Описание опыта работы.

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы муниципального автономного  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Бавлинского муниципального района республики Татарстан – Коркиной Юлии Ниловны.

 

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

В.Ключевский.

Действительно, ты можешь обладать безупречными знаниями, но не иметь способности  передать их другим. Безумно влюбленная в русскую литературу, вот уже много лет я живу с любимыми героями на одном дыхании и получаю истинное удовольствие от того, когда  мои ученики влюбляются в А. Болконского, сочувствуют А. Карениной, спорят с Печориным. Моя задача не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы их заинтересовать своим предметом, научить мыслить, рассуждать. «Сознание ребенка – могучая, но медленная, и у каждого она имеет свою скорость», - говорил В. А. Сухомлинский. Поэтому в своей работе считаю немаловажным умение быть терпеливым педагогом, не наказывающим ребенка оценкой. А поощряющим его своим оцениванием к еще большему стремлению учиться.

   Жизнь за последнее десятилетие очень сильно изменилась. Стала, может быть интересней и разнообразнее. Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сегодня существует множество новых технологий, как правило, это «хорошо забытое старое». Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

(В.П. Беспалько)

  Большая проблема современных учеников - неумение использовать полученные знания. Не все умеют думать, пользуются готовым материалом, а вместе с этим начинают терять свое собственное мнение.  Задача современного учителя - разложить у детей знания, которые они  уже имеют, по полкам, и, используя  их, выходить на то, что они ещё не знают. Учитель должен сам ориентироваться в современных технологиях и вместе с  тем, разумно их применять на уроке.  Сегодня,  компьютер на уроках русского языка и литературы  не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

1.при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

2.для оптимального закрепления изученного материала,

3.для улучшения контроля знаний учащихся,

4.для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Очень помогают мне в этом интерактивные средства обучения. К примеру, использую обучающую программу-тренажер по русскому языку "ФРАЗА" ЗАО "Новый Диск". Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является  презентация. Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.  Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Например, при подготовке к сочинению в 5-9 классах, ученики легко пишут сочинение по картине, если работают с презентацией. Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью.  Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Мои ученики к уроку по русскому языку создают презентации, которые сами же и защищают. Одноклассникам было интересно и познавательно выступление Мазитовой Камиллы в роли докладчика по теме «Лексика».

Одна из удобных для меня технологий – это технология критического мышления. Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения. Проведение подобных уроков проходит три стадии.

 1 стадия-стадия вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения.  Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый  лист ожидания (ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что-то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.

  2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.

  3 стадия – рефлексия. На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации. Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, составление синквейна.     Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

Применению технологию перспективно - опережающего обучения, что позволяет формировать грамотную личность. На уроках использую метод крупноблочного введения теоретических знаний в виде опорных схем, алгоритмов, обобщающих таблиц, что даёт возможность ученикам увидеть правило в полном объёме, лучше осмыслить изложенный материал, осознать логические взаимосвязи, систематизировать и упорядочить знания. Самыми эффективными считаю комплекс алгоритмов Е.Д. Надточего, обобщающие таблицы Г.М.Иваницкой и В.А.Корсакова. Работа со схемами и таблицами выгодно экономит время учителя.

Считаю необходимым  применять системно-деятельностный подход.               Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Недаром гласит китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Цель этого подхода  не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить нужную им информацию. Учитель не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих подопечных по дорогам знаний. И следует отметить, что введенный в Татарстане  проект «Преобразование обучения для XXI века» с элементами  кооперативной методикой обучения также позволяет учащимся работать самостоятельно. Данный метод основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга ( объединение класса), тимбилдинга ( объединение команды). Эта программа состоит из пяти модулей: тенденции развития образования в 21 веке, развитие критического развития у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов. Применяя данные структуры  учитель успевает опросить и услышать практически всех учеников, что позволяет видеть пробелы учащихся и вовремя их ликвидировать. Например, в 5А классе 29 учеников, опросить всех за урок невозможно, поэтому чаще мы работаем в парах. Применяя такие структуры, как «Джот тотс», «Раунд тэйбл».

Как и все педагоги – предметники применяю  личностно-ориентированную технологию обучения, что обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Считаю, что эта технология хорошо влияет на саморазвитие личности. Стараюсь индивидуально работать с каждым учеником, учитывая психологические особенности. В конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий. Активно стимулирую учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Для этого применяю проблемно-поисковую технологию. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности: "разучить" думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Приемы создания проблемной ситуации:

1.      учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

2.      сталкивает противоречия практической деятельности;

3.      излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4.      предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

5.     побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

6.     ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

7.     определяет проблемные теоретические и практические задания;

8.     ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Стоит отметить, что данный метод воспитывает в детях творческие способности. Например, Коркина К. неоднократно участвовала в научно-практической конференции "Будущее начинается сегодня" и вышла в призеры (Приложение 6,7).

При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока, что соответствует требованиям ФГОС.  Например, в 8 классе при изучении темы: «Однородные и неоднородные определения»  ученики  самостоятельно на материале уже изученного доказывают тему урока. Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления,  делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Например, прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своем произведении поэт, и о его героях. В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало. Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.

Возвращаясь к Сингапурской методике обучения, стоит заметить, что для формирования устойчивого интереса к предмету необходимо применять технологию сотрудничества. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве исследователей, консультантов, рецензентов, экспертов, что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Здесь очень подходит структура «Секл оф вьюпойнтс» ( изучение темы с разных точек зрения). Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала. Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии» я предлагаю из данного текста  выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе. На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается  тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос. Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу.   На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Рефлексия включает в себя: построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок; переживание, припоминание; решение проблем. Именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.  Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

В целях достижения лучшего результата стараюсь использовать разнообразные формы обучения: урок-практикум, урок-взгляд, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия,   урок-суд. 

 На уроке должна присутствовать творческая коммуникация. Ребёнок и учитель должны чувствовать друг друга и понимать то о чём говорит и имеет в виду каждый из них. Больше следует применять на уроках творческих заданий и игр. С помощью ролевой игры можно обыграть любой сюжет, любое даже историческое событие, что поможет детям более подробно понять ход событий или мотив принятия какого либо решения персонажем. Например, урок  литературы в 9 классе, где ученики устроили суд над Печориным. Валиуллин Ильнур, в роли прокурора, обвинил Печорина в двух преступлениях, а Геюшов Эльвин, в роли адвоката, постарался его защитить, оправдать. Был у нас и Печорин, которому позволили сказать последнее слово.  Каждый из учеников имел своё мнение. Те, кто его не имел, следовали  за большинством. Но всегда ли право большинство? Конечно же, нет. Но я постаралась услышать всех. Потому что учитель это такой человек, который должен выслушивать мнение каждого, пытаться принять его, опровергнуть, если оно абсолютно неправильно или противоречит нравственным устоям. Каждый человек имеет право на мнение. Поэтому учитель не должен  навязывать своего мнения, а подводить к правильному ответу. Учитель нового времени – это такой учитель, который может вести правильный диалог со своими учениками. С помощью наводящих вопросов на основе ранее полученных знаний выходить на интересующий их ответ. Мыслить дедуктивно присуще всем людям, на это и стоит опираться в современной педагогике. Развивать дедукцию учащихся, через различные мыслительные эксперименты. Каждый учитель должен быть исследователем и экспериментатором  в своей области. Пусть то, что исследуется давно уже всем известно и доказано, но если ученик смог сам найти ответ на поставленную им задачу, то это уже дорогого стоит. Поэтому, стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность. Например, в 9 классе ученики выясняли число женщин, в которых был влюблен  А. Пушкин. Было много споров и обсуждений, но пришли к единому мнению, что гению необходимы новые чувства для творчества. 

Считаю правильным и необходимым чередовать индивидуальную и коллективную работы, чтобы каждый ученик в процессе обучения мог почувствовать свою значимость!

 В своей профессиональной деятельности пользуюсь методическими разработками (программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Культура делового общения», Программа для 8 класса «Абсолютная грамотность») активно участвую в конкурсах разных уровней, с целью распространения и обмена опытом:

1.Международный фестиваль разработок и внеклассных мероприятий «Новая мысль», диплом победителя, 2013г.;

2.Общероссийский конкурс МАУНЕД «Магистр» «Современный урок литературы с использованием ИКТ», диплом III степени, 2013г.;

3.Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучший урок с использованием ИКТ», сертификат, 2014г.;

4.Карельский союз писателей. Второй конкурс короткого рассказа «Сестра таланта», сертификат, публикация, 2013г.

5.Всероссийский фестиваль методических разработок «Конспект урока», публикация на сайте:  www. konf-zal.com., 2014г.

6.Публикация сценария внеклассного мероприятия по литературе «Вечер в литературной гостиной, посвященный лирике Г.Тукая» на сайте Всероссийского Интернет – педсовета. http:// pedsovet.org/component/option? Com  mtree/task, viewlink/linked?50496/Itemid,6;

7.Публикация урока внеклассного чтения по литературе «И вечно будем прославлять ту женщину, чье имя Мать» на сайте Всероссийского Интернет – педсовета. http:// pedsovet.org/component/option? Com mtree/task, viewlink/linked,84889/Itemid,6;

8. Мастер – класс «Природа – чудо из чудес». Урок развития речи в 8 классе. Семинар заместителей директоров по внеклассной и воспитательной работе общеобразовательных учреждений Бавлинского муниципального района РТ по теме Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения»;

9. Открытый урок по литературе «Загадочный мир сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Использование инновационных методов обучения на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества образования»;

10.Интегрированный урок «Тепловые явления в поэтических строках», русская литература – физика на межрегиональном семинаре учителей бавлинского, джалильского, лениногорского муниципальных районов и РБ по теме «Межпредметная связь – как необходимое условие формирования единой научной картины мира учащегося».

Осознав все преимущества электронного образования, стараюсь применять на практике все возможности цифрового образовательного пространства. Рубрика «Цифровые образовательные ресурсы» позволяют быстро подобрать необходимый материал к уроку. Для оптимизации работы я два года вела электронный факультатив «Занимательный русский язык», куда подписывались не только мои ученики, но и учащиеся из других городов. Мои дети выполняли задания дистанционно, что экономило их время и мое, а результат был положительный. Во-первых, они были заинтересованы. Во-вторых, проводили время с пользой для себя (Приложения 16-20).