Помощь по предмету.

Здесь можно найти полезную информацию в подготовке к урокам и экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климатограмма – графический вид изображения климата.

1. Описание климатограммы:

     - столбцы в климатограмме  -         количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.

     - слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как

       первая снизу, так и посередине.    Выше нуля – положительные температуры,  ниже – отрицательные.

    - изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.

   - справа отмечена шкала количества осадков.

   - каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.

   - сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.

2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:

   - если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс.

   - если амплитуда t незначительная (3-7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс.

   - если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс.

    - если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики.  

    - если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.

3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и

     

+30

 

+25

             

+20

+15

+10

+5

0

мм

3

4

3

0

500

400

300

200

100

3

4

3

0

0

                                я                                                                                                                            

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Анализ.

1. это экваториальный пояс, потому что температура в течение всего года +24 - +26 0С.

2. это подтверждает большое и      равномерное количество осадков.

по количеству осадков и режиму их выпадения.

    - если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или морской климат.

    - если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это переменно-влажный климат.

    - если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный или пустынный климат.

   - если в летнее время осадков очень мало, а зимой - много (среднегодовое  от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат.

   - если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.

4. По режиму температур можно определить полушария:

    - если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного полушария.

    - если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного полушария.

5. Как отличить:

    - Субэкваториальный от Тропического муссонного климата?

      Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ  2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде температур (СЭ – лето +30, зима - +26 0С; Т.мус. – лето +30, а зима +20 0С)

 

+30

 

+25

             

+20

+15

+10

+5

0

мм

2

0

5

0

500

400

300

200

100

0

                                я                                                                                                                            

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Анализ.

1. это тропический пояс, потому что температура зимой выше +10.

2. это южное полушарие, потому что зима в июле.

3. это влажный климат, потому что годовое количество осадков более 2000 мм и достаточно равномерно.

   - Экваториальный от Тропического влажного?

      Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении года  (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении года отличны – в Э. в течении года  почти одинаковые +24 - +26 0С, а в Т.вл. – зимой +17, а летом +26.

   - Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического муссонного?

      Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а количество разное: в Т.и СТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И температуры также отличны:

         - в Т.мус.: зима +20, лето +30;

         - в У.мус.: зима от -5 (атлантическое побережье Канады) до  -23 (Хабаровск, Россия), лето +18-+20.

         - в СТ.мус.: зима -1+5, лето +23+25.

    - умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный Умеренного пояса?

      Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур (зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):

             - у-к: зима -12-15, лето +12+15.

             - к: зима -16-20, лето +20.

             - р-к: зима -30(до -70), лето                 +20+25.

      Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от Атлантики):

            - у-к: 500 - 700 мм

            - к: 400 – 500 мм

            - р-к: 300 – 400 мм  

+30

 

+20

             

+10

0

-10

-20

-30

-40

мм

350

300

250

200

150

50

8

0

3

0

                                я                                                                                                                            

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Анализ.

1. это умеренный пояс, потому что температура зимой ниже 0, а летом выше +10.

2. это северное полушарие, потому что зима в июле.

3. это резко-континентальный климат, потому что амплитуда температур очень большая 65 градусов, а годовое количество осадков менее 400 мм  с летним максимумом (июль).

Решения некоторых заданий из ЕГЭ по теме «климат».

Задача №1.

Ниже приведены данные по температуре воздуха в городах: Верхоянск, Сидней, Анкара, Екатеринбург. Определите к какому городу относится каждый из рядов данных? К какому климатическому поясу и области относится каждый город?

Город

Температура по месяцам, 0С

январь

май

июль

октябрь

1

+16

+10

+8

+14

2

-16

+5

+16

0

3

-45

+2

+14

-7

4

0

+15

+24

+8

Решение:

1. Самое простое – город Сидней. Это город Австралии, находится в южном полушарии, значит зима в июле. Смотрим, где понижение температуры в июле – это №1. Температура зимы ниже +10, значит это субтропический пояс. Но лето нежаркое, значит увлажнение умеренное.

2. Город Анкара находится в Турции в субтропиках. Температура зимой (северное полушарие – это январь) редко опускаются ниже нуля. Это №4. Анкара находится на побережье Средиземного моря, значит климат средиземноморский.

3. Российский город Екатеринбург находятся на Урале. Здесь умеренный пояс, умеренно-континентальный климат. Верхоянск находится намного севернее и восточнее Екатеринбурга, значит там климат более суровый: зимой холоднее, амплитуда температуры больше. Это субарктический пояс: зима – арктическая, а лето – умеренного пояса. Значит №3 Верхоянск, №2 Екатеринбург.

Задача №2.

Ниже приведены данные по температуре воздуха в городах: Каир, Берлин, Владивосток, Буэнос-Айрес. Определите к какому городу относится каждый из рядов данных? К какому климатическому поясу и области относится каждый город?

Город

Температура по месяцам, 0С

январь

май

июль

октябрь

1

-16

+5

+16

-8

2

-1

+10

+16

+5

3

+24

+12

+8

+15

4

+10

+17

+30

+15

 Решение:

1. Самое простое – город Буэнос-Айрес. Это город в Аргентине, находится в южном полушарии, значит зима в июле. Смотрим, где понижение температуры в июле – это №3. Температура зимы ниже +10, значит это субтропический пояс. Но лето теплое, нежаркое, значит увлажнение умеренное.

2. Город Каир находится в Египте, на границе субтропика и тропика. Рядом пустыня Сахара. Температура зимой (северное полушарие – это январь) +10. Это №4. Каир находится почти на побережье Средиземного моря, значит климат более средиземноморский, чем засушливый.

3. Российский город Владивосток находятся на Дальнем Востоке, на побережье Японского моря. Здесь умеренный пояс (температуры зимой в январе -12 -16, лето +16), муссонный климат. Значит это №1.

4. Город Берлин тоже находится в умеренном поясе, но ближе к Атлантике. Значит температуры зимы (января) намного выше, чем во Владивостоке. А летние температуры почти одинаковые. Значит это №2.

Задача №3.

   По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, используя предложенные   данные.

t 0C

Кол-во осадков

Для какого из нижеперечисленных городов – Москва, Норильск, Владивосток, Красноярск – приведенные данные применимы?

Опираясь на данные климатограммы, обоснуйте свой ответ.

  Январь

-22

10

Февраль

-15

30

Март        

-5

35

Апрель

-2

50

Май

+3

65

Июнь

+12

65

Июль

+16

70

Август

+15

60

Сентябрь

+6

45

Октябрь

0

35

Ноябрь

-10

20

Декабрь

-13

15

Решение:

1. Построить климатограмму:

а) Нарисовать 12 столбцов – количество месяцев. Снизу их подписать первыми буквами.

б) Проанализировать данные и оформить легенду климатограммы. Я приняла решение – отмечать температуру через 10 градусов, а количество осадков – через 20 мм.

в) Сложить все показания количества осадков и снизу написать среднегодовой показатель.

+30

 

+20

             

+10

0

-10

-20

-30

мм

100

80

60

40

20

5

0

0

0

         я                                                                                                                            

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

2. Проанализировать климатограмму:

а) Мы знаем, что Москва, Владивосток и Красноярск находятся в умеренном поясе, нов разных типах климата. А город Норильск – в субарктическом поясе.

б) На климатограмме летние температуры умеренного пояса +16. Но и в субарктический пояс летом приходят умеренные воздушные массы. Но на графике зимой морозно -22. А мы знаем, что в субарктический пояс зимой приходят арктические воздушные массы, значит там должно быть ниже -30 градусов. Первый вывод – это не Норильск.

в) Москва находится в умеренно-континентальном климате, значит там достаточно мягкая зима (-16), и осадков должно быть больше (600-700 мм). Второй вывод – это не Москва.

г) Это и не Владивосток, потому что там температурный режим как в Москве, но осадков больше – до 1000 мм. Хотя режим осадков схож с режимом на климатограмме – летом приходят муссоны и приносят много дождей.

д) Это климатограмма города Красноярска: лето как в Москве, зимой холодно (нарастание континентальности), осадков немного с весеннее - летним  режимом.

Главный вывод – это климатограмма города Красноярска, умеренный пояс, континентальный климат.

Задача №4.

Определите тип климата и климатический пояс (с указанием полушария), для которого характерны:

четкая сезонность режима температур и осадков, причем январские температуры около -20 градусов по Цельсию, июльские около +18;

максимум осадков наблюдается в июле – сентябре, минимум в декабре – феврале;

годовая сумма осадков – около 900 мм.

Решение:

1. Зима в январе – значит это северное полушарие.

2. Зимой отрицательные температуры, но летом температуры выше +10 – значит это умеренный пояс.

3. большинство осадков выпадает летом и много. Значит это муссонный климат.

Задача №5.

Определите тип климата и климатический пояс (с указанием полушария), для которого характерны:

четкая сезонность температурного режима; январские температуры около +17 градусов по Цельсию, июльские около 0;

осадки выпадают относительно регулярно;

годовая сумма осадков около 1000 мм.

Решение:

1. Зима в июле – значит это южное полушарие.

2. Зимние температуры около нуля – значит это субтропический пояс.

3. Осадки регулярны и много – значит это климат с умеренным увлажнением.

Задание №6.

Дайте описание … основного климатического пояса. или: По описанию определите какой это пояс.

Ответ: На планете 4 основных климатических пояса (и 3 переходных).

В основных климатических поясах образуются определенные воздушные массы. А в переходные пояса в определенные сезоны приходят соседние воздушные массы. Зимой будут климатические свойства холодного соседа, а летом – теплого.

Например: В субтропики зимой приходят умеренные воздушные массы, а летом – тропические.

направление ветров

        

Все особенности основных климатических поясов можно отобразить в таблице.

Экваториальный

Тропический

Умеренный

Полярный

Область низкого давления

Область высокого давления

Область низкого давления

Область высокого давления

Восходящие потоки воздуха

Нисходящие потоки воздуха

Восходящие потоки воздуха

Нисходящие потоки воздуха

Слабые ветра

Пассаты (восточные, с отклонением к экватору)

Западные умеренных широт

Восточные приполярных широт

Малые амплитуды температур (2-4гр) +24 - +26С

Небольшие амплитуды температур, зимние не опускаются ниже +10

Выделение 4 сезонов года, большие амплитуды температур, зима – ниже или около 0.

Арктика – лето (июль) ок.0, зима (январь) –30.

Антарктика – лето (январь) -8-23, зима (июль)  -35-60.

 Обильные осадки от 2000 до 5000 мм

Осадки зависят от типа климата.

Количество и режим осадков зависит от типа климата,

Осадков мало 50-200 мм, в виде снега или ледяного тумана.

Выделяют:

 - Пустынный или сухой (ос 100 – 250 мм)

- Влажный (1000 – 2000 мм), океанический (до12000 мм)

Выделяют:

- Умеренно-континентальный (500 – 700 мм, максимум – летом)

- континентальный (400 – 500 мм,  максимум – летом)

- резко-континентальный (300 – 400 мм максимум – летом)

- муссонный (800 -1000 мм, осадки только летом)

- морской (1000 – 1500 мм, довольно равномерно, зимние температуры +2 из-за постоянной высокой влажности)

Причина таких различий в климате – Арктика – океан,

Антарктика – материк.

Задача №6.

В какое время года выпадают осадки в субэкваториальных поясах?

Ответ:

Период засухи – зима. Но в северном полушарии зима в январе, а в южном – в июле. Значит: осадки выпадают в субэкваториальном поясе северного полушария в апреле – сентябре, максимум – в августе. В субэкваториальном поясе южного полушария в сентябре – апреле, максимум в декабре.



Предварительный просмотр:

1 вариант.

1.Дыхание человека – это процесс

А) получения энергии из органических соединений при участии кислорода

Б) поглощения энергии при синтезе органических соединений

В) образования кислорода в ходе химических реакций

Г) одновременного синтеза и распада органических соединений

2.Органом дыхания не является

А) гортань     Б) трахея      В) пищевод      Г) бронхи

3.Одной из функций носовой полости является

А) обогащение крови кислородом      Б) задержка микроорганизмов

В) охлаждение воздуха                           Г) осушение воздуха

4.Кислород поступает в альвеолы, а из них в кровь путем

А) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией

Б) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией

В) диффузии из тканей организма                    Г) гормональной регуляции

5.Выдох у человека происходит в результате

А) сокращения наружных межреберных мышц

Б) сокращения диафрагмы               В) расслабления диафрагмы

Г) увеличения объема грудной полости

6. Механическая обработка пищи – это

А) расщепление веществ

Б) измельчение веществ

В) всасывание веществ

Г) удаление непереваренных остатков

7. К пищеварительному каналу относится

А) пищевод

Б) пищевод,  кишечник

В) пищевод, кишечник, желудок.

Г) пищевод, кишечник, желудок, желчный пузырь

8. Установите последовательность обработки пищи в организме человека

А) всасывание веществ в кровь и лимфу

Б) расщепление  веществ

В) механическая обработка пищи

Г) удаление непереваренных остатков пищи

9. Основные процессы всасывания происходят в

А) желудке

Б) тонкой кишке

В) ротовой полости

Г) толстой кишке.

10. Аппендицит – воспаление

А) брюшной полости

Б) червеобразного отростка слепой кишки

В)  ротовой полости

Г) желудка

2 вариант.

1. Вход в гортань защищен

А) черпаловидным хрящом                Б) голосовыми связками

В) надгортанником                               Г) щитовидным хрящом

2.Дыхательная поверхность легких образована

А) бронхами           Б) бронхиолами           В) ресничками          Г) альвеолами

3. Жизненная емкость легких – это

А) количество вдыхаемого воздуха в состоянии покоя

Б) количество выдыхаемого воздуха в состоянии покоя

В) максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха

Г) количество  выдыхаемого воздуха после физической нагрузки

4. При задержке дыхания вдох у человека следует сразу за

А) сокращением наружных межреберных мышц

Б) торможением дыхательного центра

В) повышением в крови концентрации углекислого газа

Г) изменением концентрации кислорода в крови

5.Голосовые связки расположены в области

А) трахеи            Б) бронхов           В) гортани           Г) носоглотки

6. Химическая  обработка пищи – это

А) расщепление веществ

Б) измельчение веществ

В) всасывание веществ

Г) удаление непереваренных остатков

7.  К пищеварительным железам  относится

А)  слюнные железы

Б) слюнные железы,  железы желудка

В) слюнные железы,  железы желудка, печень

Г) слюнные железы,  железы желудка, печень, аппендикс

8. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека

1) пищевод   2) желудок   3) ротовая полость  4) тонкая кишка   5) глотка 6) толстая кишка.

9. Внутреннее строение зубов это

А) эмаль

Б) эмаль, дентин

В)  эмаль, дентин, пульпа

Г) эмаль, дентин, пульпа, костная лунка

10. При помощи ферментов желчи происходит расщепление

А) углеводов

Б) жиров.

В)  белков

Г) нуклеиновых кислот

3 вариант.

1. Причиной тканевого газообмена служит

А) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях

Б) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях

В) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую

Г) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости

2. Хрящевые полукольца составляют основу

А) пищевода               Б) гортани               В) трахеи              Г) мелких бронхов

3. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

А) тканевым дыханием                     Б) легочным дыханием

В) транспортом газов                         Г) обменом веществ

4. При вдохе происходит…

А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы

Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы

В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы

Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы

5. Жизненная емкость легких составляет…см3

А) 500   Б) 1500   В)2500    Г)3500

6. Кариес возникает в результате

А) частого употребления  сырых фруктов, овощей

Б) чистки зубов два раза в день

В)  курения табака

Г) использования  пластмассовых зубочисток

7. При помощи ферментов слюны происходит расщепление

А) углеводов

Б) жиров.

В)  белков.

Г) нуклеиновых кислот.

8. Уничтожение вредных бактерий  при помощи соляной кислоты происходит в

А)  желудке

Б) тонкой кишке

В)  ротовой полости

Г) толстой кишке.

9. Какую роль в пищеварении играет желчь?

А) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты

Б) активизирует ферменты, эмульгирует жиры

В) расщепляет углеводы до углекислого газа и воды

Г) ускоряет процесс всасывания воды

10. Слюна содержит ферменты, участвующие в расщеплении

А) углеводов

Б) гормонов

В) белков

Г) жиров

4 вариант.

1.Многократное анатомическое ветвление имеет орган дыхания

А) носоглотка            Б) бронхи              В) трахея            Г) гортань

2.Увеличение объема легких при вдохе обеспечивается

А) наличием легочной плевры                    

Б) работой скелетных мышц

В) сокращением диафрагмы и межреберных мышц

Г) увеличением жизненной емкости легких

3. Дыхательный центр расположен в отделе мозга

А) спинном           Б) продолговатом          В) промежуточном         Г) среднем

4. При раздражении рецепторов слизистой оболочки носа происходит:

А) кашель   Б) чихание   В) глотание    Г) выдох

5.Дыхание- это…

А) совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и некоторых других веществ

Б) физиологический процесс взаимного влияния отдельных групп клеток, органов и систем органов с целью поддержания постоянства их химического состава

В) процесс сохранения постоянной температуры тела за счет изменения уровня обмена веществ

Г) снижение работоспособности организма в результате длительного мышечного напряжения.

6. Расщепление углеводов в пищеварительной системе человека начинается под воздействием пищеварительного сока, который образуется в

А) поджелудочной железе

Б) слюнных железах

В) железах желудка

Г) печени

7.  Желчь из печени у человека по протоку попадает в кишку

А) двенадцатиперстную

Б) толстую

В) слепую

Г) тонкую

8. В пищеварительном канале расщепление сложных органических веществ осуществляется при участии

А) антител

Б) гормонов

В) кислорода 

Г) ферментов

9.  Пища передвигается по кишечнику благодаря

А) скользкой и гладкой поверхности внутренней стенки кишечника

Б) смачиванию пищеварительными соками

В) полужидкому состоянию

Г) сокращению мышц стенок кишечника

10. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

А) глюкозы

Б) аминокислот

В) жирных кислот

Г) гликогена

Д) клетчатки

Е) гормонов

8.Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости, приведет к

1) торможению дыхательного центра             2) ограничению движения легких

3) избытку кислорода в крови                           4) избыточной подвижности легких

5.Диффузия газов происходит в

1) альвеолах         2) слизистой носа          3) стенке бронхов          4) стенки трахеи

9.Увлажнение поступающего в организм человека воздуха начинается в

1) трахеи        2) бронхах         3) гортани         4) носовой полости

7.Гуморальный фактор является ведущим в регуляции дыхания:

А) концентрация кислорода в крови

Б)концентрация углекислого газа в крови

В)количество гемоглобина в крови

Г)рН крови


  1. К органам дыхания не относится:

А)гортань Б) трахея в) легкие г) печень


  1. Тонкостенные пузырьки на концах разветвлений бронхов, в которых происходит газообмен между воздухом в легких и кровью, -это

А) альвеолы б) капилляры в) бронхиолы г) артериолы

4. При выдохе происходит…

А) расширение грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы

Б) сужения грудной полости в результате сокращения межреберных мышц и диафрагмы

В) расширение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы

Г) сужение грудной полости в результате расслабления межреберных мышц и диафрагмы

5. Дыхательный объем составляет…см3:

А) 500 б) 1500 в)2500 г)3500


6. При возбуждении рецепторов гортани, трахеи, бронхов происходит:

А) кашель б)чихание в) глотание г)выдох

7.дыхательный центр расположен в …

А) передний мозг б) средний мозг в) продолговатый мозг г)мозжечок


Ответы

Вариант 1

Часть А

1 а

Часть В

  1. А5 Б 1 В3,6 Г2,4

Часть С1:

  1. При оказании первой помощи тонувшему прежде всего надо осмотреть полости рта и носа, очистить их от песка и других инородных предметов.
  2. Для удаления воды из дыхательных путей спасающий перевешивает его через колено согнутой ноги лицом вниз, так, чтобы голова касалась земли, а грудная клетка была на уровне колена.

С2.

1.В закрытых, невентилируемых помещениях накапливаются летучие продукты жизнедеятельности человека

2. повышается содержание углекислого газа, паров воды, уменьшается количество кислорода

Ответ включает два названных выше элемента, не содержащих биологических ошибок- 2 балла



Вариант 2

Часть А

1 а


Часть В

  1. А1,4 Б 2,5 В 6 Г 3
  2. ВГБА

Часть С1:

  1. Нарушение дыхания в некоторых случаях ранения грудной клетки происходит из- за нарушения герметичности плевральной полости, где постоянно поддерживается пониженное давление.
  2. В результате разгерметизации исчезает разница между атмосферным давлением и давлением внутри грудной клетки, в результате чего процесс наполнения воздухом становится невозможным.

С2.

1.Искусственное дыхание можно производить двумя способами: «рот в рот» или «рот в нос»

2. пострадавшего кладут на спину, под лопатки подкладывают валик из одежды. Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну линию. Помогающий становится сбоку от пострадавшего, поддерживает его голову и выдыхает свой воздух в рот пострадавшего. Если рот открыть не удается, воздух закачивают через нос, зажимая при этом рот, чтобы воздух не уходил

Ответ включает два названных выше элемента, не содержащих биологических ошибок- 2 балла

Список литературы:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: учеб. Для учащихся 8 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Вентана- граф, 2007

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., НоздрачевА.Д.Решения и ответы: к учебнику «Биология. Человек. 9 класс общеобразоват. учреждений». Висагинас, 2001

https://doc4web.ru/assets/148223c0/images/basic.png

Листать вверх Листать вниз

Получить код

Ответы: А. 1,3,2,4

Б. 3,2,1,4

В. 1,2,3,4

Г. 2,1,3,4

5. Укреплению эмали зубов не способствует

А. частое употребление  сырых фруктов, овощей

Б. чистка зубов два раза в день

В. курение табака

Г. использование  пластмассовых зубочисток

6. Нарушение эмали  - это

А. пульпит

Б. кариес

В. ботулизм          Г. гастрит

8. Найдите соответствие.

Органы

Функции

1. Желудок

2. Печень.

А. Выделение пепсина

Б. Создание гликогена.

В. Расщепление белка.

Г. Образование желчи

Д. Образование мочевины.

Е. Поддерживания постоянства глюкозы в крови

Ж. Уничтожение бактерий при помощи соляной кислоты.

Ответы: А.) 1 – А, В, Ж;  2 – Б, Г, Д, Е

Б) 1 – А, Б, Ж;   2 – В, Г, Д, Е

В) 1 – А, В, Д;    2 – Б, Г, Ж, Е

Г) 1 – А, В, Ж, Е;   2 – Б, Г, Д

 

11. Безусловные рефлексы  - это

А. врожденные

Б. врожденные, почти неизменно сохраняются на всю жизнь

В. врожденные, почти неизменно сохраняются на всю жизнь, передаются по наследству

Г. врожденные, почти неизменно сохраняются на всю жизнь, передаются по наследству, помогают приспособиться к новым условиям среды

12. Регулирование работы органов при помощи веществ, поступивших в кровь,  происходит под действием

А. нервной  регуляции

Б. гуморальной регуляции

В. кровеносной регуляции

Г. дыхательной регуляции

13. Дисбактериоз

 А. развитие гнилостной микрофлоры

Б. избыточная масса тела

В. инфекционное заболевание

Г. воспаление дёсен

14. Заболевание, при котором наблюдается диарея, обильная рвота, нарушение работы сердца и почек, появляются судороги, отдышка  - это

А. сальмонеллез

Б. холера

В. ботулизм

Г. дизентерия

15. Для профилактики попадания гельминтов в организм человека необходимо

А.  соблюдать личную гигиену, гигиену питания

Б. использовать дробное питание

В. тщательно пережёвывать пищу

Г. исключить острые блюда

Тест текущего контроля по  теме «Пищеварительная система»  (Биология Человек.8 класс.) (полиморфный критериально ориентированный)

Вариант 2.

      К  каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. В бланке ответов под  номером  задания поставьте крестик в клеточке, номер которой равен номеру выбранного вами и ответа

 Ответы: А.5, 1,3,2,4,6

Б. 3,5,1,2,6,4

В. 1,5,3,2,4,6

Г. 3,5,1,2,4,6.

4. Внешнее строение зубов

А. коронка

Б.  коронка, шейка

В. коронка, шейка, корень

Г. коронка, шейка, корень, костная лунка

6. Вещество, укрепляющее эмаль зубов

А. бром

Б. йод

В. фтор

Г. хлор

8. Найдите соответствие.

Органы

Функции

1.Тонкий кишечник

2. Печень.

А. Всасывание питательных веществ

Б. Задерживание разрушенных эритроцитов

В. Расщепление белка.

Г. Обезвреживание вредных веществ

Д. Синтез аминокислот.

Е. Расщепление жиров.

Ж. Поддерживания постоянства глюкозы в крови

Ответы: А) 1- А, В, Е; 2 – Б,Г, Д, Ж  

Б) 1- А, Б, Е; 2 – В, Г, Д, Ж  

В) 1 -  Б, В, Е; 2 – А,Г, Д, Ж

 Г) 1- А, В, Д, Е; 2 – Б,Г,Ж  

10. Перитонит – воспаление

 А.брюшной полости

Б.  аппендикса

В. ротовой полости

Г. желудка

11. Условные рефлексы – это

А.  приобретенные

Б. приобретенные, могут исчезать

В. приобретенные,  могут исчезать, помогают приспособиться к новым условиям среды

Г. приобретенные,  могут исчезать, помогают приспособиться к новым условиям среды, передаются  по наследству

12. Регулирование работы органов при помощи рефлексов   происходит под действием

А. нервной  регуляции

Б. гуморальной регуляции

В. кровеносной регуляции

Г. дыхательной регуляции

13. Дизентерия

 А. развитие гнилостной микрофлоры

Б. хроническое заболевание

В. инфекционное заболевание

Г. воспаление дёсен

14. Заболевания, при котором наблюдается головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, температура не поднимается, через 1-2 два дня наступает нарушение зрения, паралич шейных и дыхательных мышц – это

А. сальмонеллез

Б. холера

В. ботулизм

Г. дизентерия

15. К гигиене  питания не относится

А.  соблюдение режима питания

Б. употребление овощей, фруктов

В. питание преимущественно бутербродами

Г. тщательное пережёвывание пищи

Таблица ответов теста  текущего контроля

по  теме «Пищеварительная система»  (Биология Человек.8 класс.)

 (полиморфный критериально ориентированный)

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1

Б

А

2

В

В

3

Б

Г

4

В

В

5

В

В

6

Б

В

7

Б

А

8

А

А

9

Б

А

10

Б

А

11

В

В

12

Б

А

13

А

В

14

Б

В

15

А

В

Учитель биологии МКОУ «Репинская СОШ» Ильина Т.А.

9. Какие особенности характерны для строения и функций тонкого кишечника человека?

1)обеспечивает всасывание питательных веществ 2)выполняет барьерную роль

3)слизистая оболочка не имеет выростов – ворсинок 4)включает в состав двенадцатиперстную кишку

5)выделяет желчь 6)обеспечивает пристеночное пищеварение

10. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырёх функций.

11. При какой температуре и реакции среды ферменты желудочного сока наиболее активно действуют на белки?

1)выше температуры тела, в щелочной среде 2)выше температуры тела, в нейтральной среде

3)при нормальной температуре тела, в кислой среде 4)при нормальной температуре тела, в щелочной среде

12. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в

1)почках 2)печени 3)мочевом пузыре 4)поджелудочной железе

13. Установите соответствие между признаком строения и функцией и органом пищеварения человека, для которого они характерны.

ПРИЗНАК СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЯ

А)располагается в начальном отделе кишечника

Б)осуществляет всасывание основной массы питательных веществ

В)включает двенадцатиперстную кишку

Г)обеспечивает расщепление клетчатки Д)осуществляет основное всасывание воды

ОРГАН ПИЩЕВАРЕНИЯ

1)тонкая кишка 2)толстая кишка

14. Всасывание питательных веществ у человека наиболее интенсивно происходит в

1)пищеводе 2)ротовой полости 3)тонкой кишке 4)толстой кишке

15. Сокращение стенок кишечника в организме человека осуществляется за счет работы ткани

1)соединительной 2)эпителиальной 3)гладкой мышечной 4)поперечнополосатой мышечной

16. В ротовой полости человека под действием ферментов слюны происходит расщепление

1)жиров и жирных кислот 2)крахмала до дисахаридов

3)целлюлозы до сахарозы 4)белка до аминокислот

17. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней

1)глюкоза превращается в гликоген 2)вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре

3)обезвреживаются ядовитые вещества 4)белки могут превращаться в жиры и углеводы

18. Ротовая полость человека выстлана тканью, в которой клетки

1)плотно прилегают друг к другу 2)располагаются рыхло

3)имеют поперечную исчерченность 4)соединены друг с другом отростками

19. В ротовой полости человека ферменты слюны участвуют в расщеплении

1)углеводов 2)витаминов 3)белков 4)жиров

20. В пищеварительном канале расщепление молекул белков, жиров и углеводов происходит под воздействием

1)фитонцидов 2)ферментов 3)витаминов 4)гормонов

21. В печени избыток глюкозы преобразуется в

1)гормоны 2)адреналин 3)ферменты 4)гликоген

22. Барьерная роль печени состоит в

1)синтезе гликогена из глюкозы 2)обезвреживании ядовитых веществ

3)образовании жирорастворимого витамина А 4)лимфообразовании

23. В организме человека облегчает расщепление жиров, усиливает перистальтику кишечника

1)поджелудочный сок 2)инсулин 3)желчь 4)соляная кислота

24. Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, улучшает

1)пищеварение в желудке 2)расщепление углеводов

3)моторную функцию кишечника 4)всасывание питательных веществ в кровь

25. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ

А)обработка пищевой массы желчью Б)первичное расщепление белков

В)интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Г)расщепление клетчатки

Д)завершение расщепления белков, углеводов, жиров

ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

1)желудок 2)тонкая кишка 3)толстая кишка

26. Много углеводов содержат следующие продукты питания:

1)свёкла 2)творог 3)сыр 4)картофель 5)хлеб 6)рыба

7. В ротовой полости начинается расщепление

1)жиров 2)углеводов 3)белков 4)нуклеиновых кислот



Предварительный просмотр:

«Эволюция  живого мира на Земле» 1 вариант.         9 класс.

А-1.    Популяция это -

1. Система надорганизменного уровня

2. Система высшего порядка.

3. Живой   организм, способный  размножаться

4. Целостная система, способный к самостоятельному существованию

А-2.   Наследственность  это-

1.  Способность размножаться

2.  Способность организмов  передавать свои признаки, свойства

передавать из поколения в поколение.

3. Необратимое  и направленное развитие живой природы.

4. Способность к развитию и размножению.

А -3.  Для выживания организмов в борьбе  за существование

большое  значение имеет

1. Борьба с неблагоприятными условиями среды        2. Образование  новых видов

3. Приспособительное поведение                                  4. Способность размножаться

А-4.    Движущая форма естественного отбора действует при

1. Возникновении  новых форм изменчивости

2.  В распространении новых признаков внутри   данного вида   при  изменении условий внешней среды

3. Действует  в постоянных условиях среды

4. В распространении новых признаков между  видами при  изменении условий внешней среды.

А-5.  Совокупность  особей  данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других  популяций называется

1. Биоценоз      2. Биогеоценоз       3. Популяция       4. Ареал

А-6.  Усложнение структурно-функциональной организации, поднятие на более высокий уровень  называется

1. Филогенез      2.  Идиоадаптация      3. Популяция      4. Ароморфоз

А-7.   Организмы, которые используют готовые органические

вещества

1. Автотрофы     2. Гетеротрофы       3. Эукариоты     4.Прокариоты

А-8. Сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается только органами, непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды, называют

1. Дивергенция      2. Ароморфоз      3. Конвергенция.     4. Идиоадаптация

А-9. Первые  фотосинтезирующие  организмы выделяющие кислород были

1. Сине-зеленые водоросли      2. Папортники     3. Хвощи      4.Плауны

А- 10. Процесс исторического развития человека  -это результат

1. Химической   эволюции       2.  Антропогенеза

3. Эволюции       4. Биологической эволюции

 А-11. Появление  первых клеточных организмов положило начало

1.  Химической  эволюции      2.  Дарвинизма       3.  Эволюции     4.  Биологическойэволюции

«Эволюция  живого мира на Земле» 2 вариант.      9 класс.

А-1.   Изменчивость создает

1.  Исходный  материал для естественного отбора.

2.  Проявляет  разные  свойства для искусственного отбора

3. Исходный  материал для естественного отбора.

4.  Разнообразный  исходный  материал для естественного отбора.

А-2.   Основоположник  принципа градации в зоологической системе является

1. Ч.Дарвин      2.К.Линней    3.Ж.Б.Ламарк     4. Ч .Лайель

А-3.    Мутация – это

1. Проявление изменчивости

2. Внезапное  изменение  наследственных свойств организма.

3. Возникновение  новых форм изменчивости

4. Образование  новых видов

А-4.   Основные  формы  борьбы  за существование

1. Межвидовая, внутривидовая

2. Межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды

3.  Межвидовая, внутривидовая, борьба  за существование

4. Естественный  отбор, борьба  за существование

А-5.   Движущей силой  эволюции является

1. Естественный  отбор, борьба  за существование

2. Образование  новых видов

3. Естественный  отбор

4. Борьба с неблагоприятными условиями среды

А-6.   Совокупность  особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих  плодовитое потомство называется

1. Популяция

2. Биоценоз

3. Биогеоценоз

4. Вид.

А-7.  Главные  направления эволюции

1. Естественный  отбор, борьба  за существование

2. Естественный  отбор, искусственный  отбор

3. Идиоадаптация, ароморфоз, общая дегенерация

4. Идиоадаптация, ароморфоз, филогенез.

А-8.  Процесс расхождения признаков, возникающих от общих предков

1. Дивергенция      2. Ароморфоз     3. Конвергенция.      4. Идиоадаптация

А- 9.  Организмы, синтезирующие органические вещества из   неорганических

1. Автотрофы       2. Гетеротрофы       3. Эукариоты     4. Прокариоты

А-10.  Упрощение организации

1. Конвергенция.

2.  Идиоадаптация

3. Морфофизиологический регресс.

4.  Дивергенция

А-11.  Взаимополезное  сосуществование организмов, называют

1. Филогенез

2.  Идиоадаптация

3. Симбиоз

4. Анабиоз



Предварительный просмотр:

 Водоросли и лишайники.         1 вариант

1. В клетках водорослей образование питательных веществ происходит в

          1. хлоропластах                                        3. хромотофоре

          2. цитоплазме                                           4. ядре

2. Корни и стебли отсутствуют у

          1. дуба                                                        3. лиственницы

          2. кактуса                                                   4. морской капусты

3. Верны ли следующие утверждения:

А) Одноклеточные   водоросли способны передвигаться при помощи жгутиков.

Б) Водоросли обитают только в пресных водоёмах.

         1. верно только А                                       3. Верны оба суждения

         2. верно только Б                                        4. Неверны оба суждения

4. Верны ли следующие утверждения?

А) Человек использует водоросль морскую капусту в качестве пищи.

Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород.

         1. верно только А                                       3. Верны оба суждения

         2. верно только Б                                        4. Неверны оба суждения

  5. Многоклеточную водоросль ульва называют морской салат - относится к группе:                         1.  Зеленым    2. Бурым       3. Багрянкам

6. К какой группе водорослей относятся глубоководные:

1) к бурым                  2) к зеленым             3) к красным

7.  Зачем хламидомонаде «красный глазок»:

1. создавать питательные вещества         2. Защита от неблагоприятных условий       3. Для размножения      4. Для улавливания света.

8. Тело водорослей

1) имеет ткани и органы 2) не имеет тканей, но имеет органы

3) имеет ткани, но не имеет органов 4) не имеет тканей и органов

9. В слоевище лишайника входит гриб. Его функции:

1) создает органические вещества
2) обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами
3) создает крахмал
4) обеспечивает водоросль кислородом

10. Из каких органов состоит тело лишайника?

1) Не имеют органов     2) побег и ризоиды

3) корень, побег, цветок         4) корень и побег

11. Обилие лишайников в лесу свидетельствует о

1) хорошей освещенности
2) жарком климате
3) чистоте воздуха
4) недостатке влаги

12. «Олений мох» - ягель – это лишайник

1) кустистый    2) накипной     3) листоватый

 Водоросли и лишайники.         2 вариант

1. Тело многоклеточных водорослей называют

          1. слоевище                                                3. побег

          2. грибница                                                4. стебель

2. Снаружи клетку водорослей покрывает

          1. кожица                                                    3. цитоплазма

          2. оболочка                                                 4. хлоропласт

3. Из одной клетки состоит водоросль

          1. нителла                                                 3. ламинария

          2. спирогира                                              4. хлорелла

4. Верны ли следующие утверждения?

         А) Тело водорослей не расчленено на органы: корни, стебли, листья.

         Б) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела.

         1. верно только А                                       3. Верны оба суждения

         2. верно только Б                                        4. Неверны оба суждения

5. Верны ли следующие утверждения?

         А) Из красных водорослей добывают вещество агар-агар, которое используют в пищевой промышленности.

         Б) Тело морской красной водоросли порфиры состоит из одной клетки.

         1. верно только А                                       3. Верны оба суждения

         2. верно только Б                                        4. Неверны оба суждения

6. Тело настоящих водорослей называют

1) стволом     2) талломом      3) пластиной       4)мицелием

7.  К какой группе водорослей относится самые большие по размеру:

1) к бурым         2) к зеленым        3) к красным

8. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл:

1) в цитоплазме                2) в хлоропластах

3) в ядре                            4) в хроматофоре

9.  Лишайник – это симбиотическая группа

1) грибов и корней растений

2) грибов и многоклеточных водорослей

3) бактерий и высших растений

4) грибов и одноклеточных водорослей

10. Лишайник чаще всего размножается:

1) спорами        2) делением надвое          3) кусками слоевища      4) семенами

11. Лишайник бородач - относится:

   А) к неизученной группе лишайников

   Б) к листовым лишайникам

   В) к кустистым лишайникам

   Г) к накипным лишайникам.

12.Какова роль водоросли в лишайнике?

  А) обеспечивает лишайник водой

  Б) обеспечивает лишайник кислородом

  В) обеспечивает лишайник углеводами

  Г) обеспечивает  размножение лишайника.



Предварительный просмотр:

2024_Проектирование и организация образовательного процесса по географии в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП.

Входной контроль: тест

Оценка

10,00 из 10,00 (100%)

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

По типу первый урок изучаемой темы - это урок (выберите один верный ответ)

обобщения и систематизации

проверка знаний и умений

комбинированный урок

изучения нового материала

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: изучения нового материала

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Единица учебной деятельности - это... (выберите один верный ответ)

новое понятие

учебная задача

теоретический материал

практический вопрос

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: учебная задача

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Для групповой формы организации учебной деятельности характерны признаки   (выберите все верные ответы)

минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности

взаимообучение

индивидуализация обучения

развитие межличностных отношений

ориентация на "среднего ученика"

развитие умений совместной деятельности

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: взаимообучение, развитие межличностных отношений, развитие умений совместной деятельности

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Среди приёмов, применяемых на уроке, выберите те, которые отвечают требованиям к современному уроку (выберите все верные ответы)

сообщение содержания нового материала с применением презентаций

фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных ответов

предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности

индивидуализация обучения за счёт организации учебной деятельности школьников с информационными ресурсами

выполнение лабораторной работы под руководством учителя

мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности, мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью, индивидуализация обучения за счёт организации учебной деятельности школьников с информационными ресурсами

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Особенностью проектной деятельности является её направленность на ... (выберите один верный ответ)

получение конкретного результата - продукта

обоснование и защиту идеи

подтверждение выдвинутой гипотезы

проведение эксперимента

решение проблемы

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: получение конкретного результата - продукта

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Достижению личностных образовательных результатов способствуют учебные задачи, ориентированные  на ... (выберите лишнее)

организацию сотрудничества и коммуникации

освоение систематических знаний

становление ценностно-смысловых установок личности

самоорганизацию, саморегуляцию и рефлексию

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: освоение систематических знаний

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Учебная задача "Охарактеризуйте отличительные признаки явления "туман" направлена на формирование  (выберите один верный ответ)

умений осуществления совместной деятельности

базовых исследовательских действий

умений самоорганизации

базовых логических действий

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: базовых логических действий

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Учебная задача "Проиллюстрируйте решаемую задачу по географии схемой" направлена на формирование (выберите один верный ответ)

умений самоорганизации

умений работать с информацией

умений общения

базовых логических действий

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: умений работать с информацией

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Учебная задача "Объясните причины не достижения результатов собственной деятельности при разработке проекта" направлена на формирование .. (выберите один верный ответ)

умений общаться

умений работать с информацией

умений самоконтроля

умений осуществления совместной деятельности

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: умений самоконтроля

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Учебная задача "Задайте вопросы по существу обсуждаемой темы урока" направлена на формирование ... (выберите один верный ответ)

базовых  исследовательских умений

умений работать с информацией

умений общения

умений самоконтроля

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: умений общения