Распространение опыта

Чегодаева Валентина Юрьевна

На этой странице предоставлен опыт мой педагогический работы. Своим опытом я делюсь на городских семинарах учителей естественных наук, выступала на областном методическом фестивале в СИПКРО "Партнерсво через образование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.09 КБ
Файл 1_oktyabrya.docx25.94 КБ
Файл uchim_myslit_detey_kriticheski.docx97.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Аннотация

      «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

 ФГОС определено главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, это умение учиться. Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач.

         Теоретическая часть. Развитие информационных технологий это динамичный процесс и сегодня мы живем в эпоху развития социальных сервисов Web 2.0, которые  в  последнее время активно используются для организации современного образовательного процесса. Web 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Общие черты социальных сервисов: регистрация пользователей для публикации материалов, возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера, систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов), объединение материалов в тематические группы. Большинство сервисов Web 2.0 на первых этапах своего развития были англоязычными и использовались российскими пользователями сети Интернет не очень активно. На сегодняшний день существует огромное количество русскоязычных сервисов, которые используются в различных сферах. Среда Google кроме поисковой системы предлагает пользователю множество разнообразных сервисов, которые могут оказаться полезными как для индивидуальной деятельности, так и для коллективного сетевого взаимодействия людей. Например, с помощью них можно: создавать, совместно редактировать и обсуждать документы, создавать Веб-сайт на Google-site добавлять на сайт документы, таблицы, календари, фотографии, видео и др.  Все эти инструменты бесплатны. Для использования этих дополнительных сервисов требуется несложная регистрация в системе Google. При этом достаточно один раз пройти процедуру, чтобы получить свой персональный аккаунт. Аккаунт является единой системой входа в среду Google, который позволяет получить доступ ко всем продуктам Google. Сегодня, в свете реализации ФГОС, развитие у школьников навыков критического мышления приобретает особое значение, а  использование социальных сервисов Web 2.0 и Google средств еще больше способствует этому развитию.

       С технологией критического мышления, сервисами  Web 2.0 и Google я впервые познакомилась 2 года назад, когда принимала участие в конкурсе IT-activity и Экоград. Я изучила  таксономию педагогических целей Б.Блума, проектировала  учебные задачи на разных уровнях  усвоения учебного материала с использованием различных средств ИКТ. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила продолжить самостоятельно работать по ней. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Мне, использование сервисов Web 2.0 и Google на уроках позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Практическая часть. Сейчас я более подробно расскажу, какие виды  средств я освоила вместе с детьми, и активно применяем в образовательном процессе.  На уроках:

  1. Использование сетевых сервисов Web 2.0  - сервисы создания интеллектульных карт (Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме – освоили  Mind 42 и Сacoo.com). С учениками разных классов (6 и 7 классы) создаем МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ - «карты ума (памяти)» (mind maps). Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на разноцветных ветвях, расходящихся от центральной темы. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ применяю для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.п.

С помощью кластеров в сервисе Cacco с учениками 11 классов  в систематизированном виде мы  представляем  большие объемы информации на уроках систематизации знаний (ключевые слова, идеи), например тема «Эволюция органического мира» и «Основы экологии». Сервис Cacco- это бесплатное флеш-приложение представленное японские разработчиками. Простой и удобный онлайн сервис позволяет легко создавать различные схемы, диаграммы и публиковать их в сети интернет. Любые изменения появляются мгновенно, так что пользователи всегда будут видеть последнюю версию своей работы.

- сервисы создания дидактических материалов (Интерактивные дидактические материалы, применяемые как на уроке так и в качестве домашней работы, не только облегчают деятельность учителя, но и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный материал, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, тип этих материалов активизируют познавательную деятельность учащихся и помогают лучше освоить учебный материал. Предоставляя разнообразные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, сервисы обеспечивают качественно новый уровень обучения - Фабрика кроссвордов и Learningapps.org). Learning Apps - социальный сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам, мы  создаем в нем  различные дидактические материалы для уроков с учениками 6,7 и  8 классов, а также задания в этом сервисе используются  в различных играх, конкурсах (например Экоград). В прошлом году мы с детьми только осваивали сервисыWeb 2.0 - создание интерактивных заданий в среде LearningАpps, сервис создания комиксов (Сервис toondoo.com/), Ментальные карты  -  в сервисе Mind 42 ( mind maps) и научились создавать кластеры - в сервисе cacoo.com, а в этом году мы уже активно работаем в этих сервисах. 

2) Работа с сервисами Google – совместная работа в  презентациях  и таблицах, создание тестов и анкет с помощью документов Google.  С учениками 7 В и 7Б  класса в этом году активно применяем Google сервисы. Для работы с сервисами Google всем участникам коллективной работы (педагогу, учащимся или некоторым учащимся от каждой группы) необходимо иметь свой аккаунт в электронной почте Gmail. Преимущество такой организации материала заключается в том, что все материалы хранятся в одном месте, и ко всем файлам, находящимся внутри папки, можно предоставить один уровень доступа. По окончанию изучения каждой темы в курсе Зоология каждый ученик создает Google презентацию и размещает ее в совместной Google таблице. Такая работа позволяет оценивать не только свою образовательную деятельность, но и развивает перекрестное оценивание продуктов одноклассников.

В прошлом году мы с детьми только осваивали сервисыWeb 2.0 - создание интерактивных заданий в среде LearningАpps, сервис создания комиксов (Сервис toondoo.com/), Ментальные карты  -  в сервисе Mind 42 ( mind maps) и научились создавать кластеры - в сервисе cacoo.com, а в этом году мы уже активно работаем в этих сервисах. (примеры созданных заданий в выступлении).

Использование сервисов Web 2.0 и Google  во внеурочной деятельности.

   Любая проектная деятельность предполагает знание навыков работы в сервисах Web 2.0, в настоящее время актуальность приобрела работа в Google сервисе. В этом году участвуя в сетевом проекте «Экослед» и «Экоград»  мы активно работали в этих сервисах: это и создание в сервисе Cacco интеллектуальных карт знаний, создание комиксов в сервисе Toondoo, научились наносить  метки на Google карте наиболее загрязненных мест Самарской области. В сетевых проектах дети учатся  работать в команде, проводить  настоящие исследования, принимать  участие в международной акциях и создавать совместные презентации в Google. В этом году с учениками 6 классов мы принимали участие в Открытых целевых образовательных  программах – это проект, позволяющий школьникам получить новые углубленные и расширенные знания по предмету биология. Одним из домашних заданий 2 тура было создание комикса  в сервисе Web 2.0  по теме «Памятка лекарственного растения Самарской области». В итоге наш комикс был признан лучшим. В  рамках проекта «Перспектива»  - городское научное общество учащихся  мы впервые принимали участие в таких мероприятиях: серия игр «Интеллектуальное многоборье», «Домовенок». В конкурсе «От зернышка до каравая»  мы участвовали с учениками начального звена и создали стенгазету, на которой изобразили технологию производства шелка с использованием разных техник и компьютерных программ; макет этой стенгазеты был создан в сервисе Cacco.

 Какой результат дает использование инновационных средств в образовательном прцессе?

1.  Повышение ИКТ – компетентности учителя: самостоятельно изучаю  сервисы и вместе с детьми создаем свои интернет ресурсы.

 2. Высокая результативность учащихся  в этом учебном году в различных конкурсах и  олимпиадах (в прошлом году -3победы; в этом году – 9)

3. Применение на уроках  и внеурочной деятельности таких интернет сервисов формирует познавательный интерес, развивает творческие способности, тем самым повышая качество учебных занятий.

Перспектива.  Освоить новые сервисы -  сервисы для создания инфографики, новые сервисы  для создания  интеллектуальных карт, сервис облако слов, Фишбоун;  сервисы для автоматической проверки тестов Google Form и другие сервисы для самоорганизации и саморегуляции деятельности школьников.

Литература (интернет ресурсы)

  1. Дегтярева Е.А. Приемы критического обучения через социальные сервисы по созданию ментальных карт.
  2. Критическое мышление из Википедии
  3.  Категория:Сервисы Web 2.0 — ТолВИКИ.
  4. Web 2.0 в Википедии.
  5. Толвики. Сервисы создания интеллектуальных карт.
  6. Толвики.Сервисы создания дидактических материалов.
  7. Толвики. Сервисы Google.


Предварительный просмотр:

Дистанционные образовательные мероприятия для школьников – ресурс повышения качества образования.

  Свое выступление мне бы хотелось начать со слов древней мудрости: можно привести коня  к водопою, но напиться  заставить его нельзя. Организаторы проекта «Экоград» второй год подряд пробудили у нашей команды желание «напиться» из источника знаний. Ваш сетевой  проект - это интересная совместная деятельность, которая имеет образовательную направленность, способствует развитию коммуникативных навыков и интеллектуальных умений по экологии, творческого потенциала, критического мышления, навыков самооценки, обеспечивает социализацию личности учащегося. За время общей дружной работы команды мы не только научились ценить и гордиться своими работами, но обсуждать и оценивать работы других команд, высказывая свою точку зрения. Это и является основой реализации стандартов нового поколения. Как я организую работу с детьми в команде? С помощью ваших методик мы выбираем ответственных для отслеживания хода разных этапов, работа над сетевым проектом базируется на самостоятельной работе учащихся после уроков и дома с родителями, моя роль – консультирование, помощь, направление мыслей учеников в нужное русло, доброжелательность при любых обстоятельствах, обеспечение равноправия и свободы в выражении  мыслей и идей. Конечно, большая нагрузка ложится на учителя, который организует, координирует деятельность команды, помогает решать технические вопросы, осваивать англоязычные сервисы. Но как приятно видеть горящие глаза детей, с каким удовольствием они выполняют задания, а иногда их радости нет предела. Ради этого стоит пожертвовать своим личным временем (даже в день своего рождения).

Организаторы проекта «Экоград» используют разные средства для формирования у учащихся мотивации к получению межпредметных знаний. Единицей учебного процесса становится внеурочная деятельность, которая направлена на расширение применения современных технологий, в том числе социальных сервисов Веб 2.0. и Гугл. В сетевых проектах дети учатся  работать в команде, проводить  настоящие научные исследования, принимать  участие в международной акциях (Час Земли).

За 2 года  участия в Экограде мы с вашей помощью научились путешествовать по картам Гугл, узнали, что такое сетевой флешмоб, в 2013 г. исследовали проблемы нашей малой родины, проблемы утилизации ТБО, в 2014 г. провели огромное исследование «О чем может рассказать снег?», можем работать в совместных Гугл презентациях, освоили большое количество разных ресурсов. В сервисе Cacco.com создали интеллектуальные карты знаний по темам «Энергия» и «Что мы узнали о ТБО?», сервис Prezi.com позволил создать нам виртуальные презентации (план работы нашей команды), самый любимый сервис детей – сервис создания комиксов. Нами созданы в рамках «Экоград» 2 комикса: 1 посвящен проблеме утилизации отходов «Спор мусора», 2 – «Наша школа и ее микрофлора». Впервые сами подготовили и сняли телепередачу «Спа ТВ» и опубликовали ролик в интернете.

     Тема применения современных средств ИКТ в образовательной деятельности меня очень заинтересовала и я решила продолжить самостоятельно работать по ней. Изучив принципы работы в этих сервисах, мы с учениками начали создавать собственные образовательные продукты, позволяющие нам с большим интересом изучать биологию и совершенствовать знания в этой области. Мне, использование сервисов Web 2.0 и Google на уроках позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Практическая часть. Сейчас я более подробно расскажу какие виды  средств мы вместе с детьми создаем и применяем  в образовательном процессе.  

На уроках биологии:

  1. Использование сетевых сервисов Web 2.0  - сервисы создания интеллектульных карт (Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме – освоили  Mind 42 и Сacoo.com). С учениками разных классов (6 и 7 классы) создаем МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ - «карты ума (памяти)» (mind maps). Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на разноцветных ветвях, расходящихся от центральной темы. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ применяю  для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, актуализации знаний, закрепления изученного материала, или создаю проблемную ситуацию с помощью карт. В нашей копилке карты знаний по классификации  цветковых растений и беспозвоночных животных.

С помощью кластеров в сервисе Cacco с учениками 11 классов  в систематизированном виде мы  представляем  большие объемы информации на уроках систематизации знаний (ключевые слова, идеи), например тема «Эволюция органического мира» и «Основы экологии». Сервис Cacco- это бесплатное флеш-приложение представленное японские разработчиками. Простой и удобный онлайн сервис позволяет нам легко создавать различные схемы, диаграммы и публиковать их в сети интернет. Такую работу мы проводили в конце 2013 учебного года.

- сервисы создания дидактических материалов (Интерактивные дидактические материалы, применяемые как на уроке так и в качестве домашней работы, не только облегчают деятельность учителя, но и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный материал, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, тип этих материалов активизируют познавательную деятельность учащихся и помогают лучше освоить учебный материал. Предоставляя разнообразные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, сервисы обеспечивают качественно новый уровень обучения - Learningapps.org). Learning Apps - социальный сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам, мы используем с учениками  копилку готовых заданий этого сервиса на уроках, а так же сами создаем в нем  различные дидактические материалы с учениками 6, 7 и  8 классов, задания, созданные в сервисе Learning Apps используются  в различных играх, конкурсах (например Экоград). Если в предыдущих годах мы с детьми только осваивали сервисыWeb 2.0 - создание интерактивных заданий в среде LearningАpps, сервис создания комиксов (Сервис toondoo.com/), Ментальные карты  -  в сервисе Mind 42 ( mind maps) и научились создавать кластеры - в сервисе cacoo.com,  то  в этом году мы уже активно работаем в них. 

2) Работа с сервисами Google – совместная работа в  презентациях  и таблицах, создание тестов и анкет с помощью документов Google.  С учениками 7 В и 7Б  класса в этом году активно применяем Google сервисы. Для работы с сервисами Google всем участникам коллективной работы (педагогу, учащимся или некоторым учащимся от каждой группы) необходимо иметь свой аккаунт в электронной почте Gmail. Преимущество такой организации материала заключается в том, что все материалы хранятся в одном месте, и ко всем файлам, находящимся внутри папки, можно предоставить один уровень доступа. По окончанию изучения каждой темы в курсе Зоология (бесп и позв животные) ученик  7 класса создает Google презентацию и размещает ее в совместной Google таблице, которую я создаю на своем гугл диске и предоставляю ученикам доступ и ссылку на нее. Такая работа позволяет оценивать не только свою образовательную деятельность, но и развивает перекрестное оценивание продуктов одноклассников. С учениками 6 классов мы заполнили такую таблицу по систематике растений.

Использование сервисов Web 2.0 и Google  во внеурочной деятельности.

   Любая проектная деятельность предполагает знание навыков работы в сервисах Web 2.0, в настоящее время актуальность приобрела работа в Google сервисе. В 2014 году участвуя в сетевом проекте «Экослед» и «Экоград»  мы без труда создавали в сервисе Cacco интеллектуальные карты знаний, комиксы в сервисе Toondoo, научились наносить  метки на Google карте наиболее загрязненных мест Самарской области. В этом году с учениками 6 классов мы принимали участие в Открытых целевых образовательных  программах – это проект, позволяющий школьникам получить новые углубленные и расширенные знания по предмету биология. Одним из домашних заданий 2 тура было создание комикса  в сервисе Web 2.0  по теме «Памятка лекарственного растения Самарской области». В итоге наш комикс был признан лучшим. В конкурсе «От зернышка до каравая»  мы участвовали с учениками начального звена и создали стенгазету, на которой изобразили технологию производства шелка с использованием разных техник(квилинг, изонить, печворк, бисероплетение, торцевание) и компьютерных программ; макет этой стенгазеты был создан в сервисе Cacco.

 Какой результат дает использование инновационных средств в образовательном процессе?

1.  Повышение ИКТ – компетентности учителя: самостоятельно изучаю  сервисы и вместе с детьми создаем свои интернет ресурсы.

 2. Высокая результативность учащихся  в этом учебном году в различных конкурсах и  олимпиадах (в прошлом году -3победы ; в этом году – 9)

3. Применение на уроках  и внеурочной деятельности таких интернет сервисов формирует познавательный интерес, развивает творческие способности, тем самым повышая качество учебных занятий на уроках биологии.

Перспектива.  Освоить новые сервисы -  сервисы для создания инфографики, новые сервисы  для создания  интеллектуальных карт, сервис облако слов, Фишбоун;  сервисы для автоматической проверки тестов Google Form и другие сервисы для самоорганизации и саморегуляции деятельности школьников.



Предварительный просмотр:

Учим детей мыслить критически!

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.

Критическое мышление и качество образования

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Критическое мышление как образовательная технология

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Что такое ТРКМ?

http://wiki.tgl.net.ru/images/thumb/2/2b/%D0%A2%D0%A0%D0%9A%D0%9C-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0.jpg/400px-%D0%A2%D0%A0%D0%9A%D0%9C-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0.jpg

http://wiki.tgl.net.ru/skins/common/images/magnify-clip.png

Базовая модель ТРКМ

Технология развития критического мышления через чтение и письмо(ТРКМ) может быть использована на любом учебном предмете. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий (этапов):

  • вызов,
  • осмысление (реализация смысла),
  • рефлексия.

На стадии вызова у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, мотивируется интерес к теме, определяются цели нового учебного материала.

На стадии осмысления происходит вдумчивая кропотливая работа с текстом. Значение слова "текст" в данном случае трактуется широко – это и речь педагога, аудио- и видеоматериал, первоисточники, художественный текст, учебник и т.д. Процесс работы ученика с текстом всегда действенный, т.е. это маркировка, составление схем, заполнение таблиц, перфокарт и другое.

Стадия размышления или рефлексии способствует формированию личностного отношения к уроку, материалу. На этой стадии ученик должен каким-то образом выразить свое мнение, например, в дискуссии или в виде письменной работы. На этом этапе происходит переосмысление собственных знаний с учетом вновь приобретенных.

Стадии «вызов-осмысление-рефлексия» задают не только определенную логику построения учебного процесса, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения. ТРКМ помогает ученику овладеть способами работы с информацией, приемами вдумчивого чтения и структурирования материала, умениями задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Кроме того, технология помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. ТРКМ объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока.

Для педагога, планирующего урок по ТРКМ, очень важно определить:

  • тип учебного материала (учебник, художественный текст, дополнительный информационный источник);
  • объем материала (одностраничный, многостраничный текст);
  • стадию урока (вызов-осмысление-рефлексия или домашнее задание).

В основе данной технологии лежит принцип самостоятельной деятельности учащихся по определению цели обучения, осуществлению продуктивной работы с информацией и размышлению о том, что они узнали. Учащиеся, работая с материалами урока, информационными источниками любого типа, опираются на ключевые понятия и собственные ощущения (эмоции) от процесса исследования.

Часто название технологии развития критического мышления дополняется словами через чтение и письмо (ТРКМЧП). Не нужно это название воспринимать буквально и трактовать как обучение чтению или письму, как следствие, связывать исключительно с начальной школой. ТРКМЧП означает вдумчивое чтение и письмо. Чтение и письмо — это инструменты и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем и того, что предстоит узнать. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным, функциональным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей. (С. И. Заир-Бек)

Базовая модель технологии развития критического мышления

Базовая модель «вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса. Обратите внимание, что речь об уроке не идёт. ТРКМ может быть использована и в рамках иного, внеурочного построения процесса обучения. Подробнее читайте в статье Базовая модель технологии развития критического мышления.

Проектирование учебной задачи

Материал из ТолВИКИ

Перейти к: навигация, поиск

Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. Поставить учебную задачу - значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. 

Image006.jpg

Учебная задача является минимальной единицей учебного процесса. По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, вся учебная деятельность в практическом отношении должна быть представлена в виде системы учебных задач. Эти задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – контрольные, предметные, вспомогательные, такие как анализ, выписывание, подчеркивание, схематизация, обобщение. Структура задачи обязательно включает в себя предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Задача представляется как сложная система информации о каком-то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти. Процесс определения неизвестной части информации и требует поиска новых знаний или согласования уже имеющихся. Способом решения задачи называется процедура, проведение которой обучающимся обеспечивает решение данной задачи. Если при этом учащийся решает задачу несколькими способами, то для поиска наиболее экономичного и краткого решения он задействует больший объем информации, создавая новые способы и приемы для данной ситуации. Тогда у обучающегося происходит накопление нового опыта применения знаний, развиваются исследовательские способности, способы и приемы логического поиска что способствует формированию мышления высокого уровня.

Задача в учебной деятельности выступает как средство достижения учебной цели – усвоения определенных способов действия. Для достижения учебной цели необходим некоторый набор задач, где каждая занимает определенное место. В процессе обучения одна и та же цель требует решения ряда задач, одна и та же задача может служить достижению нескольких целей. Опираясь на таксономию учебных целей Б.Блума, швейцарский дидакт Р.Хорн предложил способ разграничения уровней учебных заданий. Так, на низшем уровне («знание») ученик воспринимает и воспроизводит ожидаемый результат, к его воспроизведению и сводится суть учебной задачи. На более высоких уровнях познавательной деятельности учащийся проявляет все большую и большую самостоятельность в сборе информации для решения и находит несколько способов решения учебной задачи. Таким образом, можно построить алгоритм выяснения уровня учебной цели. Продуктивность приведённого алгоритма состоит в том, что можно выделить уровень имеющихся учебных заданий, проверить их полноту с точки зрения уровня познавательной активности учащихся.

Традиционно учебная задача ориентирована на формирование определенных предметных результатов, но проектируя учебную задачу с использованием ИКТ, учитель может создать учебную ситуацию, направленную на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество, сделать доминирующей информационно-аналитическую, продуктивную и исследовательскую деятельность школьников.

Учебная задача состоит из: 

  • целеполагающей части,
  • содержательной части,
  • критериев оценки.

Целеполагающая часть способствует мотивации, постановке цели и планированию. Содержательная часть состоит из условия, которое может быть представлено в различном формате(текстовом, графическом, звуковом (видео) мультимедиа) и направлено на поиск и обработку информации. Также содержательная часть включает вопрос, который направлен на выявление и оценку конкретных знаний, учебных действий и инструктаж по выполнению, то есть пошаговое описание учебных действий и инструкции по регламенту индивидуальной или групповой работы. Для качественного выполнения учебной задачи необходимо предоставить учащимся критерии оценки, которые с одной стороны мотивируют их деятельность, а с другой - являются эталоном работы.

Согласно ФГОС для перевода учебной задачи в учебную ситуацию "...необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку, не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим, как это важно каким-то – пусть даже и всем на свете – незнакомым взрослым людям), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому /ей самой (он/она выиграет, мы вместе сделаем отличную книгу, которую покажем родителям, составленными мною карточками или картинками будут пользоваться мои друзья и говорить мне спасибо, и т.д.)..."

При разработке учебных задач необходимо учитывать:

  1. На достижение какого образовательного результата направлена данная задача?
  2. Какой тип универсальных учебных действий она формирует?
  3. Формируют ли задачи, используемые на уроке, метапредметные результаты?
  4. Затрагивают ли учебные задачи сферу интересов учащихся?
  5. Содержит ли задача занимательные примеры, опыты, парадоксы, которые бы стимулировали интеллектуальную активность учащихся?
  6. Соотносятся ли задачи с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся?

Таксономия педагогических целей Б.Блума

Материал из ТолВИКИ

Перейти к: навигация, поиск

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения.

Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.

Pyramid.jpg

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

  1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
  2. понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
  3. применение;
  4. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
  5. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
  6. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Таксономия Б. Блума была использована М.Е. Бершадским и М.Е. Гузеевым при построении системы типовых задач для определения конкретных умений учащихся. Они приводят примеры заданий для школьников из различных предметных областей, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности.

На основе таксономии Блума Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов.