Материалы к урокам ИЗО

Фёдорова Ольга Михайловна

Конспекты уроков,тесты,,материалы к урокам,презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Урок изобразительного искусства в пятом классе. 

Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека» 

Преподаватель изобразительного искусства

Фёдорова Ольга Михайловна

Урок изобразительного искусства в пятом классе. 

Тема. «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин)

Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Задачи:

Образовательная: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы

ВоспитательнаяВоспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

ПредметныеНаучатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности 

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека 

Познавательные: Поиск информации в учебнике .Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. 

Понятийный аппарат: меандр, вазопись, амфоры, гидрии, кратеры, лекифы, герб, геральдика,  

Оборудование: 

Для учителяИКТ и средства обучения. Презентация. «Декоративное искусство разных цивилизаций»

Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки», использование музыки из компьютерной игры «Тайны Египта»,

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже», мифы.

Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.  

 Для учащихся. Рекомендуемые художественные материалы: 

  Материалы на выбор учащихся: Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти,

Бумага; белая ,тонированная, в клетку  

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель. гуашь, пастель, кисти, тушь, палочку, перо, клей, ножницы.

 Бумага: белая, в клетку,тонированная или цветная, металлизированная бумага.

Планируемая творческая деятельность обучающихся.  

Задание 2 -х уровней на выбор учащихся  

 Выполнение кроссворда из раздела «Роль декоративного искусства в жизни человека», создание эскиза герба для своей группы.

 Выполнение тестовых заданий по пройденным темам на сайте ZooBurst, составление цельного образа из характерных элементов 

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Работы уч-ся, фотографии, картинки с изображением предметов)

Музыкальный момент. Звучит музыка («Сиртаки»)

Мотивация будущей темы урока 

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу , пожать руку и тихо сесть.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.

Учащиеся .( предполагаемые ответы  )

- принадлежность к разным сословиям

- люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям( Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

- предметы быта украшены характерными орнаментами

Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение – которое и будет темой нашего занятия.

Учащиеся. (предполагаемые ответы)

- человек украшал себя, предметы,

- по украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

- можно сказать о роли украшетельства в жизни людей.

Учитель.

- Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.

Учитель Как вы думаете какова цель нашего урока? Не забывайте наш урок последний в четверти.

Учащиеся (примерные ответы)

- повторить все, что изучили

- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам

Учитель

- Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом : вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что  знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения.

(говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы. Закройте глаза и представьте себе, что мы попали в зал восковых фигур. Открывайте глаза. Удивленны? (стоят несколько уч-ся одетых в костюмы разных эпох). Присмотритесь внимательно, все ли здесь соответствует духу той эпохи которую представляет экспонат?

Учащиеся  по два человека от группы находят ошибки, тут-же исправляя их ( меняя местами элементы, соответствующие образу). Остальные уч-ся выполняют работу на карточках. (соедини стрелками элементы с соответствующим образом)- карточки сдают экскурсоводу.

Молодцы справились с заданием, а оценить его поможет наш экскурсовод. (оценивание фишками: красная - уч-ся группы справились без подсказок, правильно, без единой ошибки, синяя – уч-ся группы испытали затруднения, действовали с помощью подсказок).

Экскурсовод. Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Да и еще поступило электронное письмо на сайт ZooBurstот археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда с сайта ZooBurst).

Экскурсовод. Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза - Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)

Чтение стихотворения О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»

(Учитель рукой случайно сбивает древнегреческую вазу.) Извините меня , мы с ребятами сейчас все восстановим, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы - работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах – взаимоконтроль, на доске - экскурсовод.

Экскурсовод. Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой - зал Геральдики.

Учитель. Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? – Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. ( Реализация краткосрочного проекта. Проект -составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.

 Учитель Итак сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

( детям дается 2 варианта заданий на выбор  

ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ 

ЗАДАНИЯ 1  создание эскиза герба для своей группы.

Материалы на выбор учащихся Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, Бумага; белая ,тонированная

ЗАДАНИЕ.2

Используя любые художественные материалы . составление композиции герба для своей группы из предложенных элементов.

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель, гуашь, кисти. Бумага: белая, тонированная или цветная.

Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. ( 25-30 мин ) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию ( оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию ( внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества ). III. Итог урока. Рефлексия. 

Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов), 

награждение победителей, 

выставление гербов своих групп в зале Геральдика.  

Учитель.В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение Действительно ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.

Учащиеся (предполагаемые ответы)

Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)

- Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)

Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам  ответить на вопросы  по карточке. 

Здесь я увижу как вы оценили свою деятельность на уроке, как выросли интеллектуально.

                                    

                         РЕФЛЕКСИЯ.           Оценивание занятия и своего личного участия

 КРИТЕРИИ ОЦЕНКА

 

  Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала

Низкая – 1 балл

Средняя- 3 балла

Высокая – 5 баллов

Объем нового материала

Недостаточный – 1 балл

Достаточный -       3 балла

Можно увеличить -5 баллов

Полученные знания

Останутся невостребованными – 1 балл

Смогу применить на занятиях – 3 балла

Смогу применить на практике – 5 баллов

Свое личное участие в работе группы  оцениваю, как

 

Работа в группе

Мешал (мешала) – 1 балл

Не имела значения – 3 балла

Помогала – 5 баллов

От 5 до 9 баллов- невысокий уровень участия и полезности

От 10 до 15 баллов- средний уровень

От16 до  20  – высокий уровень

 

IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.

Спасибо всем за урок!



Предварительный просмотр:

 Урок изобразительного искусства в пятом классе. 

Тема «Народные промыслы, их истоки и современное развитие».

Преподаватель изобразительного искусства

Фёдорова Ольга Михайловна

Тема урока: «Народные промыслы, их истоки и современное развитие».

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Формирование новых знаний.

Что такое промысел? Это возможность заработать деньги. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.

Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей, - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.

(Сообщение могут подготовить учащиеся, учитель дополняет.)

1. Гжель.

Недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды.

200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Ее делают и сейчас. Форма сосудов необычна: они имеют цилиндрическое ту-лово и изящные носик и горлышко «квасник». «Кулеган» - это нарядная посуда для праздничных застолий.

Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села - гжель.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни.

Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски.

Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

Мазки кладутся широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.

2. Жостовские подносы.

В другом подмосковном селе Жостово мастера расписывали металлические подносы на черном, зеленом и палевом фоне. Основной принцип жостовского письма - его свободная манера, которая дает возможность импровизировать.

Плотные букеты из цветов разного размера и листья заполняют центральную часть подноса, а край его украшает золотое кружево из мелких цветов и тонких спиральных линий.

Сначала мастер намечает основные пятна композиции прозрачной масляной краской - это замалевок.

Затем мастер выполняет тенешку, т.е. затемняет с одной стороны цветовые пятна. Жостовская роспись имеет зрительный объем, художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя часть затемняется и «уходит вглубь».

Мастера Жостова используют богатую палитру оттенков: серо-голубой, голубовато-лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый.

Для большей выразительности по контуру лепестков и листьев лягут тонкие линии-черточки, придавая им большую выразительность. Мелкие завитушки и травки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос высушивают и покрывают блеском. Потом «убирают» борта подноса золотым узором. Прежде чем поднос засверкает, как зеркало, его несколько раз покрывают бесцветным лаком и полируют.

III.        Закрепление  Знаний.

Задание: выполнить импровизацию по мотивам гжельской или жостовской росписи.

При ограниченном времени учащиеся выполняют фрагменты росписи.

IV.        Анализ  работы.



Предварительный просмотр:

Конспект  урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Портрет в скульптуре»

Форма: урок – практикум.

Цель:

формирование навыков создания образа в скульптурном портрете.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить  с понятиями скульптура, бюст;
  • формировать умение видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор);
  • расширить представления о многообразии художественных материалов, разнообразных техниках и приемах, способах работы;

Развивающие:

  • выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу;
  • развивать наблюдательность, глазомер, пространственное воображение;
  • развивать умения творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

 Воспитывающие:

  • умение дать оценку своей деятельности;
  • умение выражать свое личное отношение к изображаемому;
  • прививать  эстетически-художественный вкус, воспитывать чувство радости, восторга от работы скульптурными материалами;
  • приучать детей к аккуратности в работе с пластическими материалами.

Была обеспечена  их комплексность и взаимосвязь.

Материал и оборудование:

  • каркас головы из фольги (заранее приготовленный дома); скульптурный пластилин (полимерная пластика, солёное тесто); стеки; клеенка (газета);
  • эскиз – образ, выполненный на предыдущем уроке.
  • компьютер, проектор, проекционная доска,  обучающая презентация с поэтапным показом работы над скульптурным портретом.

Слова для логической цепочки: человек, портрет, скульптура, круглая и рельефная, бюст.

Зрительный ряд: 

  • изображения скульптурных форм, репродукции скульптур-портретов «Голова Нефертити», «Статуя Каапера» и т.д..

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

План урока:

Организационный момент. (1 мин.)

Целеполагание, мотивация, актуализация знаний. (8 мин)

Практическая работа с презентацией и поэтапным показом работы над скульптурным портретом. (27 мин)

Выставка детских работ. (2 мин)

Итог урока. (2 мин)

Домашнее задание.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Целеполагание, мотивация, актуализация зна

Тема нашего урока: «Портрет в скульптуре».

Составим логическую цепочку (запись на доске), начнем со слова: Человек,…  

 - Как называется жанр,  где изображается человек?  (Портрет.) 

- Что означает слово «портрет»? (Это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, строение лица, черты характера, отношение к людям).

 - Внимание на экран. Прочтите описание портрета.

«Коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Улыбка не сходит с лица, у него полно веснушек. Он носит широкополую голубую шляпу, канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами  являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность».

Представили этого человечка?

- А теперь посмотрите, как представил этого человека ученик 6 класса не знакомый с правилами и навыками лепки  портретного изображения головы человека.

И как этого же героя изобразил художник-скульптор.

Хотели бы научиться навыкам  лепки головы человека?

- Предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься, какую цель  мы можем поставить.

слайд.  

- Прочитайте задачи, предложенные мною, на следующем слайде, совпадают ли они с вашими?

- Какие основные правила построения портрета вы знаете?

  • Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно посредине головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их.
  • Разделив нижнюю часть овала пополам – получим высоту носа.
  • Нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка, разделив на две ровные части, определяем положение края нижней губы.
  • Величина глаза должна “укладываться” в ширине лица 5 раз, между глазами “умещается” еще один глаз.
  • Нижняя часть носа располагается  ровно между линией бровей и линией подбородка
  • Уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.
  • Верхний край уха находится на одном уровне с бровью, а мочка уха – на уровне основания носа по линии.
  • Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа.

На предыдущем уроке мы познакомились со скульптурным портретом в истории искусства.

  • Что такое скульптура?

(Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваять), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину.)

  • Какие жанры скульптуры вам известны?

(Портрет; исторический, бытовой; анималистический жанр.)

  • Перечислите художественно-выразительные средства скульптуры.

(Построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях  цвета.)

  • На какие два вида делится скульптура?         

(На круглую  и рельефную.)

  • Какие  скульптуры различают по назначению?

(Монументальные,  станковые, декоративные, малых форм.)

  • Какую форму портрета обычно используют для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера?

(Бюст (франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека.)

 Физкультминутка.

  • Практическая работа. 

- Вам предстоит создать скульптурный портрет человека  на основе эскиза, который выполнили на предыдущем уроке. Ваша работа должна выглядеть примерно так, только меньшего размера.

6слайд.  

Основные приёмы лепки: отрываем, вытягиваем, раскатываем, вдавливаем, защипываем, приглаживаем, соединяем.

Формы деталей и частей для работы: шар, овал, капля, жгутик, лепёшка, полоска, трубочка.

В процессе создания портретов обращаемся к слайдам, на которых показаны детали, и части из которых будем лепить портрет. На каждой парте лежат схемы поэтапной работы, которые помогут при лепке. Приложение1.

У вас приготовлена полимерная глина (пластилин скульптурный, солёное тесто), он уже “промят”, теперь поэтапно выстраиваем череп человека, и придаем ему отличительные черты (портретное сходство).

Работать нужно быстро, аккуратно. Постоянно проверять пропорции лица человека.

Поэтапное построение головы человека.

  • Начнем с того, что сделаем каркас головы из алюминиевой фольги. Для этого отрежем квадратный кусок фольги, и соберем уголки квадрата вместе, образуя форму парашюта. «Парашют» размещаем на конце стержня для лепки, и, сминая фольгу, формируем овал головы и шею. (Каркас заготавливается заранее - дома) 
  • Распределяем пластику на фольге.
  • Вдавливаем места для глаз, карандашом проделываем небольшие отверстия и вставляем заранее приготовленные шарики.
  • Выделяя лобную часть головы, лепим надбровные дуги.
  • Добавляем веки, и примазываем. Дорабатываем детали.
  • Добавляем нос.
  • Нижние и верхние скулы в виде шарика лепим под носом.
  • Добавляем скулы, подбородок. Утяжеляем щеки, прорабатываем. Все добавленные детали аккуратно примазываем.
  • Намечаем место, где  будет рот, лепим верхние и нижние губы. Примазываем.
  • Лепим уши. 

Целевой обход учителя во время практической работы:

  • Контроль организации рабочего места.
  • Контроль правильности выполнения приемов работы.
  • Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  • Контроль объема и качества выполняемой работы.
  • Выставка детских работ.

Анализ удачно выполненных работ.

  • Итог урока. Оценивание. 

Прочитайте логическую цепочку с конца до начала: бюст; монументальная,  станковая, декоративная, малых форм;  круглая и рельефная; скульптура; портрет; человек.

 - Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

Высказываю свое мнение по работе класса в целом, а также индивидуально.

  • Рефлексия

  • Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу над скульптурным портретом, покрасите и сделаете причёску из шерстяных ниток. Желающие принесёте в класс получившуюся работу, проанализируете и  сами оцените свою деятельность.

Информационные ресурсы: печатный и электронный материал

Вульф Р., Грег А., Основы рисования, Мн., ООО “Попурри”, 2001

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986

Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ, М., 1980

Лантери Э. “Лепка”, Академия художеств СССР, М., 1963

Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО “Издательство Астрель”, 2003

File: // Е:\Data\Information\Детская энциклопедия искусство\1050.НТМ, 2003

Изготовление головы куклы

http://www.youtube.com/watch?v=mgb2pJoulwI

Урок тестопластики

http://www.youtube.com/watch?v=5Jy4g0Uo_uQ

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=417

Самоанализ урока .

Тема урока: « Портрет в скульптуре»

  • Цель урока:

формирование навыков создания образа в скульптурном портрете.

На занятии решались следующие задачи:

Образовательные:

познакомить  с понятиями скульптура, бюст;

формировать умение видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор);

расширить представления о многообразии художественных материалов, разнообразных техниках и приемах, способах работы;

Развивающие:

выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу;

развивать наблюдательность, глазомер, пространственное воображение;

развивать умения творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

 Воспитывающие:

умение дать оценку своей деятельности;

умение выражать свое личное отношение к изображаемому;

прививать  эстетически-художественный вкус, воспитывать чувство радости, восторга от работы скульптурными материалами;

приучать детей к аккуратности в работе с пластическими материалами.

Была обеспечена  их комплексность и взаимосвязь.

  • Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные: умение определять цель своей работы; выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий.

Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: вести дискуссию, правильно выражать свои мысли; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Для решения поставленных  задач был выбран тип комбинированного   урока: формирование новых знаний и умений, для чего использовалась следующая структура урока:

Организационный момент. (1 мин.)

Целеполагание, мотивация, актуализация знаний. (8 мин)

Практическая работа с презентацией и поэтапным показом работы над скульптурным портретом. (22 мин)

Анализ детских работ (5 мин)

Выставка детских работ. (2 мин)

Итог урока. Рефлексия. (2 мин)

Домашнее задание.

3. Акцент урока:

Знать виды скульптуры: бюст, рельеф, барельеф, памятник: знать из какого материала мастер выполняет скульптуру; уметь выражать свое личное отношение к изображаемому; расширять представления о работе художника скульптора; выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу

4. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемный;

- поисково-конструктивный;

- исследовательско – творческий.

5. Для достижения цели урока было выбрано сочетание нескольких форм обучения – создание проблемной ситуации, выполнение творческой работы, и как итог  –   выставка. Необходим был дифференцированный подход к обучающимся, т.к. уровень умений и навыков детей различен.

6.  На занятии были использованы активные методы обучения: за счет чего обеспечивалась высокая работоспособность, активная интеллектуальная деятельность учащихся. Активность воспитанников проявилась в практическом приобретении знаний необходимых для выполнения творческой задачи. Все это развивает творческую потенцию, фантазию, интуицию и воспитывает  чувство отзывчивости к скульптурной работе.

7.  На уроке поддерживалась хорошая эмоциональная атмосфера, т.к. была выбрана правильная форма обучения (урок – практикум), четко поставлена цель.

В  основе урока-практикума лежит принцип непосредственного участия, который обязывает педагога сделать каждого воспитанника участником творческого процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения своего видения темы.

Практическая работа выполнялась скульптурными  материалами – полимерная пластика, скульптурный пластилин, солёное тесто (дома  должна украситься живописными материалами и волосами их ниток).

Итогом  явилась выставка  детских работ на эту тему.