6. Методическая работа учителя

Наличие собственной методической системы по преподаваемому предмету ведет к положительным результатам: учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности для развития способности к исследовательскому типу мышления. В процессе обучения на основе исследовательского метода у школьников формируется представление об исследовании как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Это не просто один из путей занимательного освоения физики, а способ развития поведения, основанного на проявлении поисковой активности в различных жизненных ситуациях. Исследовательские умения и навыки помогут детям решить любую жизненную проблемную ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка методического семинара

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

 

Шмидт Наталья Александровна, учитель физики МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

«Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал - и понял».

                                          Китайская мудрость

«Исследование – путь воспитания истинных творцов».

                                                                А.И. Савенков

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Способность самостоятельно учиться становится необходимым  качеством, обеспечивающим профессиональную мобильность человека.

Действующим стандартом не предусматривается изучение физики в основной школе на разных уровнях. В старшей школе  изучение предмета  идет либо на профильном уровне, либо  на  базовом. При этом значительная часть материала, изученного в основной школе, входит в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Известно, что в настоящее время ЕГЭ по физике выбирают до 80% учащихся, изучавших физику на базовом уровне в старшей школе, в то время, как контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии со стандартом обучения на профильном уровне.

Одной из задач современной школы является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления и реализации интеллектуальных и творческих способностей. Новой образовательной политикой предопределено видение школы как «ресурсного центра формирования инновационного мышления учащихся на основе исследовательской деятельности в целях опережающего развития, формирование нового учительского корпуса» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Само явление исследовательского поведения человечеству известно давно, его специальное научное изучение имеет относительно краткую историю и ведет свою родословную от работ И. П. Павлова по ориентировочно-исследовательским реакциям. По мнению российских и зарубежных ученых, именно его труды начала XX века дали старт научным, психологическим изысканиям в этой области.

В настоящее время интерес психологов к проблемам исследовательского поведения растет. Проводятся специальные, фундаментальные исследования общих основ психологии исследовательского поведения, разрабатывается проблематика диагностики и развития исследовательских способностей (А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков и др.). Особенно интенсивно ведутся изыскания в области педагогической психологии и педагогики, где исследовательское поведение рассматривается как один из эффективных инструментов, позволяющих трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять исследовательские методы в практику обучения, был Сократ (V в. до н.э.). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогический метод современного обучения – эвристическая беседа.

В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он настаивал на том, что ребенок – центральная фигура в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться». Д. Дьюи считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир.

Аналогичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века (К.Н. Вентцель – Россия; О. Декроли – Франция; М. Монтессори – Италия и др.). Например, Константин Николаевич Вентцель писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины. Призывал поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять жажду знания, стараться самим являть для ребенка пример исследовательского поведения, создавать ситуации личного и опосредованного (при помощи книг) взаимодействия с великими мыслителями, научными деятелями.

Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский). «В исследовательском методе (методе исканий), - пишет Б.В. Всесвятский, - в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованное искание детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом».

Затем в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались, и лишь в 90-х  годах идеи исследовательского обучения вновь нашли свою нишу в образовательных  системах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Сейчас элементы исследовательского подхода к обучению широко используются в школах, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого обучающегося и уделяют специальное внимание одаренным детям.

СУТЬ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главная цель – получить новые знания, то в образовании цель исследовательской деятельности в том, чтобы учащиеся приобрели функциональные навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции учащегося.

Исследовательское обучение подчеркивает относительность знаний, а весь учебный процесс пронизывает «приглашение к открытию».

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования:

  1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
  2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем).
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Построение плана исследования.
  5. Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими.
  6. Формулирование решения, объяснения.
  7. Проверка решения.
  8. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике).

в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности.

в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей.

в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Учитель должен быть не транслятором информации, а «образцом творческой деятельности», именно это условие  станет основным фактором развития креативности ребенка.  

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения нового знания, можно говорить о развивающем характере познавательной деятельности

                                          М.И. Махмутов

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Цель – создать условия для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

  1. Формирование научной картины духовно-нравственного устройства мира.
  2. Активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).
  3. Воспитание познавательного интереса.
  4. Создание положительной мотивации учения и образования.
  5. Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.
  6. Развитие интеллектуальной сферы личности.
  7. Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.

НОВИЗНА ОПЫТА

В условиях обновления процесса образования, пересмотра культурно-образовательных традиций, радикально меняющих цели образования, отношение к самим знаниям и путям их получения у школьников формируется представление об исследовании как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Таком жизненном стиле, при котором поисковая активность будет занимать ведущее место. Это не просто один из путей занимательного освоения физики, а способ развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

Исследовательские умения и навыки помогут детям решить любую жизненную проблемную ситуацию.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации поставленной цели и решения обучающих, развивающих  воспитательных задач применяю инновационные технологии:

  1. Интерактивного обучения – виртуальные лаборатории «Живая физика», …
  2. Мультимедиа (Power Point,
  3. Интеллект-карты
  4. Личностно-ориентированные
  5. Индивидуального обучения
  6. Кластерные

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА

  1. Школа – муниципальная опытно-экспериментальная площадка по проблеме «Создание творческой педагогической лаборатории «Исследовательское пространство сельской школы как условие формирования научно-исследовательской и творческой индивидуальности педагога и школьника».
  2. Школа – муниципальная опорная площадка исследовательская деятельность учащихся как структурирующий компонент исследовательского пространства школы.
  3. Материально-техническое оснащение: доступ к сети Интернет, локальная сеть, мобильные классы, мультимедийное оборудование, интерактивные доски, кабинеты информационных технологий.
  4. Школа – участница Общероссийского проекта «Школа цифрового века».
  5. Профильные классы.
  6. Система работы с одаренными детьми.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  1. Рост качество обучения в профильных классах, общеобразовательных классах.
  2. Результатом работы с одаренными детьми является их активное и результативное участие в различных олимпиадах, конкурсах, грантах.
  3. Участие школьников в Интернет-проектах (Интернет-олимпиады СПбГУИТМО,  олимпиады Центра онлайн обучения «Фоксфорд»).
  4. Являюсь активным участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века», где повышаю свой профессиональный уровень, участвую в вебинарах и конференциях.
  5. Мастер-класс «От теории до эксперимента», руководство творческой группой на районном методических семинаре по исследовательской деятельности.

р



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860  ЯНАО, Пуровский  район  п.Уренгой, ул.Геологов, 43, телефон/факс (34934) 92567, 92745

ШМИДТ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

 УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

п.г.т. Уренгой

2012 г

«Мы не падающие звездочки. Мы принадлежим всем этим звездным мирам, составляем с ними единое целое! Человек – это колония клеточек.  

Клеточки, сочетаясь, составляют разумное существо, управляющее не только собою, но и, отчасти, судьбами мира…»

В.И. Вернадский

Невидимые законы пронизывают всю Вселенную. Каждый предмет на тонком уровне связан со всеми другими предметами. Однако люди живут в этом мире и не имеют никакого представления о том, как он устроен. Но пытливому искателю Вселенная с готовностью приоткрывает свои великие тайны, разговаривая с ним на разных языках: искусства, природы, философии,  в том числе и языком формул, цифр, уравнений.  Физическим языком можно описать движение элементарных частиц по орбитам атомов и вычислить траекторию движения небесных тел в космическом пространстве, подсчитать скорость света и мощность свечения солнца, описать полет птицы в небесной выси и круги на водной глади. Физические законы являются  теми кирпичиками, из которых человек строит свое восприятие окружающей его действительности.

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему и не учится. Чтобы разбудить пытливый ум,  человеку нужен импульс. Этим импульсом и может, и должен стать учитель. Он как связующее звено между знаниями, накопленными поколениями, и будущим, которое зависит от юного первооткрывателя-ученика.

Знания могут стать тем трамплином, оттолкнувшись от которого человек может взлететь очень высоко. Научить «прыгать», объяснить, как сладостно находиться в полете, научить учиться, достигать вершины в малых открытиях, показать, как удивителен путь поиска новых знаний – вот задача учителя на первом этапе их совместного пути. Этот путь всегда тернист, потому что открывать новые знания – это пробовать и ошибаться, снова пробовать и снова ошибаться, сомневаться, разочаровываться. Каждый ли готов пойти таким путем? В том и сложность учительского труда, чтобы найти индивидуальный, особенный ключик к сердцу каждого ребенка, создать условия для развития его природных способностей, научить трудиться и вызвать жажду к знаниям. Ведь трамплин может стать со временем пьедесталом или грудой камней, под которой ты будешь погребен. И чувство радости, и чувство вины, в равной степени сильные, испытает на себе учитель: он в ответе за своих учеников.

Когда идее приходит время созреть, она увлекает людей незаметно для них самих. Почувствовав радость открытия, ребенок жаждет действий. Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. И снова учитель оказывается рядом. Но теперь, помогая сделать ученику новый шаг навстречу неизведанному, задача его – протянуть руку помощи, вовремя подставить плечо, идти рядом, чтобы помочь добрым советом или просто ласковым словом.  «Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твёрдо держится на костылях привычки. Новое надобно исследовать: оно требует внутренней работы, пожертвований. Старое принимается без анализа, оно готово – великое право в глазах людей. На новое смотрят с недоверием, потому что черты его юны, а к  дряхлым чертам старого так привыкли, что они кажутся вечными», - писал А.И. Герцен.

Истина всегда где-то рядом. Человеческому разуму не по силам еще постичь тайны Вселенной, но мы чувствуем нашу неразрывную связь и взаимозависимость. Мудрый учитель научит своего ученика быть сопричастным миру, жить с ним в гармонии. Под руководством учителя он будет постигать законы функционирования Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты.  Именно физика – наука экспериментальная, ничего не принимающая на веру. При этом надо помнить, что каждый ребенок, по сути своей, - исследователь, а потому не нужно навязывать ему истины. Важнее содействовать в их открытии.

 Всегда прибавляй, всегда подвигайся, никогда не стой и не возвращайся назад и не сворачивай. Кто стоит на месте, тот не подвигается, кто не продолжает, тот идет назад, кто возмущается, тот сворачивает. Всегда будь недоволен тем, что ты есть, если хочешь достигнуть того, чтобы быть иным, чем ты есть, потому что на чем ты остановишься, на том и останешься. Если же ты скажешь: с меня довольно – ты погиб. Так живет учитель. Он не ждет значительных результатов в настоящем, он весь устремлен в будущее. В его руках судьбы его учеников, а значит и мира в целом. Непосильная ноша? Значит ты ошибся в выборе профессии.

Многие учителя древности были философами. И в этом нет ничего удивительного. Ведь «философия»», в переводе в греческого, — любовь к мудрости, стремление к истине, осмысление действительности. Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности - все это мы находим в философии. И именно этому учитель стремится научить своего ученика.

Синонимом к слову «философия» было слово «физика». Эти, на первый взгляд, такие разные науки, на самом деле очень близки и, более того, взаимосвязаны. Пытаясь открыть законы существования внутреннего мира, своей маленькой Вселенной, ученые древности постигали суть мироздания. Человек и Вселенная состоят из мельчайших частиц, и потому Вселенная растворяется в нас, а мы – во Вселенной. Эти тесные узы не разорвать – таковы законы физики. Но вот парадокс: проникая в самую суть вещей и явлений, человек подчас становится не созидателем, а разрушителем.  И нарушая баланс в природе, человек разрушает и себя. Может быть, хорошо, что Вселенная не раскрывает нам своих секретов до конца? Значит учитель должен воспитать в ученике чувство ответственности за каждое, даже самое маленькое, открытие.  

Поднимая к небу глаза, вглядываясь в темные глубины Космоса, человек ищет ответы на вечные вопросы бытия. Многое ему уже известно, многое еще предстоит открыть, исследовать, понять. Новое знание со временем станет непреложной истиной и перейдет в виде опыта будущим поколениям. Так было, так есть и так будет.

Ученик становится самостоятельным. Его уже не надо держать за руку и указывать путь к свету. Учитель теперь не только наставник, скорее – друг, собеседник в философских размышлениях о вечном. Мастер и подмастерье дополняют друг друга, обогащая новыми знаниями и совершая новые открытия. И именно эта сопричастность, сотворчество, сопереживание лежат в основе всеобщей Гармонии. И можно быть спокойным за судьбы мира…



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860  ЯНАО, Пуровский  район  п.Уренгой, ул.Геологов, 43, телефон/факс (34934) 92567, 92745

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ШМИДТ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ,

 УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

п.г.т. Уренгой

2012 г

1. Введение. Актуальность опыта.

В последние годы дидактика претерпела существенные изменения, которые связаны с усилением роли личности в образовании. Чтобы работать в современной школе, нужно владеть дидактическими системами и технологиями, направленными не столько на передачу знаний, сколько на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию.

Современный человекосообразный тип образования, которое ставит целью реализацию заложенного в учениках потенциала, предполагает формирование ключевых компетенций, необходимых ему для успешной жизни и деятельности [5].

Достижением последних лет являются устойчивые педагогические тенденции – личностная ориентация образования; введение профильности, индивидуальных образовательных траекторий учащихся; эвристическая направленность обучения, создание учениками портфолио; информатизация учебного процесса, использование Интернет-технологий и ресурсов. Эти тенденции внесли в дидактику новые понятия, принципы, формы и методы обучения. Например, понятие «индивидуальная образовательная траектория» заставило пересмотреть подходы к отбору содержания образования, технологиям обучения [1].

При всем многообразии имеющихся технологий обучения основными критериями их отбора выступают природосообразность, личностная ориентация и творческое развитие детей (рис.1). Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы.

Рис.1. Критерии отбора инновационных технологий

         для организации образовательного процесса

Природосообразность обучения ориентирует педагога всякий раз искать опору для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами – от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Принцип природосообразности определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность в гармонии с окружающим миром.

Личностно-ориентированный подход предполагает усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность. Цели, содержание, формы, методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых курсов. Вектор личностной ориентации в данном случае направлен не на ученика, а от него.

Творческая продуктивность обучения. Обучение рассматривается как креативный процесс создания каждым учеником образовательной продукции в изучаемых учебных предметах. Ученик осваивает способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми предметами, их разделами и темами. Креативность и продуктивность образования означают необходимость создания содержания, формируемого самим учеником в виде его творческой образовательной продукции. Данный тип обучения называется эвристическим. Включение в учебный процесс методов познания и преобразования мира, информационных технологий, целеполагания, планирования, рефлексии ведет к овладению учеником способами продуктивной деятельности.

Учитывая эти три основополагающих принципа, в своей педагогической деятельности я использую синтез следующих педагогических технологий: личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, развивающих, кластерных, а также метод интеллект-карт. Использование личностно-ориентированных и развивающих технологий активно применяется педагогами российских школ. Остановлюсь подробнее на методе интеллект-карт, кластерных и интерактивных технологиях в преподавании физики.

2. Метод интеллект-карт.

XXI век — век огромных потоков информации. Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны: записывается много ненужной информации, теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации, на ее повторное прочтение, на поиск ключевых слов.

Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.  Это очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и многих других.

Это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других.

Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно-деятельностные умения;
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
  • учить учащихся решать проблемы.

Интеллект-карта (или диаграмма связей, ассоциативная карта) реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Существуют специальные законы построения интеллект-карт,  соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. (См. Рис.2).

Рис.2. Памятка по созданию интеллект-карты.

1. Законы содержания и оформления:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).
  • Ассоциируйте (при этом используйте стрелки для обозначения связей между элементами карты, цвета и кодирование информации).
  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
  • Вырабатывайте собственный стиль.

2. Законы структуры:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.
  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;
  • как можно чаще используйте графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

Неоднозначность рекомендаций позволяет выстраивать индивидуальный стиль построения интеллект-карт, отражающий неповторимый стиль мышления каждого индивида.

Закон ясности в выражении мыслей раскрывается с помощью следующих положений:

  • придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
  • используйте печатные буквы;
  • размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
  • следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
  • соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
  • делайте главные линии плавными и более жирными;
  • отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
  • следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
  • старайтесь располагать слова горизонтально.

Необходимость правил упорядочивания интеллект-карты очевидна, так как свободный поток ассоциаций, изливающийся на бумагу или экран монитора на начальном этапе её построения, может привести к хаосу, в котором бесследно растворится и ключевое понятие, и связанные с ним ассоциации. Правила, раскрывающие третий закон, являются несколько более жёсткими, так как они описывают средства, необходимые для придания интеллект-карте системного характера. Однако и в этих положениях отсутствует жёсткая категоричность, оставляя свободу для проявления индивидуальности.

Сфера применения интеллект-карт обширна:

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг, учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать, кому позвонить.

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование 

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год;
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса и т.п.

Мозговой штурм 

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений 

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение.

Этот метод можно применять на уроках обобщения и систематизации изученного, на уроках объяснения нового во время актуализации знаний, на уроках закрепления изученного. Например, такие карты получились у учащихся 7 класса при изучении темы «Давление» (См.Приложение 1).

3. Интерактивные технологии.

В нашей школе создана хорошая материально-техническая база: в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, работают мобильные Интернет-классы. Все это создает предпосылки для активного внедрения  в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий. .

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока.

1. Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала. Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Невозможность объяснить увиденное из-за недостаточности знаний пробуждает в них азарт к обучению. Например, при демонстрации видеофрагмента «Волновое движение моста в г. Волгограде» у учащихся тут же возникает вопрос: «В чем причина такого явления?».

2. Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.

 Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. При изучении темы «Движение электрона в плоскости конденсатора» данное явление невозможно наблюдать в реальной жизни. На помощь учителю и ученику приходит интерактивная модель «Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле».  

Еще одним средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников на уроке. Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом алгоритм, созданный в виде презентации в программе Power Point. Готовые алгоритмы – необходимое подспорье для учащихся, испытывающих затруднения при решении задач. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися, более подготовленные учащиеся выполняют работу самостоятельно, а остальные с пояснениями учителя. Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала. Например, изучение темы «Механический резонанс» можно начать с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов «Почему происходит явление?», демонстрации виртуального эксперимента. Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений. После установления причины возрастания амплитуды колебаний (совпадение частот) делаем вывод. Причем возможности презентации позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использования готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на вопрос: вредное или полезное действие оказывал резонанс? И уже сами учащиеся могут сформулировать новую проблему: где применяется и устраняется механический резонанс в жизни человека. На этом этапе урока можно предложить ребятам домашнее задание: дополнить презентацию своими слайдами. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В результате поисковой работы учащихся и использования функции Power Point «слияние презентаций» появляется совместный проект, который обсуждается на уроке.

3. Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала. Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся.

Например, использование на уроках закрепления знаний виртуальных лабораторий. В 7 классе для расчета плотности вещества учащийся может, перемещая линейку на экране, измерить стороны тела правильной формы и вычислить его объем, определить массу, переместив виртуальное тело на весы, и ,воспользовавшись формулой, вычислить плотность. Использование на уроке виртуальной лаборатории не только экономит время, но обеспечивает большую безопасность при проведении некоторых экспериментов.

Организация выступлений учащихся с мультимедийным сопровождением. В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью ученика при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит учитель. Сообщения учащихся, подготовленные таким образом более зрелищны и приучают детей к публичным выступлениям. Это важнейшие компетенции современного ученика.

4. Этап организации контроля знаний. На данном этапе работы с детьми эффективно выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В своей работе я использую такие готовые цифровые образовательные ресурсы, как полный интерактивный курс физики «Открытая физика 2.6», «Живая физика», «Уроки физики K&M». «Репетитор по физике». Эти программы позволяют как учителю, так и самим учащимся прямо на уроке выявить пробелы в знаниях, трудности при осмыслении заданий, наметить индивидуальную траекторию решения проблемы.

 Использование информационных технологий помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его.

Большее разнообразие учебных ситуаций достигается на традиционных уроках с самостоятельными построениями с помощью карандаша и линейки и переосмыслением изученного. Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента. Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем.

4. Кластерные технологии.

Первое применение кластерный анализ нашел в социологии. Название «кластерный анализ» происходит от английского слова cluster – гроздь, скопление. Впервые в 1939 г. был определен предмет кластерного анализа и сделано его описание исследователем Трионом. Главное назначение кластерного анализа – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные в соответствующем понимании группы или кластеры. Методы кластерного анализа можно применять в самых различных случаях, даже в тех случаях, когда речь идет о простой группировке, в которой все сводится к образованию групп по количественному сходству. Кластерные методы широко применяются в отраслях промышленности, биологии, информатике,  экономике.

Составление кластера – многофункциональный и гибкий прием, который широко применяется в технологии развития критического мышления. Кластер помогает систематизировать информацию, увидеть связи между информационными блоками, развивает умение ее презентации. Процесс составления кластера включает в себя выделение смысловых единиц информации и графическое оформление их в определенном порядке:  
на бумаге (доске) рисуется большой круг («звезда»), в нем обозначается главная тема, вокруг рисуются круги поменьше, соединенные прямыми линиями со «звездой», – это «планеты», крупные подтемы. У каждой «планеты» могут быть обозначены «спутники», а у них – свои «спутники». В результате получаются изображения, напоминающие грозди винограда.

Большинство уроков, проводимых в школе, комбинированные, и почти на всех уроках применяется  технология развития «критического мышления» или исследовательские методы изучения материала. Базовая модель организации таких уроков включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ (представим эту информацию в виде кластера) (см. Рис.3).

1 этап: вызов.  Постановка проблемы. Мотивация. Главная задача этапа – актуализация темы.

2 этап: осмысление.  Получение информации, её осмысление. Анализ фактов. Работа с понятиями. Формулировка принципов, характеристика фактов, выделение этапов развития события.

3 этап: рефлексия – обобщение. Выражение собственного отношения к изучаемому материалу. Оценка. Анализ и самоанализ.

На каждом этапе используются свои методические (обучающие) приёмы.
Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде действий: создание «корзины идей» и составление самого кластера.

«Корзина идей». Сначала выясняем всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме с помощью конкретных вопросов. На доске рисуется «корзина идей». Каждый ученик (а если класс большой – один от группы) сбрасывает в корзину  факт, мнение, проблему, имена. Учитель записывает это на доске без комментариев. Далее разрозненные факты будут связаны в логические цепи. 

«Составление кластера». Кластер – графическое отображение материала. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки – лучи. Задача – систематизировать имеющиеся знания.

Заметим, что некоторые методисты считают возможным в методике критического мышления использовать приём составления кластера на стадии вызова, например, перед лекцией. Также на доске записывается ключевое слово. Затем учащиеся записывают все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом. По мере накопления информации учащиеся начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими. Составление кластера может быть как индивидуальным, так и коллективным. Возможно его составление  в бинарных группах. Чтобы не затягивать урок, коллективный кластер лучше составлять учителю, используя идеи, предложенные в ходе парной и коллективной работы.
И всё же данный приём рациональнее применять на этапе осмысления урока, а не при подготовке к нему.

Более усложнённый вариант кластера – спайдограмма (от англ.spaider–паук, и др.-греч. грамма-надпись) – графическое изображение в виде паутины.

5. Результативность

Эффективность использования кластерных, интерактивных технологий, метода интеллект-карт, способствующих развитию критического мышления и исследовательских компетентностей учащихся, способствовали повышению мотивации к изучению физики, и как следствие – повышению качества обучения и результативности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня. (Диаграммы 1,2).

Диаграмма 1. Результативность участия в Интернет-олимпиаде 

с использованием виртуальных лабораторий

Диаграмма 2. Качество успеваемости и степень обученности классов по физике.

6. Список литературы

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011 г.
  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2006 г.
  3. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. Кн.для учителя. – СПб., 1997 г.
  4. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010 г.
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2007 г.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860  ЯНАО, Пуровский  район  п.Уренгой, ул.Геологов, 43, телефон/факс (34934) 92567, 92745

СТАТЬЯ В МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ШМИДТ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ,

 УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

п.г.т. Уренгой

2012 г

Ни знание, ни мышление никогда не начинают с полной истины - она их цель; мышление было бы не нужно, если были бы готовые истины…

Александр Герцен

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.

Исследовательская деятельность является одной из форм активных методов, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.

Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. Учебная проблема, т. е. то, что исследуется в процессе проблемного обучения, и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели. Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учебное исследование ведется учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели.

В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися.

Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения как часть  процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования занимались такие учёные как Б.В.Всесвятский, Э.А.Красновский, Г.И Щукина и др.

Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Способность учащихся к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя.

Под творческой деятельностью обучающегося можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность.

Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

К чертам творческой деятельности личности можно отнести: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения и сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать нечеткость рассуждений и т.д.

Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения специальными знаниями различных предметов, но и путем развития способностей к самостоятельной мыслительной деятельности.

Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.

Раскрывая роль учителя в организации учебного исследования, отметим следующую систему его действий:

- умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;

- умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;

- умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

Развивающая функция исследовательской деятельности по физике заключается в том, что в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных физике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам физики.

Мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы – цели исследования.

Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их  исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением физических  знаний. Поэтому успешное решение стоящих перед школой задач возможно посредством приобщения учащихся к исследовательской деятельности и развития способностей к ней в процессе обучения.

Основными признаками учебного исследования являются:

а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;

б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для

себя знаний;

г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Сейчас, когда предметно-ориентированная парадигма образования сменилась  на личностно ориентированную, следует понять роль учащегося, его главную задачу в получении не только знаний о существующих зависимостях в окружающем мире и описываемых физическим  моделями, но и в овладении методологией творческого поиска.

Участвуя в учебном исследовании, учащиеся обучаются физической  деятельности, ибо непосредственно проделывают эту деятельность. Учебные исследования создают своего рода платформу для активной мыслительной деятельности учащихся. В таком случае важна не только работа учащихся, но и то, каким образом они приобретаются.

Учебное исследование как метод обучения физике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.

Анализ понятий учебного познания и учебной деятельности позволяет заключить, что для организации учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся учебная и исследовательская деятельность должны рассматриваться как единая учебно-исследовательская деятельность.

Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты:

учебно-исследовательская задача,

учебно-исследовательские действия и операции,

действия контроля и оценки.

Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются:

общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач.

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.

К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:

- личностно ориентированный подход к обучению;

- ориентация на продуктивное достижение результата;

- проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;

- оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;

- креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;

- создание ситуации совместной поисковой деятельности;

- детализация учебного процесса;

- создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой

деятельности.

Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:

- доброжелательная атмосфера в коллективе;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;

- структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной

трудности учебной работы;

- вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;

- формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.

Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.

Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.

Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.

Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.

Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к исследовательской деятельности в процессе решения задач, доказывается развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований очевидна.

Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.

Наконец, нельзя не принять во внимание и тот факт, что именно с помощью учебных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной физики математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и т.п.

К основным дидактическим функциям учебно-исследовательской деятельности мы относим следующие:

- функцию открытия новых (неизвестных ученику) знаний (т.е. установление существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей;

отыскание доказательства математического утверждения и т.п.);

- функцию углубления изучаемых знаний (т.е. получение определений, эквивалентных исходному; обобщение изученных теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т.п.);

- функцию систематизации изученных знаний (т.е. установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т.п.);

- функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации);

- функцию обучения учащихся способам деятельности.

Таким образом, анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования:

1) постановка проблемы;

2) выдвижение гипотезы;

3) проверка гипотезы;

4) вывод.

Очевидно, что различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования: использование всевозможные обобщений, нахождение определенных зависимостей, вывод формул, нахождение рациональных способов решения, создание условий формирования способностей к творческому мышлению

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Учебная дисциплина должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения.

Если мы хотим действительно развивать учащихся, то должны руководствоваться следующей формулой: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.

Опыт показывает, что организация учебных исследований является эффективным средством обучения и развития.

Исследовательский метод призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

С точки зрения исследовательского обучения принципиально важно помнить, что готовые выводы, предлагаемые для безусловного усвоения в учебнике или изложении учителя, создают у учащегося впечатление законченности и неоспоримости знания. Такое преподнесение знаний экономично и компактно, но оно опускает важнейшую черту любой информации – ее относительный характер, подверженность пересмотру.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шмидт Наталья Александровна , учитель физики п.г.т. Уренгой Технология интеллект-карт

Слайд 2

Универсальная технология, раскрывающая способности нашего мозга Графическое выражение процессов многомерного мышления Способ представления и связывания мыслей Инструмент развития памяти и мышления Особенности интеллект-карты

Слайд 3

Основную тему разместить в центре листа, ярко выделив Определить наиболее важные общие идеи, расположить их, как ветви вокруг основной идеи Формулировать их четко, коротко Развивать темы в подветви Стремиться к оптимальному размещению Связи между элементами карты показать стрелками Правила создания интеллект-карты

Слайд 6

Личная жизнь человека Семейная жизнь Планирование бюджета Образование Бизнес, профессиональная жизнь Применение интеллект-карт

Слайд 7

Три «П» Принимай Применяй Приспосабливай



Предварительный просмотр:

УДК 372.853

Н.А.Шмидт, учитель физики

МОУ «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»,

 ул. Геологов, 43, пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО, Россия, 629860

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНОЙ  КАРТИНЫ МИРА  У УЧАЩИХСЯ  СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (тезисы).

Задачей естественных наук является формирование у учащихся целостного мировоззрения — гармоничной совокупности современных представлений об окружающем нас мире. Сумма знаний, составляющих современное естествознание, огромна, и для формирования целостного мировоззрения требуется выбрать главные, концептуальные вопросы, без знания которых нет правильного понимания объективной реальности — мира, в котором мы живем, самого себя — человека, его предназначения в этом мире, цели жизни и правил поведения в обществе.

Приступив к изучению мира природы, приходим к осознанию того, что проблема устройства природного мира слишком сложна и трудна, и поэтому ее решение вряд ли возможно напрямую,  в полном объеме. Удивляют  не только размеры системы, но и  сложность ее устройства.

Поэтому естественные науки поступили достаточно разумно, выбрав в качестве стратегического направления освоение этой системы через расчленение ее на части, на элементы с детальным их изучением. А затем, накопив многие знания о многих частях, сложить их вместе в целое и понять устройство и принципы работы системы.

 Аналогичный принцип лежит в основе курса естествознания  общеобразовательных учреждений.  

Традиционные естественные науки (физика, химия, биология и пр.) предназначены для выявления причинно-следственных связей, изучения законов природы, построения теоретических конструкций, а методы исследования мира природы выступают, как вспомогательные приспособления, как инструмент для наработки знаний.

В начальной школе (включая 5 класс), приступив к изучению естествознания,  у учащихся формируется единая картина о мире  природы. Но знаний об элементах  окружающего мира недостаточно. С 6 класса начинается детальное изучение мира природы, в учебном плане появляются такие  предметы как биология, география, физика, химия.  У учащихся к окончанию средней школы накапливается определенный  багаж знаний и методов  исследования  мира.  Но этого не достаточно для восприятия окружающего мира как единого целого. При изучении естественных наук в основе должно лежать не только  формирование предметных знаний, но и общеунаучных  умений и навыков. Учащиеся должны осуществлять перенос знаний о мире природы из одной предметной области в другу. В результате формируется более полное и широкое представление о мире природы, а не  только об ее отдельных элементах.

За четыре столетия естественные науки добились больших успехов в изучении огромного числа частных явлений, фактов, элементов, нарабатывая методики освоения все более мелких деталей природного мира.

Процедура  разделения естественных наук привлекательна тем, что  она приводит к конкретным результатам, к конкретным знаниям, на основе которых можно создать технические устройства и приспособления.  Значимость огромна.  Но увлекшись этим, отодвигается  на второй план  понимание необходимости интеграции многих частных знаний. В  огромном числе частных знаний о деталях мира забыта проблема устройства мира как единого целого.