Главные вкладки

    Эссе " Я учитель"

    Эссе "Я - учитель"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Эссе "Я - учитель"39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Всё начинается с любви: и озаренье, и работа,

    глаза цветов, глаза ребёнка – всё начинается с любви.

     Р. Рождественский

         Что значит для меня слово «учитель»?

         Во-первых, это человек, который обогатил меня знаниями, передал свой жизненный опыт, научил меня мыслить. Это мои любимые педагоги.

         Во-вторых, это моя профессия, о которой я мечтала с детства и которой посвятила свою жизнь.

         В-третьих, это мой образ жизни. Ведь рабочий день педагога никогда не заканчивается. Подготовка к урокам, проверка тетрадей, поиск интересного материала к урокам и классным часам. Постоянное самосовершенствование. А также неизменное чувство ответственности за своих питомцев. Учитель с этим живёт.

         Что привело меня в школу? Я отвечу: «Любовь» и поставлю многоточие.

         Вся моя жизнь подчинена этому чувству. Я выросла в семье, где царила атмосфера любви, уважения и взаимопонимания. Книга для моих родителей всегда была большой ценностью. Я рано научилась читать и с большим удовольствием пошла в школу. Став первоклассницей, я обрела любимую первую учительницу. Метальникова Ольга Семёновна, совсем ещё молодой в то время педагог, сумела к каждому  подобрать свой особый ключик, который открывал в нас способности и давал новые возможности. Попав под обаяние этой прекрасной женщины, я уже тогда «решила»: буду учителем. Я становилась старше, у меня появлялись новые учителя, становилось больше увлечений. Но неизменной оставалась любовь к книге.  Я всегда удивлялась и даже по-хорошему завидовала своему учителю русского языка и литературы  Кондратьевой Марианне Семёновне. Всегда строгая, но никогда не равнодушная, она  настолько умела увлечь своим предметом, что  даже так называемые «физики» всегда были активными участниками урока. Конкурсы чтецов, школьные спектакли, культпоходы в театр, встречи с известными людьми, в том числе и писателями, среди которых был, например, прекрасный саратовский поэт Исай Григорьевич Тобольский. Разве можно это забыть! Я считаю это подарком судьбы, что жизнь преподнесла мне встречу с УЧИТЕЛЕМ в самом высоком смысле этого слова.  Именно Марианна Семёновна дала мне позаимствованное у А. Плещеева поэтическое напутствие: «Смелей! Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд. И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт». Эти слова решили всё! Я поступила на филологический факультет Саратовского  государственного университета.

              Когда в 1987 году я пришла учителем в Марьино-Лашминскую среднюю школу, конечно, не избежала некоторого разочарования. Разве можно было сравнить эту маленькую сельскую школу с городской. Всё было непривычным. Удручало ещё и то, что местом проведения досуга молодёжи был только сельский клуб.  Казалось, что я выбилась из жизненной колеи.

         Задумываясь сейчас о начале своей педагогической деятельности, я понимаю, что удержаться в профессии мне помогла любовь к выбранному делу, к школе, ставшей мне родной, а главное, к детям, к которым я привязалась всей душой и  которые тоже проявили ко мне расположение. Эти шаловливые девчонки и мальчишки научили меня  выдержке, самообладанию, твёрдости духа. С ними же я росла как педагог. И помогали мне в этом не выученные в университете педагогические методики, а каждодневное живое общение с детьми. Чтобы зажечь жаждой познания их доверчивые души, я старалась вовлечь ребят во всевозможную творческую деятельность. Хотелось передать им любовь к тому, что было интересно и дорого мне самой. Оставались после уроков, читали интересные книги, сочиняли сказки, мастерили книжки-малышки, инсценировали понравившиеся произведения, совершали поэтические экскурсии с выходом на природу, в занимательной форме познавали секреты русского языка. А вместе со старшеклассниками устраивали литературные вечера, на которых царила незабываемая, таинственная поэтическая атмосфера.  Музыка. Свечи. Неторопливый рассказ биографии писателя. Чтение произведений. А потом обмен впечатлениями, представление своего видения пути автора и его творений. Так расширялся читательский кругозор старшеклассников, формировался литературный вкус, возрастал интерес к познанию мира и своего места в нём. Я же понимала значимость того дела, которое стало моей профессией.

         С какой только деятельностью не сравнивают труд учителя! А мне всегда представляется, что учитель – это садовник. Ведь что такое ребёнок? Это формирующийся на наших глазах человек. Это открытие. Ты посадил семя. Вот пробился из земли росточек. Затем этот росточек вытянулся, набил бутон и, наконец, зацвёл. Перед тобой прекрасный цветок. Но он вырос и окреп только потому, что ты за ним ухаживал, берёг его. То же происходит и с человеком. Ребёнок родился, о нём заботятся родители, родные. Он учится ходить, говорить, становится смышлёным. И вот он уже ученик. А каким он станет человеком? Здесь многое зависит, конечно, от семьи, от общества, но в большой мере от учителя. Мало знать и уметь, нужно ещё и обладать чуткостью, внимательностью, проявлять заботу о питомце – словом, любить его. И только тогда, наверное, труд учителя будет благотворным. К. Д. Ушинский сказал: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно».

         XXI век стремительно ворвался в нашу жизнь.  Много изменений произошло и продолжает происходить и в политической, и в экономической, и в общественной сферах. Век новых технологий требует грамотных специалистов, личностей, способных изменить нашу жизнь к лучшему. А в центре всех этих преобразований стоят школа, ученик и, конечно, учитель. Каков же он, современный учитель? Несомненно, это человек, способный учиться, сколько бы лет ни продолжалась его педагогическая деятельность. Ведь чтобы вырастить нового человека, личность компетентную, творческую, высоконравственную, конкурентоспособную, нужно самому обладать этими качествами. Обеспечить запросы государства в этой области призваны ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты, согласно которым отношения учителя и ученика  выходят на совершенно новый уровень. Главная задача современного педагога – осуществление системно-деятельностного подхода, такого, когда ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе обучения. Ещё Сократ говорил: «Человек не может научиться играть на флейте, не приставив её к губам».  Чтобы эта, простая на первый взгляд, истина работала, учителю необходимо перестроиться, овладеть современными способами взаимодействия с учащимися; а помочь ему в этом призваны новые педагогические технологии, которые учитывают потребности меняющегося мира. И не могу уже представить свой урок без опоры на ИКТ (а это и просмотр презентаций, и прослушивание музыкальных композиций, и при необходимости выход в Интернет), благодаря применению которой урок становится более наглядным, эмоционально насыщенным. Очень большие возможности в развитии учащихся даёт применение проектной технологии. Например, работая над проектом «Нужна ли сказка людям XXI века?», ребята пробуют себя и в роли художников, и в роли писателей, и в роли исследователей. А какие интересные формы работы с учащимися, без которых уже не мыслится современный урок, предлагает теория развития критического мышления: чтение с остановками, кластер, синквейн…

         И всё-таки настоящий учитель  - это не тот, кто только владеет технологиями и успешно их применяет, а тот, кто ещё и каждую минуту отдаёт частицу своего сердца детям, ждущим от него, помимо знаний, понимания, одобрения, уважения, может быть,  даже сочувствия. Только давая человеку добро, можно рассчитывать на  такое же отношение к себе, к людям вообще. Очень важно понимать, кого мы растим: добрых, отзывчивых, любящих людей или эгоистов, «не видящих дальше своего носа». А ведь это наше будущее, будущее наших собственных детей и внуков, наконец, будущее нашей  страны (как бы пафосно это ни звучало).

         И, завершая своё размышление о роли учителя в обществе и о его ответственности, в первую очередь, перед самим учеником, я хочу сказать, что, если ты не влюблён в профессию, в ребёнка, в саму жизнь, вряд ли станешь настоящим педагогом.

         Состоялась ли я как учитель? Возможно, ответ на этот вопрос - судьбы моих, уже бывших, учеников, достигших успехов и в профессиональной сфере, и в семейной жизни и не растерявших своих лучших качеств в наше нелёгкое время, и горящие жаждой познания и доверчиво глядящие на меня глаза моих нынешних питомцев.