Растим патриотов России

Чекалина Людмила Александровна

Данная рубрика посвящена важнейшему направлению - нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. здесь собраны практические материалы для педагогов (конспекты занятий, сценарии мероприятий, мастер-классы) и полесная информация для родителей, желающих воспитать своих детей в духе любви к Отечеству.

 

Файл master-klass_marshrut_vyhodnogo_dnya.docx23 КБ
Файл nod_1.docx16.91 КБ
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_roditeley.doc40 КБ
Файл 23_fevralya_25.docx29.58 КБ
Файл muzykalno-literaturnaya_kompozitsiya_ko_dnyu_pobedy_v_vov_ob_etom_pomnit_dolzhen_kazhdyydlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx37.91 КБ
Файл seminar_praktikum_dlya_pkdagogov.docx20.91 КБ
Файл stsenariy_4_noyabrya.docx

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Мастер – класс для педагогов

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня по памятным местам Родного края»

и «Виртуальной экскурсии»

Подготовила и провела:  

Чекалина Людмила Александровна

с.Доскино, 2024г.

План-конспект мастер-класса

Тема: «Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» и «Виртуальной экскурсии».

Продолжительность мастер-класса: 15 мин., включая ответы на вопросы участников мастер-класса (5 минут).

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению транслируемого опыта.

Задачи:

- популяризация инновационных идей и находок, составляющих основу транслируемого педагогического опыта;

- обучение участников мастер-класса разработке и составлению «Маршрутов выходного дня» и «Виртуальной экскурсии»;

- способствование творческому поиску педагогов, участников – мастер – класса;

- создание мотивации к активной творческой деятельности;

- актуализация опорных знаний по теме мастер – класса;

- повышение уровня их профессиональной компетентности, методического уровня участников мастер – класса по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- формирование атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Оборудование: мультимедиа – проектор.

Демонстрационный материал: мультимедиа презентация, образцы готовых «Маршрутов выходного дня».

Раздаточный материал: памятка «Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня»» по количеству участников мастер - класса.

Ход мастер-класса:

- вводная часть (1 мин.);

- основная часть (6 мин.);

- заключительная часть (3 мин.).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:

- общей дискуссии с вопросами к педагогу, проводившему мастер – класс.

1 слайд – титульный лист

Ход мастер – класса:

Вводная часть:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в ходе мастер – класса я ознакомлю вас с «Алгоритмом создания «Маршрутов выходного дня».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению транслируемого опыта.

2 лайд

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (значение)».

Ведущий: Основной идеей проекта реализуемого нашим ДОУ является приобщение детей дошкольного возраста к историко-культурным ценностям родного края, формирование основ гражданственности, воспитание нравственно-патриотических качеств.

3 слайд

Основная часть:

Ведущий: В ДОУ создан проект «Маршруты выходного дня по памятным местам Родного края», нам необходимо разработать «Маршрут выходного дня», как один из способов приобщения детей и родителей к историко-краеведческой деятельности в рамках подготовки празднования 75-летия Победы в ВОВ.

Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, подвигу героев односельчан через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Цель может быть реализована через решение следующих задач:

- обобщать и систематизировать знания о памятных местах Родного края;

- расширять детский кругозор;

- формировать представления о достопримечательностях малой родины;

- воспитывать любовь и чувство гордости за свой Родной край, чувство благодарности к людям ковавшим Победу.

Дети должны получать знания о родном крае, поселке не только в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Очень сложно организовать выезд дошкольников за территорию детского сада на экскурсии в музеи, парки, на выставки. В этом плане у родителей гораздо больше возможностей продемонстрировать ребенку насколько богат, насыщен и красив окружающий мир. Как показал опыт, данный вид деятельности помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

4 слайд

«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (рекомендации)».

Ведущий: Алгоритм создания маршрутов выходного дня:

1.  Анкетирование родительской общественности на предмет выявления уровня знаний о историческом краеведении и необходимости знакомить детей с  ВОВ.

Результат: выявление степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной тематике.

2. Родительское собрание:

- знакомство родителей с проектной деятельностью в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы;

- подбор рекомендаций для родителей по разработке «Маршрутов выходного дня по памятным местам»;

- знакомство с алгоритмом разработки «Маршрута выходного дня» и «Виртуальной экскурсии».

Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.

3.Разработка родителями «Маршрута выходного дня».

Результат: создание плана проведения «Маршрута выходного дня».

4.Прогулка по маршруту. Запись видеосюжета о маршруте.

Результат: Обогащение знаний и практического опыта детей и родителей в совместной деятельности.

5.Презентация готовых маршрутов в группах.

Результат: Видеоэкскурсия, буклеты, брошюры, вернисаж рисунков «Мой выходной день».

Непосредственная разработка самого маршрута выходного дня включает в себя:

- составление маршрута;

-обработку фактического материала;

- работу над содержанием;

- написание контрольного текста;

- подготовка технических средств.

5 слайд

В процессе подготовки нового маршрута выходного дня мы выделили ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.

1. Определение цели и задач прогулки (экскурсии, похода и т. д.).

Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ об объекте также подчинен той же конечной цели.

Например:

-воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине;

-получение дополнительных знаний в различных областях истории и культуры и т. д.;

Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Очень важно, чтобы прогулка была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, и способ подачи материала не был утомительным для детей. Поэтому маршруты обязательно должны быть сориентированы на возрастные, индивидуальные и гендерные интересы детей, т. е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к составлению маршрута

6 слайд

2. Выбор темы.

Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и предметы маршрута в единое целое.

Примерная тематика «Маршрутов выходного дня»:

«Краеведческий музей», «Музей техники» и др. музеи.

 «Боевая Слава нашей малой родины»

«Памятник неизвестному солдату»

7 слайд

3. Отбор литературы и электронных носителей информации.

В наш век информатизации, огромную помощь в подборе необходимой информации оказывают средства сети интернет. Это могут быть электронные библиотеки, периодические издания, официальные сайты культурных и исторических объектов (музеев, культурных центров и др.).

8 слайд

4. Отбор и изучение объектов.

В качестве объектов могут быть выбраны:

- памятные места, связанные с историческими событиями;

- здания и сооружения, мемориальные памятники;

- экспозиции музеев, галерей, выставок;

Критерии оценки объектов для их включения в маршрут:

- познавательная ценность;

- известность объекта;

- выразительность объекта;

- сохранность объекта;

- местонахождение объекта;

- доступность и безопасность.

9 слайд

5этап. Составление маршрута.

Документальное оформление.

Оформление методических материалов (памяток, рекомендаций).

6 этап. Карта трассы маршрута.

При организации маршрута ставятся задачи:

- ознакомиться с трассой маршрута;

- выбрать лучшие точки для показа объектов;

- выбрать методику ознакомления с объектом;

- в целях безопасности передвижения по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

10 слайд

7. Подготовка текста экскурсии.

Необходимо заранее подготовиться и написать небольшие памятки об изучаемых объектах маршрута. Это поможет дать ответы на самые непредсказуемые вопросы детей в ходе осмотра объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.

11 слайд

Составляя первые маршруты выходного дня и рекомендации к ним для родителей, мы предполагаем заинтересовать родителей новым для них видом деятельности краеведческим туризмом.

Первыми маршрутами могут стать:

- смотровая площадка п.Окский к памятнику неизвестному солдату

- Аллея Славы г.Богородск,

- Экскурсия в МБУК Богородский исторический музей

- Экскурсия в МАУК Нижегородский городской музей техники «Парк Победы»

- Экскурсия в Нижегородский кремль

12 слайд

Алгоритм создания «Виртуальной экскурсии»

- подготовить маршрут и карточку с текстом

- подготовить технические средства для видео и фотосъемки

- прогулка по маршруту с одновременной видеозаписью

- звуковое сопровождение по ходу маршрута или озвучивание при монтаже видео

- монтаж отснятого видеоматериала

- создание видеоролика продолжительность не более 10 мин.

13 слайд

Заключительная часть:

Вывод: осуществляя «Маршруты выходного дня», можно добиться следующих результатов:

- мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с педагогами;

- расширение представлений детей о малой родине, ее истории и культуре;

- расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи;

- насыщение предметно-пространственной среды: альбомы, фотовыставки, вернисажи рисунков, презентации и фильмы о малой родине и России.

14 слайд

Благодарю за внимание!

Литература:

1.  Образовательная программа МБДОУ «Доскинский детский сад»

2.  «Я – человек» Программа социального развития ребенка / - М.: Школьная Пресса, 2003.

3.  и др. Как научить детей любить родину/ М., Аркти, 2003 г.

4.  , и др. Система патриотического воспитания в детском саду – Волгоград: Учитель, 2007.

5.  Алешина дошкольников с родным городом - М.: Творческий центр Сфера, 1999.

6.  Агапова о великих соотечественниках с детьми 5 - 7 лет - М.: Творческий центр Сфера, 2007.

7.  Алямовская К. Ю., и др.- М. «ТЦ Сфера», 2005.

8. Зеленова Л. Е. «Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная группы) - М.:«Скрипторий», 2008.

9.  Маханева С. В. «Мы с друзьями целый мир. Социально – эмоциональное развитие детей 7 – 10 лет» - М.: «ТЦ Сфера», 2007.

12. Остапец Н. Н. и др. патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности - М.: Аркти, 2003.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Квест- путешествие  

по патриотическому воспитанию

для детей подготовительной

к школе группы

«Путешествие по Нижегородской области»

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

2023 год

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.

Программные задачи:

Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к малой Родине;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Закрепить знания о столице нашей Родины – Москве; природном символе России – березке;

Уточнить и закрепить знания детей о «малой Родине», учить раскрывать это понятие.

Материал: карта России, карта Нижегородской области , государственные символы – портрет президента РФ, флаг, герб, достопримечательности Москвы, Нижегородской области, музыкальные инструменты, не официальные символы России ( матрешка, медведь, балалайка, самовар, валенки), гимн РФ

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.

Ход занятия

В. – Ребята , а вы играли в игру 12 записок?

Д.- Да

В -А хотите еще поиграть в эту игру?

Д- Да

В- Только у нас будет не 12 записок , а 9 и мы будем путешествовать по просторам нашей необъятной родины, по нашей области. И если вы справитесь с заданиями, то вас будет ждать сундук с сокровищами.

В- Кто мне скажет , как называется наша область?

Д -Наша область называется -Нижегородская область

В -А главный город нашей области , как называется?

Д -Главный город нашей области называется Нижний Новгород.

В -Правильно, молодцы.

В - А как называется наша страна?

Д- Наша страна называется Россия

В -А как называется столица нашей родины?

Д -Столица нашей родины называется –Москва.

В -Правильно, молодцы.

В - Ну что, готовы путешествовать?

Д -Да. Готовы

В -Тогда держите первую записку, в ней вы узнаете , какое задание нужно выполнить и где находится 2 записка.

1.Записка :2 записка находится там, где расположен портрет президента Р.Ф (дети находят записку и читают задания)

1.Задание. Назовите имя, отчество и фамилию президента РФ. Кто выбирает президента РФ.

Д - Президента РФ зовут Владимир Владимирович Путин. Президента РФ выбирает народ во время выборов.

В-Молодцы. Читайте, где находится 3 записка.

2.Записка: 3 записка находится там, где расположены государственные символы РФ.

2.Задание:Собирите из разрезных картинок герб РФ.

В-Молодцы. Читайте, где находится 4 записка.

3.Записка: 4 записка находится там, где можно встретить главный город нашей родины и город , в котором живем мы с вами.

3.Задание:  (макеты) ребята посмотрите, достопримечательности города Москва и города Саров перепутались, ваша задача соотнести город с его достопримечательностями.

В-Молодцы. Читайте, где находится 5 записка.

4.Записка: 5 записка находится там, где льется песня  на музыкальных инструментах.

4.Задание:  (плоскостные музыкальные инструменты) необходимо отобрать только те музыкальные инструменты на которых играли на Руси.

- Балалайка, ложки, гармошка, гусли…

В-Молодцы. Читайте, где находится 6 записка.

5.Записка: 6 записка находится там , где можно встретить дам и господ в русских народных костюмах.

5.Задание:  вам необходимо выбрать русские народные костюмы и одеть в них девицу  и молодца.

В-Молодцы. Читайте, где находится 7 записка.

6.Записка: 7 записка находится там , где можно встретить белый стан русского деревца.

6.Задание:  Березка- это не официальный символ РФ. Назовите еще не официальные символы Р.Ф

Д- Медведь, валенки, балалайка ,самовар, баранки, колокольчик, матрешка.

В-Молодцы. Читайте, где находится 8 записка.

7.Записка: 8 записка находится там , где можно встретить города, страны, реки, моря.

7.Задание:  (карта Нижегородской области и карта РФ )

Ребята, чтобы справится с этим заданием . нужно найти на карте РФ столицу нашей родины, а на карте Нижегородской области главный город наше области и город в котором живем мы с вами.

В-Молодцы. Читайте, где находится 9 записка.

8.Записка: 9 записка находится там , где можно услышать главную песню нашей страны.

 Д-Главная песня нашей страны –это гимн РФ

В-Молодцы. А кто автор гимна РФ?

Д- Сергей Михалков – автор гимна РФ

В-Молодцы ,а давайте все вместе споем гимн нашей страны.

В- Ну , что вот и 9 записка .

9.Задание:  Чтобы получить клад ,нужно подобрать ключ к сундуку. Вам необходимо разгадать кроссворд.

1.слово по горизонтали : страна в которой мы живем ?(Россия)

2.слово по горизонтали: поселок, в котором мы с вами родились и

сейчас живем ? (Доскино)

3 слово по вертикали : столица нашей родины? (Москва)

4 слово по вертикали :главная песня нашей страны? (гимн)

5 слово по вертикали : это наш дом, наша улица, наше место, где мы живём? (родина).

В- Молодцы , вы на отлично прошли квест , теперь клад ваш, открывайте сундук с сокровищами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Мастер – класс для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников

посредством ознакомления с родным краем»

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

2023 год

Цель: Познакомить родителей с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.

Задачи:

1. Повысить уровень  компетентности родителей, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем.

2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.

3. Развивать творческую активность родителей.

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем».

3. Игровой тренинг.

4. Рефлексия.

Оборудование: проектор, стеклянный сосуд, разноцветные искусственные камешки, ваза, 10 цветов, герб Нижнего Новгорода, флаг Нижнего Новгорода- разрезная картинка, пословицы на разрезных картинках, клей ПВА.

1. Актуализация проблемы.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада Вас всех приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем».

За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ещѐ К.Д.Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным; Народ имеет особую характеристическую систему воспитания…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

В современных условиях введения ФГОС дошкольного образования, социализация, индивидуализация детей рассматриваются в качестве основного критерия развития ребёнка. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. В связи с этим выбранная тема приобретает особую актуальность.

Цель моего мастер-класса – показать свой подход к реализации темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе.

 Воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы с вами, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственно- патриотические понятия.

Задание 1. Разминка «Мудрые мысли»

На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Нет места милее родного дома» (Цицерон).

«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

«Своя земля и в кулачке родная»

«Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

(Собрав высказывания педагоги выразительно читают их)

- Молодцы, справились с заданием!

Задание 2. Упражнение «Наполним душу ребёнка»

 Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.

Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)

- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться символикой нашего родного города

- Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю нам завещали деды и прадеды.

Уважение к богатым традициям, гордость за великие свершения многих поколений сегодня выражается в символах Нижегородской  области.

- Уважаемые коллеги, а вы знаете, что относится к символам Нижнего Новгорода? (герб)

Воспитатель показывает герб Нижнего Новгорода. - Создание герба – доказательство того, что жива историческая память о богатом прошлом родного края.

  • - Посмотрите, какой красивый флаг Нижнего Новгорода.
  •  Олень является символом благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости. 
  • Корона — символ достижения высокой ступени развития, в данном случае она указывает, что город Нижний Новгород является городским округом — административным центром Нижегородской области. 
  • Лента, обрамляющая гербовый щит — символ, указывающий на то, что город Нижний Новгород награждён орденом Ленина. 

-Уважаемые родители, а теперь я предлагаю Вам поиграть в дидактическую игру «Сложи правильно»

-Вам необходимо собрать открытку с изображением герба Нижнего Новгорода из отдельных частей.

- Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию герба Нижнего Новгорода из готовых фрагментов. (Самостоятельная деятельность под музыку).

- Молодцы!

Уважаемые родители, в заключение нашей с вами работы я предлагаю вам собрать "Букет красивых слов" (У вас по одному цветку. Каждый из вас говорит, какой наш родной край и ставит свой цветок в вазу). (Красивый, праздничный, родной, любимый, солнечный, зимний, спортивный, культурный, духовный, цветущий).

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов о нашем крае мы собрали.  вот и подошёл к концу наш мастер- класс.

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Уважаемые родители, я предлагаю вам закончить предложения:

Сегодняшний мастер- класс помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе мастер класса мне было…

Я оцениваю мастер-класс…



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Сценарий спортивного праздника к 23 февраля

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                                    2025г

Цель: формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине.

1 Звучат фанфары

На экране видео с Путиным В.В., где он говорит, что этот год объявляется годом защитника.

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости нашего детского сада!

Сегодня мы собрались накануне праздника – Дня Защитника Отечества. В это день воинской славы мы открываем Год защитника Отечества 2025. Этот год посвящен Мужеству доблести и героизму всех, кто защищал и защищает нашу Родину мы вспоминаем подвиги героев, чья жизнь пример для нас всех.

Ведущий 2:

Год защитника Отечества - это не только дань уважения героев прошлого, но и возможность каждому из нас внести свой вклад в защиту мира дружбы и справедливости. Пусть этот год станет символом гордости и патриотизма.

Перестроение.

Слова заведующему Яблоковой Н.В.

Гимн РФ

1. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, что пап и мальчишек они поздравляют, ведь праздник февральский всегда для мужчин. 

2. Ведущая: Для праздника этого много причин. Желаем мужчинам силы во всем, ведь им от всех бед защищать нужно дом.

1. Ведущая: Чтоб вырасти смелых надежных бойцов, мы мальчикам ставим в пример их отцов. От пап мы конечно все без ума, хотим им сказать простые слова:

Дети: дорогие папы, вы у нас самые-самые!

ребенок: Февральский ветер ворошил страницы,

В календаре, зимой руководя,

Потом он вдруг решил остановиться,

На дате – 23 февраля!

1 ребёнок. На листке календаря
Двадцать третье февраля.
Папу, дедушку и брата
Поздравляем с Днем солдата!

2 ребёнок. На ветру наш флаг трепещет
Красно-бело-голубой,
— Ветер тоже понимает:
День сегодня не простой.

3 ребёнок. Жаль, что ветер не сумеет
Поздравленья передать
Всем, кто, жизни не жалея,
Бережёт Россию-мать.

4 ребёнок. С праздником поздравим важным
С днём защитника страны,
Будьте счастливы, отважны,
Будьте Родине верны.

5 ребёнок. Праздник есть в календаре –
Все об этом знают.
И ребята в феврале
Папу поздравляют.

6 ребёнок. Не случайно мамы так
В этот день февральский

Смотрят ласково на пап,
Дарят им подарки.

Дети: ну и мы не отстаем соревноваться с папами пойдем.

2. Ведущий: Я думаю, каждому мальчику хочется надеть военную форму . Но чтобы служить в армии надо быть не только умным, смелым, сильным. Нужно еще многое уметь! Так давайте с детских лет воспитывать в себе качества, необходимые защитнику Отечества. Сегодня мы проведем эстафеты, чтобы убедиться, что все мальчики готовы к службе в армии, проверим вашу смелость, быстроту, и конечно же проверим силу и выдержку наших пап. И начнём мы с разминки.

1. Ведущий: Вначале – разминка для пап:
Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а в бой без него не пойдёшь. (Ура!)
Летит - лается, упадёт - рассыпается. (Снаряд).
Стоит черепаха - стальная рубаха. (Танк).
Два арапа - родных брата, ростом по колено, везде с солдатами гуляют и их защищают. (Сапоги).
Огнём дышит, пламенем пышет. (Пушка).
Летит ворон, весь окован, кого клюнет- тому; смерть. (Пуля).
Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто же это такой? (Всадник).

2. Ведущий: Разминка для детей.
От страны своей вдали ходят в море ... (корабли).
К звездам мчится птица эта, обгоняет звук ... (ракета).
Он летает, но не птица, он жужжит, но не оса,
Может в воздухе повиснуть, как большая стрекоза (вертолёт)
Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут (танк)
Смело в небе пролетает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это? (самолёт)
Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут опустился …(парашют)
Грянул гром, весёлый гром. Засверкало всё кругом. Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны. Брызги света всюду льют. Это праздничный …(салют)

1.Ведущий: Как гордо звучат слова: «защитник Отечества»! Наши солдаты, офицеры, генералы в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Наши мальчики очень хотят быть похожими на них, стать такими же сильными и отважными. И когда они станут взрослыми они обязательно пойдут служить в армию как наш Ванюша.

                                      Сценка «Проводы»
Ваня: Как родная меня мать провожала
Тут и вся моя родня набежала.
Мама: Ой, куда же ты, сынок? Ой, куда ж ты?
Не ходил бы ты , Ванек, во солдаты.
Бабушка: В этой армии мальчишки  найдутся
Без тебя они, внучок, обойдутся.
Сестра: Не ходил бы ты туда, Ваня-братик.
А давай. Пойдем со мною в детский садик.
Будем в танчики играть, манку кушать,
С пистолетика стрелять, няню слушать.
Ваня: данька с пашкой и сашком там  уж служат
Ну скажи, батяня, им: чем я хуже?
Отец: Я служил и наш Ванек пусть отслужит,
Значит Родине солдат такой нужен.
Настоящим мужиком станет Ваня
Сильным, ловким наш сынок , знаю станет.
Отжиматься и стрелять там научат.
Постарается – бойцом станет лучшим.
Мама: Я слыхала - там у них дедовщина.
Не отдам, обидят там мого сына.
Бабушка: Он замерзнет , ОРЗ заболеет,
Одевайся, мой внучок, потеплее.
(под музыку «Как родная меня мать провожала» кутают Ваню. Бабушка надевает рюкзак, баранки на шею и банки с соленьями)
Ох, зачахнет с голодухи, дитятко,
Вот, харчи тебе, внучок, мой Ванятка.
Сестра: Вот, мобильник тебе, брат, и с запасом-
ты возьми с собой  бутылочку с квасом.
Мама: Не забудь аптечку взять ты с собою
Возвращайся поскорее героем.
Отец: Честно ты служи сынок и трудись ты
Чтоб могла семья тобою гордиться.
(Звучит марш «Славянки». Мама плачет, отец целует. Сестра обнимает. Уходят из зала)

Ведущий 2: Чтобы сильным быть всегда, поможет нам военная игра!

Начинаем наш военно-спортивный праздник. Сегодня будут соревноваться две команды. Командам необходимо придумать название и выбрать командира.

(время командам)

  1. Ведущий: За победу в эстафете командиру команды вручается медаль. Победит та команда, которая наберет больше медалей

Ведущий2: Команды в 2 колонны «Стройсь!». Нам сегодня очень нужно доставить в генеральный штаб сообщение преодолев разные препятствия на своём пути!

Ведущая: В первом задании нужно будет разгрузить оружейный склад.

Эстафета "Оружейный склад"( с папами)

Команды выстраиваются друг напротив друга, у первых на полу лежат гимнастические палки, по сигналу первые начинают передавать по палке следующему стоящему, последний в команде складывает их на пол и так до конца, пока не закончатся палки. Выиграет та команда, которая первая передала все палки.

Эстафета «Переправа» (с папами)

С каждой команды папа, сажает на спину ребенка и бежит с ним до ориентира, оставляет его там, затем бежит за другим и так до конца, пока не перенесет всех детей на другой берег.

Эстафета для пап «Не урони погоны»

На плечи кладутся погоны (мешочки), мужчины с погонами огибают ориентиры, стараясь не уронить их.

Конкурс для капитанов пап "Саперы".

Выбирается двое, им завязываются глаза, на полу разложены гранаты (кегли). По команде на старт, внимание, марш папы начинают собирать в мешок гранаты (кегли). Кто больше соберет тот и победил.

Ведущий: Служить в армии считается почетной обязанностью. Но пока наши мальчики об этом только мечтают.

Песня «Бравые солдаты»

1. Ведущий: Продолжаем наши эстафеты.

3.  Эстафета «Пулеметная лента». Участвуют папы и дети. Папы стоят, держа ленты в руках. Дети бегут к столу, берут прищепку, бегут обратно, вешают прищепку папе на ленту. В какой команде больше прищепок- тот и выиграл.

Ведущий: Пора подкрепиться 

6. Эстафета «Узнай крупу на ощупь»

Ведущая: Ну что ж нам снова нужно двух пап. Как известно, для солдата самая полезная еда – каша!  Вот теперь пришло время проверить ваших пап, есть ли среди них знатоки, которые на ощупь смогут определить сорт крупы.

(Папам ставятся контейнеры с крупами – рис, гречка, геркулес, пшено)

Ведущий: Пришло время проверить, на сколько вы ловко можете управиться с техникой, в данном случае с машиной.

6 конкурс «Чья машина быстрее»

К деревянной палочке привязана верёвка, верёвка крепится к машине. По сигналу ведущего: «По машинам!» как можно быстро начать наматывать верёвочку на палочку. Кому удастся это сделать быстрее, чья машина доедет до цели быстрее, считается победителем.

2. Эстафета «Доставь важное донесение».
По сигналу участники перепрыгивают стойку, проползают по мату – дети ( папы выполняют отжимание), пролезают под дугой ( папы перелезают дугу), обегают конус и возвращаются в свою команду, передают конверт  следующему.

1. Ведущий:  Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину.

Наш замечательный праздник подошел к концу. Сегодня нет проигравших, сегодня есть только победители! Слово предоставляется нашему жюри. (вручаются грамоты командам, благодарственные письма папам)

2.Ведущая: Приносит счастье крепкий мир,
Мир без боев, атак, сражений.
Бесценна радость тишины.
Мы скажем «Нет!» угрозам и лишениям.

1. Ведущая. Когда есть мир – то жизнь полна
Улыбок, смеха и мечтаний,
Когда есть мир, то нет чреды
Потерь и разочарований.

Вместе.  Мы донесем до всех сердец,
Как важно жить под мирным небом,
Чтоб наслаждаться тишиной,
И ароматным, теплым хлебом.

От всей души поздравляем всех с праздником, с Днем Защитника Отечества. Желаем богатырского здоровья и огромного счастья, мирного неба над головой.

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда_____________________

за участие в спортивном празднике

«Есть такая профессия – Родину защищать»,

посвященном Дню защитника Отечества и

в рамках Года защитника Отечества

                        заведующий                                      

                        МБДОУ «Доскинский детский сад»                              Яблокова Н.В.

2025г



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Музыкально-литературная композиция

«По страницам Великой Победы»,

посвященная Дню Победы в ВОВ

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                                    2024г

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»

Слова заведующего д/с, оглашение списка гостей

1 Ведущий. Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

тем, кто ушёл вместе с дымом из Бухенвальдских печей..

Тем, кто на ночных переправах шёл, словно камень ко дну..

Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену..

Тем, кто ради дела сердце отдать был готов…

2 Ведущий. Тем, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, умения побеждать.

Двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны…

Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, 80-летию Великой Победы посвящается…

Ведущий 1: Пускай история листает

Страницы легендарные свои,

И память, через годы, пролетая,

Нам восстановит памятные дни

Ведущий 2: 

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Великая Отечественная! Она от нас все дальше и дальше. Мы все знаем, что длилась она 4 года, что погибло на ней 27 миллионов человек. Мы знаем фронтовые песни. Знаем, на сколько, тяжела она была. Знаем мы, старшее поколение. Знают ли об этом нынешние мальчишки и девчонки?

Под музыку «Журавли» (в исполнении М.Бернеса) в зал входят мама и дочь, проходят к центральной стене.

Дочь: - Мама, а о чем курлычут

Птицы белые вдали?

Мама - Есть у них такой обычай,

Это птицы-журавли!

С высоты напоминают

Людям всем и всей земле!

Память олицетворяют

О героях, о войне!

И когда летит по небу

Журавлиный белый клин,

Встань, замри, и где б ты не был,

Помаши вослед им!

Кладут  цветы к «Вечному огню», потихоньку уходят.

Входят дети старшей группы, строятся полукругом исполняют  

песню «Над могилой в тихом парке», уходят

входят мама с ребенком.

Дочь: Мама, расскажи мне о войне?

Мама: Было обычное жаркое лето –

Дедушка мне поведал  об этом –

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил,

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед до  поры не видали.

Вдруг грохот раздался –

 И все потемнело,

Словно огромная птица влетела.

Рвутся снаряды, огонь полыхает,

Огненный враг на страну наступает,

Гибнут простые, мирные люди.

Кто уцелел никогда не забудет.

От боли стонала Земля,

Страшное слово узнали – «Война».

Сценка:

1.мальчик: Ты не плачь сестренка, мама не рыдай.

Я вернусь с победой в наш родимый край.

2.мальчик: Есть у нас пушки и самолеты.

3.мальчик: Есть у нас танки и пулеметы.

4.мальчик: Будем врагов мы бесстрашно грамить.

Все: Чтобы Отчизну освободить.

Мальчики уходят под песню: "Прощание Славянки".

Девочки машут им вслед.

Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма.

Ведущая.

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,  

Любимых разлучая и друзей

Танец «Закаты алые»

Мама с сыном выходят и садятся на лавочку  

  Мама:

   Я о войне говорить не люблю,

   Она забрала отца!

   Помню, девчонкой тогда была,

   Его провожала с крыльца.

   Помню снарядов грохот и свист,

   В небе, свинцовый дождь -

   Так угощал нас проклятый фашист,

   Горько нам, дочь, пришлось!

  Дочь:

- А они смелые были,  солдаты?

   Они не жалели врага?

  Мама:

В небе свет от российских знамен

Каждой битвы и целых времён,

И они о судьбе говорят

И страны, и российских солдат.

 На великой земле — славный след

От военных и мирных побед.

И не ради хвалы и наград

Защищает Россию солдат.

  Дочь помолчала: 

    - Клянусь тебе, мам!

   Память о них сохраню!

Ведущий 1.

С рёвом рвались снаряды, строчили пулемёты, шли в бой танки, сокрушая всё вокруг.

В жестоких боях шли бок о бок и русские и белорусы, украинцы и казахи. На фронт уходили все – и старые, и молодые, мальчишки и девчонки прямо со школьной скамьи. Все в едином порыве поднялись на борьбу с фашизмом. И помогала им в те нелегкие годы дружба, взаимовыручка и любовь к Родине.

ребёнок ______________

«Вставай, народ! »- услышав клич Земли,

на фронт солдаты-герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

сражаться за Родину, за нас с тобой!

Хотели выгнать фашистов скорей,

И отомстить врагам за стариков, женщин и детей!

ребёнок ___________________

По дорогам пыльным с боем шли.

От бомб земля дрожала, как живая.

И каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Мама рассказывает сыну:

 Случались на фронте и минуты отдыха, когда можно написать письмо родным, спеть любимые песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, близких и родных.

Дети выходят в военных костюмах, кто-то читает, кто- пишет письма

(на фоне музыки "В землянке", звучат слова)

Вед. : Темная ночь. Не слышна канонада.

О любимых своих вспоминают солдаты.

1Солдат: Как не хватает в землянке сейчас

нежных, любимых и ласковых глаз.

2Солдат (пишет письмо) :

Дорогие мои, родные! Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые, как вы спите на теплой печи,

В нашей маленькой, старой избушке,

что в глухих затерялась лесах.

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю я вас.

(выходит девочка с письмом)

Девочка: Этот маленький, желтый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Что бы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою

Помни, девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою.

Песня: "Катюша"

Песня "Катюша" (девочки исполняют на ложках, мальчик имитирует игру на гармошке)

Ведущий: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?

 Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?

 – Многое…

Выходят дети и читают стихи

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете.

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

Стволы их станут трубами органа,

И в дружном хоре голоса сольют,

Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдинки злобы и вражды растают.

Дружить давайте, дети всей земли,

Пусть наша дружба с нами вырастает.

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

«Добрые милые взрослые остановите войну»

Мать: Видишь дочь, как страшна война! Давай не забывать о тех, кто принес Победу. Давай будем благодарны тем, кто хранит мир в нашей стране сегодня.  

Вед.: Клин белых журавлей по небу проплывает,

В печальном сумраке их голоса слышны.

Глядим им в след и молча вспоминаем

Всех тех, кто не пришел с войны!

В память о всех не вернувшихся с войны объявляется Минута Молчания

Танец: "Журавли"

Ведущий 1

Вот и наступил он, долгожданный День Победы. На улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слёзы радости. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. На улицах пели, танцевали незнакомые люди, обнимали друг друга.

Реб. 1: День Победы!

Праздник долгожданный!

Мирная небес голубизна.

Помнят на земле народы, страны,

В этот день окончилась война.

Реб. 2: Дорогие ветераны,

Мы вас любим, помним, чтим.

Вам за Родину родную

Мы спасибо говорим.

Реб. 1: За цветы, за воздух, солнце,

За безоблачную жизнь.

Вам родные ветераны,

Мы спасибо говорим.

Реб. 2: Мы в садике любимом играем и поем,

Под чистым, мирным небом мы весело живем.

За это Вам спасибо, от всех от всех ребят

Поздравить с Днем Победы, спешит наш детский сад.

Поздравление и подарки гостям

Ведущий 2

24 июня 1945 года, на Красной площади Москвы состоялся Парад Победы. Это был триумф советского народа-победителя, одержавшего победу над гитлеровской Германией, возглавлявшей объединенные силы Европы в Великой Отечественной войне.  С тех пор каждый год, 9 мая, вся страна отмечает этот праздник. Тем самым доказывая, что мы не забудем подвиги своих предков.

Сегодня мы посвящаем свой парад славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне!

Парад Победы

После парада дети с портретами , флагами выстраиваются в шахматном порядке.

Вед.: Эту песню ветераны полюбили всей душой,

Эта песня - гимн Победы, гимн Победы над войной.

Ветераны, гости, дети, запевайте с нами

Слова любимой песни для всех родными стали!

Песня: "День Победы"

Ведущий: И будет день с улыбками слезами

Утихнет боль, поймем мы, смерти нет!

Они всегда в строю навеки вместе с нами

В одном святом строю идут и внук и дед!

Бессмертный полк опять в строю

Участвует в торжественном параде

Портреты победителей несут

Бессмертие представлено к награде.

Ведущий: приглашаем всех к памятнику, поклониться всем тем, кто отдал жизнь за наше голубое небо, и принять участие в акции «Бессмертный полк».

Дети выходят с портретами – акция «Бессмертный полк» - под музыку «Бессмертный полк» Газманова

Перед боем тихие, теплые вечера,

И покрыт тревожною сон тишиной.

У вчерашних мальчиков гимнастерки новые,

И письмо от мамы с собой.

Здесь всю ночь горела звезда одинокая,

И туман прозрачный лежит у реки.

Здесь березы - белые, травы-  высокие,

Враг не должен дальше пройти.

А закаты - алые, алые, алые,

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось,

Солнца не видать: прячет дыма стена,

Спят березы белые, травы высокие,

Забрала вас, мальчики, война.

Отстояли Родину в годы суровые,

Нет следов далеких дорог боевых.

Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили

Имена героев своих...

А закаты - алые, алые, алые,

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

А закаты - алые, алые, алые,

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

https://www.chitalnya.ru/work/1337721/

.Над могилой в тихом парке

   Расцвели тюльпаны ярко.

   Вечно тут огонь горит,

   Тут солдат советский спит.

2.Мы склонились низко-низко

   У подножья обелиска.

   Наш венок расцвёл на нём

   Жарким, пламенным огнём.

3.Мир солдаты защищали,

   Жизнь за нас они отдали.

   Сохраним в сердцах своих

   Память светлую о них!

Милые, добрые взрослые! Отмените войну!

А я разноцветными звездами украшу для вас весну

И нарисую вам солнышко, которое будет смеяться

И больше не буду плакать, и больше не буду бояться

Самые умные взрослые, сделайте что-нибудь!

Чтобы войну эту грозную как-нибудь припугнуть!

А я из песка вам построю домиков, чтобы играться

И больше не буду плакать, и больше не буду бояться

Там, где идет война, детям негде играть!

Там, где идет война, нельзя цветы собирать!

Там, где идет война, никто на вопрос не ответит:

За что во все времена погибают невинные дети?

Самые добрые взрослые! Забудьте совсем войну

А я подарю вам в ладонях утреннюю тишину.

И вырасту умной и доброй, и буду всем улыбаться.

И больше не буду плакать, и больше не буду бояться

Там, где идет война, детям негде играть!

Там, где идет война, нельзя цветы собирать!

Там, где идет война, никто на вопрос не ответит:

За что во все времена погибают невинные дети?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Семинар – практикум для воспитателей

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через познание малой Родины»

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                                    2024г

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Ход семинара

Вступление

- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовем ласковым словом своего соседа.

Вот мы все повеселели! Подумайте, какое нравственное качество больше всего подходит детям вашей группы? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.

Начать наше общение хотелось бы со слов известной песни:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни,

Что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине и патриотизм всегда были чертой национального характера в нашей стране.

Но в связи с последними изменениями утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания становится все более заметной.

В связи с этим очевидна актуальность решения наиболее острых проблем воспитания патриотизма в работе с дошкольниками.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Который невозможно описать в нескольких словах.

Чувство Родины … Все начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий. Это:

       Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Создание предметной развивающей среды.

Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - вот начальное звено соборного воспитания. Необходимо учить детей уважать и сохранять семейные традиции, знать свою родословную, чтить старшее поколение.

Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей родины, своего региона. Только при вовлечении всех участников образовательного процесса - учителей, родителей, социальных учреждений (музеев, школ, библиотек и т.д.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. И это очень важно сегодня!

Деловая игра

А что такое Родина?

Тренинг на создание образа «Родина».

Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края,

города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История

нашего районного города – это живая история, она отражается и в

биографии семьи и в судьбе каждого человека. Я предлагаю словесную

игру «Мой город»

Ведущий: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на

каждую букву, которые есть в названии нашего города..

Ведущий: С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит

свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой

облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

Важно, чтобы  первые детские ощущения были навеяны красотами родной

природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и

трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

1 задание:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Официальная эмблема государства. (Герб.)

4. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

5. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн (конституционным законом)

2 задание:

Прежде чем стать патриотом, надо знать традиции своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям:

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

1). Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает (экологическое направление)

2). Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого (историко-краеведческое направление)

3). Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков (культурное направление)

Задание 3:

Игра «Исключи лишнее из списка…».

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас:

ворона, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, кукушка, куропатка, глухарь, воробей 

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, лаванда, календула, лимонник, пустырник.

Назови животных, которые не водятся в нашей местности: лиса, пантера, заяц, еж, лев, лось, тигр, белка.

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание 4 «Путешествие в прошлое»

I раунд. Ответы на вопросы из истории традиций и культуры Руси.

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы 

(Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

Как называется основание печи в крестьянской избе?

(Опечек)

Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?

(Чугунки, ухваты, горшки.)

2 раунд. Из истории народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?(Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)

Задание 5:

И в конце нашего семинара блиц – опрос:

1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Один из православных праздников? (Пасха)

3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечество страна, в которой человек родился? (Родина)

9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

10. Человек любящий свою страну? (Патриот)

Подведение итогов:
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу

Я горжусь своей страной, потому что… ?

И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Доскинский детский сад»

Фестиваль национального единства

«Национальные и культурные традиции моей семьи»

Разработчик

Чекалина Людмила Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                                    2024г

Танец Осенний блюз

Ведущий 1:

Я нигде такой земли не знаю,

Чтоб была роднее и добрей.

Родину свою не выбирают,

Как не выбирают матерей.

Ведущий 2:

4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник, который дети должны знать с раннего возраста.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Реб. Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.                              

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,                          

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

Ведущий: Сегодня мы решили больше узнать о культуре и традициях тех национальностей и народов, к которым принадлежат наши дети. Познакомить ребят с особенностями культур разных народов, живущих бок о бок в нашем поселке, познакомить с их обычаями, традициями, особенностями национальных костюмов, изделиями народного промысла, фольклором. Семьи наших воспитанников помогут нам в этом.

Ведущий:

Слово для приветствия участников фестиваля

предоставляется заведующему

Исполняется гимн России.

1-й чтец:

Сегодня праздник мира и семьи!

Народов дружба крепнет год от года.

Навеки сгиньте призраки войны,                                

Пусть крепнет мир, и счастье, и свобода!

2-й чтец:

Из недр земных, с небесной вышины

Несется клич, единый лозунг века:                        

Народы мира в братстве жить должны,

Хвала семье и слава человеку!

3-й чтец:

Народов вольных дочки и сыны,

Теплу - дорогу! Прочь, туман холодный!

Сегодня праздник мира и семьи                                

И дружбы день и счастье всем народам!

                                       Песня «Моя Россия»

Ведущий:

Нет, не зря разговор нами начат,

Многонациональный садик у нас.

Все мы - дети России и значит,

Ее сердце в груди у любого из нас

Ведущий: Россия , одно из древнейших и крупнейших государств мира. Гостеприимная, добрая, красивая страна, 80% которой населяет русский народ. Озорные матрешки, теплые валенки и ушанка, самовар и баранки все это символы нашей страны. А еще, колоритный, любимый во все времена русский народный костюм: женский состоял из рубахи и яркого сарафана. Головной убор — кокошник, расшитый узорами и жемчугом. Мужской, рубашка — косуха или косоворотка, подпоясанная ремнем, штаны, из грубого полотна. Главное блюдо на русском столе — каравай. Его выпекают из особого теста: меда, специй, изюма и орехов. В его приготовлении участвовали только женщины, но это символ целостности, семьи и процветания.

Мы приглашаем  семью  Пшенисновых , Вам слово.

Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. Танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водились вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

Танец «Во поле береза стояла»

АРМЕНИЯ

Звучит армянская песня. На сцену выходит армянская семья Чухашрян

Ведущий:

Когда об Армении я слышу разговор,

Я слышу ручеек, журча бегущий с гор,

Замедливший свой бег у нашего крыльца,

О детстве сказку рассказавший до конца.

Армяне дружелюбный, приветливый народ, умеющий готовить вкуснейший лаваш. Армянский национальный костюм, или ТАРАЗ,это отражение менталитета народа, имеет многовековую историю. У женщин , красивое праздничное платье - Минтана, подпоясывается длинным шелковым шарфом из шелка, в армянском костюме часто используется расшитый передник – гогноц. И обязательно много украшений. Головной убор носит название «Башенка». Основа мужского костюма: шелковая рубашка и широкие шаровары, поверх которых одевается Архалук, подпоясанную узким поясом.

Армянский народный танец- Кочари, ритмичный, веселый, символизирующий единение и сплоченность.

Осетия

Звучит музыка . На сцену выходит семья Кртян

Осетия, загадочна и гостеприимная страна: Горы,  невероятной красоты природа,  свободолюбивые, отважные осетины.

Осетины- представители одного из самобытных кавказских народов, национальный костюм женщин это: длинная рубаха и украшенная вышивкой распашное платье, головной убор – бархатная шапочка, поверх которой одевался платок. Мужской костюм : хадон (рубашка с широкими рукавами), шаровары и всем известный головной убор черкеска.

  Вкуснейшие, традиционные пироги Осетии , выпекались  круглой формы, в зависимости от содержащейся в нём начинки имели  своё название. Почти все названия заканчиваются суффиксом «джин»:

Даводжин из черемши и сыра

Насджин из тыквы

Балджин из вишни.

Для приготовления теста могут быть использованы: вода, кефир, молоко или сметана. До сих пор осетинские пироги занимают главное место на праздничном столе, их любят люди разной национальности.

Ведущий:

ЧУВАШИЯ   Семья Умнягиных и Останиных

 Чувашия- «Жемчужина Поволжья», так ее называют за красоту, за самобытность. Чуваши — уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей  которой,  владеет чувашским  языком.

А одежда чувашского народа?!  — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик. В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. Поверх рубахи носили белый вышитый фартук (саппун). Традиционный женский головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами. Мужчины тоже носили кĕпе и штаны (йeм).

«Пуремеч» - то вкусная, тающая во рту, аппетитная, национальная  

 ватрушка с творогом. Хороша не только для завтрака ,но и для полдника, а так же ужина. Начинки могут быть  разные: с мясом, зеленью, творогом. Такая ватрушка не оставит никого равнодушным.

Ведущий:

Родина наша - это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша - это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем!

выходят все участники фестиваля. Вручение грамот

Ведущий:

Пусть наша радуга как мост

Соединит людей Земли,

К добру и счастью нас ведет,

Все люди в мире дружно жить должны!

Танец дружбы


Предварительный просмотр: