Самообразование

Зарыпова Екатерина Сергеевна

Воспитатель относится к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Воспитатель

старшей разновозрастной группы от 3 до 7 лет

Зарыпова Екатерина Сергеевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

   Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854-1946).

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
  • создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.
  2. Ушакова  О.Г.  Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.
  4. Н.В. Дурова Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.:Мозаика-Синтез, 2000.
  5. С.Ю. Кондратьева. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.  

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

декабрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

консультация

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод»

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель 1 младшей группы Зарыпова Е.С.

2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду

Задачи:

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

«Раститель

ный мир»

Сентябрь-октябрь

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

Наблюдение за уборкой урожая.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Коммуникации: рассказ по картине Левитан

 «Березовая роща» Описание берёзы.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».

Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Лепка: «Кисть рябины».

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Прослушивание аудиозаписей.

Консультация для родителей «Когда начинать экологическое воспитание дошкольников»

Занятие «Праздник осенних листочков»; Выставка поделок из овощей.

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Охрана природы».

Наблюдения за домашними животными - улиткой, котом, собакой.

Чтение художественной и познавательной литературы  по теме,

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»;

Аппликация «Пингвин на льдине»; «Жил-был тигр». Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;  

Конструирование: «Зимний лес».

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто, где живет».

Консультация для родителей «Домашние животные в жизни ребенка»

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

НОД «Беспорядок в лесу».

«Мир птиц»

Январь -

март

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Инсценировка «Курочка ряба»

Художественное творчество:

Рисование «Ласточки в полете», «Снегири».

Аппликация «Поющий  соловей»

Конструирование из бумаги «Птицы»

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

Изготовление кормушек.

Викторина «Наши друзья-пернатые».

Изготовление альбома «Птицы» .

«Комнатные растения»

Апрель - май

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Рисование «Комнатный цветок»

 Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»                  

Экологический КВН «В мире природы»

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

План открытых показов воспитателя

1 младшей группы Зарыповой Е.С.

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Название

сроки

1

НОД по Познавательному развитию «Беспорядок в лесу»

октябрь

2

НОД по Речевому развитию «Путешествие колобка»

январь

Консультация для родителей

Домашние животные

в жизни ребенка

Зарыпова Е.С.

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.. конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.Коты защитят детей от аллергии. Здоровье. женский журнал woman.wow.ua - женский журнал, мода, секси, фото

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени в основном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы.   И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете прийти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное - «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы,   конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

Консультация для родителей

«Зелёный мир на окне»

Зарыпова Е.С.

Дом и быт / Наши зелёные помощники - комнатные растения

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»


    Моей темой для самообразования на 2014 – 2015 уч. год стало «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

  Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

            В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

       Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

В процессе ознакомления детей с природой были использованы разные методы:

1) наглядные (наблюдение на прогулке и в уголке природы, рассматривание картин);

2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт)

3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа).

         Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Во время прогулки мы находили интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность. Поэтому в процессе образовательной деятельности, предусмотренной программой, нами проводились элементарные опыты с водой (замерзание, таяние, наблюдения и опыты в уголке природы (выращивание лука, фасоли, цветов). Ведь в процессе детского исследования ребенок данного возраста получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать простейшие выводы - развивает познавательные способности.

Помимо непосредственной образовательной деятельности, в октябре 2014 года в группе был реализован проект «Овощи и фрукты – полезные продукты», по итогам которого дети группы стали лучше различать овощи и фрукты, запомнили их названия. В рамках проекта была проведена выставка-конкурс поделок из природного материала.

В рамках работы с родителями по теме самообразования были составлены консультация для родителей, посвященные различным формам деятельности по экологическому воспитанию в семье, которые помогут формировать у детей экологические нормы поведения в окружающей среде.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

• сформированы начала экологической культуры у детей;

• сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

•  дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Общие сведения о педагоге

1

Фамилия

Зарыпова         

2

Имя

Екатерина

3

Отчество

Сергеевна

4

Место работы

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад п. Лондоко – завод»

5

Населенный пункт

п. Лондоко – завод, Облученский район, ЕАО

6

Стаж (педагогический)

5 лет

8

Образование

 

Работа по теме самообразования

Учебный год

Тема самообразования

2014 – 2016 уч.г.

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Лондоко-завод»

«Экологическое воспитание младших дошкольников

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Воспитатель младшей  разновозрастной

группы от 1, до 3 лет

Зарыпова Екатерина Сергеевна

12 Мая 2017 год

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Главная цель экологического воспитания это создание условий для формирования основ экологической культуры младших дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.

Основными задачами, которые я ставлю перед собой – это:

  1. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
  2. Формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений.
  3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
  4. Формировать представления о сезонных изменениях в поведении животных и птиц.
  5. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.
  6. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда.

В группе создан уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

Для организации и проведения опытов и экспериментов в группе есть природный и бросовый материал, различные емкости, песочные часы и т.д. Вместе с детьми мы проводим различные опыты с водой, воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментирования малыши получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователями. Простые опыты вызывают огромный восторг, и желание понять, почему так происходит.

Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить малышей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, я создала картотеку физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяю в работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.

Художественно – эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитании формируют навык работы с природным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие способности, воображение. Все свои знания, наблюдения дети учатся отражать в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. В процессе рассматривания иллюстраций в книгах, заучивание стихотворений, рассматривание картин на экологическую тему у детей развивается речь, эстетическое восприятие природных явлений.

Огромную радость детям доставляют праздники и развлечения, которые мы проводим в нашем детском саду. Они охотно принимают участие в их проведении.

Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники, организовываем конкурсы. Один из таких конкурсов прошел осенью под названием «Осень золотая в гости к нам пришла», зимой –«Покормите птиц».

В работе я использую метод проектной деятельности. В данном направлении мной разработаны и реализованы проекты. «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Осень золотая в гости к нам пришла», «Домашние любимцы», «Весенняя капель», «Путешествие в подводное царство», «Бабочки – красавицы», «Веселый снеговик» и т.д.

Проектный метод помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Очень удобным способом изучения объектов природы является Лэпбук, так нами были изготовлены лэпбуки: «Лето – прекрасная пора», «Божья коровка», «Зимушка-зима», «Бабочки-красавицы». Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал,  можно выбрать задания под силу каждому.

Работа по экологическому воспитанию детей даёт положительные результаты: дети проявляют интерес к ярким явлениям природы; развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; начинают бережней относиться к природе, овладевают основными нормами поведения в природе; ухаживают за растениями с любовью относятся к птицам и животным.

Также результатом моей работы являются созданные мной: методическая копилка, развивающая предметно – пространственная среда, картотеки (наблюдений в природе, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, физкультминуток), игровые и дидактические материалы.

Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. ЛОНДОКО-ЗАВОД»

Доклад на педагогический совет

«ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

                                                                              Зарыпова Е.С.                        

                                                                              воспитатель

                                                                              1 младшей группы

2014

   Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

        Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

     Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

      Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

Перейдем к более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детей познавательных интересов к природе:

- наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения – дерево, куст, трава, комнатные цветы.

дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

Конкретно и четко объяснять правила.

Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

- Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие – в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты – поле, на птицефабрику, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие: инсценировка с игрушками животными и растениями, специально организованное наблюдение, чтение коротких рассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное со взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе («Как ты чувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.

Список литературы:

  1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
  2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С.22-25.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С.27-42.
  4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.
  5. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов у детей //Дошкольное воспитание, - 1973, - №11, - С.26-29.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад п. Лондоко-завод»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности»

Зарыпова Екатерина Сергеевна

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

«Детство – это важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности своих знаний в вопросах освоения  дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Задачи:

  • Создать условия для усвоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формировать навыки и умения для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  • Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах формирования позитивной социализации и личностного развития дошкольников.

План работы на 2018-2019  учебный год

месяц

форма работы

сентябрь

  • Подбор методической литературы по теме.
  • Составление плана работы.
  • Консультация для родителей «Формирование гуманистической направленности личности ребенка»
  • Оформление настенного панно «Наша группа»

октябрь

  • Изучение  методической литературы.
  • Проведение с детьми игровых ситуаций «Культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.); «Мы – друзья и помощники природы»; «Общаемся по телефону» (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).
  • Консультация  для родителей «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений»

ноябрь

  • Изучение вопросов организации и проведения проблемных ситуаций, как формы пробуждения инициативы, самостоятельности, отзывчивости детей, готовности искать правильное решение.
  • Проблемные ситуации: «Как помочь заболевшей кукле»; «Поможем найти потерянную вещь»; «Как помочь девочке, которая потерялась».
  • Создание картотеки дидактических игр,  направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям.
  • Организация Флэшмоба «Если добрый ты» 13 ноября  2018г. – к Всемирному  дню  доброты.

декабрь

  • Консультация для родителей «Учим детей общаться».
  • Включение в работу ситуаций-иллюстраций для демонстрации  детям образца социально приемлемого поведения, а также активизации их навыков эффективного общения.
  • Консультация для воспитателей «Социальные акции, как форма взаимодействия педагога с семьей»
  • Подборка картотеки специальных  игр и упражнений, направленных на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения».
  • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
  • 26 декабря 2018 года - Организация в группе «День подарков»

январь

  • Оформление фотогазеты «Как мы готовились к новогоднему празднику»
  • Акция «Покорми птиц»
  • Консультация для родителей «Формирование нравственного здоровья»

февраль

  • Оформление папки – передвижки «Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками»
  • Акция «Книжка заболела»

март

  • Создание коллекций «Пуговицы», «Открытки», «Фантики»
  • Оформление папки – передвижки «Коллекционирование – это интересно!»
  • Буклеты для родителей «Социальная компетентность дошкольников старшего дошкольного возраста»

апрель

  • Консультация для педагогов  «Создание условий для позитивной социализации детей»
  • Акция «Научим детей младшей группы «лепить пирожки из песочницы»

май

  • Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
  • Организация Флэшмоба «Слава Победе!»
  • Показ сказки «Кот и лиса» для родителей.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод»

ОТЧЕТ

 по самообразованию

ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Воспитатель

старшей разновозрастной группы от 3 до 7 лет

Зарыпова Екатерина Сергеевна

2017-2018 учебный год

Моей темой для самообразования на 2017 – 2018 уч. год стала «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. Поэтому целью своей педагогической деятельности на 2017 – 2018 уч.год я определила обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
  • создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

      В группе создан книжный уголок, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобраны  и систематизированы  дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Скажи ласково», «Кто и где спрятался»), совершенствующие звуковую культуру речи («Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы»), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Животные и их детеныши», и др.).

       Вместе с детьми была создана копилка выразительных средств языка «Ларец мудрости»  (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;

     Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", «Портреты детских писателей. XIX век», «Многозначные слова», и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

     Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой.

        Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

       Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.

     На протяжении всего учебного года в группе проводился ежедневный вечер чтения. В результате ежедневного чтения большая часть детей группы научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг.

         Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- чтение народных сказок

- беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким? », «Правильно ли поступил герой» и др. ;

- игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

- игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

- игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер? » или «А если бы исчезла вода? », «Вред – польза» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями).

        Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для всестороннего развития детей, с этой целью была организована следующая работа:

  • Разработан перспективный план работы с родителями.
  • Организованы консультации: «Насколько важно читать ребёнку», «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
  • День открытых дверей «Красная шапочка на новый лад»

         Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

        Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.