Методическая разработка уроков технологии

Мазитова Гузял Маратовна

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным,

 но никогда не лишит его характера серьезного труда,

 требующего усилия воли.

                                                                                                                                            

  К.Д.Ушинский

Уважаемые , КОЛЛЕГИ!

Предлагаю Вам свои методические разработки уроков технологии для девочек . Осуществляя педагогическую деятельность в системе личностно-ориентированного обучения, используя технологии проектного и информационно-коммуникационного   обучения .Мне нравится  использовать активные методы  обучения на своих уроках.  Работаю над формированием ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования .

С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока67 КБ
Файл razrabotka_uroka6klass.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Радужный

Тема: Обработка кокетки оборкой

Класс-7

Урок- технология (девочки)

                                            Автор

                                   

Мазитова Гузял Маратовна,

учитель технологии высшей категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  
«Средняя общеобразовательная школа №5» -«Школа здоровья и развития»

:

 

Класс-7 

Урок- технология (девочки)

Тема: Обработка кокетки оборкой

(разработала учитель технологии МБОУ СОШ№5 Мазитова Г.М.

Город Радужный ХМАО-Югра)

Цель:

  • Способствовать формированию знаний и умений   по выполнению элементов отделки на изделиях, назначениях отделки, ее соответствии виду, форме и цвету изделия.
  • Способствовать развитию мышления – умение сравнивать, анализировать; содействовать развитию коммуникативных способностей;
  • -Создать условия для воспитания трудолюбия, художественного вкуса, аккуратности умение работать по плану,  для самостоятельного выполнения работы, ответственного отношения к результатам своего труда, способствовать воспитанию черт характера как настойчивость.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемно-поисковый, метод образного видения.

Дидактические принципы: связь теории с практикой, научности, доступности, наглядности.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Учебные средства:Учебник «технология »7 класс В.Д. Симоненко, дополнительная литература: «Школа рукоделия» Маогатита Максимова, Марина Кузьмина, ЭКСМО-ПРЕС, «Шитье для детей»ДРОФА Изд. Дом «Дрофа» Москва 1995

Методы научения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Тип занятия: комбинированный  

  Материально -техническое обеспечение :

 Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа  MS Power Point.

Раздаточный материал: инструкционные карты « Мерки для построения чертежа»,       рисунки моделей одежды».

      Оборудование урока, наглядность ,инструменты и принадлежности:

                                     Ножницы, утюг, швейные машины, оверлок Магнитофон,образец узла, образцы изделий с использованием отделки кружево                                      

Раздаточный материал: карточки задания «Последовательность проведения раскроя», технологическая карта «Выполнение оборки»

План урока:

  1. Организационный момент -  Сегодняшний наш урок необычный. У нас сегодня в гостях учителя нашей школы. Я думаю вы продемонстрируете свои знания и умения на нашем уроке.
  1. нарисуйте на полях с каким настроением вы пришли на урок.

 

  1. Повторение (письменно): Актуализация опорных знаний.

2.1.карточки-задания «Последовательность проведения раскроя»

2.2.Выступление учащихся с презентацией « Сарафаны».

2.3.Машинные швы.

  1. Соединить-сметать-стачать
  2. Присоединить- приметать-притачать
  3. Загнуть- заметать-застрочить

III.  Этап усвоения новых знаний. 

3.1.Слайд №1. Посмотрите пожалуйста на экран

 Совсем скоро праздник, и каждый из вас  c нетерпением ждет данный праздник. Этот день считается официальным днем самой прекрасной половины человечества Международный женский день .Каждый из вас, я надеюсь ,уже задумался какой подарок преподнесете вы самым близким и родным , любимым мамам. Это может быть подарок , сделанная своими руками.

  1. На экране вы видите изделия красочно оформленные вышивкой лентой, отделанные оборками, данные изделия радуют наш глаз.слайд№2
  2. Чудесные вещи можно создать своими руками оформив их различными видами отделки- Слайд3

3.2.Вопрос классу: Что называется отделкой? Какова функция отделки?

 Отделки дополняют и украшают изделия, подчеркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застежкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки т т.п.) и разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шелковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет еще одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани. Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо, отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе, рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и т.д.

слайд №5 

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!”, хотелось бы начать наш урок с этих мудрых слов Монтескье.

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.

Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка – это не эстетство.

И не безликий антураж,
А выразительное средство,
Что подтверждает имидж наш.

Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съемной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить

  • (предоставление слова учащейся выполнившей опережающее задание)

-Я предлагаю Вам отправиться в небольшое путешествие в прошлое.

3.3.Выступление учащихся. (сообщения учащихся, демонстрация альбома)

Украшения на одежде известны с каменного века. Было высокое качество ткани, изящные украшения (нарядные булавки, пластинки, браслеты). Костюм греков, например, изготовляли из шерстяных тканей ярких тонов с отделочной тесьмой по краям.

В эпоху феодализма одежда знатных людей отделывалась лентами и драгоценными камнями.

Во времена 15 века сильное социальное различие людей подчеркивалось качеством ткани и украшением. Богатая буржуазия предпочитала более тяжелые ткани: бархат, парчу, шелк. Одежда отделывалась мехом.

Во времена 16 и 17 вв. новым предметом роскоши было кружево, узкой полоской украшавшее разрез сорочки, но вскоре кружево стало самостоятельной отделкой. Со второй половины 16 века и до 18 века воротники, манжеты, даже чулки отделывались узорами. Кроме того, костюм был украшен всевозможными лентами, тесьмой, другой легкой отделкой.

Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала легкий шелест. Кружева, вышивки, блестки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья. 

3.4.Описание модели ночной сорочки. Также и изделия можно оформить отделкой внешний вид изделий выглядит празднично и оригинально.слайд№4 рисунков модели ночных сорочек 

  1. Ночная сорочка расширенного силуэта с цельнокроеными короткими рукавами.  Углубленный вырез горловины овальной формы обработан овальной подкройной обтачкой из ткани другого цвета. Вырез горловины можно отделывать кружевом, тесьмой . Ночная сорочка оформлена кокеткой  (какой формы).Нижней срез кокетки оформлен кружевами.

3.5. Технология выполнения оборок.

Оборки могут быть выполнены как из основной ткани ,так же мы можем использовать кружево.  Слайд№6Тогда она будет выглядеть еще более нарядной и подчеркнет достоинство женской фигуры.

Использование кружево в одежде . Сдайд №7

  1. Выполнение оборки Слайд 8-9.
  2. Соединение оборки с изделием.

V.Практическая работа

5.1.Правила техники безопасности.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

5.2. Текущий инструктаж:

  • формирование новых умений
  • проверка организации рабочих мест и начало работы учащихся
  • соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания
    5.3.Целевые обходы:
  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом
  • оказание помощи отстающим учащимся
  • рациональное использование учебного времени

5.4.. Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимся
  • разбор типичных ошибок
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок
  • способы устранения ошибок

VI. Закрепление

Вопросы для закрепления:

  1. Что называется отделкой?
  2. Что может служить отделкой?
  3. Какие виды отделок используют для оформления ночной сорочки?

VII. Домашнее задание

Тема следующего урока «Подготовка выкройки к раскрою»

Доделать (кто не успел) моделирование сорочки по своему эскизу; чертеж сорочки в М 1:1

VIII. Подведение итогов.

  • Анализ работы учащихся на уроке.

Выставление оценок в журнал. 

Рефлекция:

   Что нового вы узнали на уроке?

  • Чему научились?
  • Что вызвало наибольшее затруднение при изучении нового материала?
  • Что вызвало наибольший интерес?

Заключительное слово учителя:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!



Предварительный просмотр:

  • Методическая разработка конспекта занятия по технологии(девочки),
  • 6 класс, 2урока. 

(Разработала учитель технологии МБОУ СОШ№5- «Школа здоровья и развития»

высшей квалификационной категории  Мазитова Гузель Маратовна)

Тема: Обработка пояса

Цель:

  • Способствовать формированию знаний и умений   по приклеиванию прокладки и  выполнению обработки концов пояса
  • Способствовать развитию мышления – умение сравнивать, анализировать;
  • Создать условия для воспитания трудолюбия, художественного вкуса, аккуратности умение работать по плану,   ответственного отношения к результатам своего труда

Методы обучения:. Объяснительно – иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебными пособиями.

Репродуктивные методы: упражнение, практическая работа, инструктажи

Межпредметная связь: математика, черчение.

Дидактические принципы: связь теории с практикой, научности, доступности, наглядности.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Учебные средства: журналы «Burda», дополнительная литература «Технология обработки ткани».В.Н. Чернякова

Методы научения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Тип занятия: комбинированный  

  Материально -техническое обеспечение :

 Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа  MS Power Point.

Оборудование урока, наглядность ,инструменты и принадлежности:                                     Ножницы, утюг, ручная игла , образец последовательности обработки  узла, швейные машинки.

План урока:

I. Организационный момент.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Проверка отсутствующих.
  • Проверка готовности уч-ся  к уроку.
  • Организация внимания.

 

II. Опрос по ранее изученной теме с целью закрепления.

  1. Карточки c компетентностно-ориентированным заданием (КОЗы)

Задание: Представьте себе , что Вас назначили членом жюри МАЛОЙ

ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ в школе  для оценивания знаний учащихся 6-х классов по теме «обработка  юбки». Вам необходимо подготовиться , для этого выберите  правильные ответы из заданных.

 

ответы

1.При обработке боковых срезов юбки  сложить детали ……. сторонами внутрь

(лицевыми , изнаночными).

2.Соединить  детали кроя уровняв срезы, сметать и …….

(притачать, стачать)

3.Выполнить закрепку в ……строчки и в ……

(в конце,  в начале, в  середине)

4.Застежку –«молнию » расположить по …..  боковому срезу юбки.

( правой, левой)

5. Присоединить –приметать-……

Стачать. притачать

2.Тебе поручено составить краткий инструктаж о правилах работы на швейной машине во время проведения практической работы в школе для учащихся 5 классов . Прочитай текст и вставь пропущенные словосочетания:

Перед началом работы проверь нет ли на изделии …..

Заправь с начало……, а затем ….

Не забудь установить длину …

Положить подготовленную для обработки ткань под….

Повернув маховое колесо к себе опустить …. так чтобы она проткнула ткань, опустить ……

Повернув маховое колесо к себе сделать…,затем плавно нажать на …. Закончив работу поднять …, повернув маховое колесо к себе, поднять…. Отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки , оставляя ….см

 .

10-15 см, лапка, игла, стежок, булавки, нижняя нить, верхняя нить, педаль,

А).Выступление учащихся с презентацией « мода-  2013 ».

Б) Перечислите из каких деталей состоит  наша юбка?(переднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки и пояс)

Б) ребус- отгадайте ребус  зашифровано слово «ПОЯС» (слайд)

Сообщение познавательных сведении.

  • Давайте обратимся к истории создания одежды. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. В русском костюме поясу придавалось огромное значение На Руси было в древности принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана; даже новорождённой девочке повязывали поясок. Ходить без пояса, а особенно молиться, считалось неприличным. Пояс был также частью многих обрядов, например, свадебного. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от наговора, лихих людей, чужих женщин. Выражение «распоясаться» в русском языке означает «обнаглеть», «забыть о правилах приличия». Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). Даже сейчас у военнослужащего, помещённого на гауптвахту, снимают пояс.(слайд)

 

До сегодняшнего дня пояс является и частью одежды и самостоятельным аксессуаром в зависимости от назначения,.

2. Актуализация ранее изученного материала (фронтальный опрос)

Для плодотворной работы на сегодняшнем уроке нам необходимо вспомнить пройденный материал и ответить на ряд вопросов.

-Кто мне подскажет, какую мерку мы снимали для расчета длины пояса?

(полуобхват талии)

-Как обозначается эта мерка?.

 (Ст)

3.Изучение нового материала:

(Объяснение нового материала  с использованием  ИКТ)

3.1.Формы пояса-прямые и фигурные (слайд)

3.2.Пояс обрабатывают вместе с прокладкой из ткани с клеевым покрытием, которое придаст детали нужную жесткость и устойчивость.  Все больше распространение получают прокладочные материалы из химических волокон. Чаще используется- флизелин- волокнистый нетканый материал, волокна в которых склеены специальным составом. Их в народе еще называют «дублирином», так как в шитье термин дублирование означает «соединение поверхностей деталей склеиванием».

Запомните выкраивая детали флизелина нужно соблюдать направление долевой нити.

 Ширина клеевой прокладки равна ширине пояса в готовом виде. (слайд)

3.3.Обработка пояса.   

        3.3.1.Дублирование пояса (слайд)

Дублирование пояса клеевой прокладкой возможно двумя способами:

А)Детали пояса дублируют целиком ;

Б) Детали пояса дублируют наполовину размера пояса.

  • ТЕХНОЛОГИЯ ДУБЛИРОВАНИЯ ПОЯСА(слайд)
  • На изнаночной стороне по всей длине пояса наметать линию сгиба, она располагается на середине ширины пояса .        
  • .Раскроить  флизелин или дублирин для пояса: длина равна длине пояса без припусков на швы, ширина равна ширине пояса без припусков на швы.
    2. Наложи прокладку с той же изнаночной стороны. Приклей ее при помощи утюга так, чтобы прокладка доходила до линии сгиба пояса (рис.).

Технология склеивания флизелина с тканью проста (демонстрация)

  1. На гладильную доску изнаночной стороной вверх кладут пояс.

Поверх пояса-деталь из флизелина клеевым покрытием к ткани вниз.

На флизелин укладывают проутюжник.

Утюг разогревают и осторожно ставят утюг на поверхность проутюжника и держим на одном месте 10-15 секунд- это время рекомендовано для большинства прокладочных материалов, при этом нельзя делать скользящие движения утюгом затем на новое место ставим. Переставляя утюг с одного участка на другой по всей площади укрепляемой детали, так чтобы он не скользил по  ткани. Обязательное условие укрепленная деталь должна остыть и высохнуть- клеевые прокладки часто теряют форму и рвутся от нагрева. (8-10 минут) (слайд)

II. Затем короткие концы пояса, как показано на рисунке, обтачать. Срезать припуски на шов в углах, выполнить надсечку у мысика на ширину припуска на шов, удалить нитки строчек временного назначения.
Вывернуть пояс, выправить углы, швы. Выметать швы на ребро, приутюжить (слайд)

Проверка качества работы(слайд)

  1. Ширина пояса одинаковая по всей длине.
  2. Длина мысика равна 3 см.
  3.  Углы и швы выправлены и выметаны.
  4. Влажно – тепловая обработка выполнена качественно.

то необходимо сделать для качественного выполнения работ?

Ответ: ВТО.

4.Практическая работа

4.1.Правила техники безопасности.

-Можем ли мы приступать к работе? Нет.

Мы должны повторить технику безопасности на рабочем месте .

Производственная ситуация №1

- Волосы запутались в нитепритягивателе. Ваши действия.

(Не паниковать, выключить машину, сообщить о случившемся учителю)

- Как предотвратить такую ситуацию? 

(Учащийся должен быть в спецодежде, волосы заправлены под косынку, расстояние от головы до нитепритягивателя должно равняться не менее 30 см.)

Производственная ситуация №2.

- Швея проколола палец. Ваши действия.

 (Не паниковать, выключить машину, обратиться к  учителю, а затем пойти в медпункт медпункт.)

-2. Какое правило в результате не соблюдалось?

В процессе работы руки должны находиться по обе стороны от иглы на расстоянии. Изделие придерживают двумя руками.

- Где должны находиться булавки при выполнении работ?

Ответ: булавки должны находиться в специально отведенном для них месте (игольнице, коробочке).

Перечислите опасные места при работе с утюгом.

Ответ: неисправность розетки, вилки,

- токоведущий провод с наружной изоляцией,

- горячая поверхность и ручка утюга,

- отсутствие диэлектрического (резинового коврика).

4.2. Текущий инструктаж:

  • формирование умений
  • проверка организации рабочих мест и начало работы учащихся
  • соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания
    Целевые обходы: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, оказание помощи отстающим учащимся
  • рациональное использование учебного времени
  •  юбработать пояс.      

4.3.Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимся
  • разбор типичных ошибок
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок
  • способы устранения ошибок 

1. Проверка качества выполненной  работы учителем.
2. Взаимоконтроль выполненной работы.

 Самоконтроль (слайд)

Проверьте:

1. Равномерность ширины концов пояса.

2. Правильно ли вывернуты углы

3. Качество приутюживания концов пояса.

5. Домашнее задание: оформить, в используя загадки все инструменты и принадлежности необходимые для изготовления юбки ,  Устно опишите технологию обработки пояса маме, папе или младшей сестренке. Повторение- мать учения.

6. Закрепление изученного материала.

6.1.А теперь подумайте, что необходимо сделать для качественного выполнения работ?

Ответ: ВТО

6.2.ИГРА «Найди правильный ответ»:

1. Термин выметать обозначает

А) Временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую прямыми стежками.

Б) Временное закрепление вывернутых обтачиваемых краев деталей.

2.Термин обтачать обозначает

А) Соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного назначения

Б) Соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону.

3. Термин приутюжить обозначает.

А) Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки.

Б) Уменьшение толщины шва или края детали, т.е. уплотнить шов.

 7. Сообщение и комментирование домашнего задания. Устно опишите технологию обработки пояса маме, папе или младшей сестренке. Повторение- мать учения.

8. Уборка рабочих мест.

9. Подведение учителем итогов работы на уроке.

Итак, мы с вами закрепили знания и умения при выполнении обтачного шва. Выполнили практическую работу. Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? На следующем уроке мы закончим начатую работу и приступим к соединению пояса с изделием.

  • Анализ работы учащихся на уроке.
  • Выставление оценок в журнал.
  • Оцените работу на уроке.

Рефлекция:

Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

(Ответы учащихся должны строиться на основе слов:

 « Мне понравилось… Я научилась…… Мне запомнилось….»



Задание: Представьте себе , что Вас назначили членом жюри МАЛОЙ

ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ в школе  для оценивания знаний учащихся 6-х классов по теме «обработка  юбки». Вам необходимо подготовиться , для этого выберите  правильные ответы из заданных.

 

ответы

1.При обработке боковых срезов юбки  сложить детали ……. сторонами внутрь

(лицевыми , изнаночными).

2.Соединить  детали кроя уровняв срезы, сметать и …….

(притачать, стачать)

3.Выполнить закрепку в ……строчки и в ……

(в конце,  в начале, в  середине)

4.Застежку –«молнию » расположить по …..  боковому срезу юбки.

( правой, левой)

5. Присоединить –приметать-……

Стачать. притачать

Задание 2.Тебе поручено составить краткий инструктаж о правилах работы на швейной машине во время проведения практической работы в школе для учащихся 5 классов . Прочитай текст и вставь пропущенные слова:

Перед началом работы проверь нет ли на изделии …..

Заправь с начало……, а затем ….

Не забудь установить длину …

Положить подготовленную для обработки ткань под….

Повернув маховое колесо к себе опустить …. так чтобы она проткнула ткань, опустить ……

Повернув маховое колесо к себе сделать…,затем плавно нажать на …. Закончив работу поднять …, повернув маховое колесо к себе, поднять…. Отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки , оставляя ….см

 .

10-15 см, лапка, игла, стежок, булавки, нижняя нить, верхняя нить, педаль,