Мои разработки

 Валентина Ивановна Зуева

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти виды познания дополняют друг друга.                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                       Виктор Мари Гюго

 

 

 

 

 

Мой опыт
"Учение с увлечением"Развитие интереса к предметуФормирование опыта нравственного поведения

 

                                                                                                                                                                             

 

· Умники и Умницы - интеллектуальная игра для школьников (астрономия)

· Игра «Напиток Бодрости» для 7 класса

· «Наука и нравственность» для учащихся 8,9 классов

· «Вода, вода, кругом вода...» - повторительно-обобщающий урок, 8 класс

· Своя игра - интеллектуальная игра для старшеклассников (физика)

· Путешествие в мир физики (маршрут воздушный)

· Путешествие в мир физики (маршрут электромагнитный)

· Путешествие в мир физики (маршрут водный)

· Путешествие в мир физики (маршрут второй водный)

· Путешествие в мир физики (маршрут третий водный)

 

Мои презентации

· 10 самых красивых экспериментов

· Игра «Копр»

· «Учение с увлечением»

· Вселенная звезд

· Через тернии к звездам

· Развитие интереса к предмету

· Экспериментальные задания ГИА

· Проведение лабораторных работ в основной и средней школе

· Проектная методика

· Аттестация учителей в новой форме

· Нестандартные уроки физики

 

Мои доклады:

· Проектная методика (доклад)

· Экспериментальные задания ГИА основной школы (доклад)

· Проведение лабораторных работ в основной и средней школе ( доклад)

 

Кружки и курсы:

· Человек и электричество

· Решение ключевых задач по физике в основной школе

· Земля и Вселенная

· Мой друг - компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десять наиболее красивых физических экспериментов

Слайд 2

Дифракция электронов на щелях Проведенный в 1961 году эксперимент немецкого физика Клауса Йонссона, в котором он доказал, что законы интерференции и дифракции действуют для пучков элементарных частиц также, как для световых волн. Эксперимент Йонссона практически повторял двухвековой давности эксперимент Томаса Юнга, только вместо луча света был использован пучок электронов. Результаты такого эксперимента были предсказаны ещё в начале ХХ века Альбертом Эйнштейном и Максом Планком.

Слайд 3

2. Опыты Галилея с падающими телами Галилей впервые выяснил, что тяжелые предметы падают вниз так же быстро, как и легкие. Чтобы проверить это предположение Галилео Галилей сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли одновременно. До него господствовала точка зрения Аристотеля, который утверждал, что легкие тела падают с высоты медленнее тяжелых.

Слайд 4

3. Опыты Милликена по определению заряда электрона. Эксперимент американского физика, лауреата Нобелевской премии Роберта Милликена в котором был измерен заряд электрона. Непосредственно в эксперименте исследовалось поведение заряженных капель масла в электрическом поле конденсатора. Освещением рентгеновскими лучами можно слегка ионизировать воздух между пластинами конденсатора и изменять заряд капли. Милликен установил, что заряд капли изменялся дискретно на одну и ту же величину e .

Слайд 5

4. Дисперсия света на призме Эксперимент Исаака Ньютона в котором английский ученый пропустил луч света через стеклянную призму. В результате этого эксперимента Ньютон выяснил, что белый свет состоит из большого числа составляющих: красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой, синей и фиолетовой (семь составляющих получаются если использовать принятые в русском языке названия основных цветов спектра).

Слайд 6

5. Дифракция света на щелях Эксперимент Томаса Юнга. Пропуская световые лучи сквозь две близко расположенные щели, он обнаружил, что получающееся изображение не равномерно засвечено, а состоит из чередующихся темных и светлых полос. Так было открыто явление интерференции, которое подтверждало волновую природу света. На верхней анимации показано изменение характера интерференционной картины при изменении расстояния между щелями. На нижней анимации показано как будет меняться интерференционная картина при изменении ширины щелей при неизменном расстоянии между ними.

Слайд 7

6. Эксперимент Генри Кавендиша по определению гравитационной постоянной. Английский физик определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. Для этого он использовал установку, схематически показанную на анимации. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить и массу Земли.

Слайд 8

7. Эксперимент Эратосфена по определению радиуса Земли. Один из самых древних экспериментов - Эратосфена Киренского. Эратосфен, библиотекарь Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до н.э., определил радиус земного шара. [Его результат составил примерно 6300 км, что отличается от современного значения меньше, чем на 5%.] В полдень в день летнего солнцестояния в городе Сиен (ныне Асуан) Солнце находилось в зените и предметы не отбрасывали тени. В тот же день и в то же время в городе Александрия, находившемся в 5000 стадиях от Сиена Солнце отклонялось от зенита примерно на 7 o . Это составляет примерно 1/50 полного круга (360 o ), откуда получается, что окружность Земли равна 250 000 стадий

Слайд 9

8. Эксперимент Галилея с шарами, катящимися по наклонной доске Галилей использовал наклонную плоскость с гладкой канавкой посередине, по которой скатывались латунные шары. По водным часам он засекал определённый интервал времени и фиксировал расстояния, которые за это время преодолевали шары. Галилей выяснил, что если время увеличить в два раза, то шары прокатятся в четыре раза дальше (т.е. зависимость квадратичная). Это опровергало мнение Аристотеля, что скорость шаров будет постоянной.

Слайд 10

9. Эксперимент Резерфорда по рассеянию a-частиц. Эксперимент английского физика, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Резерфорда, в результате которого была определена структура атома. Изучая рассеяние альфа-частиц при прохождении через золотую фольгу, Резерфорд пришел к выводу, что весь положительный заряд атомов сосредоточен в их центре в очень массивном и компактном ядре. А отрицательно заряженные частицы (электроны) обращаются вокруг этого ядра. Эта модель коренным образом отличалась от широко распространенной в то время модели атома Томпсона, в которой положительный заряд равномерно заполнял весь объем атома, а электроны были вкраплены в него. Несколько позже модель Резерфорда получила название планетарной модели атома (она действительно похожа на Солнечную систему: тяжелое ядро - Солнце, а обращающиеся вокруг него электроны - планеты).

Слайд 11

10. Маятник Фуко. Эксперимент Жана-Бернара-Леона Фуко, проведённый в 1851 году. Французский физик экспериментально доказал вращение Земли вокруг оси с помощью 67-метрового маятника, подвешенного к вершине купола парижского Пантеона. Подобный маятник до недавнего времени можно было увидеть в Петербурге в Исаакиевском соборе. Верхняя анимация показывает траекторию маятника в случае, если он был отклонён в крайнее положение и затем отпущен. Несколько иной характер траектории получится, если маятник приводится в движение коротким толчком из положение равновесия. Этому случаю соответствует нижняя анимация.

Слайд 12

Автор работы: учитель физики МКОУ Колпской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области Зуева В.И . Использованные источники: http://www.rate1.com.ua/obshchestvo/obrazovanie/458/ http://www.astro.websib.ru/sprav/10 http://physics.nad.ru/block_big.html



Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7 классе  «Вводное занятие по проекту «Многоликое трение»»

  1. Цели урока: глобальная цель урока (всего проекта) – достичь планируемых результатов.

Ожидаемые результаты:

после завершения проекта учащиеся смогут
• объяснять явление трения на основе полученных знаний;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• продемонстрировать знание этапов организации учебного исследования;
• организовывать командную работу.
• организовывать свою проектную деятельность в соответствии с методами научного познания.
• использовать информационные технологи для поиска информации и оформления результатов исследования;

  • проводить самоконтроль и самооценивание результатов деятельности.

 

Основная цель учителя на данное занятие - это мотивация учащихся на проектную деятельность. «Задать тон» на будущую работу над проектом «Многоликое трение». 

  1. Задачи:

Формировать ключевые компетентности школьников (УУД)

Регулятивные:  целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и отбор необходимой информации, применение компьютерных средств, знакомство с литературой, электронными средствами, хранящимися в школе или у одноклассников, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и  сборе информации, умение работать в команде, умение находить выход из конфликтной ситуации.

  1. Оборудование к уроку:

экран, мультимедийный проектор, стартовая  презентация  (приложение 1)учителя для мотивации к проектной деятельности, газета «Учебный проект» (приложение 2), выпущенная учителем и заранее вывешенная в классе, диск  «электронные уроки и тесты» ФИЗИКА В ШКОЛЕ. Движение и силы. (материал у уроку – силы трения,  выборочно, на усмотрение учителя. Лучше рекламировать как источник информации ), оценочные листы,

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация  (учитель обращает  внимание учащихся  на газету, зачитывает некоторые важные моменты о проектах, о проектной деятельности, о том, как важны современному человеку умения и навыки, приобретаемые им при работе над проектами)
  3. Мотивационный момент.  Стартовая презентация учителя

Учитель показывает слайды и одновременно обсуждает с учащимися  темы проекта.

  • Вопросы, направляющие процесс:
  • Основополагающий вопрос: Как обуздать силы природы? (Во всем мнехочется дойти до самой сути)
  • Проблемные вопросы:

Зачем узор шинам автомобилей?
Почему при росе косить траву легче?
Почему рыба скользкая?
Почему легче катить, чем тащить?
Зачем подводной лодке придают такую обтекаемую форму?
Как сопротивление помогает парашютисту и воздушному змею?
В чем состоит достоинство колеса?
Зачем судам «воздушная подушка»?
Для чего разводят пилы?
Почему звучит скрипичная струна?
В чем секрет поговорок: оттого телега запела, что давно дегтя не ела; скрипит как несмазанная телега, …
Трение - друг или враг?

  • Учебные вопросы:

Какова природа трения? Что такое трибология?
О видах трения и причинах его возникновения.
От чего зависит сила трения?
Трение – «друг» или «враг»?
О проявлениях трения в природе, быту и технике.
Как управлять трением?

  1. Дискуссия в группах (мозговой штурм)

На этом этапе класс по желанию делится на группы для работы над той или другой темой проекта (предположительно теоретики, экспериментаторы, историки, лирики). Идет дискуссия в группах, в процессе которой дети формулируют гипотезу исследования. Учитель уточняет тему исследования каждой группы.

  1. Работа в группах

Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: проведение опытов, сбор данных, демонстрационных материалов и т.д. Обсуждают формы представления и оформления материалов. Выбирают вид продукта проекта (компьютерная презентация, буклет, публикация). Группы получают получают контрольные листы для формирующего оценивания работы групп, подробный лист планирования проекта, оценочный лист для проведения эксперимента и оформления результатов, шаблоны листов для планирования работы в группах, критерии оценки продуктов проектной деятельности: буклетов, презентаций, публикаций, докладов. 

  1. Учитель демонстрирует ЭОР о силе трения, рекламирует для работы над проектом. Школьники обсуждают в группах: нужен ли им данный источник информации?
  2. Вводный тест по материалу о силе трения.
  3. Беседа о корректном использовании информации, о соблюдении авторских прав. Пожелание плодотворной, творческой  работы, успехов.
  4. Рефлексия.

 



Предварительный просмотр:

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи полностью описаны и раскрыты.
  • Работа включает в себя  умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

4

Работа выполнена.  
В ней использовано 1 графическое изображение.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи описаны почти полностью.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученных на основе проведенных исследований

3

Работа включает 1 или более графических объектов

  • Информация – по большей части фактическая.
  • Идеи – описаны не полностью.
  • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации

2

Работа не завершена.

  • Информация не носит фактического характера.
  • Идеи носят фрагментарный характер.

МКОУ КОЛПСКАЯ СОШ



Предварительный просмотр:

 

ОЦЕНКА

2

3

4

5

СОДЕРЖАНИЕ 1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

СОДЕРЖАНИЕ 2

Тема проекта

Не раскрыта и не ясна тема проекта. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема проекта.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта темапроекта.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

СОДЕРЖАНИЕ 3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.

Частичный план для создания красочной презентации.  Слайды просты в понимании.

Точный план для создания хорошо оформленной презентации.  Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны.

Ясный план для создания красивой и полной презентации.  Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Не спланирована работа в группе.  Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

МКОУ КОЛПСКАЯ СОШ



Предварительный просмотр:

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

Продумывание учителем темы проекта

«Многоликое трение» (Загадочный феномен природы).  

Предметы – физика, информатика

_______________________________________________________________________________

Выбор возрастной категории учащихся

Ученики 7 класса

_______________________________________________________________________________

Формулирование основополагающего вопроса

Как обуздать силы природы?

______________________________________________________________________________

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

Почему катить легче, чем тащить? Почему при росе косить траву легче? В чем достоинства колеса? Когда лучше тормозить «юзом»? Трение – «друг» или «враг»? Как  трение связано с «Медным всадником»?  Можно ли прожить без трения? Почему так говорят: «Оттого телега запела, что давно дегтя не ела», «Задумал муравей Фудзияму-гору сдвинуть», «Мел оставляет белый след, а уголь черный», …?

______________________________________________________________________________

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

Каковы виды трения, и каковы причины их возникновения?

Как трение проявляется в природе и технике?

Выяснить закономерности силы трения скольжения.

Сравнить силу трения скольжения с силой трения качения.

Как управлять трением? (способы уменьшения и увеличения трения)

______________________________________________________________________________

Формулирование дидактических целей проекта

Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, умений применять базовые знания для решения конкретных проблем, развитие креативного мышления. Формировать коммуникативную компетентность: умения кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить, участвовать в дискуссиях. Формировать социальную компетентность: навыки работы в команде, умения отстаивать свою точку зрения, умения считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию, умения кратко и ясно излагать свои мысли, грамотно говорить… или …

Формирование проектных умений учащихся как одного из условий развития их индивидуальности на основе усвоения знаний о «Силе трения», формирования умений применять базовые знания для понимания и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, для учета и управления этими процессами в своей жизнедеятельности.

 

_______________________________________________________________________________

Формулирование методических задач

Формирование знаний учащихся по теме «Сила трения» (определение силы трения, видов трения, способов уменьшения и увеличения трения). Формирование умений приводить примеры проявления силы трения, умений измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления. Формировать умений  применять базовые знания по данной теме для понимания и объяснения процессов, происходящих в окружающем мире, для умений учитывать  и управлять  этими процессами в жизни.  Формирование проектных умений учащихся как одного из условий развития их индивидуальности.

____________________________________________________________________

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

 Почему катить легче, чем тащить?

  Почему при росе косить траву легче?

 В чем достоинства колеса?

 Когда лучше тормозить «юзом»?

 Трение – «друг» или «враг»?

 Как трение связано с «Медным всадником»?

 Почему звучит скрипичная струна?

  Почему так говорят: «Оттого телега запела, что давно дегтя не ела», «Задумал муравей Фудзияму-гору сдвинуть», «Мел оставляет белый след, а уголь черный», …?

 ________________________________________________________________________

Выдвижение гипотез решения проблем

  1. Трение «друг» или «враг»? Гипотеза учащихся: трением может быть полезным (например, при ходьбе), тогда оно «друг» , а может быть и вредным (например, оно мешает развивать скорость когда это необходимо), тогда оно «враг».
  2. Почему так говорят: «Оттого телега запела, что давно дегтя не ела», «Задумал муравей Фудзияму-гору сдвинуть», «Мел оставляет белый след, а уголь черный», …? Гипотеза учащихся: возможно люди сложили эти пословицы и поговорки на основе своего опыта наблюдений за силами трения, знаний о том, как надо правильно управлять ими (как уменьшать, если трение вредно, и как увеличивать, если трение полезно)
  3. Почему катить легче, чем тащить? Гипотеза учащихся: возможно, что трение при скольжении (тащить) больше, чем при качении (катить)
  4. Исследование закономерностей силы трения скольжения. Выяснить, от каких величин зависит сила трения, как зависит? Гипотезы учащихся: 1. От площади соприкасающихся поверхностей зависит прямо пропорционально: чем больше площадь, тем больше сила трения. 2. От степени шероховатости поверхностей: чем больше степень шероховатости, тем больше сила трения. 3. От силы давления. Чем больше сила давления, тем больше сила трения. 4. От материала трущихся поверхностей. Для каждого материала своя сила трения.
  5. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения. Гипотеза учащихся: при прочих равных условиях (одинаковая сила давления, одинаковые поверхности соприкосновения) сила трения при качении меньше силы трения при скольжении.

______________________________________________________________________________

Определение творческого названия проекта

«Загадочный феномен природы» или «Многоликое трение»

_______________________________________________________________________________

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

  1. Теоретики (знакомство с теорией вопроса о трении с помощью различных источников: учебников физики, научной и научно-популярной литературы; web – ресурсов)
  2. Экспериментаторы (выявляют закономерности трения, проверяют их на опыте, используя методы научного познания).
  3. Историки (изучают историю науки о трении)
  4. Инженеры (выясняют, как решается проблема управления трением:

1) увеличение «полезного» трения

2) уменьшение         «вредного»

5)  Лирики (1. выясняют смысл пословиц, отвечают на вопрос: почему мы так говорим .…?); 2. Собирают интересный материал о разнообразных проявлениях трения.

_____________________________________________________________________________

(Учащиеся делятся на мини-группы по 3-4 человека, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Мозговой штурм. Дискуссии.

______________________________________________________________________________

(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Рекомендуемые источники  информации: (список у каждого)

  1. В школьной библиотеке:
  1. Занимательная физика Я.И.Перельман. М.: ООО «Издательство «АСТ», 2001 г.
  2. Забавная физика Л.Гальперштейн. М.: Детская литература, 1994
  3. Библиотечка КВАНТ. Л.Г.Асламов, А.А.Варламов. Удивительная физика, выпуск 63, стр. 48. Почему звучит скрипка.
  4. Фейнмановские лекции по физике. Р. Фейнман, Р. Лейтон,  М. Сэндс М.: Издательство МИР, 1976 г.
  5. Мир механики и техники. А.С.Иванов, А.Т.Проказа. М.: Просвещение. 1993 г.
  6. О природе. М.М.Балашов. Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение. 1991 г.
  7. КИМ Физика 7 класс Диагностика предметной обученности. Автор – составитель: В.С.Лебединская. Волгоград. Издательство Учитель, 2009 г.
  8. Интегрированные уроки физики. Л.А.Горлов. 7 – 11 класс. М.: ВАКО, 2010 г.
  9. Физика. Контрольные работы в новом формате. 7 класс. И.В. Годова. М.: Интеллект-центр, 2012 г.
  1. В сельской библиотеке:
  1. Новая Книга Знаний в вопросах и ответах. Авторы: Ф. Брукс, С. Рид, Б. Тейлор Перевод с англ., М.: МАХАОН, 2007 г.
  2. ЧТО? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Большая книга вопросов и ответов. Перевод с испан. , М.: ЭКСМО, 2007 г.
  3. Изобретения. Д-р Роланд Вайс. Превод с нем., М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2007 г.
  4. Бионика. Мартин Цойх. Перевод с нем., М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2007 г.
  1. СД – диски:
  1. Электронные уроки и тесты. Физика. Движение и взаимодействие тел. Новый диск. Просвещение МЕДИА
  2. Увлекательное ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для школьников. Физические процессы. ООО Новый диск.
  3. Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. ООО Новый диск
  4. Информационные технологии в образовании. Издательство «Учитель»
  5. Учебное проектирование. Организация и рекомендации. Фестивали проектов. Издательство «Учитель»
  1. В сети Интернет
  1. Сайты, рекомендованные для использования:

http://treniye.ru/trenie/

http://fit-physics.awardspace.com/fiz/friction/theory/upravlenie_tr.html

http://spimash.ru/tribotehnika.html

http://class-fizika.narod.ru/tren10.htm

http://dic.academic.ru/contents.nsf/michelson_old/

http://www.home-edu.ru/user/f/00001491/Les_18N/Htm_18/Les18_1.htm

http://www.en.edu.ru/shared/files/old/physics/content/chapter1/section/paragraph13/7470_theory.html

http://www.nanometer.ru/2008/02/22/nanotribologia_atomno_silovaa_mikroskopia_6102.html

http://netschool.ru/kl7/3_17.swf

__________________________________________________________________________

(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии 13 Планирование учебного проекта (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.)

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Распределение обязанностей в группах. План действий ( мероприятие, сроки, кто и за что отвечает)

  1. Теоретики (знакомство с теорией вопроса о трении с помощью различных источников: учебников физики, научной и научно-популярной литературы; web – ресурсов)

Коршунов А. – что такое трение, понятие трибологии, сухое трение, его виды особенности возникновения, направления, закономерностей.

Кузнецов А. – о жидком трении (сопротивлении среды), когда возникает, каковы причины, от чего зависит?

Уваров М. – как уменьшить трение? Как увеличить трение?

  1. Экспериментаторы (выявляют закономерности трения, проверяют их на опыте, используя методы научного познания).

Шеин П., Касаткин Д.  вместе – выясняют зависимость силы трения скольжения от  1) площади соприкасающихся поверхностей;  2)   материала трущихся поверхностей;

 3) степени шероховатости поверхностей соприкосновения;  4) силы нормального давления. Сравнивают силу трения скольжения с силой трения качения. Оформляют результаты с помощью таблиц и графиков, делают выводы.

  1. Историки (изучают историю науки о трении)

Сизов И.– сведения об ученых, занимающихся вопросами, связанными с трением (Леонардо да Винчи, Кулон, Амонтон, Эйлер),

 Калинин М. – 1) изобретение колеса; 2) как трение помогло людям научиться добывать огонь. Исторические факты, связанные с трением (как трение связано с памятником Петру I?).

  1. Инженеры(выясняют, как решается проблема управления трением:

1) увеличение «полезного» трения

2) уменьшение         «вредного»

Земцова М. – примеры проявления трения при движении велосипедиста, конькобежца, полете воздушного змея, о пользе и вреде трения.

Коршунов А. (Теоретик, инженер) – о полезном и вредном трении на производстве и способах его изменения (уменьшения, если вредно, увеличения, если полезно)

  1. Лирики  Грушина П. - (1. выясняют смысл пословиц, отвечают на вопрос: почему мы так говорим .…?); 2. Собирают интересный материал о разнообразных проявлениях трения  (Почему звучит скрипичная струна? Можно ли прожить без трения? – сочинение фантастического  рассказа).

_________________________________________________________________________

Самостоятельная работа групп

Консультирование учащихся________________________________________________________

(Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

подготовка презентаций , докладов, буклетов (роль учителя – консультирование, помощь.)

(Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.)

Защита полученных результатов и выводов

Научная конференция школьников  с приглашением родителей, представителей администрации, учащихся среднего звена

(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 7 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

________________________________________________________________________________

Оценочные листы: 1) формирующее оценивание  в группах;  2) оценочный лист для проведения эксперимента и оформления результата;  3) критерии оценки  буклета; 4) критерии оценки презентации;  5) критерии оценки публикаций. 6. Лист планирования проекта «Многоликое трение». 7)  Шаблоны листов для планирования работы в группах

(Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.)

МКОУ КОЛПСКАЯ СОШ
©2003  Intel Corporation.



Предварительный просмотр:

  1.  Проблема и гипотеза 
  1. Наша  гипотеза может быть проверена
  2. Текст формулировки проблемы и гипотезы составлен грамотно

  1. Описание эксперимента
  1. Наш  эксперимент описан в таком виде, что может быть повторен  с получением аналогичных результатов

  1. Измеряемые данные
  1. Данные точны
  2. Данные должным образом структурированы

  1. Визуальное  представление информации
  1. Мы использовали графики, схемы, диаграммы
  2. Графическое представление информации разборчиво

  1. Заключение
  1. Мы использовали данные, чтобы подтвердить / опровергнуть гипотезу
  2. Мы сделали логические выводы, основанные на полученных данных и соответствующие целям  и задачам работы

  1. Переменные величины
  1. Каждый из нас может правильно идентифицировать переменные, используемые в эксперименте

  1. Сотрудничество
  1. Каждый из нас прислушивался к мнению других членов команды
  2. Была обеспечена обратная связь
  3. Мы сообща принимали решения и планировали следующие шаги







Предварительный просмотр:

Основополагающий вопрос___Как обуздать силы природы?_______________________________________

Вопрос 1  (проблема)_____Почему мы так говорим? (пословицы и поговорки о трении) _____________________________________________

Вопрос 2  (проблема) Найти интересные случаи, связанные с проявлением силы трения в жизни и приемами управления этими силами 

Этапы

Гипотеза: Возможно в этих пословицах и поговорках люди выразили свое руководство к действию при встрече с тем или иным проявлением силы трения

Цель: выяснить физический смысл пословиц и поговорок о трении.

Задачи:

Познакомиться с литературой, где представлены пословицы и поговорки, познакомиться со словарями по их толкованию. Посмотреть,  как решается этот вопрос в интернете. Подобрать рисунки к пословицам и поговоркам. Красиво и грамотно оформить презентацию «Почему мы так говорим?». Объяснить каждую пословицу и поговорку на основе знаний о силе трения. Подготовить компьютерную презентацию

Что знаю:

Знаю несколько пословиц о трении. Этого мало.

Что еще нужно найти:

Подобрать другие пословицы. Разбить их по темам. Подобрать рисунки к пословицам. Оформить презентацию. Объяснить пословицы на основе знаний о трении, видах трения, способов уменьшения и увеличения трения.

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

Книги, словари, энциклопедии, ресурсы Интернет

Пословицы и поговорки, связанные по смыслу с явлением трения.

Толкование материала.

Графические файлы для оформления презентации.  

Интересные случаи, факты, связанные с проявлением явления.

Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Получить консультацию у учителя русского языка и литературы о бумажных источниках (словарях), где можно найти объяснение, толкование некоторых пословиц и поговорок.

Получить консультацию от учителя физики (наметки об интересных фактах, связанных с трением)

Координатор в группе:__Грушина Полина_____________________________

Распределение обязанностей и план работы:

Что делать

1 ученик

Грушина Полина

2 ученик

Земцова Марина

Ищет информацию в сети интернет и начинает работу с подготовкой продукта проекта.

Работает со словарями,

Затем подключается к подготовке продукта проекта

(поиск графических слайдов)

Оформляет презентацию.

Ищет информацию в книгах, сети интернет об интересных фактах, связанных с трением.

Консультируется с учителем физики, истории

Оформляет буклет

Что сделано

+

+

Вывод: 

Люди давно занимаются изучением трения, т.к это явление вездесуще, оно сопровождает нас на каждом шагу. Свои знания об этом явлении люди оставили в виде «Народной мудрости» в пословицах и поговорках – это руководство к тому, как управлять трением в жизненных ситуациях.

        Как обуздать силы природы? На этот вопрос мы бы ответили так: необходимо изучать мир, и тогда мы получим способы управления, воздействия на силы природы, способы изменения в свою пользу некоторых явлений окружающего мира.

        Перенося частный случай с трением на общее познание природы, можно сделать вывод о том, что мир познаваем. И что чем больше мы узнаем о нем, тем больше способов воздействия на окружающий мир мы имеем. Но нам кажется, не все, что человек может сделать с окружающим миром возможно, ведь каждое действие человека имеет последствия, изменяет нашу природу. Мы должны все просчитывать, предугадывать и поступать так, чтобы не навредить природе.



Предварительный просмотр:

План работы по проекту в школе

Подготовительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету. Составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.

Организатор проекта, классный руководитель 7 класса проводят классное родительское собрание

До начала работы над проектом

Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, колонки, проектор, экран, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).

Фотоаппарат, сканер, лабораторное оборудование (динамометр, деревянные валики, домашний безмен, кирпичи, шпагат)

До начала работы над проектом

Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.

Использование компьютерного класса: вторник (занятие факультатива по информатике); пятница – 13.20 (после уроков)

Конференция  школьников среднего звена (7-9 классы) для презентации проекта учащимися;

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Путешествие в мир физики» по маршруту «Трение» (проводят семиклассники)

До начала работы над проектом

Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

КНИГИ

В библиотечке кабинета физики:

До начала работы над проектом

При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.

Заявка о приобретении грамот, дипломов директору школы

До начала работы над проект

ом

Пригласить на презентацию проекта представителей администрации школы, учащихся 8,9 классов, родителей участников проекта. Поместить статью об учебном проекте в школьной газете.

Учитель физики, кл.руководитель

 7 класса,

Перед презентацией проекта

Опубликовать веб-сайт проекта в Интернете.

Учитель физики

В конце работы над проектом

Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.

Учитель физики, информатики.

С началом работы над проектом

Другое:

Процесс обучения

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

Учитель физики готовит критерии оценивания презентаций, публикаций, других материалов (кроссворды, тесты)

Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

Организатор проекта

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Организатор проекта

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Организатор проекта

Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную прессу для освещения работы над проектом.

Организатор проекта,

представитель родительского комитета

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

Организатор проекта

Выставить отметки по результатам учебной работы.

Организатор проекта

Другое:

Заключительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

Организатор проекта, кл. руководитель.

Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.

Организатор проекта совместно со школьниками – участниками проекта.

Вернуть оборудование, книги.

Организатор проекта

Наградить отличившихся учеников грамотами.

Организатор проекта

Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Организатор проекта

Другое:

Что еще необходимо включить в план проведения проекта:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МКОУ Колпская СОШ

2013  г.



Предварительный просмотр:

Проект «Многоликое трение»

Критерии самооценки работы в группах

(теоретики, историки, экспериментаторы, инженеры, лирики)

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

Я  умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я отстаиваю свое мнение корректно

Я готов(а)  принимать новые и неожиданные идеи,  отличающиеся от моего первоначального мнения

Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

Я умею работать в команде: иногда  – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться

Утверждение

Ваш комментарий

Наша группа работала как единая команда

Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

Мы обсуждали решения и принимали решения вместе

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

В нашей группе уважается мнение каждого

В нашей группе ценятся таланты и способности каждого

МКОУ Колпская СОШ                



Предварительный просмотр:

                Приложение к проекту «Многоликое трение»

                                                                                    учитель МКОУ Колпская СОШ Зуева В.И.

Список материалов для работы над проектом

Текстовые материалы

Название документа:

URL

Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

 А.В. Перышкин, М.: Дрофа, 2012 г.

Занимательная физика

Я.И.Перельман. М.: ООО «Издательство «АСТ», 2001 г.

Забавная физика

Л.Гальперштейн. М.: Детская литература, 1994

Удивительная физика, выпуск 63, стр. 48. Почему звучит скрипка.

Библиотечка КВАНТ. Л.Г.Асламов, А.А.Варламов.

Фейнмановские лекции по физике.

Р. Фейнман, Р. Лейтон,  М. Сэндс М.: Издательство МИР, 1976 г.

Мир механики и техники.

А.С.Иванов, А.Т.Проказа. М.: Просвещение. 1993 г

Интегрированные уроки физики.

Л.А.Горлов. 7 – 11 класс. М.: ВАКО, 2010 г.

Новая Книга Знаний в вопросах и ответах.

Авторы: Ф. Брукс, С. Рид, Б. Тейлор Перевод с англ., М.: МАХАОН, 2007 г.

ЧТО? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?

Большая книга вопросов и ответов. Перевод с испан. М.: ЭКСМО, 2007 г.

Графические изображения

Название сайта

URL

Название документа:

URL

Коллекция  анимационных картинок

Картинки из Энциклопедии для детей. Том 16. Физика. Часть I .АВАНТА

 http://www.twirpx.com/library/children/encyclopedia/avanta_plus/ttp://netschool.ru/kl7/3_17.swf 

 

http://images.yandex.ru/

Видеофрагменты

Название фрагмента:

URL

Название документа:

URL

 

  1. Сила трения. Трение скольжения, покоя, качения.
  2. Трение при ходьбе
  3. Трение при хождении по льду
  4. Трение при катании на коньках
  5. Трение качения

СD – диск:  Электронные уроки и тесты. Физика. Движение и взаимодействие тел. ЗАО Новый диск. Просвещение МЕДИА

2005 г.

www.nd.ru

Web-сайты

Название сайта

URL

Название документа:

URL

Научные и прикладные аспекты трения

http://treniye.ru/trenie/

Санкт-Петербургский институт машиностроения (ПИМаш) ВТУЗ-ЛМЗ,
кафедра "Машиноведение и основы конструирования"

 

http://spimash.ru/tribotehnika.html

 Классная физика

http://class-fizika.narod.ru/tren10.htm

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

 

http://dic.academic.ru/contents.nsf/michelson_old/

Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Часть I.  АВАНТА

http://www.twirpx.com/library/children/encyclopedia/avanta_plus/ttp://netschool.ru/kl7/3_17.swf  

Электронные ресурсы

Название диска:

Электронные уроки и тесты. Физика. Движение и взаимодействие тел.

Название фирмы-производителя:

ЗАО Новый диск. Просвещение МЕДИА

Год выпуска:

2005

URL  фирмы -производителя

www.nd.ru

Название диска:

Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 .

Название фирмы-производителя:

OOО Новый диск.

Год выпуска:

2005

URL  фирмы -производителя

www.nd.ru

Название диска:

Увлекательное естествознание для школьников. Физические процессы.

Название фирмы-производителя:

ООО Новый диск.

Год выпуска:

2005

URL  фирмы -производителя

www.school.nd.ru

МОУ КОЛПСКАЯСОШ



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания таблицы в Excel

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.  

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи полностью описаны и раскрыты.
  • Работа включает в себя  умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.
  • Работа содержит информацию в виде таблицы
  • Работа содержит  диаграмму

4

Работа выполнена.  
В ней использовано 1 графическое изображение.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи описаны почти полностью.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученных на основе проведенных исследований
  • Работа содержит информацию в виде таблицы
  • Работа содержит  диаграмму

3

Работа включает 1 или более графических объектов

  • Информация – по большей части фактическая.
  • Идеи – описаны не полностью.
  • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации
  • Работа содержит информацию в виде таблицы

2

Работа не завершена.

  • Информация не носит фактического характера.
  • Идеи носят фрагментарный характер.
  • Таблица и диаграмма не построены

МКОУ КОЛПСКАЯ СОШ