Актуальный педагогический опыт

Григорьева Наталья Николаевна

Актуальный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnyy_pedagogicheskiy_opyt_prezentatsiya.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальный педагогический опыт Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной музыкальной культуры Белгородчины». Автор опыта: музыкальный руководитель - Григорьева Наталья Николаевна Актуальный педагогический опыт обобщён на уровне дошкольного образовательного учреждения МБДОУ № 14 г. Белгород Выступление на педагогическом совете «Построение образовательного процесса в ДОО на основе индивидуальных особенностей развития детей » Протокол № 2 от 10.12.2015 г.

Слайд 2

В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает не только становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятию музыки, но и реализацию духовно-нравственного воспитания на основе традиций народной музыкальной культуры, что так же связано с зарождение представленного опыта. На протяжении 2 лет авторы опыта работают музыкальными руководителями в дошкольном образовательном учреждении. Данный опыт формировался на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 14 «Центр развития ребенка» «Золотой ключик» г. Белгорода. В дошкольном учреждении функционируют 16 групп: одна 1-я младшая группа, три 2-е младшие группы, четыре средние группы, три старших группы из которых одна группа компенсирующей направленности и пять подготовительные к школе группы из которых одна группа компенсирующей направленности. На протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные ценности и нормы. Обобщение актуального педагогического опыта представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.

Слайд 3

Использование регионального компонента в образовательном процессе в МБДОУ д / с №14 предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций Белгородской области, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности. Эта тема очень актуальна в наши дни, так как она позволяет педагогам, ребенку не просто изучать особенности региональной культуры в целом, а делать это совместно с родителями и социумом. Очень важно научить детей любить и ценить свою Родину, знать свой город, в котором ты родился, знать свой край, где живешь. Приобщение ребенка к истокам музыкальной культуры начинается с ознакомления с культурным наследием родного края. Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитание любови к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Белгородской области одна из приоритетных задач.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании устойчивого интереса и любви к народному искусству, приобщению детей к лучшим национальным традициям. Чтобы реализовать идею, разработана и опубликована парциальная программа «Мое родное Белогорье » ( Научный журнал «Образование и воспитание». Издательство: ООО «Молодой ученый».2016. № 3. С. 14 «Парциальная программа «Родное Белогорье »)

Слайд 5

Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с марта 2014 года по март 2016 года: I этап – констатирующий – с марта 2014 года по декабрь 2014 года. II этап – формирующий – с января 2015 года по сентябрь 2015 года. III этап – контрольный – с октября 2015 года по март 2016 года. Диапазон опыта представлен единой системой организации музыкальных занятий и использован в режимных моментах, в образовательной деятельности, в работе с родителями воспитанников.

Слайд 6

В своих трудах Белгородские музыковеды, собиратели народного исконно Белгородского фольклора Карачаров И. С. и Веретенников И. И., отражают богатую палитру и разнообразие музыкального фольклора родного края. По мнению Л. Н. Выготского, Б. М. Теплова, музыкальное творчество проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а одним из важных условий развития музыкальных творческих способностей считали накопление впечатлений от восприятия различных видов искусства, обогащение исполнительского опыта в различных видах музыкальной деятельности .

Слайд 7

Целостность педагогического процесса в МДОУ д/с 14 осуществляется реализацией примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку. Но для приобщения ребенка к своей национальной культуре необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир народного быта, народной культуры в целом.

Слайд 8

Цель данного педагогического опыта заключается в духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе народной культуры и традиций родного края.

Слайд 9

формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Белгородской области); взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области; развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность; развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор; содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.

Слайд 10

слушание произведений музыкального фольклора в исполнении оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной Филармонии; музыкально-дидактические игры, игры-забавы, потешки; пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и a - ca р ella ; обучение игре на народных музыкальных инструментах (шумовых); игры-хороводы («Белгородский карагод », « Танок », « Матаня », «Ой, Дрема»), театрализованная деятельность. праздники и развлечения: концерты, обрядовые праздники, музыкальные встречи в «Русской избе».

Слайд 11

принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений; принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого ребёнка; принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и самостоятельности; принцип сотрудничества с родителями и социумом; принцип толерантности означает проявление уважения к традициям и культуре других народов, проживающих в России (в Белгородской области).

Слайд 12

Образовательная деятельность – обучение элементам народного танца, хоровода, ладовым особенностям народной песни; Режимные моменты – тематическое развлечение.

Слайд 13

Систематичность и последовательность решения поставленных задач позволила сформировать представление детей о духовно-нравственной культуре Белгородчины; успешно взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области; развить художественно-творческие способности детей, сформировать творческую индивидуальность; развить стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор; содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим. Для реализации регионального компонента изготовлены русские народные костюмы для образовательной деятельности с детьми 2-4 лет. В МБДОУ д/с № 14 г. Белгорода был создан и воплощен в жизнь проект «Шумовые музыкальные инструменты своими руками». Его актуальность представляется нам в том, что на протяжении нескольких предыдущих лет утрачивались духовно-нравственные ценности и нормы. Создание педагогического проекта «Шумовые музыкальные инструменты своими руками» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.

Слайд 14

С младенчества любят различные погремушки, свистульки. Играя, прислушиваются к звукам, тем самым знакомятся и изучают мир звуков, запоминают тембры, познают высоту звука и т.д. В детском саду есть музыкальные инструменты, которые используются на музыкальных занятиях. Детская природа такова, что детям интересно из чего сделан инструмент, и что там шуршит и гремит или звенит. Поэтому созданием этого проекта стала идея показать детям, как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты. Апробация данного проекта позволила включить блок занятий с использованием шумовых музыкальных инструментов в парциальную программу «Мое родное Белогорье». Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт. Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики решения поставленных задач.

Слайд 15

Задачи: формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Белгородской области); взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными творческими коллективами Белгородской области; развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность; развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор; содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.

Слайд 16

Графический анализ овладения основных задач по освоению программы « Мое родное Белогорье»

Слайд 19

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Сентябрь «Вот проснулся петушок» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Мы потешки распеваем» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «В гости к бабушке Забавушке» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «В гости в деревню к Старушке-говорушке» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Игры за околицей» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 20

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Октябрь «Матрешка-Белогорочка» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Музыкальный сундучок» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Расписной оркестр наш» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Золотые поля Белогорья » 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Хлеб всему голова» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 21

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Ноябрь «Наша Матанечка» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель Настольный театр «Теремок» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Здравствуй, бабушка Матрена» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Посиделки у печи» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Весела была беседа» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 22

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Декабрь «Зайка беленький» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Заюшкина избушка» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Зимние забавы» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Новый год у ворот» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Мороз красный нос» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 23

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Январь «Веселые музыканты» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Гармонист Тимошка» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «В горенке поет гармошка» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «В горнице моей светло» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель Мини-концерт «В гости к малышам» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 24

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Февраль Игры-забавы «Веселая карусель» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «На веселой карусели» - игры-забавы 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Как на масленой неделе» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Эй, Масленица!» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Масленица» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 25

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Март «Загляни к нам солнышко» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Солнышко-ведрышко» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Приди, весна-красна» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Сороки» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Свистунья» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 26

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Апрель «Вот проснулся петушок» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Веснянка» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «В лес пришла весенняя пора» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «На зеленом на лугу» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Федул-ветреник» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 27

Сроки проведения Тематическое развлечение Возраст Ответственные Май «Вышла курочка гулять» 2-3 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Мы на луг ходили» 3-4 года Музыкальный руководитель, воспитатель «Два веселых гуся» 4-5 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Полянка» 5-6 лет Музыкальный руководитель, воспитатель «Белгородские посиделки» 6-7 лет Музыкальный руководитель, воспитатель

Слайд 28

Форма работы Виды деятельности Количество в неделю Количество в месяц Количество в год ОД Музыкально-ритмические движения 1 4 36 Слушание музыки 1 4 36 Пение, распевание 1 4 36 Режимные моменты Тематическое развлечение - 1 9 Педагогический Мониторинг - - 2 Посещение Белгородской Государственной Филармонии - - 1 Посещение Белгородского Музея Народного творчества - - 1

Слайд 29

Карта педагогической диагностики детей 2-7 лет 2015-2016 учебный год Понимает особенности персонажей русской народной музыкальной игры-драматизации(игры, хороводы) Старается петь выразительно, музыкально, интонационно чисто русские народные песни С удовольствием слушает музыку в исполнении русских народных инструментов Уровень: Д (достаточный); БД (близкий к достаточному); н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г б/д д б/д д 1 группа раннее развитие б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 4 группа вторая младшая б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 3 группа средняя б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 11 группа средняя б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 12 группа средняя б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 9 группа старшая б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 13 группа старшая б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 6 группа подготовительная б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 7 группа подготовительная б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 8 группа подготовительная б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 14 группа подготовительная б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% 16 группа подготовительная б/д д б/д д б/д д 100% - - 100% Б\Д 100% - 100% - 100% - Д - 100% - 100% - 100% Всего% 100% 100% 100% 100% 100% 100%