2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Прокофьева Марина Леонидовна

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОАУ ЦРР -детский сад «Фантазия г. Пыть-Ях

Проект

«Традиции моей семьи»

 для детей дошкольного возраста.

Аннотация проекта:

Срок реализации проекта: долгосрочный 2019-2021

Тип проекта: долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.

Участники проекта: воспитанники, родители воспитанников, педагоги

Актуальность:

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семейные традиции».

Проблема: существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Новизна: заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов:

Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Цель проекта: Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

- формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье;

- развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Формы работы с участниками проекта:

Работа с детьми

Работа с родителями:

Предположительные результаты:

  • Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
  • Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
  • Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Оснащение предметно - развивающей среды в группе.

Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

План реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Срок - сентябрь – октябрь 2019 года

Дата проведения

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Сентябрь – Октябрь

Подбор материалов по теме проекта. Создание необходимых условий для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий.

 Анкетирование родителей по теме«Семейные традиции»

Выявить знания родителей, детей о семейных традициях.

Ноябрь – Декабрь

Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

Обсуждение и составление мини проектов «Традиции моей семьи»

II этап - Реализация проекта

Срок: Октябрь 2019 год - апрель 2021 год

Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической, социально – коммуникативной, познавательной направленности.

Дата проведения

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Декабрь

Проведение совместной деятельности.
Проведение цикла бесед на тему: «Моя семья»
. «В семейном кругу»; «Моё имя»; «Кем я могу гордиться в моей семье»; Рассматривание репродукций художников, иллюстрации моя семья

Сформировать интерес у

родителей по созданию

условий для реализации

проекта.

Консультация

«Что рассказать детям о семье»

Работа в семейных проектах

«Традиции моей семьи»

Папка-передвижка

«Моя семья…»

Январь

Беседа

««Как хорошо, что есть на свете мама»

Выявить степень

осведомлённости родителей о своих родственниках. «Семейные традиции и праздники»

Февраль

Знакомство с художественной литературой: рассказы о семье.

Просмотр мультфильма

«Мамонтенок»

Изготовление мини проектов о своих прабабушках и прадедушках. Конкурсы, выставки детских рисунков и поделок с детьми и родителями по темам.

Март

Прослушивание музыкальных произведений: «Моя мама лучшая на свете»

Просмотр презентаций: «Моя семья»

Помощь родителей в создание условий для реализации проекта

Оформление альбома

«Моя семья»

Выставка творческих работ «У мамы руки золотые», Фотовыставка «Я и моя семья».

Буклет «Возьмёмся за руки, друзья- ведь мы единая семья».

Апрель

Просмотр видео фильма о войне   Презентации «Мой дедушка герой»

Заучивание стихотворения

Е. Благиной «Шинель».

Знакомить детей с судьбами прадедов участников ВОВ.

Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Побуждать детей личным примером чтить память павших.

Презентация семейных проектов

«Летопись моей семьи»

Памятка

«Детям о ВОВ»

Май

Рассматривание открыток «Города герои».
Составление рассказа

«На параде».

Возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь»

Конкурс рисунков

«Никто не забыт, ничто не забыто» Акция

«Голубь мира и добра»

Подготовка и проведение праздника «День победы» (совместно с родителями, музыкальным руководителем) с приглашением ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

III этап - заключительный.

Срок: апрель - май 2021 года.

Задача проекта: систематизировать и представить опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада. Оценка результатов реализации проекта.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность проекта:

Дети знают:

  • имена дедушек, бабушек;
  • профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
  • прошлое своей семьи;
  • народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
  • могут составить рассказ о членах своей семьи;
  • пополнили словарный запас (традиция, обряд, и т. д.);
  • приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
  • научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  • приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепили меж семейные и внутрисемейные связи;
  • уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
  • научились хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знают свою родословную, минимум до третьего колена;
  • знают, откуда произошли их фамилии;
  • знают народные песни, поют их на семейных праздниках;
  • научились организовывать семейные праздники;
  • создают видеоархив семейных праздников и традиций;
  • собирают копилку семейных реликвий.

Педагоги группы:

  • расширили знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
  • разработали  беседы для детей, консультации для родителей;
  • пополнили словарный запас детей;
  • лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • уважительно относятся к семейным реликвиям, интересуются традициям семьи.

Предварительный просмотр: