Одарённые дети

Ткачёва Надежда Михайловна

«Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта ребенка

ФИО обучающегося: _________________________________

Состав семьи, ее структура: полная, неполная  

Колич. детей________

Жилищно-бытовые условия: __________________________________________.

Взаимоотношения в семье: ____________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье: _________________________.

Культурный уровень семьи (образование родителей) ______________________  

Воспитательный потенциал семьи:

Характер ребенка:

Качества личности:

положительные:

Положение ребенка в коллективе:

Учебная деятельность:

успеваемость:

мотивация обучения:

посещаемость уроков

способности к обучению:

познавательный интерес:

Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков:

предпочитаемые виды труда:

участие в трудовых делах:

Получение дополнительного образования:



Предварительный просмотр:

Карта ребенка

  • Фамилия, имя, отчество учащегося:

  • Состав семьи, ее структура: полная, не полная

Количество детей:

  • Жилищно-бытовые условия: жилой дом с частичными удобствами, частный

  • Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

  • Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались

  • Культурный уровень семьи:

-средний, оба родителя имеют средне – специальное образование.

-высокий, оба родителя имеют высшее образование.

  • Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка, как в школе, так и дома.

  • Характер ребенка: лидер/спокойная, лидерских качеств не проявляет

  • Качества личности:

-добрая, ответственно относится к любому делу, немного замкнута.

-положительные: веселая, готова помочь другу, общительная.

  • Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.

  • Учебная деятельность:
  • успеваемость:  имеет отличные отметки по большинству предметам;
  • мотивация обучения: высокая, школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
  • посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие; 
  • познавательный интерес: высокий/хороший.

  • Трудовая деятельность:
  • наличие трудовых навыков: трудолюбивая;  
  • предпочитаемые виды труда: умственный, творческий;
  • участие в трудовых делах: самое активное.

  • Получение дополнительного образования: музыкальная школа,



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа

им. Героя России И. Кропочева»

Работа с одарёнными обучающимися

на 2020-2021 учебный год

Педагог:

Ткачёва Н.М.

Пояснительная записка.

«Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

 требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи, стоящие перед учителем при работе с одарёнными детьми:

   - развитие личности одаренных учащихся;

   - развитие позитивной Я-концепции;

-    развитие творческой самостоятельности;

-    развитие коммуникативных умений;

-    развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

    -групповые занятия с одаренными учащимися;

   - предметные кружки;

 -   кружки по интересам;

  -  конкурсы;

-   участие в олимпиадах;

-    исследовательская деятельность .

Работа по выявлению высокомотивированных учащихся

1 –диагностика (тестирование);

2 - выбор методов и приемов работы;

3 - планирование с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;

4 - индивидуальная работа;

5 – анализ и оценка результатов.

Основные направления деятельности с одарёнными детьми:

- урок;

- внеклассная работа (олимпиады, факультатив, консультации);

- самообразование.

Методы и формы работы с одарёнными детьми в школе во внеклассной деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- предметные недели,

- выставки детского творчества,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

Циклограмма мероприятий по выполнению программы

«Одаренные дети»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Диагностика одаренных детей

Сентябрь. Ежегодно

2

Организация и проведение школьных конкурсов

В течении года

3

Организация работы по участию в районных конкурсах

Ежегодно

4

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

5

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Постоянно.

6

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

7

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

Постоянно

8

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы

Постоянно

9

Творческий отчет

Ежегодно, май

10

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

11

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

12

Проведение предметных декад

Ежегодно

Принципы деятельности в работе

-Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

-Возрастание роли внеурочной деятельности;

-Индивидуализация и дифференциация обучения;

-Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 -Свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

-Принципы деятельности в работе с одаренными детьми

Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком

№ п/п

Формы проведения

Сроки проведения

1

Проведение анкетирования детей

сентябрь

2

Проведение анкетирования родителей

3

Составление карты интересов

4

Школьные предметные декады

В течении года

5

Изучение материалов по теме «Одарённый ребёнок в школе»

6

Ведение портфолио ученика

7

Привлечение учеников к посещению кружков по интересам

8

Конкурсы школьного уровня

9

Конкурсы районного/регионального уровня (в том числе и дистанционные)

Вывод.

Конечно, у каждого педагога в плане методической работы спланирована своя работа со способными детьми. Нет способа вложить в голову ученика готовые знания кроме как упорным кропотливым трудом. Но работать педагогу и учиться детям стало интереснее. И роль учителя и тренера, ведущего за собой учеников, возрастает с каждым днем. 

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными

Если наша совместная работа с детьми приносит удовлетворение от деятельности, то я думаю, что мы потрудились не зря.