История


Предварительный просмотр:

                Тема «В городе Богини Афины»

Цель: Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах.

Задачи: - познакомить учащихся с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь.

- познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства;

- продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать;

- описывать памятники культуры;

- правильно употреблять и объяснять исторические термины;

- воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:

Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих:

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, мы приветливы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу? Спасибо за добрые пожелания. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, зависть, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний! Сразу отметим тех, кто по каким-то серьезным причинам не присоединился к нам в пути постижения нового!

Проверка подготовленности учащихся к уроку:

Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, ручка.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей ... (Олимпе), в воинственной ... (Спарте), в торговых и военных гаванях порта ... (Пирей).

(учитель отмечает на карте флажком  - Олимп, Спарта, Пиреи)

Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:

- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина

- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины

- Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины

- Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой Аттики

 (учитель отмечает на карте Афины).

- Т.к., мы путешествуем по Греции, то сегодня на уроке мы будем заполнять рабочий лист путешественников 5б класса. А во время путешествия по Афинам, мы будем зарабатывать баллы. Максимальное количество баллов – 23

- Может кто-то знает, в каком году прошли ОИ? Давайте отметим на линии времени в РЛ. - Кто правильно отметил все на линии времени, может поставить себе 2 балла. За одну дату – 1 балл.

                     776               РХ                                         1896г

 

Запишите тему урока в РЛ – «В городе богини Афины». Учитель записывает тему на доске (слайд). Давайте составим план изучения нового материала к параграфу 37, стр.175. наш план должен состоять из 3 слов. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут, просматривают параграф и составляют план).

1) Керамик …; (район ремесленников)

2) Агора …; (главная площадь Афин)

3) Акрополь … ()

Вопросы плана и будут задачами нашего урока.

Т.О., что мы должны сегодня узнать?

Цель нашего урока – дать представление о знаменитом и удивительном городе Афинах. Задачами урока будет на план, т.е. мы сегодня должны познакомиться с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь.

Узнать кто жил в районах Афин, чем занимались жители города, основные достопримечательности районов города.

Актуализация знаний.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «Афины».

(город, боги, Солон, граждане, демократия…). Сегодня мы пополним ваши знания об Афинах.

- В какой Греции находятся Афины? В средней Греции, в Аттике (показать на карте).

- Кто является покровителем Афин? Давайте вспомним миф о споре Афины и Посейдона?

(миф о споре Афины и Посейдона)

- В каком селе мы живем? Чем мы можем гордиться, проживая в Усть-Цильме?

- горкой, людьми, н-р ГСС и т.д.

- как вы думаете, Афиняне гордились своим городом?

О своем городе его жители говорили: "Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?

Предположения детей (Афиняне гордились своим городом и считали его самым лучшим, восхищались его красотой).

Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Для сравнения, сейчас в Сыктывкаре сейчас проживают 242718 человек. Большинство из жителей Афин, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?).

Итак, отправляемся в путешествие по Афинам.

(На доску вешается план города Афины в 5 веке до н.э.)

Первый район, в который мы попадаем – Керамик.

Керамик

Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника.

Под номером 1 дети пишут "Керамик"- район ремесленников.

Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название? Давайте узнаем об этом, прочитав документ, который находится у вас на партах. Читая, отмечаем карандашом - «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

(чтение документа)

Документ

Название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина.

Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Улочки были очень узкими. Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика».  Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: вазы украшали чернофигурным рисунком – по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже   греки стали поступать наоборот.  Вся поверхность покрыта черным лаком, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными. Такие фигуры называются краснофигурными.

(рисунки ваз в учебнике стр.176)

-Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Посмотрите на экран. Перед вами работы греческих мастеров. Назовите под какими номерами чернофигурная роспись, а под какими краснофигурная.

(чернофигурные-3,4,5; краснофигурные-1,2)

- Запишите в РЛ:

Греческая керамика

 Чернофигурные рисунки                                           краснофигурные рисунки

Давайте сами побудем греческими мастерами-художниками и закрасим в РЛ рисунки. 1 вариант – чернофигурные, 2 вариант – краснофигурные. Взаимопроверка – правильно ли закрасил фигуру ваш сосед по парте. Если правильно, то поставьте 1 балл в РЛ.

Работа в РЛ

Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира. А знаете ли вы, что современные технологии лишь немного прояснили загадку глазури? До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии. Хотите узнать больше, прочитайте об этом в энциклопедиях "Искусство" и "Культура" из серии "Я познаю мир" или в интернете.

-Кто работал в мастерских у гончаров?

(рабы, свободные мастера и сами ремесленники).

- Кто из них работал лучше и почему?

- Афиняне в своем районе не только работали. Они очень любили танцевать. Давайте и мы с вами познакомимся со знаменитым греческим танцем «Сиртаки» и побудем танцорами. Физминутка  - греческий танец «Сиртаки» (видео) http://ok.ru/video/512951699 

Итак, узнали мы, чем знаменит район Керамик, кто в нем жил и работал. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города? А тогда за что они ценили район Керамик?

Предположения детей (за греческую керамику).

А можно ли судить обо всем городе только по одному району?

Агора

Давайте продолжим путешествие и отправимся на главную площадь Афин - Агору. Впишите в РЛ название под №2.

Работа в РЛ

Перед нами Агора – главная площадь Афин. Это была площадь, на которой располагался рынок. Вы уже знаете, чем обычно торговали в Древней Элладе. Что же можно было здесь купить и какой товар пользовался наибольшим спросом? Почему? В РЛ за 1 минуту запишите товары, которые можно купить в Афинах. Работаем в парах.

(папирус, слоновая кость, зерно, зелень, рабов, рыбу, масло и т.д.).

Кто написал больше 5 наименований товаров может поставить себе 1 бал.

Не зря существует известная поговорка  - в Греции все есть.

- Кто в ваших семьях обычно ходит в магазин, на рынок?

- А в Афинах ежедневные покупки совершали мужчины.

- В РЛ у вас есть схема, заполнив которую вы узнаете, кто следил за порядком на площади, где афиняне встречались с друзьями, какие достопримечательности площади мы можем выделить.

Для этого работаем с учебником на стр. 177-178 (пункт 3 сверху). Самостоятельно читаем и заполняем схему в рабочих листах. При заполнении схемы, вы можете заработать 6 баллов.

        рынок        порядок

                                                       Агора           смотрители рынка   стража

Место встреч                                                  достопримечательности

Портики                   лавки                           Храм бога кузнеца Гефеста       Совет пятисот

- Кто заполнит схему на доске?

-Заполняя таблицу, вы познакомились  с новыми понятиями:

Портики – полуоткрытые помещения, крышу которого поддерживают колонны. Посмотрите на рисунок на стр.177.

В портиках горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?

Ответы детей

Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы:

- Почему под осень люди обжорливей?

- Что появилось раньше, курица или яйцо?

- Четное число звезд на небе или нечетное?

- Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?

- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?

Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.

- А еще они очень любили разгадывать загадки. Отгадаем некоторые из них:

Не говори ничего и ты выразишь мое имя;

Но если ты назовешь меня, говоря мое имя,-

О, Чудо! – ты не выразишь меня!

(молчание)

Я – черное дитя сверкающего отца;

Птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков;

Едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.

(дым)

Когда ты смотришь на меня,

Я тоже смотрю на тебя,

Но не вижу, ибо у меня нет глаз;

Когда ты говоришь, глядя на меня,

Я открываю рот и двигаю губами,

но молчу, ибо у меня нет голоса.

(зеркало)

Совет пятисот – орган власти в Афинах.

- Чем занимался Совет пятисот?

(следил за пополнением казны, строительством боевых кораблей, водопроводов, храмов)

- Итак, узнали мы, что такое Агора? Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян?

Меняется ли ваше мнение о красоте города?

Акрополь

Продолжаем наше путешествие. С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей.  Отметьте в РЛ Акрополь под номером 3.

Работа в РЛ: Акрополь – верхний город, холм, на котором находились храмы.

- Об Акрополе нам расскажет греческий мудрец в небольшом видеоролике. Ваша задача – внимательно его послушать и заполнить таблицу в РЛ, вписав правильные названия. При правильном  заполнении таблицы вы сможете получить 6 баллов.

Дети смотрят видеоролик и заполняют таблицу «Афинский Акрополь».

Главные ворота

Главный храм на Акрополе.

Прямоугольное пространство между скатами крыши и карнизом.

Храм, построенный на месте спора Афины и Посейдона.

Статуи девушек, которые заменяли в здании колонны.

Архитектор, автор статуи богини Афины

Пропилеи, Парфенон, кариатиды, фронтон, Фидий, Эрехтейон

Итак, давайте проверим правильность заполнения таблицы. (на слайде – таблица) У кого все правильно – поставьте себе 6 баллов.

- Статуя кого находилась в Парфеноне? (покровительницы города богини Афины).

- Кто является ее создателем? (Фидий)

- Из чего она сделана? (основа – деревянная, одежда, щит и шлем – из золота, лицо, шея, руки – покрыты тонкими пластинками  из слоновой кости цвета человеческого тела). Посмотрите в учебнике на стр. 178 на эту статую.

- Почему богиня Ника изображена без крыльев? (Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами)

      - Из какого природного материала были сделаны почти все постройки на акрополе?   (из мрамора). Показать.

        - Молодцы, вы правильно заполнили таблицу и ответили на мои вопросы.

- Мы узнали, что такое Акрополь, познакомились с его достопримечательностями?

   Т.О., мы познакомились с тремя районами Афин, которые были обозначены в нашем плане.  Назовите их: керамик, агора, акрополь.

Все пункты нашего плана нам удалось выполнить? Ответили мы на цель урока? (дать представление о знаменитом и удивительном городе Афинах. Задачами урока будет на план, т.е. мы сегодня должны познакомиться с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь.

Узнать кто жил в районах Афин, чем занимались жители города, основные достопримечательности районов города).

- Посмотрите на экран. Перед вами сохранившийся Акрополь. Должно ли государство Греция заботиться об этом памятнике культуры?

Первичное закрепление.

     - Хотелось бы вам побывать в Афинах?

     - Один мальчик, Коля Ошибкин, уже там побывал и даже написал сочинение об           Афинах. Давайте его прочитаем в РЛ и выясним, все ли правильно написал Коля. Можно заработать 7 баллов.

Сочинение Коли Ошибкина.

Район гончарных мастерских в Афинах назывался рынок. Художники украшали вазы желтофигурным и синефигурным узором. Главной площадью Афин являлся Парфенон. За порядком на площади следили полицейские. Покупки в Афинах всегда делали женщины. «Главный город», - так в переводе с греческого называются кариатиды.

- Есть ли ошибки в сочинении Коли? Назовите их.

Рефлексия

- Правы ли были греки, считая свой город самым лучшим, самым красивым?

- Афинский Акрополь поражал гостей города своей красотой и на долгие годы стал образцом для подражания в архитектуре многих городов. Побывавший в Афинах французский писатель Эрнест Ренан писал: «Есть место, где существует совершенство. Это место - одно единственное, и оно здесь. Я в жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом… не меньше». К сожалению, очень многое из того, что строили и чем восхищались жители Афин, не дожило до наших дней, хотя в данном случае будет уместно сказать, что иногда даже благородные развалины способны вызвать искреннее восхищение.

В заключение предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов. Составьте, пожалуйста, синквейн об Афинах или отдельной достопримечательности этого города. При наличии времени.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Афины

Красивые прекрасные

Вдохновляют рисуют торгуют

Афины – место, где существует совершенство

город

Желающие поделиться талантом  и мыслями, прочтите, что у вас получилось.

Можно понятийное колесо.

В начале урока вы в кластере записали ваши ассоциации с Афинами из курса истории Древней Греции и из жизни. А сейчас давайте составим понятийное колесо из новых понятий, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Керамик    чернофигурный         краснофигурный  Агора Акрополь  портики                  

Совет пятисот                                                                          Парфенон

Афины

Фронтоны                        кариатиды                                             Фидий        

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.

Самооценка:

А сейчас посчитайте баллы, которые вы заработали во время урока. У кого получилось 21-23 балла - ставят себе отметку – 5,  16-20 баллов – 4, 10-15 баллов – 3.

Кто получил дополнительные баллы в течение урока – дополнительная оценка.

Выставление и комментирование отметок.

- Кому понравилась своя работа на уроке?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома я предлагаю вам прочитать п.37, ответить на вопросы №1-4, на дополнительную отметку выполнить кроссворд по теме урока.

Хэрэтэ – до свидания!



Предварительный просмотр:

Тема

Афины - город богини Афины

Цель темы

Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах

Задачи урока

- познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; описывать памятники культуры; правильно употреблять и объяснять исторические термины; воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию

Тип урока

- урок нового знания

Вид урока

- урок-путешествие

Технология

Технология критического мышления

Методы обучения

- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Планируемый

результат

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: формировать представление о Древних Афинах.

Получат возможность научиться: работать с картой, планом и исторической информацией; иллюстрациями; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель и задачи; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления о знаменитом городе Древней Эллады, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую

личностный моральный выбор на

основе социальных и личностных

ценностей.

Основные понятия

Керамика, краснофигурная и чернофигурная роспись, портики, Совет пятисот, Кариатиды, фронтоны, Парфенон, Ника, Фидий, Акрополь, Пропилеи,  Агора.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, искусство, география, ИКТ, МХК, обществознание, танцы, иностранный язык (греческий)

Фронтальная

Индивидуальная, в парах

             Виды деятельности:

- заполнение РЛ

- самосоятельная работа с документами, учебником;

- решение познавательных задач, проблемных ситуаций

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- презентация по теме урока;

- отрывок видеоурока «В городе богини Афины»;

- отрывок флешмоба танца «Сиртаки»

- учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013-2014;

- карта «Древняя Греция»

- план Афин в 5 веке до н.э.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие, фиксация присутствующих

Проверка готовности к уроку

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей ... (Олимпе), в воинственной ... (Спарте), в торговых и военных гаванях порта ... (Пирей).

(учитель отмечает на карте флажком  - Олимп, Спарта, Пиреи)

Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:

- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса? Афина

- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности? Афины

- Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем? Афины

- Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой Аттики

 (учитель отмечает на карте Афины).

- Т.к., мы путешествуем по Греции, то сегодня на уроке мы будем заполнять рабочий лист путешественников 5б класса. А во время путешествия по Афинам, мы будем зарабатывать баллы. Максимальное количество баллов – 23

- Может кто-то знает, в каком году прошли ОИ? Давайте отметим на линии времени в РЛ. - Кто правильно отметил все на линии времени, может поставить себе 2 балла. За одну дату – 1 балл.

                     776               РХ                                         1896г

 

Запишите тему урока в РЛ – «В городе богини Афины». Учитель записывает тему на доске (слайд). Давайте составим план изучения нового материала к параграфу 37, стр.175. наш план должен состоять из 3 слов. (Учащиеся самостоятельно, в течение 2 минут, просматривают параграф и составляют план).

1) Керамик …; (район ремесленников)

2) Агора …; (главная площадь Афин)

3) Акрополь … ()

Вопросы плана и будут задачами нашего урока.

Т.О., что мы должны сегодня узнать?

Цель нашего урока – дать представление о знаменитом и удивительном городе Афинах. Задачами урока будет на план, т.е. мы сегодня должны познакомиться с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь.

Узнать кто жил в районах Афин, чем занимались жители города, основные достопримечательности районов города.

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока

Работают в РЛ, отмечают даты на линии времени

Работают в РЛ, записывают тему урока

Работают с учебником, составляют план урока

Называют цель и задачи урока с помощью учителя

  1. Актуализация знаний

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «Афины». Давайте составим кластер.

(город, боги, Солон, граждане, демократия…). Сегодня мы пополним ваши знания об Афинах.

- В какой Греции находятся Афины? В средней Греции, в Аттике (показать на карте).

- Кто является покровителем Афин? Давайте вспомним миф о споре Афины и Посейдона?

(миф о споре Афины и Посейдона)

- В каком селе мы живем? Чем мы можем гордиться, проживая в Усть-Цильме?

- горкой, людьми, н-р ГСС и т.д.

- как вы думаете, Афиняне гордились своим городом?

О своем городе его жители говорили: "Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка?

Предположения детей (Афиняне гордились своим городом и считали его самым лучшим, восхищались его красотой).

Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Для сравнения, сейчас в Сыктывкаре сейчас проживают 242718 человек. Большинство из жителей Афин, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки (вы ведь помните, что метеками называли приезжих жителей?).

Итак, отправляемся в путешествие по Афинам.

(На доску вешается план города Афины в 5 веке до н.э.)

b00000727

Первый район, в который мы попадаем – Керамик.

Керамик

Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в дневнике путешественника.

Под номером 1 дети пишут "Керамик"- район ремесленников.

Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название? Давайте узнаем об этом, прочитав документ, который находится у вас на партах. Читая, отмечаем карандашом - «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

(чтение документа)

Документ

Название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина.

Начали мы наше путешествие с района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет. Улочки были очень узкими. Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика».  Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: вазы украшали чернофигурным рисунком – по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже   греки стали поступать наоборот.  Вся поверхность покрыта черным лаком, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными. Такие фигуры называются краснофигурными.

(рисунки ваз в учебнике стр.176)

-Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- Запишите в РЛ:

Греческая керамика

 Чернофигурные рисунки                                           краснофигурные рисунки

Посмотрите на экран. Перед вами работы греческих мастеров. Назовите под какими номерами чернофигурная роспись, а под какими краснофигурная.

(чернофигурные-3,4,5; краснофигурные-1,2)

Давайте сами побудем греческими мастерами-художниками и закрасим в РЛ рисунки. 1 вариант – чернофигурные, 2 вариант – краснофигурные. Взаимопроверка – правильно ли закрасил фигуру ваш сосед по парте. Если правильно, то поставьте 1 балл в РЛ.

image013

image013

Работа в РЛ

Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира. А знаете ли вы, что современные технологии лишь немного прояснили загадку глазури? До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии. Хотите узнать больше, прочитайте об этом в энциклопедиях "Искусство" и "Культура" из серии "Я познаю мир" или в интернете.

-Кто работал в мастерских у гончаров?

(рабы, свободные мастера и сами ремесленники).

- Кто из них работал лучше и почему?

- Афиняне в своем районе не только работали. Они очень любили танцевать. Давайте и мы с вами познакомимся со знаменитым греческим танцем «Сиртаки» и побудем танцорами. Физминутка  - греческий танец «Сиртаки» (видео) http://ok.ru/video/512951699 

Итак, узнали мы, чем знаменит район Керамик, кто в нем жил и работал. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города? А тогда за что они ценили район Керамик?

Предположения детей (за греческую керамику).

А можно ли судить обо всем городе только по одному району?

Агора

Давайте продолжим путешествие и отправимся на главную площадь Афин - Агору. Впишите в РЛ название под №2.

Работа в РЛ

Перед нами Агора – главная площадь Афин. Это была площадь, на которой располагался рынок. Вы уже знаете, чем обычно торговали в Древней Элладе. Что же можно было здесь купить и какой товар пользовался наибольшим спросом? Почему? В РЛ за 1 минуту запишите товары, которые можно купить в Афинах. Работаем в парах.

(папирус, слоновая кость, зерно, зелень, рабов, рыбу, масло и т.д.).

Кто написал больше 5 наименований товаров может поставить себе 1 бал.

Не зря существует известная поговорка  - в Греции все есть.

- Кто в ваших семьях обычно ходит в магазин, на рынок?

- А в Афинах ежедневные покупки совершали мужчины.

- В РЛ у вас есть схема, заполнив которую вы узнаете, кто следил за порядком на площади, где афиняне встречались с друзьями, какие достопримечательности площади мы можем выделить.

Для этого работаем с учебником на стр. 177-178 (пункт 3 сверху). Самостоятельно читаем и заполняем схему в рабочих листах. При заполнении схемы, вы можете заработать 6 баллов.

     

- Кто заполнит схему на доске?

-Заполняя таблицу, вы познакомились  с новыми понятиями:

Портики – полуоткрытые помещения, крышу которого поддерживают колонны. Посмотрите на рисунок на стр.177.

В портиках горожане часто собирались вместе. Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?

Ответы детей

Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы:

- Почему под осень люди обжорливей?

- Что появилось раньше, курица или яйцо?

- Четное число звезд на небе или нечетное?

- Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?

- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?

Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.

- А еще они очень любили разгадывать загадки. Отгадаем некоторые из них:

Не говори ничего и ты выразишь мое имя;

Но если ты назовешь меня, говоря мое имя,-

О, Чудо! – ты не выразишь меня!

(молчание)

Я – черное дитя сверкающего отца;

Птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков;

Едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.

(дым)

Когда ты смотришь на меня,

Я тоже смотрю на тебя,

Но не вижу, ибо у меня нет глаз;

Когда ты говоришь, глядя на меня,

Я открываю рот и двигаю губами,

но молчу, ибо у меня нет голоса.

(зеркало)

Совет пятисот – орган власти в Афинах.

- Чем занимался Совет пятисот?

(следил за пополнением казны, строительством боевых кораблей, водопроводов, храмов)

- Итак, узнали мы, что такое Агора? Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян?

Меняется ли ваше мнение о красоте города?

Акрополь

Продолжаем наше путешествие. С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей.  Отметьте в РЛ Акрополь под номером 3.

Работа в РЛ: Акрополь – верхний город, холм, на котором находились храмы.

- Об Акрополе нам расскажет греческий мудрец в небольшом видеоролике. Ваша задача – внимательно его послушать и заполнить таблицу в РЛ, вписав правильные названия. При правильном  заполнении таблицы вы сможете получить 6 баллов.

Дети смотрят видеоролик и заполняют таблицу «Афинский Акрополь».

Главные ворота

Главный храм на Акрополе.

Прямоугольное пространство между скатами крыши и карнизом.

Храм, построенный на месте спора Афины и Посейдона.

Статуи девушек, которые заменяли в здании колонны.

Архитектор, автор статуи богини Афины

Пропилеи, Парфенон, кариатиды, фронтон, Фидий, Эрехтейон

Итак, давайте проверим правильность заполнения таблицы. (на слайде – таблица) У кого все правильно – поставьте себе 6 баллов.

- Статуя кого находилась в Парфеноне? (покровительницы города богини Афины).

- Кто является ее создателем? (Фидий)

- Из чего она сделана? (основа – деревянная, одежда, щит и шлем – из золота, лицо, шея, руки – покрыты тонкими пластинками  из слоновой кости цвета человеческого тела) стр. учебника 178.

- Почему богиня Ника изображена без крыльев? (Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы богиня не улетела и победа навсегда была с горожанами)

      - Из какого природного материала были сделаны почти все постройки на акрополе?   (из мрамора). Показать.

        - Молодцы, вы правильно заполнили таблицу и ответили на мои вопросы.

- Мы узнали, что такое Акрополь, познакомились с его достопримечательностями?

   Т.О., мы познакомились с тремя районами Афин, которые были обозначены в нашем плане.  

- Посмотрите на экран. Перед вами сохранившийся Акрополь. Должно ли государство Греция заботиться об этом памятнике культуры?

Составляют кластер

Вспоминаю миф о споре Афины и Посейдона

Отвечают на вопросы

Записывают в РЛ Керамик – район ремесленников

Читают документ и отмечают карандашом«V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Работа с приемом «Инсерт»

Отвечают на вопросы

Записывают в РЛ

Греческая керамика

Чернофигурные рисунки                  краснофигурные рисунки                

Работают со слайдом

Закрашивают рисунки в РЛ

Взаимопроверка

Флешмоб (физминутка)

Записывают в РЛ

Агора – главная площадь Афин

Работа в парах

Записывают товары, которые можно купить в Афинах

Отвечают на вопросы

Заполняют схему в РЛ (в парах)

        Рынок                                                     место встреч

                                      Агора                 портики   лавки

          Порядок                               достопримечательности

Смотрители рынка  стража  

                      Храм бога кузнеца Гефеста  Совет пятисот

Заполнение схемы на доске

Знакомство с новыми словами – портики, Совет пятисот

Рассматривают портрет Плутарха

Отгадывают загадки

Записывают в РЛ

Акрополь – верхний город, холм, на котором находились храмы

Смотрят видеоролик

Заполняют таблицу в РЛ

Проверят заполнение таблиц

Работают с учебником

Рассматривают кусок мрамора

Делают выводы

Работают со слайдом

  1. Закрепление.

     - Хотелось бы вам побывать в Афинах?

     - Один мальчик, Коля Ошибкин, уже там побывал и даже написал сочинение об           Афинах. Давайте его прочитаем в РЛ и выясним, все ли правильно написал Коля. Можно заработать 7 баллов.

Сочинение Коли Ошибкина.

Район гончарных мастерских в Афинах назывался рынок. Художники украшали вазы желтофигурным и синефигурным узором. Главной площадью Афин являлся Парфенон. За порядком на площади следили полицейские. Покупки в Афинах всегда делали женщины. «Главный город», - так в переводе с греческого называются кариатиды.

- Есть ли ошибки в сочинении Коли? Назовите их.

Работают с сочинением Коли Ошибкина в РЛ

Называют ошибки

  1. Рефлексия

В начале урока вы в кластере записали ваши ассоциации с Афинами из курса истории Древней Греции и из жизни. А сейчас давайте составим понятийное колесо из новых понятий, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Керамик    чернофигурный         краснофигурный  Агора Акрополь  портики                  

Совет пятисот                                                                                       Парфенон

                         

                       Афины

Фронтоны                        кариатиды                                                      Фидий        

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, греки бы вам сказали «Эфхаристо», а я вам говорю «Большое спасибо за активную работу на уроке». Мне очень понравилось с вами работать.

Составляют понятийное колесо

  1. Оценивание

Самооценка:

А сейчас посчитайте баллы, которые вы заработали во время урока. У кого получилось 21-23 балла - ставят себе отметку – 5,  16-20 баллов – 4, 10-15 баллов – 3.

Кто получил дополнительные баллы в течение урока – дополнительная оценка.

Выставление и комментирование отметок.

- Кому понравилась своя работа на уроке?

Оценивают свою работу на уроке

Считают баллы

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома я предлагаю вам прочитать п.37, ответить на вопросы №1-4, на дополнительную отметку выполнить кроссворд по теме урока.

Записывают домашнее задание


 



Предварительный просмотр:

Приложение

Урок итогового повторения по истории в 8 классе

Цель: подвести итог изучению истории России XIX века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели, объяснение заданий.

Учащиеся поделены на 3 команды. Учитель сообщает, что последний урок курса «История России XIX века» пройдет в форме игры-состязания, во время которого будет подведен некий итог изученному ранее.

Командам предстоит выполнить различные задания и принять участие в конкурсах.  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Какая команда быстрее справится с пакетом заданий и наберет больше баллов получает оценку пять, вторая – четыре, третья – три.

Конкурс 1. «Мозговой штурм»: командам по очереди задаются заранее приготовленные вопросы.

  1. Как называлась первая революционная организация:

А. Северный союз

Б. Союз спасения

В. Декабристская организация

Г. Земля и воля

  1. Верно ли утверждение «Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой – интеллигенция да незначительная часть дворянства»
  2. К какому течению в народничестве относятся следующие программные установки: Революция – народный бунт, призванный разрушить  до основания…государство.
  3. Усиление позиций на Балканах привели эту страну в основного соперника России в данном регионе.
  4. Сближение с Россией выразилось в предоставлении ей крупных кредитов и в заключении военной конвенции.
  5. Столкновение интересов этой страны и России на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между ними.
  6. Что в ряду лишнее. Почему?

7.1.  А.А.Иванов, В.А.Тропинин, Н.В.Гоголь, А.Г.Венецианов

7.2.  А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, О.И.Бове

7.3.  К.П.Брюлов, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Белинсгаузен,  Г.И.Невельской

Конкурс 2. «Личность в истории»: От каждой команды выходят по 2 человека к доске и по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности. Не назвавший в течение 15 секунд очередное имя выбывает из игры. Победителем становится тот, кто последним назвал фамилию.

Конкурс 3. «Хронологическая головоломка»: каждая команда получает задание расставить перечисленные события в хронологической последовательности. Указать даты.

  1. Начало Крымской войны.
  2. Восстание декабристов.
  3. Тильзитский мир между Россией и Францией.
  4. Отмена крепостного права.
  5. Создание военных поселений.
  6. Нашествие наполеона на Россию.
  7. Проведение судебной реформы.
  8. Убийство Александра II.
  9. Бой в Синопской бухте.
  10. Указ о «вольных хлебопашцах».
  11. Продажа Аляски США.
  12. Образование «Союза трех императоров».
  13. Указ об обязательном переводе всех временнообязаных крестьян на выкуп.
  14. Создание Товарищества художественных передвижных выставок.

Конкурс 4. «Юный картограф»: каждая команда получает контурную карту «Россия в XIX веке» в разрезанном виде. Используя клей, ее необходимо собрать и выполнить задания.

  1. Отметьте столицу Российской империи.
  2. Отметьте путь наступления армии наполеона в России и ее изгнания из страны.
  3. Отметьте город, который героически обороняли русские войска в течение 11 месяцев во время Крымской войны.
  4. Отметьте территорию, вошедшую в состав России в результате Русско-турецкой войны 1877-1978гг.
  5. Отметьте 2 любых географических открытия, сделанных в  XIX веке.

Конкурс 5. «Юный литератор»: необходимо угадать личность или событие, о которых идет речь в произведении.

  1. Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

(Н.А.Некрасов)

Назвать событие.

  1. «Пишу тебе с перевязочного пункта, куда на время, а может быть и до окончания моего срока пребывания в Севастополе переехал на другой день после Светлого Воскресенья… Мы заняты и день и ночь. Надеемся после этой бомбардировки неприятель опять смолкнет и дела пойдут по-прежнему…Все усилия теперь обращены на четвертый бастион. Через этот пункт неприятель хочет проникнуть в Севастополь…».

Назвать автора письма (врач, работавший в Севастополе)и событие.

  1. Русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А.В.Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский. Ему принадлежит фраза «Москва, как губка, всосет в себя французов…».

Конкурс 6. «Картинная галерея»: необходимо назвать императора, портрет которого показывается или заранее помещен на доске.

Конкурс 7. «Объясни учителю»: учитель заранее готовит карточки с понятиями, терминами, именами людей XIX века. Каждая команда должна объяснить как можно больше терминов.

Синод

Александр II

Оброк

Мануфактура

Император

Барщина

Мировой посредник

Монархия

Промышленный переворот

С.Ю. Витте

Дворянин

Пролетариат

Буржуазия

славянофилы

Адвокат

Александр I

Духовенство

Народничество

Прокурор

Община

Николай I

Черезполосица

Протекционизм

«Земля и воля»

М.Д.Скобелев

Западники

«Теория официальной народности»

Александр III

А.С.Пушкин

временнообязанный

крепостное право

Подведение итогов: побеждает команда, набравшая в ходе конкурсов наибольшее количество балов.



Предварительный просмотр:

Приложение 53

Открытый урок по истории России XX век,  9 класс

Тема: Большой террор

Цель:

Сформировать у учащихся представление о «Большом терроре» 1937-1938гг.

Задачи:

  1. Продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями.
  2. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником
  3. Продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе полученного материала.
  4. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учащиеся садятся на свои места, настраиваются на рабочую обстановку.

  1. Новая тема.

На фоне мелодии Шопена «Ми минор», презентации учитель читает стихотворение:

Всем,

Кто клеймен был статьею полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречен на тюремную робу до гроба.

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?

- раз мы будем говорить о терроре, то какую цель мы себе поставим?

+ узнать побольше о «Большом терроре».

- Мы сегодня вспомним что такое террор, политические репрессии, узнаем какие слои населения подлежали репрессированию, поговорим о причинах «БТ», о жизни заключенных в лагерях и об отношении народа к происходившим событиям.

- Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в  XX веке на долю нашей страны.

- Каких?

- Две мировые войны, Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стал Большой террор 1937-1938гг.  Были унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Статья 58 давалась за участие в контрреволюционной деятельности.

- Уже несколько десятилетий историки называют террор, охвативший страну в 1937-1938гг «большим», поскольку по своему размаху и жестокости он был сопоставим с массовыми репрессиями первых лет советской власти и, безусловно, превосходил карательные операции последующего периода.

- давайте вспомним, что такое «террор» и «политические репрессии».

У вас на партах лежат словари по истории XX века и документы.  Откройте словари и документ №1 и найдите определения слов «террор» и «политические репрессии». Запишите эти понятия в свои тетради.

(работа со словарями, документами)

Документ №1. Из закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»

«Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку и  на спец поселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам…»

- Итак, что такое «террор» и «политические репрессии»?

+ политическая репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов.

+ террор -

Массовые репрессии тех лет представляли собой серию централизованных карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции начались в июле 1937 года и продолжались до ноября 1938 года, когда были также централизованно, по приказу Москвы, прекращены.

Идеологически «Большой террор» был обоснован еще в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

НКВД возглавил Н.Ежов, но не ему принадлежал замысел акции «Большого террора», он был лишь исполнитель. 2 июля 1937 года на утверждение Политбюро ЦК ВКП(б) Ежов предоставил план «Большого террора». Все население СССР было разбито на группы и категории с процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.

-Кто же подлежал ликвидации и лишению свободы?

+ 30 июля 1937 был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Согласно этому приказу, определялись категории лиц, подлежащих репрессиям:

  • Бывшие кулаки (ранее репрессированные, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из лагерей, ссылки и трудпосёлков, а также бежавшие от раскулачивания в города);
  • Бывшие репрессированные «церковники и сектанты»;
  • Бывшие активные участники антисоветских вооружённых выступлений;
  • Бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, грузинские меньшевики, армянские дашнаки, азербайджанские мусаватисты, иттихадисты и др.);
  • Бывшие активные «участники бандитских восстаний»;
  • Бывшие белогвардейцы, «каратели», «репатрианты» и пр.;
  • Уголовники.

Все репрессируемые разбивались на две категории:

  1. «наиболее враждебные элементы» подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу.
  2. «менее активные, но всё же враждебные элементы» подлежали аресту и заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Приказом НКВД для ускоренного рассмотрения тысяч дел были образованы «оперативные тройки» на уровне республик и областей. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б).

Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по обеим категориям.

Часть репрессий проводилась в отношении лиц, уже осуждённых и находившихся в лагерях. Для них выделялись лимиты «первой категории» (10 тыс. чел.) и также образовывались тройки.

Приказом устанавливались репрессии по отношению к членам семей приговорённых:

  1. Семьи, «члены которых способны к активным антисоветским действиям», подлежали выдворению в лагеря или трудпосёлки.
  2. Семьи расстрелянных, проживающие в пограничной полосе, подлежали переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краёв и областей.
  3. Семьи расстрелянных, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежали выселению в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.
  4. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учёт и систематическое наблюдение.

Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта и было запрещено разглашение государственной тайны. Сегодня мы имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

Жертвы БТ:

1548366 человек, из них 681692 человека расстреляно.

Ради чего было ликвидировано и унижено столько человек? Давайте попробуем объяснить причины БТ.

Работа с документом №2

Документ №2 Молотов В.М. так объяснял причины «большого террора»

«1937 год был необходим. Если учесть, что мы после революции рубили направо и налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданы, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но если начнется что-нибудь, они дрогнут, переметнутся. Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время и после войны».

- По мнению Молотова, массовые репрессии были «профилактической чисткой» без особых границ.

- причинами БТ являются:

Внутренние:

  • Недостаток партийной работы по ликвидации троцкистских и иных двурушников.
  • Подозрительность и жестокость Сталина.
  • Сопротивление курсу Сталина на модернизацию и опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией.

Внешние:

  • Угроза мировой войны.
  • Опыт уничтожения Гитлером своих конкурентов.

Запишите их в тетрадь.

-Чтобы картина происходящих событий стала более наглядной обратимся к произведению Солженицына А. «Архипелаг ГУЛАГ» и попробуем перечесть некоторые приемы, которые сламывали волю, личность арестанта…

Сообщения учащихся

Сообщения о БТ в Коми крае и Усть – Цилемском районе.

О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных, стали доступны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории – письма узников лагерей.

5 мая 1938г

«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера привезли нас в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка неизвестно. На каких работах придется быть это тоже неизвестно…»

11 сентября 1938г

«…Сегодня меня отправляют на лечение на 42 пункт, а оттуда в Княжпогост, очевидно, в стационарную больницу. Пока совсем неважно у меня. Весь отек и опух. Ходить не могу, задыхаюсь. Но надеюсь, что все это временное явление и при хорошем лечении в больнице быстро все пройдет и я смогу работать. Будьте здоровы. Сильно, сильно целую Вас. Ваш отец».

- О каком лагере говорится в письмах?

- Чем занимались заключенные этих лагерей?

- Чтобы у вас сложилась более четкая картина обратимся к таблице:

лагеря

Хозяйственная специализация

Дмитровлаг

Строительство канала «Москва – Волга»

Бамлаг

Строительство вторых путей Забайкальской и Уссурийской железных дорог и Байкало-Амурской магистрали.

Беломоро-Балтийский комбинат

Обустройство Беломоро-Балтийского канала

Свирлаг

Заготовка дров и делового леса для Ленинграда

Ухтпечлаг

Работы Ухто-Печорского треста: добыча угля, нефти, радия и др.

Астраханлаг

Рыбная промышленность

- Итак, чем же занимались заключенные в лагерях?

- Условия содержания в лагерях приводили к большим человеческим жертвам.

Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на Соловках  и на Колыме. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОГПУ, уличенных в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления. И они творили произвол. Новых заключенных встречали со словами «Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора еще не ступала на Соловецкую землю. Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь..!».

Умирали от истощения и связанных с ним болезнями. Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали. С 1938г начались массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.

Народ по-своему оценивал события, происходившие в стране. Народная версия не совпадала с официальной политикой. И не было для частушек и анекдотов закрытых тем: коллективизация, ГУЛАГ, политика – все годилось, не было неприкосновенных личностей, не существовало запретных слов – любое лыко шло в строку, часто делая ее не вполне пристойной.

Из воспоминаний старшего поколения мы узнаем, что за одну фразу, не лестное выступление против вождя и его политики – приговор 10 лет. Настоящие смельчаки те, кто говорили и сочиняли песни, стихи, анекдоты.

Давайте послушаем частушки тех лет.

Девочки поют частушки.

Когда Ленин умирал,

Сталину наказывал:

Много хлеба не давай.

Мяса не показывай.

Ох, огурчики мои,

Помидорчики.

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

В клубе дяденьку судили,

Дали дяде десять лет.

После девушки спросили:

« Будут танцы, али нет?»

Колыма ты, Колыма

Чудная планета!

Двенадцать месяцев зима,

Остальное лето.

Дядя Паша на гармони,

На гармони заиграл,

Заиграл в запретной зоне –

Застрелили наповал.

Эх, калина, эх, малина,

Нам не надо Сталина,

А нам надо Рыкова

И Петра Великого.

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

- Ты куда, товарищ Сталин?

- Раскулачивать народ.

Официально большой террор завершился в ноябре 1938г.

 25.11.1938г на пост народного комиссара внутренних дел назначен Берия. Большинство ежовских следователей арестовано и расстреляно. 327400 «ежовских» узников освобождено. Сам Ежов был назначен народным комиссаром водного транспорта, затем этот наркомат упразднили, а Ежов был арестован и расстрелян.

О количестве жертв БТ сказано выше. Оно остается неопределенным, места их захоронения открываются случайно. Наследники НКВД делают все, чтобы не допустить обнародования расстрелянных списков. Например, в Карелии, вблизи Медвежьегорска обнаружено массовое захоронение. Здесь 27 октября 1937 года были расстреляны 1111 человек.

Мы должны помнить о тех страшных годах БТ. В 1991 году вышел указ президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий. Это 30 октября. И сейчас ежегодно по всей России в этот день проходят траурные мероприятия, митинги…

 

Мы начали серьезный разговор и затронули важную тему истории нашей страны. Я думаю, что вы не остались равнодушными к данной информации.

Урок мне бы хотелось закончить следующими словами:

Застрахуй себя от многочисленных профессий.

Застрахуй себя от пролетариев всех стран.

Застрахуй себя от политических репрессий.

Застрахуй себя от похоронных телеграмм.

Застрахуй себя от обесцвеченного неба.

Застрахуй себя от неизбежной суеты.

Застрахуй себя от обезличенного неба.

Застрахуй себя от безысходной суеты.

Домашнее задание

Оценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Усть – Цилемская СОШ им. М.А.Бабикова» Чупрова Елена Валентиновна с.Усть – Цильма 2014 год "СВОЯ ИГРА" интерактивная игра - викторина для 9 класса Великая Отечественная война (к 70-летию Победы)

Слайд 2

Цель: систематизировать и закрепить знания о Великой Отечественной войне

Слайд 3

Военные операции Основные даты Основные понятия 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 Наши земляки на фронтах войны 1 2 3 4 Блокада Ленинграда

Слайд 4

Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы Категория «Военные операции» за 1 Тайфун

Слайд 5

“ Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”, “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти и другие надписи на стенах, были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны. Об обороне какой крепости идет речь? Категория «Военные операции» за 2 Оборона Бресткой крепости

Слайд 6

“ За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат одному их героев этой битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города. О какой битве идет речь? Категория «Военные операции» за 3 Сталинградская битва

Слайд 7

Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа. Категория «Военные операции» за 4 Берлинская и Пражская военные операции

Слайд 8

Какое событие стоит за этой датой: 8 мая 1945 года Категория «Основные даты» за 1 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германиии.

Слайд 9

Фашистский план закабаления и уничтожения народов Восточной Европы, разработанный в 1940 г. Категория «Основные даты» за 2 План «Ост»

Слайд 10

В этот день в Москве был дан первый праздничный салют в честь победы Красной Армии над фашистским врагом. Первый салют был дан в честь освобождения от захватчиков г. Орла и г. Белгорода. Категория «Основные даты» за 3 5 августа 1943 года

Слайд 11

О чем шла речь в приказах наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г. и № 227 от 28 июля 1942 г. Категория «Основные даты» за 4 Приказ №270 от 16 августа 1941 г., запрещал сдаваться в плен, а всем кто попал в окружение, предписывалось сражаться до конца. Приказ объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот. Приказ №227 от 28 июля 1942 г. жестокими мерами пресекал проявление трусости и дезертирства. Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования. В этом приказе впервые прозвучало требование: «Ни шагу назад!»

Слайд 12

Кто изображен на фотографиях: 1. 2. 3. Категория «Наши земляки на фронтах войны» за 1 Герои Советского Союза: 1. Кисляков Василий Павлович; 2. Бабиков Макар Андреевич; 3. Черепанов Сергей Михайлович.

Слайд 13

В п. Новый Бор установлен бюст этого героя, его именем названы улицы в с. Усть-Цильма и п. Новый Бор, муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоборская средняя общеобразовательная школа» носит его имя. Категория «Наши земляки на фронтах войны» за 2 Черепанов Сергей Михайлович

Слайд 14

Этому Герою одному из первых воинов Северного флота 13 августа 1941 года , было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Также он награжден двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Категория «Наши земляки на фронтах войны» за 3 Кисляков Василий Павлович

Слайд 15

После завершения полного разгрома фашистской Германии в мае 1945 года он продолжал службу на Тихоокеанском флоте, в гвардейском отряде особого назначения, костяком которого являлись разведчики-североморцы. В составе этого прославленного коллектива участвовал в разгроме милитаристской Японии. За образцовое выполнение задания командования в сейинской десантной операции и проявленные мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Категория «Наши земляки на фронтах войны» за 4 Бабиков Макар Андреевич

Слайд 16

Категория « Блокада Ленинграда » за 1 8 сентября 1941 – 27 января 1944 Назовите дату Блокады Ленинграда

Слайд 17

Как называлась единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Категория «Блокада Ленинграда» за 2 Дорога Жизни

Слайд 18

Почти вся семья этой девочки погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама девочка умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым ее дневник уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны. Кто она? Категория «Блокада Ленинграда» за 3 Таня Савичева

Слайд 19

Назовите музыкальный символ блокады. Кто его автор? Категория «Блокада Ленинграда» за 4 Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича.

Слайд 20

Что обозначает данный термин – Великая Отечественная война? Категория «Основные понятия» за 1 Война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании) , решающая часть Второй мировой войны.

Слайд 21

Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”? Категория «Термины» за 2 «Ночными ведьмами» фашисты называли советских летчиц, которые совершали знаменитые ночные рейды. Кроме того, советские летчицы в ночное время доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, мешки с почтой, партизанам и солдатам, десантированным в тыл противника.

Слайд 22

Комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов или какой-либо ее части, включая призыв военнообязанных запаса в армию в связи с началом войны. Категория «Термины» за 3 Мобилизация

Слайд 23

Что такое пакт Молотова – Риббентропа? Категория «Термины» за 4 Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией, подписан 23 августа 1939 г. в Москве. Вошел в историю по имени подписавших его министров иностранных дел. Пакт сопровождался секретными протоколами, по которым СССР и Германия объявляли о «разделе сфер интересов» в Восточной и Центральной Европе.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации проведения

 интерактивной игры «Своя игра»,

посвященной 70-летию Победы

Игра “Своя игра” создана с использованием, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word с гиперссылками. Данную игру можно использовать как в воспитательных целях при проведении внеклассных мероприятий, так и в образовательных на разных уроках.

Перед началом игры формируются команды. Команды придумывают названия, девиз, выбирают капитанов.

Игра запускается открытием файла Презентация. Открывается слайд, на котором название игры, следующий слайд – цель игры.

Учитель  озвучивает правила игры (приложение 1). Следующий слайд открывает игровое поле, представляющее собой номинации игры. Всего 5 номинаций, из которых командам необходимо выбрать вопрос и на него ответить: «Основные операции», «Основные даты», «Наши земляки на фронтах войны», «Блокада Ленинграда», «Основные Понятия». При нажатии на кружки с написанным количеством балом за вопрос, открываются гиперссылки на таблицу с вопросами игры, соответствующие данной предметной области. Количество баллов зависит от уровня сложности вопроса (всего по 4 вопроса в каждой номинации). Чем выше баллы, тем сложнее вопрос. Команды вправе выбирать вопрос любой степени сложности. По очереди называют выбранную ими цифру, учитель наводит курсор мыши на эту цифру и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается. (Обратите внимание! После открытия вопроса ни каких щелчков мышью не должно быть, иначе на экране появится ответ). Команде даётся время на обдумывание, в зависимости от сложности вопроса (1 минута), далее команда озвучивает ответ. Если команда ответила правильно, то жюри записывает количество балов и фамилию игрока команды кому принадлежал этот ответ в бланк ответа (приложение 2). В противном же случае, этот вопрос задается другим командам. Затем по щелчку мышью появляется слайд с правильным ответом, учитель зачитывает полный правильный ответ и на слайде нажимается кнопка «к таблице» (в нижнем правом углу слайда), на экране появляется таблица с вопросами, при этом вопрос, который был выбран исчезает (все вопросы и ответы см. в приложении 3).

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Приложение 1

Правила игры:

1. Каждая команды выбирает себе название, девиз и капитана.

2. За правильный ответ участники игры получают то количество баллов, которое соответствует выбранному вопросу.

3. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа предоставляется другой команде .

4. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, выигрывает.

Приложение 2

Бланк ответов:

номинация

группы

Название, девиз

(2 балла)

Военные операции

Основные даты

Наши земляки на фронтах войны

Блакада Ленинграда

Основные понятия

1 группа

2 группа

3 группа

Приложение 3

Вопросы и ответы интерактивной игры:

Номинация «Военные операции»:

  1. Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы. (Тайфун).
  2. “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”, “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти и другие надписи на стенах, были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны. Об обороне какой крепости идет речь? (Оборона Бресткой крепости)
  3. “За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат одному их героев этой битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города. О какой битве идет речь? (Сталинградская битва).
  4. Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа. (Берлинская и Пражская военные операции).

Номинация «Основные даты»:

  1. Какое событие стоит за этой датой:
    8 мая 1945 года? (8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германиии).
  2. Фашистский план закабаления и уничтожения народов Восточной Европы, разработанный в 1940 г. (план Ост).
  3. В этот день в Москве был дан первый праздничный салют в честь победы Красной Армии над фашистским врагом. Первый салют был дан в честь освобождения от захватчиков г. Орла и г. Белгорода. (5 августа 1943 года).
  4. О чем шла речь в приказах наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г. и № 227 от 28 июля 1942 г. (Приказ №270 от 16 августа 1941 г., запрещал сдаваться в плен, а всем кто попал в окружение, предписывалось сражаться до конца. Приказ объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот.

(Приказ №227 от 28 июля 1942 г. жестокими мерами пресекал проявление трусости и дезертирства. Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования. В этом приказе впервые прозвучало требование: «Ни шагу назад!»).

Номинация «Наши земляки на фронтах войны»:

  1. Кто изображен на фотографиях:
                                           1.                    2.                      3.

        http://www.ust-cilma.ru/images/Pochet/KislyakovVP.jpghttp://www.ust-cilma.ru/images/Pochet/BabikovMA.jpghttp://www.ust-cilma.ru/images/Pochet/cherepanov.jpg

(Герои Советского Союза: 1. Кисляков Василий Павлович; 2. Бабиков Макар Андреевич; 3. Черепанов Сергей Михайлович).

  1. В п. Новый Бор установлен бюст этого героя, его именем названы улицы в с. Усть-Цильма и п. Новый Бор, муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоборская средняя общеобразовательная школа» носит его имя (Черепанов С.М.).
  2. Этому Герою одному из первых воинов Северного флота 13 августа 1941 года , было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Также оннагражден двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями (Кисляков В.П.). 
  3. После завершения полного разгрома фашистской Германии в мае 1945 года он продолжал службу на Тихоокеанском флоте, в гвардейском отряде особого назначения, костяком которого являлись разведчики-североморцы. В составе этого прославленного коллектива участвовал в разгроме милитаристской Японии. За образцовое выполнение задания командования в сейинской десантной операции и проявленные мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Бабиков М.А.).

Номинация «Блокада Ленинграда»:

  1. Назовите дату Блокады Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944г).
  2. Как называлась единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной (Дорога жизни).
  3. Почти вся семья этой девочки погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама девочка умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым ее дневник уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны. Кто она? (Таня Савичева).
  4. Назовите музыкальный символ блокады. Кто его автор? (Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича).

Номинация «Основные понятия»:

  1. Что обозначает данный термин – Великая Отечественная война? (Война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Хорватии, Испании) , решающая часть Второй мировой войны).
  2. Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”? («Ночными ведьмами» фашисты называли советских летчиц, которые совершали знаменитые ночные рейды. Кроме того, советские летчицы в ночное время доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, мешки с почтой, партизанам и солдатам, десантированным в тыл противника).
  3. Комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов или какой-либо ее части, включая призыв военнообязанных запаса в армию в связи с началом войны (мобилизация).
  4. Что такое пакт Молотова – Риббентропа? (Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией, подписан 23 августа 1939 г. в Москве. Вошел в историю по имени подписавших его министров иностранных дел. Пакт сопровождался секретными протоколами, по которым СССР и Германия объявляли о «разделе сфер интересов» в Восточной и Центральной Европе.