Учебная деятельность учителя

Фризоргер Юлия Викторовна

 

          Деятельность педагога – непрерывный поиск методов, форм, приемов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Я использую различные образовательные технологии.                                                               

       Кроме проектной технологии я применяю и другие необходимые образовательные технологии. Отсутствие динамики повышения количества  детей с хроническими заболеваниями - важный результат применения здоровьесберегающей технологии. Рабочий день начинаю с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, на больших переменах - подвижные игры, эстафеты, соревнования на свежем воздухе.

          В младших классах нельзя обойтись без  игровой  технологии, так как это  одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. На уроках  применяю современные игры - «Бартер», «Фирма», « Капитал»,  «Счастливый случай», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Они  развивают у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.  Учащиеся становятся коммуникабельными, слаженно работают в группах, не конфликтуют.

      Часто на уроках  я использую  технологию развития критического мышления. Наблюдения за обучающимися показывают, что на уроках, проведенных с использованием приемов технологии развития критического мышления («Кластер», «Инсерст», «Сиквейн», «Таблица ЗХУ» и др.)  дети активны, слаженно работают в коллективе, учатся слышать разные мнения и искать лучшее решение данной проблемы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе , учитель начальных классов МОУ Саюкинской СОШ Рассказовского района Тамбовской области Тема: 2010г.

Слайд 2

Задачи: Предметная – освоение понятия «род имени существительного», развитие умения распознавать имена существительные по роду, Надпредметная – развитие умения рассуждать, доказывать, находить новые решения, делать выводы, Социальная – формирование навыков общения, привитие любви к родной природе, формирование эстетического вкуса.

Слайд 3

зима, зимовать, зимушка приставка, корень слова, имя существительное Найдите в словах первой строчки, опираясь на слова второй строчки, лишнее слово. Дано задание

Слайд 4

Витя и Никита, побывав в зимнем лесу, были очарованы прекрасной картиной. В лесу под огромными, пушистыми соснами лежит белый снег. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль, спрятала свою хвою. Берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Какая красота!

Слайд 5

очарованы Очаровать, произвести неотразимое, чарующее впечатление на кого-нибудь, что-нибудь, пленить. подвенечное Надеваемый во время венчания, предназначенный для венчания

Слайд 6

Знаю Хочу знать Узнал Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? имена существительные, отвечающие на вопрос кто? – одушевленные, на вопрос – что? – неодушевленные; П. имена существительные изменяются по числам; НЕП. имена существительные собственные пишутся с большой буквы; П. имена существительные в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.

Слайд 7

Знаю Хочу знать Узнал Что такое «род имени существительного»?

Слайд 8

Знаю Хочу знать Узнал Имена существительные бывают мужского ( он , мой ), женского ( она , моя ), среднего ( оно , моё ) рода. Это постоянный признак. Имена существительные м.р. имеют окончания – а , я , □ ; ж.р. имеют окончания – а , я , □ ; с.р. имеют окончания – о , е . Род имени существительного можно определить только в единственном числе.

Слайд 9

Имена существительные бывают……………………, ……………………………….., ……………………………….. рода. Если можно подставить слова (…………, ………....), то имена существительные ……….. рода. Если можно подставить слова (………, ……..), то имена существительные ……….. рода. Если можно подставить слова (………, ……..), то имена существительные ……….. рода. Например, ж.р. (…………, …………….)…………………, …..……. м.р. (…………, …………….)…………………, ….……. с.р. (…………, …………….)…………………, …….…… Что такое род имени существительного Заполните пропуски в предложениях: Домашняя работа



Предварительный просмотр:

 Саюкинский филиал МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района Тамбовской области,

учитель начальных классов Фризоргер Юлия Викторовна

Предметная область - русский язык

Программа «Школа России»

Авторы учебника -  Т.Г. Рамзаева

Класс  3

Тема урока: Род имен существительных.

Компетенции:

Предметная - освоение понятия «род имени существительного», развитие умения распознавать имена существительные по роду,

Надпредметная - развитие умения рассуждать, доказывать, находить новые решения, делать выводы,

Социальная - формирование навыков общения, привитие любви  к родной природе, формирование эстетического вкуса.

Методы - частично- поисковый, методы стимулирования и мотивации, методы работы под руководством, методы упражнений и контроля, метод самостоятельной познавательной деятельности.

Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ -технология.

Содержание урока

Деятельность учащихся

1 Вызов.

1.1 Актуализация имеющихся знаний.

На доске запись: Тема урока РОД    …………………………………..

У. Чтобы определить тему нашего урока, надо выполнить задание. Найдите в словах первой строчки, опираясь на слова второй строчки, лишнее слово.

  1. зима, зимовать, зимушка
  2. приставка, корень слова, имя существительное.

Д. Лишнее слово – зимовать, т.к. слова зима, зимушка – это имена существительные. Это не части слова, т.е. не корень слова, не приставка.

У. Творческая тема урока «Зимушка- зима». А вот грамматическая тема ? Давайте сделаем вывод: «О какой часть речи будем говорить на уроке?»

Д. Продолжим изучать имя существительное, узнаем что такое «род имени существительного».

 

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных

Обосновывать свое мнение

2 Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных учебных целей. Прием «ЗХУ»

У. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, какая тема  текста?

      Витя и Никита, побывав в зимнем лесу, были очарованы прекрасной картиной.

         В лесу под огромными, пушистыми соснами лежит белый снег. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль, спрятала свою хвою. Берёза надела подвенечное  платье и стоит, словно невеста. Какая красота!

Д. читают текст.

У. Определите тему текста. Докажите.

Д. Тема текста: Зимний лес. В нем говорится о том, как мальчики отправились в зимний лес и наблюдали за деревьями (ёлками, березами, соснами).

У. Определите главную  мысль текста. Докажите предложениями из текста. Какие изобразительно- выразительные приемы используются в тексте?

Д. Основная мысль текста: Красота зимнего леса.

Какая красота!

В лесу под огромными, пушистыми соснами лежит белый снег. (эпитеты)

Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль, спрятала свою хвою. (олицетворение)

Берёза надела подвенечное  платье и стоит, словно невеста. (олицетворение, сравнение)

В процессе обсуждения проходит лексическая работа. 

Подвенечное  Надеваемый вовремя венчания, предназначенный для венчания.

Очарованы  Очаровать, произвести неотразимое, чарующее впечатление на кого- нибудь, что-нибудь, пленить.

У. Сделайте вывод, какой  по типу речи текст?

Д. Тип текста: текст описание- повествование.

У. О какой части речи мы будем говорить на уроке? В этом нам поможет наш текст.

Д. Об имени существительном.

У. Давайте начнем заполнять таблицу «ЗХУ» Что вы знаете об имени существительном?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Д. заполняют  1 столбик таблички «Знаю», выполняя задания.

1 задание. Какой части речи является слово красота? Докажите.

Д. Слово красота – это имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

У. Это мы знаем. Запишите в табличку.

Д. заполняют первую строку таблички «Знаю».

У. Почему слово красота отвечает на вопрос что?

Д. Это слово – неодушевленное имя существительное.

У. Подберите слово из текста – одушевленное имя существительное.

Д. подбирают одушевленное имя существительное.

У. Итак, что же мы еще знаем об имени существительном? Это постоянный или непостоянный признак?

Д. заполняют вторую строчку таблички «Знаю».

У. Чем отличаются слова сосны, берёза?

Д. Слово сосны обозначает много предметов, т.е. употреблено во множественном числе, а слово берёза обозначает один предмет, т.е. употреблено в единственном числе.

У. Это постоянный признак имени существительного? Запишите информацию в табличку.

Д. заполняют третью строчку таблички «Знаю».

У. Прочитайте 1 предложение. Сравните имена существительные. На какие две группы их можно разбить?

Д. Витя, Никита – имена существительные собственные, пишутся с большой буквы.

 Лес, пейзаж – имена существительные нарицательные.

У. Запишите ваши знания в табличку.

Д. заполняют четвертую строчку таблички «Знаю».

У. Прочитайте и запишите 2 предложение, комментируя орфограммы.

Д. (В) лесу- предлог пишется отдельно со словами; безударная гласная в корне, проверочное слово – лес;

под ( какими?) огромными, пушистыми ( под чем?) соснами; 

лежит- безударная гласная в корне, проверочное слово – лёжа;

( какой?) белый снег – парная звонкая и глухая согласная в корне, проверочное слово – снега.   

В лесу под огромными, пушистыми соснами лежит белый снег.

У. Охарактеризуйте предложение.

Д. По цели высказыванию – повествовательное. По интонации – невосклицательное. Простое, т.к. одна грамматическая основа. Распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

(Что?) снег- подлежащее, снег ( что делает?) лежит – сказуемое, снег лежит – главные члены предложения. Остальные второстепенные.

У. Назовите имена существительные, чем они являются в предложении? Сделайте вывод.

Д. Снег – главный член, подлежащее,

Лес, сосны – второстепенные члены предложения.

Д. заполняют пятую строчку таблички «Знаю».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

* Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

*имена существительные, отвечающие на вопрос кто? – одушевленные, на вопрос – что? – неодушевленные; П.

*имена существительные изменяются по числам; НЕП.

* имена существительные собственные пишутся с большой буквы; П.

* имена существительные в предложении я
ляетс
подлежащим или второстепенным членом предложения

3. Физминутка.

4.Осмысление (реализация)

У. Мы вспомнили все, что знаем об имени существительном. Теперь будем работать над тем, что хотели бы узнать.

Давайте найдем имена существительные в тексте и запишем их в 3 столбика.

Д. называют и записывают имена существительные. По столбикам их распределяет сам учитель.

?

?

?

Витя

красота

пальто

Никита

старушка

платье

лес

ель

пейзаж

хвоя

У. Ребята, а вам интересно узнать, почему мы распределили слова в 3 столбика? Это связано с понятием «род имени существительного». Так давайте запишем в столбик «Хочу узнать».

Д. пишут в столбик «Хочу знать»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое «род имени существительного»?

4.1.Работа по учебнику. Работа с текстом определения.

У. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте правила на с 152  учебника. Обсудите их друг с другом и ответьте на вопрос: «Как слова в столбиках связаны с родом имени существительного?»

Д. подставляют слова – помощники к именам существительным, делают вывод, что в 1 столбике  имена существительные мужского рода, во 2 столбике - женского рода, в 3 – среднего рода.

У. Как выдумаете, род имени существительного постоянный или непостоянный признак? Давайте сделаем вывод о том, какие окончания имеют имена существительные мужского,  женского,  среднего рода.

М.р.

Ж.р.

С.р.

Витя

красота

пальто 

Никита

старушка

платье

лес□

ель□

пейзаж□

хвоя

У. Знания, которые мы получили, запишем в столбик «Узнал»

Д. заполняют столбик «Узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Имена существительные бывают мужского (он, мой),  женского(она, моя),  среднего(оно, моё) рода. Это постоянный признак. Имена существительные

м.р. имеют окончания –а, я, □;

ж.р. имеют окончания –а, я, □;

с.р. имеют окончания –о, е.

Род имени существительного можно определить только в единственном числе.  

 

Читать тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы  по прочитанному тексту; находить в тексте необходимую информацию; определять основную мысль текста

Наблюдать: находить в тексте сравнения, эпитеты, метафоры

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

Сравнивать между собой тексты – описания, повествования, рассуждения, осознавать особенности каждого типа

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из  имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками

Списывать предложения в соответствии с заданным алгоритмом,  контролировать этапы своей работы

Устанавливать наличие орфограмм, обосновывать написание слов, устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове

Наблюдать: находить в тексте предложения по цели высказыванию, по интонации

Объяснять способы нахождения главных членов предложения

Выдвигать предположения: находить основания для классификации имен существительных ( по вопросам, числам, роду )

Группировать найденные в тексте имена существительные,  записывая в соответствующий столбец (м.р., ж.р., с.р.)

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат коммуникативной задачи; включаться в групповую работу, связанную с общением

4.2. Самостоятельная работа . Парная работа.

№ 1 задание. Оставшиеся имена существительные из текста распределите по столбикам.

№ 2 задание. Определите род имен существительных. Докажите правильность ответа друг другу. (Каждому ученику даются карточки – снежинки со словами – именами существительными). Снежинка, лёд, солнце, небо, облако,  снеговик, мороз, шуба, сказка.

5. Рефлексия.

У. Вот и подошёл к концу наш урок. (Работа по таблице).

Используя таблицу, расскажите, что вы узнали на уроке нового.

Д. высказывают свои мнения.

У.  Над чем надо будет работать завтра?

Д. Будем учиться подставлять слова - помощники и определять род.

6. Дом работа. Прием «Добавь слова» «Что такое род имени существительного».

У. 1. Заполните пропуски в предложениях.

Имена существительные бывают……………………,       ………………………………..,    ………………………………..   рода. Чтобы определить ………..  имени существительного, надо ……………….             ………………- помощники.

Если можно подставить слова (…………,  ………....), то имена существительные ……….. рода.

Если можно подставить слова  (………,    ……..), то имена существительные ……….. рода.

Если можно подставить слова  (………,     ……..), то имена существительные ……….. рода.

Например, ж.р. (…………, …………….)…………………,   …..…….

                   м.р. (…………, …………….)…………………,    ….…….

                   с.р. (…………, …………….)…………………,  …….……

Классифицировать части речи, объяснять основания для классификации

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения

             Витя и Никита, побывав в зимнем лесу, были очарованы прекрасным пейзажем.

         В лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый  наряд, а кустарники стали круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль, спрятала свою хвою. Берёза надела подвенечное  платье и стоит, словно невеста. Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в луч солнечного света.



Предварительный просмотр:

 Саюкинский филиал МБОУ Платоновской СОШ

 Рассказовского района Тамбовской области

Учитель начальных классов Фризоргер Ю.В.

Предметная область- математика

Программа «Школа России»

Авторы учебника -  М.И. Моро, М.А. Бантова,

Г.В. Бельтюкова

Класс  3

Тема урока: Умножение на 1

Компетенции:

Предметная - освоение правила умножения на 1, совершенствование вычислительных навыков, развитие умения решать задачи,

Надпредметная - развитие умения рассуждать, доказывать, находить новые решения, делать выводы,

Социальная - формирование навыков общения.

Методы - частично- поисковый, методы стимулирования и мотивации, методы работы под руководством, методы упражнений и контроля, метод самостоятельной познавательной деятельности.

Технологии - проблемное обучение, исследовательская работа.

Подготовка к уроку: ознакомились с произведением Григория  Остера « Веселые задачи»

Ход урока.

              Ребята, сегодня на уроке математики в процессе  составления и выполнения интересных заданий  мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы, будем учиться правильно вести спор.

1 Устный счет.

- Даны числовые выражения:     6 • 3  =

                                                       6 • 2 =

                                Тема урока:  

(дети не видят последнее выражение, оно закрыто)

-Придумайте задания.

Ответы детей:

  • Найти значения выражений (8, 12)
  • Прочитать выражение по-разному (множитель, множитель, произведение; произведение двух чисел; одно число увеличить в несколько раз и т.д.)
  • Сделать рисунок:      ○ ○ ○ ○ ○ ○      ○ ○ ○ ○ ○ ○       ○ ○ ○ ○ ○ ○

     (по 6 взять  3 раза)

  • Сравнить выражения:   6 • 3 > 6 • 2                                                      (произведение чисел 6 и 3 больше произведения чисел 6 и 2)
  • Составить выражения на деление:       18 : 3 = 6        18 : 6 = 3  

                                                                            12 : 2 = 6        12 : 6 = 2  

  • Составить уравнение и найти неизвестный множитель:         Х • 3 = 18,  Х = 6    

                                                                                                                  Х • 2 = 12,  Х = 6

  • Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1, вывод: 6 • 1 =

   -Давайте проверим. Откройте последнее выражение в столбике. Почему вместо        числа стоит «окошко»?

Ответ детей:  вместо него можно поставить любое число.

2. Формулировка темы и задач урока.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 1»

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 1.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 1 =

- Кто найдет значение данного выражения?

 Ответ детей: получится то же самое число, т.е. 6.

- Докажите.

- Давайте повторим правила ведения спора.

Ответ детей: выражать свои мысли четко, понятно, доступно, отстаивать свои позиции, уважать мнение всех.

Доказательство.

Ответы детей:

                     1 способ: сделать рисунок:    ○ ○ ○ ○ ○ ○ (по 6 взять 1 раз, получается 6)

                     2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 6 • 1 = 1 6 =1 + 1+ 1+ 1 + 1 + 1 = 6.

                       3 способ: обратить внимание на предыдущее выражение 6 2 =12, оно на одну 6 больше, чем 6 • 1, значит, если 6  • 2 = 12, а из 12 вычесть 6, то

получится 6, т.е. 6 • 1 = 6.

- Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 1 = а, 1 • в = в

Если любое число умножить на 1 или 1 умножить на любое число, то получится то же самое число.

3.Физминутка.

4. Закрепление материала.

Устно.

Найди значение выражений а 1 = а, 1 • в = в,

* если а = наибольшему двузначному числу,

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед.,

* если в = наименьшему трехзначному числу,

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7.

На карточках.

* Мальчики из 3 класса решали спорный вопрос с мальчиками из 4 класса. Выполнив действия, узнаете, кто получил больше тумаков.

    + 6     : 7       • 1        •  8     - 8      • 1

36 →  □  →   □  →  □   →   □  →  □ →  □

Ключ к ответу:    3 класс - 41, 4 класс – 40, 11 класс - 39.

- Пришлось ли в задании использовать новые знания?

- Как мальчики решали спорные вопросы? Считаете ли вы их действия правильными? Как поступили бы вы? Какие правила общения вы знаете?

5. Повторение раннее изученного материала.

-Какое еще можно придумать задание?

Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют рисунки)

Задачи:

  • Чтобы надуть 1 шарик требуется 6 кг воздуха. «Чему равна масса 3 шаров? Вдруг не выдержат?» – думал Вини – Пух, когда летел к пчелам за медом.
  • В один день решили 6 примеров. Сколько примеров решат за 3 дня дедушки для своих внуков- двоечников?
  • Паша съел 6 кг шоколадных конфет, карамелек – в 3 раза больше. Сколько килограммов карамелек съел Паша, пока у него не началась аллергия?

- Решите задачи устно.

- Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет съел Паша?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

 Ответ детей: 1) 6 • 3 =18 (к.) – карамелек

                        2) 6 + 18 = 24 (к.) - всего

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

-Что надо сделать с задачей?

Ответ детей: проверить.

- Как можно проверить задачу?

Ответы детей: решить методом уравнения, составить обратную задачу, решить разными способами.

- Составьте обратную задачу и решите методом уравнения.

Ответ детей: Паша съел несколько килограмм шоколадных конфет, а карамелек – в 3 раза больше. А всего конфет было – 24. сколько Паша съел шоколадных конфет?

Шоколадные конфеты - ? Х

Карамельки -?, в 3 раза больше

Всего – 24

Х + Х • 3 = 24

Х • 4 = 24

Х= 24 : 4

Х = 6 (к.) – шоколадных

6 + 6 • 3 = 24

Ответ: 6 шоколадных конфет.

6. Домашнее задание: придумайте любое задание, можно веселое ( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.), чтобы отразилась тема урока.

7. Итог урока. Чему научились? Что делали? Пригодится ли в жизни?

Литература:

1. Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1./

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М: Просвещение, 2008г.

2. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К УМК М.И. Моро – М: Вако, 2007 год/ О.Д.Дмитриева, О.А. Мокрушина

3. Журнал «Начальная школа» № 12, 2006г.

4. Журнал «Начальная школа» № 5, 2009г.

5. Журнал «Начальная школа» № 8, 2009г.

6. Журнал «Начальная школа» № 9, 2009г.

7. Журнал «Современный урок» № 8, 2009г.

8. Журнал «Сельская школа» № 5, 2005г.

9. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Методические рекомендации для руководителей ОУ. / Е.В. Королева - М: АРКТИ, 2006г.

10. Как научить детей  решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. / Т.А. Лавриенко – Саратов: «Лицей», 1999г.

11.Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителей начальных классов. / Т.А. Лавриенко – Саратов: «Лицей», 2002г.

12.Решение задач в 1и 2 классах четырехлетней начальной школы: Методическое пособие/ А.В. Белошистая, -М: Айрис – пресс, 2006г.

13. «Веселые задачи » Григория  Остера



Предварительный просмотр:

Фризоргер Ю.В.,

учитель начальных классов

Саюкинского филиала

МБОУ Платоновской СОШ

Литературное чтение 3 класс

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема: Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Цель: расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся.

Задачи:

 - совершенствовать навыки правильного чтения;

- развивать у детей полноценное эмоциональное восприятие   художественного произведения;

- развивать коммуникативные навыки, речь;

- формировать умение восхищаться окружающей природой.

 Наглядность, оборудование: презентация об авторе, Мещёрской стороне, иллюстрации книги, мини - толковые словари, словари настроений, таблицы для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

-Ребята, обратите внимание не раздел в учебнике, который мы изучаем. Как он называется? («Глухая пора листопада»)

-Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? (Об осени)

- В этом разделе действительно произведения об осени: о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает.

-С чего начинаем урок? (С определения темы урока)

-Откройте стр. 179 учебника. Давайте определим тему, цель урока по иллюстрации, автору, названию, жанру произведения. (Мы будем изучать произведение Константина Георгиевича  Паустовского «Мой дом». Мы думаем, что в рассказе  будет описываться  дом, говориться о его жителях, например, котах).

- Наш раздел посвящен осени. Как произведение Паустовского могло попасть в этот раздел? (Автор описывает свой дом в осенний период).

-Давайте составим план урока:

*знакомиться с автором,

*читать текст,

*отвечать на вопросы,

*работать с толковым словарем,

*определять тему и главную мысль произведения,

*определять настроение произведения.

-Мы будем работать и в парах и группах.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план урока;

работать по плану.

Познавательные УУД:

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других.

Предметные результаты:

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам.

II. Развитие умений.

1. Работа с текстом до чтения. 2 пункт плана

- Обращаемся к плану. Сейчас мы будем читать  рассказ Паустовского «Мой дом» из книги «Мещерская сторона». Константин Георгиевич Паустовский был путешественником, за свою долгую жизнь он побывал в разных краях нашей великой страны, но самым дорогим местом на земле для него стала мещерская сторона.

Знакомство Паустовского с Мещерой началось с изучения обрывка карты, в который ему в булочной завернули хлеб. Забыв о хлебе, Константин Георгиевич погрузился в карту. Мещерский  край тянулся от Рязани  до Владимира.  Автор писал: «В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но в нем, заключена вся прелесть и разнообразие русской природы».

2. Работа с текстом во время чтения и после чтения.

1) Первичное чтение.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором, работа с толковым  словарем парами).

- Обращаемся к следующему пункту плана - чтение. Читаем 1 часть по абзацам. Ребята, в ходе чтения произведения вы будете работать парами: находить в толковом  словаре объяснение незнакомых слов, читать и объяснять их друг другу.

1

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания.

(Что говорит автор о маленьком доме? А вам интересно, почему он достоин, чтобы его описали? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.)  Слайд

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (Досками из древесины хвойных пород.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.) 

Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.

(Можете предположить, почему? Нужно уточнить значение слова западня – ловушка.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами (рыжевато-желтое или белесое пятно на шерсти  другой масти).

 – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан (Это приспособление для навешивания пойманной рыбы.) с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой (держать что - то или кого - то изо всех сил, крепко), висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады (чувство  неудовольствия из-за неудачи, обиды) друг друга по усатым мордам. (Представили?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох (неожиданно, внезапно), бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

2) Вопросы после чтения 1-й части:

- Какие картины нарисовал нам автор в 1 части произведения? (описал дом- бывшую баню, котов- любителей рыбы, дом в осенний период)

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе? (автору грустно, печально осенней порой, но при этом радостно, т.к. он у себя дома)

–Автор – волшебник слова. Он помогает нам увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки и почувствовать запахи. Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

Звуки

Запахи

Трещит печь

Пахнет яблоками

Звенят,
трещат  синицы

Пахнет чисто вымытыми полами

3) Часть 2 (читает учитель).

- Я читаю 2 часть по абзацам. А вы попробуйте выполнить задания:

* представьте осенние картины, которые нарисовал словами автор,

* почувствуйте настроение автора, которое он пытается передать.

4) Беседа по услышанному.

- Какие картины вы представили после услышанного текста?

(Мы представили беседку, которая заросла виноградом. Воробьев, которые стучат по циферблату часов. Как дождь шумит и летает ночная бабочка. Лягушонка выпрыгивающего из ведра.  Поет сверчок. Пес Дивный стучит хвостом.)

- Какое настроение ты почувствовал? (грустное, печальное, восторженное)

Словарь

Дождь  отвесный - «прямой» дождь характерен прямыми струями воды, льющимися вертикально сверху вниз

Околица - край деревни

Шёлк - сырец. Гусеница шелкопряда выделяет ниточки. Они сплетены и похожи на кокон. Из них человек изготавливает шелковую ткань.

Восток - часть горизонта, где восходит солнце.

5) Повторное чтение рассказа детьми с одновременным выполнением задания. Работа выполняется группами (1 ребенок читает, остальные слушают, подают идеи, 1 ребенок коротко записывает, 1 ребенок отвечает). Найдите в ходе чтения 2-й части осенние звуки, запахи.

1 группа – 1-3 абзацы.

Звуки

Запахи

Тикают часы

Пахнет дождем: острый запах вла
и, сырых садовых дорожек

Шумит дождь

2 группа- 4-5 абзацы.

Звуки

Запахи

Туман шуршит

Падают листья

Поет пастуший рожок

Звон чашек

Поет сверчок

3 группа -6-7 абзацы.

Звуки

Запахи

Пес бьет хвостом

Запах дыма печей

Пес вздыхает

Запах листвы и травы

Проверка заданий. Оцените работу своей группы.

- Давайте вернемся к нашему плану урока. Что нам осталось сделать? (Определить тему и главную мысль рассказа)

Дети: Тема - о чем говорится в тексте. Говорится о доме в Мещере. Главная мысль – что хочет передать нам автор, свои мысли, переживания.

- Чтобы легче выделить главную мысль, давайте прочтем последний абзац.

- В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Автор общается с природой, отдыхает, наблюдает, на душе у него грустно, но у него рождаются новые мысли.)

Главная мысль: автор учит нас общаться с природой,  учит нас умению видеть  в известном неизвестное, задумываться, мечтать, чувствовать настроение окружающей природы.

 Как вы думаете, подходят ли  стихотворные строчки А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» ко второй части рассказа «Мой дом»?

- Какое настроение рождает у вас произведение? (грустное, печальное, восторженное)

Личностные УУД:

умение осознавать и определять  свои эмоции;

умение воспринимать красоту природы;

 чувствовать красоту художественного слова;

интерес к чтению.

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

находить главную мысль текста;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

относить произведения к жанрам;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

ΙΙΙ. Итог.

 – Вернемся к нашему проблемному вопросу, действительно ли старый дом К. Паустовского в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

– Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

– Какие чувства вызвало у вас произведение К. Паустовского? (любовь к родному дому,  окружающей природе)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, работали парами и группами, находили тему и главную мысль рассказа)

Личностные УУД:

умение осознавать и определять  свои эмоции.

Регулятивные УУД:

Оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать свою точку зрения.

ΙV. Домашнее задание.

По группам:

1 и 2 группы:

Пересказ близко к тексту:

- описания дома,

- описания «рыбной охоты» котов,

3 группа:

Нарисовать картину произведения по тексту 2 части.

Толковый словарь

Б

Берут  дом в осаду - окружают его со всех сторон.

Д

Досада - неудовольствие из-за неудачи, обида.

З

Западня -  ловушка для зверей и птиц.  Капкан, мышеловка, сети, засада.

Застигнутые  врасплох – неожиданно, внезапно.

К

Кукан - это приспособление для навешивания пойманной рыбы. 

М

Вцепиться мёртвой  хваткой - держать изо всех сил, крепко.

П

Подпалина –  рыжевато-жёлтое  пятно на шерсти  другой масти.

Т

Тёс – тонкие доски из древесины.

Ч

Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу, а щели между ними узкие.

1 группа (1-3 абзацы)

Звуки

Запахи

2 группа (4-5 абзацы)

Звуки

Запахи

3 группа  (6-7 абзацы)

Звуки

Запахи


Предварительный просмотр: