физика 8 класс

Все что может пригодиться 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальная экспериментальная работа.

Экспериментально доказать, выяснить что происходит с внутренней энергией тела при испарении?

Техника безопасности: 1. Быть осторожными при работе со стеклом, так как стаканы стеклянные.  2. Жидкости могут разлиться из сосуда при неосторожном обращении.                                    3. Осторожно пользоваться физическим прибором – термометром.

Ход работы

1. Заметьте начальное показание термометра, t 1 =____0 С.

2. Шарик термометра, обёрнутый ватой, обмакните в ацетон.

Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр, t 2 =____0 С.

3. Сделайте вывод

Отчет  (зачитываете подставив нужные записи).     Начальное показание термометра t 1 =____0 С. Когда шарик термометра обернули ватой и обмакнули  в жидкости, то через некоторое время отметили, что термометр показывает температуру t 2 =___0 С. Температура ______________________. (увеличилась, уменьшилась)

ВЫВОД:  при испарении внутренняя энергия  (увеличивается, уменьшается, не изменяется ).                                                              .                                                                     нужное подчеркнуть.                            ________________________________________________________________________________

Фронтальная экспериментальная работа.

Экспериментально доказать, выяснить что происходит с внутренней энергией тела при испарении?

Техника безопасности: 1. Быть осторожными при работе со стеклом, так как стаканы стеклянные.  2. Жидкости могут разлиться из сосуда при неосторожном обращении.                                    3. Осторожно пользоваться физическим прибором – термометром.

Ход работы

1. Заметьте начальное показание термометра, t 1 =____0 С.

2. Шарик термометра, обёрнутый ватой, обмакните в ацетон.

Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр, t 2 =____0 С.

3. Сделайте вывод

Отчет  (зачитываете подставив нужные записи).     Начальное показание термометра t 1 =____0 С. Когда шарик термометра обернули ватой и обмакнули  в жидкости, то через некоторое время отметили, что термометр показывает температуру t 2 =___0 С. Температура ______________________. (увеличилась, уменьшилась)

ВЫВОД:  при испарении внутренняя энергия  (увеличивается, уменьшается, не изменяется ).                                                              .                                 нужное подчеркнуть _______________________________________________________________________________

Фронтальная экспериментальная работа.

Экспериментально доказать, выяснить что происходит с внутренней энергией тела при испарении?

Техника безопасности: 1. Быть осторожными при работе со стеклом, так как стаканы стеклянные.  2. Жидкости могут разлиться из сосуда при неосторожном обращении.                                    3. Осторожно пользоваться физическим прибором – термометром.

Ход работы

1. Заметьте начальное показание термометра, t 1 =____0 С.

2. Шарик термометра, обёрнутый ватой, обмакните в ацетон.

Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр, t 2 =____0 С.

3. Сделайте вывод

Отчет  (зачитываете подставив нужные записи).     Начальное показание термометра t 1 =____0 С. Когда шарик термометра обернули ватой и обмакнули  в жидкости, то через некоторое время отметили, что термометр показывает температуру t 2 =___0 С. Температура ______________________. (увеличилась, уменьшилась).ВЫВОД:  при испарении внутренняя энергия  (увеличивается, уменьшается, не изменяется ).                                                              .                                                                     нужное подчеркнуть.                                                        

Фронтальные экспериментальные работы

        1 группа: Зависимость испарения от рода вещества.

Оборудование: пипетка, 2 листа бумаги (стеклянные пластины), сосуды с жидкостями: вода, уайт-спирит.

Ход работы: капните на один лист бумаги (стеклянные пластины )  каплю воды, на второй лист (стеклянную пластину) уайт-спирит. Подождать некоторое время. Капли жидкости испаряются.    Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости- какая жидкость испарилась быстрее?

ВЫВОД:  скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

??? Почему ________ испарился быстрее, чем ______(объяснить)______________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Фронтальные экспериментальные работы

      2 группа: Зависимость испарения от температуры

Оборудование: 2 листа бумаги (стеклянные пластины), сосуд с водой, пипетка.

Ход работы: капните на два листа бумаги ( чистые стеклянные пластины)  по капле воды, одну из пластин поместите над батареей, которая находится в классе, а второй – держите на поверхности парты.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.

ВЫВОД:  скорость испарения жидкости зависит от температуры.

??? Почему лист помещенный  над батарей испарился __________(медленнее, быстрее)

 чем лист который находился на парте (объяснить)___________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Фронтальные экспериментальные работы

  1. группа: Зависимость испарения от площади поверхности

Оборудование: 2 листа бумаги (стеклянные пластины), сосуд с уайт-спиритом, пипетка.

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле уайт-спирита так, чтобы капля в первом случае не растеклась, а во втором - сильно растеклась.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности.

ВЫВОД:  скорость испарения жидкости зависит площади поверхности.

??? Почему лист с сильно растекшейся каплей испарился __________(медленнее, быстрее)

 чем лист на которой капля не растеклась. (объяснить)___________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фронтальные экспериментальные работы

       4 группа: Зависимость испарения от наличия ветра

Оборудование: 2 листа бумаги (стеклянные пластины), сосуд со спиртом, веер. (придумать как сделать ветер)

Ход работы: капните на два листа ( чистые стеклянные пластины) по капле спирта. Обмахивайте веером один из листов (пластин) .

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра.

ВЫВОД:  скорость испарения жидкости зависит от наличия ветра.

??? Почему с листа с каплей над которым был ветер каплей испарился __________(медленнее, быстрее),  чем лист на которой капля не растеклась. (объяснить)____________________________________________________________________

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу?
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4.  Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4.  Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4.  Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота?
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»?

Выводы в тетрадь:

Интенсивность испарения зависит от:

  • рода вещества;
  • от скорости движения воздуха над поверхности жидкости;
  • от температуры;
  • от площади поверхности жидкости.

Возникает естественный вопрос: зависит ли интенсивность изменения внутренней энергии жидкости от интенсивности испарения?

Правильно. Чем быстрее будет испаряться жидкость, тем быстрее будет уменьшаться ее внутренняя энергия и, следовательно, ее температура.

Одновременно с испарением происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.

Для того чтобы этот процесс шел, нужно, чтобы энергичные (быстрые) молекулы пара уменьшили свою скорость. Это обычно происходит на поверхности жидкого или твердого тела или требует наличия в газе центров конденсации. Их роль могут играть различные примеси или пылинки. Конденсация сопровождается выделением энергии.

Жидкость испаряется не только в открытом пространстве, но и в закрытых сосудах. Нальем в банку горячей воды. Закрываем банку крышкой. Жидкость продолжает испаряться, но пар в воздухе не рассеивается. При этом уровень жидкости в сосуде не изменяется. Молекулы жидкости, покидающие её, движутся, взаимодействуют друг с другом со стенками и крышкой сосуда уменьшают свою энергию и возвращаются в жидкость.

В этом случае могут наблюдаться два явления:

  1. Количество молекул, покинувших жидкость, равно количеству молекул, вернувшихся в неё, наступает динамическое равновесие.
  2. Количество молекул, покидающих жидкость, больше количества молекул, возвращающихся в неё. В первом случае пар над жидкостью называют насыщенным, во втором – ненасыщенным.
  • Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным.
  • Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называют ненасыщенным.

Испарение жидкости и конденсация играют важную роль в природе и жизни человека.

5. Закрепление.

Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

Решение качественных задач

  1. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе? (просто на столе)
  2. Почему, желая скорее высушить пол, на который пролита вода, ее растирают по полу? (увеличение поверхности испарения, увеличивает скорость испарения)
  3. Какое значение имеет для организма выделение пота? (выделение пота и испарение его предохраняет организм от перегрева)
  4. Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами «пар»? (пар, охладившись, конденсируется в виде тумана («пар») или даже инея)

6. Домашнее задание.

Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех.

7. Первичная проверка знаний. (тест)

Практическое применение испарения и конденсации:

  • Быстро испаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования (фреон, аммиак)

  • в жарких странах воду принято хранить в глиняных сосудах.

  • при поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15 – 20 минут вода будет достаточно холодной.
  • при высокой температуре назначают потогонные средства (он испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается).

  • при высокой температуре эффективны обтирания  водой, в которую добавлено несколько капель уксуса.

  • в большой мороз можно отморозить нос, т. к. температура кожи уменьшается, поверхность кожи переохлаждается. ( нужно закрывать нос, нельзя рот).

Интересные факты.

   Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.

       в пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 800 С днем и падать до 40 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.

     Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

   У слона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.

У зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

1.Обьясните физический смысл японской пословицы: «Дождь пройдет- земля высохнет».

Происходит испарение.

2.Многие растения пустыни вместо листьев имеют колючки или шипы. Почему?

Колючки и шипы- это приспособления, которые позволяют  этим растениям более экономично расходовать влагу, так ка колючки и шипы нагреваются солнцем гораздо меньше, чем нагревались бы листья, и следовательно, испаряют намного меньше воды.

3.В произведении А.С Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

 

Почему на окне конденсируется водяной пар?

Конденсат от столкновения холодного и теплого, влажного потока.

4.Русская пословица гласит: «Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится». Почему Самовар  без крышки не закипает?

При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию.

1.Обьясните физический смысл японской пословицы: «Дождь пройдет- земля высохнет».

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Многие растения пустыни вместо листьев имеют колючки или шипы. Почему?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.В произведении А.С Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Почему на окне конденсируется водяной пар?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Русская пословица гласит: «Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится».                                Почему Самовар  без крышки не закипает?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г. Альметьевска Республики Татарстан

       «Рассмотрено»                                                        «Согласовано»                                                                      «Утверждаю»                                                          Руководитель ШМО                                             Заместитель директора по УВР                                               Директор школы

________  Н.Н.Ившина                              ____________И.И.Гизатуллина                                                            __________С.Л.Галанина

Протокол № ____                                                  от «___»__________2019г                                       Приказ № _205____ «_02___»_сентября____2019г.                                                                                    «____»___________2019г.                                     .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету    ФИЗИКА                    

                                                                                              для    8А, 8Б,  8В, 8Г  классов

на 2019-2020 учебный год

учителя I квалификационной категории

Ившиной Наили Науфаловны

                        «Принято»

педагогическим советом                                

Протокол №1 от «29» августа 2019г

Альметьевск, 2019

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Тепловые явления

  • тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Электромагнитные явления

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,
  • действие магнитного поля на проводник с током;
  • прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

формированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Лабораторная работа №1 «Определение количества теплоты».Удельная теплоемкость. Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости». Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Лабораторная работа №3 «Определение относительной влажности». Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

24

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».Электрическое напряжение. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения». Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества. Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления».

Зависимость силы тока от напряжения. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №7 «Измерение силы тока и его регулирование».Последовательное соединение проводников.Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).  Параллельное соединение проводников.Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Лабораторная работа №8 «Измерение работы и мощности электрического тока». Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).Конструирование электродвигателя.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. Наблюдение явления отражения и преломления света. Измерение углов падения и преломления. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

 Изображение предмета в зеркале и линзе. Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния линзы». Лабораторная работа №11 «Определение оптической силы линзы».  Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

46

Итого

70


                                                                                  Календарно-тематическое планирование

 (А.В.Пёрышкин. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2018

Изучаемый раздел, тема урока

Кол час\

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактическиесроки

Тепловые явления 24 часа

1

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Измерение температуры. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.

1

8а-0309

8б-03.09

8в-03.09

8г-04.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- различать тепловые явления;

- анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул;

- проводить эксперименты, делать отчет,  объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений;

- объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории.

п.1, отв на вопросы

 устно, выучить

определения

2

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1

8а-05.09

8б-05.09

8в-05.09

8г-07.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;

- приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении

- объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают  работу или тело совершает работу;

- перечислять способы изменения внутренней энергии;

- приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи;

- проводить опыты по изменению внутренней энергии.

п.2,3 отв на вопросы,

 упр.2(1,2) устно задание

 стр.11(п)

3

Теплопроводность. Конвекция.

1

8а-10.09

8б-10.09

8в-10.09

8г-11.06

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности, конвекции;

- проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы

-анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

п.4,5 отв на вопр.

знать определения

4

Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

8а-12.09

8б-10.09

8в-10.09

8г-12.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры теплопередачи путем излучения;

- проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы

-приводить примеры теплопередачи путем  излучения;

-анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;  - сравнивать виды теплопередачи

п.6 отв на вопр..

знать определение,

 задание стр.

5

Количество теплоты.

1

8а-17.09

8б-17.09

8в-17.09

8г-18.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал.

п.7 отв на вопрсы,

 знать формулу,

 упр(  )

6

Лабораторная работа №1 «Определение количества теплоты».

1

8а-19.09

8б-19.09

8в-19.09

8г-21.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении

- определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене.

Л.1024, 1025

 решить задачи,

знать формулу

7

Удельная теплоемкость.

1

8а-24.09

8б-24.09

8в-24.09

8г-25.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;

- приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ.

п.8.9 отв нв вопр,

знать формулу,

задание стр.25,

упр7(1,2) устно, упр.8(3) решить

8

Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости».

1

8а-26.09

8б-26.09

8в-29.09

8г-28.09

8а-

8б-

8в-

8г-

- определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением.

Л.1027,1028 решить,

знать формулу

9

Удельная теплота сгорания топлива.

1

8а-01.10

8б-01.10

8в-01.10

8г-02.10

8а-

8б-

8в-

8г-

-объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее;

- приводить примеры экологически чистого топлива.

п.10 отв на вопр.,

упр 10(1,3) решить

10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

8а-03.10

8б-03.10

8в-03.10

8г-03.10

8а-

8б-

8в-

8г-

-приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому;   - приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии.

11

Решение задач на расчет количества теплоты.

1

8а-08.10

8б-08.10

8в-08.10

8г-09.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- работать с текстом учебника; с таблицами учебника, анализировать табличные данные;

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности; анализируют результаты, полученные при решении задач;

- работать в парах, группах.

12

. Контрольная работа №1 «Количество теплоты».

1

8а-10.10

8б-10.10

8в-10.10

8г-12.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности; анализируют результаты, полученные при решении задач

13

Анализ контрольной работы №1 .

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

8а-15.10

8б-15.10

8в-15.10

8г-16.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры агрегатных состояний вещества;

- отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел;

- отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, и объяснять результаты эксперимента;

- анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания.

- рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования.

- объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений.

14

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

8а-17.10

8б-17.10

8в-17.10

8г-19.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять понижение температуры жидкости при испарении; - приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара;

- приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара.

15

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1

8а-22.10

8б-22.10

8в-22.10

8г-23.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- анализировать зависимость температуры кипения от давления;

- объяснять отличие кипения от испарения.

16

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

8а-24.10

8б-24.10

8в-24.10

8г-26.10

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации;

- рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы.

17

Влажность воздуха.

1

8а-29.10

8б-29.10

8в-29.10

8г-09.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; измерять влажность воздуха.

18

Лабораторная работа №3 «Определение относительной влажности».

1

8а-07.11

8б-07.11

8в-07.11

8г-13.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- работать с текстом учебника; с таблицами учебника, анализировать табличные данные;

- разрабатывать план выполнения работы;

- проводить эксперименты, делать отчет,  объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений;

19

Работа газа при расширении.

1

8а-12.11

8б-12.11

8в-12.11

8г-16.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять принцип работы и устройство ДВС; приводить примеры применения ДВС на практике.

20

Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель).

1

8а-14.11

8б-14.11

8в-14.11

8г-20.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; приводить примеры применения паровой турбины в технике.

21

КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

8а-19.11

8б-19.11

8в-19.11

8г-23.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- сравнивать КПД различных машин и механизмов;

- приводить примерыэкологических проблем использования тепловых машин.

22

Решение задач «КПД теплового двигателя»

1

8а-21.11

8б-21.11

8в-21.11

8г-23.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач; - работать в парах, группах.

23

Решение комбинированных задач по теме «Тепловые явления».

1

8а-26.11

8б-26.11

8в-26.11

8г-30.11

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач; - работать в парах, группах.

24

Контрольная работа №2 «Тепловые явления»

1

8а-28.11

8б-28.11

8в-28.11

8г-04.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач.

Электромагнитные явления 44 часа

25

Анализ контрольной работы №2.

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

1

8а-03.12

8б-03.12

8в-03.12

8г-07.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять электризацию тел при соприкосновении;

- объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов

- обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле; - определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу - объяснять образование положительных и отрицательных ионов.

26

Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп.

1

8а-10.12

8б-10.12

8в-10.12

8г-11.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять опыт Иоффе—Милликена;

- доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд.

- пользоваться электроскопом;

- устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении

- применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.

27

Проводники, полупроводники и изоляторы электричества.

1

8а-12.12

8б-12.12

8в-12.12

8г-14.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- на основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков;

- приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода; наблюдать работу полупроводникового диода.

28

Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля.

1

8а-17.12

8б-17.12

8в-17.12

8г-18.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле;

- объяснять физический смысл напряженности электрического поля.

29

Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

1

8а-19.12

8б-19.12

8в-19.12

8г-21.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять назначения конденсаторов в технике;

- объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; - рассчитывать электроемкость конденсатора, энергию конденсатора.

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

8а-24.12

8б-24.12

8в-24.12

8г-25.12

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять устройство сухого гальванического элемента; приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение; - приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике; - объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока.

31

Электрическая цепь и ее составные части.

1

8а-09.01

8б-09.01

8в-09.01

8г-11.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи;

- собирать электрическую цепь.

32

Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах.

1

8а-14.01

8б-14.01

8в-14.01

8г-15.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи.

33

Сила тока.

1

8а-16.01

8б-16.01

8в-16.01

8г-18.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени;- рассчитывать по формуле силу тока; - выражать силу тока в различных единицах.

34

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

8а-21.01

8б-21.01

8в-21.01

8г-22.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; - включать амперметр в цепь;

- определять цену деления амперметра;- чертить схемы электрической цепи; - измерять силу тока на различных участках цепи.

35

Электрическое напряжение.

1

8а-23.01

8б-23.01

8в-23.01

8г-25.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять физический смысл напряжения;

- выражать напряжение в кВ, мВ;

- рассчитывать напряжение по формуле.

36

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения».

1

8а-28.01

8б-28.01

8в-28.01

8г-29.01

8а-

8б-

8в-

8г-

- определять цену деления вольтметра;

- включать вольтметр в цепь; измерять напряжение на различных участках цепи.

37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.

1

8а-30.01

8б-30.01

8в-30.01

8г-01.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять причину возникновения сопротивления;

- устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; - исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника.

38

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления».

1

8а-04.02

8б-04.02

8в-04.02

8г-05.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;

- работать с текстом учебника,  анализировать табличные данные;

- представлять результаты измерений в виде таблиц; анализировать результаты опытов и графики;

- работать в парах.

39

Зависимость силы тока от напряжения. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

8а-06.02

8б-06.02

8в-06.02

8г-08.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- записывать закон Ома в виде формулы;

- решать задачи на закон Ома.

- работать с текстом учебника,  анализировать табличные данные; - представлять результаты измерений в виде таблиц; анализировать результаты опытов и графики; - работать в парах.

40

Удельное сопротивление.

1

8а-11.02

8б-11.02

8в-11.02

8г-12.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- работать с текстом учебника,  анализировать табличные данные;

- вычислять удельное сопротивление проводника.

41

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Измерение силы тока и его регулирование».

1

8а-13.02

8б-13.02

8в-13.02

8г-15.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи.

42

Контрольная работа №3 «Закон Ома для участка цепи».

1

8а-18.02

8б-18.02

8в-18.02

8г-19.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач.

43

Анализ контрольной работы№3.

Последовательное соединение проводников.Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).

1

8а-20.02

8б-20.02

8в-20.02

8г-22.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры применения последовательного соединения;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников.

44

Параллельное соединение проводников.Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

1

8а-25.02

8б-25.02

8в-25.02

8г-26.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- приводить примеры применения параллельного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении

45

Решение задач на смешанные соединения проводников.

1

8а-27.02

8б-27.02

8в-27.02

8г-29.02

8а-

8б-

8в-

8г-

- рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников.

46

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов.

1

8а-03.03

8б-03.03

8в-03.03

8г-04.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- рассчитывать работу  электрического тока;

- выражать работу тока МВт•ч; кВт•ч.

47

Мощность электрического тока.

1

8а-05.03

8б-05.03

8в-05.03

8г-07.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- рассчитывать  мощность электрического тока;

- выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

48

Лабораторная работа №8 «Измерение работы и мощности электрического тока».

1

8а-10.03

8б-10.03

8в-10.03

8г-11.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы.

49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

1

8а-12.03

8б-12.03

8в-12.03

8г-14.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца

50

Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

1

8а-17.03

8б-17.03

8в-17.03

8г-18.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- изучить устройство лампы накаливания

- различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах

51

Решение комбинированных задач «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»

1

8а-19.03

8б-19.03

8в-19.03

8г-21.03

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач;

- работать в парах, группах.

52

Контрольная работа №4 «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».

1

8а-02.04

8б-02.04

8в-02.04

8г-01.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач.

53

Анализ контрольной работы №4.

Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.

1

8а-07.04

8б-07.04

8в-07.04

8г-04.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; - объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; - приводить примеры магнитных явлений

- объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа;  - работать в группе.

54

Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

8а-09.04

8б-09.04

8в-09.04

8г-08.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов; - описывать опыты по намагничиванию веществ

55

Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

8а-14.04

8б-14.04

8в-14.04

8г-11.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- называть способы усиления магнитного действия катушки с током; - приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту; - собирать электромагнит постоянного тока;

- работать в группе

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Конструирование электродвигателя.

1

8а-16.04

8б-16.04

8в-16.04

8г-15.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; - перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми; - собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); - определять основные детали электрического двигателя постоянного тока

57

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света.

1

8а-21.04

8б-21.04

8в-21.04

8г-18.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- наблюдать прямолинейное распространение света;

- объяснять образование тени и полутени;

- проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени.

58

Закон отражения света. Плоское зеркало

1

8а-23.04

8б-23.04

8в-23.04

8г-22.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- наблюдать отражение света;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения.

59

Закон преломления света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. Наблюдение явления отражения и преломления света. Измерение углов падения и преломления.

1

8а-28.04

8б-28.04

8в-28.04

8г-25.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале;

- строить изображение точки в плоском зеркале.

- наблюдать преломление света;- работать с текстом учебника; - проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы

60

Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

1

8а-30.04

8б-30.04

8в-30.04

8г-29.04

8а-

8б-

8в-

8г-

- различать линзы по внешнему виду;

- определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение

- объяснять восприятие изображения глазом человека;

- применять межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображения.

61

Изображение предмета в зеркале и линзе.

1

8а-05.05

8б-05.05

8в-05.05

8г-02.05

8а-

8б-

8в-

8г-

- строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей)для случаев: F> f; 2F< f; F< f <2F;

- различать мнимое и действительное изображения

- анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, - строить изображение в фотоаппарате;

62

Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния линзы».

1

8а-07.05

8б-07.05

8в-07.05

8г-06.05

8а-

8б-

8в-

8г-

- измерять фокусное расстояние линзы;

- работать в группе.

63

Лабораторная работа №11 «Определение оптической силы линзы».

1

8а-12.05

8б-12.05

8в-12.05

8г-13..05

8а-

8б-

8в-

8г-

- измерять оптическую силу линзы;

- работать в группе.

64

Контрольная работа №5 «Оптические явления».

1

8а-14.05

8б-14.05

8в-14.05

8г-13.05

8а-

8б-

8в-

8г-

- применять знания к решению задач на построение изображений, даваемыхплоским зеркалом и линзой;

65

Анализ контрольной работы №5. Повторение раздела «Тепловые явления».

1

8а-19.05

8б-19.05

8в-19.05

8г-16.05

8а-

8б-

8в-

8г-

-анализируют результаты, полученные при решении задач.

66

Решение задач по теме : «Электрические  явления»

1

8а-21.05

8б-21.05

8в-21.05

8г-23.05

8а-

8б-

8в-

8г-

-применяют знания из курса математики и физики при решении задач.

- анализируют результаты, полученные при решении задач.

67

. Решение задач по теме : «Электромагнитные и световые явления»

1

8а-26.05

8б-26.05

8в-27.05

8г-26.05

8а-

8б-

8в-

8г-

-применяют знания из курса математики и физики при решении задач.

- анализируют результаты, полученные при решении задач.

68

Итоговая контрольная работа

8а-28.05

8б-28.05

8в-28.05

8г-30.05

8а-

8б-

8в-

8г-

 - используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности.

69

Анализ итоговой контрольной работы.              "Я знаю, я могу..."

1

8а-

8б-

8в-

8г-

8а-

8б-

8в-

8г-

-оценивают достигнутые результаты. Определяют причины успехов и неудач

П. отв на вопр

70

Урок-экскурсия

1

8а-

8б-

8в-

8г-

8а-

8б-

8в-

8г-

- наблюдать, устанавливать причины, делать умозаключения.



Предварительный просмотр:

Фамилия __________________________ Имя ______________________ Класс 8

ВАРИАНТ 1

Часть 1

К каждому из заданий 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Вещество сохраняет форму и объем, если находится в

1) твердом агрегатном состоянии

2) жидком агрегатном состоянии

3) твердом или жидком агрегатном состоянии

4) газообразном агрегатном состоянии

2. На графике показана зависимость температуры вещества от времени его нагревания. В начальный момент вещество находилось в твердом состоянии.

Через 10 мин после начала нагревания вещество находилось

1) в жидком состоянии

2) в твердом состоянии

3) в газообразном состоянии

4) и в твердом, и в жидком состояниях

3. Тело заряжено отрицательно, если на нем

1) нет электронов

2) недостаток электронов

3) избыток электронов

4) число электронов равно числу протонов

4. В цепи, показанной на рисунке, сопротивление R = 3 Ом, амперметр показывает силу тока 2 А.

Показание вольтметра равно

1) 4 В         2) 6 В         3) 12 В       4) 16 В

5. Магнитная стрелка помещается в точку А около постоянного магнита, расположенного, как показано на рисунке.

Стрелка установится в направлении

  1.            2)

   

3)                                                   4)                                          

6. На рисунке изображено плоское зеркало и падающий на него луч 1.

Отраженный луч 1’ правильно показан на рисунке

7. Чтобы экспериментально определить, зависит ли количество теплоты, сообщаемое телу при нагреве, от массы тела, необходимо

А) взять тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ, и нагреть их на равное количество градусов;

Б)  взять тела разной массы, сделанные из одного вещества, и нагреть их на равное количество градусов;

В) взять тела разной массы, сделанные из разных веществ, и нагреть их на разное количество градусов.

Правильным способом проведения эксперимента является

1) А           2) Б              3) В           4) А или Б

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 8-10) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

При выполнении заданий 8 и 9 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.

8. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

ПРИБОР

А) вольтметр

Б) рычажные весы

В) электроплитка

А

Б

В

ФИЗИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1) взаимодействие магнитных полей

2) тепловое действие тока

3) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям

4) условие равновесия рычага

5) магнитное действие тока

9. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) сила тока

Б) напряжение

В) сопротивление

А

Б

В

ФОРМУЛЫ

1) IU       2)         3) qt        4)           5)    

При выполнении задания 10 ответ (число) надо записать в отведенное место после слова «Ответ», выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно.

10. На рисунке представлен график зависимости количества теплоты, полученного телом при плавлении, от массы тела. Все тела одинаковы по составу вещества. Определите удельную теплоту плавления этого вещества.

Ответ: ______________ (кДж/кг)

Часть 3

Для ответа на задание части 3 (задание 11) используйте место ниже задания. Запишите сначала ответ, а затем его пояснение.

11.  В какую погоду быстрее сохнет мокрое белье: в сухую или в ветреную при прочих равных условиях? Ответ поясните.

 

 


Фамилия __________________________ Имя ______________________ Класс 8

ВАРИАНТ 2

Часть 1

К каждому из заданий 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется

1) кристаллизация

2) конденсация

3) плавление

4) парообразование

2. На графике показана зависимость температуры вещества от времени его нагревания. В начальный момент вещество находилось в твердом состоянии.

Через 40 мин после начала нагревания вещество находилось

1) в жидком состоянии

2) в твердом состоянии

3) в газообразном состоянии

4) и в твердом, и в жидком состояниях

3. Два заряженных тела отталкиваются, если их заряды

А) одноименные

Б) разноименные

Верно утверждение:

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

4. В цепи, показанной на рисунке, напряжение U = 120 В,  сопротивление R1 = 20 Ом, R2 = 30 Ом.

Амперметр показывает силу тока

1) 2 А         2) 6 А         3) 10 А       4) 20 А

5. Имеется магнитное поле, направление магнитных линий которого показано на рисунке.

Магнитная стрелка в этом поле установится в направлении

  1.            2)

   

3)                                                   4)                                          

6. С помощью собирающей линзы можно получать изображение

А) действительное уменьшенное

Б) действительное увеличенное

В) мнимое увеличенное

Верно утверждение

1) только А      2) только Б       3) А и Б         4) А, Б и В.

7. Требуется экспериментально определить, зависит ли количество теплоты, сообщаемое телу при плавлении, от его объёма. Имеется набор предметов, сделанных из свинца и цинка.

Для проведения опыта следует выбрать набор

1) А или В           2) А              3) Б           4) А или Б

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 8-10) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

При выполнении заданий 8 и 9 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.

8. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

ПРИБОР

А) электроскоп

Б) психрометр

В) рычажные весы

ФИЗИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1) действие электрического поля на заряды проводника

2) охлаждение при испарении

3) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям

4) условие равновесия рычага

5) магнитное действие тока

А

Б

В

9. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) мощность

Б) сила тока

В) работа

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  1. кулон
  2. ампер
  3. джоуль
  4. вольт
  5. ватт

А

Б

В

При выполнении задания 10 ответ (число) надо записать в отведенное место после слова «Ответ», выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно.

10. На рисунке представлен график зависимости количества теплоты от времени. Тепло выделяется в спирали сопротивлением 20 Ом, включенной в электрическую цепь. Определите силу тока в цепи.

Ответ: ______________ ( А )

Часть 3

Для ответа на задание части 3 (задание 11) используйте место ниже задания. Запишите сначала ответ, а затем его пояснение.

11.  Почему при пропускании электрического тока проводник нагревается? Ответ поясните.



Предварительный просмотр:

*. Вред и польза электризации

Вред электризации:

В текстильной промышленности электризация нитей приводит к их взаимному отталкиванию, расщеплению, притягиванию к поверхности роликов и веретен. Кроме того, заряженная ткань или пряжа притягивает легкие мелкие предметы и тем самым загрязняется.

В авиации. При полете вследствие трения о воздух или же при полете вблизи грозовых туч и заряженных облаков электризация обшивки самолета ведет к нарушению радиосвязи и искажению показаний электроизмерительных приборов. После посадки к самолету нельзя сразу же приставлять металлический трап, так как может произойти разряд.

Полезное использование:

При окраске деталей, например, корпуса автомобиля, корпус заряжают положительно, частицы краски - отрицательно. Частицы краски устремляются к корпусу автомобиля и, плотно ложатся на него. Этот метод окраски широко применяется, так как дает равномерное окрашивание и экономию краски.

Копчение - это покрытие продуктов древесным дымом, частицы которого придают продуктам приятный вкус и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы дыма заряжаются положительно, а продукты (например, мясо, рыба) - отрицательно. Заряженные частицы дыма направляются к продукту и оседают на нем.

Электрофильтр используется для очистки промышленных газов. Электрофильтры на крупных тепловых электростанциях улавливают 99% золы, содержащейся в выхлопных газах. Такие электрофильтры устанавливаются в цехах размола цемента и фосфоритов, на химзаводах.

В хлебовыпечке. Разными зарядами электризуется крупинки муки и капельки воды и при смешивании образуется однородное тесто.

Типография. Лазерный принтер. На барабан лазером наносятся невидимые буквы, к которым потом притягиваются пылинки краски. Барабан заряжается  трением отрицательно, затем лазер удаляет заряд с некоторых областей, образуя невидимое изображение. Именно на эти области и прилипает краска, которая также заряжена отрицательно. К «неубитым» лазером областям краска не прилипает, т.к. минус от минуса отталкивается.

Домашнее задание: привести примеры электризации, которые встречались в вашей жизни; знать применение электризации в промышленности.