Опыт работы

Иванова Любовь Анатольевна

Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_organizatsii.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации

коррекционной работы на этапе автоматизации звуков

с детьми, имеющими речевые нарушения»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости.

Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Однако в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приемов логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.

В настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми логопатами.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится правильно.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно – вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка).

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Очень важно на этапе автоматизации звуков выполнять задания в игровой форме – без игры не возможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольников.

Игра – средство повышающее эффективность работы логопеда с детьми логопатами.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Количество и разнообразие игр и игровых приемов на  каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей, а польза  их использования несомненна.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры  развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, и умение выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (пальчиковые тренажеры), объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, дынь и т.д.).

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Он позволяет создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и добиться того, чтобы дети учились произносить поставленные звуки не только в словах, повторяемых вслед за логопедом или по предлагаемым картинкам, а в игровой форме.

Интерактивные игры и игровые упражнения необходимо систематизировать по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

- игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).

- «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:

- «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;

- с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);

- с рисованием ломаных линий и спиралей;

- с раскладыванием палочек;

- с рисованием пальцем узоров в крупе;

- с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).

  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой («Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов       со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

     Этап автоматизации звука в словах:

Увлекательно проходил этап автоматизации звуков с использованием нетрадиционных материалов и пособий: су-джок, косточки, камушки, мячики, прищепки и т.п.

Забавные дорожки.    Ребенок прокатывает мячик (мяч-прыгун) по дорожкам разной конфигурации, сопровождая движения пальцев произнесением  изолированных звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

Пальчиковые шаги.   Игровые сюжеты: «Помоги гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой», «Помоги муравьишке доползти до муравейника», «Помоги детям доехать до детского сада» и т.п.

Пальчики левой и правой руки (мячик) «ползут», «шагают», «скачут» по дорожкам, по кружочкам, по лесенке проговаривая отрабатываемый речевой материал.

Следы. «Помоги зайцу, лисе, медведю дойти до жилища». Ребенок «шагает» пальчиками по пуговицам, по косточкам, проговаривая речевой материал.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, использовали ряд вспомогательных приемов.      Одним из них является использование в работе мелких объемных (например от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук (сова, собака, слон и т.д.). Этот прием также помогает активизировать внимание детей и максимально поддерживает их интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает дошкольников от скованности, побуждает их к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

Лабиринт. Ребенок, четко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по стрелкам выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

Лабиринт с проговариванием. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т.д...».

«Лабиринт с пропуском хода». Игра проводится в два этапа. Сначала ребенок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, — через одну.

«Лабиринт наоборот». Сначала ребенок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Используя обычный мяч, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.

Во время непосредственно образовательной деятельности мяч помогает отрабатывать правильное произношение, автоматизировать звуки; вовлечь детей в активный процесс, снять эмоциональное напряжение, вызвать и сохранить интерес к обучающему виду деятельности.

В  своей работе мы используем различные виды мячей. Они яркие, легкие, звуковые, прыгучие.

Детям очень нравится самомассаж кистей и пальцев рук с использованием массажных мячиков разного размера.

Массажные движения сопровождаем произнесением автоматизируемых звуков, слогов, слов.

Игры на развитие ориентировки в пространстве используем для автоматизации звуков и закрепляем умения различать правую и левую стороны, знания частей тела, употребление предлогов.

Выполняя задания по инструкции логопеда ребенок проговаривает  речевой материал на автоматизируемый звук.

  •   «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».

Мяч прокатывается от логопеда к ребенку.

Инструкция: «Кати мяч прямо (вправо, влево) и четко произнеси слоги (СА, СА-СО-СЫ); логопед: «Я достану карандаш», ребенок: АШ-АШ-АШ, слова (шум-шуба-шутка).

Игры на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи используем для автоматизации звуков с передачей мяча (Мяч передавай слово называй), с перебрасыванием мяча (Мяч поймай чистоговорку повторяй), с подбрасыванием мяча, с ударом мяча об пол.

  •  «Веселый счет» - сколько их, всегда мы знаем – хорошо мы все считаем (одна оса, две осы, пять ос).
  • «Скажи ласково» - мячик маленький поймай да словечком приласкай (самолёт – самолётик, миска – мисочка).
  • «Один-много» - мы – волшебники немного: был один, а станет много (самокат–самокаты, коса–косы, нос–носы).
  • «Звуковая цепочка» (сад-собака-самокат-самолет-санки).
  • «Скажи наоборот» (Ночью темно, а днем – (светло); мухомор несъедобный, а подосиновик – (съедобный)).

       Этап автоматизации звука в предложении: 

Истории-чистоговорки, забавные чистоговорки, чистоговорки-перечислялки, чистоговорки-микросюжетки вызывали соответствующий эмоциональный настрой и были для детей интересны.

Также вызывали у детей интерес следующие дидактические игры:

- «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками);

- «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов;

- «Исправь Звуковичка» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;

- «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения;

- «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения;

- «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения;

- «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом;

- «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений;

- «Верно – не верно» - составление сложноподчиненных предложений.

         Этап автоматизации звука в связной речи:

На этапе автоматизации звуков в связной речи использовали следующие интерактивные приемы:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с помощью мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений (биоэнергопластика).
  •  «Сочини сказку» с использованием символов.
  • Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц.

Мнемотехника, биоэнергопластика, сюжетность стихов, скороговорок, чистоговорок и их ритмическая основа позволяли установить эмоциональный контакт с ребенком, достичь устойчивого внимания и вызвать желание заниматься.

Поиск новых, более эффективных методов и приемов автоматизации звуков в работе с детьми-логопатами привел нас к разработке и изготовлению наглядно-игровых пособий. Игровые пособия, сделанные своими руками, не теряют своей актуальности. Они позволяют создать атмосферу непринужденности и игры, снять напряженность и усталость.

В своей работе по автоматизации звуков мы используем лэпбук.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.

Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

В пособии отражены следующие разделы:

• артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);

• пальчиковая гимнастика;

• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»);

• автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);

• грамматический строй («Предлоги»);

• развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);

• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы»);

• зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).

   Лэпбуки разработали с учетом принципов наглядности, доступности, мобильности, многофункциональности, используются на всех этапах автоматизации поставленного звука.

Введение интерактивных игровых приемов в логопедическую работу предоставляют детям возможность создавать «свое», придумывать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что игровые приемы вызывают интерес у детей к логопедическим занятиям, помогают превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.

Список литературы:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Ванюхина Г.А. Речецветик. - Екатеринбург: Старсо, 1993.
  3. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Герасимова А. Популярная логопедия. – М.: Айрис Пресс, 2008.
  5. Детари Л. Биологические ритмы. - М., 1984.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.
  7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: АРД ЛТД, 1998.
  8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М.: Гном-Пресс, 1999.
  9. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  10. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.
  11. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Литера, 2007.
  12. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
  13. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1995.
  14. Новиковская О.А. Скороговорки и чистоговорки для развития речи. - М.: Астрель, 2009.
  15. Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  17. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  18. Филичева  Т.Е.  Основы логопедии.  -  М.:  Просвещение,1989.