Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Фадина Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Познавательно - исследовательский проект:

«В гостях у народа ханты»

Старший дошкольный возраст

Автор и

руководитель проекта

Григорян Наталья Борисовна

Фадина Валентина Николаевна

воспитатели старшей группы «Звездочки»

Тема проекта

«В гостях у народа ханты»

Тип проекта

Педагогический, краткосрочный,  групповой, информационно-творческий

Участники

проекта

Воспитанники старшей группы «Звездочки»,  воспитатели группы.

Актуальность работы

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Дошкольники не знают, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Дошкольники тоже являются гражданами Ханты-мансийского автономного округа, и должны иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей,

брать пример с гармонии отношений ханты и природы. Так как это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры.

Проблема. Противоречия, решаемые

в работе

Дети не задумываются о том, что округ Югра, в котором они живут – это их малая Родина. Не имеют представлений о том, что жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

•  у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты-Мансийского округа;

• отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;

•недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературы в группе.

Знакомство детей с родным краем носил в основном эпизодический характер. У детей не прослеживалась системность в знаниях о людях, живущих в Югре.

Решить эту проблему сможет интегрированный метод обучения и метод проектов, так как это подразумевает работу в данном направлении постоянной.

Цель проекта

формирование представлений о коренном народе Югры-хантах.

Задачи проекта

  • Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси.
  • Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Формировать любовь к малой Родине.

Гипотеза

  • Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями коренных народов Югры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к своей малой Родине.
  • Дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь.
  • Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Ожидаемые результаты

  • Сформированы представления у детей об особенностях жизни коренного народа ханты.
  • знакомы с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
  • Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Сроки

реализации

Две недели

Область применения

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие

Ресурсы

  1. Дети, воспитатели.
  2. Презентации «Хантыйские орнаменты», «Хантыйская одежда», демонстрационные картинки, иллюстрации
  3. Книги по произведениям местных писателей, поэтов.
  4. Серии иллюстраций животных и растений, характерных для Севера
  5. Куклы в национальных костюмах народов Севера

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора,
  2. определение цели и задачи проекта,
  3.  подбор литературы, пособий, атрибутов, создание на их основе презентаций;

  Основной этап:

    Во время реализации проекта в работе с детьми будут использоваться - НОД, беседы, художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация), а также:

    дидактические игры:

 «К нам пришли гости»

 «Дом, в котором я живу»

  Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  образовательная деятельность:

   Просмотр видео-презентаций по темам:

  - «История Ханты-Мансийского округа»

  - «Мой посёлок – моя малая Родина»

  - «Жилище народа Ханты»

  - «Орнаменты, украшения, одежда»

  - «Быт народа Ханты»

  - «Животные и растения Югры»

  - Знакомство со стихами поэтов о Югре, чтение хантыйских сказок и легенд;

  - Знакомство с альбомом – «Одежда и орнаменты народов Ханты и Манси»

  творческая деятельность:

  -«Продолжи и укрась орнамент», «Украшение хантыйским орнаментом одежды»,

  -изготовление жилища – чум,

  -изготовление амулета с использованием орнамента народов Ханты,

  -коллективная работа - коллаж «Пастбище оленей»,

  -изготовление мини-макета «Стойбище»

  игровая деятельность:

  «Северные олени»,

  «Строим чум»,

  «Загони оленей»,

  «Поймай рыбу».

  Заключительный этап:

  1. Подведение итогов по проекту.
  2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения)
  3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

Результаты и выводы

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения. Так как воспитание патриотизма и любви к родному краю считаются важным. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему городу, семье, друзьям, учить помогать друг другу, в общем воспитывать настоящего достойного гражданина России.

У детей сформированы представления об особенностях жизни коренного народа ханты. Они познакомились с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа. Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Дальнейшее развитие проекта

Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление        работы        в        следующих        направлениях:

1.        Работа        с        детьми        -        создание        условий        для        дальнейшей        работы;

- поиск использования новых тем по работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению        с        художественным        словом        народов        ханты        и        манси.

2. Распространение собственного педагогического опыта - публикация материалов по        данной        теме        на        сайтах        ДОУ        и        педагогических        работников;

- участие        в        конкурсах        и        фестивалях        различных        уровней;

  • участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.

Источники:

  1. http://newsruss.ru/ Коренные народы
  2. https://infourok.ru/material.html? mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
  3. goturist Народ ханты.


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

 "Изготовление хантыйской куклы Акань"

https://cdn.culture.ru/images/768be49f-5443-5c2a-ae2d-34e091c7a84e

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                                Фадина В.Н.

Программное содержание:

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

Развивать чувство национального самосознания.

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяснить, как подбирают цвета ткани.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, трудолюбие.

Развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с правилами безопасной работы с иголкой.

Методы: игровой, практический, наглядный.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: лоскуток, шов, задний, передний.

Материал:

Демонстрационный: Кукла Акань, чум, иллюстрации кукол .

Раздаточный: лоскутки ткани, нитки, иголки, ножницы.

Предварительная работа:

Выставка изделий народного творчества народа Ханты.

Чтение хантыйских сказок.

Рассматривание иллюстраций декоративно – прикладного искусства народа Ханты.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

— Посмотрите, в этом домике живет кукла «акань». Она одна. Как вы думаете, не скучно ли ей? А если скучно, то что, по-вашему, надо сделать, чтобы ее развеселить? Правильно, мы сделаем ей подружек.

Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

Физминутка:

Мы играем целый день, целый день играть не лень.

 Ты, смотри не отставай, все за нами повторяй.

 Мы поднимаем руки вверх, сразу станем выше всех.

 Наши куклы– малыши, даже очень хороши.

 Низко наклоняются, звоном заливаются.

 Мы играем целый день, целый день играть не лень

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки, иголки.)

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Сверните лоскут белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая от края предыдущей. Хорошо.

(Самостоятельная работа детей.) https://lit.na5bal.ru/pars_docs/refs/25/24409/24409_html_6850fa8e.jpg

А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.

Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем украшать его полосками. Этому мы научимся позже, на других занятиях. Берем прямоугольный лоскуток, сшиваем задний шов платья. Теперь собираем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «акань».

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,

 Тоса яма вола, Хорошо себя веди,

Хураманг сухен  Красивое платье

Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Кто может повторить?

(Два-три ребенка повторяют стихотворение.)

Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок.

Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка.

(Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)

Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продолжалась целую неделю.

Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам.

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их.

Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:

Шовт, шовт, шоврие,      Зайка, зайка, зайчик,

 Ертанг хатл вермал,        День дождливый настал,

Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —

Хулта ханемалум?           Где я спрячусь?

Турн кута лунгэмалум,    В траве что-ли срячусь,

Варе кута лунгэмалум,    В тальнике что-ли спрячусь,

Шовт, шовт, шоврие?!    Зайка, зайка, зайчик?!

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

 "Легенды народов Севера"

для детей старшей группы

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

https://bukbmc.ru/wp-content/uploads/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                              Фадина В.Н.

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/17987/main_17987_original.jpg

Легенда о нартах

Два Ханта решили построить нарты…

 Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.

 Первый поехал – только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут – и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».

 С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-03/1647204009_92-vsegda-pomnim-com-p-reka-ob-foto-100.jpg

Легенда о том, как появились у Оби притоки

(Ненецкая легенда)

Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, которого было имя Торум-Лгун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун на северо-запад, а Аган – на восток. Но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместно жизни, поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – сердится, повернется спиной к нему и начинает грызть глинистый берег Черног Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа ...

 Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу.http://www.almazfea.com/upload/items/2655.jpg

Легенды о происхождении медведя

(Мансuйскuе легенды)

Легенда первая

Живет Нуми Торум на небе, у него дети ... Земля сверху кажется им гладкой, красивой, как ковер.

 Дочь его просится на землю, ей захотелось погулять по ней. В конце концов, отец сажает ее в серебряную люльку и медленно опускает ее на землю. Земля, оказывается, покрыта густой чащей, болотами, густыми зарослями шиповника. Дочь небесной силы не выдерживает мук на Земле, превращается в медведя, идет бродить по лесам, болотам и добывать себе пищу.

 Люди при определенных условиях звереют, не эта ли идея здесь заложена?

https://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpghttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpghttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836715_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-193.jpgЛегенда о кедреhttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpg

Жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба ... Люди совсем не росли. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северный Старик болезней зло рассыпал ... Больно деревьям смотреть на людей стало, оставлявшим свою жизнь. Корни мощные кедры из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их.

 С тех пор, если человеку холодно, Кедр чувствует.  Если человеку больно, Кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут кедры.

 Кедр – долгожитель. Он живет 400-500 лет. Кедр начинает плодоносить в 60-80 лет.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673543268_gas-kvas-com-p-kedr-risunok-detskii-3.jpg

Легенда о сосне с шарообразным скоплением веток

(Ненецкое предание)

Однажды два друга пошли на охоту. Идут по лесу, вдруг видят соболь бежит и в «домик ветра» спрятался.

 Один из охотников взял палку и стал бить по дереву. А другой ему говорит: «Не бей по дереву, там же ветер живет, ты его рассердишь. Пойдем домой».

 Но первый охотник не хотел упускать свою добычу и продолжал колотить палкой. Вдруг налетел ветер, подхватил его и понес неизвестно куда.

 Когда ветер стих, увидел второй охотник: на деревьях кусочки его товарища висят. На одном дереве – глаза, на другом – руки и т. д. Приехал домой, жена ему рассказывает: «Налетел ураган, подхватил дом твоего друга вместе с семьей и понес неизвестно куда».

 Это надо знать:

 ненцы называют сосну с шарообразным скоплением веток «домом ветра»;

 в нее нельзя было ничего бросать, бить по ней.

Почему у глухаря глаза красныеhttps://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674422931_papik-pro-p-glukhar-risunok-42.jpg

(Хантыйская легенда)

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.

 Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.

 Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.

 Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.

Сказка о том, почему у зайца длинные ушиhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673589761_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-zaitsa-kartinki-29.jpg

Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор.

 Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай себе рога просить, чтобы «врагов в страхе держать».

 Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц, да бежать, да рога запутались в кустах.

 «Нет, брат», – говорит  лось, – «Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка, ты длинные уши. Пускай, все знают, что ты подслушивать любишь».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий физкультурного развлечения

для детей старшей группы

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                              Фадина В.Н.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера; продолжать знакомить с произведениями национальных поэтов; закреплять умение выполнять физические упражнения в парах; продолжать учить метать в цель мешочки; развивать ловкость, быстроту переключения внимания; воспитывать доброжелательное отношение к представителям других культур.

Задачи:

Оздоровительные:

1. Совершенствовать двигательные навыки и умения;

2. Действовать в определенном для всех темпе;

3. Удовлетворить естественную потребность детей в движении;

4. Способствовать созданию хорошего настроения и эмоционального подъема.

Образовательные:

1. Способствовать активному участию в играх с элементами соревнования;

2. Соблюдать правила при проведении подвижных игр;

3. Развитие речи и обогащение словаря;

4. Способствовать формированию у детей представление о национальности

округа, культуре, традициях северного народа.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение действовать в коллективе сверстников;

2. Воспитывать справедливость, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.

Обогащение словаря: коренные жители, ханты, манси, каюры, нарты.

Материал и оборудование: орнаменты хантыйских костюмов, обручи, веревка длиной 2 метра, рыбки пластмассовые – 16 шт.; ведерки – 2 шт, удочки – 2 шт, мяч

Участники: группа детей.

Ход развлечения.

Ведущий. Ребята, в каком крае мы с вами живём? Правильно, в Югре.  Много лет назад ваши бабушки и дедушки приехали сюда добывать нефть и газ, построили большой красивый поселок. Но в этом красивом и суровом крае, как вы знаете, издавна жили коренные народы ханты и манси.

У каждого народа есть своя культура, обычаи, традиции, которые они передают из поколения в поколение. Вы знаете, что издавна народы ханты, манси занимались охотой, рыболовством, разведением оленей. Свои праздники ханты и манси назвали «Медвежий праздник», «Вороний день». А сегодня мы хотим пригласить вас на ежегодный праздник ханты «Праздник оленевода». На него съезжаются люди, чтобы показать свою ловкость, меткость, выносливость.

Сегодня мы с вами станем участниками этого праздника. Давайте разделимся на две команды: первая – команда ханты, вторая – манси.

Дети делятся на две команды и строятся в две колонны.

Ведущий. Народы ханты, манси, занимаются издавна разведением оленей. Первая эстафета – это гонки на оленьих упряжках, которыми управляют каюры. 

Задача соревнующихся от каждой команды вдвоем в одной «упряжке» (обруче) добежать до шеста, вернуться обратно и передать следующей паре обруч. Победит самая быстрая команда.

1 эстафета: «Гонки на оленьих упряжках»

Двое детей в одном обруче от каждой команды добегают до шеста и возвращаются обратно, передают обруч следующим детям в команде.

По окончании подводятся итоги первой эстафеты.

2 эстафета: «Перетягивание каната»

У ханты есть интересное состязание, которое называют «Перетягивание каната»

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону.

Подводятся итоги 2 эстафеты

3 эстафета: Игра «Стрелок» 

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Подводятся итоги 3 эстафеты

4 эстафета: игра «Рыбалка»

Задача игроков поочерёдно с удочкой добежать до обруча, взять ведёрко, и крючком удочки зацепить рыбку за петельку, и положить рыбку в ведерко. Побеждает та команда, у кого рыбы в ведерке будет больше.

Подводятся итоги 4 эстафеты

Ведущий. Большое вам спасибо за игру!

 Вот и подошел к концу наш праздник оленевода. Победили сильнейшие. Вы доказали, что вы смелые, ловкие, меткие ребята, как народы ханты и манси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА для детей старшей группы в рамках проекта «В гостях у народа - ханты» Подготовили воспитатели: Григорян Н. Б . Фадина В.Н.


Предварительный просмотр:

http://i.uralweb.ru/albums/fotos/f/1f1/1f189bbbe7bc06b662420b888bc7d19d.jpg

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –

детский сад «Родничок»

ПРОЕКТ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

«ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА»

        

Воспитатели:

Фадина Валентина Николаевна

Григорян Наталья Борисовна

гп Пойковский

Оглавление

Паспорт проекта ………………………………………………………………3

Актуальность образовательного проекта «Золотые купола» ……………... 4

Календарно-перспективный план работы с детьми…………………………5

Принципы реализации проекта……………………………………………… 6

Цели и задачи…………………………………………………………………..6

Ожидаемые результаты………………………………………………………..6

Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………..7

Литература………………………………………………………………..8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Конспекты непосредственной образовательной деятельности

  • «День народного единства. Минин и Пожарский»
  • «Покров пресвятой богородицы»
  • «Рождество Христово»
  • «Пасха»
  • «Троица»

Приложение 2. Детские творческие работы

Приложение 3. Стендовая информация

Приложение 4. Игры

Проект

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Образовательный блок

«Золотые купола»

Паспорт проекта

Вид проекта

Образовательный

Продолжительность

Долгосрочный, 1 год

Участники проекта

  • - дети старшего дошкольного возраста

- родители

- педагоги детского сада

Общая характеристика

проекта

Проект имеет социокультурную направленность и определяется нами, как развивающая работа на основе русской культурной традиции. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Проект знакомит детей с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды).

Актуальность образовательного проекта «Золотые купола»

Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. Отсюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, это вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А. Сухомлининский.

Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы – не полны, не цельные.

Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей, знакомство с православными традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.


Блок «Золотые купола»

Календарно-перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Как прекрасен этот мир

Тематические беседы: «Моя прекрасная Родина»

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Октябрь

Осенние православные праздники

Экскурсия в храм

Беседы о православных праздниках - (Рождество Богородицы, Покров)

 Декоративное рисование «Платок»

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Ноябрь

Тематическое занятие: «День народного единения»

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Декабрь

Зимние  православные праздники

Просмотр м/ф «Рождество»

Беседа  о празднике

Изготовление рождественских подарков

Рисование «Рождественский Ангел»

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Павлючик М.В.

Январь

Поздравление с Рождеством детей и сотрудников детского сада

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Февраль

Чтение  Библии для детей

(О земной жизни Иисуса Христа)

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Март

Весенние православные праздники

Знакомство с праздниками:

-Вербное Воскресение

-Сорока Севастийских мучеников.

Выпечка «жаворонков»

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Апрель

 Знакомство с праздником Пасхи.

Экскурсия в храм и на колокольню

Рисование писанок

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н.

Павлючик М.В.

М ай  

Праздник Троицы.

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н

Июнь

Театрализация «Березка»

Галкина О.П.

Григорян Н.Б.

Фадина В.Н

Принципы реализации проекта

 Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

 Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

 Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей.

Ожидаемые результаты:

  • пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
  • доброжелательные отношения между детьми;
  • высокий уровень нравственных качеств личности детей;

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • рассказы о православных праздниках;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • праздники и развлечения;
  • встречи со священником и педагогами воскресной школы;
  • игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.)

Формы взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания;
  • консультации по проблемам воспитания детей;
  • стендовая информация: «Духовно -  нравственное воспитание дошкольников», «Православные праздники», «День единства».

Литература:

  1. Антонов, Ю. Е., Как научить детей любить Родину/ Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М. : АРКТИ, 2003.
  2. Гладких Л.П. , Корзинкин А.А., Меньшиков В.М., Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно-методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с.324
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.-200с.
  4. Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М. : Айрис- Пресс, 2003.

Интернет – ресурс

  1. http://www.portal-slovo.ru/                Образовательный портал «Слово»
  2. http://1september.ru                            Образовательный портал 1 сентября
  3. nsportal.ru                                           Социальная сеть педагогических работников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотые купола России Автор: воспитатели Григорян Н.Б. Фадина В.Н. г .п . Пойковский Проект НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Слайд 2

"Настоящий человек начинается там, где есть святыня души." В.А. Сухомлининский

Слайд 3

Основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения.

Слайд 4

Золотые купола России Проект

Слайд 5

Принципы проекта Принцип интеграции Культурологический Краеведческий Принцип непрерывности и преемственности

Слайд 6

Цель духовно-нравственного воспитания формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Слайд 7

Задачи интеллектуальное и духовное обогащение детей; элементарное знакомство с православной верой; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русских национальных традиций и обычаев; сохранение нравственных семейных ценностей.

Слайд 8

Ожидаемые результаты пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю; доброжелательные отношения между детьми; высокий уровень нравственных качеств личности детей;

Слайд 9

Участники проекта Дети Педагоги Родители

Слайд 10

Формы взаимодействия с детьми совместная деятельность детей и педагогов непосредственная образовательная деятельность

Слайд 11

Формы взаимодействия с детьми р ассказы о православных праздниках экскурсии и целевые прогулки

Слайд 12

Формы взаимодействия с детьми чтение художественной литературы встречи со священником и педагогами воскресной школы

Слайд 13

Формы взаимодействия с детьми праздники и развлечения беседы, ситуативные разговоры

Слайд 14

Формы взаимодействия с детьми игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.) слушание музыки

Слайд 15

Формы взаимодействия с родителями родительские собрания; консультации по проблемам воспитания детей; стендовая информация: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников», «Православные праздники», «День единства».

Слайд 17

Тематические комплекты развивающих игр

Слайд 18

Тематические альбомы

Слайд 19

Творческие работы воспитанников

Слайд 20

Покров Пресвятой Богородицы

Слайд 21

Рождество Христово

Слайд 22

День православной книги

Слайд 23

Пасха - Воскресение Христово

Слайд 24

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПРОЕКТ:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«САЛОН КРАСОТЫ»

подготовительная группа

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                              Фадина В.Н.

План работы:

Этап проектной деятельности

Совместная деятельность

воспитателя и детей

Деятельность воспитателя

Подготовительный

1 – 2 неделя

Обрисовка сюжетной канвы

1.Постановка цели и задач.

2.Подбор литературы.

3.Составление плана проектной деятельности.

Виртуальная экскурсия в салон красоты – просмотр видео – ролика «Салон красоты»

 

Организационная работа

- Чтение художественной литературы: Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках Мир человека: Профессии» М., 2005 г. 

- Чтение стихов:

- С.Михалков "В парикмахерской";

- Натали Самоний «Хочу быть парикмахером!»;

- Лика Разумова «Парикмахер»,

- С.А. Васильева «Стихи о парикмахере» и «Загадки о парикмахере».

 - Рассматривание профессиональных журналов иллюстраций о работе салонов красоты, фотографий причесок, маникюра.

 - Беседа с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое Салон красоты?», «Кто работает в Салоне красоты?», «Правила поведения в общественном месте».

 - Дидактические игры:

  «Четвертый лишний», «Придумай рисунок», «Разрешается – запрещается», «Когда что пригодится?», «Подбери прическу», «Для чего эти предметы».

 - Проведение игровых ситуаций, показов-инсценировок, мини-диалогов между работниками салона и клиентом, администратором и клиентом, администратором и работниками салона с разными детьми;

 - Дидактические упражнения: «Кто больше запомнил», «Кто больше назовет действий», «Повтори, как я»; Игра - упражнение в плетение косичек; 

Продуктивные виды деятельности:

 - Изготовление атрибутов для игры

- Рисование на тему: «Сделай маникюр», «Современные прически».

 - Аппликация на тему: «Подбери прическу»

 - Разукрашивание раскрасок «Золушка на балу» 

1. Разработка конспекта игры «Салон красоты».

2. Планирование календарных планов.

3.Оформление уголка сюжетно – ролевой игры «Салон красоты».

4. Создание альбомов

Изготовление

атрибутов

 - Оформление альбомов с женскими, мужскими и детскими прическами, стрижками;

- Изготовление альбома с образцами рисунков на ногтях.

- Изготовление бигуди из поролона;

- Сбор пластмассовых флакончиков, баночек и тюбиков от крема;

- Изготовление пилочек для ногтей;

- Изготовление печки для сушки лака;

- Шитье накидок;

- Сбор резинок, бантиков;  

- Изготовление бейджиков;

- Изготовление вывески «Салон красоты»;

- Изготовление бумажных денежных купюр;

- Изготовление манекенов для обучения мастеров различным стрижкам;

Работа с родителями

 - Приобретение родителями детских наборов для парикмахерской, заколок, резинок, ободков.

 - Предложить родителям с детьми понаблюдать в парикмахерской за работой мастера (поход по необходимости);

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Беседы и консультации по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка».

Основной

3 неделя

Систематизация информации

  • Организация игрового пространства салона.

Создание игровой обстановки:

Оформление салона красоты:

- фойе (диван, кресла, журнальный столик, журналы, каталоги);

- рабочее место администратора (стол, стул, блокнот, ручка, телефон, кофеварка, чайный сервиз);

- рабочее место парикмахера (набор инструментов, кресло, стол, зеркало, манишка, фартук, косметические средства);

- рабочее место мастера по маникюру (набор инструментов и косметических средств, полотенце, стол, стулья);

-рабочее место визажиста (полотенца, баночки с кремами, наборы косметики, кисточки, спонжи)

-рабочее место массажиста (одноразовая пеленка, массажные шарики, крем)

  • Принятие детьми на себя ролей.
  • Обсуждение содержания игры.

Обеспечение руководства.

Распределение ролей.

Игровая деятельность детей

Повторение диалогов между работниками салона и клиентом, администратором и клиентом, администратором и работниками салона с разными детьми;

Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов заместителей.

Принятие на себя второстепенной роли

Заключительный

3 неделя

 - С/Р игра «Салон красоты»

 - Участие детей в обсуждении проведенной игры.
- Оценка умения играть вместе

 - Оформление выставки детских работ.

- Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета, подготовка к презентации, презентация.

 - Выводы и результаты проектной деятельности.

Перспективы развития игры:

Дальнейшее пополнение атрибутов к игре; обогащение сюжета новыми ролями; совершенствование игровых навыков, взаимоотношений между детьми.

Результаты реализации проекта в группе:

1.Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;

2.Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

3.Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;

4.Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;

5.Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.

 Словарный минимум

   Часть словаря

           Подготовительная    группа

      Профессии

   

Стилист, визажист, маникюрша, заведующая, парикмахер, уборщица.

Орудия труда         

Мобильный телефон, визитка, пилочка, фен, ножницы, расчёска.

      Трудовые

       действия

Информировать, согласовывать, заверять, рекомендовать, управлять

  Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно

Добросовестно, четко, энергично, организованно, высококачественно

 Общественная    

   значимость

Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво

Результаты труда

Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями

   Учреждения

Парикмахерская, салон, магазин

Вежливые слова и выражения

Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо, приятно снова видеть вас, до встречи, примите мои извинения, разрешите, прошу вас

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

 Получает заказ клиента. Делает прическу, моет голову, сушит феном, подстригает.                  Выписывает талон для оплаты за услуги. Дает советы.

Маникюрша

 Получает заказ клиента. Делает маникюр.

Стилист

 Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары.

Кассир

 Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал информацию об услуге.

Уборщик

Убирает зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, расписывается за него, проверяет. Благодарит за работу.

Заведующий

 Подбирает на работу кадры. Устраняет конфликты. Делает заявки на приобретение косметических средств, инструментов, оборудования. Организует работу сотрудников.  Беседует с клиентами.

Продавец в магазине

 Выдает товар по заявке, упаковывает его. Выдает чек.

                 Шофер

 Доставляет косметические средства, оборудование, инструменты из магазина в салон, получает товар. Подписывает путевой лист.

Построение ролевого взаимодействия

Заведующий салона

Клиент

Кассир

 Организует работу. Контролирует.  Общается. Проверяет отчетность.

 Рассчитывается за услугу, получает сдачу.

Парикмахер

 Организует и контролирует работу.  Общаются. Передает пожелания   клиентов. Информирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются.   Дает советы в процессе работы.

Маникюрша

 Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Стилист

 Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

 Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Уборщик

 Организует и контролирует работу.

Клиент

 Беседует с клиентом.

 Устанавливают очередь. Соблюдают правила поведения в общественных местах.

Шофер

Дает указание о доставке. Выдает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.

План сюжета

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Салон красоты

Парикмахер

женского зала

Фартук, бейджик, ножницы, расчески, полотенце, накидка, фен, банты, заколки, резинки, флакончики «Шампунь» и «Лак для волос», прищепки, бигуди, детская мебель «Парикмахерская», столик, тазик, кресло, губка, коробки «Краска для волос», тарелочка, кисточка для окрашивания волос.

Предлагает прическу, стрижку (советует), моет голову клиенту, расчесывает, стрижет, укладывает прическу, сушит волосы феном, плетет косички, делает хвостики, закалывает заколками, завивает, завязывает бантики, фиксирует прическу лаком для волос, подвязывает накидку(пеньюар), дает рекомендации по уходу за волосами.

Проходите, садитесь в кресло, как будем стричься, я вам предлагаю модельную прическу «Кокетка», вам подойдет у вас густые волосы, краситься в какой цвет желаете, хотите вместе подберём краску, наклоните голову, посидите несколько минут, я вам советую.

Парикмахер мужского зала

Клиент(ы)

Администра-тор

Мастер по маникюру.

Фартук, бейджик, ножницы, расчески, полотенце, накидка, фен, машинка для стрижки, флакончики, баночки «Шампунь», детская мебель «Парикмахерская», столик, тазик, кресло.

Бумажные денежные купюры, сумка

Касса, ручка, телефон, журналы, тетрадь для записей, денежные бумажные купюры.

Ванночка, салфетки, пилочка для ногтей, печка для сушки лака, баночки от крема, кисточка.

Предлагает прическу и стрижку, моет голову клиенту, расчесывает, стрижет машинкой, укладывает прическу, сушит волосы феном, подрезает длину бороды и усов.

Сидит в очереди, оплачивает за сделанную работу, выбирает прическу или стрижку, рассматривает журналы, благодарит за работу,

Беседует с клиентами, принимает плату за услугу, встречает и провожает клиентов, сдает сдачу, ведет запись, отвечает на телефонные звонки, предлагает посмотреть журналы.

Делает массаж рук, красит, пилит ногти, обрабатывает инструменты, наносит крем, готовит ванночки для рук, включает печку для сушки лака.

Проходите, садитесь в кресло, кто следующий, как решили стричься, наклоните голову, я вам советую, пожалуйста, приходите еще, будем рады видеть вас, рассчитайтесь у администратора.

«Здравствуйте», «До свидание», «Спасибо», хочу покрасить волосы, подправить длину бороды, сколько я вам должна за работу, можно записаться на завтра, посоветуйте прическу на длинные волосы, порекомендуйте, каким средством укрепить корни волос, мне понравилась стрижка в этом журнале, мне она подойдет.

Проходите, вы по записи, мастер скоро закончит и примет вас, могу предложить журналы посмотреть, вот ваша сдача, хотите я вызову такси, приходите к нам еще, «До свидание», Спасибо, что выбрали наш салон, вам очень подходит этот цвет волос, свои вещи вы можете оставить на диване.

Посмотрите набор эскизов рисунков для ногтей, что выбрали, что понравилось поступили новые цвета лаков, я вам сделаю скидки, вы наш постоянный клиент, ванночки могу предложить, но это будет за отдельную плату, не дорого, какой лак выбрали.

Технический персонал

Ведерко, щетка, тряпочка, полотенца.

Убирает зал, меняет полотенца, протирает столы, моет инструменты.

Разрешите, я уберу здесь, пересядьте, пожалуйста, на другой стул, Вам нужны чистые полотенца?

Литература:

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
  3. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
  4. Михайленко Н.Я.,  Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
  5. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
  6. Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
  7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
  8. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Форма проекта – игровой - творческий Продолжительность проекта – краткосрочный Участники проекта – дети подготовительной группы , воспитатели , родители ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ « САЛОН КРАСОТЫ СТИЛЬ » Подготовительная группа

Слайд 2

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, благодаря игре ребенок постигает окружающий мир и людей, "входит" в сообщество взрослых людей.

Слайд 3

Цель проекта Продолжать формировать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры . Задачи проекта - Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм . - Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли - Обогатить знания детей о труде парикмахера, мастера маникюра, визажиста, администратора. Воспитывать уважение к труду этих профессий. - Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет .

Слайд 4

ЭТАПЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1.Постановка цели и задач 2.Подбор литературы 3.Составление плана проектной деятельности Организационная работа Разработка конспекта игры «Салон красоты». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Придумай рисунок», « Подбери прическу», «Для чего эти предметы ». Работа с родителями

Слайд 5

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Ознакомление родителей с содержанием проекта ; Предложить родителям с детьми понаблюдать в парикмахерской за работой мастера (поход по необходимости ); Сбор пластмассовых флакончиков, баночек и тюбиков от крема ; Шитье накидок; Сбор резинок, бантиков; Изготовление вывески для «Салона красоты»;

Слайд 6

Продуктивные виды деятельности: - Изготовление атрибутов для игры - Рисование на тему: «Сделай маникюр», «Современные прически».

Слайд 8

Заключительный этап Совместная деятельность воспитателя и детей Деятельность воспитателя - С/Р игра «Салон красоты» - Участие детей в обсуждении проведенной игры. - Оценка умения играть вместе - Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета, подготовка к презентации, презентация. - Выводы и результаты проектной деятельности. Перспективы развития игры : Дальнейшее пополнение атрибутов к игре; обогащение сюжета новыми ролями; совершенствование игровых навыков, взаимоотношений между детьми



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Проект отряда ЮИД — «Юные инспектора действуют»

Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:

«Как обеспечить безопасность

и здоровый образ жизни наших детей?»

 

Содержание:

  1. Краткая аннотация к проекту.
  2. Участники проекта.
  3. Пояснительная записка.
  4. Актуальность
  5. Цель и задачи проекта.
  6. Предполагаемые результаты.
  7. Сроки реализации проекта.
  8. Материал и оборудование.
  9. Перспективное планирование по ПДД
  10. Мониторинг.
  11. Список использованной литературы.

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                                                                                               Фадина В.Н.

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Участники проекта:

Дети старшего возраста, воспитатели, родители ДОУ

Пояснительная записка

Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Количество ДТП по вине самих детей увеличивается. Чаще всего участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети – пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.

Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения.

Актуальность проблемы:

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Ребенок 3–5 лет (а часто старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него вязаны приятные впечатления. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – будь то игрушечный или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Обучая безопасному поведению на дороге, необходимо внушать, что, проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Еще до того, как они пойдут в школу, дети должны уметь ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу. Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в учебное время, но и во всех видах детской деятельности (творческих играх, изобразительной деятельности, на интегрированных занятиях, прогулках, утренней гимнастике).

Цель проекта:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Цель создания отряда ЮИД: формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения через вовлечение в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах)

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

- Развивать связную речь;

Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- Воспитывать чувство ответственности.

Задачи отряда ЮИД:

 - изучение правил безопасного поведения на дорогах; - овладение специальной дорожной терминологией;

- ознакомление с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения;

- формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах;

- формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией;

- развитие организаторских способностей и общей культуры личности;

- социализация личности ребенка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;

- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах

Предполагаемые результаты:

Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Сроки реализации:

С сентября по март учебного года.

Материалы и оборудование:

- наборы по ПДД (открытки, слайды, иллюстрации);

- детская литература по ПДД;

- аудиоаппаратура, компьютер;

-  проектор, экран.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет - ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
  4. Организация развивающей среды в группах - оформление уголков безопасности.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Оформление консультативного материала для родителей.

Формы работы по реализации проекта:

Интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры.

Перспективное планирование по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе

В детском саду представления детей о правилах дорожного движения уточняются и дополняются. На экскурсиях и целевых прогулках закрепляются знания детей о проезжей части. Их продолжают знакомить с перекрёстком и дорожными знаками: «пункт питания», «место стоянки». Даются более полные знания о правилах поведения для пешеходов и пассажиров. Проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя. Расширяются знания о работе сотрудников ГИБДД, закрепляется употребление пространственной терминологии (вперёд, назад, вправо, влево, сзади, навстречу, на противоположной стороне).

 

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

  1. Создание отряда ЮИД.
  2. Оформление плакатов по ПДД.
  3. Досуг « Посвящение в ЮИД»
  4. Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улице»

Сентябрь

Ледомская М.А.

Воспитатели групп

Воспитатели старших групп

  1. «Я иду по улице в детский сад» - Учить составлять план дороги от дома до детского сада в подготовительных  группах.
  2. Конкурс  «Ребенок. Дорога. Безопасность»  во всех группах.

Октябрь

Воспитатели старших групп

Ледомская М.А.

  1. Родительский патруль.
  2. Консультация для родителей: «Шагаем осторожно!» во всех группах.

Ноябрь

Ледомская М.А.

  1. Беседы с детьми средней и младшей групп: «Нерегулируемый перекресток. Правила поведения на нем.
  2. Экскурсия к перекрестку с детьми старших групп.
  3. Консультация для родителей: «Совместная прогулка детей и родителей» во всех группах.

Декабрь

Воспитатели старших групп

Ледомская М.А.

  1. Викторина по правилам ПДД в старших группах.
  2. Памятка для родителей «Дети и дорога» во всех группах.

Январь

Воспитатели старших групп

Ледомская М.А.

  1. Досуг «Знать правила  движения должны все без исключения» для всех детей ДОУ

Февраль

Воспитатели старших групп

  1. Конкурс поделок: «Знаки своими руками» для всех групп.
  2. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный» во всех группах.

Март

Ледомская М.А.

  1. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице” во всех группах.
  2. Выпуск газеты «Красный, желтый, зеленый» во сех группах.

Апрель

Ледомская М.А.

  1. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед» во всех группах
  2. Памятка «Улица – лучший учебник» во всех группах.

Май

Ледомская М.А.

  1. Игры во дворе для всех групп.

Июнь - август

Воспитатели старших групп

Мониторинг:

- Анализ результатов проекта.

Заключение:

По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
  2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
  3. С. -П. Детство-пресс. 2009.
  4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  5. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  6. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
  7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
  8. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
  10. Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения


Предварительный просмотр: