Программы логопедической коррекции

Тузовская Маргарита Александровна

      Представлена программа логопедической коррекции для работы логопеда в условиях логопункта для детей с фоненико-фонематическим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии ( 2 года обучения). Данная программа имеет рецензии, утверждена  на Совете управления образования г. Ленинска- Кузнецкого (")!!год) и рекомендована для работы учителей-логопедов города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Управление  образования  г. Ленинска-Кузнецкого

МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопункта

Программа для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

г. Ленинск-Кузнецкий

2010

                                                                       Рекомендовано методическим

                                                                       советом МОУ ЦПМСС

                                                                       г.Ленинска-Кузнецкого

Утверждена на Совете управления образования

от 17.11.2010 г, протокол № 9

Составитель М.А.Тузовская,  учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Рецензенты:

Е.А.Зенина, врач-логопед МУЗ Городская больница №1 Детская поликлиника №2;

Е.Ю.Лапина, к.п.н., доцент кафедры ТиМНиДО ГОУ ВПО «КОПИ им. Н.М. Голянской»

             Содержание данной программы основано на учете механизмов, ведущих к нарушениям чтения и письма  у детей. Предлагаемая система занятий позволяет подготовить детей к школьному обучению. Программа предусматривает использование методик логопедической работы по коррекции  недостатков звукопроизношения, овладению навыками нормированного произношения, развитию фонематического слуха и восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, и, кроме того, способствует совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы.  

        Данная  программа   рекомендована учителям-логопедам,  работающим на  логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………….. 3

Тематический план. …..………………..….…………………………...9

    Содержание  программы…………………………………………........13

Список литературы………………………….………………………...30

 

Пояснительная записка

            Широкая распространенность и стойкость речевых нарушений среди детей дошкольного возраста, оказывающая отрицательное влияние на процессы социализации, уровень готовности   к обучению в школе позволяют считать  поиск эффективных путей преодоления речевых дефектов у дошкольников  одной из  наиболее актуальных задач работы логопедического пункта.

           Анализ современных исследований и литературных источников, а также статистические данные первичной диагностики  позволяют нам утверждать, что наиболее распространенным среди детей дошкольного возраста, занимающихся на логопунктах дошкольных образовательных учреждений,  являются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и обусловлена  необходимость создания коррекционно-развивающей программы «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта».

         Данная программа составлена на основе авторских программ:   «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; и «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)»  Н.В.Нищевой.  

       Программа предназначена для  коррекционного обучения детей 5-7 летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии, выражающиеся в нарушениях звукопроизношения, несформированности лексико-грамматических категорий.

        Целью данной программы является оказание помощи ребенку-логопату в устранении дефектов речевого развития,  выравнивании речевого и психофизического развития дошкольника.

      Целевая установка программы реализуется путем решения следующих задач:

  • формировать психологическую базу речи;
  • проводить целенаправленную коррекцию  звукопроизношения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • способствовать овладению  навыками речевого общения,
  • помогать формированию лексико-грамматических категорий;
  •  развивать связную речь.

         Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

         Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы, а главная идея заключается в синхронности выравнивания речевого развития  с опорой на реализацию общеобразовательных задач  дошкольного образования.

             Основными принципами программы являются:

-  принцип природосообразности  с опорой на онтогенетический (учитывая закономерности формирования звуков  у детей в норме);

- целостного и системного анализа (выделение причин, первичности в структуре речевого дефекта, опоры на компенсаторные возможности организма, с определением «зоны ближайшего развития»);

- систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- доступности, конкретности;

- деятельностного подхода (учета ведущей деятельности дошкольников);

- комплексности (медико- психолого- педагогического воздействия, тесной взаимосвязи с родителями). Медико- психолого-педагогическое воздействие предполагает   консультации врачей специалистов, при необходимости  медикаментозное, физио-, водолечение, массаж, ЛФК и т.д,  а также занятия с психологом.

- индивидуального подхода ( учета компенсаторных возможностей ребенка, степени речевых нарушений).

          Отражая специфику работы и учитывая ее основную направленность на речевое развитие  реализация программы осуществляется в несколько этапов:

1  - диагностический 

          Сбор анамнестических данных, консультации узких специалистов, дифференциальная диагностика, выявление компенсаторных возможностей, «зоны ближайшего развития», составление  плана индивидуальной логопедической коррекции.

2 – подготовительный 

        Развитие высших психических процессов. Работа  в сенсомоторной сфере от приемов общего  расслабления и развития тактильной чувствительности к развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук.

        Развитие артикуляционной моторики. От приемов пассивной гимнастики к активной, параллельно работа по формированию фонематического слуха и восприятия. Гласные  и  звуки раннего онтогенеза (опорные).

3 – основной 

          Постановка звуков. При сложном нарушении звучания работа ведется над несколькими звуками одновременно, но взятыми из разных фонетических групп.  Переход от более легких звуков к более трудным, начинаем со звуков, артикуляция которых,  доступна зрительному восприятию. В группе согласных  последовательно уточняем сначала смычные согласные, затем щелевые, глухие, затем звонкие твердые, мягкие, Свистящие ставятся раньше шипящих, т.к они являются основой для шипящих. Шипящие являются подготовительной базой для соноров.  На протяжении всего периода обучения параллельно и постоянно  ведется работа по развитию фонематического слуха и восприятия.

         Введение звука в слог, слово, автоматизация  в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Дифференциация  оппозиционных звуков. Обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение звука с буквой. Работа по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

         Основой планирования коррекционной логопедической работы  является тематический подход с опорой на семантические поля, обеспечивающий  успешное накопление и актуализацию словаря. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных речевых возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной и умственной активности

        Ввиду того, что  ритм и рифма особенно способствуют быстрейшей автоматизации звуков, в занятиях предусматривается использование стихотворений, скороговорок, чистоговорок, потешек.

         Речевой материал располагается таким образом, что последующие упражнения подготавливаются более легкими предыдущими, а подбираются так, чтобы по возможности исключить дефектно произносимые звуки.

         На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов:

  • наглядных
  • словесных
  • практических

Наглядные - предусматривают усвоение знаний и умений, которые находятся в существенной зависимости от  применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств. Использование пособий, видеороликов, рассматривание картин, макетов, профилей артикуляции, образец показа артикуляции звуков и упражнений, образец показа способа действия позволяют ускорить процесс усвоения речевых умений и навыков, делает более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Словесные  методы позволяют сформировать представления о различных явлениях, дают образец правильной выразительной речи, способствуют обогащению словаря, формированию грамматических форм речи, вызову положительных эмоций.

 Практические:

  • Упражнения – многократные повторения практических и умственных действий (до автоматизма);
  • Игра предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с показом, пояснением, объяснением, вопросами
  • Моделирование  -  широкое применение получило знакосимволическое  моделирование, при  формировании артикуляционного   образа звука,  дифференциации, звукового анализа и синтеза (используются графические схемы структуры предложения, слогового состава слова, мнемотаблицы и мнемодорожки).

         Объем учебного материала рассчитан на 64 часа и  соответствует  возрастным  физиологическим особенностям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников    

         Программа  предусматривает использование индивидуальной и подгрупповой формы организации работы с дошкольниками 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

         В зависимости от сложности дефекта и индивидуальных особенностей ребенка может проводиться  третье занятие по индивидуальному плану.

        Учитель – логопед может изменить распределение часов в зависимости от степени и глубины дефекта за счет сокращения количества часов при изучении нормировано - произносимых звуков и увеличения на изучение дефектных звуков (см. темы со значком * в «Тематическом плане»).

        Структура занятий по постановке и автоматизации звуков  представлена следующими элементами:

 - снятие мышечного напряжения (упражнения на релаксацию, психогимнастика и.д.);

 - развитие мелкой моторики пальцев рук (контрастные обливания, массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики);

 -  развитие диафрагмально-легочного речевого дыхания;

-  развитие артикуляционной моторики и формирование правильных артикуляционных укладов;

 - формирование произносительных навыков, соединение правильного артикуляционного уклада и акустического образа звука;

 - развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;

 - соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением – буквой (при условии нормированного произнесения звука);

 - последовательное введение звука в слог-слово-словосочетание –предложение.

        Структура занятий по лексическим темам  предусматривает автоматизацию изучаемого звука в словах, предложениях, связной речи, поэтому  зависит от цели и задач занятия.

   Ожидаемые результаты:

  • Ребенок должен научиться дифференцировать все звуки речи:

 - отличать один звук от другого по артикуляционным и акустическим признакам;

 - уметь принимать те артикуляционные уклады и позиции, которые  обеспечивают акустический эффект звука;

 - дифференцировать артикуляционные уклады близких звуков, варьировать артикуляционными укладами в зависимости от того, в каких позициях стоит звук в потоке речи;

 - уметь отличать нормированное произношение звука от ненормированного;

 - осуществлять слуховой контроль за собственным произношением.

  • Ребенок должен владеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Владеть элементарными навыками речевого общения.

         По окончании работы по данной программе   проводится консультация или собеседование с родителями обучающегося  по результатам логопедической коррекции.

      Данная  программа   рекомендована учителям-логопедам, работающим на  логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

Тематический план

коррекционно-развивающей программы

« Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание

Кол-во

часов

всего

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

Этап 1.Диагностический

4

4

1.1.

.Экспресс-диагностика.

Оценка развития общей и мелкой моторики.

1

1

1.2.

Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата.

1

1

1.3

Дифференциация фонем Состояние звукопроизношения.

1

1

1.4.

Объем словаря, анализ грамматического строя речи. Состояние связной речи.

1

1

Этап 2. Подготовительный

16

7

9

Раздел «Звуки»

4

1

3

2.1

В мире звуков. Неречевые звуки.

1

0,5

0,5

2.2.

 Звукоподражательный комплекс.

1

1

2.3

Наш дружок – язычок! Речевые звуки.

1

1

2.4.

.Дифференциация речевых звуков и шумов

«Золотая осень» ( лексическая тема)

1

0,5

0,5

Раздел « Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы раннего онтогенеза»

12

6

6

2.5.

Звук \У\, буква Уу .

1

0,5

0,5

2.6.

Звук \А\, буква Аа.

1

0,5

0,5

2.7.

Звук \И\, буква Ии.

1

0,5

0,5

2.8.

Дифференциация гласных звуков. (лексическая тема)

1

0,5

0,5

2.9.

Звук \П\, буква Пп.

1

0,5

0,5

2.10.

Звук \О\, буква Оо.

1

0,5

0,5

2.11.

Звук \Т\, буква Тт.

1

0,5

0,5

2.12.

 «Во саду ли, в огороде»( лексическая тема)

1

0,5

0,5

2.13.

Звук \м\, буква Мм.

1

0,5

0,5

2.14.

Звук \Э\, буква Ээ

.

1

0,5

0,5

2.15.

Звук \Ы\, буква ы.

1

0,5

0,5

2.16.

«Человек, одежда, обувь» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

Этап 3. Основной

44

14

30

Раздел « Согласные звуки и буквы».

3.1*

Звук \С\. Постановка звука .

1

1

3.2*

Звук \С\. Изолированное произнесение.

1

1

3.3*

Звук \С\, буква Сс.

1

0,5

0,5

3.4.

 «Посуда ,повар»( лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.5.

Звук \Б\, буква Бб.

Звук \сь\.

1

0,5

0,5

3.6.

Дифференциация звуков \Б\ - \П\.

1

1

3.7.

Дифференциация звуков \С\ - \сь\.

1

1

3.8.

 «Кто как зимует?»( лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.9.

Звук \З\, буква Зз.

1

0,5

0,5

3.10.

Звуки \зь\ - \З\

1

1

3.11.

Дифференциация звуков \З\ -\С\, \зь\ - \сь\.

1

1

3.12.

 «Зимующие птицы»( лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.13.

Звуки \Д\ - \дь\,  буква Дд.

1

0,5

0,5

3.14*

Звук \Ш\. Постановка звука \Ш\.

1

0,5

0,5

3.15*

Звук \Ш\ .Введение в слоги.

1

1

3.16

Дифференциация звуков \Ш\ - \С\ «Новый год!» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.17.

Звук \В\, буква Вв.

1

0,5

0,5

3.18.

Звук \Ж\, буква Жж.

1

0,5

0,5

3.19.

Дифференциация звуков \Ш\ - \Ж\.

1

1

3.20.

 «Зимние виды спорта» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.21*

Звук \Л\ .Постановка звука \Л\

1

1

3.22*

Звук \Л\, буква Лл.

1

0.5

0.5

3.23*

Звук \ль\. Постановка звука.

1

1

3.24.

«Кто оставил следы в зимнем лесу?» (лексическая тема)

1

0.5

0.5

3.25*

Дифференциация звуков \Л\ - \ль\

1

1

3.26.

Звук \Й\, буква Йй. Дифференциация \ль\ - \й\.

1

0.5

0.5

3.27.

Звук \Ц\, буква Цц. Дифференциация звуков \С\ - \Ц\

1

0.5

0.5

3.28.

«Праздник наших мам» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.29*

Звук \Р\. Постановка звука.

1

1

3.30*

Звук \Р\ Изолированное произнесение звука

1

1

3.31*

Звук \Р\ .Введение в слог.

1

1

3.32.

«Космический полет» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.33*

Звук \Р\, буква Рр.

1

0,5

0,5

3.34.

Звуки \рь\ -  \Р\.

1

0,5

0,5

3.35.

 Дифференциация  звуков \Р\ - \рь\.

1

1

3.36.

« С именем Ленина  на земле Кузнецкой» (лексическая тема)

1

0,5

0,5

3.37.

Звук \Ч\, буква Чч.

1

0,5

0,5

3.38.

Дифференциация звуков \Р\  - \Л\

1

0,5

0,5

3.39

Дифференциация  звуков \рь\ - \ль\

1

0,5

0,5

3.40.

Звук \Щ\, буква Щщ.

1

0,5

0,5

3.41.

Звуки и буквы  У,А,И,О,Э,Ы (обобщающее занятие)

1

0,5

0,5

3.42.

Дифференциация звонких и глухих согласных .Парные согласные

1

0,5

0,5

3.43.

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

1

3.44.

День радостных встреч и расставаний.

1

0,5

0,5

Всего:

64

23

41

Примечание: количество часов, отводимых на темы, обозначенные значком *, может быть пересмотрено в зависимости от  сложности дефекта.  

Содержание

коррекционно-развивающей программы «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»

     

Этап 1  - диагностический  (4 ч.)

Тема 1.1 Комплексная дифференциальная логопедическая диагностика (первичная). Экспресс-диагностика. Анкетные данные, общая характеристика речи.  Оценка развития общей и мелкой моторики, уровень готовности руки ребенка к письму.  Определение  порога  тактильной чувствительности.

           Выявление состояния зрительной функции, биологического зрения. Зрительный анализ и синтез, пространственные представления (относительно себя, на плоскости).

Тема 1.2. Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата (анатомическое строение, функциональное состояние). Диагностика речевого дыхания.

 Тема 1.3. Слуховая функция, фонематический слух и восприятие. Состояние звукопроизношения. Определение уровня развития восприятия различной модальности. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Уровень овладения грамотой.

Тема 1.4.  Объем словаря,  общая осведомленность, анализ грамматического строя речи. Упражнения на классификацию по родовым и видовым обобщениям. Упражнения на выявление уровня развития мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификации, счетные операции). Игра «Четвертый лишний».

Состояние связной речи (установление причинно-следственных связей, составление связного рассказа по сюжетной картинке или серии картинок, пересказ, рассказывание стихотворений).

          По результатам диагностики заполняется речевая карта, проводится собеседование  или консультация с родителями обучающегося.

Этап 2  -  подготовительный   (16 ч.)

Раздел « Звуки» (4 ч.)   

Тема 2.1.  В мире звуков. Неречевые звуки.   

        Обучение приемам общего  расслабления, самомассажа пальцев рук. Упражнения на развитие речевого диафрагмально-легочного дыхания. Формирование силы и направленности воздушной струи.

          Игровые упражнения на различение бытовых  шумов и способов их образования. Музыкальные инструменты, ноты. Упражнения на развитие слухового восприятия, счет звуков, воспроизведение заданных звуков ( ритм, темп, модальность ).

Знакомство со  «словом». Усвоение понятий «живой – неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?».

       Понятия: шумы, звуки, слова-предметы.

Тема 2.2.  Звукоподражательный комплекс.

        Упражнения на релаксацию. Ритмико-динамические упражнения. Пальчиковая гимнастика. Статические пальцевые пробы. Знакомство с органами чувств человека и животных. Упражнения на развитие  слухового восприятия – упражнения в звукоподражании. Соотнесение количества звуков и предметов.

         Обучение приемам тактильно-вибрационного контроля. Знакомство со «словами действиями». Составление простых нераспространенных предложений. 

         Понятия: слово-действие, звук, предложение.

Тема 2.3. Речевые звуки. Наш дружок – язычок.

         Знакомство с речевыми звуками и органами артикуляции. Обучение приемам артикуляционной гимнастики.    Гигиена полости рта.

         Работа с голосом (тембр, сила, звучание). Зрительный и тактильно-вибрационный контроль. Упражнения на формирование фонематического слуха и восприятия. Введение символов для характеристики звука. Упражнения на определение  способа и места образования звука.

        Понятия : речевой звук, голос, символ.

Тема 2.4. Дифференциация речевых звуков и шумов. «Золотая осень» (лексическая тема).

         Миогимнастика. Упражнения на релаксацию. Упражнения на длительность воздушной струи. Игра – упражнение «Ветерок » (символы – холодный, теплый). Пальчиковая гимнастика. Игровые упражнения на дифференциацию речевых и неречевых звуков. Развитие слухового и зрительного восприятия посредством игровых упражнений.

         Задания на ориентировку  в пространстве (направо – налево,  вперед-назад).

        Практическое задание: Рисование  осенних  листьев.  Письмо с комментированием.

      Понятия: строчка, точка.

Раздел «Гласные звуки и буквы. Согласные буквы и звуки раннего онтогенеза»    (12ч.).

 

Тема 2.5. Звук\У\, буква Уу.  Работа с гласным звуком. Уточнение артикуляционного образа гласного \У\.  Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Определение наличия заданного гласного звука в слове в сильной позиции (под ударением).

        Знакомство с буквой У. Выкладывание буквы из палочек, лепка из пластилина. Дифференциация понятий  «звук» - «буква».

        Практическое задание: обводка буквы по пунктирным линиям, рисунок на букву У , строчка из «больших и маленьких» букв.

      Понятия: гласные звук, буква.

Тема 2.6. Звук \А\, буква Аа.  Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Зондовый массаж (при необходимости). Дыхательные упражнения. Уточнение артикуляционного образа гласного звука\А\. Песенка  гласных. Голосовые упражнения. Развитие слухового сосредоточения. Выделение заданного звука из ряда звуков, слов (под ударением). Определение места звука в слове с использованием  карточек – символов  (звуковичков).

     Знакомство с буквой А. Выкладывание из мозаики буквы А.Соотнесение графического образа буквы с предметами окружения (крыша, лесенка-стремянка, ракета).

     Практическое задание: рисование буквы по трафарету, штриховка, рисунок на букву А, обводка буквы А  среди  графических образов на строчке.

Тема 2.7. Звук \И\,  буква  Ии.  Упражнения на расслабление  и напряжение мышц. Артикуляционная гимнастика, сопряженная с пальчиковой. Песенки гласных. Голосовые упражнения  Артикуляционный образ звука\И\. Определение места звука в слове в сильной позиции. Выделение из ряда звуков, слогов. Подбор слов со звуком  \И\, отгадывание загадок.

         Знакомство с буквой И. Распознавание образа буквы И. « Вышивание иголкой» буквы И из ниток. Игровые упражнения на профилактику оптической дисграфии.

        Практическое задание: дополнение  недостающих элементов буквы И,  выбор правильно написанных букв И среди различных графических изображений.

Тема 2.8. Дифференциация гласных звуков и букв.

        Упражнения на релаксацию. Ритмико-динамические упражнения.

Дифференциация гласных звуков по  артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение  артикуляционно-акустического образа гласных звуков с их графическим изображением. Домик для гласных.

        Звуковые дорожки. Введение символов для  составления характеристики звуков. Игровые упражнения на выделение  гласных в начале слова и соотнесение с буквой. Слоги – слияния. Слогообразующая роль гласных. Различение терминов «звук» - «слог».

        Практическое задание: соединение линиями одинаковых букв, хаотично расположенных на плоскости листа ,  составление слогов-слияний: ау, уи, уа.

     Понятия: слог.

Тема 2.9. Звук \ П\,  буква Пп.  Пальчиковая гимнастика. Обучение приемам самомассажа мимических мышц лица. Упражнения на расслабление языка. Упражнения на дыхание, акцент на резкий выдох.  Знакомство с согласными звуками раннего онтогенеза. Характеристика согласных звуков по месту и способу образования. Дифференциация гласных и согласных звуков.

        Фонетическая зарядка. Звукоподражательные упражнения. Артикуляционно-акустический образ звука \П\ с опорой на тактильно – вибрационный контроль. Выделение звука \П\ из ряда звуков. Определение местоположения звука в одно-, двухсложных  словах в начале и конце слова.

        Знакомство с буквой П. Выкладывание из полосок. Нахождение образа среди предметов окружения.

        Практическое задание: прописывание  строчки из больших и маленьких букв ( попарно),  раскрашивание картинки в соответствии с условным обозначением  цвета – буквой, составление слогов-слияний : ап, па.

        Понятия: согласный звук, глухой.

Тема 2.10.  Звук  \О\,  буква Оо.  

        Пальчиковый игротренинг. Обучение приемам самомассажа органов артикуляции. Дыхательные упражнения на длительность воздушной струи. Голосовые упражнения. Артикуляционно –акустический образ гласного звука \О\. Песенка гласных. Дифференциация гласного и согласного звуков. Характеристика гласных звуков с опорой на символы. Выделение звука \ О \ из ряда звуков, слогов , слов в сильной позиции.  

        Знакомство с буквой О.  образ буквы О. Статическая пальцевая проба «Колечко».

Практическое задание :Ниткография. Составление буквы из двух частей. Составление слогов-слияний . Рисование картинки на звук  \О\. Строчка.

Тема   2.11. Звук \Т\, буква Тт.   Ритмико – динамические упражнения.

Упражнения на расслабление и напряжение мышц  языка. Дыхательные упражнения  на силу и направленность воздушной струи. Артикуляционная гимнастика, сопряженная с пальчиковой. Артикуляционно-акустический образ звука с опорой на зрительный и тактильно-вибрационный контроль. Составление характеристики звука с опорой на символы.  Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов в первой позиции. Подбор слов на заданный звук. Звуковой анализ прямых слогов ( та, то, ту, ти).

         Знакомство с буквой Т.  Выкладывание из счетных палочек, ( полосок, линеек других предметов бытового окружения).

        Практическое задание: рисование буквы в воздухе, обводка по пунктирным линиям, дописывание элементов буквы, строчка.

       Понятия: мягкий – твердый  согласный.

Тема: 2.12. « Во саду ли, в огороде» ( лексическая тема)

          Мимические упражнения Релаксация. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевого внимания. Закрепление понятий «звук», «слово», «слово-действие» с использованием символов. Знакомство со «словами – признаками». Упражнения на составление словосочетаний, согласование в роде, числе. Образование относительных прилагательных. Игры на развитие зрительного внимания и памяти, осязания, обоняния, тактильной чувствительности. Классификация по видовым обобщениям.

         Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

        Практическое задание:. Нарисуй фрукты, в названии которых есть гласная А. в соответствии со схемой местоположения звука  в слове

       Понятия: фрукты – овощи – ягоды. Слова-признаки.

Тема 2.13. Звук \М\, буква Мм. Психогимнастика. Обучение приемам точечного массажа лица и кистей рук. Самомассаж органов артикуляции, подготовка к постановке свистящих звуков. Упражнения на расслабление и напряжение органов артикуляции. Артикуляционно-акустический образ звука \Т\. Характеристика звука с опорой на символы . Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов: ма, му, мо, ум, ам, ом.

       Знакомство с буквой М.Составление из2-х половин.

       Практическое задание: дописывание элементов буквы, графический диктант (дорожка), составление слогов, слова «мама» из букв разрезной азбуки.

      Понятия: звонкий согласный, твердый, мягкий.

Тема: 2.14.  Звук \Э\,  буква Ээ.  Самомассаж кистей рук .Пальчиковая гимнастика. Ритмико-динамические упражнения – воспроизведение ритмического рисунка. Фонетическая  зарядка.  Характеристика  звука по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ  слогов : тэ, пэ, мэ, эм. Звуковой анализ слов: эхо, эму с использованием символов – кругов красного и синего цвета. Отгадывание загадок (отгадки – слова на гласную Э).

      Знакомство с буквой Э. Рисование мелом на доске. Ниткопись.

      Местоимения, согласование местоимений    с существительными в роде и числе.

      Практическое задание: дописывание элементов буквы, выделение буквы из ряда графических символов.

      Понятия:  страус эму, слог.

Тема: 2.15. Звук \ы\, буква ы.  Ритмико-динамические упражнения. Речевая зарядка. Упражнения на расслабление и напряжение мышц языка. Артикуляционная гимнастика, сопряженная с пальчиковой. Дыхательные упражнения на длительность и направленность воздушной струи. Характеристика гласных . Артикуляционно-акустический образ гласного звука  \ы\. Голосовые упражнения. Домик для гласных  Местоположение звука в слове. Единственное и множественное число имен существительных Различение окончаний. Выделение последнего гласного в словах. Развитие фонематического слуха .  Дифференциация гласных  \И\ - \ы\.

        Знакомство с буквой  ы. Особенность – заглавной буквы не бывает. Слов на заданный звук  нет.

        Практическое задание: образование формы множественного числа существительных и выделение гласного в конце слова.

        Понятия: единственное , множественное число.

Тема: 2.16.  Человек, одежда, обувь  (лексическая тема)

       Расширение    представлений   детей    о      зависимости     человека    от

окружающей среды. Рациональное  и бережное отношение и использование  предметов одежды, обуви, головных уборов.

        Классификация одежды по сезонам года. Элементарные представления о материалах для одежды («Как рубашка в поле выросла?»).   Образование относительных прилагательных. Развитие тактильных ощущений.

        Составление рассказов о предметах одежды по  зрительным опорам  (мнемотаблица).

        Практическое задание : классификация предметов одежды, называние материала, из которого она изготовлена.(«наведи порядок в шкафу»,  «оденем куклу на прогулку»)

       Понятия: хлопок, шерсть, ткач, модельер, закройщик, швея.

Этап  3  - Основной   (44 ч.)

Раздел «Согласные звуки и буквы».

 Тема 3.1. -3.3. Звук \С\,  Постановка звука  \С\ .

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание – длинная, холодная воздушная струя  « течет» по желобку. Артикуляционная гимнастика Постановка звука  различными способами. ( по  подражанию, от опорных, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики). Изолированное произнесение звука. Звук  гоняем по дорожкам. Введение звука  в закрытый слог. Последовательное введение в открытый слог,  начало и конец слова. Игры на развитие фонематического  слуха и восприятия. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове. Выделение  из начала и конца слова,  последовательно из середины слова,  слов со стечением согласных. Составление  словосочетаний и предложений с заданным словом.

        Соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением  -  буквой. Составление характеристики звука с опорой на символы. Выделение  буквы С среди других  букв и цифр.

       Практическое задание: нормированное произнесение звука, введение в слог – слово.  Выделение графического изображения среди других букв – подчеркни правильные, зачеркни  неправильные изображения буквы С. Строчка. Рисование звуковых дорожек.

        Понятия: звук согласный, глухой.

Тема 3.4.  « Профессия  повар. Посуда.»  (лексическая тема)

         Расширение представлений детей о профессии повара, кондитера. Ритмико-динамические упражнения. Фонетическая зарядка. Развитие фонематического слуха и восприятия на уровне  изолированного произнесения согласного звука \С\, слога. , слова со звуком \С\  в  начале слова. Систематизация знаний через словесные игры с мячом типа «Съедобное – несъедобное» на материале  свистящих звуков.

         Автоматизация звука\С\ в словах сложной слоговой структуры,  словосочетаниях, предложениях. Составление простых предложений  по сюжетной картинке   с использованием  ключевых слов. Образование относительных прилагательных, сложных слов. Заучивание чистоговорок, четверостиший на заданный звук.

        Практическое задание: классификация по видовым и родовым обобщениям: подбери посуду и продукты для щей и компота. Работа с разрезной азбукой. Звукобуквенный анализ слов типа- суп, сок..

       Понятия: сложные слова – соковыжималка, посудомоечная  машина.

Тема 3.5.  Звук \Б\, буква Бб.   Звук \сь\.

        Пальчиковый игротренинг  Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Дифференциация звуков по  способу и месту образования, Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Звуковые дорожки. Определение местонахождения звука в словах в перед гласной. Звукобуквенный анализ  прямых и обратных слогов.

         Знакомство с буквой Б.  Рисование в воздухе. Лепка из пластилина.

        Практическое задание: обводка зашумленных букв;  рисование картинки на заданный звук.

 Тема 3.6.  Дифференциация согласных звуков: \Б\ - \П\. 

        Работа с оппозиционными звуками.  Дыхательная гимнастика. Упражнения на  силу и точность выдоха. Голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика, сопряженная с пальчиковой. Уточнение артикуляционно – акустического образа оппозиционных звуков Установление различий .Составление  сравнительной характеристики звуков с опорой на символы. Игровые упражнения на  дифференциацию звуков на слух и в произношении в слогах, словах., предложениях.

         Составление предложений в соответствии со схемой предложения на лексическом материале оппозиционных звуков.

         Практическое задание: составление из букв разрезной азбуки прямых слогов – слияний с оппозиционными звуками  ( ба – па, бу-пу, бо-по) Различение букв на письме..Графический диктант.

        Понятия: парный согласный, звонкий, глухой

Тема3.7. Дифференциация  звуков: \С\ - \сь\.   

Работа с оппозиционными звуками. Дыхательные упражнения на длительность и направленность воздушной струи. Характеристика выдыхаемой воздушной струи. Артикуляционная гимнастика  с  использованием иллюстративного материала. Самостоятельный отбор « полезных»  упражнений для губ и языка. Уточнение артикуляционного образа оппозиционных звуков, сравнительная характеристика.  Упражнения в правильном произношении и сопоставлении звуков. Дифференциация на уровне слога, слова.  

        Подбор слов на заданные звуки, деление слов на слоги, ударение.

        Практическое задание: рисование раскручивающихся и закручивающихся спиралей, ориентировка на плоскости листа.

       Понятия: звуки твердый, мягкий.

Тема 3.8.   « Кто как зимует?» (лексическая тема)

        Углубление знаний детей о  закономерностях и цикличности в природе. Систематизация знаний о домашних и диких животных, их повадках, приспособлении к среде обитания. Формирование представлений о подготовке различных животных к зиме. Классификация животных на группы по способу и месту обитания.  Название взрослых особей и детенышей животных.   Образование относительных прилагательных.

       Образование однокоренных слов.  Антонимы.  Составление описательных рассказов  по мнемотаблице об одном из животных наших лесов.

Составление сложных предложений, загадок о животных.

       Называние животных  с  заданным звуком в различных позициях.

       Практическое задание: составление картинного плана описательного  рассказа.

Тема 3.9. Звук \З\, буква Зз.  

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание (длительность). Песенки для гласных. Голосовые упражнения. Уточнение артикуляционно-акустического образа свистящих звуков. Постановка звука \З\. Сравнительная характеристика с оппозиционным звуком\С\. Упражнения  в выделении звука на слух и в произношении в различных позициях. Упражнения в подборе слов к заданной схеме.  Игры на дифференциацию слов и выделение звука в заданной позиции. Автоматизация звука \З\ в чистоговорках, скороговорках.

          Знакомство с буквой Зз. Ниткописть. Лепка буквы из пластилина.

         Практическое задание: обводка буквы по пунктирным линиям; выделение буквы из ряда графических образов; зачеркивание неправильных букв; дописывание элементов.

         Понятия: парный согласный , звонкий. согласный

Тема 3.10.  Звуки  \З\  -  \зь\.  

        Работа с оппозиционными звуками. Фонетическая зарядка. Упражнения на развитие  слухового внимания. Артикуляционно- акустический образ звуков, сравнительная характеристика по способу и месту образования. Упражнения на различение оппозиционных звуков на слух и в произношении  на уровне слога, слова. Составление словосочетаний и предложений с заданным словом.  Звукобуквенный анализ и синтез открытых слогов с оппозиционными  звуками  с использованием  цветовых символов.

        Игровые упражнения на дифференциацию звуков.

        Практическое задание: звукобуквенный  анализ  слова «зима». Определение количества и последовательности звуков в слове. Печатание.

Росчерки, ориентировка на плоскости листа.

Тема 3.11.   Дифференциация звуков:  \З\ - \С\,  \зь\  -  \сь\.

         Пальчиковая гимнастика Упражнения на  развитие фонематического слуха и восприятия  на материале свистящих звуков. Уточнение артикуляционного образа свистящих звуков. Сравнительная характеристика звуков  по участию голоса.

Выделение звуков на слух и в произношении  в слогах, словах и предложениях. Классификация слов (на картинном материале) по оппозиционным признакам  посредством дидактических игр.

         Практическое задание:  составление  предложений с ключевыми словами; составление схемы предложения.

Тема 3.12. « Зимующие птицы» ( лексическая тема).

         Расширение  и уточнение знаний детей о зимующих птицах. Воспитание заботливого и  бережного отношения к природе. Формирование умений различать зимующих птиц по внешним признакам.

          Автоматизация свистящих звуков. Подбор лексического материала на  автоматизацию свистящих звуков и  исключение слов с  шипящими.

          Игры на зрительное восприятие (контурные наложения).  

Практическое задание: составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц по выбору с опорой на  мнемотаблиц;   составление рассказа по серии  картинок.

Тема 3.13. Звуки \Д\ - \дь\. Буква  Дд. 

        Пальчиковый игротренинг Артикуляционные динамические упражнения. Голосовые упражнения. Уточнение артикуляционно- акустического образа звука \Д\. Сравнительная характеристика звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Дифференциация звуков по  способу и месту образования, Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Звуковые дорожки. Определение местонахождения звука в словах  перед гласным звуком . Звукобуквенный анализ  прямых и обратных слогов.

         Знакомство с буквой Д.  Рисование в воздухе. Лепка из пластилина. Выкладывание из спичек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

         Практическое задание: выделение зашумленных букв  рисование  картинки на заданный звук; исправление ошибки.

         Понятия: твердый , мягкий, звонкий звук.

Тема 3.14.-3.15. Звук \Ш\ , буква Шш.     Постановка звука  \Ш\ .  

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание – длинная, теплая воздушная струя  « течет»  вверх. Упражнение «Фокус». Артикуляционная гимнастика. Постановка звука  различными способами. ( по  подражанию, от опорных, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики). Изолированное произнесение звука. Звук  «гоняем» по дорожкам. Введение звука  в закрытый слог. Последовательное введение в открытый слог,  начало и конец слова. Игры на развитие фонематического  слуха и восприятия. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове. Выделение  из начала и конца слова,  последовательно из середины слова,  слов со стечением согласных. Составление  словосочетаний и предложений с заданным словом.

         Соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением  -  буквой. Составление характеристики звука с опорой на символы. Выделение  буквы Ш среди других  букв и цифр.

         Практическое задание: нормированное произнесение звука, введение в слог – слово.  Выделение графического изображения среди других букв – подчеркни правильные, зачеркни  неправильные изображения буквы Ш. Строчка. Рисование звуковых дорожек.

        Понятия: звук согласный, глухой.

Тема 3.16. Дифференциация звуков  \Ш\ - \С\. «Новый год!»   (лексическая тема).

         Ритмико-динамические  упражнения на согласование движений с речью. Развитие межанализаторных связей в системе «глаз – рука- речь» Слуховые упражнения на развитие фонематического восприятия и слухового контроля.

        Уточнение артикуляционно-акустического образа свистящих звуков. Сравнительная характеристика  оппозиционных звуков  свистящих -  шипящих. Дифференциация на уровне изолированных звуков, слогов, слов. Классификация предметов на заданный звук,  расположенный в различных позициях. Словесные игры  на дифференциацию свистящих и шипящих звуков.

         Автоматизация оппозиционных звуков в стихах, чистоговорках, скороговорках.  Составление творческого рассказа   с  использованием  заданных звуков.

         Практическое задание:  составление  письма  для Дедушки Мороза; росчерки; ориентировка на плоскости листа; графический узор.

Тема 3.17.   Звуки \В\- \вь\, буква  Вв.

        Пальчиковый игротренинг. Артикуляционные динамические упражнения. Голосовые упражнения. Уточнение артикуляционно- акустического образа звука \В\. Сравнительная характеристика звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Дифференциация звуков по  способу и месту образования. Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Звуковые дорожки. Определение местонахождения звука в словах  перед гласным звуком.  Звукобуквенный анализ  прямых и обратных слогов.

          Знакомство с буквой В.  Рисование в воздухе. Лепка из пластилина. Выкладывание из ниток на коврографе. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

         Практическое задание: обводка зашумленных букв; рисование  картинки на заданный звук; раскрашивание картинки в соответствии с условными обозначениями.

Тема: 3.18.   Звук  \Ж\,   буква Жж.

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание (длинная, теплая воздушная струя  « течет»  вверх). Упражнение «Фокус». Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Постановка звука. Характеристика по способу и месту образования. Изолированное произнесение звука. Звук  «гоняем» по дорожкам. Введение звука  в открытый слог. Последовательное введение в   начало и конец слова. Игры на развитие фонематического  слуха и восприятия. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове. Выделение  из начала и конца слова,  последовательно из середины слова,  слов со стечением согласных. Составление  словосочетаний и предложений с заданным словом.

        Соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением  -  буквой. Составление характеристики звука с опорой на символы. Выделение  буквы Ж среди других  букв и цифр.

        Практическое задание: нормированное произнесение звука, введение в слог – слово; выделение графического изображения среди других букв; строчка; рисование звуковых дорожек.

        Понятия: звук согласный, звонкий, парный.

Тема 3.19. Дифференциация звуков:  \Ж\ - \Ш\. 

        Работа с оппозиционными звуками.  Дыхательная гимнастика. Упражнения на   точность выдоха. Голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика, сопряженная с пальчиковой. Уточнение артикуляционно – акустического образа оппозиционных звуков. Установление различий Составление  сравнительной характеристики звуков с опорой на символы. Игровые упражнения на  дифференциацию звуков на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях.

        Составление предложений в соответствии со схемой предложения на лексическом материале оппозиционных звуков.

       Практическое задание: составление из букв разрезной азбуки прямых слогов – слияний с оппозиционными звуками  (ша-жа, шу-жу). Звукобуквенный анализ одно-, двухсложных слов типа «жук, шуба»; различение букв на письме;  печатание; графический диктант.

Тема  3.20. «Зимние виды спорта» ( лексическая тема).

        Расширение знаний детей о зимних видах спорта, подготовке к зимней Олимпиаде в России. Воспитание  интереса к физической культуре и спорту.

Беседа о зимних видах спорта на лексическом материале  шипящих и свистящих звуков. Автоматизация оппозиционных звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

        Практическое задание: подбор слов на заданный звук;  работа над деформированным предложением; составление схемы предложения; росчерки. 

Тема: 3. 21.- 3.23.  Звук \Л\ , буква Лл. Постановка звука .

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание. Артикуляционная гимнастика для постановки соноров. Постановка звука  различными способами (по  подражанию, от опорных, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики). Изолированное произнесение звука. Звук  гоняем по дорожкам. Введение звука  в закрытый слог. Последовательное введение в открытый слог,  начало и конец слова. Игры на развитие фонематического  слуха и восприятия. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове. Выделение  из начала и конца слова,  последовательно из середины слова,  слов со стечением согласных на слух. Закрепление на слух в речевых фонетических играх.

       Соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением  -  буквой. Составление характеристики звука с опорой на символы. Выделение  буквы Л среди других  букв и цифр. Составление прямых и обратных слогов – слияний с гласными 1 ряда. Игра – упражнение «Лесенка»

       Практическое задание: нормированное произнесение звука, введение в слог – слово.  Выделение графического изображения среди других букв – подчеркни правильные, зачеркни  неправильные изображения буквы Л. Строчка. Рисование звуковых дорожек.

Тема 3.24.  «Кто оставил следы на снегу»  (лексическая тема).

        Формирование представлений детей о цикличности  времен года в природе. Расширение представлений о  диких  животных. Воспитание доброго, бережного  и заботливого отношения к природе. Рассматривание  фото зимних пейзажей. Составление описательного рассказа о  зимнем лесе с опорой на мнемодорожку. Рассматривание следов на снегу. Ритмико-динамические упражнения. Упражнения на дыхание.

        Автоматизация звуков  \Л\, \ль\ в словах, словосочетаниях, предложениях. Составление сложных предложений  Установление причинно-следственных связей. Игра- драматизация.

         Практическое задание: составление мнемотаблицы к стихотворению «Как на елке снег!», заучивание наизусть по таблице.

Тема 3.25. Дифференциация звуков: \Л\ - \ль\. 

        Работа с оппозиционными звуками. Фонетическая зарядка. Упражнения на развитие  слухового внимания. Артикуляционно-акустический образ звуков, сравнительная характеристика по способу и месту образования. Упражнения на различение оппозиционных звуков на слух и в произношении  на уровне слога, слова. Составление словосочетаний и предложений с заданными словами.  Звукобуквенный анализ и синтез открытых слогов с оппозиционными  звуками  с использованием  цветовых символов.

          Игровые упражнения на дифференциацию звуков.

          Практическое задание : звукобуквенный  анализ  слов «лев», «волк»; составление слов из отдельных слогов; определение количества и последовательности звуков в слове..

Тема 3.26.  Звук \Й\, буква  Йй. Дифференциация:  \ль\ - \й\.

        Пальчиковый игротренинг. Упражнения  на развитие фонематического слуха и восприятия на отработанных звуках, нормировано - произносимых. Игра на определение местоположения звука в слове («Светофорчики»).  Артикуляционная гимнастика. Уточнение артикуляционно-акустического образа  звука \Й\. Характеристика звука с опорой на зрительный анализатор. Дифференциация звуков \Й\ -\ль\. Подключение тактильно-вибрационного и зрительного контроля. Выделение  звука \Й\ на слух и в произношении  в ряде слогов, словах  в различной позиции. Игры - упражнения на  подбор рифмы к словам.    

         Знакомство с буквой  Й. Выкладывание из  полосок. Выделение правильной буквы из ряда графических символов.

        Практическое задание:  штриховка  контурных изображений  картинок, в которых есть звук \ЛЬ\, вертикальными линиями, со звуком \й\ - горизонтальными.

Тема 3.27.  Звук  \Ц\, буква Цц. Дифференциация  звуков: \С\ - \Ц\.

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание (чередование выдоха длинный – короткий). Уточнение артикуляционного уклада звуков \Т\ - \С\. Поочередное произнесение звуков с ускорением. Постановка  звука \Ц\. Характеристика звука  с опорой на зрительный и слуховой контроль. Выделение звука из ряда оппозиционных звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук в разной позиции. Деление слов на слоги. Определение местоположения звука в слове , фиксация схемой..

         Дифференциация  слов с оппозиционными звуками с использованием наглядного материала. Автоматизация в чистоговорках, стихах. Пересказ сказки по  наглядным опорам.

        Знакомство с буквой Ц. Рисование в воздухе, на доске. Выкладывание из полосок, счетных палочек.

       Практическое задание: рисование по клеткам симметричных предметов по образцу; печатание.

Тема  3.28. «Поздравляем наших  мам!» (лексическая тема)

        Воспитание гуманного, заботливого отношения к маме, женщине. Воспитание уважительного отношения к женскому труду. Расширение знаний о профессии   своей мамы. Подбор  прилагательных к слову  «мама».

         Составление творческого рассказа  по серии картинок. Заучивание стихов к празднику.  Работа над правильным звукопроизношением, дикцией и выразительностью речи.

         Практическое задание: рисование букета для мам   с использованием трафаретов и штампа; составление  поздравления и пожеланий (устно).

Тема 3.29.- 3.33. Звук \Р\, буква Рр.

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание – длинная, сильная, холодная воздушная струя. Артикуляционная гимнастика. Уточнение артикуляционно-акустического образа звука. Постановка звука  различными способами: по  подражанию, от опорных, с механической помощью, от  артикуляционной  гимнастики. Изолированное произнесение звука. Звук  гоняем по дорожкам. Введение звука  в закрытый слог. Воспроизведение слоговых рядов. Преобразование слогов. Последовательное введение в открытый слог,  начало и конец слова. Игры на развитие фонематического  слуха и восприятия. Упражнения на определение наличия заданного звука в слове. Выделение  из начала и конца слова,  последовательно из середины слова,  слов со стечением согласных на слух. Упражнения типа «Подскажи словечко». Отгадывание загадок.

        Соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением  -  буквой. Составление характеристики звука с опорой на символы. Выделение  буквы Р  среди других  букв и цифр. Игры на профилактику оптической дисграфии.

        Практическое задание: нормированное произнесение звука, введение в слог – слово.  Выделение графического изображения среди других букв – подчеркни правильные, зачеркни  неправильные изображения буквы Р. Строчка. Рисование звуковых дорожек.

       Понятия: звук согласный, звонкий, вибрирующий.

Тема 3.32. «Космический полет» (лексическая тема).

         Уточнение представлений дошкольников о профессиях, связанных с космосом. Воспитание интереса к  астрономии. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика в соответствии с лексической темой. Игры – упражнения на автоматизацию  изолированного произнесения звука\Р\.    («Ракета выходит на орбиту»). Введение звука в слог. Воспроизведение слоговых рядов. Введение звука \Р\ в слова на космическую тематику.

         Закрепление заданного звука в чистоговорках.

        Практическое задание: рисование по клеткам, шифровка (разгадать слово  из ряда графических символов), распознавание  буквы наощупь, составление слов  из  набора  букв.

       Понятия: невесомость, космодром.

Темы 3.34., 3.35. Звуки \Р\ - \рь\.

        Дифференциация  оппозиционных звуков. Пальчиковый игротренинг. Упражнения  на развитие фонематического слуха и восприятия на отработанных звуках, нормировано произносимых. Игра «Светофорчики».  Артикуляционная гимнастика. Уточнение артикуляционно-акустического образа  звука \рь\. Характеристика звука с опорой на зрительный анализатор. Дифференциация звуков \Р\ -\рь\. Подключение тактильно-вибрационного и зрительного контроля. Выделение  звука \рь\ на слух и в произношении  в ряде слогов, словах  в различной позиции. Игры упражнения  на различение оппозиционных звуков.  Подбор рифмы к словам.      Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

        Развитие фонематических представлений. Усвоение рода и падежа существительных и прилагательных.

        Развитие функции языкового анализа и синтеза.

       Практическое задание:  узнай слово по перепутанным слогам,  подбери слово к указанной схеме,  составь слово из « рассыпанных»  букв, напечатай в тетрадь.

Тема 3.36. « С именем Ленина на земле Кузнецкой»

        Расширение знаний детей о достопримечательностях родного города. Фотоэкскурсия по  улицам города.  Улицы, на которых проживают дети, их домашний адрес.

        Знакомство  с предприятиями города, почетными гражданами родного города.

    Развитие фонематического восприятия .Игра-упражнение на заданный  звук \Р\.

         Закрепление  соноров в связной речи.  Решение проблемной ситуации.

(например, девочка потерялась, что бы вы сделали на ее месте?)

        Практическое задание: напечатать своё имя  и фамилию, номер домашнего телефона или номер телефона мамы .

Тема 3.37.  Звук  \Ч\, буква Чч. 

        Пальчиковая  гимнастика. Отстукивание ритмического рисунка  стихотворения.  Артикуляционные динамические упражнения. Уточнение артикуляционно- акустического образа звука \Ч\. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданного звука на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Характеристика  звука по  способу и месту образования, Составление характеристики звука  с опорой на символы. Звуковая  дорожка. Определение местонахождения звука в словах. Звуко – слоговой анализ и синтез  

        Знакомство с буквой Ч.  Рисование в воздухе. Лепка из пластилина. Выкладывание из спичек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

       Развитие связной речи. Составление загадок – описаний предметов.

      Практическое задание:  печатание буквы, составление слов из  букв разрезной азбуки по условию; исправление  ошибок.

Темы 3.38., 3.39 Дифференциация звуков: \Р\ - \Л\,  \рь\ - \ль\.

        Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание (чередование выдоха длинный – короткий). Уточнение артикуляционных укладов звуков \Р\ - \Л\. , \рь\-\ль\. Словесные игры с мячом . Поочередное произнесение звуков с ускорением. Фоноритмика. Характеристика звука  с опорой на зрительный и слуховой контроль. Выделение звуков из ряда оппозиционных звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук в разной позиции. Деление слов на слоги. Определение местоположения звука в слове , фиксация схемой..

         Дифференциация  слов с оппозиционными звуками с использованием наглядного материала. Автоматизация в чистоговорках, стихах. Разгадывание кроссворда.

       Словообразование. Упражнения  в образовании слов с суффиксом.

       Практическое задание: игры со словами – трасформерами.

Тема 3.40. Звук \Щ\, буква Щщ.  

        Пальчиковая  гимнастика. Отстукивание ритмического рисунка  стихотворения.  Артикуляционные динамические упражнения. Упражнения на дыхание ( акцент на длительность выдоха). Уточнение артикуляционно- акустического образа звука \Щ\. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданного звука на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Характеристика  звука по  способу и месту образования, Составление характеристики звука  с опорой на символы. Звуковая  дорожка. Определение местонахождения звука в словах. Звуко – слоговой анализ и синтез.  Образование  существительных с помощью суффикса  ищ.

         Знакомство с буквой Щ.  Рисование в воздухе. Лепка из пластилина. Выкладывание из спичек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения. Упражнения на различение предлогов.

        Развитие связной речи. Упражнение на установление временных и пространственных отношений. Составление  рассказа по серии картинок..

       Практическое задание :  печатание буквы, составление слов из  букв разрезной азбуки по условию; разгадывание ребуса; отгадывание слов с заменой отдельных букв.( пила – пища).

Тема 3.41. Гласные звуки и буквы (У, А, И, О. Э, Ы). (обобщающее занятие).

        Упражнения на релаксацию и расслабление.  Артикуляционная гимнастика,  сопряженная  с пальчиковой. Игра-упражнение на  выделение парных гласных («Гласные на кончиках пальцев»). Уточнение артикуляционных образов гласных  Характеристика гласных  по способу образования (огубливание).  Выделение гласных звуков  из  звукового ряда. Узнавание звука по беззвучной артикуляции. Выделение    гласных      звуков из начала и середины слов. Ударение. Безударная гласная. Правописание. Звуко-слоговой анализ двух-, трехсложных     слов    без стечения   согласных (типа «корова, молоко»).

          Домик для гласных. Слогообразующая роль гласных. Упражнения в делении слов на слоги. Составление схемы слова только  гласными буквами.

Рифмованная характеристика гласных.

         Упражнения на различение  предлогов. Согласование и управление слов в предложении.

        Практическое задание: классификация предметных картинок по количеству слогов в слове;  придумывание слов на заданный звук, составление предложений  с ключевыми словами.

        Понятия: ударение, безударная гласная, правила правописания.

Тема 3.42. Дифференциация звонких и глухих согласных. Парные согласные. 

        Голосовые упражнения на  силу, тембр, громкость звучания. «Включение» и «отключение» голоса с опорой на слуховой и тактильно – вибрационный контроль. Дифференциация согласных по месту, способу образования и участию органов артикуляции (преграды). Домик для согласных. Парные согласные.  Упражнения на различение парных согласных на слух и в произношении. Тестовые задания на развитие слухового внимания (типа «тачка – дачка», «точка- дочка»). Составление предложений с данными словами. Звукобуквенный анализ слов, отличающихся одной парной согласной. Игровые упражнения на развитие слухового внимания («Незнайкины  уроки», «Подскажи словечко»).

        Практическое задание: слуховой диктант;  упражнения «Скажи наоборот»; печатание.

       Понятия: звонкие, глухие, парные согласные.

Тема 3.43.Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

        Психогимнастика. Упражнения на  напряжение и расслабление мышц. Релаксация. Чтение слоговых рядов. Дифференциация согласных по признаку твердости и мягкости на уровне слога.  Произношение слов сложной слоговой структуры. Выделение мягких согласных звуков. Упражнения на падежное управление. Игра на слоговой анализ слов (типа     «Пирамидка»). Упражнения в составлении лесенки слов (он, сон, слон), добавляя по одной букве к последующему.  Игровые упражнения в составлении цепочки слов  с опорой на картинки.

         Работа с деформированным предложением. Составление последовательного рассказа из трех предложений.

        Практическое задание: звукобуквенный анализ двух-, трехсложных слов, составление схемы слова с помощью цветных символов (твердый – синий, мягкий – зеленый).

        Понятия: звук мягкий согласный, твердый согласный.

Тема 3.44. «День радостных встреч и расставаний» (обобщающее занятие) 

        Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу программы в игровой форме (игра-путешествие с приключениями). Итоговый  контроль усвоения программы через выполнение  тестовых заданий:

  • на уровень сформированности фонематического слуха  и звукопроизношения.   (Выделение заданного звука из любой позиции. Звукобуквенный анализ и синтез слов  определение количества звуков в слове и их последовательности. Составление слов из «рассыпанных»  букв.).
  • на уровень сформированности лексико – грамматических категорий и развития связной речи. (Различение и употребление предлогов. Управление  и согласование слов в словосочетании и предложении. Составление предложения по картинке, по заданной схеме. Составление рассказа по серии сюжетных картинок).
  • на уровень сформированности умений в ориентировке на плоскости листа в клетку. («Графический узор». Печатание).

     

Список литературы

  1. Агранович З.К. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям [Текст] / З.К. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 137с.
  2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков [Текст]: // Обруч. - 2000. № 1.-С. 34-37.
  3. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система  формирования моторного праксиса в структуре преодоления ОНР у детей  дизартрией [Текст] / Т.В. Верясова.- Автореферат, Екатеринбург, 1999. – 18с.
  4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь [Текст] / Т.А. Воробьева, О.И.  Крупенчук. - СПб.: Дельта, 2002. – 115 с.
  5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедичесом пункте ДОУ [Текст] / Н.И. Журавель. - М: Сфера,2008.- 64 с.
  6. Иванова И.Н. Формирование графических умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями речи [Текст]: // Логопед в детском саду. – 2008. -  №5. – С.
  7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! [Текст]:  пособие по логопедии для детей и родителей / О.И Крупенчук. - СПб.: Литера, 2007. -208 с.
  8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН [Текст]: В.В Коноваленко, С.В Коноваленко. -    М: Гном-Пресс, 1999.
  9. Колмыкова  И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях [Текст] / И.Р.  Колмыкова. -  Ярославль: Академия развития, 2008.- 240 с.
  10.   Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и  картинках [Текст] / Т.А.  Куликовская. - М.: Гном и Д, 2006.- 64 с.
  11. Косинова Е.Н. Уроки логопеда [Текст]: игры для развития речи / Е.Н Косинова.-  М.: ЭКСМО, 2006, - 175с.
  12. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений  у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В.  Серебрякова. – СПб,: Изд-во  РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 227с.
  13. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста [Текст]: планы занятий / Г.Ф. Марцинкевич. - Волгоград: Учитель, 2002. – 128с.
  14. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н.В.  Нищева СПб.: Детство- Пресс,2007. -704с.
  15.  Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим  недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). [Текст] / Н.В.  Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 352с.
  16.  Нищева Н.В. Система  коррекционно- развиваюших занятий в логопедических группах детского сада для детей с ОНР. [Текст] / Н.В.  Нищева. - СПб.: 2007. – 370с.
  17. Карелина И.В. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] / И.В. Карелина. – Дефектология, 2001.- №1. С.
  18. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре  фонетико-фонематического  недоразвития речи. [Текст]  / Н.А Оскольская. - Дефектология . 2001. - №1. С.
  19.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для логопедов / Е.А.  Пожиленко. - М.: Владос, 2001. -224с.
  20.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст] / М.А Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445с.
  21. Сухонина Н.И. Развитие связной речи в системе профилактики нарушений письменной речи у детей со стертой  дизартрией. [Текст] // Логопед в детском саду. - 2008. - №2. – С.
  22. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков [Текст] / И.Г.  Сухин. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 157с.
  23. Тегипко Н.В. Логопедический букварь [Текст] / Н.В.   Тегипко. - М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2007. – 80с.
  24. Узорова О.Н. Нефедова Е.П. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.Н. Узорова, Е.П. Нефедова. – М.: ООО АСТ, 2001. -57с.
  25. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.  Программа обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. – 56с.
  26.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи  младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 80с.
  27. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 74с.
  28. Школьник Ю.К. Логопедия. [Текст]: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков / Ю.К.  Школьник. -  М.: Эксмо, 2006, - 96с.