мои выступления

Сафонова Ольга Николаевна

Эта страница содержит доклады, выступления  на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

О.Н.Сафонова

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа№1»,

учитель начальных классов

1. В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.

«Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?» В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого,  его собственная оценочная деятельность  не формируется.

Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и  тактично  направляя его,  учитель   помогает   формировать самооценку и объективно воспринимать внешнюю оценку.

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это скрывает часть   отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению.

Самым  главным в учебной деятельности становится поворот  на самого себя («чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть»).

Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.

Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

 2. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

В оценивании следует  учитывать  возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежание  некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъект обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.  

Известный педагог Евгений Николаевич Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?

3. Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?

Может быть, учителя не придают большого значения оценочной деятельности и не задумываются о вопросах, связанных с данным понятием?

Давайте проведем небольшую диагностику. Я предлагаю на данном слайде критерии оценки, а вы, пожалуйста, выберите из предложенных критерий, тот, который приемлем для вас. Затем я зачитаю характеристики критериев.  

(5 мин)

Характеристики критериев:

 1 - При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения;

2 - Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований стандарты нового поколения, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл;

3 - Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты;

4 - Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию;

5 - Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты;

6 - Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.);

7 - Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных).

Значимость критерия обусловлена тем, что стандарты нового поколения  ставят задачу по смещению внимания с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов.

4.  Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя о  степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребности сферы ученика. Оценка эмоциональна. Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

  • Постановка цели
  • Выработка критериев
  • Организация учебной деятельности
  • Оценка
  • Отметка

1. Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть?  Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.

Современная система оценивания требует постоянного самоконтроля учащихся и контроля учителя.

Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.

      И раз   перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью  можно использовать карту промежуточного контроля, рабочую карту урока, карточку достижений, а также итоговый  оценочный лист. Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

Карта промежуточного контроля применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме. Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения  темы. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицы. Подобные карты можно использовать при работе по каждой теме. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Таблица «Карта промежуточного контроля» на уроке русского языка по теме

 «Состав слова. Разбор слова по составу» (3 класс)

Фамилия

Имя

Находить окончание

слова

Находить основу слова

Находить корень

Находить приставку

Находить суффикс

Выполняю сам

Выполняю с помощью

Не умею

И можем выполнить несколько заданий на закрепление умений или поработать над ошибками.

Итогом работы должна быть рефлексия, она проводится и для учителя и для ученика. Можно дать карту  достижений.

Карточка достижений заполняется в конце каждого урока  самостоятельно. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Необходимо подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью. Таким образом, учитель должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку. После заполнения  карты достижений учащийся  сам обнаружит пробелы в работе. Таблица « Карточка достижений»

ФИО

Понравился

ли  тебе

урок?

Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке?

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие  полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Как я сегодня работал на уроке, самооценка.

Итоговый  оценочный лист.  Данная таблица является итоговой, используется для анализа   проверочных и практических работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана. Является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка.

    Вывод:

Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе учителя. Сущность процесса оценивания, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой. При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания – получить информацию для того, чтобы лучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.

Оценочная деятельность способствует развитию ученика, если он:

- понял, что от него требуют;

- не сомневается в востребованности  знаний и необходимости требуемых умений;

 - убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная оценка зависит только от него самого и степени его усердия.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также  критерии оценивания домашнего задания.

Чтобы перевести оценку в отметку, можно  используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся целесообразно  ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по отдельным контрольно-измерительным материалам и заданиям (задания на выработку критериев, оценка по критериям, задания на исправление ошибок и др.). Первоначально расхождения могут быть значительными (учащиеся либо завышают, либо занижают оценки), то в дальнейшем коэффициент совпадений приближается к 80-90%.

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя :

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

- Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

- Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.

- Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

- Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

- Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

     Позвольте представить Вашему вниманию мастер - класс на тему: «Лэпбук как одна из форм проектной деятельности в начальной школе». У каждого из нас часто поднимается вопрос, как же запомнить всю важную информацию, как принять ее в свою голову, чтобы активно использовать ее на протяжении своей жизни, своего самообразования, а как мы знаем маленьким детям особенно трудно сразу запомнить весь материал, который учитель дает им на уроке, его нужно систематизировать и обобщить.  Для решения этой казалось бы, сложной проблемы  я хочу представить вам новое средство по созданию проекта -Лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – (слайд)в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-либо теме. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

В процессе создания такой папки можно закрепить, систематизировать и обобщить изученный материал, а в дальнейшем она позволит освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук– это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

 Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
        Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках создания лэпбука.

        Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.         Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.         Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками.
        С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.
        Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
        Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.
        Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. 
        Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
        Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.
        Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная техника обучения подходит для урока систематизации знаний, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
        Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
        Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома и на внеурочных занятиях. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
        Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель. В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Итак, фокус-группа, вы готовы? Мы даем им слово для презентации своей работы…

Уважаемые коллеги, с какой сложностью вы столкнулись при выполнении данной работы, что вам показалось наиболее интересной? Сможете ли вы применять лэпбук на своих уроках?(каждой группе задать вопросы)

Итак, вы видите, что каждый лэпбук уникален, несмотря на одну и ту же информацию.

Как вы увидели, создание лэпбука решает ряд задач, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Еще лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

О.Н.Сафонова

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа№1»

учитель начальных классов

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего  образования  является формирование  учебной  деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности. Достаточный для младшего школьника  уровень  ее  сформированности обеспечивает  возможность  развития  психических  и  личностных новообразований  как  существенного  результата  образования.

 Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.  Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Организация исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки, обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении. Исследовательская деятельность тесно перекликается с проектной, и является одной из её составляющей. Если конечным продуктом проекта является разработка и создания конкретного образа, модели, то исследовательская деятельность подразумевает процесс поиска информации, получение новых знаний. Вот почему в своей работе я также широко использую и применяю метод проектов. Причём те и другие методы широко применяются не только во внеурочной деятельности, но и на всех этапах урока. Это могут быть мини-исследования по различным темам, например: «Может ли быть уравнение с двумя неизвестными?»,

 Использование исследовательской работы на уроках в начальной школе способствует не только более углубленному изучению учебного материала, но и помогает решить задачу развития у обучающихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

 Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности.

 Целью педагогической деятельности является активизация познавательной активности учащихся  через организацию исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

•        использование, наряду с традиционным, исследовательского обучения, которое позволит активизировать познавательную активность младших школьников;

•        создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования.

                Каждый раз, когда учитель составляет проект (сценарий) очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Большое значение исследовательской деятельности для активизации познавательной активности учащихся стимулирует ее широкое распространение и внедрение в образовательную практику. Но для развития этого направления необходимо решить основную проблему, суть которой заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе ее познания испытать радость творчества, восторг открытия.    Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании вариативности форм работы исследовательского обучения. Это может быть, как индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Считаю, что нужно больше использовать индивидуальную работу, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы.  

        Первое знакомство с методами проведения учебных исследований у моих первоклашек состоялось уже во втором полугодии первого класса. Со второго и третьего класса чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А некоторые ученики предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими ими уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности и принимают активное участие в научно-практической конференции, и имеют призовые места ( Овчинников Никита – 2015г, участие)

         Использование ИКТ на уроках значительно повышает мотивацию детей и эмоциональный фон урока, так как каждый ребёнок хочет показать свои умения при работе с компьютером.

Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной.

Этапы исследовательской деятельности:

-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

-поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;

-подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);

-защита проекта.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с учащимися является момент первичного включения детей в собственную исследовательскую практику. Предлагаю использовать следующие способы включения младших школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность:

•        экскурсии;

•        «Продолжи исследование»;

•        загадки, ребусы, логические задания;

•         игровые моменты;

•         игры-путешествия;

•         ролевые игры.  

В процессе организации исследовательской деятельности учащихся использую следующие методы:

частично-поисковые:

•        поиск задания;

•        наблюдение;

•        сбор материала;

исследовательские:

•        выполнение проекта;

•        проведение опыта;

и приемы работы:

печатно-словесные:

•        рассказ;

•        составление плана;

•        выписывание основных понятий;

•        анкетирование.

Вместе с тем, применяется и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. Например, на уроках русского языка организовываю три вида исследования:

– исследование словарного слова;

– исследование текста;

– исследование фразеологизма.

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:

Первый этап – подготовительный

– выбор темы;

– формулирование целей;

– составление плана исследования.

Второй этап – основной

– сбор материала;

– обобщение полученных данных.

Третий этап – заключительный

– представление результатов исследования;

– обмен мнениями.

Ещё одно форма, это урок-исследование, особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы и особым образом скомпонованном материале и решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда ученики, справившись с одной, наталкиваются на другую. По содержанию изучаемого материала для такого урока характерно рассмотрение теоретических основ явлений и фактов, уяснение связей с похожими или противопоставленными явлениями, выявление не только существенных, но и несущественных признаков, исследование способов рассуждения при объяснении и доказательстве каких-либо фактов.

 Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:

  • актуализация прежних знаний
  • возникновение интеллектуального затруднения
  • осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление
  • свободная дискуссия (высказывания, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы)
  • проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации
  • словесное оформление вывода и фиксация его (в устной или письменной форме)
  • применение полученных знаний на практике
  • введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу
  • цепочка микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач
  • выводы, обобщение наблюдений.

Использование различных форм и методов исследовательской работы позволяет организовать учебный процесс, как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.

Учащиеся столкнулись с первыми трудностями. Построили план.

1.Интеллектуальные затруднения. 2.Проблема.

3.Исследование. 4.Микроисследования.

Ещё один пример, когда на уроке математики мы изучали геометрические фигуры, для исследования этой темы, построили домик для кошки.

Урок по теме «Длина». Учитель предлагает:

- Измерьте длину полоски с помощью мерки.

- Давайте, сравним длину ваших полосок. (Предъявление действительного факта).

- Итак, что вы сказали сначала?

- А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия).

Какой же возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Решая проблемную ситуацию, выполняя исследования, ученик либо находит новое, либо пытается свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым,  разрешить проблему. Поэтому создание проблемной ситуации, и ее решение непосредственно связываются с функцией творческого мышления.

      Подготовку урока – исследования лучше всего проводить в четыре шага: подбор материала, прогнозирование результатов, организация работы детей, подготовка представления работы.

Наиболее продуктивной формой работы на уроке исследовании является групповая форма, которая имеет свои нюансы, связанные с организацией. (это и количество групп, и количество человек в каждой группе, и распределения обязанностей внутри каждой группы).

 Так же, чтобы построить урок – исследование, необходимо, что бы учитель сам был заинтересован в успешности детского исследования. Очевидно преимущество   урока – исследования перед обычными уроками. Это и мотивация, и самостоятельность детей, и задействованность всего класса в работе на уроке. Дети самостоятельно убеждаются в необходимости получения новых знаний, что в полной мере отвечает их психологии.  Но большинство учителей не видят всего потенциала исследовательского обучения и испытывают трудности при организации уроков – исследований.

Поэтому хочу дать рекомендации по проведению урока – исследования, которые помогут учителям избежать трудностей при подготовке и проведению занятия.

1.        При подготовке к уроку продумать, что будет конечной целью урока, то есть знания и умения, которые будут формироваться у учащихся.

2.        Заранее подобрать материал, с которым учащиеся будут работать, так, чтобы дети сами смогли выделить главное и нужное для себя.

3.        Определить, какого характера будет урок – исследование: либо дети сами будут выходить на новые знания, либо будут доказывать или опровергать представленную вами информацию.

4.        Продумать проблемную ситуацию, с которой должны будут столкнуться ученики. Лучше, если это будет жизненная ситуация.

5.        Подготовить наводящие вопросы к ситуациям, когда у детей могут возникнуть трудности. Это сохранит чувство самостоятельности у детей.

6.        Нужно подготовить необходимые материалы, для индивидуальной работы или же для работы в группах (зависит от темы Вашего урока).

7.        При работе в группах заранее спланировать количество и состав групп.

8.        Продумать доступную детям форму представления итогов исследования.

9.        При проведении урока – исследования напоминать детям об этапах исследования.  У детей должно доводиться до автоматизма умение следовать этим этапам.

10. С каждым последующим уроком – исследованием стараться меньше участвовать в детском исследовании.  Активизировать у детей навыки, полученные на прошлом уроке.

     Таким образом, можно сделать вывод: умение конструировать урок - исследования является для учителя универсальным учительским действием, обеспечивающим достижение результатов, предусмотренных стандартами второго поколения. Это умение может быть развито на основе усвоения теоретических знаний, анализа образцов воплощения теории и практики.  Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Использование исследовательского обучения на уроках способствует не только повышению познавательной активности учащихся, но и позволяет им проявить свои способности, участвуя в различных конкурсах. Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы».

 К положительным моментам можно отнести то, что происходит формирование всех видов УУД, а именно:

  • Личностных – осмысленное решение учебных задач и их связь с реальными жизненными ценностями, выработка жизненной позиции в отношении окружающего мира и самого себя.
  • Регулятивных - обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, коррекции, контроля и оценки своих действий.
  • Познавательных – поиск, отбор, структурирование необходимой информации, способы решения проблем.
  • Коммуникативные – умение слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической формами речи.

К отрицательным сторонам исследовательской работы можно отнести: увеличение нагрузки учащихся; сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя, риск неудачного окончания работы.

Организация исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективной подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении. Исследовательская деятельность тесно перекликается с проектной и является одной из её составляющей. Если конечным продуктом проекта является разработка и создания конкретного образа, модели, то исследовательская деятельность подразумевает процесс поиска информации, получение новых знаний. Вот почему в своей работе я также широко использую и применяю метод проектов. Причём те и другие методы широко применяются не только во внеурочной деятельности, но и на всех этапах урока. Это могут быть мини-исследования по различным темам, например: «Может ли быть уравнение с двумя неизвестными?»,

В заключении хочу вспомнить притчу: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее и мудрее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Поймав бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.



Предварительный просмотр:

Сафонова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»

РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь

Проектная деятельность в младших школьников в условиях реализации ФГОС

«Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений»

(таджикская пословица)

     Актуальность

           Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить саморазвитие личности школьника.   При этом возрастает роль проектной деятельности. Проектная деятельность может быть организована как на уроке, так и во внеурочной   деятельности учащихся начальной школы.

 В сентябре 2012 года начала работать  по ФГОС. От меня, как от учителя, реализующего  новые стандарты, требовалось спланировать  и организовать проектную деятельность учащихся-первоклассников. Мной был написан проект « Проектная деятельность  в начальной школе».  

Основной идеей проекта является:

  • Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества учащихся;
  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • Активизация образовательного процесса и придание ему творческого, исследовательского характера.
  • Обеспечение условий для формирования УУД, самореализации творческих возможностей и потребностей учащихся.  

Цель проекта: развивать познавательную активность через организацию проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Научить  учащихся  самостоятельно планировать свою деятельность.
  2. Научить работать с различными источниками знаний, уметь отбирать нужную информацию.
  3. Развивать коммуникативные и информационные компетенции.
  4. Создать условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся.
  5. Стимулировать получение нового «продукта».

        Этапы реализации проекта:

        1 этап --  подготовительный.

 Цель: ознакомление детей с основами проектирования, формирование первоначальных проектировочных умений.

2 этап -- ориентационный

Цель: формирование первоначальных знаний детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей её разрешения и соответствующих умений.

3 этап — поисковый

Цель: поиск возможных путей разрешения   проблемы.

4 этап — аналитический

Цель: анализ и оценка процесса проектирования, созданного проекта.

5 этап — заключительный

Цель: применение проектировочных умений в нестандартной ситуации.

Механизм реализации проекта

       1 этап --  подготовительный.

Пусковой механизм нужно начать с мотивации учащихся. Для этого нужно грамотно спланировать подготовительный этап. На данном этапе ввожу понятия «проектная деятельность», «проект»; представляю общую структуру проекта, организую деятельность детей по её анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют структурные компоненты проекта. Младшие школьники воспринимают и осмысливают задачу, воспроизводят структурные компоненты проекта. Результат взаимодействия – создание мотивации к осуществлению проектной деятельности.

       2 этап – ориентационный

На этом этапе формулирую проблему, определяю возможные направления проектирования. Учащиеся осмысливают проблему, осуществляют выбор личностно значимого направления проектной деятельности. Затем консультирую детей по формулировке проблемы тематике будущего проекта. Учащиеся определяют личностно-значимую  проблему, формулируют тему, осуществляют постановку цели и задач. Результат взаимодействия – формирование первоначальных знаний детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей её разрешения и соответствующих умений.

3 этап — поисковый

На поисковом этапе педагог руководит взаимодействием младших школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска. Учащиеся осуществляют поисково-творческую деятельность в избранном направлении. С целью оптимизации проектной деятельности детей целесообразно предложить им в качестве опоры следующий алгоритм:

1. Проанализируйте интересующие вас проблемы.

2. Выделите ту проблему, решение которой для вас сегодня наиболее важно.

3. Сформулируйте проблему в виде вопроса.

4. Представьте возможный результат вашей работы.

5. Продумайте последовательность действий по достижению желаемого результата. Для этого ответьте на вопросы: с чего необходимо начать? Что необходимо сделать дальше? Что необходимо сделать на последнем этапе работы?

6. Определите возможные источники поиска нужной информации. Проконсультируйтесь в случае необходимости с учителем.

7. Осуществляйте деятельность по намеченному плану.

8. Продумайте форму представления и защиты результата вашей работы.

9. Проанализируйте свою деятельность. Соответствует ли результат замыслу? Что нового вы узнали для себя в процессе работы? Чему научились? Что было трудным? Что оказалось лёгким? Возможна ли дальнейшая работа над проектом? Если да, то в каком направлении?

На данном этапе консультирую учащихся по поиску и отбору научной информации, практического опыта, по проектному замыслу и возможным направлениям его реализации, а также по содержательной части проекта. Учащиеся осуществляют поиск, осваивают научные источники и практический опыт, формулируют проектный замысел, представляют его теоретическое обоснование и технологическое описание. По окончании работы над проектом  консультирую детей по процедуре его защиты. Учащиеся составляют и редактируют проект выступления на защите. Результат взаимодействия – создание проекта и его презентация.

4 этап — аналитический

На этом этапе учащиеся осуществляют презентацию проектного замысла, отвечают на вопросы одноклассников и педагога. При этом происходит рефлексия процесса и результатов проектной деятельности. Учитель также анализирует и оценивает процесс и результаты проектной деятельности детей, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки. Оценка качества проектов осуществляется по следующим критериям:

– осмысление проблемы и формулирование цели проекта;

– степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

– практическое использование предметных и интегрированных знаний, умений и навыков;

– степень осмысления использованной информации;

– оригинальность идеи, способа решения проблемы;

– уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

– владение рефлексией;

– прикладное значение полученных результатов.

Результат взаимодействия – подведение итогов и оценка проектной деятельности учащихся, овладение детьми умением осуществлять рефлексию    проектной деятельности.

      5 этап — заключительный

Содержанием деятельности на этом этапе является создание интегрированного проекта в рамках нескольких учебных дисциплин или в рамках системы воспитательной работы. Взаимодействие «учитель – учащиеся» организуется аналогично продвинутому уровню, при этом ученики проявляют большую степень самостоятельности на каждом из этапов работы над проектом.

 Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Научатся работать с различными источниками знаний, уметь отбирать нужную информацию.
  • Овладеют основами проектирования
  • Научатся анализировать и оценивать процесс проектирования, готовый продукт.
  • Научатся применять проектировочные умения в нестандартной ситуации.

Перспективы развития проекта:

  • Данный проект можно применить на любом детском коллективе.
  • Организация выставки «Наши проекты».
  • Издание сборника  проектов  «Проект — это легко и весело»