Сами по себе начинают звонить колокола сельских церквей, голубая заря поднимается к зениту, и сквозь снега пробиваются цветы, похожие на подснежники. У детей от радости темнеют глаза, а корабли зажигают приветственные сигналы, качаются и кланяются этому ветру, как ласковые звери с мокрой от дождя шкурой.
Соранг знаменует начало весёлых и великолепных праздников. Воздух Антилл* проносится над Шотландией, превращая зиму в свежее мгновенное лето.
Старый Гернет не окончил своей басни. Отец услал мальчика спать.
Анна вернулась домой около полуночи. Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. За ней бродил, опустив голову, дряхлый портовый пес, по прозвищу Репейник. Анна тихо говорила с ним, – ей больше некому было рассказать о письме Отса.
«Я умру через час, – писал Отс. – Мне кажется, что даже труп мой будет содрогаться от ужаса этих буранов и стальной чудовищной стужи. Я вспоминаю Шотландию, наши тёплые дожди, летящие над землей, подобно дыму, огни в сумерках, тяжёлую воду гавани, солёный воздух мокрых осенних полей с почему-то не убранным клевером и нашу старинную песенку:
Здравствуй, дом! Прощай, дорога!
Сброшен плащ в снегу сыром.
Если нет для гостя грога,
Так найдётся крепкий ром.
Я вспоминаю вас и знаю, что это всё – любовь. Я до сих пор не понимаю, почему вы ушли от меня так внезапно».
Анна перечитывала письмо в комнате мальчика. Она стояла у окна. Резкие морщины обозначились у неё на лбу – ей показалось, что громадная птица взмахнула крылом и с деревьев посыпались мелкие брызги. Они падали на лицо Анны, и было трудно понять, капли это дождя или слёзы.
Что-то громадное входило в жизнь, чему не было имени, наполнявшее всё тело дрожью.
Мальчик проснулся и сел на кровати. Глаза его потемнели от радости.
– Ты не плачь, – сказал он и снова лёг на тёплую подушку. – Сегодня ночью будет соранг.
Он смеялся во сне – ему снилось, что откуда-то, страшно далеко, из Антарктики, подходит ветер, несущий запах снега и экваториальных лесов, дует соранг – праздничный зимний ветер, перебрасывающий тысячи белых огней, как дети швыряют комья снега.
Мальчик улыбался во сне. Маяк вскидывал в небо белые тучи томительного света.
1933
* Скотт Роберт Фолкон (1865 – 1912) – английский исследователь Антарктиды, путешественник.
* Амундсен Рауль (1872 – 1928) – норвежский полярный путешественник и исследователь.
* Трамонтана (ит.) – холодный северный и северо-восточный ветер в Италии и Северной Испании.
* Муссон (фр.) – устойчивый сезонный ветер в некоторых районах Земли, особенно в тропиках, меняющий направление на противоположное при переходе от зимы к лету и от лета к зиме.
* (Воздух) Антилл… – Имеются в виду Антильские острова в Индийском океане.
Полнота и содержательность письменного ответа участника олимпиады оценивается по следующим критериям.
Максимальная оценка этого задания – 50 баллов.
№ | Критерии оценки содержания работы | Баллы |
1. | Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) | 15 |
2. | Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его | 10 |
3. | Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства | 10 |
4. | Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность) | 15 |
Максимальный балл | 50 |
Предварительный просмотр:
2009
Третий вариант
Задания по теории и истории литературы, культуре
10 класс
1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Гимн». Приведите примеры.
Полнота и содержательность предложенной статьи оценивается по следующим критериям.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения первого задания – 8.
№ | Критерии оценки содержания работы | Баллы |
1. | Владение теоретико-литературными понятиями | 2 |
2. | Историко-культурная эрудиция | 2 |
3. | Правильность, полнота, точность ответа | 2 |
4. | Язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность | 1 |
5. | Глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка | 1 |
Максимальный балл | 8 |
2. В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:
а) токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками;
б) бочонок (используется в качестве кресла);
в) большой стол, на котором лежали книги и планы;
г) большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;
д) высокий стол для писания стоя;
е) стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;
ж) хрустальные, с вензелем, рюмки?
Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Л.Н. Толстого?
Каждый правильный ответ оценивается в 0, 25 балла (0, 25 балла х 7 = 1, 75 балла). Аналитический комментарий к указанному вопросу оценивается в 2, 25 балла.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения второго задания – 4.
3. Восстановите сюжетный маршрут семи путешественников. Как организовано художественное пространство «Кому на Руси жить хорошо»? Поразмышляйте, при помощи каких повествовательных приёмов оно расширяется? Свой ответ аргументируйте.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения третьего задания – 5.
4. При переводе на языки народов Востока названия известных произведений русских писателей заметно изменились. Соотнесите “обратный” перевод заглавий с русскими оригиналами; назовите авторов литературных произведений.
А. «Последний крах кровавых битв в Северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы» | А. «Рудин» |
Б. «Война и любовь» | Б. «Метель» |
В. «Перекати-поле» | В. «Станционный смотритель» |
Г. «Родительская любовь» | Г. «Война и мир» |
Д. «Знак судьбы из бури» | Д. «Капитанская дочка» |
Каждое правильное восстановленное соответствие 0,4 балла.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения четвёртого задания – 2.
5. Какой романс исполняет героиня пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» в 3-м действии?
Максимальное количество баллов по итогам выполнения пятого задания – 1.
6. Как связаны Мценский и Щигровский уезды России с туманным Альбионом?
Максимальное количество баллов по итогам выполнения шестого задания – 2.
7. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством И.А. Гончарова.
Каждый ответ оценивается по 1 баллу.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения седьмого задания – 5 баллов.
А) С кем из известных личностей И.А. Гончаров учился в университете?
Б) Каким двум братьям, будущему поэту и критику, преподавал Гончаров литературу как домашний учитель?
В) Назовите первые повести И.А. Гончарова. Где они были опубликованы?
Г.) О каком поэте И.А. Гончаров писал в своих воспоминаниях: «Не умею выразить, как велико было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира»?
Д) В качестве кого более 40 лет жизни вынужден был служить Гончаров, обращаясь к литературному творчеству урывками?
8. О каком литературном герое идёт речь? Назовите произведение и его автора.
Каждое задание оценивается:
а) герои – по 0,25 балла.
б) название – 0,25 балла;
в) автор – 0,25 балла;
Максимальное количество баллов по итогам выполнения шестого задания – 4,5 балла.
А.
Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щёк, и нос в виде спелой сливы.
Б.
Боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.
В.
Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный виц-мундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, всё распоряжался.
Г.
… человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове <…>. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и насмешливое.
Д.
Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно.
Е.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведёт;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмёт!
8. «Он был среди нас подобно мастеру какой-либо старой живописной школы, ещё живущей и творящей в его лице, но не допускающей ни повторения, ни подражания», – писал биограф поэта И.А. Аксаков.
Прокомментируйте эту мысль критика.
Какие основные черты “старой” поэтической школы присутствуют в лирике Тютчева.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения восьмого задания – 4,5.
9. Определите жанр указанных произведений.
Каждый ответ оценивается в 0,5 балла.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения девятого задания – 3,5 балла.
А.
Вот Виля – он любовью дышит,
Он песни пишет зло,
Как Геркулес, сатиры пишет,
Влюблён, как Буало.
А.С. Пушкин /1816/
Б.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин /1820/
В.
В сияньи, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
А.С. Пушкин /1828/
Г.
«Душа телесна» – ты всех уверяешь смело;
Я соглашусь, любовию дыша:
Твоё прекраснейшее тело
Не что иное, как душа!
М.Ю. Лермонтов /1829/
Д.
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих разменные _______
Польются звучные, как музыка дубравы.
А.Н. Майков /1841/
Е.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
М.Ю. Лермонтов /1837/
Ж.
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
А.С. Пушкин /1826/
10. Напишите эссе «Для меня Тургенев – это…». Рекомендуемый объём – не менее 1 страницы.
Полнота и содержательность творческой работы оценивается по следующим критериям.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения десятого задания – 15.
№ | Критерии оценки содержания работы | Баллы |
1. | Глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка | 6 |
2. | Историко-культурная эрудиция | 6 |
3. | Язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность | 3 |
Максимальный балл | 15 |