Публикации, выступления, опыт работы

Кулакова Валентина Васильевна

Творческий проект как метод исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskiy_proekt.docx287.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Кулакова Валентина Васильевна,                                

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района, Синеутесовский филиал начальной школы

                                e-mail: kulakovav.v@mail.ru

            «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»
                                                                                                            И. Гёте

 

В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков. Ведущую роль на уроках музыки и искусства должны играть творческие методы обучения.  

Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта.  

Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.

Метод творческого проекта относят к категории исследовательских, так как он побуждает школьников к поиску и отбору информации, систематизации знаний, экспериментальной проверке и самооценке.    Исследовательские проекты, выполненные учащимися на уроках музыки, являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу.

В творческом проекте учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность. При таком сотрудничестве учащиеся становятся активными участниками процесса, а педагог является консультантом, организатором, руководителем, режиссером, партнером. Его задача заключается в том, чтобы в процессе создания проекта у учащихся развивались познавательные интересы, формировались универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной, интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполнения проекта.  

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      

Примером такой работы является школьный подростковый клуб «Ветер», который объединяет  в одном  коллективе  учащихся  разных возрастов и педагогов, любящих петь и играть на гитаре, увлекающихся сценическим искусством и художественным творчеством.

Одним из направлений работы клуба является проектная деятельность, которая способствует   развитию  дарований  его участников, стремлению подростков к получению актуальной информации в жанре авторской песни, литературы и искусства, потребности  в занятиях творчеством, организации досуга и отдыха.

Получая теоретические знания на уроках, участники клуба   работают над созданием    творческого продукта во внеурочное время, привнося и обогащая свой опыт и креативность.

Мы выделяем следующий алгоритм работы над творческим проектом:

1 этап: Погружение в проект - введение в проектную деятельность, определение темы, интеграция  предметных областей;

  1. этап: Осуществление деятельности - формулирование целей и задач, вычленение проблем, определение этапов проектной деятельности;
  2. этап: Организация деятельности - обсуждение возможных вариантов проекта, выбор жанров и форм  творческой работы;
  3. этап: Презентация результатов - коллективное и вокальное музицирование, драматизация,  видеоклип и т.д.;
  4. этап: Обобщение результатов, их оформление - альманах, фотовыставка, фотоальбом и т.п.;
  5. этап: Оценка результатов - отзывы зрителей, рефлексия, самооценка коллективной или индивидуальной творческой работы.

Количество шагов (этапов)  зависит от сложности проекта и способов его реализации.

 Ценность такой работы состоит в том, что в  создании    творческого продукта принимают участие практически все ученики и педагоги школы, созданы условия для интеграции  разных  форм урочной и внеурочной деятельности. В неформальной обстановке общения    коллективная  работа  разновозрастных групп   создает ситуацию успешности для всех участников творческого процесса.

В своей  практике  мы используем следующие виды творческих проектов:

- Творческие работы -   альманах «Песня в дорогу зовущая…» «Бабушкина пластинка» и др.

- Интегрированные проекты –  «Времена года в искусстве» включающий разные формы и жанры искусства: фотовыставка «Осень моими глазами», литературное творчество (стихи, эссе на тему осени), видеоклип к песне «Разноцветная осень», вокальное музицирование, создание видеофильмов и электронных презентации;

- Информационно – исследовательские проекты   ориентированы на индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение четверти по заданной тематике «Классика и современность», «Что за прелесть эти сказки», «Музыкальные заставки на телефоне» и другие.  

- Сценарные проекты направлены на реализацию школьной программы «Праздничный календарь» (школьные праздники, праздники народного календаря и т.д.)

- Театрализация (драматизация) музыкальных и литературных произведений, создание спектакля  - «А зори здесь тихие…»

В октябре 2014 года инициативной группой участников подросткового клуба «Ветер» был  создан  творческий  интегрированных  проект, посвященный 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова.

Название проекта: «Недаром помнит вся Россия…»

Тип проекта: интегрированный творческий

Продолжительность: 2 недели

Участники проекта: учащиеся, родители и  педагоги Синеутесовского филиала МАОУ  «Спасская общеобразовательной средней школы» Томского района.

Результат проекта: презентация проекта в форме литературно – музыкального спектакля.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительная работа.

- определение темы (проблемы проекта, постановка цели проектной деятельности, формулирование задач);

- составление пошагового плана проекта;

- выбор форм и способов реализации проекта;  

2 этап: организация участников проекта

- формирование творческих рабочих групп по направлениям: литературоведы, музыковеды, художники, режиссеры, актеры, хореографы, костюмеры, оформители и технические службы,

- определение задач и пути их решения;

 3 этап: Практическая работа над проектом:

-  Сбор биографического литературного и музыкального материала, работа над сценарием праздника;

-  Репетиции театрализованных эпизодов;

-  Сбор и оформление творческих работ для картинной галереи;

-  Создание альманаха, видеороликов, презентаций и др.

-  Изготовление костюмов, декораций и т.д.

4 этап: Презентация проекта:

- Презентация творческих продуктов;

- Сценическое воплощение литературно-музыкального спектакля «Недаром помнит вся Россия»;

5 этап:  Подведение итогов проектной работы:

- Обобщение результатов, оформление в альманах;

- Создание фотоальбома;

- Информация на сайте школы и школьной газете;

6 этап – Оценка результатов:

- отзывы зрителей,

- рефлексия,

- обсуждение и самооценка коллективной или индивидуальной творческой работы.

Проект реализован с помощью интеграции образовательных дисциплин:

- Музыка;

- Литература;

- Изобразительное искусство;

- Технология.

Таким образом, можно сделать вывод,  метод творческого проекта, являясь исследовательским по своей сути, способствует развитию творческой деятельности, самостоятельности учащихся. Он помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу, становится формой организации учебной и внеурочной деятельности школьников.C:\Users\lenovo\Desktop\IMG_1385.JPGC:\Users\lenovo\Desktop\IMG_1419.JPGC:\Users\lenovo\Desktop\КЛУБ\Фото Клуба\Клуб самодеятельной и эстрадной песни Ветер.JPG

                   C:\Users\lenovo\Desktop\IMG_6676.JPGC:\Users\lenovo\Desktop\IMG_1426.JPGC:\Users\lenovo\Desktop\КЛУБ\Фото Клуба\Участники спектакля.JPG