Добрые советы

Деревцова Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Работа с талантливыми детьми

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, и детская одаренность среди самых интересных и загадочных явлений природы занимает одно из ведущих мест. 

Я работаю с детьми, которых матушка  природа наделила музыкальным слухом. Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Несколько лет назад у нас был создан вокальный кружок «Солнышко», его участники не только дети, но и их мамы. Сейчас уже набран второй состав.  

Основные задачи работы кружка - посредством вокала развивать:

  • детский голос (т.е. его естественное звучание, укрепление и расширение певческого диапазона);
  • слуховой самоконтроль (это умение слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки); 
  • вокальную технику (артикуляция, дикция, звуковедение); 
  • артистические и творческие способности ребенка при исполнении песен;
  • воспитывать у детей певческую культуру, учить работать в коллективе, радоваться успехам своих товарищей и обязательно способствовать презентации музыкальных способностей детей.

Певцу – вокалисту в первую очередь необходимо научиться дышать, ведь без правильного  хорошего дыхания нет пения. Певческое дыхание это дыхание диафрагмы. Предлагаю вам игровые упражнения, которые будут полезны в вашей работе. Вот, к примеру, серия «Фантазия». Поможет всего один только звук «ш». Он может быть протяжным – «шшшшшшшш», а может быть прерывистым – «ш-ш-ш-ш».

Предложите детям разные ситуации  где мы слышим этот звук, затем на выдохе они  ее будут имитировать:
– ветер спокойно шелестит деревьями листьев - ш-ш-ш

– спускается воздушный шарик – шшшшшшшш (быстро и громко, медленно и тихо)
– набегает и убегает с берега морская волна – шшшшшшшш (громче – тише)
– жарится на сковороде картошка- ш-ш-ш-ш

-   вытекает вода вода - шшшшшшшш
 – встречаешь змею - ш-ш-ш-ш
– сыплется песок – шшшшшшшш

Эта игра не только зарядка для дыхания. Она развивает воображение, динамический слух, так же идет закрепление работы над постановкой звука (интеграция с логопедом)

Обязательный этап занятия по вокалу - это артикуляционная гимнастика.

Можно вот как поиграть, чтобы мышцы разминать:

  1. «Блинчик».

Покусываем кончика языка (по 10 раз с перерывами -  3 раза). 
2. «Лошадка».

Рот широко открываем, к небу язык прижимаем,

Прыгает вниз язычок и раздается щелчок (чередуем громкое и тихое цоканье). 
3. «Иголочки»

(покалываем языком верхнюю губу, нижнюю губу, щёки с обеих сторон). 
4. «Щёточка»

(провести языком между дёснами и губами).

5. «Слоник и обезьянка»

(вытягиваем губы в трубочку и растягиваем в улыбке)

 6. «Толстячок и худышка»

Вот толстяк, надуты щеки, очень важный, руки в боки,

Вот худышка, щеки впали, грустно ей, поесть не дали

(надуваем и втягиваем щеки, сопровождаем мимикой).

Очень важно использовать    упражнения на развитие силы голоса ("предпение") - это особое развитие голоса, его подвижности, благозвучности, диапазона.Мы читаем текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса, например: 
Была тишина, тишина, тишина
. 
Вдруг грохотом грома сменилась она

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь
? — 
Закапал, закапал, закапал по крыше
. 
Наверно, сейчас барабанить он станет
. 
Уже барабанит! Уже барабанит
!

После дыхательных, артикуляционных и речевых упражнений идет работа над интонированием, звуковедением, (это пение в унисон и применение здоровьесберегающих технологий)

Например, электронная игра «Змея».

Дети  воспроизводят голосом (на звук «М») графическое движение мелодии (оно проецируется на экран через мультимедийный проектор или изображается на интерактивной доске).

           Еще один вид деятельности, который очень нравится детям – элементарное музицирование. Игра на инструментах и мелодекламация развивают чувство ритма, артистичность, коммуникативные умения.

Так же мы используем театральные этюды-распевки в которых добиваемся чистоты интонирования за счет образности персонажей, пения по ролям. Одновременно идет работа над дикцией, развиваются артистические способности через жесты, мимику в согласованности с пением).

Заключительная часть занятия это релаксационные упражнения или, довольно часто по желанию детей, флэшмоб, который заряжает положительными эмоциями, снимают усталость.

Благодарю за внимание, всем желаю успехов.



Предварительный просмотр:

 «Развитие коммуникативных умений посредством игровой деятельности на музыкальных занятиях».

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Для нас, педагогов дошкольного образования, важно максимально использовать время детства для воспитания и развития детей. Основным преимуществом детского сада является возможность учитывать уникальность ребенка, осуществлять прямой контакт с ним, наблюдать его развитие, получать «обратную связь». По нашему мнению одним из действенных механизмов эффективного взаимодействия педагогов и детей является игровая деятельность. Изучив проблему развития коммуникативных умений при использовании игры в образовательной деятельности необходимо решение определенного круга задач. Система работы включает в себя следующие этапы:

1: изучение теоретической литературы, подбор диагностических методик;

2: разработка перспективного плана занятий; создание каталога игр, организация игровой деятельности на музыкальных занятиях;

3: обобщение результатов; социализация опыта для педагогов ДОУ по использованию игр в речевом общении детей; создание авторской программы «Разноцветная игра» для детей 4-7 лет. Ее основная идея: формировать у детей интерес к плодотворному общению, используя игру.

         Разработан алгоритм использования игры:

1. Все начинается с ритуала приветствия – создания хорошего настроения.

2.Разминка – включает в себя музыкотерапию, пантомимические упражнения, имитации движений и голосов игровых персонажей, направленные на активизацию внимания и развития творческого воображения у детей.

3.Далее идет работа над игрой, она состоит из трех этапов, на каждом из них развиваются определенные умения. В процессе занятия ведется индивидуальная работа. В конце дается позитивная оценка детской деятельности, задания на дом.

4.Ритуал прощания.

Основные принципы построения занятия:

  • Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляции общей активности.
  • Установление обратной связи путем развития различных эмоций, положительного опыта общения.
  • Формирование доброжелательного отношения к ребенку сверстников с помощью положительной оценки педагогом его достоинств.

Основные методы:

  • Это психогимнастика – используется как плавный переход от одной части к другой, как момент организации, как оздоровительные упражнения, как установка на забаву, развлечение. Это различные превращения, перевоплощения с эмоциональным окрасом (веселые зайчата, озорные котята). У детей существует стереотип неуклюжего, косолапого медведя, но войдя в образ, ребенок узнает что мишка, оказывается, может прыгать, бегать, плавать.
  •  Так же народные, хороводные, театрализованные игры

Среди народных игр, особо выделяются игры - забавы и игры с пением.  Наличие правил и требований их соблюдения, частая сменяемость водящих ставит участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между играющими, активизирует речевое общение.

Хороводные игры доступны ребенку благодаря таким чертам, как простота, относительная краткость и многократная повторность одного и того же действия. Они предоставляют возможность для проявления индивидуальных способностей у ребенка, позволяя проявить творческое начало, учить детей на их же примерах (посмотрите, какой зайчонок получился у Вани).

Театрализованные игры, среди которых хочется выделить режиссерские  (теневой, настольный театр) и  игры – драматизации,  обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, помогают развивать интерес к литературе и театру, формируют диалогическую эмоционально – насыщенную речь, активизируют словарный запас. Здесь очень важна помощь педагогов и родителей (освежить в памяти стихотворение, заучивание текста).

Занятия по разучиванию игр проводятся один раз в месяц с последующим их использованием в разной деятельности с детьми. Один раз в квартал, как подведение итогов, проводятся развлечения. Приятно отметить, что активное участие в них, как впрочем, во всех мероприятиях принимают родители. Они знакомы с целями и задачами работы, помогают детям дома. В результате огромное удовольствие получаем все: дети, педагоги и родители. Немало семейных персонажей участвовали в мероприятиях (мама и дочка в инсценировке «Мы не ляжем рано спать», обыгрывание потешек в театре двух актеров,  дедушка и внуки в игре – драматизации «День рождения Мухи-цокотухи»).

Сравнительная диагностика показала, что за три года работы количество детей с высоким уровнем развития коммуникативных умений возросло на 53%. Результаты работы дают удовлетворение и доказывают необходимость использования игр на музыкальных занятиях.

На примере знакомой многим театрализованной игры – драматизации

«Где ты был, Иванушка?»  познакомлю вас с игровым занятием  в старшей группе.

Цель: Знакомство детей с народными традициями; развитие коммуникативных умений

Предварительно воспитатель беседует с детьми о ярмарке,  разучивает текст песни.

На 1 этапе

Педагог: предлагает обсудить каких домашних птиц и животных дети знают, изобразить их по голосам,

объясняет правила игры, затем разучивается мелодия песни.

Дети: самостоятельно, с помощью считалки, выбирают Иванушку, изображают каждого животного.

На 2 этапе

Дети по предложению педагога выбирают определенную интонацию (хитро, возмущенно, загадочно), ведут диалог с Иванушкой, слушают его ответы, изображают  жестами и мимикой персонажей.    

На 3 этапе

Дети, разбившись на подгруппы, изображают действующих персонажей движениями, затем задают Иванушке вопрос: «Что купил, Иванушка?» Он угадывает. Следующий вопрос: Зачем купил, Иванушка?» Иванушка предлагает свои варианты ответов (можно из бараньей шерсти связать варежки, из яиц приготовить завтрак). Оценивает свои покупки (верно ли дети изображают персонажей)

В ходе игры формировались: Умение действовать совместно и общаться группами, договариваться, соглашаться, планировать свои действия для достижения результатов; умение пользоваться интонацией диалога в песне, владеть силой голоса, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения, оценивать; умение уместно использовать мимику, жесты. И, конечно, здесь ярко прослеживается наличие доброжелательности, проявление симпатий.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Семейные праздники как средство эмоционального обогащения взаимоотношений детей и родителей

На протяжении многих лет я являюсь постоянным участником экспериментальной работы в нашем ДОУ. В настоящее время детский сад ведет работу по теме «Педагоги и родители, равноправные партнеры в воспитании детей». Как музыкальный руководитель, занимаюсь организацией досугов в работе с родителями. Данная тема оказалась самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной в осуществлении. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

  • Увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
  • Апробировать разные подходы по устранению этих проблем;
  • Посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

 Участие мам, пап, старших братьев и сестер в праздниках, уже давно сало у нас традицией, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками действия, цель которых: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Ведущей формой работы с родителями является проектная деятельность. Она учит работать в «команде»: педагоги, родители, дети. Было немного страшно проводить первый семейный праздник – презентацию проекта «Воспитываем, играя», дети маленькие, начало учебного года, родители малознакомы. Но, благодаря воспитателю группы, все оказалось довольно просто, именно тогда я поняла, что для музыкального руководителя работа в партнерстве с родителями необходима.

        Чтобы мероприятия получились интересными для всех, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • Подбор репертуара;
  • Составление сценария мероприятия;
  • Распределение ролей;
  • Подготовка отдельных номеров (разучивание ролей, танцев, песен);
  • Индивидуальные встречи, репетиции и консультации по изготовлению костюмов и атрибутов.

Роли для взрослых, так же как для детей, подбираются с учетом их творческого потенциала. Например, роль Петра 1 на празднике «День рождения картошки» исполнил папа военнослужащий, который прекрасно чувствует себя на публике, у него соответствующая выправка, хорошо поставленный командирский голос, а в музыкальной сказке  ведущая роль, конечно же, отдана солистке театра национальных культур «Забайкальские узоры». Чтобы узнать творческие способности родителей, я на родительском собрании в младшей группе обязательно спрашиваю, кто любит театральное искусство, петь, танцевать, кто занимался или занимается этим. Обязательно провожу тест – игру «Попугай», она направлена на изучение выразительности речи, и именно в ней ярко прослеживается эмоциональная сфера человека. Очень важно убедить взрослых в том, что мы вес хотим сделать детям приятный сюрприз, доставить радость. Рада отметить то, что наши родители с удовольствием откликаются на все предложения, с азартом готовят свою роль. Некоторые просят ее сами, потому что их детки очень хотят, чтобы мам или папа были артистами, а есть те, кто желает выступить по зову души. Например, идея создания нашей авторской, замечательной, не побоюсь так сказать, сказки «Снегурочка» пришла внезапно, когда я услышала новую песню «Снежная баба», сразу увидела артистов, которые исполнят роли главных героев. Когда начали репетировать, творческие идеи родителей по оформлению декораций, включению общего танца всех героев (его постановщик мама), сделали мою задумку еще интересней, ярче. Перечислю наши особо яркие праздники: «Золотая ярмарка» (в ней одновременно в качестве артистов участвовали 15 родителей), «Осень в Простоквашино», музыкальная сказка «Снегурочка», новогодний праздник по мотивам сказки «Волшебное кольцо» (персонажей царской семьи сыграли дедушка, его невестка и внучка, наша воспитанница), «Как пришли казаки на землю забайкальскую» и другие.

        В заключении хочется отметить: праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое  разделяют взрослые и дети. Мы уверены один педагог хорошо, а с родителями лучше, ведь для малышей мама и папа самые дорогие и близкие люди. Они  увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. И еще, думаю, очень важен тот факт, что наша совместная работа вносит новизну в отношения между супругами, укрепляет их. О восхищении, комплиментах, полученных от своих вторых половинок, с радостью рассказывают наши звезды. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.