сенсорика

Мамонова Елена Валентиновна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Игра «Веселая поляна»

Эта игра является эффективным упражнением для сенсорного развития, восприятия и развития мелкой моторики рук. Кроме того, эта игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием. Работу проводим индивидуально и групповой по три человека.

Цель: развитие мелкой моторики рук и точности движений, тактильного восприятия, воображения пространственных отношений; способность к эмоциональному и творческому формированию.

Задачи:

  1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглая, в форме цветка…), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

  2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

  3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата;

  4. развивать связную, диалогическую речь;

  5. развить способность детей действовать самостоятельно.

 

Дидактическая игра

 

Варианты заданий:

1-й вариант (2-3 года)

Детям предлагается познакомиться с полянкой, посмотреть на предметы, потрогать ручками, подобрать и пристегнуть похожие детали.

  • Закрепление названий основных цветов.

  • Закрепление понятия величины (большой — маленький, высокий-низкий) и формы.

  • Знакомство с понятиями «один — много» и их закрепление.

  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета.

  • Развивать умение различать пространственные направления: вверх- вниз, вправо-влево.

2-й вариант (3-4 года)

Отгадывание загадок.

В тот сезон мы долго спали;

Мы купались, загорали, 

Путешествовали где-то…

Так бывает только? (Летом.)

Зимой и летом- одним цветом. (Ель, сосна.)

У безногой табуретки 

Раньше были ствол и ветки. (Пень.)

От осени до весны

Видит красочные сны.

За едой он не встает,

Только лапу, знай, сосет. (Медведь.)

Ну-ка, кто из вас ответит: 

Не огонь, а больно жжет, 

Не фонарь, а ярко светит, 

И не пекарь, а печет? (Солнце.) 

На улице рубашка,

В избе рукава. (Луч солнца.)

Звери, птицы там живут;

Ягоды, грибы растут.

Сосны ростом до небес.

Что это за место? (Лес.)