4.В помощь учителю

Осипенко Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение - 1 класс

Н.Носов
«Мишкина каша»
«Телефон»
«Живая шляпа»
«Замазка»
«Дружок»


С.Михалков
«Дядя Степа»

В.Бианки
«Приключение Муравьишки»
«Первая охота»
«Купание медвежат»

В.Осеева
«Волшебное слово»
«Сыновья»
«До первого дождя»

С.Я.Маршак
«Усатый полосатый»
«Сказка о глупом мышонке»
«Двенадцать месяцев»

Сказки братьев Гримм
"Горшочек каши"
"Бабушка Метелица"
"Соломинка, уголь и боб"
"Король Дроздобород"


Ершов
«Конек-Горбунек»


Стихотворение о школе

Стихи о профессиях

Внеклассное чтение - 2 класс

К.Д.Ушинский
«Гусь и журавль»
«Играющие собаки»

В.А.Сухомлинский
«Стыдно перед соловушкой»

Н.М.Артюхова
«Трусиха»

Г.Х.Андерсен
«Девочка со спичками»

Л.Н.Толстой
«Лев и собачка»
«Зайцы»

Мифы и легенды Древней Греции

«Двенадцать подвигов Геракла»

А.Л.Барто

"Медвежонок-невежа" (Сказка для маленьких и больших)

"Но поймите и меня"

"Сережа учит уроки"

Внеклассное чтение - 3 класс

В.Медведев
«Баранкин, будь человеком!»

Н.Носов
«Витя Малеев в школе и дома»

М.Пришвин
«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Золотой луг»

В.Драгунский  «Денискины рассказы»:
«Девочка на шаре»
«Надо иметь чувство юмора»
«Где это видано?»
«…Бы»
«Кот в сапогах» 
«Арбузный переулок»
«Он живой и светится»

Антуан Де Сент Экзюпери
«Маленький принц»

Рудольф Эрих Распе
«Приключения барона Мюнхаузена»



Предварительный просмотр:

Васнецов, Виктор Михайлович (род. 1924) - художник - монументалист

Данные репродукции известных картин помогут как на уроках чтения, так и при написании сочинений на уроках русского языка.

Alenushka

Аленушка

Снегурочка

Снегурочка

Три богатыря

Три богатыря

Баян

Баян



Предварительный просмотр:

Богданов-Бельский, Николай Петрович (род. 1868) - русский художник.

Данные репродукции известных картин помогут как на уроках чтения, так и при написании сочинений на уроках русского языка.

Устный счет

Устный счет

Новая сказка

Новая сказка

Переправа

Переправа

У больного учителя

У больного учителя

Виртуоз

Виртуоз



Предварительный просмотр:

Правила в стихах - 2

Продолжаем обучение с увлечением. В данном разделе Вы также сможете просмотреть презентацию моего коллеги , которая не оставит Вас равнодушными.

Тема «Словосочетания»


Найди спрятанные словосочетания:
Я ставил утром на буфет
Из полецветиков  букет.
Остались в нем желтютики,
А где же одушютики?!

«Мягкий знак после шипящих на конце слова»


То мышь, то чиж,
То  еж, то рожь,
Не различишь, не разберешь!
 Но я, ребята, не дурак!
Знаю, где ставить мягкий знак!

Тема «Синонимы – антонимы»


Учили мы синонимы.
И все  как будто поняли:
Мол, смелые - отважные…
Слова такие важные!
А важные - так нужные!
И повторяли дружно мы:
Бежать – лететь и мчаться,
А мыться – так купаться!
А хохотать – смеяться!
Я полюбил синонимы! 
 Я стал в них разбираться!
Близки как по значению:
Занятие – учение,
Веселье – развлечение,
А хобби – увлечение!
Запомнил тему лучше всех!
Вот так победа! Вот успех!
Я целый год бы проходил
(Нет, изучал) 
синонимы!
Но тут учитель объявил,
Что тема-то - 
антонимы!
Умный – глупый,
Смелый – трус…
За себя не поручусь!
Уж не радуюсь- сержусь!
Нету, братцы, больше сил!
Все я спутал, все забыл!
Не победа – пораженье,
Не учеба, а мученье!
Стало все наоборот!..
Лишь одно успокоенье –
Скоро будет Новый год!

Найдите слова с переносным значением:


Кот по грязи смело 
шлепал 
Папа сына крепко 
шлепал.
Кот обои 
отодрал –
Папа сына 
отодрал.
Кот песок в кастрюли 
всыпал –
Папа сыну сильно 
всыпал.
Двойку в школе 
получил –
Вновь от папы 
получил.
Как-то муха в суп 
попала,
И опять ему 
попало.
В суп сама она 
влетела,
Так за что ему влетело?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Радуга эмоций”

Слайд 2

Зд Ор О В Ь е Спорт Режим дня Положительные эмоции Правильноепитание Гигиена

Слайд 5

УДИВЛЕНИЕ злость обида грусть удовольствие радость

Слайд 9

Давайте дружно будем жить И дружбой нашей дорожить, И никогда не ссориться - Тогда дела все спорятся!



Предварительный просмотр:

Классный час

 « Радуга эмоций»

2 класс

Задачи:

  • Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои эмоции и говорить о них;
  • Умение дружить, сплочение детского коллектива;
  •  Развитие у детей умений различать эмоциональные состояния человека, работать в паре (рассказывать о себе, слушать собеседника, задавать ему вопросы и т.д.), коллективе; выражать свои чувства.
    Выявление эмоционального состояния каждого школьника в классе, создание эмоционально-положительного климата в коллективе, формирование сплоченности класса.

Форма проведения: парная, коллективная.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, картинки на столах с изображением эмоций детей,  карандаши цветов радуги, рисунок радуги.

Ход занятия:

Упражнение «Огонёк поддержки»

Возьмитесь за руки и пожмите их. Этим рукопожатием  вы передали «огонёк поддержки» своему соседу.

- Что мы   друг другу говорим при встрече?  (  «Здравствуйте!)

-Какой смысл имеет это слово?  (Этим словом приветствуют друг друга, справляясь о здоровье).

«Здравствуй» – это, значит, желать здоровья.

 

 Дерево – как человек, живет растет, плодоносит. Его ствол как основа жизни человека – здоровье.

СЛАЙД   2 (появляются надписи на дереве)

1.- Давай вспомним , что человеку помогает сохранить здоровье.

У вас на столах таблички. Посоветуйтесь и выберете, то слово что  помогает человеку быть здоровым.  Произнесите дружно, что вы выбрали.

 ( 4 стол- спорт, 3- гигиена, 2- питание,1-режим дня).  ТАБЛИЧКИ

 Разместим это на дереве здоровья.( Дети на доску прикрепляют )

- Правильно , от того, как мы питаемся, соблюдаем режим дня, моем руки, чистим зубки, занимаемся спортом зависит наше здоровье. Но есть очень важное слово, которое отражает наши  переживания. Мы выражаем их жестами, мимикой .Что это, как вы думаете?

СЛАЙД   3  ( фото людей)

- Это наши эмоции.

_ На что похоже это слово. Какие ассоциации оно у вас вызывает? ( настроение, состояние)

ЭМОЦИИ- проявление состояния человека, душевное волнение, выраженное мимикой, жестами, позой.  

 (ТАБЛИЧКА на доске)

- Что происходит с этими людьми? Какой человек вам приятен? Почему?

Эмоции и настроение  влияют на состояние человека  и его  здоровье.

 - Как … В этом разобраться нам поможет……явление погоды.

«Каждый охотник  желает знать где сидит фазан»

-  Это что такое? (РАДУГА)

СЛАЙД  4  (  Радуга  – эмоций)

На радуге есть яркие цвета, есть тёмные. Так и эмоции есть светлые, хорошие, есть плохие. Давайте разберёмся в некоторых из них.

СЛАЙД   5     (КОЛОБКИ)    ( НЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ!!!!)

2. Вспомните хорошо знакомый вам персонаж КОЛОБОК . ( на экране)

- В какой момент сказки колобок изображён на первой картинке? Что он переживает?

- Как это определить ? ( по выражению глаз, бровей и рта)

Значит по выражению лица можно понять какие эмоции переживает человек.

- Что переживает 1 колобок (удивление).2- злость, 3-  обиду..,4 радость, 5- удовольствие , 6 - смущение (  появляются по очереди названия на экране)

Теперь давайте понаблюдаем за эмоциями людей.

(Картинки на столах и буквы для составления слов (конверты)

 

3.У вас на столах картинки. Рассмотрите их.

-Подумайте, что  сейчас переживают  дети? Составьте ответ из рассыпанных букв. Посоветуйтесь прежде чем отвечать. Представьте свою картинку и составьте слово на доске.

1 стол –Злость

2 стол –Обиду

3 стол – Радость

4 стол – Удивление

- Ответы по группам. Возьмите полоску и закрасьте её цветом ,с котором вы представляете  себе эту эмоцию человека.

-– Покажите свои полоски.Почему? ( цвет большинства прикрепляем на доску  к названию эмоции)

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НА РАДУГУ НАЗВАНИЕ ЭМОЦИИ

 (1 – злость, 2- обиду, 3- радость,4-  удивление)

СЛАЙД   6  - фото людей

- Есть и другие эмоции. Всего у человека  более 70 эмоций.

- Что переживаете  вы, когда кушаете что-то вкусное . ( наслаждение, удовольствие)

- Каким цветом эту эмоцию раскрасим?   ( жёлтым)

- От чего вы испытываете удовольствие?

-  Что переживают люии в этой ситуации?  (нежность)

 Например: удовольствие, нежность, грусть. Куда разместим эти эмоции?

К    РАДОСТЬ

О   НЕЖНОСТЬ

Ж   УДОВОЛЬСТВИЕ

З    УДИВЛЕНИЕ

Г    ОБИДА

С  -  ГРУСТЬ

Ф   ЗЛОСТЬ

- Какие из этих эмоций  хорошие и не нанесут вреда твоему здоровью.( радость, удивление). Давайте проведем эксперимент….

.СЛАЙД   7   ( коты смеются )

- Почему вы смеётесь? ..

- Когда мы смеёмся ? ( Когда хорошо, радостно, хорошее настроение ).

- Мы выражаем эмоции  каждую минуту, но только не задумываемся  над этим.

- Вспомните когда вы сегодня смеялись?( Несколько ситуаций)

 Смех прибавляет человеку здоровья,1 минута смеха продлевает жизнь на 5 минут.Значит вы продлили себе только что жизнь на 5 минут. Здорово!!!

-Как приятно смотреть на весёлого человека.

- Какие события в школе вызывают у вас радость? (Несколько ответов)

Сейчас вы попробуете передать свои эмоции.

5.Игра «Раз, два, три …покажи». Давайте поиграем. Я вам буду давать команды.

1 стол - раз-два-три,  как я испугался,  покажи. Вы должны показать на лице и своей позой  показать страх.
2-раз-два-три,  как я удивился ,  покажи.

3- раз-два-три,  как я обиделся ,  покажи.

4- раз-два-три,  загрустил,  покажи.

МОЛОДЦЫ!

6  .-Что чаще всего вы переживаете в жизни?

- В школе мы часто испытываем  эмоции. И  не знаем,  как справиться с ними.

Например, что вы испытываете когда знаете что сегодня надо отвечать стихотворение у доски ? Ответы детей ( страх, волнение) .

СОВЕТЫ_ КОНФЕТЫ :

  • потри  быстро ладонь об ладонь;
  • сесть, выпрямить спину и представить, что руки упёрлись в пол и  всё напряжение уходит в пол;
  • медленно подышать.

-Давайте попробуем….

Часто бывает долго делаешь уроки, устал. Как снять напряжение и усталость?

СОВЕТЫ_ КОНФЕТЫ :

  • послушай, закрыв глаза, приятную музыку;
  • посмотреть красивые виды природы….

СЛАЙД 8  ( Музыка включ автом, выкл. по щелчку)

7.   Вспомните ситуацию, вы получили отметки за контрольную работу

-  Ребята, вам знакома ситуация?Что чувствуете вы в это время???  

- Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.)

- Как мы можем помочь людям, которым не везет и они чувствуют себя неудачниками?

СОВЕТЫ – КОНФЕТЫ  

  • Не смейся над неудачей одноклассника.
  • Предложи свою помощь.
  • Порадуйся его успеху.
  • Мокрая собака.

Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки. Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее.

8.Я предлагаю поиграть в игру «Гусеница». Игра поможет нам понять, насколько мы можем выполнять задание дружно. Встаньте  в колонну, возьмите друг друга за талию, теперь вы гусеница. Гусеница должна выполнять команду дружно, не разрываясь. У гусеницы много ног и все они делают одинаковые движения. Первый – это голова, она управляет туловищем. Следите за головой и делайте так же.Покажите как гусеница спит…. как умывается правой лапкой ….. как прыгает на левой ноге.   МОЛОДЦЫ!

- Почему вы так радовались, когда играли вместе?

Вот такое настроение и эмоции помогут нам в нашем классе создать комфортные условия для учёбы и работы.

Очень важно чтобы в классе всем было хорошо, но для этого надо уметь понимать друг друга и быть дружными.

Ведущий зачитывает или рассказывает детям историю о ребенке, в которой описывается его обычный день. Детям предлагается оценить, какие чувства вызвали у героя рассказа те или иные события (нужно написать на листочке соответственно знак «плюс» или «минус»).           ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТИ

Было солнечное утро. Громко зазвонил будильник. Петя потянулся в кровати, повернулся на другой бок и решил еще немного поспать. В это время раздался голос старшего брата: «Вставай немедленно, ты опоздаешь в школу. Небось, опять не сделал уроки, лентяй!»
(Дети должны поставить свой знак.)

В школе учительница Анна Ивановна сказала: «Тишина в классе! Петя, ты опять не сделал задание по математике. Это уже третий раз за последнюю неделю. Останешься сегодня после уроков и не пойдешь на футбол!»На глазах у Пети выступили слезы. Он забыл тетрадь по математике дома, так как очень спешил в школу, из-за того что проспал. (Дети должны поставить свой знак.) Когда Петя вернулся домой, он включил свою любимую музыку. В это время послышались шаги. В комнату вошла мама. Она сказала: «Я так устала на работе, а ты сидишь и слушаешь свою музыку. Я же просила тебя подогреть обед. Ради бога, выключи магнитофон». (Дети должны поставить свой знак.) «Столько неприятностей за один день, — подумал Петя. — Я чувствую себя таким несчастным, я — просто настоящий неудачник».В это время раздался телефонный звонок. Звонил лучший друг Пети: «Привет, мы собрались смотреть видео. Присоединяйся. С тобой всегда так весело».(Дети должны поставить свой знак.)
После подсчета плюсов и минусов следует провести обсуждение.

Часто ли у вас бывают дни, похожие на этот?

9.  СЛАЙД  9   (  песня «От улыбки….). включ.  по щелчку

Упражнение «Передай улыбку» Встаньте в круг. Возьмитесь за руки . Давайте улыбнёмся друг другу, передадим улыбку, чтобы она до нашей следующей встречи

 согревала наши сердца теплом и добротой.
ИТОГ:  - Что нового вы узнали на нашем классном часе?

             - Как сохранить своё здоровье?

Спасибо. Классный час окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение, русский язык 2 класс

Слайд 2

Урок –проект «И вот сама идёт волшебница –зима…!

Слайд 3

Зиму в народе называют: Зима. Зимка , Зимочка , Зимушка, Зимонька , Зимишка (хилая), волшебница, гостья, матушка, Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.

Слайд 4

Декабрь Январь Февраль Зимние месяцы

Слайд 7

1. Здравствуй, гостья-зима! 2. Поёт зима – аукает… 3. Зимушка-зима. 4. Зима-чар одейка. Варианты названия странички:

Слайд 8

снежная волшебная зима белая пушистая вьюжная

Слайд 9

Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит и стоять не велит. Покружились звездочки в воздухе немножко, Сели и растаяли на моей ладошке. Всю зиму лежал у плетня за избой В серебряных ножнах кинжал голубой . Загадки о зиме

Слайд 10

Волшебные туфли наденешь на ноги — И сразу помчишься по зимней дороге. Мы проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь лежим, в мороз бежим, Уж такой у нас режим. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет.

Слайд 11

Волшебная палитра

Слайд 12

Наступила зима._________________ снег покрыл землю._____________ хлопья висят на деревьях.____________ лёд лежит на реках. Дети надели пальто, шубки, _________, _____________ и побежали на улицу. Они играли в __________ и __________мороз им не страшен. Зимние зарисовки

Слайд 13

Снег летает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.

Слайд 14

Всюду снег, в снегу дома - Привезла его зима. К нам спешила поскорей, Привезла нам снегирей.

Слайд 15

Скрипит снежок на улице. Мороз стучится в дом. И воробей ссутулился На ветке за окном.

Слайд 16

- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. - Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую. - Грачи прилетели до середины марта – снег сойдёт рано, лето будет дождливое.

Слайд 17

Пословицы и поговорки Хороший снежок Снег холодный, Декабрь год кончает, В феврале два друга – мороз да вьюга. а от стужи укрывает. посадки бережёт. а зиму начинает.

Слайд 18

Хороший снежок посадки бережёт. Снег холодный, а от стужи укрывает. Декабрь год кончает, а зиму начинает. В феврале два друга – мороз да вьюга.

Слайд 19

К.Юон

Слайд 20

И.Левитан



Предварительный просмотр:

                                 (Урок- подготовка к сочинению о зиме)

Цель: 1. Обучение составлению текста –описания; умению через образ создать настроение; 2. Воспитание любви к природе, творчеству русского народа.

 Ход урока1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас урок-проект (Слайд 1). Постараемся работать активно, творчески, с удовольствием. Тема нашего проекта «И вот сама идёт волшебница – зима» (слайд 2). И действительно, на улице зима. -Любите ли вы зиму? За что?

Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, фольклорные и живописные произведения увидеть красоту родной природы. Результатом нашей работы будет книжка-малышка о зиме. Каждая страничка её будет иметь своё название. Вы создадите её своими руками. Книжка – малышка поможет вам написать сочинение о зимней природе.2. Сообщение темы урока.Зима – одно из самых в народе времён года. Завершены работы в поле, убран урожай. Замерла природа под снежным покровом. Это время отдыха и покоя. А для детей это время катаний на санках, лыжах, игры в снежки. Народ придумал Зиме много ласковых названий. -Какие названия можно придумать для зимы? Найдите в отрывках поэтов и писателей, какие названия дают зиме. (Слайд 3) Люди называют зиму – Зима, Зимушка, чародейка, волшебница, гостья,Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка. Зима включает три календарных месяца. Вспомните их название- декабрь, январь, февраль (Слайд 4).

Всё красиво в зиме: обилие мягкого пушистого снега, сказочная красота сверкающего на ветвях инея, морозная дымка, зимние забавы детей.

3. Проверка домашнего задания.Чтение стихов о зиме. (Слайд 5,6)

4. Основная часть урока.Задание  1.

Итак, начинаем оформление первой странички. Сначала надо придумать заголовок.  Из нескольких вариантов названий, размещённых на доске, выберите одно, которое вам больше понравится, и оформите начало странички.

Варианты названий странички: (Слайд7)Зимушка – зима.

  1. Здравствуй, гостья –зима!
  2. Поёт зима –аукает…
  3. Зима –чародейка.

Ребята выбирают название, объясняют свой выбор.

 Задание 2.

Да, ребята, зима гостья, матушка, чародейка, волшебница. Так нежно и ласково называли русские поэты зиму. А какие вы сможете подобрать прилагательные, чтобы описать это время года? (Работа на заготовках. Приложение 1.)

По окончании работы учащиеся зачитывают ассоцограммы. (Слайд8)Задание 3.

Прочитайте загадки о зиме. Наклейте на следующую страницу. Напишите  отгадки. (Слайд 9, 10)Задание 4.

Зима в России долгая, и снег в разное время выглядит по- разному. На прошлом уроке чтения мы читали рассказ Сергея Иванова «Каким бывает снег» и наблюдали вместе с писателем за особенностями снега в разные зимние месяцы.

Следующая страница называется «Волшебная палитра». У каждого из вас будет свой зимний месяц. Найдите отрывок о своём месяце из рассказа С.Иванова «Каким бывает снег», внимательно его прочитайте. Выпишите на волшебную палитру слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега.Палитру приклейте на следующую страницу. (Слайд 11)Задание 5.

Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над словом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы.Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки.  Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте заголовок, оформите новую страничку. (Слайд 12). Проверка.

Физкультминутка.

-Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Все они такие разные. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

Задание 6.

Красива зима в России.  Это время года любимо многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения.

Сегодня мы прочитаем стихи о зиме.  Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Помните о стихотворной рифме. Составленным стихотворением оформите следующую страницу.

Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.
(Слайд 13-15)

Проверка работ. При чтении стихов напомнить о выразительном чтении.

Задание 7.

Наблюдая за явлениями природы, русский народ составил много примет, по которым определял какими будут весна и лето, каков будет урожай. (Слайд16)

- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
- Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую.
- Грачи прилетели до середины марта – снег сойдёт рано, лето будет дождливое.

Народ слагал о зиме сказки, пословицы, поговорки. Соберите  пословицы и поговорки  из двух частей и наклейте на следующую страничку. (Слайд17)

  • Хороший снежок                                 
  • Снег холодный,
  • Декабрь год кончает,
  • В феврале два друга –
  • мороз да вьюга.
  • а от стужи укрывает.
  •  посадки бережёт.
  •  а зиму начинает. 

Проверка. (слайд18)

Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась вековая мудрость русского народа, его любовь к матушке –зиме.

Игра «День и ночь»

–Все закрывают глаза. Тот, до  кого я дотронусь, « просыпается» и называет «зимнее слово».                                                                                                                                      

Задание 8.

Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин К.Юона  «Наша русская зима», «Конец зимы» и И.Левитана «Март». (Слайд 19-20)  На этих картинах художники показывают снег в разные зимние месяцы. У К. Юона на картине «Наша русская зима»  зима изображена с обилием мягкого и пушистого снега, сверкающего инея на ветвях могучих деревьев. На картине «Конец зимы» снег совсем другой. Зима готовится дать дорогу весне, и поэтому снег уже потерял свою белизну. А у И. Левитана зима ещё не ушла, а весна уже вступает в свои права.

  1. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!

-Что вам понравилось на уроке? Что узнали нового?

Зима в самом разгаре. И вы ещё полюбуетесь сказочной красотой снега, поиграете в снежки, слепите Снеговика. А на следующих уроках мы с вами  познакомимся с новыми литературными произведениями о зиме и продолжим подготовку к сочинению.

Домашнее задание.

Наша книжка тоже не может обойтись без зимнего рисунка. Я предлагаю почувствовать себя юными художниками и немного пофантазировать. Дома вы выполните рисунок о зиме и закончите оформление книжки-малышки.

Урок окончен. Спасибо! (Слайд 21)

Приложение 1.

(Раздаточный материал)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.

                                                                         



Предварительный просмотр:

                              Осипенко О.В.

учитель начальных классов

МБОУСОШ №32

Г.Нижний новгород

                                                                                                                   

Проектная деятельность на уроке в начальной школе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном  процессе.

Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.  

В основе метода лежит деятельностный  подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающемся этапе деятельности предполагает рефлексию  совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности.

        Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявлять себя как учителю, так и обучающемуся.

Технология опыта проектной деятельности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

        Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

        При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

        Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

       От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-         исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-         социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-         оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-         информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-         презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-         рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-         менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

          Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

-         коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-         интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-         оценочно-самооценочный.

          В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

 1 этап. Погружение в проект.

          На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

          На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

 

3 этап. Осуществление деятельности.

       Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

         На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

 

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

        Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

         

Предполагаемая модель урока по теме: «С кем дружит ель?»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

Цели:  

образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком;

развивающая:  1)способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; 2) оформлять результаты работы в виде доклада;

воспитательная: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем он дружит.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.  

Ход урока

На данном уроке используется поисковый проект, который помогает учащимся выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

I.        Запуск проекта (оргмомент).

На этом этапе учащиеся готовят рабочее место, формируют группы. Учитель знакомит с темой урока, определяет группы, проверяет готовность к уроку.

II.        Планирование работы.

В гости к детям приходит Лесовичок. Он приносит задания для самостоятельной работы, задание №1 – для первой группы, задание №2 – для второй группы.

Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Задание №2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

III.        Определение уровня готовности к поисковой работе.

Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1.

1.        Рассмотрите рисунок ели.

Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие ? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели.

Используйте дополнительные материалы с листа, рассмотрите таблицу на доске.

2.        Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.

3.        Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2.

1.        Какую елку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника.

2.        Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.

3.        Подготовьте одного выступающего по вопросу.

4.        Попробуйте нарисовать плакат.

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

IV.        Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источником информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание.

Информация для группы 1.

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит  от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди  ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.  

Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выдает из нее только часть семян, а затем бросает  ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2.

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

V.        Структурирование информации.

Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Учитель координирует результаты  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

VI.        Обмен информацией.

На этом этапе происходит объединение групп с одинаковыми знаниями для обмена полученными наработками и выбора выступающего.

В данном случае дается дополнительная информация.

Лесовичок проводит физкультминутку и познавательную игру.

Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет треугольник зеленого цвета. Всего треугольников 4. Они находятся у доски в горизонтальном положении:

                

С  обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

•        Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели.

•        Высота взрослого дерева 30-40 м.

•        Толщина ствола достигает 1 м.

•        Хвоя держится на дереве 7-9 лет.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прилепляют треугольники один под другим, составляя елочку:

VII.        Оформление результатов работы.

Отдохнув, учащиеся рисуют плакат. Один ученик готовится отвечать на поставленный вопрос и рассказать о том, почему именно такой плакат они решили нарисовать. Другой помогает. При необходимости на помощь приходит учитель.

VIII.        Экспертиза проекта.

Учащиеся представляют свою работу. Лесовичок внимательно их слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Лесовичок благодарит всех за урок и оставляет в подарок нарядную искусственную елочку.

IX.        Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему я научился сегодня?

Какое главное дело мы сделали?

На уроке недостаточно времени, чтобы окончательно оформить плакат, поэтому учащиеся представляют его схематичное изображение. Работа над плакатом должна быть обязательно завершена, поэтому учащиеся сами решают, как это сделать. Это может быть один общий плакат или два. Содержание  может соответствовать наброску, сделанному на уроке, или быть новым. Работа над плакатом завершается во внеурочное время. Затем плакат вывешивается в классе, чтобы все радовались результатам своего труда.

        Заключение.

Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.