Уроки в начальных классах
Материалы, методические рекомендации для проведения уроков в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.23 КБ |
![]() | 100.18 КБ |
![]() | 16.73 КБ |
![]() | 48.32 КБ |
![]() | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: В.Иванова «Трудный случай»
Цель: Через анализ текста, выявить основную мысль произведения Веры Ивановой «Трудный случай».
Задачи, направленные на формирование:
Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста; выделять в нем нужные отрывки; формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей.
Личностные УУД: формировать интерес к чтению; ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников.
Регулятивные УУД: ставить цель, адекватно оценивать свою деятельность; принимать алгоритм выполнения учебной цели.
Познавательные УУД: добывать новые знания: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
| Слайд «…чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» Илличевский -Как понимаете эти строчки? | Когда мы читаем, наша душа становится богаче, мы развиваемся… | |
Целеполагание | Сегодня мы тоже будем читать произведение давайте поставим себе цель: | Цель: узнать…(содержание произведения) Определить… (замысел автора) Сделать… (выводы) | Регулятивные УУД: ставить цель; принимать алгоритм выполнения учебной цели. |
Актуализация опорных знаний | -Кто автор этих строчек? -На последних уроках мы говорили о мечте. А о чем мечтал Пушкин? -Когда мы мечтаем о чём-то и эта мечта сбывается, то что мы ощущаем? -Мы на прошлом уроке начали читать рассказ Веры Ивановой «Трудный случай» -О чем мечтал Петька? Перескажите кратко 1 часть | Илличевский – друг А.Пушкина по лицею. Мечтал, чтобы не было рабства… Счастье, радость Петька мечтал прокатиться на машине скорой помощи Краткий пересказ | |
Мотивация Антиципация | -Петькина мечта сбылась? -И что он должен ощутить? -Откройте последний абзацс.29 -хочется вам узнать почему так случилось? Давайте прочитаем. | Да Радость, счастье ..а Петька всё плакал, и плакал, глотая слезы… | |
| Чтение текста по цепочке. В середине чтения физкультминутка для глаз. После чтения: -Почему же Петька не ощутил радости от сбывшейся мечты? | Целостное восприятие текста Он понял свою ошибку | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста |
Диалог с автором Выборочное чтение | Давайте разберемся поподробнее: -Прочитайте, что ответил Петька врачам, зачем он съел таблетки? -Что такое ВОЗ? -Почему врачи жевали бутерброды? | Стр.26-27 зачитывают Всемирная организация здравоохранения. Им некогда покушать. Заняты. | Предметные УУД: выделять в тексте нужные отрывки Познавательные УУД: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением. Предметные УУД: обогащать словарный запас детей. |
Работа в парах | Расставьте цифры вместо точек в той последовательности, как встречается в тексте. Проверка по слайдам -Почему именно в таком порядке автор берет истории? | 1.Как лечили обезьянку 2.Врачи едут в театр 3.Автокатастрофа Одинокий старик Рассказывает нам сначала смешной случай, потом уже тяжелые, трагические. | : участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников. |
Прием «Инсерт» | Когда мы читали рассказ, то я видела, что настроение ваше менялось: то вы грустили, то смеялись. Найдите и подчеркните строчки, где настроение Петьки меняется. -Почему же рассказ так называется? | 1.Была мечта 2.Петька ликовал! 3.Но когда через час распахнутую дверь… 4.Потом все было, конечно, так как Петька и мечтал 5. Петька слушал, слушал и чувство невыносисости… | |
Рассказ об авторе | Автор рассказа Вера Иванова – как вы её себе представляете? Это наша современница, закончила медицинский институт в г. Москве. Работала врачом скорой помощи. А сейчас пишет рассказы для детей. И не понаслышке знает о таких случаях. | Предположения детей | |
Работа врача очень трудная. Просмотрим социальный ролик о скорой помощи. | |||
Возвращаемся к цели: достигли ли мы ее? | Не сделали выводы. | ||
Прием «узелки на память» | -Какие же выводы сделаем для себя? Безобидные детские шалости только кажутся такими. Они приносят боль и страдание близким людям. (бабушка) Сейчас проблема стоит очень остро: многие не пропускают скорую помощь на дороге. | -Не обманывать взрослых -Не шутить серьезными вещами -Думать о последствиях поступков Сопереживать людям -Признавать свою вину. | Предметные УУД: формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей. Личностные УУД: ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков. |
| Достигли ли мы цели? | ||
Домашнее задание | Составите картинный план, по плану приготовьтесь пересказать | ||
Самооценка | Напишите СМС на модели телефона: как вы оцениваете себя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» Илличевский
Цель: Узнать… Определить… Сделать…
Как лечили обезьянку Врачи едут в театр Автокатастрофа Одинокий старик
Вера Иванова
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 4 класс |
Тема: | Вера Иванова «Трудный случай» |
Место урока в системе уроков | Урок проводится во 2 четверти по первой части учебника Е.И.Матвеевой «Литературное чтение» по системе Эльконина-Давыдова. |
Цель: | Через анализ текста, выявить основную мысль произведения Веры Ивановой «Трудный случай». |
Задачи: | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста; выделять в нем нужные отрывки; формулировать несложные выводы; обогащать словарный запас детей. Личностные УУД: формировать интерес к чтению; ориентироваться в нравственных понятиях: сопереживание, сочувствие к другим людям; оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией; формировать понимание, что нельзя шутить серьёзными вещами; думать о последствиях своих поступков. Метапредметные: Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной деятельности; развивать умение договариваться между собой; высказывать собственное мнение; уважать мнение собеседников. Регулятивные УУД: ставить цель, адекватно оценивать свою деятельность; принимать алгоритм выполнения учебной цели. Познавательные УУД: добывать новые знания: выделять фрагменты смены хода событий и настроений главного героя, овладевать осознанным чтением. |
Форма урока | Урок как коллективное действие |
Технология | Продуктивного чтения |
Методы и приемы | Исследовательский метод, метод дискуссии Приемы: 1. Антиципация 2.Проблематизация 3.Работа в парах. 4.»Инсерт» 5 Подводящий диалог
|
Средства | 1.Учебник Е.И.Матвеева «Литературное чтение» часть 1 2.Мультимедиа презентация 3. Карточки для работы в парах |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Паспорт урока
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Окружающий мир |
Класс: | 4 класс |
Тема: | Природная зона пустыни России |
Место урока в системе уроков | Урок проводится во 2 четверти по первой части учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» по системе Эльконина-Давыдова. |
Цель: | Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь России |
Задачи: | Предметные УУД: формировать представление о природных условиях, растительном и животном мире природных зон пустынь. Способствовать умению работать с географической и контурной картой, пользоваться учебником и дополнительной литературой. Личностные УУД: формировать мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: Коммуникативные УУД:слушать собеседников; оцениватьсвои достижения на уроке;осуществлять работу в группе; слушать и понимать других ребят. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную задачу; обобщать собственные представления. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить простые рассуждения на основе подводящей информации. |
Форма урока | Урок как коллективное действие |
Технология | Технология сотрудничества Игровая технология |
Методы и приемы | Метод исследования Приемы: 1.Моделирование 2.Проблематизация 3.Работа в группах 4. Подводящий диалог
|
Средства | 1.Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2.Мультимедиа презентация 3. Дополнительная литература: энциклопедии, книги, статьи. |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Предмет: литературное чтение.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Отгадайте загадку: Открыть свои тайны Любому готова Но ты от неё Не услышишь и слова (книга) - Действительно – книги открывают нам много тайн. Из книг мы узнаём то, чего раньше не знали, книга – наш учитель. С помощью книг мы можем путешествовать по городам и странам сидя дома, учимся дружить и лучше понимать других людей. Сегодня мы будем читать новое произведение. Давайте поставим себе цель: прочитать…(произведение) Выявить… (главную мысль или идею произведения) | |
- Читать мы будем по отрывкам, делая небольшие остановки. Для чего будем останавливаться? | Что – то уточнять, отвечать на вопросы. |
Рассказ называется «Трусиха» автор Нина Михайловна Артюхова | |
Прежде чем начнем читать, давайте разберемся в двух словах: трусливый и смелый. Подберите синонимы к этим словам. Трусливый и смелый это антонимы. Противоположные по смыслу слова. Мотивация Как вы думаете: может ли один и тот же человек быть и трусливым и смелым одновременно? | Трусливый- боязливый, пугливый, робкий Смелый- отважный, решительный, мужественный. |
Читает 1 часть учитель. -Почему Валю называли трусихой? Зачитайте из текста. - Кто играл во дворе? -Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру? Найдите в тексте -Что нарушило игру детей? -Как вы себе представляете Лохмача? -Как же повели себя ребята в этой ситуации? | Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха Валя, малыш Андрюша и ребята. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Лохмач с цепи сорвался!...К нам бежит Большая лохматая собака Все разбежались, только Андрюша остался. Разбежались , спрятались |
Физкультминутка!!! А теперь ребята, встали! | |
Антиципация. Предположите, что произойдёт дальше. | |
Чтение 2 части детьми. ( читает учитель, очень эмоционально) « Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости… до конца -Кто же встал на защиту маленького Андрюши? - Прочитайте, как автор описывает собаку? - Как вы думаете- страшно Вале? - Почему же она бросилась защищать Андрюшу? - Как можно назвать такой поступок?
- Что же мы можем сказать о Вале сейчас? -Наши предположения были верными? -Какое произведение по жанру? Учитель объясняет детям как построено произведение. Кульминация
Завязка Развязка Перечитайте рассказ и определите: где завязка, кульминация и развязка. Сделайте пометки карандашом. Проверка. 1 ряд зачитывают завязку, 2 ряд кульминацию, 3 ряд развязку. |
Валя
Зачитывают из текста
Смелый, решительный
Она оказалась вовсе не трусихой, а смелой.
Рассказ
Учителя-ученики
|
Работа в парах. -Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа: 1) Трус своей тени боится. 2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. 3) Кто дрожит – тот и бежит. 4) У страха глаза велики.
Проверка работы в парах. - Какую пословицу выбрала ваша пара? Почему?
- Кто согласен с этой парой? А кто думает по другому? Почему? | ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ. 1.Внимательно выслушать задание. 2.Выслушать мнение каждого участника. 3. Выбрать верное решение. 4. Выбрать представителя от пары |
Дополнение учителя. Слайды: «Смелость –это преодоление страха» М.Твен «Истинно храбр тот, кто боится, но всё-таки идёт наперекор страху» И.Тургенев | |
-Понравился ли вам рассказ? Рассказ об авторе: все произведения писательницы учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, защищать слабых, уважать старших и быть верными своему слову. Что же вы сегодня узнали? Чему научились, читая рассказ «Трусиха»? Что положим в мешочек мудрости? Именно такие люди совершают подвиг и становятся настоящими героями! И увековечивают своё имя. Люди благодарной памятью чтут их имена. Приведите примеры, когда люди преодолевая страх, совершали смелые, героические поступки: Алдар Цыденжапов матрос эсминца «Быстрый» Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек[1][2]. Герой Российской Федерации Базар Ринчино - Герой Советского Союза (посмертно). Пал смертью храбрых в бою с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1943 года в Житомирской области Украины. Похоронен в селе Бельковцы. Дарима Аликова-Базарова трагически погибшая во время теракта в городе Беслане. В Осетии свято чтут память о ней. Учительница истории Дарима Аликова-Базарова - одна из героев событий 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили школу. Во время нападения погибло 334 человека, из них 186 детей. Дарима Аликова, спасая своих воспитанников, погибла от пули террористов. Балдану Цыдыпову 23 года. Он вырос в Агинском, ученик нашей школы позднее учился в АОГимназии. военным мечтал стать с детства. Окончил Новосибирское высшее военное училище, затем был отправлен на службу в Бурятию. 4 мая лейтенанту из Бурятии Балдану Цыдыпову, который спас во время спецоперации на Украине более 150 сослуживцев, вручили орден Мужества. Награду молодой офицер получил в Российской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится на лечении Какую цель ставили? Достигли ли её? Оцените себя на отрезке. Домашнее задание: Прочитайте рассказ маме и папе, нарисуйте обложку книги. Напишите с родителями письмо для Балдана Цыдыпова или его мамы. Мы передадим его родителям, чтобы поднять ему настроение. Чтобы он быстрее поправился. |
в жизни смелый не тот кто ничего не боится, а кто может сам свой страх побороть как Валя. Она собаки испугалась, но не смогла убежать и бросить Андрюшу. Истинное лицо человека проявляется в настоящем испытании, Валя выдержала это испытание, а мальчики, которые называли её трусихой – нет! Валя выдержала испытание не потому, что оказалась смелее мальчиков, нет, просто она оказалась способна на самопожертвование ради спасения другого, более беззащитного. Она надёжный друг и товарищ, не оставит в беде, потому что способна забыть о себе ради спасения другого, преодолеть свой страх, если это нужно! |
Приложение 1
Выберите пословицу, в которой выражена главная мысль рассказа:
1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.
4) У страха глаза велики.
Приложение2
Самоанализ урока
В классе 32 ученика. 15 девочек и 17 мальчиков.
По результатам входного контроля на высоком уровне 2
На среднем –22
На низком -8
Класс сформирован по заявлениям родителей, все дети посещали детский сад до школы.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Тема: Н.М.Артюхова «Трусиха»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока : Через анализ выявить основную мысль произведения
Задачи:
1.Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок, формулировать несложные выводы.
2.Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи, умение работать в паре, самоконтроль результатов.
Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость..
3.Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение высказывать свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией.
Воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Структура урока: 1.Вводно-мотивацинный этап ( положит настрой на урок, актуализация опорных знаний, мотивация )
2.Операционно-содержат(ознакомл с новым материалом, закрепление изученного)
3.Рефлексивно-оценочный (выводы, рефлексия, самооценка, д/з)
Начало урока –загадка о книге для положит настроя, подобрали к слову трусливый синонимы и антонимы для актуализации опорных знаний.
Мотивация: может ли человек быть одновременно смелым и трусливым?
Целеполагание прочитать… , выявить… Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи,
Ознак с новым материалом: 1 часть читал учитель, вопросы на понимание текста. Предметные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нем нужный отрывок
Перед чтением 2 части 6 антиципация –предвосхищение, предположение.: что же будет дальше?
Чтение 2 части. Вопросы по содержанию.
Закрепление: повторное самостоят чтение текста с заданием: найти кульминацию. Это новый литературный термин.
Не менее 20 минут на уроке -читать
Работа в парах: выбор пословицы для определения главной мысли произведения. Регулятивные умение работать в паре Коммуникативные УУД: реализовывать потребность в общении со сверстниками; уважать мнение собеседников;
Дополнительны материал учителем.
№ этап рефл оценочный.
Об авторе, выводы по содержанию, жизненные примеры проявления смелости.. Коммуникативные: ориентироваться в нравственном содержании понятий: трусость и смелость.. храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.(Личностные)
Возвращение к цели
Вид контроля: Самооценка на отрезке Регулятивные УУД: самоконтроль результатов
Домашнее задание
Понята ли тема?
Интересен ли урок?
Работоспособность детей
Гигиена урока : динамическая пауза, санитарное состояние класса, посадка,
На протяжении урока использовалась презентация, для работы зрительных, слуховых анализаторов уч-ся.
Настрой на следующие уроки
Продолжение работы в системе.
Приложение 3
Нина Михайловна Артюхова
Трусиха.
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегись, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!
– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл обратно к сараю.
На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она. – Он не укусил... Просто я очень испугалась.
Предварительный просмотр:
Гаврилова Светлана Михайловна
учитель МАОУ «Агинской средней общеобразовательной школы №2»
Направление: «Урок по предметной области ОДНКР»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Технологическая карта урока 4 класс.
Пояснительная записка | |||||||||||||
Предмет | «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | ||||||||||||
Модуль | «Основы мировых религиозных культур» | ||||||||||||
Учитель | Гаврилова Светлана Михайловна | ||||||||||||
Школа | МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» | ||||||||||||
Класс | 4 класс | ||||||||||||
Тема урока | Милосердие и сострадание | ||||||||||||
Тип урока | Освоение новых знаний | ||||||||||||
Цель | выявление содержания и углубление понятий «милосердие», «сострадание», «взаимопомощь»; осмысление, осознание их значимости в жизни. | ||||||||||||
Количество часов, отведенных на тему | 1 час | ||||||||||||
Задачи(Планируемые результаты урока ) | |||||||||||||
| личностные • воспитание гуманистически настроенной личности, способной к состраданию и милосердию; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | ||||||||||||
| метапредметные познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл термина; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления. регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы, устанавливать последовательность действий по выполнению задания. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос; работать в группе; участвовать в диалоге. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | ||||||||||||
| Предметные: выявить значения понятий «сострадание», «милосердие» в основных мировых религиозных культурах; • познакомить с духовными традициями народов России;
| ||||||||||||
| Словесные(фронтальная беседа, дискуссия), наглядные(видеоматериалы, наглядные пособия), практические(работа со словарями, таблицей) | ||||||||||||
| Личностно-ориентированное обучение | ||||||||||||
| Фронтальная и групповая | ||||||||||||
Дидактический материал | Учебник «Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярыкапов А.А.; «Основы буддийской культуры» Чимитдоржиев В.Л. Методические рекомендации Д.Д.Цынгуевой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы буддийской культуры» Презентация, видео и аудио материалы. | ||||||||||||
Оборудование | Толковые словари русского языка С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор. | ||||||||||||
Этапы работы на уроке | |||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Умения | ||||||||||
1. Вводно-мотивационный этап | |||||||||||||
Оргмомент | Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Давайте спросим у них как они к нам добрались. Кто приехал на машине? Кто на автобусе? Кто долго шел пешком? Наши гости проделали большой путь, чтобы побывать на нашем уроке. Давайте же сегодня поработаем в полную силу, чтобы урок прошел не зря для нас и наших гостей. | Дети включаются в учебную деятельность: слушают ответы гостей, получают установку на урок: работать в полную силу. | |||||||||||
Актуализация знаний | Слайд: Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. А. Дементьев -Как понимаете эти строчки? | Совместное обсуждение прочитанных строчек стихотворения, высказывание своей точки зрения | Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. | ||||||||||
Мотивирова-ние. Целеполага-ние. | - Со-чувствие, со-страдание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка со-) Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. • Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем занятии? | Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют тему и цель изучения для себя. Отвечают на вопрос | |||||||||||
2. Операционно-содержательный этап | |||||||||||||
Предъявление нового материала |
Тема нашего занятия «Милосердие и сострадание». Работа с определением (работа в группах со словарем) • Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие». 1 группа Большой энциклопедический словарь 2 группа Толковый словарь Ожегова С.И. 3 группа Толковый словарь Даля В.И. Вывод: • Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце. • Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием? Совместное «открытие» знаний Милосердие в религиях А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию и состраданию 1) Христианство Работа с учебником стр. 72 (3-4 абзац). (Приложение 1) Милостыня. Одно из дел милосердия – милостыня. Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай». Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова». Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. г) Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве» • Как проявляется милосердие в христианстве? 2) Ислам Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье. Милосердие мусульманина (обсуждение). а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня. • Что значит каждое из понятий? • В чем их отличие? Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия. б) Работа по учебнику стр. 72 (6 абзац), стр. 73 (1-2 абзац). г) Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе» • Как проявляется милосердие в исламе? Физминутка Дети встают и кидают друг другу мяч, называя добрый поступок. 3) Буддизм а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Однако, помогая другим, нужно проявлять мудрость. Я прочитаю вам одну буддийскую притчу, а вы попробуйте её закончить. Притча про оленя стр.28 «Основы буддийской культуры» автор В.Л. Чимитдоржиев Слайд: Будда говорил: «Мудрость без сострадания –суха и вредоносна. Сострадание без мудрости –слепо и немощно. Не пренебрегайте ни мудростью, ни состраданием» | Желательно, чтобы тему урока дети определили сами. Работа в группах с различными словарями Выступление детей: «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.») «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». «Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе Читают по цепочке Слушают дополнение учителя Дети заполняют таблицу по мере получения новой информации. (Приложение 2) Помогать больным, бездомным, малоимущим, инвалидам, тем, кто попал в беду. Работа с учебником, читают, извлекают информацию из текста, преобразовывают в таблицу
комментированное чтение Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят. Закят – это материальная помощь ближнему. Делают запись в таблице: Закят-обязательный налог, идет на благотворительность Добровольная милостыня помог маме помыть посуду, убрал свои игрушки, донёс сумку, накормил птиц, поднял мусор, подарил подарок, защитил слабого, объяснил другу задачу, пожалел котёнка… Прослушивание притчи (Приложение 3) | Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы Личностные: • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос; работать в группе Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Познавательные: осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл термина; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления (в таблицу) Коммуникативные: участвовать в диалоге. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; | ||||||||||
3. Рефлексивно-оценочный этап | |||||||||||||
Рефлексия | Вывод: • Чему учат религии резных народов?
Предлагаю вам посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: в нашей жизни где и как можно проявлять милосердие? | Дети обобщают полученные знания, используя таблицу, которую составили в совместной деятельности Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца! Просматривают Социальный ролик «Безразличие людей» | Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге. готовность слушать собеседника, вести диалог. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||||||||||
-В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание? Работа с пословицами. Интерактивное задание. Соедините начало и конец пословицы, объясните её смысл: Доброе слово лечит — злое калечит Милосердие начинается у себя дома. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не творит никому. Добрые умирают , да дела их живут. | Милосердие проявляется даже в маленьких, но таких важных делах: помочь родителям, пожелать учителю, родителям, одноклассникам хорошего дня, бросить мусор в корзину, а не на пол… Объяснение детей, высказывание своей точки зрения, приводят примеры из жизненного опыта. | Познавательные: обобщать полученную информацию Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | |||||||||||
Самооценка | У вас на партах сердечки, оцените себя цветом: если работали в полную силу – красный, что то не поняли- желтым, было очень трудно – зеленым. Пожелайте нашим гостям что- то хорошее и подарите. | Оценивают свою работу и дарят сердечки гостям | |||||||||||
Итог урока | По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Слайд: Спешите делать добро! | Метапредметные: определять лично значимую цель в рамках учебной темы | |||||||||||
Домашнее задание | Домашнее задание по выбору: 1.Перечитайте книги, которые учат милосердию, состраданию: Паустовский «Заячьи лапы» Куприн «Белый пудель» Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» Паустовский «Кот-ворюга» Толстой «Лев и собачка» 2.Прочитайте притчу о Счастье, обсудите с родителями.(выдается на листочках) | Запись домашнего задания в дневники. Учитель выдаёт текст притчи (Приложение 3) |