Отчёт о работе учителя - дефктолога 2021-2022 учебный год

Гришкова Лариса Витальевна

Результативность и напрвленность работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2021_2022_uch.g._-_kopiya.docx802.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа» № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

Аналитический отчет

учителя – дефектолога

по итогам

коррекционно–развивающей работы

за 2021 - 2022 учебный год

                                                                                   Учитель-дефектолог Л.В. Гришкова 

          В 2021 - 2022 учебном году коррекционно-развивающая работа была построена в соответствии с годовым планированием.

Цель: предоставление своевременной специализированной коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в обучении из-за нарушения развития, для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы.

Содержание деятельности учителя -дефектолога направлено на решение следующих задач:

-своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;

-динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка;

-определение «обходных путей» обучения ребенка, испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;

-отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка;

-проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;

-формирование полноценной ведущей деятельности школьника;

-консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

 -продолжение работы над подготовкой учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов к обучению по новым ФГОС.

Для достижения поставленной цели проводилась работа по следующим направлениям:

- диагностическое;

- коррекционно - развивающее;

- консультативно-просветительское;

- организационно-методическое;

- создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

- экспертное.

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

                                          Диагностическое направление.

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Класс

(учащиеся)

Всего обследовано

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков

Выявить особенности развития познавательной деятельности, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Сентябрь

В течение года (по запросу)

1 – 4 классы

6

Промежуточная диагностика

(индивидуальная)  с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач  коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Январь

Учащиеся, посещаю

щие занятия

13

Итоговая диагностика

(индивидуальная)  с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить динамику развития познавательной деятельности, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

Май

Учащиеся, посещаю

щие занятия

14

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):

- личные дела учащихся;

- беседа с родителями.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение года, у детей в разной степени проявления были выявлены:

-  недостатки в развитии мыслительных процессов,

 - сниженная познавательная активность,

-  недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности,

- самоконтроля, произвольной регуляции деятельности,

- нарушения интеллектуальной работоспособности со снижением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания.

У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

 Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционно-развивающее направление.

В течение 2021– 2022 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно - познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- развитие познавательной деятельности;

- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие пространственно-временных представлений;

- развитие математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление.

          В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных. Индивидуальные проводились по 30 минут.

Коррекционно-развивающие занятия посещали ученики 1 класса — 3 человека, 2 класса – 4 ученика, 3 класса — 3 человека, ученики 4 класса-2 человека 7 класс- 1 ученик.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по программе «Развитие познавательных способностей». Данный курс развивающих занятий для школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе использовалось множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех познавательных процессов.

При проведении коррекционно - развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а также выработать графические навыки, стать наблюдательнее.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2021-2022 учебного года имеются следующие результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы:

Классы

Количество учащихся

Положительная динамика

Минимальная

динамика

Без динамики

1

3

1

1

0

2

4

3

1

0

3

3

1

1

1

4

2

1

1

0

5

1

1

0

0

7

1

0

1

0

В текущем учебном году впервые подготовила двух участников в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс». Ребята с ограниченными возможностями здоровья смогли принять участие под моим руководством в конкурсе профессионального мастерства в компетенциях: «Адаптивная физкультура», «Художественный дизайн». Благодаря участию в данном конкурсе один ребенок определился с будущей профессией.

C:\Users\grishkovalv\Downloads\WhatsApp Image 2022-09-01 at 10.41.37.jpeg

C:\Users\grishkovalv\Downloads\WhatsApp Image 2022-09-01 at 10.39.06.jpeg

C:\Users\grishkovalv\Downloads\1(2)_page-0001.jpg

Консультативно-просветительское направление

         Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.

        За период 2021-2022 учебного года было проконсультировано более 20 родителей учащихся на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения, организация и выполнение домашнего задания, «Ребёнок с проблемами   интеллектуального развития в семье» и другие.

       На протяжении всего 2020-2021 учебного года проводились консультации для родителей, педагогов.

                

Консультации

Количество

Консультации для родителей

22

Консультации для педагогов

5

За период с октября по май оказана консультативно-методическая помощь родителям:

- проведены беседы с родителями в диагностический период;

- консультирование по результатам диагностики;

- консультирование по запросу родителей;

- даны задания рекомендательного характера по развитию мелкой моторики, пространственно-временных представлений, познавательной деятельности.

Анализ проведенной работы за год показал, что некоторые ученики повысили свой уровень развития по некоторым параметрам. Часть обучающихся показала прежний результат. Имеется много причин, по которым им трудно подняться на более высокий уровень развития. Это и неусвоенный материал за прошлые классы, низкие учебные возможности, сниженный познавательный интерес, безынициативность.

В течение учебного года была оформлена следующая документация:

  1. Протокол обследования.
  2. Дефектологическое представление на учащихся.
  3. Список учащихся, зачисленных на индивидуальные.
  4. Карта динамического развития ребенка.
  5. Журнал посещаемости занятий.

6. Рабочие программы по коррекционному курсу.

7. Расписание коррекционных занятий.

8. График работы специалиста.

9. Планирование работы на год.

Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, носили комплексный характер.