Проектная деятельность на различных уроках

Гаврилова Светлана Михайловна

В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс  технология проектной деятельности учащихся.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

            Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность помогает научить детей учиться самим.

Проектная технология направлена на развитие:

  • предметных знаний и умений;
  • универсальных умений;
  • социальной компетентности;
  • проектных умений.

Цель проектной деятельности – научиться понимать и применять имеющуюся информацию, приобрести умения и навыки для решения выделенной проблемы.

Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию, целеполаганию, контролю достижения цели;
  • развитие навыков сбора и обработки информации;
  • формирование позитивного отношения к учёбе.

Роль ученика и учителя в проектной технологии меняется на протяжении обучения: на начальном этапе учитель выступает как руководитель, а далее становится наставником.

Этапы овладения проектной деятельностью

Ученик

Подмастерье

Мастер

Учитель указывает ученикам на проблему, с которой они будут работать

Учитель создает проблемную ситуацию, чтобы ученики выявили проблему

Ученики самостоятельно выявляют проблему

Учитель ставит цель в беседе с учениками

В ходе беседы учитель лишь подводит учеников к цели проекта

Ученики самостоятельно ставят цель

Планирование работы проходит совместно с учителем

Учитель лишь корректирует план работы по мере необходимости

Планирование проекта проходит самостоятельно

Учитель делит учеников на группы, помогает распределить роли

Учитель контролирует распределение ролей, учитывая способности учеников

Ученики самостоятельно делятся на группы и распределяют роли

Учитель регулярно контролирует работу детей, следит за сроками

Учитель предлагает  листы для самоконтроля промежуточных и итоговых результатов работы

Дети самостоятельно контролируют работу

Ученики создают презентацию по эталону учителя

Учитель корректирует план презентации по мере необходимости

Ученики сами создают план презентации с  учётом особенностей проекта

Учитель дает оценку работе команды

Учитель дает оценку работе команды, но и дети оценивают свою работу

Ученики проводят самооценку и взаимооценку

 

Технология проектного обучения  формирует умения:

добывать знания;                                  делать выводы;

собирать информацию;                        выдвигать гипотезы;

работать в команде;                              оценивать себя.
 Проектное обучение  требует от учащихся применения межпредметных умений и реализации творческого потенциала для получения конкретного результата, направленного на решение какой-либо проблемы.

Преимущества : соответствует принципам системно-деятельностного подхода; содержит элементы проблемного обучения; часто предполагает групповую форму работы; развивает универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, работу с информацией, кооперацию и коммуникацию, рефлексию; способствует достижению личностных результатов, в числе которых: самовыражение, самопроявление, самопрезентация, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Домашние животные17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Домашние животные»

.

Проблема:

Рассматривая картинки о домашних животных, дети не смогли ответить на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто где живёт?», «Кто за ними ухаживает?», «Чем питаются?», «Какую пользу они приносят человеку?» Дети не имели достаточных знаний. Чтобы ответить на эти вопросы мы решили разработать и реализовать  проект «Домашние животные».

Актуальность:

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, милосердными, отзывчивыми. По словам Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».  Нужно учить заботиться о природе, беречь её. Домашние животные – это часть природы. Так пусть наши дети будут экологически образованными, эмоционально отзывчивыми, способными сопереживать.

Цель проекта:  Обогатить знания детей о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека.

Задачи проекта:

- углублять знания о домашних животных;

- прививать ответственность за домашнего питомца;

- воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них;

- обогащать словарный запас;

- развивать речь, мышление, воображение и эмоциональную отзывчивость;

- формировать умение играть и действовать сообща в коллективе;

- активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, родителей и педагогов.

.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный.

Подбор методической литературы по теме проекта.

Подбор художественной литературы, загадок по теме «Домашние животные»,

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, набор игрушек домашних

Привлечь родителей к работе над проектом: принести фотографии для фотовыставки «Мой любимый питомец», принести домашнего питомца для ознакомления ( по возможности)

II.   Практический.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, чтение книг;

Оформление фотовыставки «Мой домашний любимец»;

Оформление альбома «Домашние животные»;

Подбор пословиц, поговорок, загадок.

Заучивание стихотворений с детьми, чтение сказок;

Просмотр телепередач о животных.

Консультации для родителей «Общение с домашним питомцем», «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей»

Папки передвижки: «Контакт: дети-животные», «Вред или польза»?

Работа с детьми.

Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных», «Какую пользу приносят домашние животные».

Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?», «Кто, где живет?». «Чья голова, чей хвост?»

Чтение художественной литературы:

Е Благинина «Котенок»,

Б. Заходер «Вредный кот», «Кискино горе», «Барбосы», «Песня бездомных собак»

К. Чуковский «Поросенок», «Свинки»

С. Маршак «Котята», «Вакса – клякса», «Собака Динго»

Саша Черный «Жеребенок», «Хрюшка»,«Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба»,Е.Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котёнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами».К Ушинский «В берлоге».

Заучивание и чтение стихов о животных:

А.Барто «Котенок», «Полезная коза», «Дикарка», «Мой пес», «Собака»

В. Берестов «Коза», «Бычок»,

Отгадывание загадок

Безопасность.

Беседа «Не трогай незнакомых животных», «Не дразни собак», «Не обижай животных».

Здоровье.

Беседа «Мой руки после общения с животными»

Социализация.

Д/и «Собери семейку», «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где живёт?», «Кого не стало?», «Наведи порядок», «Кто, чем питается?», «Назови жилище».

Настольные игры: кубики, лото, пазлы, трафареты животные по теме проекта.

Игра-драматизация «Два весёлых гуся», «Теремок», «Колобок», «Курочка - ряба»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню». «Ветлечебница», «На ферме»,

Конструкторские игры: «Скотный двор», «Конура для собаки», «Загон для Бурёнки».

Двигательная деятельность. Физическое развитие.

Подвижная игра «Лохматый пес». Подвижные: «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Курочка и цыплята», «Куры в огороде», «Лошадки», Конники»

Физкультминутки: «Котик», «Кошка», «Козочка», «Корова»

«Кот и мыши», «Котята и щенята», «Кошка с цыплятами», «Воробушки и кот», «Угадай по движению», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит».

Заключительный.

Фотовыставка «Мой домашний любимец»

Создание альбома «Домашние животные»

Презентация проекта «Домашние животные»

Развлечение совместно с родителями «Путешествие в Простоквашино»

Выводы:

В ходе реализации проекта «Домашние животные» в младшей группе   мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

Мы собрали богатый материал о домашних животных, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данной работе.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни домашних животных,    навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили активный словарь и пополнили словарный запас.

Дети стали любознательными, бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.

Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.