Самообразование

Зарубина Светлана Владимировна

Отчёт по теме самообразования "Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста, посредством фольклорного слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчёт по теме самообразования23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования за 2016-2017 г.

Тема: «Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста, посредством фольклорного слова»

                                                                       Воспитатель: Зарубина С.В.

Цель:

  • повышение уровня развития связной речи средствами фольклора;
  • приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

Задачи:

-выявить значение фольклорного слова в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;

-показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Актуальность темы самообразования

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

             

План по работе с детьми на 2016-2017 учебный год

Месяц

Деятельность с детьми

Сентябрь

Знакомство с вновь прибывшими детьми (адаптация)

Октябрь

Чтение потешки: «Ладушки», сопровождаемое пальчиковой гимнастикой

Ноябрь

Русская народная сказка «Колобок»-рассказывание, сопровождаемое показом на фланелеграфе

Декабрь

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Совместная работа «Овечка»

Январь

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»

Февраль

Чтение потешки «Вот и люди спят»

Март

Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко»

Апрель

Кукольный театр по сказке «Теремок»

Май

Русская народная сказка «Репка»  (игра- инсценировка)

     

           Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

        Очень эффективен прием использования художественного слова во время проведения режимных моментов, в которых использовала следующие потешки: например, «Баю, баю, баиньки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток качать». При умывании, например: «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся». Сначала дети прислушивались, а потом охотно проговаривали слова и выполняли указанные действия.

      Тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко,  весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

        Показав детям новую игрушку и обыграв  потешку  кисонька-мурысенька, я обратила внимание, что дети,  затаив дыхание,  смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь. 

        Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

        На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам.  Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

         Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

         Встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. После знакомства со сказкой или потешкой обязательно спрашиваю детей о героях и их характере. Одни вопросы помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок»? - хитрая, - говорят дети.

         Знакомя детей со сказками, проводила словарную работу: объясняла непонятные слова, выражения, рассказывала о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту же работу проводила и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

        Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок. В этом году мы инсценировали сказку: «Репка».

        Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

        В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи,  развитию творческих способностей  детей.

        Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, сказками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров, расширился кругозор, увеличился словарный запас. Застенчивые и малоговорящие дети  стали намного активнее.