Трансляция педагогического опыта

Некрасова Елена Викторовна

 

            На этой странице вы найдете информацию по обобщению и распространению моего педагогического опыта, а так же ссылки на публикации моих статей, методических материалов в сети Интернет.

2653_2_edited.png

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Виды утренней гимнастики и возможности её использования

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

Виды утренней гимнастики.

Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида, переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ с пособиями

Гимнастика игрового характера построенная на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.

Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.

Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбирается с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезна для общего развития детей, воспитывает у детей желание двигаться, развивает эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая  делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.

Структура утренней гимнастики.

В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.

Водная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, бег, подскоки, прыжки;

Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.

Заключительная: легкий бег  с переходом на ходьбу, включая дыхательные упражнения

Возраст

Время бега

младший

10-20с.

средний

20-25с.

старший

25-30с.

подготовительный

30-40с.

В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким подниманием колен и другие виды) это помогает  организовать детей, сосредоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупреждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.

После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое, на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.

эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, развития, физической подготовленности.

В гимнастику включаются разные виды прыжков: на одной, двух ногах, на месте с продвижением вперед, в разных направлениях.

Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.

Общеразвивающие  упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности расположения частей тела: сверху - вниз. Количество ОРУ, и их дозировка увеличивается с возрастом детей.

Возраст детей

Количество

упражнений

Число повторений

     2-3 года

3-4  

3-4-раз

             3-4 года

4

4-5 раз

             4-5 лет

4-5

5-6 раз

             5-6 лет

5-6

6-8 раз

     6-7 лет

6-8

8-12

ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа. Положение лежа снимают давление массы тела на позвоночник и свод стопы. Для проведения ОРУ с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора. Построение детей, что бы они ни мешали друг другу.

В старших группах  количество упражнения с предметами уменьшается, так как усложняются сами упражнения.  Дети их могут выполнять самостоятельно по названию и по показу других детей.

В средней группе  нужно сначала назвать упражнение, коротко объяснить его, если нужно показать, а потом давать команду на его выполнение.

В  младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми.

Во время выполнения упражнений воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком, оказывает помощь, делает указания, подбадривает.  Особое внимание уделяется дыханию, положению туловища.

Также ОРУ можно заменить бегом.

Возрастная

  группа

Темп бега

быстрый

медленный

средний

II группа

раннего возраста

  10м

20 м

  Младшая

15-20 м

40-50 м

30 м

 Средняя

25-30м

до 2 мин

   40-60 м

 Старшая

350м

   Подготовительная

300-500м

В конце гимнастики после бега в сочетании с ходьбой выполняются  упражнения на дыхания.

Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:

-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;

-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;

-нужно обеспечить  полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения чтобы ребенок  выполняя их получал радость;

-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;

-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагрузок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;

-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп, при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма;

-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и показ. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей  к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличиваем количества повторений, заменяем образы;

-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;

-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.

Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.

-по возвращению с гимнастики в группы, дети принимают водную процедуру, выполняют обтирание рук.



Предварительный просмотр:

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Рассказывание по картине.

      В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание предметных картин — это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Требования к картине:

     Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

  • Реалистическое изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
  • Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.

Структура занятия:

В младшей группе:

Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия – беседа.

      К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

Характерные особенности занятий:

   *Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

   *Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

   * Использование литературных и художественных вставок.

В средней группе:

Рассматривание картины;

   Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

     Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

     Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Характерные особенности занятий:

* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка).  Подводя итог всем высказываниям, в конце занятия, воспитатель дает свой рассказ.

* Рассказывание по образцу

 ( «Расскажите, как я»).

Требования к рассказу – образцу:  он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).

          В старшей группе:                   

   * Рассматривание картины сопровождающееся беседой;

(здесь ведется работа по развитию умения  выделять в картине самое существенное, а также  обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

*  Побуждать детей в ходе беседы выражать свое личное отношение к изображенному;

* Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать  о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»

* После ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ. Характерные особенности занятий:

    *Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;

  *Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;

      *Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;

    *Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ

1.        Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

2.        Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

3.        Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

4.        После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Памятка

 по обучению рассказыванию по картине

«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».  К.Д. Ушинский

         

Подготовила:  Е.В. Некрасова

Воспитатель высшей

 квалификационной категории



Предварительный просмотр:

 

Образовательная область:  Физическое развитие

«Особенности применения круговой тренировки на физкультурных занятиях

                       для детей старшего дошкольного возраста».

                                         

 Некрасова Елена Викторовна                                        

 Воспитатель

 МБДОУ – детский сад «Теремок»

Круговая тренировка как форма общефизической подготовки разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом в начале 50-х годов прошлого века. Её возникновение было вызвано необходимостью управления этим процессом для спортсменов различных специализаций в условиях ограниченной площади и нехватки инвентаря. На протяжении многих лет круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности. Организационную основу такой формы тренировки составляет серийное выполнение знакомых, технически простых упражнений, объединённых в комплекс определённым образом. Место, где выполняется упражнение, называется «станцией».     Количество «станций» может быть различным. Дети, переходя от одного упражнения к другому, передвигаются по кругу, прямоугольнику или квадрату, рационально используя площадь зала или площадки. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощённые варианты круговой тренировки, предусматривающие выполнение на «станциях» разнообразных упражнений, отличающихся друг от друга степенью трудности и охватывающих основные мышечные группы.

Различают следующие разновидности круговой тренировки:  

  • по методу интервального упражнения;
  • по методу непрерывного упражнения.

Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения, предполагает небольшие перерывы как между упражнениями, так и между кругами. Дети выполняют задание не одновременно, а поочерёдно. Один-два ребёнка выполняют упражнение в быстром темпе, остальные отдыхают. Можно повышать темп выполнения упражнений с учётом индивидуальных способностей ребёнка до максимального. После выполнения  4-6 упражнений перед переходом на очередную станцию необходим отдых примерно в течение одной минуты. Круговая тренировка по методу интервального упражнения направлена, прежде всего, на воспитание физических качеств: силовых способностей, ловкости, общей и скоростной выносливости.

Как показывает практика, на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста наиболее приемлемый вариант круговой тренировки — по методу непрерывного упражнения. Круговая тренировка по этому методу проводится без перерывов между «станциями». Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. Оптимальное количество «станций» — 5—8, на каждой работают по 2—4 человека, продолжительность упражнений на «станции» составляет 30—60 секунд и зависит от интенсивности работы и количества кругов. Упражнения выполняются в среднем темпе. По сигналу дети переходят по кругу на следующую «станцию». Круговая тренировка по методу непрерывного упражнения обеспечивает высокую моторную плотность занятия при одновременном участии всех детей. Для повышения нагрузки следует увеличивать дозировку упражнений и повышать скорость преодоления кругов.

Физкультурное занятие с применением круговой тренировки проводится по традиционной методике и состоит из трёх частей — вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются разновидности ходьбы и бега, подвижные игры средней интенсивности, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения. Как правило, круговая тренировка включается в основную часть физкультурного занятия (после комплекса общеразвивающих упражнений — ОРУ) и предусматривает интенсивную работу по воспитанию физических качеств и формированию двигательных умений.

 Комплексы круговой тренировки составляются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня их физической подготовленности и включают в себя гимнастические упражнения, основные движения, упражнения с предметами (мячами, скакалками, обручами), игровые упражнения, элементы спортивных упражнений и игр, а также упражнения на спортивных снарядах и тренажёрах. Круговая тренировка в зависимости от поставленных задач, количества «станций» и кругов укладывается в определённый лимит времени. Так как продолжительность физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25—30 минут, то оптимальное время для круговой тренировки — не более 8—12 минут. Составляя комплексы, необходимо чередовать активный отдых одних мышечных групп с работой других. После трудного упражнения следует подбирать более лёгкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание.

По окончании круга дети выполняют упражнения в расслаблении или подвижную игру малой интенсивности. Заканчивается основная часть занятия подвижной игрой или эстафетой. В заключительной части акцент делается на динамических дыхательных упражнениях, упражнениях на формирование правильной осанки, подвижных играх малой интенсивности.

Применение круговой тренировки требует от педагога предварительной подготовки, предусматривающей разметку площадки, подбор необходимого оборудования и инвентаря, определение последовательности его размещения. Границы «станций» в зале или на площадке целесообразно обозначить с помощью специальной разметки либо ориентиров. Перед занятием следует продумать организационные вопросы, расстановку и уборку инвентаря. Использование разнообразного красочного физкультурного оборудования повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению объёма и интенсивности двигательной активности.

Упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть хорошо знакомы детям. При разучивании комплекса круговой тренировки необходимо:

  • подробно объяснить и показать (при помощи одного-двух детей) различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного круга;
  • акцентировать внимание ребят на правильном исходном положении и дозировке упражнений;
  • разместить детей по «станциям» (по 2—4 человека на каждой в зависимости от количества «станций» и численности детей).

По команде дети выполняют упражнения, а педагог наблюдает за ними, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях». Педагог находится там, где нужна помощь и страховка, осуществляет контроль над нагрузкой и, при необходимости, её регулирует. Пользуясь секундомером, руководитель следит за тем, чтобы выполнение упражнений на разных «станциях» занимало одинаковое время, включая переходы. Дети переходят от «станции» к «станции» против часовой стрелки. Польза от применения круговой тренировки проявится в том случае, если она будет отвечать силам и возможностям детей, иметь чёткую оздоровительную направленность и соответствовать программному материалу.

Комплексы круговой тренировки можно включать в содержание наиболее распространённых форм проведения физкультурных занятий: учебно-тренировочных, тематических, сюжетных, игровых, занятий с использованием тренажёров. Особенности применения круговой тренировки на физкультурных занятиях для детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в таблице. Таким образом, можно отметить, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста круговая тренировка способствует:

  • достижению оздоровительного эффекта от упражнений;
  •  увеличению моторной плотности занятий;
  • повышению общей работоспособности организма;
  •  целенаправленному воспитанию физических качеств;
  •  формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • воспитанию самостоятельности, активности, организованности.

Кроме того, большое разнообразие и оригинальность упражнений, используемых в круговой тренировке, обогатят содержание занятий, сделают их более интересными и эмоциональными.

Особенности применения круговой тренировки на физкультурных занятиях

 для детей старшего дошкольного возраста

Формы проведения занятий

Задачи круговой тренировки

Содержание круговой тренировки

Учебно-тренировочные

Совершенствование функциональных возможностей организма, повышение силовой выносливости всей мускулатуры, укрепление суставно-связочного аппарата, комплексное воспитание физических качеств, формирование двигательных умений

Чередование силовых и скоростно-силовых упражнений с упражнениями на ловкость, быстроту, гибкость. Сочетание общей и специальной физической подготовки: прыжки различной интенсивности, упражнения с отягощением и сопротивлением (набивными мячами, гантелями, эспандерами), упражнения в парах и т.д. Основные движения, элементы художественной и спортивной гимнастики, акробатики.

Тематические

Совершенствование деятельности ЦНС, закрепление и повторение элементов спортивных упражнений и игр, воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости), совершенствование координационных способностей, формирование точности выполнения двигательных действий.

Хорошо знакомые элементы спортивных упражнений и игр с воздействием на отдельные группы мышц в чередовании с упражнениями, направленными на воспитание физических качеств. Выполнение упражнений в игровой и соревновательной обстановке.

Сюжетные

Повышение общего и эмоционального тонуса организма, совершенствование активности сенсорных систем, комплексное воспитание физических качеств, формирование творческого воображения и выразительности движений

Объединение «станций» круговой тренировки общим сюжетом. Применение приёмов имитации и подражания, упражнений с предметами и спортивным оборудованием. Музыкальное сопровождение, частая смена и.п., использование различных атрибутов, эмблем, игрушек, загадок.

Игровые

Улучшение точности ориентировки в пространстве, воспитание быстроты и ловкости, формирование осмысленной моторики и мотивации к занятиям физическими упражнениями

Игровые упражнения, направленные на формирование двигательных умений, на точность выполнения заданий. Чередование игровых упражнений высокой интенсивности с игровыми

 упражнениями средней и малой интенсивности.

С тренажёрами

Воспитание общей выносливости организма, совершенствование координационных и скоростно-силовых способностей, увеличение амплитуды движений в суставах, формирование потребности в ежедневных физических упражнениях.

Упражнения на тренажёрах простого и сложного устройства средней интенсивности, чередование различных по характеру упражнений, индивидуализация нагрузки.



Предварительный просмотр:

                 Консультация для молодых воспитателей

       «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Некрасова Елена Викторовна

Воспитатель

МБДОУ – детский сад «Теремок»

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями, и образцами – одно из педагогических правил.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

       В младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов педагог учит показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами воспитателя.

Чтобы дети лучше поняли содержание картины, нужны:

- предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей;

- воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.

Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.

Основной методический прием в обучении рассказыванию – вопрос. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.

          Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

Далее идет обобщающий рассказ воспитателя.

Этим завершается занятие.

Неудачные вопросы воспитателя побуждают детей к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес детей к занятию.

(Пример: Что нарисовано на картине?)

          Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.

Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

       В средней группе обучение остается прежним. Но у детей 4-5 лет возрастает мыслительная и речевая активность, что дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. Формируются навыки самостоятельного описания картины.

Основной прием – вопрос. Но он должен быть сформулирован так, чтобы ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие речевых навыков, а чрезмерно дробные вопросы приучают к однословным ответам.

Вначале воспитатель дает пример стройного выразительного высказывания. Опираясь на речевой образец, дети описывают следующий объект.

На протяжении всего занятия дети должны помнить, что от них ждут рассказа по картине.

Итак, цель занятия: упражнять детей в построении высказываний, составление их из нескольких предложений. В средней группе можно применить следующий прием: воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой.

       Старшая группа. Самостоятельное составление рассказов по картине.

       Методические приемы -  беседа, коллективный рассказ, речевой образец.

       Описание педагога или речевой образец рассказывает в основном  наиболее трудную или менее заметную часть картины.

       Дети данного возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по  рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в первом полугодии.

      Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В этой группе детей привлекают к коллективному рассказыванию, который по частям составляют несколько детей.

      В дальнейшем на одном занятии сочетают 2 вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказа по ней.

      При оценке рассказов педагог отмечает:

   - соответствие рассказа содержанию картины;

   - полноту и точность передачи увиденного на картине;

   - живую, образную речь;

   - умение последовательно, логически переходить от одной части к другой;

   - внимательно слушать товарищей.

       В подготовительной  группе картины используются на занятиях более широко. Требования к детскому рассказыванию возрастают: содержание, логическая последовательность изложения, точность описания, выразительность речи. При необходимости педагог дает образец правильного употребления слова, построения фразы.

    Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия. Воспитатель дает план рассказа, ребенок повторяет последовательность.

        Педагог предлагает детям самостоятельно продумать последовательность рассказа. Дошкольники самостоятельно рассматривают картину перед составлением рассказа.    

ПОДРОБНЕЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С МОИМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ НАХОДКАМИ МОЖНО ЗДЕСЬ

https://teremoc.ucoz.ru/Minaeva/qr-code.gif

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Теремок» р.п. Степное

Советского района Саратовской области

 Некрасова Елена Викторовна

 Воспитатель высшей квалификационной категории

Педагогический стаж – 20 лет

   ПРОЕКТ В КУБЕ

      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность работы «Проект в кубе».

Описание педагогической практики:

Какое основное направление Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования? - Равенство возможностей для каждого ребенка! Это и моё направление! Да, я согласна с тем, что все дети талантливые.

Какая основная цель ФГОС дошкольного образования?

- Создать условия для развития способностей каждого ребенка!

УСЛОВИЯ…

Условия создают педагоги! А это значит -  наш профессионализм, наши находки, наши приемы, методы, игры с детьми, исследования, эксперименты… которые помогут дошкольникам стать:

- инициативными и любознательными;

- самостоятельными и воспитанными;

- уверенными в своих силах людьми.

Цель: создание среды (условий) для развития способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать банк дидактического материала для погружения детей в изучаемый материал, который будет осваиваться легко, просто и с интересом;
  2.     Формировать копилку методических приемов;
  3.   Организовать условия для грамотного построения занятия в дошкольном учреждении посредством технологии «Проект в кубе».

2. ПРОТИВОРЕЧИЯ.

С одной стороны, педагоги, методисты постоянно работают над усовершенствованием преподавания и воспитания в дошкольном образовании, но с другой стороны, этот процесс не может быть совершенным и законченным, потому что все течет и все изменяется. Меняются дети, их развитие, изменяется время и требования к воспитанию и обучению детей, а потому и методы, приемы должны совершенствоваться.

С одной стороны, мы воспитатели дошкольного образования не ставим оценок, не проводим контрольных работ, не оцениваем свои результаты посредством государственной аттестации, а с другой стороны, именно дошкольное образование является первой ступенькой обучения и воспитания ребенка, и это теперь уже является законом, политикой российского образования.  

С одной стороны, для российского дошкольного образования разработан федеральный образовательный стандарт, федеральные образовательные программы для того, чтобы дети получали равноценное образование и воспитание на всей территории России, но с другой стороны, одно и то же занятие, проведенное по одному и тому же конспекту, получается совершенно разным. Зависит это от многих причин – от личности воспитателя, от наличия дидактического материала, технических средств, выстраивания структуры занятия и его наполнения. Педагог тратит много времени для того, чтобы сложить идеальный «пазл» отдельных этапов занятия, распределить зоны действия, продумать их наполнение, то есть организовать среду успешности.

С одной стороны, образовательных технологий много, но идеальной технологии нет. Каждый педагог поставлен в условия поиска своей, опираясь на опыт и результативность форм, приемов, методов и технологий великих педагогов.

Мой педагогический стаж – 20 лет. Но это не повод для того, чтобы останавливаться в педагогическом поиске. С одной стороны, данная работа посвящена проектной деятельности, давно разработанной и апробированной, а с другой стороны, проектная деятельность претерпевала изменения во времени.

Автором технологии проектной деятельности является американский ученый Джон Дьюи, который создал ее в 1918 году. Еще ранее появились ростки проектной практической деятельности во внеклассной сфере в 1905 году, которую предложил российский педагог Станислав Теофилович Шацкий, ярким сторонником практического проекта был Антон Семенович Макаренко.

Однако профессор Евгения Семеновна Полат считает, что совершенства в проектной деятельности нет.  Проект – это способ движения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий воспитанников в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некого конечного продукта.

Я согласна с Евгенией Семеновной, а потому посмела внести свой вклад в развитие дидактического материала при создании проектной деятельности через детальную разработку.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ПРОЕКТ В КУБЕ.

Свое проектное методическое дополнение проектной деятельности в дошкольном образовании назвала «Проект в кубе».

Что общего между проектом и кубом?

В слове «ПРОЕКТ» –6 букв, у куба –6 граней.

Считаю, что в слове «проект» зашифрованы этапы любого занятия с детьми.

П – проблема, которую предстоит решить ребятам на этапе вводной части;

Р – раскрытие темы – это основная часть занятия;

О – обобщение полученных знаний- это обязательный этап основной части занятия;

Е – Есть доказательство! Есть идея!  или «Если, то…». Дети должны с детского сада открывать, создавать, пере открывать. Функциональная грамотность – это необходимость сегодняшнего дня.

Именно на этом этапе создаются условия для развития у детей функциональной грамотности. Детям предлагают отправиться в путешествие на воздушном шаре, или провести эксперимент и сделать выводы, создать свою сказку, выдвинуть гипотезу…

К – креативная творческая работа. Каждое занятие – это событие на котором ребенок создает свой собственный продукт: рисунок, поделку, игрушку, произведение…

Т – точка занятия – это заключительная часть занятия. Мы, взрослые, привыкли к термину «рефлексия». Рефлексия – это латинский термин. Не пора ли перейти на русский язык? В заключительной части важно поставить точку, провести умозаключение, сделать выводы, оценить работу. Это важно сделать и детям, и воспитателю.

3. 1.  Первый этап занятия -  вводная часть. ПРОБЛЕМА.

С чего начинается занятие?

Каждый воспитатель решает сам. Именно начало занятия задает тон всему событию. Важно найти верное решение.

Для этого был создан первый дидактический куб, грани которого выполнены из фетра различного цвета, 6 граней – шесть основных цветов, что позволяет вести сенсорное обучение.

Фетр – это материал, который позволяет ребенку осуществлять мыслительные операции, логическое погружение в изучаемую тему.

 Именно такой подход помогает детям сделать собственный выбор.

На гранях куба располагаются цифры – 1,2,3, 4,5,6.

Детям предлагается бросить мягкий кубик, популярный источник случайности в настольных играх, выбрать прием для начала занятия.

На гранях куба находятся следующие варианты приемов, обозначенные символами- логотипами:

  • загадки и ребусы;
  • пословицы;
  • музыкальные и шумовые задачки;
  • литературные заморочки;
  • иллюстрационные лабиринты;
  •  логические цепочки;
  • …..

Внутренняя часть куба содержит предметы, ориентированные на новую тему. Например, если тема «Семья» - это ромашка, семейный альбом, дом, фотография, семейный герб….

Вывод:

  • дети делают свой выбор начала занятия, чувствуют себя субъектами события с первых минут занятия;
  • для воспитателя – это вариант глубокого осознания темы, вариант разнообразия, возможность погружения в тему, пополнение методического материала;
  • данный подход позволяет воспитателю занятие с другой группой детей начать иначе, ведь у него шкатулка из 6 вариантов;
  • у воспитателя есть возможность поделиться шкатулкой разнообразия начала занятия с молодым педагогом;
  • педагог имеет возможность накапливать новинки по данной теме, дополняя конверты каждой грани куба новым материалом.

3. 2.  Второй этап занятия -  основная часть. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ.

После определения темы занятия, необходимо создать условия для ее раскрытия.

На помощь приходит следующий куб, грани которого магнитные. И это следующая зона действия детей.

Например, на первой грани куба размещены картинки животных. Дети получают задания:

  • Кто это?
  • Что их объединяет?
  • На какие группы можно поделить (по месту обитания, по питанию…)?
  • Кто самый большой?
  • Кто самый маленький?
  • Создайте пару – мама и детеныш;
  • …..

Следующая грань куба – следующие задания по теме.

Внутри куба располагается мнемотаблица, плакат с изложением новой темы, кроссенс…, которые предлагают иные варианты раскрытия темы.

Вывод:

Данный подход к раскрытию темы обеспечивает детям:

  • смену действия;
  • глубокое погружение в тему;
  • мобильность и смену материала;
  • поступок и действия каждого ребенка;
  • вариативность раскрытия темы занятия;
  • логическое выстраивание нового материала….

Воспитателю данный подход к раскрытию темы позволяет:

  • всесторонне подойти к изучаемому материалу;
  • использовать данный материал для любой изучаемой темы;
  • разнообразить раскрытие темы;
  • формировать банк инновационных приемов, форм и методов.

3. 3.  Третий этап занятия -  основная часть. ОБОБЩЕНИЕ.

«Повторение – мать учения – народная мудрость».

Важно данный этап не потерять.

Этому помогает третий «куб- матрешка», внутри которого находится еще 2-3 куба или 4… Сколько кубов находится внутри заготовленного куба, будет зависеть лишь от того, сколько интересных задач, вопросов, игр, ситуаций подготовит воспитатель для обобщения изученного материала.

Почему называется «кубом-матрешкой»?

Потому, что принцип действия похож на данную игрушку, когда снимается крышка с первого куба, четыре грани его рассыпаются, и появляется следующий куб с вопросом…

Вывод:

Для детей работа с «кубом-матрешкой» дает возможность:

  •  создать ситуацию успеха, любопытства;
  •  глубоко погрузиться в тему;
  •  интересно закрепить материал.

Педагогу дает возможность:

  •  создать еще одну зону действия для детей;
  •  варьировать количество заданий для закрепления;
  •  вызывать мотивацию для закрепления изученного материала.

3. 4.  Четвертый этап занятия -  основная часть. ЕСТЬ ИДЕЯ! ЕСЛИ, ТО…

Обучение на всех уровнях детского развития должно быть ориентировано на практическую деятельность, на решение реальных задач.

Именно для этого создана следующая зона действия на занятии. Помощником служит куб «Есть идея!». Этот куб имеет большие размеры и является площадкой для путешествия на:

  • воздушном шаре;
  • автобусе;
  • самолете;
  •  …

Данная площадка может быть:

  • лабораторией;
  • театром;
  • кинозалом;
  • местом уединения;
  • галереей;
  •  …

    Каждая внешняя грань для педагога может стать демонстрационным экраном выполненных детьми работ, иллюстраций картин известных художников, ширмой для показа кукольного театра..

    На данном этапе дети работают в группе, в команде, индивидуально.

Вывод:

  • Именно на данном этапе воспитатель  проявляет фантазию, опыт, мастерство для того, чтобы на практике закрепить материал в парах и группе, индивидуально и дифференцированно, довести его до уровня применения на практике.
  • Для дошкольников этот этап является увлекательным приключением с серьезными умозаключениями.

3. 5.  Пятый этап занятия -  основная часть. КРЕАТИВНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ.

Следующая зона действия – создание продукта по изучаемой теме.

Грани пятого куба являются инструкцией по изготовлению продукта, демонстрационным полотном педагога.

Внутренняя часть куба содержит необходимые инструменты для его создания продукта – технологические карты и схемы, образцы работ….

Вывод:

Дети получают:

  • четкие инструкции не только словесные, но и наглядные;
  • возможность выполнять задания, учитывая свои индивидуальные возможности – кто-то делает быстрее, кто-то медленнее, перед глазами ребенка остается образец последовательности выполнения продукта, размещенный на гранях куба;

Педагог имеет возможность:

  • четко инструктировать детей;
  • учитывать индивидуальные способности ребенка;

3. 6.  Шестой этап занятия -  окончание занятия. ТОЧКА – РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ).

 «Конец-всему делу венец», - гласит народная мудрость!

Важно подводить итоги занятия не только детям, но и педагогу.

Шестой помощник – «куб-точка» создает условия для:

  •  подведения итогов занятия;
  • его эмоционального завершения;
  • фиксации результативности занятия;
  • анализа созданного продукта.

Грани «куба-точка» это кармашки, в которые вкладываются смайлики, тучки, солнышки, логотипы-картинки эмоционального подведения итогов занятия.

Более важным являются детские умозаключения по изучаемой теме в формате:

  • синквейна – 6 граней – 6 заданий;
  • коллажа;
  • игры «Да - нет»;
  • …..

4. Заключение.

Куб позволяет использовать внешние и внутренние стороны. Кроме того, куб – это емкие кладовые, которые заставляют педагога фантазировать и использовать их на каждом этапе занятия так, как Вы этого захотите.  В кубе находятся необходимые предметы для каждого этапа, что позволяет бережно хранить дидактический материал, эффективно использовать малые площади комнаты, в которой занимаются дети.

Слово «Проект» помогает воспитателю, даже начинающему, не заблудиться в этапах занятия.

 «Я никогда не учу своих детей. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться», - как точно сказал Альберт Эйнштейн.

Проект позволяет создать эти условия!

Выводы:

Данный подход построения занятия позволяет детям решить проблемы:

  1. социально-коммуникативного развития;
  2. познавательного развития;
  3. речевого развития;
  4. художественно-эстетического развития;
  5. физического развития;
  6. индивидуального развития.

Данный подход построения занятия позволяет педагогам решить проблемы:

  1. разнообразия деятельности детей на занятии;
  2. реализации ФГОС;
  3. реализации ФОП;
  4. создания банка дидактического материала;
  5. затраты времени на подготовку к занятию;
  6. четко структурировать занятия;
  7. быть заинтересованным в изучении инновационных форм, приемов и методов;
  8. поднимать на новую ступеньку каждого ребенка;
  9. быть наставником у молодых педагогов.

Данный проект имеет положительные результаты. Он состоит из 5 этапов.

1 этап «Анализ» прошел 2года назад, на данном этапе произошло:

  • выявление затруднений;
  • поиск решения проблемы;

2 этап «Проектирование» - 2 года назад

  • определена тема, цель и задачи проекта;
  • выбраны методы выхода из проблемных зон;
  • разработаны приёмы и доведены до уровня практического применения;
  • созданы методические дидактические материалы.

3 этап «Апробация»

  • созданный методический материал апробировался на протяжении 2021 – 2023 годов.

4 этап «Рефлексия»

Результаты проделанной работы на данный момент:

  • повысилась мотивация к познанию;
  • расходуется меньше времени для подготовки занятия;
  • уделяется больше времени практическим работам;
  • повышается результативность;
  • повысился интерес;

5 этап «Распространение опыта»  

Считаю данный опыт положительным, есть потребность поделиться им, поэтому:

- принимала участие в профессиональных конкурсах;

- есть публикации данных методических материалов;

- были проведены открытые занятия;

- выступала на педагогических инновационных площадках, заседаниях ТГПР.

Тип проекта: методический.

Сроки реализации: долгосрочный.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Степень реализации проекта на момент подачи: распространение опыта.

           Список литературы:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Полат Е.С.  Виды проектов М.: Академия, 2007. – 272 с.

3. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

 

Подробнее с моей педагогической практикой можно познакомиться здесь

https://teremoc.ucoz.ru/Minaeva/qr-code.gif