Краеведение

Гришаева Тамара Александровна

На этой странице моего сайта хочу рассказать о школьной музейной комнате созданной в 2006 году.

Показать работы учащихся, пополнившие вспомогательный фонд музейной комнаты.

Буду рада если эта информация будет Вам интересна.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная музейная комната МБОУ «Татарская СОШ»

По своему профилю музейная комната является краеведческой.

         Ц е л ь  - создание и развитие деятельности школьной музейной комнаты, способной формировать гражданско-патриотические чувства учащихся

Для достижения этой цели решаются следующие                                                                                             з а д а ч и:
           - формирование гражданско-патриотического сознания на основе исторических материалов, собранных в музее;
           - воспитание личности учащегося - патриота своей школы, села,

     района, страны;

            - воспитание познавательной активности учащихся.

Н а п р а в л е н  и я  деятельности музейной комнаты:

-  поисковая работа;

-  просветительская деятельность;

-  организационно – техническое обеспечение (создание и пополнение фондов);

-учебно-воспитательная работа;

- исследовательская деятельность. 

Музейная комната была создана в 2006 году.  В основу были положены материалы музея  села Татарка, основанного в 1986 году Прохоренко Марией Александровной.

В 1992 году помещение музея было отдано создававшейся  пограничной заставе -   Контрольно-пропускному пункту «Народный». Музей прекратил свою деятельность и материалы были переданы сельскому совету на хранение.

В 2005 году школа занялась восстановлением музея, только теперь это была уже музейная комната. Музейные экспонаты размещались в классной комнате,  а в 2012 году  было возвращено прежнее помещение музея.

Сегодня, ведётся работа по созданию музейных экспозиций, экспонаты размещаются в четырёх залах

Зал № 1  « Предметы крестьянского быта сибирской деревни конца XIX -  XX веков»

Предметы экспозиции собирались у жителей сёл Татарского сельского совета, они рассказывают о тяжёлом крестьянском  труде и быте. Эти предметы всегда вызывают большой интерес у учащихся. Каждый экспонат сопровождается пояснительным текстом, где указан название предмета и фамилию человека принесшего этот экспонат в дар музейной комнаты. Представлены предметы, которым уже более 100 лет.

Зал № 2 «История села Татарка»

  В этом зале собран материал учащимися школы. Ведь наше село возникло, как редут, в цепи военных поселений создаваемой Иртышской пограничной линии,  в далёком 1745 году. Наше село имеет очень богатую историю, ведь ему уже 270 лет!

   С 2002 года в школе существует научное общество учащихся «Поиск», где одним из направлений исследований является краеведение. Учащиеся собрали богатый материал  по истории села:

  •  «Страницы истории села Татарка   1745-начала XXв.»  
  •  «Казачество Татарское»
  •  «Сибирская монета, как свидетельница истории»
  •  «Коллективизация сельского хозяйства»
  •  «История исчезнувшей деревни»  (о истории колхоза    «Прогресс»)
  •  «Летопись Татарской средней школы»                
  •   «Ни хлебом единым…» (о становлении культурно-просветительской деятельности на селе).
  •  «Люди поднимали целину, целина поднимала людей»

    Все эти работы легли в основу экспозиций музейной комнаты.

Зал №3 «Комната боевой славы»

    В годы Великой Отечественной войны с территории Татарского сельского совета на фронт ушли 506  человек, и не вернулись с фронтов войны - 246 человек. Память о героях войны бережно хранят односельчане. В музейной комнате хранится альманах «Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» составлен был жителем села, майором в отставке Потаповым Иваном Ильичем. В альманахе собраны воспоминания ветеранов о их боевом прошлом, это замечательные, бесценные свидетельства о людях подарившим нам Победу. Представлены  экспонаты -  копии фронтовых писем, похоронка, награды ветеранов войны. Большую помощь в сборе материалов о войне оказывает – Троценко Людмила Яковлевна, сельский библиотекарь. Она собрала богатый материал – фронтовые письма сохранившиеся в семье Паньковых.  У учащихся вызывает  интерес тема войны. На основе материалов музейной комнаты написана научная  работа -  «Письма, опалённые войной»,  проводятся тематические линейки с использованием краеведческого материала, классные часы, мероприятия военной тематики.

Зал №4 «История Татарской средней школы»

     Материал о истории школьного образования собирался из архивных источников, воспоминаний учителей, которые уже закончили свою педагогическую деятельность.  Большая работа ведётся с фотографиями, эта работа особенно сложная.  Силами учащихся и педагогического коллектива собран материал о директорах школы, а также созданы:

  •  альбом «История школы в лицах», где представлены школьные  фотографии  30-х годов, военного времени, первый выпуск Татарской средней школы;
  •  альбом «Ветераны педагогического труда»;
  •  альбом «Учителя – Ветераны Великой Отечественной войны»;
  •  альбом «Воинская доблесть Черлакского района» - выпускники школы, поступившие в военное училище, его закончившие и  выбравшие военную профессию.

 Собран материал о ученической производственной бригаде «Спутник».

     В мае 2014 года на экскурсию в школьную музейную комнату приезжали учащиеся Краснооктябрьской средней школы.  

Материал музейной комнаты широко используется на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

В нашей школе проводятся встречи выпускников, и история школы пополняется новыми воспоминаниями её учеников и педагогов.

   Мы бережно храним  память, которая как тонкая нить связывает нас с прошлыми поколениями, надо не потерять эту связь времён, а значит - свою историческую память, чтобы  не превратиться в «Иванов не помнящих  своего родства».

Гришаева Тамара Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Татарская СОШ» Черлакского  района



Предварительный просмотр:

МКОУ «Татарская средняя общеобразовательная  школа»

   

Предметы крестьянского быта

конца XIX  -  начала  XX веков

номинация «Традиционная культура»

 Камозина Татьяна Витальевна

ученица 8 класса

Гришаева Тамара Александровна

учитель истории 

                                                                               2014 г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………1 стр
  2. Крестьянские  ремёсла……………………………………………… 3 стр

А) ткачество

Б) изготовление обуви

  1. Предметы  крестьянского быта……………………………………… 4 стр

А) Утюг…………………………………………………………………….5 стр

  1. Крестьянская обувь……………………………………………………6 стр

Введение.

            Исследование традиционной материальной культуры прошлых поколений даёт возможность увидеть  связь  народов проживающих в нашем регионе Омского Прииртышья и народов России.  Для меня изучение истории становится интересней и сама история становится ближе, когда к ней можно прикоснуться через предметы быта,  хранящиеся в музейной комнате нашей школы. Понять, почувствовать прошедшее время, тех людей, с которыми была связана жизнь нашего села, окунуться в то нелёгкое время.  Именно в свете  изучения обозначенных вопросов,  являющихся предметом  моего исследования, и заключается   актуальность моей работы.

       Данное исследование будет посвящено анализу элементов материальной культуры жителей нашего села проживавших в конце XIX - середины XX в.в 

Цель моего исследования:

  • через предметы  крестьянского быта в конце XIX - середины XX в.в  увидеть  особенности ведения хозяйства сибирской деревни в указанный период истории;

     Задачи данного исследования:

  • выявить общие черты в традиционной материальной культуре и быте крестьянства в конце XIX - середины XX в.в ;
  • изучить особенности устройства домашнего хозяйства и  аспектов жизни сибирской деревни в конце XIX - середины XX в.в ;
  • приобрести навыки  ведения  исследовательской работы в области краеведения;

Методы исследования: интервьюирование  старейших жителей села, изучение предметов быта с использованием литературы, а также ресурсов Интернета.

Крестьянские ремёсла

Ткачество

Изготовление ткани является одним из древнейших ремёсел человечества,  и  было постоянным занятием для  женщин. Необходимые для изготовления тканей  нити делали из овечьей шерсти или волокон льна или конопли. Технология ткачества выработана уже давно и  самыми распространёнными его предметами являются – веретено, прялка.    В каждой крестьянской семье находилась прялка. Этот предмет крестьянского быта передавался из поколения в поколение. От матери к дочери этот предмет пользовался большим уважением у женской части семьи. Девочки наблюдая за работой бабушки или матери.  долгими зимними вечерами за мелодичной песней или длинными рассказами бабушек о временах их молодости, постигали секреты мастерства. Каждая женщина умела прясть и ткать сукно, из которого шились грубоватые крестьянские одежды.  Крестьянская семья нуждалась в тёплой, прочной и удобной одежде. В Сибири такая одежда всегда ценилась дорого, и женщины вынуждены были готовить на всю семью теплые вещи, это были вязаные кофты для мужчин – фуфайки.  Фуфайками в наших местах называли вязаные из грубой овечьей шерсти  телогрейки (кофты) без воротников, а иногда и без рукавов. Плотно связанную фуфайку женщины мочили и  мокрую долго отбивали, до тех пор пока шерсть не сваливалась. Такие  очень теплые, не пропускающие холодные зимние ветры, вещи носили, убираясь у скотины и выполняя домашние дела.

Возвращаясь к предметам крестьянского быта, а именно, к прялке следует отметить, что изготавливать прялку могли далеко не все мужчины. Здесь, как и в любом деле, если его делать добросовестно, требовался и опыт, и знания, и умение работать с материалом. Прялка должна была нить делать тонкой,  не тянуть и закручивать, такую прялку называли тугой, а плавно вытягивая шерсть мастерица должна была прясть нить тонкой и ровной. Если прялка отрегулирована хорошо, то нить получалась прочной и изделие связанное получалось мягким и прочным.

В сёлах ещё живут бабушки, которые умеют прясть на ручной прялке с веретеном. Они его получили от своей бабушки ешё в середине прошлого века. В те трудные года многие пользовались  веретеном для прядения овечьей шерсти и вязания носков и варежек.  Ручная прялка состоит из двух частей – на горизонтальную доску садилась мастерица, а к вертикальной доске крепилась кудель (чёсаная шерсть) и мастерица начинала одной рукой вытягивать нить из шерсти, а другой рукой запускала веретено, которое запущенное умелой рукой, начинало вращаться, и нить накручивалась на веретено. Старые люди рассказывали, что этот труд очень утомительный, но пряжа получалась лучше, чем на прялке.

Прялка представляет собой устройство, которое сразу и не поймёшь принцип действия, научиться прясть также надо время и терпение.

Прялка сделана из дерева, лишь крючки – металлические. Держится прялка на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот не сложный механизм через соединение  с колесом. Само колесо  должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения  другого механизма – катушки.

Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо.  Катушка устроена следующим образом: она насажена на ось, на которой находится и устройство с металлическими крючками. За крючки цепляют нить, и от этого она равномерно распределяется по катушке.

Как же работать на прялке? Колесо вращается благодаря движению педали. Обязательно нужно двигать педаль так, чтобы колесо вращалось вправо и равномерно.

Женщина должна сесть на стул, скамейку, поставить ногу на педаль, слегка подтолкнуть колесо вправо и двигать педаль, одновременно с этим она должна  из подготовленной к прядению чесаной шерсти, равномерно формировать нить, которую прялка будет скручивать и наматывать на катушку. Для того, чтобы регулировать количество наматываемой нити на катушку, нить цепляют на нужный крючок. Шерсть должна быть хорошо вычищена, распушена, чтобы нить получалась тонкой и крепкой.

Рассказ о изготовлении  домашней пряжи в крестьянских семьях был бы не полным если не сказать о ещё одном предмете быта – гребне. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для  чесания шерсти большего размера.  Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью., не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен,  который также  использовали в ткачестве.

Гребнем размером поменьше  женщины чесали волосы. Для таких дел гребни делали из березы, считалось, что берёза женское дерево, она давала девушке красивые волосы,  также как  берёза, девушка стройна и красива.

Изготовление обуви

  В школьной музейной комнате  имеются старинная обувь. Такую обувь носил простой люд и в далеком XIX веке, и в начале прошлого века. В нашем селе в этот период проживало большей частью казачество, и пожаловаться на сильную бедность казаки не могли. Они были и лошадны и имели коров в хозяйстве, кто – то больше, кто-то меньше. А вот переселенцы, которые прибывали в наши края в поисках лучшей доли, могли  составить бедную часть населения. В любом случае такую обувь могли носить и пришлое крестьянство и местное население – казахи.  Живя долгое время рядом люди перенимали многое из жизни соседей, обогащая свой опыт, и учась новым приемам ведения хозяйства. Сейчас трудно говорить кто у кого научился изготавливать из шкуры животных такую простую и достаточно удобную обувь, как  чирки – именно так они назывались в нашем селе, и носили их вплоть до середины прошлого века. Изготовлением такой обуви считалось делом сугубо мужским. Для этого надо было правильно приготовить шкуру животного. Процесс этот не быстрый и требовал определённых знаний.  Готовая шкура не вся шла на изготовление такой обуви, надо было брать только такую часть шкуры, где и шерсть лучше, и шкура прочнее. По заранее заготовленным колодкам шкуре придавали форму будущих чирков, затем сушили, также не давая пересохнуть заготовке, иначе чирки получаться жестк5ими и неудобными в носке. Чтобы такая обувь не натирала ноги их обматывали портянками, а чтобы чирки не спадывали с ноги их специально шнуровали вокруг ноги. Это надо было уметь – правильно приспособить чирки. Зато, по воспоминаниям стариков, которые сами  знают по рассказам своих родственников, ходить в чирках было удобно.  Обуви было мало, а иногда и вообще чирки были единственной обувью всех членов семьи, тогда носили их начиная с ранней весны, и до поздней осени. В европейской России простой люд долго носил лапти, в Сибири -чирки. Многие народы проживающие в северных районах России и Сибири также изготавливали обувь из шкур животных.

Предметы крестьянского быта

 Как вы думаете, легко ли гладить вещи? В нынешнее время, вы бы ответили – да! А вот в XIX веке этот процесс был очень трудным и кропотливым. Чем пользовались крестьяне, когда не было утюга? Рубелем!

Рубель – это особое приспособление для глажения одежды, использовался в крестьянских семьях в XIX веке. Как же рубель выглядит? Он состоит из двух предметов - небольшого деревянной палки, похожей на скалку, и доска с вырезами. Вот именно это и давало возможность прогладить одежду достаточно хорошо. Пользоваться этими деревянными предметами  достаточно трудно, я бы даже сказала, что не трудно, а тяжело, потому, что устройство рубеля совсем несложное, просто для того, чтобы погладить им бельё, нужно было приложить немало силы.

На «скалку» наматывали только что выстиранную одежду. Нельзя было сильно сушить бельё, так как гладить, потом было бы тяжело. Итак, одежду намотали, теперь остаётся взять в руки вторую деталь –  рубель. Гладили на столе, рубелем с силой раскатывали  «скалку» с бельём. Чем сильнее бельё наматывалось на «скалку» тем лучше оно проглаживалось. Как бы труден не был этот процесс глажения, делать нечего, если хочешь на людях выглядеть опрятно, будешь долго и с силой работать с вещами, придавая им хороший вид. Шло время и в крестьянском быту появились первые утюги. Это было очень удобно, но и дорого. Не  все могли себе позволить купить металлический утюг, и его наличие считалось мерилом достатка в семье. Эти далекие времена относятся к концу XIX века.

Утюги нагревали на печи и пользовались по необходимости. Тут было неудобство в том, что утюгом можно пользоваться пока горячая печь. Тогда появляется ещё одна «модель» утюга с окидывающейся крышкой. В такой утюг закладывались угли и разжигались путем  размахивания утюга, через отверстия в нижней части попадал воздух и раздувал угольки за счёт чего и нагревался утюг. Конечно,  это было удобней чем пользоваться  рубелем

Глядя на эти старинные предметы крестьянского быта можно только удивляться терпению, трудолюбию наших предков. .Ведь даже в обыденной жизни им  приходилось тратить столько времени на дела в общем для нас очень простые. Что значит сегодня погладить вещь? Надо только включить электрический утюг, который сам обработает вещь паром, чтобы гладилась лучше. Знакомясь со старыми вещами, по другому начинаешь смотреть на современные достижения  науки. Удивляешься, насколько вырос темп жизни

Можно с полной уверенностью сказать, что эти старинные предметы  являются прародителями современных предметов нашего обихода, без которых мы не представляем сегодня свою жизнь. Старинные вещи могут много рассказать о том времени, когда они являлись незаменимыми помощниками хозяев в ведении домашнего хозяйства, но свои истории они рассказывают только людям с пытливым умом и людям любознательным, интересующимся историей своего края.