Учащимся 5 кл ИЗО

Фёдорова Ольга Михайловна

Здесь можно найти темы уроков по четвертям.Рекомендации по темам.Домашнее задание.картинки расскраски по темам уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx1.43 МБ
Файл 5kl_2_chetvert.docx668.8 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

2 четверть «Связь времён в народном искусстве»

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Не придавали значения мастера игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отделенных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Дымковская игрушка Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9751089e7a36ceec245aff701c0d2e08&n=21

Дымковская игрушка Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e30dabb5b0167cc48e5b6b4001572adf&n=21

Образы дымковской игрушки: Барыни в пестрых юбках Бравые кавалеры и всадники Важные петухи и индюки Водоноски, кормилицы, няни Женихи и невесты Бараны, кони, коровы Веселые карусели Лепка Дымковскую игрушку лепят по частям, используя красную глину. Приступая в выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку – широкий у основания, пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик – голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Затем игрушку украшают шляпой и кудрями, рюшами и муфтами. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Ягоды годжи стихи про дымковские игрушки Худеем вместе!

Роспись дымковской игрушки Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=82f882ccb87b4232081e52153f692d96&n=21

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

Календарь событий

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к себе внимание.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ae800cf03417c42af10f403c78fdbebd&n=21

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=18fad389080a8ff6abf917593231cbb0&n=21https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=df15c6ce24e7fa00e6d22f82d0d398a1&n=21

Д/з Создать эскиз глинянной игрушки.стр 66-75

Тема: Народные промыслы. Гжель.

Кумган "Птица Гжели" (гжель) - Квасники Гжель / Гжель - www.posezonam.ru/content

 Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда - из белой глины.  

 А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины. Гжель - изделия керамических промыслов Московской области.Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5d2fc24d60934998376e699a55e0d69d&n=21

Д/з: Выполнить эскиз посуды с рисунком в стиле "Гжель"стр76-81

Тема Предметы нар.промыслов в нашей повседневной жизни. Хохлома.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e599f17ee3664b0ddc5570fa2b78e325&n=21https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=5eab2ba631f6a0e7d16368193e9b9cd9&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f010a480d54c7f86576acdd126ba80b3&n=21

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону[1]. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффектмассивности.

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немногозелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины иземляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=03e014b04e6cb0aacabbc9668d180495&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f00d85a3be2b912e8c01faa10b2caf6f&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=db40c1101658577d3c9cd5f6b70dd7e3&n=21https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3ba6dba856820327f9a7e78b6e0702df&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ab085deac77b13706575eef29cb5c467&n=21

Презентации на тему хохломская роспись для детского садаhttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e96d64b3c57db420284e3432720b28f7&n=21https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=69fa4b62be683f4e22012e585c96f8ed&n=21русская роспись, хохлома, раскраски

Д/з Придумай интересную форму предмета и распиши его. Стр86-91

Тема Городецкая роспись.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6e31a7c853ccf86afd8429b94ea2c69a&n=21https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=97cdaf3bea7e2588c484b55bd227f271&n=21https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=c99023a8d3abf71578fc5edcffbec915&n=21

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов,И. А. Мазин.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/2/23/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.jpg

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2261952f1cbb115b3993f039b288c561&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b8d334e1bf36a393b6ee4e583ebf8707&n=21https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=16b985c182d38c832649c97030c5b69c&n=21

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянствакупечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Gorodetskaya rospis 02.jpg

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдическиобращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=bc7a1357633b7415ad1cb9f6c8485c89&n=21https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a2f14d5150fe3e44d5672bb41834835e&n=21https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=83af1238a8348869b2a1287a28a8fff8&n=21

Д/з Выполни в традиции городецкой росписи эскиз одного из предметов быта:разделочная доска.стр82-85

Тема: Народные промыслы. Жостовские подносы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=aff19160d0efa9d53ea634a5d3d0089c&n=21https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2464171acc7d6ebe0d711acfb066fcb9&n=21https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1d7b2a375c3b0c856597b962d5c621e7&n=21

История Жостово и Жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - ЖостовоОсташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более раннейТагильской росписи (XVIII век). Считается, что Жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение Жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества перекупщиков Москвы при приобретении всего необходимого для производства. Основной мотив жостовской росписи, как и Тагильской,- это цветочный букет.

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d2058c458115b9b7b7942ccb1bbdf97f&n=21

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин.

Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолевкой (подмалевок), вторая - выправкой. Замалевка (подмалевок). В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными красками. Выправка. Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастера работают от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной росписи. Здесь существуют свои приемы. Чертежка - тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев. Привязка - изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b84836ebf5a9b6f8712d8f599a89509c&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=057e31cfb6f950d9017966c320ae75e7&n=21

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=540aa2e8f00c8327bf9b471637bc55c0&n=21

Д/з: Выполнить рисунок трех цветов для коллективной работы.стр92-95