Проектная деятельность

Шпотова Вера Викторовна

Проект «Путешествие в удивительный мир музеев» проводился в рамках реализации регионального образовательного проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» и рабочей программы воспитания МАДОУ д/с «Юбилейный» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и представляет собой совместную работу педагогов, родителей и детей дошкольного возраста 4-7 лет по развитию духовно-нравственных ценностей посредством всех видов детской деятельности. Создание этого проекта по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка через все виды детской деятельности позволило достичь конкретных результатов за этот период. Проект имеет педагогическую ценность, его можно применить в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                   

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

 Проект

«Путешествие

в удивительный мир музеев»

                                                                                 Авторы проекта: воспитатели

Прокофьева К.А.,

                                                                                                                        Шпотова В. В.

 2023 год  

«Путешествие в удивительный мир музеев»                  

                                          «Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа,

                       которая посылает нам через многие годы луч света

                        и доносит уникальные по ценности опыт и знания»

                                                                                                                                     Ф. Дзери

Пояснительная записка

Проект «Путешествие в удивительный мир музеев» проводился в рамках реализации регионального образовательного проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» и рабочей программы воспитания МАДОУ д/с «Юбилейный» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и представляет собой совместную работу педагогов, родителей и детей дошкольного возраста 4-7 лет по развитию духовно-нравственных ценностей посредством всех видов детской деятельности. Создание этого проекта по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка через все виды детской деятельности позволило достичь конкретных результатов за этот период. Проект имеет педагогическую ценность, его можно применить в практической деятельности.

Актуальность

Незнание у современных детей отечественной культуры, общественно-исторического опыта поколений— одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей является хранителем подлинных свидетельств прошлого и по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Музей обладает уникальным потенциалом воспитательно - образовательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Радостно осознавать, что растет интерес к истинной истории нашего государства и общества в целом, ведь «Все новое - хорошо забытое старое».

Музеи, как хранители культурного наследия – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народного искусства, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с дошкольного возраста. Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Цель: создать условия для развития духовно – нравственных качеств дошкольников через приобщение их к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • приобщать детей к процессу познания, пробуждать интерес к предполагаемой деятельности;
  • продолжать знакомить с историей и культурой родного города и его музеями посредством различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной, музыкальной, двигательной);
  • систематизировать представления детей о культуре страны через ознакомление с устным народным творчеством (русские народные сказки, пословицы и поговорки), декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись и дымковская игрушка и др.).

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы;
  • развивать связную речь детей, пополнять и обогащать словарный запас дошкольников;
  • активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к Родине;
  • развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности;
  • развивать творческую активность детей через восприятие красоты окружающего мира;
  • развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы;
  • способствовать развитию представлений о семейных отношениях в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре любовь к близким.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, гуманизма и гордости за свою Родину;
  • воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов;
  • создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость.

Вид/тип проекта: среднесрочный, творческо- познавательный.

Сроки проведения: с 10 января 2021 года по 28 января 2022 год.

Участники проекта: дети, родители, педагоги. 

Аннотация

В 2021-2022 учебном году в группе «Ласточка» реализуется региональный образовательный проект «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». В планировании работы приняли участие все педагоги группы и родители воспитанников. Ребята познакомились с альбомом-путеводителем «Культурным дневником дошкольника Саратовской области» и его разделами на станции «По страницам культурного дневника» квест-игры «Путешествие в страну знаний». Каждому участнику были вручены яркие красочные тетради, которые сразу заинтересовали воспитанников своими занимательными и творческими заданиями.

При планировании работы особый интерес у нас вызвал второй раздел «Музейное зазеркалье», который направлен на формирование у дошкольников представлений об истории и культуре родного края, знакомство с музеями.  В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе, не причастного к исторической памяти страны. Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, - наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально. Хотелось поглубже проникнуться в эту тему, побольше узнать о музейной жизни, поэтому нами было решено реализовать проект «Путешествие в удивительный мир музеев».

Свою работу мы начали со сбора информации, подготовили книжные выставки «Забытые умения и ремесла», «Изделия из дерева», «В каждой избушке – свои игрушки», «Музеи России», составили картотеки книг, статей, журналов по созданию мини-музеев в ДОУ. Провели анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

На основном этапе работы проекта мы познакомили своих воспитанников со знаменитыми музеями нашей страны, родного Балашова и, конечно, познакомили их с замечательными музеями нашего областного центра – города Саратова. Воспитатели и родители совместно с детьми находили подробную информацию о создании музеев, их истории, о коллекциях на сайтах музеев, в методических изданиях, брошюрах и открытках. Теоретически познакомив детей со знаменитыми музеями страны, мы решили посетить музеи, чтобы на практике по- другому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному. Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом. 

Чтобы познакомить с русским бытом и показать, как хранятся музейные предметы и музейные коллекции, документирующих развитие родного края с древнейших времен по настоящее время, мы провели цикл экскурсий в музеи: ДОО «Русская изба», «Балашовский краеведческий музей» с темой экскурсии «В мире былых времен», «Дом купца М. Е. Дьякова» и Саратовский областной музей краеведения. Эти мероприятия обладают большими потенциальными возможностями по приобщению детей к русской народной культуре через знакомство с бытом, традициями и обрядами русского народа, благодаря наглядно представленным музейным экспонатам.

Также мы побывали на виртуальной обзорной мини-экскурсии в Саратовском государственном художественном музеи имени А. Н. Радищева, которая была представлена на сайте музея. Ребята познакомились с творчеством выдающихся русских художников XVIII — начала XX века и выставкой по декоративно- прикладному творчеству.

В процессе занятий-экскурсий применялись разнообразные методические приемы, стимулировавшие наглядно-образное и наглядно-действенное восприятие детьми музейных экспозиций. Игровые приемы, сюрпризные моменты активизируют внимание детей и повышают их интерес к экспозициям. Обязательным условием занятий-экскурсий является правило: дети не должны быть пассивными зрителями, они исследуют, сравнивают экспонаты, отвечают на вопросы, например. «Кто заметил, чем отличается балашовская глиняная посуда от хохломской? Только ли узором?» Обследование экспонатов детьми сочетается с игровыми приемами, что значительно повышает их эмоциональный отклик: они с радостью достают чугунок с картошкой из печи, примеряют народные костюмы из расписного старинного сундука, инсценируют свои сказки с саратовскими глиняными игрушками.

После посещения музеев дети рассказывали своим родителям об экскурсиях, делились впечатлениями, показывали фотографии, а дома в культурном дневнике нарисовали, что больше всего понравилось и запомнилось. 

Совместно с родителями ребята посмотрели видеопрезентацию «Парк Победы – музей под открытым небом» и изготовили военную технику «Танк», которые сейчас находятся на выставке в группе. Интересно, что данная форма работы понравилась и родителям. Они отмечают, что сами из экскурсий и прочитанного материала подчеркнули много нового и интересного. Совместные мероприятия - это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться, что способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми.

Слушание потешек, поговорок, загадок, драматизация сказок, исполнение народных песен, детское речетворчество, дидактические, конструктивные и творческие игры помогают ребёнку почувствовать дух народа, приобщиться к его культуре. Посещая музей, ребёнок проявляет интерес к предметной среде, узнаёт экспонаты, радуется им и с удовольствием рассматривает, включает в сюжетно-ролевые игры «Музей», «Ярмарка», «Археолог». Дети активно участвуют в фольклорных праздниках (Пришла Коляда), играх-драматизациях по русским народным сказкам, знакомится с народными промыслами России через рисование, лепку, аппликацию. Используя эмоционально привлекательные для детей приемы, когда «сами игрушки» рассказывают о «секретах» народных промыслов нашего региона, о мастерах и художниках, которые их изготовили, мы воспитываем у них чувство уважения к процессу ручного труда, к мастерам, к национальному художественному наследию. Пробуждая в детях чувство восхищения художественными изделиями, мы инициируем у дошкольников желание попробовать себя в роли экскурсовода, мастера, а также самостоятельно смастерить, сделать своими руками неповторимые шедевры.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Конечно, музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники. Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Мы так увлеклись удивительным миром музеев, что решили в своей группе создать свой мини-музей «Народное творчество». Для того как правильно создать мини-музей мы отправились на экскурсии в мини-музеи групп ДОО, где воспитатели с удовольствием, как экскурсоводы, рассказали, как создавались их музеи и чем они полезны. В результате совместной познавательно-исследовательской и творческой деятельности в нашем мини-музее появились интересные экспонаты, сделанные своими руками, альбомы с открытками и фотографиями «Саратовский областной музей краеведения», «Музей самоваров», «Саратовский художественный музей А.Н. Радищева», альбом по устному народному творчеству, альбомы по народным промыслам. Представлены разные виды экспонатов декоративно-прикладного искусства: деревянные изделия с Хохломской росписью, гжель, матрешки разных видов росписи, дымковские игрушки, жостовские подносы, городецкая роспись, саратовская гармошка, деревянные и глиняные изделия, ложки расписные; Мини- музей украшает выставка «Моя мама – Марья-искусница»: различные виды вышивки, расшитые сарафаны.

Для всех участников проекта «Путешествие в удивительный мир музеев» мини-музей стал не просто организацией экспозиций или выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

В результате плодотворной работы над проектом воспитанники узнали, что музеи бывают: военные, исторические, прикладного искусства, краеведческие; познакомились с правилами поведения в музее. В речи детей появились новые слова: экскурсовод, экскурсия, экспозиция, экспонаты. 

На протяжении всего проекта велась работа по приобщению детей к русской народной культуре. Виды народного творчества использовались в различных видах деятельности: в НОД, на прогулке, в трудовой деятельности, режимных моментах. За это время дети полюбили русский фольклор, с большим желанием участвовали в различных играх, развлечениях. Чтение, рассказывание, обыгрывание сказок у детей вызвало большой восторг и радость. Кроме того, ребята стали с уважением относиться к вещам, научились разрешать конфликтные ситуации с помощью считалок и народных поговорок, стали терпимее и добрее. Взаимодействие с родителями позволили ввести в мир музея взрослых, заставили посмотреть на окружающую действительность совсем другими глазами. Родители стали интересоваться педагогическим процессом, задавать вопросы, предлагать помощь, в результате чего улучшились партнёрские отношения.

Ожидаемые результаты:

  • формирование основ художественной культуры детей, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
  • развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • освоение детьми художественной культуры во всем многообразии её жанров, как материального выражения духовных ценностей;
  • овладение навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности;
  • обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами;
  • активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

Литература

1. А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Санкт-Петербург 2010;

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5;

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998;

4. Культурный дневник дошкольника Саратовской области (альбом-путеводитель): пособие. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 41 с.

5. Культурный дневник дошкольника Саратовской области (беседы с родителями): пособие. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 41 с.

6. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006;

7. Столяров Б. А.  Музейная педагогика. История, теория, практика

8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»- ЛИНКА-ПРЕСС. 2008.

Интернет-ресурсы:

1 http://krasivye-mesta.ru/muzei-saratova – фото и описание музеев Саратова

2 http://www.comk.ru/news/ – Саратовский областной музей краеведения

3 http://radmuseumart.ru/ – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева

4 http://www.sargmbs.ru/ – Саратовский государственный музей боевой славы

5 http://xn----8sbahbnnryfwcziz.xn--p1ai/ – Музей самоваров

Этапы проекта и работа, реализуемая в ходе этапов

в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

с тяжелыми нарушениями речи.

Организованная

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды»

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Беседа-рассуждение «Что такое музей?» «Какие бывают музеи?», «Кто работает в музее?», «Откуда появляются экспонаты?»;

Беседа «Традиции русского народа».

Просмотр презентаций:

«Мы идем в музей», «Золотые руки России. Народные художественные промыслы»;

Оформление книжных выставок: «Забытые умения и ремесла», «Изделия из дерева», «В каждой избушке – свои игрушки», «Музеи России».

Рассматривание

альбомов «Народные промыслы России», «Русское народное декоративно-прикладное творчество»;

Рассматривание наборов фотооткрыток «Третьяковская галерея», «Московский кремль», «Эрмитаж».

Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи»;

Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного края.

Основной (проблемно-деятельностный)

Целевые экскурсии:

- «БКМ» с темой экскурсии «В мире былых времен»,

- Музей «Дом купца М.Е. Дьякова»;

НОД

- ФЦКМ Экскурсия в мини – музей ДОУ «Русская изба»;

- ФЦКМ «Страна, в которой мы живем»,

- Рисование «Сказочная гжель», «Городец, роспись доски», «Городской парк»;

- Аппликация «Русский самовар»;

- Лепка «Дымковский конь», «Русская матрешка»;

Развлечение «Пришла Коляда».

Беседы: «Музейные профессии», «Такие разные музеи», «Декоративно-прикладное творчество России»;

Работа с культурным дневником: страница «Музейное зазеркалье»;

Виртуальная экскурсия в Саратовский художественный музей А.Н. Радищева;

Онлайн экскурсия в Саратовский областной музей краеведения;

Экскурсии в мини -музеи ДОУ:

- «Эти удивительные кошки»,

- «Деревянные игрушки»;

Рассматривание репродукций картин знаменитых художников;

Чтение художественной литературы: 

С. Михалков «Я поведу тебя в музей», Ф. Дюкато, Ш. Петен «День в музее», А. Усачев «Прогулки по Третьяковской галерее», Фольклор «Считалки, поговорки, заклички, присказки, р.н. сказки»;

Заучивание стихов и разгадывание загадок о природе родного края, Родине;

Русские народные подвижные игры: «Платок» «Гори – гори ясно», «Гуси –лебеди», «Каравай»;

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Узнай музей по экспонату», «Узнай элемент узора», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Я -экскурсовод»;

Просмотр презентаций:

«Виды музеев. Музейные экспонаты», «Архитектурные сооружения и памятные места родного города Балашова»;

Музыкальная деятельность: слушание русских народных песен, знакомство с русскими композиторами и их произведениями, игра на муз. инструментах.

Творческое рассказывание «Мой поход в музей», «Что мне больше всего понравилось в музее»;

Игровая ситуация «Экскурсоводы»;

Рисование

«Русское народное художественное творчество»,

«Парк, в котором я гуляю», «Мой любимый город», «Символы России»;

Настольная игра из серии «Мемо» - «Картины русских художников».

Раскраски:

«Камин в музее Дома купца М.Е. Дьякова»;

Сюжетно-ролевые игры: «Музей», «Ярмарка», «Археологи»;

Просмотр

Развивающих мультипликационных фильмов «Третьяковская Галерея», «История искусств вместе с Хрюшей», Уроки тетушки Совы – «Сказки картинной галереи»

Конструирование по замыслу детей из различных конструкторов 

«Мой Музей»;

Самостоятельная двигательная активность: 

-подвижная игра:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем».

Консультации:

«Музейная педагогика

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»,

«Приобщение к истории, традициям и культуре России»;

Творческие рассказы о семейных традициях (фотографии);

Работа с культурным дневником:

- знакомство с парком Победы (просмотр видео презентации),

- изготовление военной техники «Танк»,

- разгадывание ребуса,

- беседа «В каком музее ты был?»,

- рисование понравившегося экспоната в музее;

Посещение БКМ в выходной день.

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе:

-формирование коллекций,

-создание экспозиций,

-сбор информации,

-выставка «Моя мама – Марья-искусница».

Заключительный

Развлечение: «Натюрморт, портрет, пейзаж».

Мини–музей «Народное творчество».

Альбомы с открытками и фотографиями «Саратовский областной музей краеведения», «Саратовский художественный музей А.Н. Радищева». 



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                   кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

 Доклад к презентации

проекта «Путешествие

в удивительный мир музеев»

                                                                                 

 2023 год  

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд 2.

В этом учебном году в нашей группе реализуется региональный образовательный проект «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Ребята познакомились с альбомом-путеводителем и его разделами на станции «По страницам культурного дневника» квест-игры «Путешествие в страну знаний». Каждому участнику были вручены яркие красочные тетради, которые сразу заинтересовали воспитанников своими занимательными и творческими заданиями.

При планировании работы особый интерес у нас вызвал второй раздел «Музейное зазеркалье», который направлен на формирование у дошкольников представлений об истории и культуре родного края, знакомство с музеями.  В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе, не причастного к исторической памяти страны. Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, - наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально. Музеи, как хранители культурного наследия – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народного искусства, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с дошкольного возраста. Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Хотелось поглубже проникнуться в эту тему, побольше узнать о музейной жизни, поэтому нами было решено реализовать проект «Путешествие в удивительный мир музеев».

Слайд 3.

Цель: создать условия для развития духовно – нравственных качеств дошкольников через приобщение их к культурным ценностям и традициям русского народа.

Наш проект: среднесрочный, творческо- познавательный.

Участниками проекта стали дети, родители и педагоги.

Слайд 4.

Свою работу мы начали со сбора информации, подготовили книжные выставки «Забытые умения и ремесла», «Изделия из дерева», «В каждой избушке – свои игрушки», «Музеи России», составили картотеки книг, статей, журналов про музеи. Провели анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

Слайд 5.

Проведя цикл бесед, прочитав подробную информационную литературу и рассмотрев альбомы и фотооткрытки о знаменитых музеях страны, мы решили отправится в путешествие в удивительный мир музеев, чтобы на практике по- другому взглянуть на мир. Ведь знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному. Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом. 

Для знакомства с русским бытом и показать, как хранятся музейные предметы и музейные коллекции, документирующих развитие родного края с древнейших времен по настоящее время, мы провели цикл экскурсий в музеи: ДОО «Русская изба».

Слайд 6.

«Балашовский краеведческий музей»

Слайд 7.

«Дом купца Евгения Михайловича Дьякова»

Слайд 8.

и Саратовский областной музей краеведения. Эти мероприятия обладают большими потенциальными возможностями по приобщению детей к русской народной культуре.

Слайд 9.

В процессе занятий-экскурсий применялись разнообразные методические приемы, стимулировавшие наглядно-образное и наглядно-действенное восприятие детьми музейных экспозиций. Игровые приемы, сюрпризные моменты активизируют внимание детей и повышают их интерес к экспозициям. Обязательным условием экскурсий является правило: дети не должны быть пассивными зрителями, они исследуют, сравнивают экспонаты, отвечают на вопросы. Обследование экспонатов детьми сочетается с игровыми приемами, что значительно повышает их эмоциональный отклик.

Слайд 10.

Мы побывали на виртуальной обзорной мини-экскурсии в Саратовском государственном художественном музеи имени Александра Николаевича Радищева, которая была представлена на сайте музея. Ребята познакомились с творчеством выдающихся русских художников XVIII — начала XX века и выставкой по декоративно- прикладному творчеству.

Слайд 11.

После посещения музеев дети рассказывали своим родителям об экскурсиях, делились впечатлениями, показывали фотографии, а дома в культурном дневнике нарисовали, что больше всего понравилось и запомнилось. 

Совместно с родителями ребята посмотрели видеопрезентацию «Парк Победы – музей под открытым небом» и изготовили военную технику, которые сейчас находятся на выставке в группе. Интересно, что данная форма работы понравилась и родителям.

Слайд 12.

Родители отмечают, что сами из экскурсий и прочитанного материала подчеркнули много нового и интересного. Совместные мероприятия - это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться, что способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми.

Слайд 13.

Делая задание в культурном дневнике на странице «Музейное зазеркалье» еще раз вспомнили незабываемые экспонаты из музеев областного города Саратова.

Слайд 14.

Слушание потешек, поговорок, загадок, драматизация сказок, исполнение народных песен, детское речетворчество, дидактические, конструктивные и творческие игры помогают ребёнку почувствовать дух народа, приобщиться к его культуре. Посещая музей, ребёнок проявляет интерес к предметной среде, узнаёт экспонаты, радуется им и с удовольствием рассматривает, включает в сюжетно-ролевые игры.

Слайд 15.

Дети активно участвуют в фольклорных праздниках (Пришла Коляда), играх-драматизациях по русским народным сказкам.

Слайд 16.

Знакомятся с народными промыслами России через рисование, лепку, аппликацию. Пробуждая в детях чувство восхищения художественными изделиями, мы инициируем у дошкольников желание попробовать себя в роли экскурсовода, мастера, а также самостоятельно смастерить, сделать своими руками неповторимые шедевры.

Слайд 17.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Конечно, музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники. Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Мы так увлеклись удивительным миром музеев, что решили в своей группе создать свой мини-музей. Для того как правильно создать мини-музей мы отправились на экскурсии в мини-музеи групп ДОО, где воспитатели с удовольствием, как экскурсоводы, рассказали, как создавались их музеи и чем они полезны.

Слайд 18.

В результате совместной познавательно-исследовательской и творческой деятельности в нашем группе появился мини-музей «Народное творчество» с интересными экспонатами, сделанными своими руками; альбомами с открытками и фотографиями музеев, которых мы посетили; альбомами по устному народному творчеству и по народным промыслам. В нашем мини-музее представлены разные виды экспонатов декоративно-прикладного искусства: деревянные изделия с Хохломской росписью, гжель, матрешки разных видов росписи, дымковские игрушки, жостовские подносы, городецкая роспись, саратовская гармошка, деревянные и глиняные изделия, ложки расписные. Мини- музей украшает выставка «Моя мама – Марья-искусница».

Для всех участников проекта «Путешествие в удивительный мир музеев» мини-музей стал не просто организацией экспозиций или выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

В результате плодотворной работы над проектом воспитанники узнали, что музеи бывают: военные, исторические, прикладного искусства, краеведческие; познакомились с правилами поведения в музее. В речи детей появились новые слова: экскурсовод, экскурсия, экспозиция, экспонаты. 

На протяжении всего проекта велась работа по приобщению детей к русской народной культуре. Виды народного творчества использовались в различных видах деятельности: в НОД, на прогулке, в трудовой деятельности, режимных моментах. За это время дети полюбили русский фольклор, с большим желанием участвовали в различных играх, развлечениях. Чтение, рассказывание, обыгрывание сказок у детей вызвало большой восторг и радость. Кроме того, ребята стали с уважением относиться к вещам, научились разрешать конфликтные ситуации с помощью считалок и народных поговорок, стали терпимее и добрее. Взаимодействие с родителями позволили ввести в мир музея взрослых, заставили посмотреть на окружающую действительность совсем другими глазами. Родители стали интересоваться педагогическим процессом, задавать вопросы, предлагать помощь, в результате чего улучшились партнёрские отношения.


Предварительный просмотр: