Эссе

Ризванова Алсу Камиловна

Гордимся прошлым- строим будущее

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Гордимся прошлым- строим будущее»

Учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №171 с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района города Казани

Шагабиевой Алсу Камиловны

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…»

Шефнер В.С.

Сегодня мы живем в условиях интенсивного освоения открытого и неопределенного будущего как ограниченного ресурса для мыследеятельности, за который разворачивается конкурентная борьба. Главным инструментом освоения будущего становится мышление, а ведущей практикой - развитие. В этом смысле содержанием образования должны быть замыслы о новом и инновациях, под которые нужно разрабатывать содержание обучения. Это значит, что действия педагога должны быть направлены на будущее обучаемого, а не только на образовательную ситуацию «здесь и сейчас». Таким образом, педагогика будущего направлена не столько на формирование будущих компетенций у обучаемых, сколько на формирование и развитие компетенций работы с будущим.

Я считаю, что современная система образования должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.

Обратимся к истории педагогической профессии.
       Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Человек трудной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Учитель всегда – и тысячу лет назад, и сегодня, и в далеком будущем должен четко и ясно донести знания до учащихся, воспитать их благополучными и сознательными гражданами общества.

Как учитель, я верю, что строим  лучшее будущее нашей страны и вносим положительные изменения в систему образования. Верю, что учитель-труженик, работающий в школе уже много лет, и педагог будущего приложат все усилия, чтобы наши дети были подготовлены к жизни в современном мире, смогли определиться в выборе своей профессии, стать личностью. А современные технологии станут не только целью работы педагога нового тысячелетия, но и средством для реализации этой миссии.