МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Методический доклад "Личность современного преподавателя "ДШИ". Методическая разработка "Развитие метроритмических навыков на уроках сольфеджио в младших классах". Рабочая программа по предмету "Сольфеджио" (адаптированная). Рецензия Красноярской Г.Н., Радионовой В.А. Выписка заседания теоретического отдела № 68, 69. Круглый стол "Как научить ребенка любить музыку"(для работников дошкольных, общеобразовательных учреждений,и родителей). План самообразования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.26 КБ | |
| 25.25 КБ | |
| 14.19 КБ | |
| 31.72 КБ | |
| 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств»
Методическое сообщение
«Личность современного преподавателя ДШИ»
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин
Просвирнина М.В.
г. Нягань
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Основные особенности деятельности преподавателя ДШИ и ДМШ……………………………………………………………………………….
- Задачи, стоящие перед педагогом-музыкантом…………………………..
- Роль организаторских умений педагога, готовность к самообразованию
- Воспитательное значение внеклассных мероприятий…………………....
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………
Введение
Вопросы профессиональной деятельности детской школы искусств находятся в русле проблем, решаемой сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный преподаватель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую педагогическую деятельность, способен ли он учитывать требования передовых и инновационных методик, во многом зависит уровень образованности и духовной культуры юного музыканта.
С чем же молодой педагог приходит на работу в музыкальную школу или школу искусств? Всегда ли приступает к работе, зная ее специфику? Ведь все виды деятельности и формы работы в музыкальной школе (уроки по специальности, теоретические дисциплины, коллективное музицирование и различные внеклассные мероприятия) требуют от преподавателя профессиональных знаний и умений не только как музыканта, но прежде всего как педагога.
С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к педагогу. Остается открытым вопрос, какие качества преподавателя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие быть подвижными, т.е. необходимыми в связи с требованиями нового времени.
В.А. Сухомлинский, например, считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» - говорил он.
Глубоко прав и Д. Кабалевский, подчеркивающий, что если мы ставим перед собой задачу всестороннего, гармоничного развития учащихся, то надо, прежде всего, позаботиться о всестороннем, гармоничном развитии преподавателей.
Да, мы с вами как разносторонне образованные люди, должны не только находиться в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомиться с различными явлениями в смежных областях искусства.
Творческая деятельность преподавателя предполагает и педагогическую импровизацию, способность быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение ученика и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры педагога, его психологическая грамотность и эрудиция.
Творческая деятельность преподавателя школы искусств зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития детей, от многих собственных качеств. При этом творчество может проявляться как в самом подходе к программе, так и в проведении различных внеклассных мероприятий. В то же время стержень программы должен оставаться незыблемым.
- Задачи, стоящие перед педагогом-музыкантом
Итак. Какой же преподаватель необходим современному ученику? У какого преподавателя он будет учиться с удовольствием?
Чтобы ответить на этот вопрос, мною была проделана творческая работа, в которой дети сами описывали своего любимого педагога. Анализируя полученные результаты, мною сделаны следующие выводы:
Самые высокие требования современные учащиеся предъявляют к таким профессиональным качествам педагога, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, общаться с детьми доступным языком, чаще давать творческие задания. А также ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия преподавателя. Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать современный педагог. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, увлекает и заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и профессионально преподносит. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке – это человек изобретательный, творческий, на высоком уровне владеющий инструментом, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией.
Преподаватель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым и чутким, интеллигентным и обаятельным, хорошим психологом. Причем в век информации, когда есть сотовая связь, интернет, и уже подавляющему большинству учащихся не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности педагога предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном состоянии – это образ какого-то «универсального человека». Уже сейчас главной задачей преподавателя становится не передать знания, а научить учиться, т.е. показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы РФ. На первое место в методике преподавания выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». Образовательное партнерство трактуется как вовлечение равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.
Музыкальные школы и школы искусств накопили достаточно богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования. Преподаватели музыкальных школ и ДШИ должны направить все свои усилия на главный результат:
- обогащение духовного мира подрастающего поколения;
- развитие и формирование нравственно-эстетических взглядов, чувств;
- формирование потребности и интереса к познанию достижений мировой культуры и искусства;
А также преподаватели должны доказывать результатами своего труда, что музыкальное образование необходимо обществу. Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: Кого учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?
К чему должен стремиться современный преподаватель ДМШ или ДШИ? С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность преподавателя, это:
- профессиональная компетентность;
- коммуникативная культура;
- ответственность;
- информационная грамотность;
- готовность к обучению.
Профессиональная компетентность
В профессиональную компетентность входит:
- знание возрастной психологии;
- знание задач музыкального воспитания;
- учет уровня общего и музыкального развития ребенка;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- знание этапа обучения;
- этап работы над музыкальным произведением;
- использование видов музыкальной деятельности;
- знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;
- подбор репертуара;
- проявление интереса детей к музыкальной деятельности;
- знание различных методик музыкального воспитания.
Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, преподавателю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:
- метод эмоционального воздействия (умение педагога выражать свое отношение к музыке);
- метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание успеха (стимулирование интересов);
- метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).
К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.
В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное «проживание» музыкального образа (педагога и ребенка), поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки. Основная цель преподавателя на уроке – помочь детям раскрыть музыкальный образ в любом произведении. Для этого существует множество методов: это и связь с яркими жизненными эпизодами, и формирование системы художественных ассоциаций, и создание определенной атмосферы. Кроме того, необходимо использовать лучшие образы художественной литературы, живописи, и тогда образ рождается на основе синтеза искусств.
К профессиональной компетенции можно также отнести преподавателя, поддерживающего свою исполнительскую форму, быть образованным специалистом, любящим музыку и детей.
1.2.Роль организаторских умений педагога, готовность к самообразованию.
Содержание музыкального обучения в ДШИ строится на основе учета межпредметных связей. Например, для развития профессиональных качеств педагога, важное значение имеет взаимосвязь между игрой на инструменте и теоретическими знаниями. Методы анализа музыкальных произведений, которые педагог приобрел в курсах теории, гармонии, полифонии могут и должны широко использоваться им и при изучении музыкального материала, и при подаче его ученику, и при исполнении на инструменте.
Итак, преподаватель должен уметь: воспитывать эмоциональное отношение к музыке; управлять развитием музыкально-эстетических потребностей; воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни; воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т.д.), без которых невозможна полноценная жизнь человека; постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала; расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.
Педагог должен обладать коммуникативной культурой.
Коммуникативная культура – это:
- умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;
- признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающихся;
- способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;
- способность контролировать свои эмоциональные состояния;
- умение давать положительную обратную связь;
- умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;
- готовность к сотрудничеству с коллегами, родителями, общественностью;
- речевая культура.
Информационная культура – это:
- умение осмысливать культурные объекты;
- поиск новых знаний;
- самостоятельная работа с информацией;
- умение выделять ключевую информацию;
- активное использование знаний на практике;
- навыки самостоятельного обучения;
- компьютерная грамотность;
- владение специализированными программами обеспечения.
Ответственность :
Под ответственностью понимается:
- социальная ответственность;
- юридические нормы;
- этические нормы;
- готовность принять иную позицию;
- субъективная ответственность;
- ответственность за качество проведения уроков;
- качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;
- безопасное использование Интернета;
- задумываться о целях и важности знаний.
Готовность к обучению:
Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:
- постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;
- быть заинтересованным;
- быть активным;
- понимать важность приобретаемых знаний.
Итак, повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства немыслимы без выработки потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию как в стенах учебного заведения, так и по его окончании. Готовность к самообразованию должна закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью. Музыкально-эстетическое воспитание в ДШИ не может быть ограничено только специальными уроками. Следует максимально использовать возможности концертной, исполнительской деятельности, внеклассную работу с учащимися и родителями. В этой области наиболее ярко проявляется не только профессиональное мастерство педагога, его организаторские способности, интеллект и другие качества.
1.3.Воспитательное значение внеклассных мероприятий
Подготовка внеклассных мероприятий вызывает необходимость творческой переработки преподавателем ранее усвоенных педагогических и специальных знаний, изучение новой музыкальной литературы для более глубокого понимания музыкальных произведений, расширения у детей фонда художественных ассоциаций и познаний о музыке.
Любое внеклассное мероприятие углубляет и развивает интерес учащихся к музыкальному искусству, живописи и т.д., учит их активно проявлять себя в концертной деятельности, лекторской, театральной. Классные концерты позволяют детям разного возраста общаться «на равных», что способствует более быстрому развитию детей.
Содержание выступлений педагога зависит от характера и цели проводимого мероприятия. Готовясь к лекции-концерту, педагог должен продумать план своего выступления, тщательно подобрать музыкальный материал, интересные цитаты, примеры из литературных произведений и т.д.
Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет преподавателем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому наш с вами труд отличается особой ответственностью и значимостью.
Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется педагог. Это и есть смысл его творческого труда.
Список использованной литературы:
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». Изд. Просвещение. Москва, 1989.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М-Л: АПН РСФСР,1947
- Галянт И.Г. «Педагогические условия развития детского музыкального творчества»
- Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
воспитания младших школьников. - М., 2007. - Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности». М. Изд. «Классика XXI», 2008., «Институт психологии РАН»,1997.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей муниципального образования г. Нягань «Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема урока: «Развитие метроритмических навыков на уроках сольфеджио в младших классах»
Автор (составитель):
Просвирнина Марина Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
г. Нягань «Детская школа искусств»
I.Цель урока: показать различные методы обучения в развитии метроритмических навыков
II.Задачи:
Обучающие:
- Умение сочетать пение с жестами, ритмическим аккомпанементом;
- Умение ровно укладывать ритмический рисунок мелодии в метр;
- Умение на слух определить ритм в мелодии;
- Чтение простейших партитур.
Развивающие:
- Умение сочетать пение с жестами, ритмическим аккомпанементом;
- Развитие чувства метроритма, темпоритма;
- Содействие развитию эмоциональности, художественного воображения, творческого мышления.
Воспитательные:
- Воспитание внимания, музыкальной памяти;
- Создание условий для развития коммуникативных навыков работы в группе, проявления дружелюбия.
III.Тип урока:
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
IV.Учебно-дидактические материалы и наглядные пособия:
- Учебно-методическая литература по теме;
- Карточки-задания.
V.ТСО:
1. Музыкальный центр;
2. Фортепиано;
3. Шумовые инструменты.
VI.Cтруктура урока:
- Организационный момент – 1 минута.
- Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации деятельности учащихся – 2 минуты.
- Контроль знаний – 8 минут.
- Обобщение знаний. Формирование умений и навыков – 25 минут.
- Анализ и оценка итогов урока – 3 минуты.
- Определение и разъяснение домашнего задания – 1 минута.
Ход урока:
- Организационный момент – 1 минута
Звучит музыка. Дети входят в класс. Педагог предлагает каждому взять «пригласительный билетик» (карточка–вопрос: что такое ритм, метр, размер, темп, динамика, гамма, тональность, затакт, лад, трезвучие, интервал, пауза).
- Сообщение темы урока, цели, задач урока и мотивация деятельности учащихся. Цель: создание атмосферы эмоционально-психологической раскрепощенности, вовлечение в процесс общения – 3 минуты.
- Контроль знаний. Цель: проверка имеющихся знаний на основе ранее пройденных терминов. На основе ранее пройденной песни, устранение в ходе проверки обнаруженных проблем в знаниях, умениях и навыках – 10 минут.
Импровизация «Знакомство». Каждый из учащихся дает ответ на вопрос в карточке. Ритмодекламация «Гном» в размере 4/4 (педагог читает вопрос, дети – ответ):
Кто живет под потолком? – Гном, гном.
У него есть борода? – Да, да.
И манишка, и жилет? – Нет, нет, нет!
Как встает он по утрам? – Сам.
Кто с ним утром кофе пьем? – Кот.
И давно он там живет? – Год, год.
Кто с ним бегает вдоль крыш? – Мышь, мышь, мышь.
Ну, а как его зовут? – Скрут!
Он капризничает, да? – Ни-ког-да!
Никогда? – Да!
Раз, два, три, четыре, подхватили и поплыли…
Начинается двигательная игра с пением песенки «Ветер, ветерцо, ты не дуй мне в лицо».
Дети усаживаются на стульчики большим кругом. Вместе с педагогом выполняют ранее пройденные пальчиковые упражнения «Колодец», «Ходит конь по бережку», «Вышли пальцы погулять»
Звучит песня «Башмачки». Педагог предлагает «узнать песню по ритму»:
- учащиеся узнают знакомую по ритму песню
- определяют жанр, лад, размер
- поют со словами
- прохлопывают ритм партитуры
- работа в метре по системе Белецких (стоя)
1. Обобщение знаний. Формирование умений и навыков.
- ритмический ( зрительный) диктант. Цель: Определить в проигранной мелодии ритм, прохлопать его, проговаривая ритмослогами, определить размер, выявить затакт, оформить ритм в записанной мелодии – 5 минут.
- ритмический канон. Цель: Установление преемственных связей прежних и новых знаний в иных ситуациях и их углубление – 5 минут.
Повторение термина «канон». Исполнение ритмического канона.
Вступление второй группы с 3-его такта.
Пение песни с ритмическим аккомпанементом. Цель: Художественное исполнение песни на фоне остинатного ритмического аккомпанемента с использованием шумовых инструментов.
«Поезд» Румынская песня (учебник Барабошкина 2 класс)
Ритмическое остинато (по выбору) – 5 минут.
«Пауза-отдых»:
- Докучная сказка «Шел медведь к броду» ( выполняется группой учащихся вместе с преподавателем, по кругу стоят стульчики) – 2 минута;
- Массаж «Хорошая дорога» (выполняется стоя по парам) – 2 минута.
Игровая песня «Лисичка». Цель: Организация внимания и развитие внутреннего голоса – 3 минуты.
- Исполнить песню 5 раз, в точности не повторяясь. В припеве каждая фраза теряет по очереди одну из долей (она заменяется хлопками). Мелодия при этом не исчезает, а пропевается внутренним голосом.
Е. Попляева «Лисья считалка»
Шла лисичка по тропинке и несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек для лисят и для лисичек.
Ля-ля, ди-ли-ди-ли, ля-ля-ля-ля, ди-ли-дон.
Ля-ля, ди-ли-ди-ли, ля-ля-ля-ля, ди-ли-дон.
Анализ и оценка итогов урока. Цель: Оценить свое настроение, свои действия, осмыслить результат урока – 3 минуты.
Определение и разъяснение домашнего задания – 1 минута.
Предварительный просмотр:
Музыка — самое поэтическое, самое
могущественное, самое живое из всех искусств.
Гектор-Луи Берлиоз
10 декабря 2014 года состоялся на городском уровне Круглый стол с приглашением музыкальных работников д/с, преподавателей учреждения музыкальных отделений, а также администрацию школы.
Была подготовлена и раскрыта тематика Круглова стола: «Как привить любовь к музыке». Организаторами и проведением мероприятия были преподаватели разных отделений: Просвирнина М.В., Гоян Е.В.,Долматова О.П., Прокопенко Н.В., Фазлиева О.В., Никифорова Е.В., Кузьменко Ю.Н..
Круглый стол прошёл в тесном собеседовании со слушателями. Были высказанные проблемы в детских садах, музыкальный репертуар муз. работников, возрастные особенности учеников, посещение музыкально-просветительских концертов и т.д. Было предложено муз. работниками д/с взаимопосещение с тематическими концертами учащихся и преподавателей.
Выводы:
1.Проводить концерты для детей дошкольного возраста в д/с города Нягани.
2. Проводить систематическую работу с родителями, особенно выпускников.
3.Включить в план школы последующие методические разработки для круглого стола.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
Дополнительного образования МО г. Нягань
«Детская школа искусств»
Круглый стол на тему:
«Как научить ребёнка любить музыку»
Преподаватели: Долматова О.П.
Просвирнина М. В.
Гоян Е. В.
Фазлиева О. В.
Прокопенко Н. В.
Кузьменко Ю. Н.
г. Нягань
2014г.
Особенности музыкального развития и восприятия музыки детьми
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них[7, с. 178].
Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений[17,с.356].
Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. [21 с.91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [5, с.140].
Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать».[17,с.245] Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.
На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.
Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.[7, с. 378]
Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.
Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми.
В процессе обучения ребята обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется.
Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.
Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога.
Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.
Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами - идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.
Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки.[17.с.130] Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.
Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.
Возможности использования классической музыки в музыкальном воспитании детей
Первым направлением в использовании репертуара в программе “Пралеска”, которое можно считать ведущим принципом развития музыкального восприятия детей, является приобщение их к миру классической музыки. В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом, дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох[19,с.245]. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т.д.
Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова и других.
Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.[24,с.180] В соответствии с программой “Пралеска” дети должны познакомиться с музыкой крупнейших западноевропейских композиторов ΧΥΙΙ-ΧΙΧ веков, с музыкой выдающихся русских композиторов ΧΙΧ– начала ΧΧ веков, известных современных композиторов СНГ (ΧΧ век).
Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.
Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра[9,с.220].
Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.
Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре.[9,с.225] В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.
Необходимо вновь подчеркнуть, что давая детям примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться, чтобы они не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, предлагая для слушания “Турецкий марш” из увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта, “Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева важно, чтобы дети поняли, что все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет и т.д.), но все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага[9.с.298].
Жанровые особенности произведений с легкостью воспринимаются детьми в активной музыкальной деятельности. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия необходимо связать музыку с движением. Дошкольники должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер марша. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками рук или притопами.
Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”, “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май), “Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-Корсакова и т.д.
Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А. Лядова и т.д.).
Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).
Однако надо иметь в виду, что доля изобразительной музыки в музыкальном репертуаре невелика, поэтому детей не следует ориентировать на то, чтобы они при восприятии музыки постоянно искали опору в предметных образах. Нужно чтобы дети слушали непрограммную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт детей – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении.[14,с.125] Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение, например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное (“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И. Дунаевского).
Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет, группа “Почемучки”) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений, поэтому для этого возраста следует выбирать музыкальный репертуар с продолжительностью звучания до 2-х минут. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экоссез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.
По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет, группа “Фантазеры”) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей для слушания могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм: популярные симфонические сюиты, отдельные части из концертов для фортепиано с оркестром, части фортепианных сонат и симфоний[15,с.27].
Время звучания музыки – от 1 до 3-х минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдая чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). При этом важно обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента.
При проведении занятий по слушанию музыки для улучшения степени восприятия ее детьми необходимо синтезировать разные виды искусства (музыка и поэзия, музыка и живопись, музыка и танец).
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2011-2015 гг.
Цель профессиональной деятельности:
- осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания;
- достижение высоких творческих результатов через участие в творческих школах, мастер-классах, конкурсах, фестивалях различных уровней;
- целенаправленное сохранение контингента учащихся.
Тема самообразования:
Внедрение в свою работу инновационных образовательных технологий, оказание доступных высококачественных образовательных услуг.
Задачи:
- использовать и внедрять в своей работе новые современные методики, инновационные образовательные технологии;
- реализовать адаптированную предпрофессиональную дополнительную программу по предмету «сольфеджио»;
- принимать участие в творческих школах, мастер-классах, конкурсах.
№ | содержание работы | срок |
1. | Изучение методической литературы | регулярно |
2. | Взаимодействие с Управлением культуры и искусства города | постоянно |
3. | Участие и выступление в городских конференциях работников дошкольных и образовательных учреждений «Круглый стол» | регулярно |
4. | Подготовка методических сообщений, докладов с целью обобщения опыта с коллегами на городских Учебно-методических семинарах | по плану |
5. | Участие (выступление) на городских Рождественских чтениях | регулярно |
6. | Знакомство с новинками фортепианной литературы, сборниками по музыкальной литературе, сольфеджио | постоянно |
7. | Изучение опыта работы лучших педагогов-теоретиков, музыковедов округа через интернет | регулярно |
8. | Подготовка мультимедийного сопровождения значимых мероприятий, концертов | по плану |
9. | Создание презентаций по предмету музыкальная литература к участию в зональном фестивале «Слово и музыка» | 2015г. |
Индивидуальные формы методической работы:
- Разработка собственной программы самообразования.
- Изучение документов, методических материалов, представляющих профессиональный интерес.
- Накопление информации по педагогике, музыковедению, предметному содержанию.
- Создание собственной базы лучших сценариев, музыкальных лекториев.
- Посещение городских филармонических концертов мастеров искусств и других культурных мероприятий.
- Посещение открытых уроков коллег, мастер-классов.
- Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога музыкально-теоретических дисциплин ДШИ.
- Анализ собственной деятельности.
- Собеседование с администрацией ДШИ, Управлением по культуре и искусству города








