ЗОЖ

ПРОРОК НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является  создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.             Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________

Если болел, перечислите заболевания ___________________________________

____________________________________________________________________

2.             Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________

3.             Что было причиной его болезни? _______________________________________

____________________________________________________________________

4.             У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________

5.             Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________

____________________________________________________________________

6.             Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________

7.             Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________

____________________________________________________________________

8.             Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________

____________________________________________________________________

9.             Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________

____________________________________________________________________

10.         Регулярно с ним проводите закаливание?_________________________________

11.         Всегда ли одеваете его по погоде?_______________________________________

12.         Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков  физкультуры)?

_____________________________________________________________________

13.         У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________



Предварительный просмотр:

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни.

Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»

I. Если утром Вам надо встать пораньше, Вы

  1. заводите будильник
  2. доверяете внутреннему голосу
  3. полагаетесь на случай        

II. Проснувшись утром, Вы

  1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
  2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия
  3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом

III. Из чего состоит Ваш обычный завтрак?

  1. из кофе или чая с бутербродами
  2. из мясного блюда и кофе или чая
  3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак  часов в десять

IV. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность

  1. успеть поесть в столовой
  2. поесть не торопясь и  еще спокойно выпить чашку кофе
  3. поесть не торопясь еще немного отдохнуть

V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами

  1. каждый день
  2. иногда
  3. редко

VI . Если Вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее

  1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию
  2. флегматичным отстранением от споров
  3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

VII. Надолго ли Вы обычно задерживаетесь после окончания занятий

  1. не более чем на 20 минут
  2. до 1 часа
  3. более 1 часа

VIII. Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время?

  1. встречам с друзьями, общественной работе
  2. хобби
  3. домашним делам

IX. Встреча с друзьями и прием гостей для Вас – это

  1. возможность встряхнуться и отвлечься от забот
  2. потеря времени и денег
  3. неизбежное зло

X. Когда Вы ложитесь спать?

  1. всегда примерно в одно и тоже время
  2. по настроению
  3. по окончанию всех дел

XI. Как вы используете для отдыха свой отпуск?

  1. все сразу
  2. часть летом, а часть – зимой
  3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел

XII. Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

  1. ограничиваетесь ролью болельщика
  2. делаете зарядку на свежем воздухе
  3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной

XIII. За последние 14 дней Вы хотя бы раз

  1. танцевали
  2. занимались физическим трудом или спортом
  3. прошли пешком не менее 4 км.

XIV. Как Вы проводите летние каникулы?

  1. пассивно отдыхаете
  2. физически трудитесь, например, в саду
  3. гуляете и занимаетесь спортом

XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы

  1. любой ценой стремитесь достичь своего
  2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды
  3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы

Оценка результатов

400-480 очков: у Вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей учебы. Не бойтесь, что регламентированность Вашей жизни  придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280-400 очков : Вы близки к идеалу,  хотя и не достигли его. Во всяком случае, Вы уже овладели искусством восстанавливать  свои силы  и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у Вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями Вашего организма.

2        

20

        

30        

30        

0        

30        

10        

0        

10        

20        

0        

0        

0        

30        

30        

20

1        

30        

10        

20        

30        

0        

0        

30        

30        

10        

30        

30        

20        

0        

30        

0

3        

0        

0        

0        

10        

20        

30        

30        

0        

30        

0        

0        

0        

0        

30        

30

I        

II        

III        

IV        

V        

VI        

VII        

VIII        

IX        

X        

XI        

XII        

XIII        

XIV        

XV

        

        

        

 

160-280 очков: Вы «середнячок». Если Вы будите и дальше жить в таком же режиме, Ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против Вас. У Вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у Вас жизнь. Если Вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь Ваш собственный образ жизни. Думаем, что и на работее дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

 

Уважаемые родители! Педагогический коллектив проводит опрос о  состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы. Будем благодарны Вам за  ответы на вопросы анкеты.

Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: да, нет, затрудняюсь ответить и поставив знак «+» в соответствующей колонке против каждого ответа.

1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:         

  1. Уровнем преподавания        
  2. Режимом работы школы        
  3. Качеством  профилактической работы школы по сохранению здоровья детей        
  4. Питанием в школе        
  5. Состоянием школьных помещений        
  6. Материально-техническим обеспечением в школе        
  7. Вашими отношениями с администрацией школы и педагогами        
  8. Отношениями вашего ребенка с педагогами        
  9. Отношением вашего ребенка к школе в целом        

2.  Как вы считаете, позволяет ли наша школа ученикам:

  1. Получать новые знания, необходимые для успеха в жизни        
  2. Определиться в выборе профессии        
  3. Подготовиться к сдаче экзаменов в избранный вуз        
  4. Выработать умение  ответственно относиться к своему здоровью        
  5. Определить и развить свои способности и интересы        
  6. Приобрести самостоятельность мышления и действия,
  7. проявить себя, поверить в свои силы (самореализоваться)        
  8. Общаться со сверстниками, интересно проводить время

3. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов:

 Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню

___________________________________________________________

4. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем? Соотнесите свой ответ с ответом ребенка:

5. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

6. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

7. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

8. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, что вы предпримете (обведите в кружок номера наиболее часто принимаемых решений):

1. заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы;

2. обращусь за помощью к учителям;

3. найму репетитора;

4. обращусь за помощью к другим людям: знакомым, одноклассникам;

5. пойду к директору (завучу) школы;

6. помогу ребенку сам;

7. другое____________________________________________________________

9. Как часто Вы посещаете школу и обращаетесь к учителям:

10. Какие проблемы Вашего ребенка волнуют Вас больше всего:

1. проблемы успеваемости

2. проблемы требований учителей по отдельным предметам;

3. проблемы качества преподавания у отдельных учителей;

4. проблемы отношения к ребенку учителя (учителей);

5. проблемы поведения ребенка в школе;

6. проблемы отношений ребенка с одноклассниками;

7. проблемы отношений в классном коллективе;

8. проблемы питания;

9. проблемы занятости ребенка в школе после уроков;

10. проблемы сохранения  здоровья

11. другое____________________________________________________________

11. За чем и в каких случаях Вы обычно обращаетесь к учителям (обведите в кружок, наиболее часто возникающие ситуации):

1. за помощью;

2. за информацией;

3. для урегулирования различных вопросов, касающихся ребенка;

4. после получения ребенком замечаний;

5. по чрезвычайным вопросам, или когда в школу вызывают;

6. прихожу в основном на родительские собрания;

7. прихожу, чтобы узнать, чем нужно помочь;

8. другое.

12. По каким вопросам Вы чаще всего посещаете школу и обращаетесь к учителям:

1. по вопросам четвертных и итоговых оценок ребенка;

2. по вопросам затруднений ребенка в обучении;

3. по вопросам замечаний к ребенку со стороны учителей школы;

4. по вопросам отношений ребенка с одноклассниками;

5. по вопросам воспитания ребенка;

6. в связи с конфликтами в школе;

7. для получения консультаций специалистами медицинского центра школы

8. другое.

13. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

14. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами или при посещении родительских собраний?

15. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?

16. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? Напишите, пожалуйста.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

17. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите, пожалуйста

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

18. Как Вы думаете, в какой помощи от Вас больше всего нуждается школа? Нужное обведите кружком:

1. в участии в воспитательных мероприятиях;

2. в оказании помощи в работе с учащимися после уроков;

3. в материальной помощи, в оборудовании и ремонте помещений;

4. в финансовой поддержке;

5. другое.__________________________________________________

19.Имеете ли Вы возможность участвовать в делах школы? Нужное обведите кружком:

20. Какую помощь и в какой мере Вы бы могли реально оказать школе?

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

21. В какой помощи от школы Вы нуждаетесь сами?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе.

22. Образование:

1. Среднее

2. Начальное профессиональное

3. Среднее специальное

4. Высшее

5. Кандидатская и/или докторская степень

23. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (Нужное обведите.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     Большое спасибо за Ваши ответы!

Анкета для учеников 5-11 классов

 Дорогой друг!

 Приглашаем  принять участие в опросе по  проблемам «школы здоровья». Твоё мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации по изменению условий и содержания оздровительной  работы.

Надеемся на искренние ответы . Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде,  поэтому, свою фамилию можешь не указывать.

Заполнять анкету просто. Нужно по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать тот из них, который больше всего соответствует твоему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

1. С каким чувством ты обычно идешь в школу?

  1. в большинстве случаев-с хорошим, радостным настроением;
  2. когда как;
  3. в большинстве с неважным настроением, без радости;
  4. затрудняюсь ответить.

2. Участвовал ли ты в подготовке и  проведении самодеятельных мероприятий в школе( акции здоровья, встречи по интересам , диспуты, конкурсы, и т.п.)?

  1. да, постоянно;
  2. да, эпизодически;
  3. нет, не участвовал;
  4. о самодеятельных мероприятиях в школе не знаю;
  5. затрудняюсь ответить.

3. Участвовал ли ты в подготовке и проведении мероприятий в классе?

  1. да, постоянно;
  2. да, эпизодически;
  3. нет, не участвовал;
  4. затруднюсь ответить.

4. Много ли в школе мероприятий, которые тебя радуют, и ты ожидаешь их с нетерпением?

  1. да, их большинство;
  2. да, их немало;
  3. такие мероприятия- редкость;
  4. нет таких мероприятий.

5. Имеются ли у тебя награды, благодарности за участие во внешкольных олимпиадах, праздниках, конкурсах?

  1. да, имеются;
  2. нет, не имеются.

6. Имеются ли у тебя награды, благодарности за участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях?

  1. да, имеются;
  2. нет, не имеются.

7. На твой взгляд школьники твоего класса являются активными в общественной жизни школы и класса?

  1. да, и их подавляющее большинство;
  2. да, и их немало;
  3. да, но их меньшинство;
  4. затрудняюсь ответить.

8. Можно ли  сказать, что ты всегда найдешь  взаимопомощь в своем классе?

  1. да, всегда;
  2. да, но не всегда;
  3. скорее всего это будет исключение;
  4. затрудняясь ответить.

9. Если говорить в целом, нравятся ли тебе   оздоровительные мероприятия проводимые в твоем классе?

  1. да, всегда;
  2. да, но не во всем;
  3. нет, не нравятся;
  4. затрудняюсь ответить.

10. Если говорить в целом, нравятся ли тебе оздоровительные  мероприятия (зарядка. физкультминутки, соревнования , конкурсы, радиолектории. проводимые в твоей школе?

  1. да, всегда;
  2. да, но не во всем;
  3. нет, не нравятся;
  4. затрудняюсь ответить.

11. У каждого человека складываются с окружающими людьми  различные отношения. Скажи, насколько ты удовлетворен отношениями, которые сложились у тебя (ответ надо дать по каждой категории).

- с одноклассниками:

  1. в основном удовлетворительные;
  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  3. в основном неудовлетворительные;
  4. никаких отношений нет;

- с учащимися других классов:

  1. в основном удовлетворительные;
  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  3. в основном неудовлетворительные;
  4. никаких отношений нет;

- с классным руководителем:

  1. в основном удовлетворительные;
  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  3. в основном неудовлетворительные;
  4. никаких отношений нет;

-с преподавателями школы:

  1. в основном удовлетворительные;
  2. в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  3. в основном неудовлетворительные;
  4. никаких отношений нет;

12. Бывают ли у тебя дополнительные встречи с классным руководителем во внеучебное время?

  1. да
  2. нет

13. Беспокоят ли тебя негативные  проявления в отношениях среди учащихся школы ( ответ надо дать по каждой категории)

  1. да
  2. нет

безразличие

грубость

клевета

курение

обман

сквернословие

употребление спиртных напитков

драки

наркомания

вандализм

14. Хотел бы ты перейти в другую школу?

  1. да, хотел бы. Почему?
  2. нет, не  хотел бы. Почему?

15. Твои предложения по организации школьной жизни. Напиши.

 

После проведения анкетирования и статистической обработки материалов как по классам, так и по школе в целом, творческая группа выясняет причины тех или иных показателей. Для этого члены творческой группы договариваются между собой о проведении собеседования с ученическим активом Совета Самоуправления Школы, чтобы выяснить причины низкого или высокого уровня оценивания  работы школы. Получив дополнение к количественным данным качественные, группа приступает к написанию справки (структуру написания справки см. выше), продумыванию предложений и к планированию системы мер.

Анкета для учащихся 2-4 классов

Правила  здорового образа жизни

Класс____________                                                  Дата заполнения_______________

Фамилия_____________________   Имя_____________________         Возраст________

№        

Вопрос        

Варианты ответа        

Баллы

1        

Представь, что ты приехал в летний лагерь.

Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой,

Забыл дома сумку с вещами и просит ему помочь.

Отметь, каким из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом        

А.Мыло        

Б.Зубная щётка        

В.Полотенце для рук        

Г.Мочалка        

Д.Зубная паста        

Ж .Шампунь        

З.Тапочки        

И.Полотенце для тела        

 

2        

На дверях столовой вывесили два расписания приёма пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание        

А.Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 19.00        

 

Б. Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00        

 

3        

Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав?

Отметь тот ответ, который ты считаешь верным:        

А.Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.        

Б.Зубы нужно чистить утром и вечером.        

 В.Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.        

 

4        

Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки.        

А.Перед чтением книги        

В Перед посещением туалета        

Г.После посещения туалета        

Д.После  урока        

Ж .Перед едой        

З Перед тем как идёшь гулять        

И.После игры в баскетбол        

К.После того как поиграл с кошкой или собакой        

 

5        

Как часто ты посоветуешь друзьям принимать душ? Отметь        

А.Каждый день        

Б.Два –три раза в день

В 1 раз в неделю

6        

Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь        

А. Положить палец в рот        

Б.Подставить палец под кран с холодной водой

В .Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой

Г.Помазать кожу вокруг ранки йодом  и накрыть чистой салфеткой

 

Анкета «Оценка здорового образа жизни подростка»

для учеников 5-11 классов

1. Состав семьи:

  1. Полная
  2. Неполная
  3. Нет родителей

2. Взаимоотношения в семье:

  1. Хорошие
  2. Не очень хорошие
  3. Плохие

3. Знаете ли Вы что такое здоровый образ  жизни?:

  1. Знаю
  2. Имею представление
  3. Не знаю

4. Имеете ли Вы представление о безопасном поведении дома, на улице, в школе, обеспечивающем предупреждение травм  и отравлений?

  1. Имею представление и применяю на деле
  2. Имею представление, но не всегда применяю
  3. Не имею представления

5. Умеете ли Вы управлять своими эмоциями?:

  1. Умеете
  2. Не всегда получается
  3. Не умею, не считаю нужным

6. Соблюдаете ли Вы правила личной  гигиены?

  1. Всегда
  2. Не всегда
  3. Не соблюдаете вообще

7.Сколько раз в день Вы питаетесь?:

  1. 4 и более
  2. 2-3 раза
  3. 1 раз

8. Сколько раз в день Вы обычно употребляете  горячую пищу?:

  1. 3-4 раза
  2. 2 раза
  3. 1 раз
  4. Ни разу

9. Всегда ли Вы, чувствуете себя выспавшимся ?

  1. Да
  2. Не всегда
  3. Не высыпаюсь совсем

10. Какова продолжительность Вашего  пребывания на воздухе ( в среднем за день)в учебные дни?:

  1. Более 2 часов
  2. 1-2 часа
  3. Менее 1 часа

11. Продолжительность просмотра TV-программ, видеофильмов, компьютерных игр( в среднем за день):

  1. До 2 часов
  2. 2-4 часов
  3. Более 4 часов

12. Продолжительность приготовления уроков:

  1. До 2 часов
  2. 3,5 часов
  3. 4-4,5 часов
  4. Более 4,5 часов

13. Сколько времени в неделю, вы затрачиваете на систематические дополнительные занятия

( факультативы, музыка, репетиторство)?

  1. не занимаюсь
  2. 2-6 часов
  3. 7-10 часов

14. Отмечаете ли Вы, в конце учебного дня усталость, головную боль?

  1. нет
  2. иногда
  3. да

15. Ваше самочувствие в конце рабочей недели?

  1. бодрое
  2. незначительная усталость
  3. очень устал

16. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции, хореографией, танцами?

  1. занимаюсь
  2. иногда
  3. не занимаюсь

17. Ваше отношение к людям употребляющим наркотики и психоактивные вещества?

  1. отрицательное
  2. считаете, что это личное дело каждого
  3. одобряю

18. Курите ли Вы?

  1. нет
  2. иногда, за компанию
  3. нет

19. Если Вы курите, то укажите в течение какого периода времени

  1. до 6 месяцев
  2. 6-12 месяцев
  3. более года

20. Имеете ли Вы представление о возможных тяжких последствиях для организма от курения, употреблении алкоголя и наркотиков?

  1. да, хорошо знаю
  2. знаю частично ( что-то знаю, что-то нет)
  3. не знаю, но хочу узнать
  4. не хочу знать.

 

Цель данного исследования, помимо выше обозначенной, заключается в том, чтобы дать заключение об эффективности и оптимальности использования здоровьесберегающих  и  здоровьеформирующих технологий в  практике работы образовательного учреждения, раскрыть значимость сохранения психического здоровья  школьников и педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ГРИПП

Как защитить себя и других

Прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками, когда кашляешь или чихаешь

Избегай объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах

Если у тебя симптомы, похожие на симптомы гриппа, не приближайся к другим ближе, чем на 1м

Регулярно мой руки с мылом

Немедленно выбрасывай использованные салфетки

Если у тебя симптомы, похожие на симптомы гриппа, немедленно обратись к врачу

Оставайся дома, не ходи на работу, в школу, не посещай общественные места

Не трогай глаза, нос и рот немытыми руками

Первые признаки гриппа:

  1. Повышение температуры до 380 и выше.
  2. Ломота в мышцах и костях.
  3. Головная боль, которая локализуется преимущественно в лобно-височной части.
  4. Слабость, быстрая утомляемость.
  5. Чихание и сухой кашель.
  6. Покраснение глаз, боль при движении глазных яблок, светобоязнь.
  7. Может появиться тошнота, рвота.

  Вакцинация 

- это наиболее  

  эффективная мера

   борьбы с гриппом.

Грипп — острое вирусное  заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Болезнь опасна своей непредсказуемостью.

Профилактические меры во время эпидемии:

  1. Смазывайте слизистую носа противовирусными мазями (например, аксолиновой).
  2. Носите медицинскую маску, у каждого их должно быть как минимум три, чтобы менять через 2 часа, маски надо стирать и проглаживать с двух сторон.
  3. Проветривайте помещение не менее двух раз в день.
  4. Употребляйте витамины, лук, чеснок, мед, продукты богатые витамином С (капуста, черная смородина, лимон, шиповник, болгарский перец)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зарядка для глаз Разработал: Труханов Владимир Ученик 7 класса Руководитель: Сметанникова Л.П. у читель технологии, черчения, ИЗО МБОУ СОШ №119 г . Новосибирс к


Предварительный просмотр:

Психолого-логопедо-медико-педагогическая карта ученика
(ПЛМП-карта)



ФИО___________________________________________________________
Пол________________ Дата рождения__________________________
Дата поступления в школу________________ Класс________________
Адрес, телефон__________________________________________________

№ Периоды наблюдения
Параметры оценки
1. Состояние здоровья по медицинским данным
2. Физический энергопотенциал
3. Психомоторика
4. Группа здоровья
5. Группа для занятий физической культурой
6. Рекомендуемые ряд и место посадки
1. Социальная адаптивность
2. Социометрический статус в классе
3. Ситуация в семье
1. Уровень обучаемости
2. Усвоение программного материала
3. Развитие познавательных процессов
1. Волевые навыки
2. Самооценка
3. Тревожности
1. Эмоциональные потребности: хобби, специальные способности
2. Эмоциональная расположенность к школе
1. Индекс здоровья (=1 – Б : U)
2. Индекс психологического благополучия (= 1 – ((О – Б) : U)
Текстовые комментарии
U – количество учебных дней за год;
О – количество пропущенных дней;
Б – из них по болезни.



Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ

ЧТО НАРУШАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА:

—  постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;

—  отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома;

—  слишком жесткие правила или отсутствие их;

—  насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями;

—  вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»);

—  терпимость окружения к употреблению алкоголя и «легких» спиртных напитков;

—  отсутствие времени у родителей для общения с детьми.

ЧТО ЗАИЩАЕТ И УКРЕПЛЯЕТ:

— конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи;

—  поддерживающие уверенность  в  себе и чувство своей ценности для семьи «поддер­

 живающие послания» — вербальные и невербальные;

—   замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее («жетоны Скиннера»);

— умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы;

— серьезное отношение к чувствами переживаниям подростков;

—   использование   психологических методов:

подстройки (умение сочувственно выслушивать ребенка);

отслеживания (умение вовремя«пеленговать» все изменения в психологическом состоянии ребенка);

способность вести (т. е. без прессинга оказывать на детей благотворное влияние).

КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ?

—  научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;

—  удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно  воздействующей  силой, создавать негативную ауру в семье);

—  чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным;

—  убеждать подростков (особенно девочек), что даже «безопасный секс» в их возрасте — опасен: ведет к депрессии, а иногда к суициду;

—  понимать, что в подростковом возрасте  ребенок   повторяет  стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство без опасности и беззаботности детства;

— установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОЗАЩИТЕ ОТ ДАВЛЕНИЯ ГРУППЫ ИЛИ «ДРУГА-МАНИПУЛЯТОРА»?

—  научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель;

—  убедить ребенка, что он имеет право  на  собственный  выбор,  собственное решение и не обязан принимать чужие;

—   не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное.

ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОПЫТКИ СУИЦИДА, СЛЕДУЕТ:

— беречь ребенка от чувства одиночества и отверженности;

— не добиваться от подростка совершенства во всем, что он делает, чем занимается, это приводит к стрессам и нервному перенапряжению;

— хотя бы раз в два дня говорить с подростком по душам, о том, что его интересует;

—  подстраиваясь   под   интересы ребенка, регулярно делать что-то совместно — вместе трудиться и проводить досуг;

— взять на вооружение наблюдение психологов-суицидологов: до 12 лет ребенка надо часто ласкать и целовать не меньше 11 раз в день, чтобы давать ему нужный запас энергетики;

—  научить   ребенка   рассматривать неудачи не как поражение, а как опыт, показывающий ему его слабые места;

—  анализировать   неприятности, вызывающие глубокие переживания или страхи ребенка, чтобы снять чувства их уникальности и ощущения тупика;

—  не считать ребенка своей собственностью и не посягать на его личное пространство;

—  приучить ребенка заботиться о ком-то, кроме себя, например о домашнем животном:   это   повышает чувство ответственности и уменьшает чувство одиночества.

КАК ОСВОБОДИТЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЛЕКСА «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»:

— создать атмосферу психологического комфорта в семье: дать ребенку ощущение ценности для родителей, братьев и сестер;

— отмечать любые достижения ребенка, превращая их в маленькие семейные праздники;

— обучить ребенка по его желанию художественным ремеслам, музыке, рисованию (хотя бы игре на флейте или гитаре), каким-либо видам самозащиты без оружия (русской борьбе или восточным единоборствам) и т.п.;

— включить ребенка в систему семейного взаимообслуживания, дать ему посильную физическую нагрузку;

—  применять к нему наказания в качестве компенсации нанесенного кому-либо или чему-либо ущерба;

—  вовлекать ребенка в различные формы творческой деятельности - литературный кружок, театральная студия, экологический туризм и пр.;

—  тактично относиться к «примерке идеологических образов» подростками и уметь вести аргументированные дискуссии, проявляя уважение к собеседнику, признавая его право иметь то или иное идеологическое убеждение;

—  на собственном примере убеждать ребенка в пользе освобождения от вредных привычек: не пить, не курить, не браниться, не употреблять нецензурные слова;

—  на постоянной основе пользоваться помощью психолога и выполнять все его предписания в своей воспитательной системе.



Предварительный просмотр:

Рекомендации детям с ослабленным зрением

    Вы хотите видеть лучше? Вы хотите снять очки, восстановив зрение? Тогда рекомендуем соблюдать следующие правила.

  1. Необходимо следить за правильной осанкой во время занятий и чтении.
  2. Необходимо следить за достаточной освещенностью рабочего места.
  3. Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см. нельзя читать лежа.
  4. Рекомендуется при чтении через 40-45 минут обязательно делать перерыв на 10-15 минут.
  5. Любая работа с предметами на близком для глаз расстоянии должна чередоваться с отдыхом.
  6. Допустимая продолжительность просмотра телепередач для детей младшего школьного возраста – 1 час; среднего – 1,5 часа; старшего до 2 часов
  7. Экран компьютера должен быть расположен на расстоянии 60-70 см и, желательно, ниже уровня глаз.
  8. Освещение должно быть удобным, но не вызывать блики на экране монитора. Можно использовать специальные антибликовые очки.
  9. Важно, чтобы светящийся экран монитора  не являлся единственным источником света в комнате.
  10. Помните, экран монитора собирает пыль. Для достижения четкого изображения необходимо регулярно протирать его антистатическим раствором.
  11. Время работы за компьютером должно быть ограничено. После 20-25 минут работы необходима 10-минутная пауза.
  12. Для предотвращения сухости роговицы глаза желательно время от времени сознательно моргать или чаще делать перерывы.
  13. Давать периодический отдых аккомодационной мышце, которая помогает четко видеть предметы, переводя взгляд вдаль. Поэтому желательно, чтобы за монитором оставалась значительное пространство, в которое можно было бы периодически смотреть, давая отдых глазам. Самый неудачный вариант – компьютерный стол «загнанный» в угол комнаты.
  14. Следует не реже 1 раза в год проходить осмотр у врача-офтальмолога, а при неблагоприятной наследственности  2 раза в год.
  15. Для снятия зрительного утомления надо делать глазную гимнастику.

Общие требования к гимнастике:

  1. во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать;
  2. глаз должен быть в постоянном движении, которое предпочтительнее, чем фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно;
  3. при выполнении всех упражнений надо моргать;
  4. во время выполнения упражнений снимайте очки;
  5. упражнения следует делать понемногу, но часто и не допуская утомления;
  6. глазу со сниженным зрением давайте больше тренировочной нагрузки, прикрывая при этом парный глаз;
  7. улыбайтесь.

Упражнения:

  1. Плотно закрыть и открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
  2. Посмотреть вверх, вниз, не поворачивая головы… Вправо, влево… Повторить 5 раз.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Повторить 5-6 раз
  4. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 8 раз.
  5. Выполняется сидя. Быстро и легко моргать в течение 1-2 мин.
  6. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой  2-3 секунды. Затем поставить большой палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
  7. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями двух пальцев в течение 1 минуты.
  8. Выполняется сидя. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 102 сек снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
  9. На оконное стекло на уровне глаз приклеивается метка диаметром 0,5 см. Расстояние от глаз до метки 40 см. Смотрите на метку, при этом голова должна быть неподвижной. Затем переведите взгляд (постепенно) на самый дальний объект. Повторить 10 раз.
  10. Посмотреть на кончик своего носа, скосив глаза. После этого перевести взгляд вдаль, расслабиться. Посмотреть на переносицу и опять вдаль. Перевести взгляд на точку между бровями, а потом –вдаль. Проделать 7-8 раз. Часто поморгать.
  11. Для упражнения используется маленький календарик. Выполняется раздельно для каждого глаза. Упражнение состоит из трех этапов.

1-й этап: календарик расположить на уровне глаз на расстоянии 25-30 см. Фиксировать взгляд на какой-нибудь цифре или букве, после этого медленно отодвигать календарь от глаз. Цифра или буква вначале ясно видна, а затем становится расплывчатой. Как только это произойдет, календарь вновь приближать к глазам, пока цифра или буква вновь не станет четкой, затем снова отодвигают и т.д. Повторить 10 раз.

2-й этап: календарик расположить максимально близко к глазу, но чтобы при этом четкость цифр не терялась. Рассматривать цифры в течение 20-30 сек. Можно посчитать, сколько «1» в январе, феврале и т.д.

3-й этап: отодвинуть календарик на расстояние 30-35 см. Четко увидеть любую цифру или букву, а затем перевести взгляд вдаль. Повторить 10 раз. Те же упражнения сделать для другого глаза.

Упражнения делать 10 дней подряд.

Рекомендации детям с нарушением речи

  1. Ежедневно выполняйте перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 минут.
  2. Не торопитесь, говорите в спокойном темпе.
  3. Произносите фразу на выдохе.
  4. При чтении в конце каждого предложения делайте паузу.
  5. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.
  6. Если что – либо не получается, не падайте духом. Тренируйтесь, и все обязательно получится.

Рекомендации детям с начинающимся плоскостопием

(упражнения для стоп)

  1. Лежа на спине, тянуть носки к себе (10 раз).
  2. Ходьба на внешних краях стоп.
  3. Растирание стоп на шершавой поверхности.

Данный комплекс при нормальном самочувствии ребенка выполняется через 1-2 дня. После занятий в течение 15-20 минут, необходимо принять легко усваиваемый белково-углеводный напиток, богатый кальцием (например, кефир с сахаром, творожный крем и т.п.). ценность напитка еще более усилится, если к нему добавить 1 десертную ложку изюма или 5-6 фиников. Дело в том, что примерно 20-30 минут после физических занятий «открыто» так называемое «белково-углеводное окно», когда происходит активное усвоение организмом белка, кальция, углеводов и других, важных для построения костей и мышц, веществ.

Рекомендации детям с расстройствами нервной системы

  1. Чтобы справиться со своими чувствами, попробуй побыть в одиночестве.
  2. Для сохранения собственной уверенности старайся наблюдать за настроением и чувствами окружающих людей.
  3. Радуйся своим успехам и успехам своих товарищей.
  4. Ты можешь рассчитывать на помощь, если сам помогаешь другим.
  5. С оптимизмом относись к своим неудачам и ошибкам. А юмор поможет тебе разобраться в самых сложных ситуациях.
  6. Обратись за помощью, если сам не можешь справиться со своей обидой, раздражительностью, гневом.

Памятка для родителей

«Установление доверительных отношений с детьми, имеющими расстройства нервной системы»

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Не предъявляйте завышенных требований.
  4. Старайтесь делать как можно меньше замечаний, не критикуйте ребенка.
  5. Не унижайте ребенка, наказывая его.
  6. Будьте терпеливы.
  7. Постарайтесь с чувством юмора решать проблемы ребенка.
  8. Чаще поощряйте ребенка, даже если результат далек от желаемого.

Памятка для родителей

«Как выявить нарушение слуха»

  1. Ребенок плохо воспринимает начало или конец фразы.
  2. Постоянно переспрашивает вас о чем – либо.
  3. Ребенок говорит чересчур громко.
  4. Ребенок просит говорить «погромче».
  5. Включает на повышенную громкость музыку, телевизор.
  6. При односторонней глухоте пытается повернуться к говорящему лучше слышащим ухом.

Памятка для родителей

«Травмы глаз»

Предметы, которыми дети повреждают глаза:

  1. предметы, с которыми ребенок имеет дело ежедневно (нож, вилка, карандаш, детские игрушки, спортивный инвентарь) являются причиной повреждения глаз вследствие неправильного обращения с ними;
  2. предметы, которые не должны попадать в руки детей: активные химические вещества – карбид, известь, марганцевокислый калий, кислоты; взрывчатые вещества – пистоны, порох, спички, новогодние хлопушки, фейерверк, петарды; различные режущие и колющие предметы – проволока, стекло и т.п.
  3. предметы игр: рогатка, камень, палка, снежки, лук, стреляющие пистолеты и т.п.

Кроме перечисленных, могут быть и другие предметы и явления, вызывающие травмы глаз. Например, излучение сварочной дуги, горячий пар и т.п.

В некоторых случаях происходит засорение глаз пылью, соринками, т.е. мелкие инородные тела попадают на роговицу и задерживаются под веками. Их легко можно удалить, но для этого обязательно надо обратиться к врачу, а не тереть глаза и не стараться самому удалить соринку – иначе можно внести грязными руками инфекцию.

При ранении глаз нельзя трогать руками поврежденный глаз – необходимо положить стерильную повязку и вызвать скорую помощь.

В случае химического ожога глаза необходимо удалить ватным тампоном повреждающее вещество и только после этого тщательно и длительно – в течение 20-30 минут промыть глаз проточной водой.

При травме и воспалении глаз обращайтесь в поликлинику к врачу – офтальмологу.

Рекомендации педагогам,

 работающим с детьми, больными сахарным диабетом

Это болезнь обмена веществ, при которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Сахарный диабет – это особый образ жизни. Он опасен своими осложнениями. Наиболее частым осложнением является гипогликемия, или низкий сахар крови. Развивается это состояние при большой физической нагрузке или при передозировке инсулина по сравнению с количеством принятой пищи.

Признаки гипогликемии: 

  1. изменение в поведении (необъяснимый смех или плач, упрямство, грубость);
  2. запутывание (путает самые простые вещи, ребенку трудно говорить, писать, считать);
  3. при медленном снижении сахара – головная боль, спутанность, сонливость;
  4. при быстром падении сахара – слабость, дрожь, «ватные колени»;
  5. если сахар в крови не повысить, то могут возникнуть опасные симптомы гипогликемической комы: помутнение сознания, потеря сознания, судороги.

Рекомендации: при первых признаках гипогликемии ребенку необходимо дать несколько кусочков сахара или чай с сахаром, или сок с сахаром.

Другое серьезное осложнение при диабете – гипергликемия, или высокий сахар крови. Это осложнение возникает чаще в результате нарушения диеты (съел много сладкого), острых заболеваний (грипп, ангина), стрессовой ситуации(сильное волнение при написании контрольной работы), низкой дозы введенного инсулина.

Признаки гипергликемии:

  1. нарастающая жажда;
  2. учащение мочеиспускания;
  3. головная боль, тошнота, общая слабость;
  4. боли в животе.

Рекомендации: для снижения высокого сахара необходимо быстрое и правильное изменение дозы инсулина совместно с врачом во избежание развития диабетической комы.

Чтобы не допустить этих осложнений, каждый учитель должен:

  1. знать поименно детей с диабетом, владеть информацией о длительности заболевания, о наличии осложнений;
  2. осуществлять наблюдение за самочувствием ученика на уроках и переменах;
  3. знать время инъекций инсулина и время индивидуального режима питания;
  4. своевременно согласовывать с медицинским работником вопросы питания и инъекционной терапии на период экскурсий, поездок.

Рекомендации педагогам,

 работающим с детьми, больными бронхиальной астмой

Главным симптомом этого заболевания является приступ удушья, которому предшествует приступообразный кашель, свистящее, затрудненное дыхание, стеснение в груди. Приступ может возникнуть в результате нервного стресса, физической нагрузки, холодного воздуха, резких запахов, контакта с аллергеном. Приступы удушья приводят к недостатку кислорода в головном мозге, у детей снижается работоспособность.

Рекомендации: для таких детей очень важно соблюдение требований школьной гигиены. Но помимо этого педагог не должен пользоваться средствами парфюмерии с резкими запахами. В классе не должны стоять цветущие комнатные растения, обязательна ежедневная влажная уборка. Педагог не должен допускать психотравмирующих ситуаций.

При оказании помощи во время приступа удушья:

  1. не следует пугаться и поддаваться панике;
  2. срочно вызвать медицинского работника;
  3. у каждого больного астмой имеется карманный баллончик – ингалятор, он должен быть использован во время приступа. Важно правильно пользоваться аэрозолем, иначе ингаляция не поможет: ребенок долен сидеть или стоять, сделать глубокий спокойный выдох через сомкнутые губы, затем обхватить мундштук ингалятора губами и, слегка запрокинув голову, начать делать вдох и, нажимая на баллончик, продолжать вдыхать глубоко, насколько это возможно, на высоте вдоха задержать дыхание, затем спокойно выдохнуть. При необходимости повторить ингаляцию.
  4. рекомендуется чередовать  ингаляции с питьем горячей жидкости (чая или воды);
  5. после ингаляции выполнить упражнения дыхательной гимнастики, делая неглубокие вдохи и как можно длительные выдохи через сомкнутые губы.

Педагог должен знать, что для больных астмой существует метод самоконтроля (пикфлоуметрия), позволяющий заранее выявить обострение астмы.

Несмотря на тяжесть заболевания, необходимо активно привлекать детей для участия в жизни класса, они должны посещать секции, кружки.

Рекомендации педагогам,

 работающим с детьми, больными эпилепсией

Для детей, страдающих эпилепсией, характерны приступы судорог с расстройством сознания, изменения в эмоционально – психической сфере. Формируются такие черты, как медлительность, излишняя пунктуальность, следование привычным схемам поведения. При попытках (со стороны) изменения этой схемы следует бурный протест ребенка. Такие дети очень чувствительны к недостатку кислорода. Ежедневная медикаментозная терапия требует настойчивости и упорства.

Рекомендации:

  1. во время судорожного припадка ребенок обычно падает на пол. Если представится возможность, надо постараться сделать падение мягким. После того, как ребенок оказался лежащим на полу, освободить пространство вокруг него от стульев, столов. Положить ему под голову полотенце или руку, чтобы предотвратить травму головы. Шея должна быть в вытянутом положении, что поможет свободнее дышать. Обеспечить доступ свежего воздуха.
  2. во время судорог происходит спазм и сокращение мышц челюстей, из-за чего зубы сомкнуты. При попытке разжать их пальцами рискуете получить укус. Если протиснуть какой-либо предмет между зубами, пострадавший рискует сломать зубы. Поэтому лучше дать возможность событиям развиваться самостоятельно.
  3. придать телу ребенка правильное положение. Плавным движением повернуть ребенка набок, на левую сторону. Такое положение позволить освободить рот от накопившегося секрета. По окончании судорожного припадка наступает сон в течение нескольких часов.
  4. если приступ не прекращается через 3-5 минут, вызвать «скорую»

Рекомендации педагогам,

 работающим с детьми, больными сколиозом

Позвоночник  играет одну из ключевых ролей в здоровье. От состояния позвоночника зависит функциональное состояние внутренних органов и физическая выносливость. Сколиоз – это системное заболевание соединительной ткани, характеризующееся искривлением позвоночника. По локализации сколиоз бывает верхнегрудной, грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

При сколиотической болезни ухудшается выносливость к длительной статической нагрузке, ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости легких и снижению насыщения крови кислородом, увеличению внутригрудного и внутрибрюшного давления, а это уже отрицательно сказывается на деятельности центральной нервной системы и внутренних органов. Эти изменения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма, ухудшением сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижением работоспособности. У детей часто отмечается плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений нарушена.

Рекомендации:

  1. в процессе обучения необходимо выполнять режим разгрузки позвоночника, чередуя положение лежа и стоя;
  2. постоянно вырабатывать навык правильной осанки, она лечит сколиоз;
  3. контролировать выполнение врачебных рекомендаций каждым учеником;
  4. воспитывать положительное отношение к занятиям лечебной физкультурой и плаванию;
  5. создавать благоприятный психологический климат в классе для ровного и хорошего настроения учащихся, вселять веру в положительный исход заболевания.

Рекомендации педагогам,

 работающим с детьми с соматической патологией

(заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно - сосудистой, эндокринной, мочеполовой системы)

Для таких детей характерны:

  1. повышенная утомляемость;
  2. частые головные боли, боли в области сердца, живота;
  3. замедленное мышление;
  4. снижение познавательных интересов;
  5. пассивность на уроках;
  6. неуверенность в себе.

Рекомендации: для такой категории больных детей оздоровление должно начинаться с соблюдения норм и требований школьной гигиены:

  1. соблюдение режима дня – оптимальное время начала занятий, небольшая продолжительность пребывания в школе, кратность приема пищи;
  2. соблюдение соответствующего воздушно – теплового режима и проветривания;
  3. проведение ежедневной влажной уборки всех помещений;
  4. обеспечение нормируемых уровней освещенности рабочего места ученика, классной доски;
  5. подбор мебели с учетом роста, определение места за партой с учетом остроты зрения, слуха, частоты простудных заболеваний;
  6. регламентация учебной нагрузки – оптимально составленное расписание уроков в соответствии с гигиенической оценкой, проведение физминуток на уроках для снятия утомления, улучшения мозгового кровообращения и мобилизации внимания;
  7. проведение ежедневных прогулок, стимулирование двигательной активности детей;
  8. дополнительные каникулы в первых классах и дополнительные выходные для тяжелобольных детей;
  9. полноценное диетическое питание.

Рекомендации педагогам,

работающим с детьми с речевой  патологией

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно  - волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.  Дети с речевой патологией в целом обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту. Но могут быть отставания в развитии словесно – логического мышления (без специального обучения испытывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением).

    Двигательная сфера характеризуется недостаточной координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности испытывают при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недостаточное развитие мелкой моторики.

    При этом следует отметить, что у детей в обычные сроки развивается понимание обиходно – разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально – избирательное отношение к окружающему миру.

Рекомендации:

  1. работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  2. во время уроков сводить до минимума отвлекающие факторы;
  3. предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  4. дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы;
  5. во время урока предусматривать возможность для двигательной «разрядки»;
  6. по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

                                            Рекомендации педагогам,

работающим с детьми с патологией слуха

    У слабослышащих детей отмечается определенная специфика в развитии зрительного восприятия окружающей действительности; формируется тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь окружающих людей. У таких детей в раннем школьном возрасте снижена память. В дальнейшем же по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а так же осмысленность запоминания возрастают. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти. Запоминание и сохранение в памяти тем надежнее, чем более выражены в материале смысл и содержание.

   У слабослышащих детей наблюдается задержка в овладении речью. Это определяет своеобразие развития мышления. Проведение анализа и синтез знаний об объектах затруднены в связи с необходимостью использования словесного материала об объектах. Эти операции протекают успешнее, когда анализ осуществляется не только в словесном плане, но и связан с практическим опытом. В процессе обучения они сравнительно легко овладевают словарным составом языка. Однако с трудом усваивают значение обобщающих терминов, осмысливают понятия. Все это может отразиться на грамматике.

   Дефект слуха влечет за собой некоторые особенности и в формировании личности детей. Касаясь характерологических особенностей, можно отметить такие качества, как доброта и привязанность. А так же вспыльчивость и недоверчивость. Этим детям свойственны и черты инфантилизма. У них высокая самооценка, которая с возрастом становится адекватной.

Рекомендации:

  1. посадите в классе ребенка так, чтобы он видел лица учащихся при ответах и лицо учителя при объяснении учебного материала;
  2. если у ребенка одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости;
  3. при диктантах лицо учителя (по возможности) должно находиться на одном уровне с лицом ребенка;
  4. если ребенок не услышал  диктуемого слова, можно проговорить его ему около ушной раковины;
  5. речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной;
  6. при прохождении нового материала новые термины, понятия, смысл которых объясняет учитель, можно предъявлять ученику в виде печатных табличек или писать на доске;
  7. для безболезненной адаптации ребенка в среде слышащих одноклассников проведите воспитательную беседу с учащимися, корректно объясняя особенности общения со слабослышащим ребенком;
  8. в работе с родителями упор делайте на то, что без их помощи и поддержки ребенку будет очень трудно успевать за слышащими одноклассниками;
  9. дома с ребенком должны общаться так же, как и в школе –голосом нормальной разговорной громкости (можно немного громче), исключить из общения все жесты и ни в коем случае не кричать;
  10. единый речевой режим в школе очень важен. Объясните учителям, работающим с ребенком, особенности его характера, слуха, познакомьте их с правилами общения со слабослышащими детьми;
  11. если ребенок носит индивидуальный слуховой аппарат – требуйте его постоянного ношения в школе и следите за тем, чтобы он был постоянно включен;
  12. ПОМНИТЕ! Нельзя подходить и обращаться к слабослышащему ребенку со спины. Это пространство вызывает  у него тревогу. Лучше посадить ребенка поближе к стене, чтобы сзади никто не мог его напугать. Особенно важно соблюдать это правило в начальный период пребывания ребенка в школе;
  13. если вы заметили, что ученик вашего класса часто переспрашивает вас или одноклассников, старается подойти поближе, не реагирует на шепотную речь, не всегда внимательно слушает объяснение, часто раздражается или замыкается в себе – обратитесь к родителям с просьбой обследовать его слух у отоларинголога или сурдопедагога.

Рекомендации здоровым детям, общающимся с детьми

 с ограниченными возможностями

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

  1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу, которое присутствует при разговоре.
  2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя  и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте называть себя и пояснять к кому в данный момент вы обращаетесь.
  4. Если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут.
  5. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, - не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.
  6. Опираться или повиснуть на чьей – то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, это раздражает.
  7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют короткого ответа, кивка или жестов. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, а что – нет, это поможет человеку ответить вам, а вам – его понять.
  8. Когда вы разговариваете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам легче будет разговаривать.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом…» тому, кому это говорить не стоило.

Рекомендации педагогам, общающимся с детьми

 с ограниченными возможностями

Используйте слова и понятия

Избегайте слов и понятий

Человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; человек с ограниченными возможностями здоровья; человек с ограниченными функциями

Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный

Человек, использующий инвалидную коляску

Прикованный к инвалидной коляске

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект, несчастье

Имеет ДЦП (или другое)

Страдает ДЦП

Ребенок с задержкой в развитии; медленно обучаемый ребенок; человек с задержкой в развитии

«Тормоз», слабоумный

Человек с синдромом Дауна; дети с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид», даунята

Человек с эпилепсией; люди, подверженные эпилептическим припадкам

Эпилептик, припадочный

Душевнобольные люди; люди с психическими проблемами; люди с душевным или эмоциональным расстройством

Сумасшедший, псих

Слепой человек; незрячий человек; невидящий человек» слабовидящий человек; человек с нарушением слуха; глухой человек; слабослышащий человек; человек с остатками слуха

Слепой, как крот; совершенно слепой; глухонемой, глухой, тугоухий

Рекомендации здоровым детям, общающимся с детьми, испытывающими трудности при передвижении

  1. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного передвижения. Многие дети, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способность ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.д. коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
  2. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Нель начать катить коляску без разрешения.
  3. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  4. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, каким образом ее лучше оказать, и следуйте полученным инструкциям.
  5. Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  6. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  7. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности в передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Рекомендации здоровым детям,

общающимся с незрячими детьми

   Нарушение зрения имеет много степеней. Ребенок может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей немного, многие имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предметов.

  1. Предложите свою помощь. Не направляйте ребенка, не стискивайте его руку, идите так, как вы ходите обычно. Не нужно хватать слепого ребенка и тащить его за собой.
  2. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
  3. Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от тебя стоит стол». Или: Слева от двери стоит стул». Предупреждайте о препятствиях: о ступенях, лужах, низких потолках, трубах и т.д. обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
  4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что это не всем детям нравится.
  5. Не отнимайте и не стискивайте трость у ребенка.
  6. Если вы собираетесь что – то читать незрячему ребенку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом просят. Не заменяйте чтение пересказом.
  7. Когда вы предлагаете незрячему ребенку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой – то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
  8. Когда вы общаетесь с группой незрячих детей, не забудьте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.
  9. Не заставляйте своего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, то предупредите его об этом.
  10. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  11. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются мимикой и жестами, вроде «карандаш находится где-то там, на столе». Старайтесь быть точным: «карандаш находится возле твоей левой руки».
  12. Если вы заметили, что незрячий ребенок сбился с маршрута, не управляйте его движениями на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  13. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте резких движений, рывков.