Программы

Аношкина Галина Петровна

На этой странице будут представлены рабочие программы по предметам ( и не по предметам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sdelay_vybor.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №9»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Учебная программа элективного курса

«Сделай выбор»

(из серии «Здоровый образ жизни»)

Автор-составитель:

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №9» Рузаевского

муниципального района РМ

Аношкина Г.П.

г. Рузаевка

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема из проблем современного общества - наркомания. Наркомания… звучит страшно. Понятно всем, с ней нужно бороться, иначе общество перестанет существовать в целом. Ужаснее, когда под удар попадают наши дети – наше  будущее. Мы, как учителя, должны сделать всё от нас возможное, чтобы не допустить проникновение этой проказы в наши школы.

Краткосрочная образовательная программа «Сделай выбор» предназначена для углубленного рассмотрения темы о наркомании, даёт  возможность ученику самостоятельно сделать выводы об отрицательном воздействии на организм такой пагубной привычки. Программа   предполагает  возможность  выработки   у    учащихся  правильного  отношения  к  здоровью, объединяет  сферы  деятельности  врачей  и  педагогов, содействует  переходу  в  воспитании  к  другой  парадигме:  забота  о  здоровье - обязанность  каждого. Основная  задача  программы:  помочь подросткам  противостоять  негативному  давлению  среды, воспитать  соответствующие  мотивы  здоровья, формировать  культуру   здоровья.

 Программа  для  учащихся 8, 9 (можно и для учащихся 10-х) классов. Элективный курс рассчитан на 10 часов, 2 часа в  неделю. Обычно в октябре – ноябре в школах проходит месячник по предупреждению наркомании. Этот элективный курс уместно впишется в данный месячник.

В рабочей программе предусмотрено:

- резерв свободного времени в объёме 1 учебный час;

- проведение практических занятий;

- изучение теории в объёме 6 часов;

- проведение итоговой конференции по защите исследовательских работ.

Основные формы организации учебной деятельности:

- урок изучения нового материала;

- урок контроля знаний;

- урок практикум;

- урок обобщения и коррекции знаний;

- конференция;

- круглый стол.

Цели и задачи рабочей программы изучения элективного курса «Сделай выбор» (из серии «Здоровый образ жизни»):

- формирование связи между теоретическими и практическими

          знаниями учащихся;

- обеспечить школьников основной и главной теоретической  

          информацией;

- дать системные знания о последствиях наркомании;

- изучение процессов, происходящих в организме наркомана;

- обеспечить практическую направленность курса.

 Материал данного элективного курса  построен на чередовании лекционного, лабораторно - практического, аналитического материала. Одним из важных компонентов является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как   эксперимент, тестирование, а также самоанализ, который сможет помочь учащимся проанализировать свои дальнейшие действия, поступки, поведение. Данная программа носит интегрированный характер, объединяя биологию, медицину, гигиену, обществознание, психологию.  

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

Название темы

Коли

чество часов

Форма проведения

Введение.

1

Беседа

1

Уголовная ответственность за наркопреступления.

1

Круглый стол

2

Моральный и социальный  аспекты проблемы.

1

Беседа

3

Что происходит в организме наркомана?

2

Лекция/

Практическая работа

4

Мифология борьбы с наркоманией.

1

Игра

5

Профилактика наркомании.

1

Беседа

Заключение. Конференция.

Защита исследовательских работ.

2

Конференция

Резервное время.

1

На усмотрение участников курса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час).

Задачи и цели элективного курса. Понятие наркомании. Причины наркомании.

Тема 1. Уголовная ответственность за наркопреступления (1 час).

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Контрабанда. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.  Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.  Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.  Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.  Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.  Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.  Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.  Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.  Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Тема 2. Моральный и социальный аспекты проблемы (1 час).

Девальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Моральная основа регуляции поведения. Формирование наркоманской системы ценностей. Поведение наркомана, через влечение к наркотикам.  Хроническое отравление личность молодых людей.  Окружающий мир наркомана.  Психологические комплексы. Созависимость или паранаркомания. Семья наркомана.

Тема 3. Что происходит в организме наркомана? (2 часа)

Наркомания - тяжелое заболевание. Причины гибели наркоманов. Дыхание. Влияние наркотиков на кашель. Система пищеварения. Влияние наркотиков на сердечно - сосудистую систему. Половые возможности.  Почки – фильтр засоряется.  Изменения в печени. Внешность.

Практическая работа. Отличить по внешнему виду наркомана. Сравнить (по фотографиям) органы здорового человека и наркомана.

Тема 4. Мифология борьбы с наркоманией ( 1 час).

11 мифов о наркомании. В игровой форме учащиеся разрушают мифы о наркомании. Можно пригласить специалистов.

Тема 5. Профилактика наркомании (1 час).

Первичные, вторичные, третичные действия по профилактике наркомании. «Группы риска». Целенаправленные профосмотры. Активная противонаркотическая пропаганда. Нетерпимости в отношении возможной наркотизации во всех учебных заведениях. Беседы: психотерапевтические, стандартизированные, свободные. Разъяснительные и просветительские мероприятия. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа

Заключение. Конференция. Защита исследовательских работ (2 часа).

Примерные темы для исследовательских работ:

«История наркомании»,

«Мир без наркотиков»,

«Куда у наркомана делся иммунитет?».

Резервное время (1 час).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 В результате изучения программы элективного курса обучающиеся должны

знать:

общие сведения о причинах наркомании;

последствия наркомании;

аспекты наркомании;

уметь:

анализировать и прогнозировать вред наркотических средств;

находить информацию о методах и средствах профилактики наркомании в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

профилактики наркомании;

оценки опасного воздействия на организм человека наркотиков;

оценки этических аспектов некоторых исследований наркомании.

ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

после  обучения  учащихся  по  программе  «Сделай выбор»,  образовательный  потенциал  учащихся  должен  отвечать следующим  требованиям:

 1. Выпускник  имеет  активную  гражданскую  позицию.        

 2. Понимает  сущность  ответственности  за  свое  здоровье.

 3. Умеет  противостоять  опасному  давлению  окружающей  среды.

 4. Умеет  находить  выход  в  нестандартных  опасных  для  жизни  ситуациях.

 5. Умеет  на  научной  основе  организовать  свой  труд,  владеет  приемами  релаксации,  заботится  о  здоровье  своем  и здоровье своих  близких,  владеет  компьютерными  операциями  по  сбору  и хранению  необходимой  информации.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ерышев, О. Ф. Жизнь без наркотиков [Текст]/ Олег Федорович Ерышев. - М.: АСТРЕЛЬ, АСТ, 2005. - 158 с.

2. На краю пропасти... Наркомания и наркоманы : метод.-библиогр. материалы / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия, науч.-метод. отд., информ.-библиогр. отд.; [сост. Сазонов Л. Н., Кильдеева С. Х.]. - Саранск : НБ Респ. Мордовия, 2008. - 47 с.

3. Шпаков, А. О.   Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды [Текст]: справ. для родителей и детей/ А. О. Шпаков. - СПб: Зенит, 2000. - 368 с.

ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ:

1. http://schools.keldysh.ru/school1413/eco1/Nark.htm

2.http://mlpuemr74.ru/patients/stati-o-zdorove/vliyanie-narkotikov-na-organizm-cheloveka

3. http://old.subbota.com/2008/10/02/zd004.html?r=36

4. http://www.chuvsu.ru/~ismukov/4/1.htm

5. http://www.narko-help.ru/aspekty-narkomanii/

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1.  Комплект фолий по теме «Наркотик и организм человека».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

«Мифология борьбы с наркоманией»

Форма проведения: игра «Пресс – конференция».

Описание: учащиеся делятся приблизительно на две равные группы. Одна группа: журналисты. Вторая: специалисты (врачи, юристы, педагоги). «Журналисты» задают вопросы, «специалисты» - отвечают.

         Теоретический материал, на который можно опираться:

№ мифа

Формулировка

мифа

Реальность

1

Надо выявлять наркоманов среди подростков

Выявление поможет только тем, кто уже находится на пути избавления от приема наркотических веществ.

2

Нелегальные наркотики намного опаснее алкоголя и табака

Принципиальных отличий между алкоголем, табаком и нелегальными наркотиками нет.

3

Подростки употребляет наркотики, потому что у них нет информации о наркотиках

Информация о наркотиках является основной движущей силой наркомании.

4

Нынешняя экономическая ситуация и обнищание населения ведут к росту наркомании

Государственные меры по снижению потребления наркотических веществ, в том числе экономические, являются одним из средств улучшения благосостояния населения.

5

Наркотики дают чудесные ощущения, но имеют страшные последствия

Прочие приятные ощущения от наркотиков не являются их природными свойствами

6

Надо просвещать молодежь, а взрослые сами могут разобраться, что хорошо, а что плохо

Нельзя снизить уровень потребления наркотических веществ подростками, если не обращать внимания на взрослых

7

Запретительные меры ни к чему хорошему не приводят

Разумные запретительные меры эффективнее любых просветительных.

8

Антиалкогольная кампания привела к росту наркомании

Хотя последствия потребления алкоголя и нелегальных наркотиков во многом сходны, культуры их потребления в нашем обществе различны. Поэтому алкоголь и нелегальные наркотики, как правило, не замещают друг друга.

9

Надо что-то делать

Сделать что-то сможет только сам человек.