Самообразование

Спичкова Наталья Викторовна

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»
К. Д. Ушинский


Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Выбор приоритетов развития общественной активности подрастающего поколения опирается на представление о том, что воспитание – процесс трансформации ценностей общества в потребности личности. Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания. Воспитание ребёнка невозможно без личностно-ориентированной системы деятельности педагога, без тесного взаимодействия педагога и обучающегося. Рекомендуется строить взаимодействие с ребенком в первую очередь на основе гуманистических принципов.

Каждый педагог должен знать и понимать:

- самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- нельзя уничтожать достоинства своей личности и личности ребёнка;

- надо уметь признавать свои и чужие ошибки.

Таким образом, миссией образовательных организаций становится воспитание человека «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности».

Среди представителей различных педагогических профессий вожатый и педагог-организатор занимает особое место. На них ложится большая социальная ответственность за подрастающее поколение. Поэтому к ним предъявляются высокие требования:

- он должен строить воспитание на основах личностно значимых и общечеловеческих ценностей;

- уметь организовать коллективно-творческую и социально значимую деятельность;

- развивать творчество детей и подростков;

- уметь управлять детским коллективом: развивать самостоятельность и инициативу детей.

Вожатый в первую очередь – грамотный педагог и умелый воспитатель. Он не может начать практическую реализацию той или иной программы без осознания базовой концепции как установки и мотива собственной деятельности в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.

Однако, как бы ни были высоки способности вожатого и педагога-организатора к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Почему так происходит? Всё потому что, возникают причины… Причина инертности мышления и лености ума. Поэтому самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. А чтобы самосовершенствоваться возникают мотивы, побуждающие вожатого к самообразованию:

- конкуренция;

- общественное мнение;

- интерес;

- материальное стимулирование.

Для того чтобы заниматься самообразованием необходим алгоритм индивидуальной самообразовательной работы:

- формы работы по самообразованию;

- система повышения уровня квалификации;

- результат самообразования.

Однако, каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился вожатый, он никогда не сможет считать своё образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Список  литературы:

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996



2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое Общество России, 2000

 

3. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Мн.: Сэр-Вит, 2003

 

4. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003



5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.:НИИ школьные технологии, 2005