Педагогическая диагностика

Диагностика для оценки образовательных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_dlya_dlya_otsenki_obrazov._rezult.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

Цели диагностики:

1) оптимизировать процесс индивидуального обучения;

2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования;

3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

 Педагогическая диагностика с включает в себя следующие функции:

  • аналитическую – выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;
  • диагностическую - способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
  • оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
  • коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
  • ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
  • информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учётом следующих принципов: изучения учащихся в деятельности, в динамике, а также комплексного изучения учеников.

Основные подходы к оценке достижений учащихся:

• Оценка личностных достижений учащихся на пути к получению результата

• Акцент на малых достижениях

• Учет степени сложности и усилий к достижению результатов

• Делегирование части контроля исполнителям, ориентация на рефлексию, самоконтроль и самооценку

• Гибкость оценки

Методы диагностики:

1.Наблюдение:

     • прямое

     • беседа:

           - с психологом

           - с учеником

           - с учителями- предметниками

           - с родителями

2. Анкетирование

3. Метод незаконченных предложений

4.Ранжирование предметов

Объекты диагностики:

1. Личностное развитие ученика:

   - интеллектуально-когнитивная сфера (познавательная активность);

   - эмоционально-волевая сфера (психологический комфорт);

   - потребностно-мотивационная сфера (мотивация);

2. Уровень образовательной подготовки:

   - коммуникативная компетенция;

   - общеучебные умения и навыки

К основным методам проведения педагогической диагностики, применяемым мною, относится:

Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они

а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;

б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;

в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;

г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;

д) информационные, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;

ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Практическим работам придаю огромное значение, так как это чаще всего работа с картами, с номенклатурой, со статистическими данными. Формирование этих компетенций необходимы в дальнейшей жизни. Практическая работа  – основной способ познания природы. Кроме того что эти виды работ являются одной из форм активизации познавательной деятельности, они являются и средством контроля. Ведь за их выполнение обязательно выставляется оценка. С их помощью можно легко оценить метапредметный результат, умение владеть и использовать необходимое  оборудование, ставить цели и делать выводы, сравнивать, доказывать, объяснять

Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом  для систематизации и уточнения знаний школьников. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия

Итоговые контрольные работы провожу: после изучения наиболее значительных тем программы,  в конце учебной четверти,  в конце полугодия. Они содержат тестовую часть и практическую часть, часто работу разбиваю на части  А, В, С  по уровню сложности.

Ведение электронного дневника позволяет узнать средний балл учеников, что является тоже диагностикой