Учитель года 2017

Харчев Владимир Алексеевич

Конкурсное задание "Методический семинар"

  1. Презентация "Применение технологии интегрированного обучения на уроках Информатики и ИКТ". Скачать с Яндекс Диск
  2. Пояснительная записка. Скачать c Яндекс Диск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к презентации «Применение технологии интегрированного обучения на уроках информатики и ИКТ»

Харчев В.А.

«Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи»

Я.А. Коменский.

Дифференцированная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину мира. Для наиболее целостного понимания проблем изучения  законов природы, школьник должен видеть причинно-следственные связи развития дисциплин.

Уроки информатики – это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» многие школьные предметы.

Актуальность межпредметных связей в преподавании информатики  обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые науки – биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и другие, практическое применение которых имеет огромное значение для человека. Благодаря созданию новых наук появились и новые открытия. Поэтому существование интегрированных наук – это необходимость сегодняшнего дня.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Интегрированный урок является эффективным средством реализации метапредметного подхода, заложенного в системе новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Интеграция информатики и информационных технологий с физикой, математикой, образовательной робототехникой является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Приведем несколько примеров применения технологии интегрированного обучения.

  1. На уроках информатики и ИКТ в 7 классе в рамках изучения векторной графики и системы компьютерного черчения КОМПАС-3D учащиеся выполняют геометрические построения перпендикуляра к прямой, угла, равного данному, биссектрисы угла, треугольника по заданным элементам с помощью циркуля и линейки, знакомые им с уроков геометрии, используя объекты панели инструментов «Геометрия».
  2. Вычислительные возможности электронных таблиц применяются на уроках в 9 классе для построения графиков функций по таблицам их значений, а также для решения уравнений, не разрешимых в курсе алгебры, графическим методом и численными методами. Аналогичные задания выполняются при изучении программирования в Visual Basic.
  3. В ходе изучения темы «Компьютерное моделирование» учащиеся исследуют интерактивные физические модели математического, физического, пружинного маятников, полета снаряда, выпущенного из пушки под углом к горизонту, а также строят  аналогичные модели в электронных таблицах и в среде программирования Visual Basic.
  4. В течение нескольких лет в нашей школе мной преподается межпредметный курс для 10 – 11 классов с «говорящим» названием «Математические основы информатики», учебник для которого написан Е.В. Андреевой, Л.Л. Босовой и И.Н. Фалиной. Курс знакомит старшеклассников со следующими разделами современной математики и информатики:
  • системы счисления;
  • представление информации в компьютере;
  • введение в алгебру логики;
  • основы теории алгоритмов;
  • основы компьютерной графики.
  1. В рамках изучения тем «Алгоритм» и «Программирование» в 6 и 9 классах применяются реальные исполнители – роботы из конструкторов LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Введение образовательной робототехники в учебный процесс значительно усиливает интерес школьников к информатике.
  2. В свою очередь, на занятиях по робототехнике учащиеся часто встречаются с физическими терминами и задачами. Программное обеспечение LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 используется как мощный инструмент для научных исследований. Ученики могут применять его для создания прогнозов, сбора, анализа и управления данными во время проведения экспериментов, экспортируя эти данные в электронные таблицы, строя графики в реальном времени, работая с несколькими массивами данных одновременно.

Применение технологии интегрированного обучения:

  • позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира;
  • ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата;
  • увеличивает информативную емкость урока;
  • является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях.

В качестве результатов применения технологии интегрированного обучения я вижу следующее.

  • Наблюдается увеличение интереса к предмету информатики, рост числа учеников, выбирающих информатику и ИКТ в качестве экзамена по выбору.
  • Наличие призеров и победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике (Шаберов Н., Крымов М., Ворошилова А., Мякишев Д., Савкин Ю., Назаров А.).
  • Наличие призеров и победителей областных и городских олимпиад и соревнований по робототехнике (Шаберов Н., Грибов А., Чиров Н.).