Учитель

Гарина Жанна Владимировна

Зов Учителя – это Зов Любви.
И ответ возможен тоже любовью.
Вот почему связь с Учителем - по сердцу, так как любовь может жить лишь в сердце!
Учитель принадлежит Иерархии, и связь с Ним означает, что вы – стали конечным звеном Иерархической цепи.

Нет лёгкости и простоты в достижении Учителя.
Это очень непростой и длинный путь преодоления себя в движении к свету.
Нет привилегий на этом пути.
Призываются все! А откликаются, кто может.

Имя Учителя

В последнее десятилетие вдруг остро почувствовалось: в педагогике не осталось Имён. Или после ухода В.Матвеева и С.Соловейчика, открывших нам «Учителей-новаторов» (а как, кстати, назвать остальных? Учителя-консерваторы?..), некому назвать новые Имена?

 

Что значит Имя в педагогике? Приходит Человек, который своей собственной жизнью задаёт ориентир. Который может удержать ценность Образования и уже тем самым показать новые возможности развития. Не изощренной методикой удивить, не учеников дурных перехитрить, а удержать жизненную позицию.

 

Безымянное образование не имеет силы. Предельная ценность безликой школы – получение аттестата об очень-очень среднем образовании, сдача егэ-пропуска к карьерному росту.

Приходят устраиваться на работу две выпускницы педагогического института имени Герцена, Санкт-Петербург. Обе - с красными дипломами. Спрашиваю: "Чем увлекаетесь, что читаете?" Говорят: "Увлекаемся психологией". Уточняю: "Каких авторов читаете?" Девушки в смятении: "Авторов? Мы учебники читаем..." Не смогли назвать ни одного имени. Это лучшие студентки одного из лучших ВУЗов страны.

Если нет Имён – бал в их отсутствии правит Безликий Чиновник. Общество, позволившее себе безликое образование, быстро зайдёт в тупик. Безликое конвейерное образование – это шанс карьеристу отсидеться у кормушки. Это хороший подарок конкурентам и недругам России, ведь сознание такого качества отбрасывают нас в развитии на десятилетия назад. Это стремительная деградация массового сознания. Это снижение качества и продолжительности жизни.

 

Три Великих Имени удерживают Образование в России. Точнее, границы Образования сжались сегодня до небольшого пространства людей, знающих что несут своим коллегам и ученикам Виктор Фёдорович Шаталов, Шалва Александрович Амонашвили, Михаил Петрович Щетинин. Из всего потрясающего Мира, складывавшего новую Педагогику, гуманистическую Педагогику Сотрудничества, Педагогику Развития в 80-х – 90-х годах ХХ века, осталось три известных Человека, не отступивших, не забывших своего предназначения.

Конечно же, этот ряд хочется продолжить. Есть молодые и талантливые ребята. Есть – по слухам - некие чудом уцелевшие прекрасные Педагоги, успешно обучающие детей в глухих уголках России. Есть и конкурс «Учитель Года», есть и его победители, без сомнения все замечательные люди и толковые учителя. Но опросите на улице 1000 человек с просьбой назвать Имя Великого Педагога Современности. Имя, на которое готова равняться нация. Назовут ли кого из номинантов этого конкурса?

Кто вышел в лидеры известного конкурса «Имя России»? Поэты, писатели, политические деятели, военачальники, ученые. И – ни одного Учителя.

 

Когда-то С.Л.Соловейчик получил письмо от подростка: «Последний великий Педагог жил в начале ХХ века…». Желая искренне ответить на этот вопрос, писатель открыл для себя и для мира имя Сухомлинского. Но это произошло уже очень давно. Когда педагоги ещё были большими.