Учитель года России - 2018

Кальмина Татьяна Владимировна

Материалы на конкурс "Учитель года России - 2018"

 

https://www.youtube.com/watch?v=9JqeFSurnVs - ссылка на урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель года  России- 2018

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Кальмина Татьяна Владимировна,

учитель  русского языка и литературы

 I квалификационной категории

МБОУ Сосновская СШ № 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

               Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования реализация универсальных учебных действий – важнейший результат современного образования. Именно УУД раскрывают и детализируют направленности метапредметных результатов, одним из основных способов получения которых является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Это ведёт к формированию  проектной компетентности школьников. Оптимальным организационно-педагогическим условием формирования и развития проектной компетентности является реализация проектно-дифференцированного обучения (ПДО).

         (Слайд 2)

               Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше  осваиваются в ходе проектной  деятельности, поэтому  я решила использовать  проектно-дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы.

        (Слайд 3)

       Результат проектно-дифференцированного обучения – сформированность у выпускника 9 класса проектной  компетентности. Чтобы добиться данного результата, следует рассматривать проектно-дифференцированное обучение как систему, в которую входит выполнение учебных проектов, разработка проектных модулей, а также проектирование во внеурочное время. (Слайд 4)

Основная цель использования ПДО – сформировать проектную компетентность обучающихся. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • формирование способности к выявлению, постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта;
  • формирование способности применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности;
  • формирование способности регулировать проектную деятельность, связанную с определением ресурсных возможностей, осуществлением контроля и оценки;
  • формирование способности к осуществлению коммуникативных действий в проектной деятельности;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.  (Слайд 5)

       В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД.

                                                                   Личностные:
- воспитание и развитие социально значимых  личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,         раскрывающих отношение к учебной деятельности, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность         в совместной деятельности;
- приобретение навыков сотрудничества в разных учебных ситуациях;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, уважительное отношение к мнению других людей;
- развитие у обучающихся учебных и познавательных мотивов, формирующих активную позицию в учебной         деятельности;
- мотивированное участие в проектах во внеурочной деятельности

                                                 Метапредметные:

Освоение  обучающимися проектных  и исследовательских действий. (Слайд 6)

         Проектное обучение получило широкое распространение в школах США в связи с развернутым в 90-х годах XIX века реформаторским образовательным движением, основной идеей которого стало требование переориентации обучения на интересы и опыт детей, на развитие творчества. Наиболее выдающимися представителями этого движения стали: Джон Дьюи - философ и идеолог педагогического прагматизма, Ч.Р. Ричардс,  который первым употребил термин «проектное обучение», У.Х. Килпатрик, разработавший метод проектов, который получил широкое распространение

в школьном обучении. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Еще в 1891г. русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев отмечал: « Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек мог сам учиться, чему нужно. Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться».

Идеи П.Ф. Каптерева легли в основу метода проектов, разработанного П.П. Блонским, который писал: «В школе ребенок, прежде всего, должен не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. А школа должна стать местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, при которой ученик не только учится, но и упражняется в самостоятельных знаниях. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать. Российские учёные связывали метод обучения, прежде всего, с проблемой развития личности, подготовки её к жизни и дальнейшей деятельности. С.Т.Шацкий определил последовательность элементов этого обучения:

  • реальный опыт ребёнка, который может быть  выявлен педагогами;
  • организованный опыт (педагог строит занятия  на основе того, что знает ребёнок);
  • знакомство с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
  • упражнения, закрепляющие новые знания и навыки.

В.В. Игнатьев и М.В. Крупенина выделили этапы выполнения проектов. (Слайд 7)

Для достижения поставленной цели, мною была разработана рабочая программа, ориентированная на формирование проектной компетентности школьника. Вторым компонентом формирования проектной компетентности обучающихся является проектный модуль, представляющий из себя тему или раздел программы, отдельный блок программы, комплекс уроков и внеурочной деятельности.  Не менее значимой является система оценки сформированности проектной компетентности обучающихся и мониторинг достижений обучающихся.

Рис. 1. Виды и способы оценки проектной компетентности учащихся

В 2016-2017 году я принимала участие  в сетевом сообществе «Практика проектно-дифференцированного обучения: сетевое сообщество учителей и руководителей школ Нижегородской области», НИРО Лаборатория проектно-дифференцированного обучения. Это позволило получить новые знания по ПДО, поделиться своим опытом и посмотреть на опыт других педагогов.

В 2017-2018 учебном году на  базе МБОУ Сосновская СШ №2 была создана инновационная площадка «Организация проектно-дифференцированного обучения в условиях введения ФГОС ООО».

 Также  я имела возможность пройти дистанционные курсы «ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», где  получила дополнительную информацию о проектно-дифференцированном обучении, поделилась своим опытом с коллегами, приняла участие в форумах, на которых задавала вопросы заведующей лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения Оксане Валериевне  Плетеневой и старшим научным сотрудникам  лаборатории  Вере  Владимировне Целиковой,  Вере  Яковлевне  Барминой. (Слайд 9)

       Конечно же, самым важным для учителя является  создание проектного  модуля. Проектный модуль — раздел рабочей программы учителя, представляющий  собой  систему  уроков,  построенную  в  логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. В ходе проектного модуля важно решить, какую предметную проблему будут решать ученики в рамках проектного модуля и какой проектный продукт получат в результате проектной деятельности? Сколько часов выделить на проектный модуль и как их распределить? Какие дидактические средства и материально-технические средства обучения необходимы для получения ожидаемого результата? Как оценить уровень сформированности проектных действий по итогам проектного модуля?

      Работая над проектным модулем,  я  выбираю  раздел программы или тему, в содержании которой можно увидеть  противоречивые факты, явления, позволяющие сформулировать проблему проекта. Технологией овладения данным предметным содержанием является проектная форма учебной деятельности; результатами являются – освоенные проектные действия, дифференцированные по уровням: ниже базового,  минимальный  базовый, базовый, повышенный; способами оценки – предметная диагностика, рефлексия овладения проектными действиями и вариативные проектные продукты. (Слайды 10,11)

       Проектный модуль может быть реализован в течение 4-9 уроков. На  первых  уроках  осуществляется этап актуализации, проблематизации, целеполагания, определения образа конечного продукта и планирования. Затем проходит  реализация проекта и презентация продукта. И заключительные этапы –  оценка и рефлексия. (Слайд 12)

        На подготовительном этапе  (актуализация)  дети должны проанализировать проблемную ситуацию, в которой содержится противоречие между  реальным и желаемым. Для уроков литературы в качестве наглядного материала я выбираю отрывки из фильма, эпизоды из произведений. На уроках русского языка  часто даю задания из ОГЭ и ЕГЭ. Например, даны предложения:

Месяц, показавшийся из-за гор, осветил верхушки сосен.
Месяц, показавшись из-за гор, осветил верхушки сосен
.

На первый взгляд, предложения одинаковы. Но в одном предложении дано  причастие, а в другом – деепричастие.  Ученики сначала начнут путать данные части речи. Далее они сформулируют проблемную ситуацию:  у нас отсутствует памятка «Отличительные признаки причастия и деепричастия», поэтому мы путаем данные части речи.  Говоря об антонимах, можно дать  две картинки, так как дети хорошо воспринимают  всё яркое и необычное. Также для анализа проблемной ситуации можно дать  текст. Например, ученики видят, что в каждом предложении повторяется одио и то же слово. Это, конечно, речевая ошибка. Будет сформулирована проблема: у нас отсутствуют знания  средств связи в предложениях, поэтому мы допускаем речевые ошибки.   (Слайды 13,14)

В зависимости от того, по какой теме разработан проектный модуль, будет сформулирована цель проекта, конечный проектный продукт.

Мне очень понравилось работать над  темой  «Словари». Обучающимся был представлен словарь увлечений, придуманный учениками.  Сначала дети сформулировали проблему: У нас отсутствует словарь увлечений, поэтому мы не можем грамотно рассказать о хобби. Целью данного проекта является составление  словаря увлечений.  И конечным продуктом является  словарь увлечений.  Результаты данного проектного модуля вы можете увидеть на слайдах 15-16. 

       Самыми  интересными и значимыми  в проектно-дифференцированном обучении являются конечные продукты, созданные учениками. Такими продуктами могут быть сочинённая сказка,  инсценированный эпизод, презентация, заполненная  каждым учеником таблица  на сервисе WEB 2.0, рисунки, созданные при прочтении произведения. (Слайд 17)

      Также важным является заключительный этап  проектного модуля, где учащиеся обобщают и оценивают полученные знания, рефлексируют освоенные способы действий, формулируют будущее развитие полученных на уроке знаний и умений. Я предлагаю ученикам личные и групповые листы самооценки.  (Слайд 18) Можно увидеть, как обучающийся оценил себя, своего одноклассника. Кроме того, учитель может  прокомментировать работу учеников прямо на листах самооценки.

       Следует отметить, что в конце каждого проектного модуля обязательно нужно проводить диагностику, определяющую уровень проектной деятельности обучающихся.  Я провожу такую диагностику каждый год. На слайде 19 можно увидеть, что  в 7 классе   стало больше учеников с повышенным уровнем проектной компетентности и уменьшилось количество обучающихся  с  уровнем ниже базового. С каждым годом  ученикам становится легче работать  на уроках, где осуществляется проектная деятельность. Они уже знакомы  со следующими  понятиями: выявлять, формулировать проблему и цель, собирать информацию, обсуждать, объяснять, аргументировать, планировать, реализовать, представлять, оценивать.

      Проектно-дифференцированное обучение помогает мне реализовывать проекты и принимать участие в различных конкурсах. Мною ведётся  курс  «Выразительное чтение и рассказывание», разработанный  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.  Обучение   выразительному  чтению  - это тоже проект, который требует немало усилий. Мои ученики становились лауреатами I и II степени на муниципальном фестивале имени В.Ширыбанова «Порыв души даёт мне звуки», призёрами муниципального этапа всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика». Дудоладова Даша заняла II место во всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Горизонты открытий», Краснопёрова Ксения стала призёром областного конкурса «Русский язык: сто лет спустя» и заняла II место  в областном конкурсе исследовательских работ и проектов «Моя профессиональная карьера». (Слайд 20)

Разработки своих уроков я публикую на личном сайте, а также на сайте ИНФОУРОК. Мой девиз: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»



Предварительный просмотр:

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

Не тот учитель, кто получает воспитание

и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

 что он есть, должен быть и не может быть иным.

Л.Н.Толстой

 Умный,

 чуткий,

 интеллигентный,

 талантливый,

 верный своему делу,

 любящий детей,

 воспитатель и тонкий психолог…

        Сколько качеств, присущих истинному учителю, можно ещё назвать…

Я часто думаю о том, почему же  выбрала именно профессию педагога? С самого детства  мечтала стать учителем! Приходя из школы домой, начинала заниматься уроками, представляя себя  в роли моей учительницы русского языка и литературы. Мне нравилось выводить буквы в тетради, объясняя для несуществующих учеников каждую орфограмму. А может это была просто игра? Нет! Это настоящая школьная жизнь будущего педагога…

      И вот я учитель! Преподаю  любимые предметы  ученикам, которые доверяют мне.  А какова цена этого доверия? Ни больше, ни меньше -  их будущее. Это очень ответственно, потому и требования к учителю особые. Я бы даже назвала эти требования – «заповеди учительства».  Подобно заповедям божьим они всегда сориентируют педагога, помогут ему.

     Заповедь первая: Люби свою профессию!

      А.Т.Твардовский сказал: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить». Можно ли быть хорошим педагогом, если работаешь по принуждению, а не по призванию, любви? Думаю, нет! К сожалению, основной проблемой современности является нехватка педагогических кадров. Молодые люди не хотят работать в школе, так как данная профессия требует затраты большого количества личного времени, не дает  «хорошего» заработка или просто не является престижной.  Беда, если в школе  будут преподавать только те, которым  «деваться некуда». Так быть не должно! Я,  как мама  двоих детей, мечтаю о любви и понимании со стороны  педагогов. Именно это  в  профессии считаю  главным ориентиром.

     Заповедь вторая:  Люби и уважай своих учеников! 

      Вот и вторая заповедь педагога. А что значит любить детей? Примером такой любви стала для меня  моя вторая мама, учитель русского языка и литературы Кальмина Валентина Анатольевна. Она никогда не позволяла себе обидеть ученика, умела повести себя так, что ребёнок вдруг начинал  проявлять интерес к знаниям, становился спокойным и вежливым. Найти в каждом ученике  хорошее, никогда  не повышать голос и не  диктовать свои условия на уроках – вот  главные ориентиры моей наставницы. Я навсегда запомнила ее слова: «Люби ребятишек, им очень сложно, уважай  их мнение».

       Да, каждый  ребёнок индивидуален и  имеет право высказывать свою точку зрения. Мы, учителя, формируем у своих воспитанников умение слушать. Но сами часто этого делать не умеем. Нужно научиться! Это и есть уважение.

      Заповедь третья:  Не навреди! 

       Учитель – человек, от слов и действий которого зависит многое. Он как хирург. Одно неверно сказанное слово, неверно совершённое действие – и можно навсегда потерять уважение воспитанников…  Современные школьники часто толкуют слова и поступки педагогов по-своему. Детский мир подчас не понятен взрослому человеку, поэтому учитель-профессионал должен обдуманно поступать и обдуманно говорить. Наверное, смешной детской обидой покажется история моей подруги. В школьные годы она была самой высокой в классе и по этой причине всегда сидела за последней партой. Из-за плохого зрения ребенок часто просил учителей посадить ее ближе. Однажды один преподаватель при всех сказал: «Куда такую каланчу!». Подруга замкнулась, не хотела больше идти в школу...

         

      Заповедь четвертая:  Научи ребёнка думать и любить! 

      Прежде всего, я – педагог. Моя задача – учить детей, но не только  школьному предмету. Очень важно на уроках  думать, понимать, отличать хорошее от плохого.  К сожалению, большую часть времени современный школьник проводит в Интернете. Даже живому общению дети предпочитают социальные сети. А как же воспитание нравственности? Как ребята смогут  проявлять доброту, порядочность, заботу по отношению к ближнему, если они большую часть времени проводят  дома, подчас даже не имеют возможности  поговорить с родителями?  И здесь учитель призван   восполнить  дефицит общения.  Мне, учителю русского языка и литературы, в этом помогают герои художественных произведений, литературные персонажи. Вместе с ними  ученики совершают благородные поступки, помогают людям в трудной ситуации, взрослеют, разочаровываются, любят…

      Заповедь пятая:  Ни дня без новизны!

      Очень важно  современному учителю шагать в ногу со временем. Реализуя ФГОС, я увидела, что изменились требования не только к преподаванию предмета, но и к самому учителю.

        Каждый урок должен быть интересен и неповторим. Нужно  осваивать инновационные технологии, использовать активные формы.  Авторитарный стиль общения между учеником и педагогом   уходит в прошлое.  Глаза ребёнка  сразу загораются, когда учитель  использует на уроке  что-то необычное, интересное: отгадывает с ребятами загадку по предмету, составляет с ними кроссворд  на определённую тему, вовлекает в проект… Сколько ещё активных приёмов можно назвать?

       Многие считают, что учителя  отстают  от своих учеников в знании современных компьютерных технологий. Но, как показывает практика, это не всегда так. Возможно,  часами общаться в социальных сетях и использовать приложения мобильных телефонов дети  умеют, но если потребуется поработать с виртуальной таблицей  или  создать презентацию, часто  сталкиваются с  затруднениями.  Вот здесь учитель вновь может показать, что он  профессионал во всём!

Заповедь шестая:  Стремись к развитию!

Учитель учит других до тех пор,  пока учится сам.  Речь идёт не только о дополнительном профессиональном образовании, но и о саморазвитии. Например, для меня чтение нового литературного произведения даёт возможность расширить кругозор, иногда посмотреть на какие-то проблемы с другой стороны. Люблю  музыку, пение, и когда позволяю себе на уроке «спеть» стихотворение, вижу живой интерес детей.

В свободное время просматриваю экранизации литературных произведений, которые в ближайшее время буду изучать  с детьми на уроке. Когда   задаю   ребятам прочитать книгу, рассказываю им о том, как снят фильм по данному   литературному произведению, как играют актёры, какие костюмы и декорации использовал режиссёр. Ребята живо откликаются,   проявляют  интерес к чтению  произведения или просмотру фильма. Для меня это маленькая победа.

     Но не нужно изучать  и совершенствовать только свой предмет. Детям будет интересно на уроке, если учитель много знает из области математики, истории, физики, обществознания, музыки... И здесь  очень хочется вспомнить А.С.Пушкина: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…»

     Можно много ещё говорить  о тех заповедях, которые должен соблюдать учитель. Я постаралась определить ведущие из них.  Но хочется сказать, что  неважно,  гений ты  в своём предмете или нет, главное – доверие и светящиеся глаза твоих учеников.

Ты учитель – и это главное!

Значит, верно избрал ты свой путь.

Соблюдай педагога заповеди,

И профессии верен будь!