Мои статьи

Зиновьева И.А.

Предварительный просмотр:

В соответствии с федеральными государственными требованиями

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования - проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. В  национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе, после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Именно этим ключевым вопросам и был посвящен районный семинар работников дошкольного образования по теме: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС» прошедший на базе структурного подразделения детский сад «Буратино» ГБОУ ООШ с. Аксаково в феврале месяце этого года. В соответствии с программой семинара, воспитатели показали образовательную деятельность с детьми ясельной и дошкольной групп. Будущие первоклассники совместно с Кадриновой Н.Н. совершили путешествие в сказку «Гуси-лебеди», персонажи которой помогали детям отгадывать буквы и звуки, строить новые слова, определять их схему. Зиновьева З.Г. с самыми маленькими детсадовцами учились гигиеническим навыкам, познавали азы здорового образа жизни на примере нынешних первоклассников. Также в гости к малышам пришли их старшие наставники, обучающиеся школы и показали кукольный театр «Дед и море». Эта сказка не только всех насмешила, но также заставила призадуматься о желаниях и целях нашей жизни. А в завершение программы семинара мной, заместителем директора по УВР (Зиновьевой И.А.), присутствующие были ознакомлены непосредственно процессом преемственности в нашем образовательном учреждении. Рассказала о том, что уже достигнуто в настоящее время и какие еще цели ставятся на будущее. Цели, конечно, есть и им есть на что опираться. В 2012 году открыта дополнительная группа в здании школы. Помещения этой группы просторные, светлые и главное теплые. Солнечный свет проникает через пластиковые окна и освещает новую детскую мебель. В распоряжении детей разноцветные игрушки, а воспитателей  - достаточное количество методического материала, который постоянно пополняется. Совсем недавно в садике появилось новое оборудование. Это интерактивная доска, медиапроектор, ноутбук, множительная техника. А еще теперь дети могут под новую музыкальную аппаратуру разучивать песни и танцевать. Администрация школы, работники и родители выражают благодарность Главе муниципального района Шенталинский – Кириллову Анатолию Васильевичу за оснащение детского сада «Буратино» современным оборудованием, которое необходимо для выполнения федеральных  государственных требований, подготовки дошкольников к школьному обучению.

Зиновьева И.А.

 заместитель директора по УВР

ГБОУ ООШ с. Аксаково



Предварительный просмотр:

Районный семинар заместителей директоров по УВР

Всем нам хорошо известна главная задача современной школы, озвученная 5 ноября 2008 года и зафиксированная 12 ноября 2009 года в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию, это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…». Поэтому дальнейшая модернизация общего образования, теперь впервые в отечественной практике должна выполнить не узкоотраслевую, а общественно-стратегическую задачу: выявить и зафиксировать значимые современные запросы к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства. Не будем подробно останавливаться на инициативе «Наша новая школа», однако ННШ становится основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход на новые ГОСы. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? А как администрации школы правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить. Именно этим ключевым моментам был посвящен районный семинар заместителей директоров по УВР, «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации», проведенный 23.01.2013 г. на базе ГБОУ ООШ с. Аксаково. Основным выступающим была Зиновьева И.А., заместитель директора по УВР (ГБОУ ООШ с. Аксаково). В своих выступлениях  она раскрыла требования к современному уроку в свете новых стандартов, отход от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, переход на реальные виды деятельности. Рассказала о том, что стандарт второго поколения требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС; об изменениях в технологии обучения, внедрении информационно-коммуникационных технологий. Были рассмотрены основные этапы конструирования урока и технологическая карта урока, как новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Сделан был акцент на том, что технологическая карта урока дает возможность провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро; позволяет администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Были рассмотрены несколько вариантов технологических карт и схем анализа уроков в свете нового стандарта, которые по итогам выступления были розданы присутствующим. В семинаре приняли и учителя-предметники. Захарова В.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с. Аксаково, ознакомила с основными идеями ФГОС ООО в рамках предметов русский язык и литература. Указала основные аспекты, на которые необходимо уделить более внимание. Также познакомила с необходимым учебно-методическим комплексом для полноценной работы и выполнения требования ФГОС 2 поколения. Были представлены инструментарии по предметам. В своем выступлении Орлова Л.И., руководитель театра «Петрушка», рассказала об отличительных особенностями программы внеурочной деятельности, которые определяются новым стандартом и заключаются в определении видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в том, что в  основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты; ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов и т.п. Также было продемонстрирован отрывок одного занятия. Своей презентацией Орлов А.В., учитель физической культуры,  показал основное направление работы по внеурочной деятельности с обучающимися 5–го класса в спортивно-оздоровительной направленности, указав на  комплексный характер программы, что отражалось в  метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  история,  биология,  технология,  изобразительное искусство, музыка. По итогам выступления был круглый стол по тематике семинара, где Зиновьева И.А. отвечала на вопросы по учебно-методическому комплексу для 5 класса по таким предметам как, русский язык, литература, математика, биология, география, светская этика (учебный модуль предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»); познакомила присутствующих с различными  вариантами учебно-методического комплекса по светской этике, ознакомила с программами и УМК издательств «Русское слово», «Просвещение» и «Баласс». Обсуждались какие УМК больше отвечают требованиям нового стандарта и в настоящее время представлены в полном объем. Большое внимание было уделено инструментарию по оцениванию УУД, а также  портфелю достижений обучающихся 5-го класса. Активное участие в круглом столе приняли: Михляев Г.Д. (ГБОУ СОШ №  «ОЦ» ж.д. ст. Шентала), Трофимова Г.М, (ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала), Гвардейцева С.Н. (ГБОУ ООШ  с. Старое Суркино») и другие.

Руководитель районного МО заместителей директоров по УВР,

Зиновьева И.А. – заместитель директора по УВР ГБОУ ООШ с. Аксаково

 



Предварительный просмотр:

А мы снова в школу!

«А мы снова в школу!» - слышу радостные голоса детей. Выхожу в коридор… тихо и безлюдно… Думаю это просто мне показалось, нет ни кого. Ведь сегодня первый день летнего месяца, откуда могут быть здесь дети. Спускаюсь на первый этаж и вижу за окном мелькают разноцветные косыночки, бейсболки, слышан задорный смех… в школьном дворе веселиться детвора. И тут меня озарило, совсем заработалась (подумала про себя и улыбнулась). С сегодняшнего дня начал работать пришкольный лагерь дневного пребывания «Солнышко». Смотрю на часы – еще 8 часов нет (лагерь начинает работать с 8-30), а все дети уже здесь. Весело здороваются, счастливые улыбки на лицах. Еще бы, ведь наступило самое продолжительное время отдыха! Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето, но наше «Солнышко» в планах у каждого обучающегося, все они весь июнь снова будут торопиться в школу, в лагерь. Ведь  именно в дневного пребывания выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Итак, девиз нашего лагеря дневного пребывания: «Солнышко, Солнышко, мы твои лучи! Быть людьми хорошими ты нас научи!». Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа лагеря дневного пребывания «Школа интересных каникул». Программа подарит детям 18 разнообразных дней, не похожих друг на друга. Каждый новый день – праздник. А сколько праздников приходится на летнее время: религиозные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие - принцип детской жизни. Самый первый день в лагере совпал с детским праздником «День защиты детей». В честь этого праздника состоялось спортивное мероприятие «Веселые старты». После вкусного завтрака и по итогам организационных моментов состоялись задорные, шумные соревнование между двумя командами. Ребята из всех сил старались быть лучшими на каждом этапе, но для нас они лучшие всегда. В итоге все остались довольными и получили сладкие призы. Заглянула к ним на обед в столовую (скажу по секрету – заманил меня вкусный аромат), ребята дружно звенели ложками, пили сок, ели фрукты. После снова игры, веселье… Незаметно пролетел первый день, а дети не хотели уходить. Но это ведь только первый день – все еще впереди. И бассейн, и различные  экскурсии – планов много и время для их реализации еще есть. Самое главное то, что дети с радостью приходят в школу в летние каникулы. Эта заслуга всех тех, кто организовал работу нашего «Солнышко». Чем еще занимаются дети в нашем лагере? Об этом вы скоро узнаете со страниц нашей любимой газеты «Шенталинские вести».

Заместитель директора по УВР, ГБОУ ООШ с. Аксаково

Зиновьева И.А.



Предварительный просмотр:

Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку

Стало доброй традицией ежегодно проводить среди школ, где ведется обучение чувашскому языку, областной конкурс профессионального мастерства учителей чувашского языка и литературы. В этом году гостей, конкурсантов уже в третий раз гостеприимно и радушно встретила Аксаковская школа. Торжественное открытие мероприятия состоялось под Гимн Российской Федерации и Чувашский Гимн. Педагогические работники совместно с обучающимися подготовили интересную приветственную программу, пели, читали стихи, танцевали.

Со словами приветствия в адрес всех присутствующих обратился первый заместитель Главы района А.Ш. Фатхудтинов, который высоко оценил работу коллектива и директора школы, проведенную для организации данного мероприятия. Также со словами приветствия выступили руководитель ШТОООР А.А. Баскакова, методист кафедры поликультурного образования СИПКРО Ф.В. Капустина и другие гости.

В конкурсе участвовали 3 учителя основного звена и 3 учителя представили начальное звено обучения. Было предложено одновременно давать конкурсные уроки в основном и начальном звеньях, а жюри предстояла ответственная работа по выявлению лучших из лучших в своем профессиональном мастерстве.

В это же время стартовал  областной семинар «Проблема преподавания чувашского языка и литературы в образовательных учреждения Самарской области при введении ФГОС ООО 2 поколения». Заместитель директора по УВР, Зиновьева И.А. выступила со слайдовой презентацией, в которой рассказала об основной образовательной программе 5 класса в свете требования ФГОС ООО 2 поколения,  каким образом вводятся элементы чувашского языка во внеурочной деятельности обучающихся 5-го класса в соответствии с требованиями нового стандарта. Также за «круглым столом» обсуждалось духовно-нравственное воспитание обучающихся, через любовь к родному языку, малой Родине  – а это одно из направления развитии президентской инициативы «Наша новая школа». Актуальность данного направления  заключается также в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, свой родной язык. Активно приняли участие в программе семинара Зиновьева О.Н., директор ГБОУ ООШ с. Аксаково; Давыдов Н.В., главный редактор областной газеты «Самар ен (Самарский край)»; Лукьянова Н.И., директор ГБОУ ООШ с. Салейкино; Мрясов А. В., художественный руководитель детского народного чувашского ансамбля «Родничок» директор Четырлинского СДК;  Толстов А.Ф., председатель местной чувашской организации чувашской национально-культурной автономии «Шавлы» («Громогласный»), художественный руководитель народного чувашского ансамбля «Ласточка»  СДК села Каменка;  Мельников В.К., председатель местной чувашской организации чувашской национально-культурной автономии «Улах» («Посиделки») муниципального района Клявлинский Самарской области  и другие.

Конечно же, конкурс предполагает и победы, и поражения. Но это мероприятие, как отметили гости из СИПКРО и Отдела образования Шенталинского района, и, как чувствовали все присутствовавшие, - прежде всего праздник. Вдохновленность учителей, любовь к своей работе, желание показать глубину и самобытность национальной культуры объединило всех собравшихся. Несмотря на то, что конкурсанты были соперниками, все поддерживали друг друга. И вот переживания остались позади. Подведены итоги. В основной школе первое место заняла Орлова Л.И. (ГБОУ ООШ с. Аксаково). Она показала урок «Здоровья нет дороже» с использованием СОТ, дети бойко отвечали и дружно работали на ноутбуках. Второе место заняла Симцова Г.Л. (ГБОУ ООШ с. Баландаево). Тема ее урока –  «Пусть будет вечен голос Стихван Шавли», посвящена чувашскому деятелю, который любим и не забываем по сей день. Третье место досталось Утенковой Г.В. (Староякушкинский филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Серноводск). На ее уроке «Зима» - дети не только показали дружную работу, но и задорно исполняли песни, читали стихи.

В начальном звене лучше всех провела урок на тему «Благополучие в семье – спокойствие на душе» Исмендеева Л.В. (Староафонькинский филиал ГБОУ ООШ с. Салейкино), второе место заняла Ишмуратоа Е.А. с уроком «Чувашский фольклор  - образные песни» (ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Четырла). Третьей стала Митрофанова Н.А. (ГБОУ ООШ с. Салейкино),  с уроком «Мы жили, живем и будем жить».

Описать все уроки невозможно, но нужно отметить, что конкурсанты ответственно и творчески подошли к своим урокам. Можно сделать вывод  по проведенным урокам, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроках чувашского языка являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, проблемное обучение.  Невозможно провести урок без привлечения средств наглядности и на помощь приходит компьютер, ноутбук и интернет ресурсы.  Без современных образовательных технологий уже невозможно представить себе современный урок.  Учителю, работающему с применением СОТ, конечно,  необходимо владеть основами работы на компьютере, иметь навыки работы с мультимедийными программами, владеть основами работы в Интернет, что позволяет проводить уроки чувашского языка на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, аудирование, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к обучающемуся, применяя разноуровневые задания). СОТ помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, способствует сокращению времени для контроля и проверки знаний обучающихся, обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.    Для упрочнения знаний, развития интереса к чувашскому языку обучающимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия, в подготовке различных творческих сообщений, в изготовлении презентаций и др.

Конкурс еще раз показал, что родной – чувашский язык мы знаем и любим. А знание родного языка воспитывает в нас любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к Родине,  а это задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому, а затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре». Вот именно поэтому «Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку».

Зиновьева И.А., заместитель директора по УВР

ГБОУ ООШ с. Аксаково

 



Предварительный просмотр:

«Любовь к родному языку, Родине – это стержень всего  воспитания».

Прошло полгода, как  создано ГБОУ ООШ с. Аксаково. Что такое полгода? Много это или мало? Однозначного ответа здесь быть не может, так как для одних действий это очень много, для других – мало. Что же произошло в нашей школе за эти 6 месяцев? Честно – много всего, но речь хочу сейчас вести о традициях нашей школы, которым мы неизменны.

Ежегодно по заданию  Министерства образования и науки Самарской области  Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с Региональной общественной организацией «Самарское областное чувашское  культурное общество «ПЕХИЛЬ»,  организуют и проводят культурные чувашские мероприятия, в которых особое внимание уделяют юному поколению – обучающимся школ с чувашским этническим уклоном, а мы из года в год являемся их участниками. За эти полгода мы успели поучаствовать: 25 февраля в селе Микушкино муниципального района Исаклинский на  X областном чувашском фестиваль-конкурсе самодеятельных ансамблей песни и танца «Юрла, чаваш, ташла, чаваш»; 24 марта в селе Новое Якушкино муниципального района  Исаклинский  на Х областном фестиваль – конкурсе чувашских драматических театров, посвящённому заслуженному деятелю искусств РСФСР Родионову Леониду Никаноровичу; 22 мая в селе Артюшкино муниципального района Шенталинский на XI областной спартакиаде и фольклорном фестивале - конкурсе учащихся чувашских общеобразовательных и воскресных школ Самарской области, посвящённых дню рождения просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, Дню чувашской письменности и традиционному чувашскому празднику «Встреча Уява».

25 февраля наше учреждение представлял фольклорный коллектив «Шапчаксем» под руководством Захаровой В.С., который занял 2 место.

24 марта из нашей школы приняли активное участие два детских драматических коллектива "Чекес" (руководитель Орлова Л.И.) с пьесой "Красная книга" и "Сурхи хевел" (руководитель Бойкова Т.А.) с пьесой "Лиса и заяц". Наши коллективы с конкурса вернулись с большим количеством дипломов:

 - диплом за 1 место  в первой возрастной группе ("Сурхи хевел");

 - диплом за 1 место во второй возрастной группе ("Чекес");

 - диплом за "Лучший спектакль" ("Чекес");

 - диплом за "Лучшую режиссуру" ("Чекес");

 - диплом за "Лучшую сценографию" ("Сурхи хевел");

- диплом за "Лучшую женскую роль" - Назарова Анастасия, 6 класс ("Чекес");

 - диплом за "Лучшую женскую роль" - Орлова Ангелина, 6 класс ("Чекес");

 - диплом за "Лучшую мужскую роль" - Мясников Дмитрий, 4 класс ("Сурхи хевел").

22 мая наша делегация с праздника вернулась также не с пустыми руками:  1 место в номинации «Национальные блюда»  и  2 место занял фольклорный коллектив «Шапчаксем» под руководством Захаровой В.С.

Но самое главное не занятые места, а то, что обучающиеся с радостью участвуют в этих чувашских мероприятиях и таким же с удовольствием готовятся к ним. Радует их любовь к родному - чувашскому языку. Изучая язык, дети приобщаются к культуре народа, в них зарождается любовь к родному краю, уважение к национальным традициям чувашского народа. А чувашская народная музыка – это одна из главных духовных ценностей в традиционной культуре. Сохраняясь с древних времён в памяти многих поколений в бесписьменном виде, она играет важную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. И.Я. Яковлев в одной из  своих книг писал: «В основе чувашских народных песен - всегда поэтическая картина. Мотивы (напевы) их трогательны. Все они – чувашская поэтическая импровизация. В одной из песен говорится, что пока мы, чуваши, радуемся, веселимся, бог, глядя на нас, тоже радуется, радуется поле, лес, звёзды – всё в природе. Даже зарницы, сверкая в небе, тоже радуются, как бы участвуют в нашем веселье. В чувашских песнях нет никогда ничего грязного, циничного, срамного. Народные песни глубоко целомудренны и нравственны». И правда, ведь в чувашском языке нет слов ругательства.

Не зря бытует поверье о том, что человеку, долго находящегося в чужой стране, тяжело без родного языка потому, что он привык к родной речи, родному слову. И не только один человек, целый народ не сможет выжить без своего языка, так как язык играет важную роль в самоопределении народа, язык - основа культуры. Существует много случаев в истории, когда народ прекращал свое существование, потому что его захватила другая нация и запретила разговаривать на своем языке. Здесь вспоминаются слова П. А. Вяземского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной...». Родной язык всегда объединяет людей, отражает нравственное состояние общества, является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. И доказательством всему этому является массовость чувашских мероприятий, проводимых на территории Самарской области, организаторами которых является Региональная общественная организация «Самарское областное чувашское  культурное общество «ПЕХИЛЬ», Газета «Самар ен» и Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. На их мероприятия съезжаются участники, представители и просто гости со всей области, а также из близлежащих республик, областей и из сердца Чувашии – из Чебоксар. По истине это не просто мероприятие – а праздник! Праздник чувашского языка, чувашкой культуры!

Хотелось бы выразить огромную признательность и искренние слова благодарности этим организациям за то, что дают возможность детям проявить не только свои  творческие способности, но и окунуться в мир своих предков, в мир традиций и обычай чувашского народа. Такие мероприятия популяризуют и вносят неоценимый вклад в сохранение и развитие чувашского языка. И не забывайте уважаемые читатели, что: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» (К.Д. Ушинский).

Зиновьева Ирина Анатольевна,

заместитель директора по УВР

ГБОУ ООШ с. Аксаково м.р. Шенталинский Самарской области